Виды труда и их характеристика. Большая энциклопедия нефти и газа

Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь.

Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное… учение, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время — мера их. При этом в полной неясности остаётся представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории естественная себестоимость и, следовательно, абсолютная стоимость хозяйственных предметов может измеряться только затраченным рабочим временем. Но при этом мы исходим из того, что рабочее время одного индивида признаётся совершенно равноценным рабочему времени другого, и приходится только следить за теми случаями, когда при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одного лица присоединяется рабочее время других лиц… например, в виде употребляемого инструмента. Следовательно, дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чьё-либо рабочее время само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, — следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, — совершенно равноценно, и при рассмотрении работ какого-либо лица, как и при рассмотрении каждого готового продукта, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в том, что на первый взгляд представляется затратой только его собственного рабочего времени. Для строгой значимости теории совершенно не важно, что́ именно будет тем, что не могло бы получить особого свойства и особой работоспособности без рабочего времени других людей, — будет ли этим применяемое рукой орудие производства, или сама рука, или даже голова. Между тем г-н Маркс в своих рассуждениях о стоимости не может отделаться от мелькающего на заднем плане призрака квалифицированного рабочего времени. Быть радикальным в этом направлении ему помешал унаследованный им способ мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что само по себе рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны».

То место у Маркса, которое вызвало этот «более мощный гнев» г-на Дюринга, очень коротко. Маркс исследует, чем определяется стоимость товаров , и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. Последний, продолжает он, «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием… Сравнительно сложный труд означает только возведённый в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определённое количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем» .

У Маркса речь идёт здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров , т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, — производятся этими частными производителями за частный счёт и обмениваются ими один на другой. Следовательно, здесь говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы сия ни обитала, а о стоимости, имеющей силу при определённой форме общества. Оказывается, что эта стоимость, в этом определённом историческом понимании, создаётся и измеряется человеческим трудом, воплощённым в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы. Однако не всякий труд представляет собой всего лишь расходование простой человеческой рабочей силы: очень многие виды труда заключают в себе применение навыков или знаний, приобретённых с большей или меньшей затратой сил, времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные промежутки времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, как расходование всего лишь простой рабочей силы? Ясно, что нет. Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда. Посредством этого сравнения стоимость продуктов сложного труда выражается в определённых количествах простого труда, но это сведе́ние сложного труда к простому совершается путём определённого общественного

процесса за спиной производителей — процесса, который здесь, при изложении теории стоимости, может быть только констатирован, но ещё не объяснён.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся на наших глазах в современном капиталистическом обществе, и констатирует здесь Маркс. Факт этот настолько бесспорен, что даже г-н Дюринг не отваживается оспаривать его ни в своём «Курсе», ни в своей «Истории политической экономии». Изложение Маркса отличается такой простотой и прозрачностью, что, наверно, никто, кроме г-на Дюринга, не «останется при этом в полной неясности» . Именно вследствие этой полной неясности, в которой пребывает г-н Дюринг, он ошибочно принимает стоимость товаров, исследованием которой здесь только и занимается пока Маркс, за «естественную себестоимость» , ещё более увеличивающую неясность, и даже за «абсолютную стоимость» , которая до сих пор, насколько нам известно, не имела хождения в политической экономии. Что бы, однако, ни понимал под «естественной себестоимостью» г-н Дюринг и какой бы из его пяти видов стоимости ни имел честь представлять «абсолютную стоимость», — несомненно одно: у Маркса вовсе нет речи об этих предметах, а говорит он только о стоимости товаров, и во всём отделе «Капитала», трактующем о стоимости, нет ни малейшего намёка на то, считает ли Маркс эту свою теорию стоимости товаров применимой также и к другим формам общества, и если считает, то в каком объёме.

«Следовательно», — продолжает г-н Дюринг, — «дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чьё-либо рабочее время само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, — следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, — совершенно равноценно».

Счастье для г-на Дюринга, что судьба не сделала его фабрикантом и, таким образом, избавила его от необходимости устанавливать стоимость своих товаров по этому новому правилу, а следовательно, и от неизбежного банкротства. Но что я говорю! Разве мы всё ещё находимся в обществе фабрикантов? Отнюдь нет. Со своей естественной себестоимостью и абсолютной стоимостью г-н Дюринг заставил нас сделать скачок, настоящее salto mortale, из нынешнего дурного мира эксплуататоров в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в чистую небесную атмосферу равенства и справедливости, — и мы должны поэтому, хотя и несколько преждевременно, уже здесь заглянуть немного в этот новый мир.

Правда, по теории г-на Дюринга, и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом — без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чьё-либо рабочее время само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, — представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!

Беда только в том, что Маркс делает к приведённому выше месту в «Капитале» маленькое примечание: «Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идёт не о заработной плате , или стоимости, которую рабочий получает , например, за один рабочий день, а о стоимости товаров , в которой овеществляется его рабочий день» . Маркс, словно предчувствуя своего Дюринга, сам, следовательно, предостерегает против применения приведённых положений хотя бы даже к заработной плате, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г-н Дюринг, не довольствуясь тем, что он всё-таки это делает, вдобавок характеризует ещё приведённые выше положения как те основные начала, согласно которым Маркс якобы хочет регулировать распределение жизненных средств в социалистически организованном обществе, — то это просто бесстыдная подтасовка, подобную которой можно встретить разве только у разбойников пера.

Присмотримся, однако, несколько ближе к дюринговскому учению о равноценности. Всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора. Таким образом, рабочее время, а следовательно, и самый труд имеют стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один придаёт предметам, находимым нами в природе, стоимость в экономическом смысле. Сама стоимость есть не что иное, как выражение овеществлённого в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого

труда. Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить её — это всё равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжёлого тела, а самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Оуэн, Сен-Симон и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но когда он мудрит над стоимостью рабочего времени, т. е. над стоимостью труда, то он этим доказывает, что стои́т сам ещё гораздо ниже действительных алхимиков. Пусть читатель теперь сам судит о дерзости, с какой г-н Дюринг подсовывает Марксу утверждение, будто рабочее время одного человека само по себе имеет бо́льшую стоимость, чем рабочее время другого, и будто рабочее время, а стало быть и труд, обладает стоимостью, — пусть читатель сам судит о дерзости, с какой это приписывается Марксу, который впервые показал, что труд не может иметь стоимости и почему именно не может иметь её!

Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от её положения товара , очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь её. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, — попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, — то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда

двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, — которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, — не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остаётся, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплёкой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, — ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.

Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достаётся в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продаётся по более высокой цене, искусный наёмный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несёт общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. бо́льшие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует ещё тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим .

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Вариант 1

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?

  1. Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Признаком творчества является:

  1. Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна

3. Продукт труда, выставленный на продажу:

  1. Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия

4. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1. Учебник 2. Компьютер 3. Труд тренера

5. Что из перечисленного не является творчеством?

1.Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене

2.Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

Не связанный с этим понятием.

7. Что такое благотворительность?

1. Сочувствие к тем, кто не имеет средств для достойного существования

2. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается

3 Строительство больниц, приютов, школ

4. Всё названное

8. Верно ли, что:

А. Труд можно разделить на простой и сложный.

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

10.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

1. Труд

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

2.Творчество

Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной. Художественной, практической.

3. Мастер

В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

4.Талант

Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд, смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

Ответ:

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _____ .

(мастерством, благотворительностью, деятельностью)

Проверочная работа по теме: «Труд»

Вариант 2

1. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?

1. Использование природных материалов 2. Инстинкт 3. Планирование 4.Объединение в группы

2. Какая черта необходима людям творческих профессий?

1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование

3. Как называется продукт, произведенный на продажу?

1. Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар

4. Что из перечисленного является платой за труд?

1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента

5. Что является источником всякого богатства?

1.Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро

6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин , не связанный с этим понятием.

1.Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование

7. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:

1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник

8. Верно ли, что:

А. Работа парикмахера называется услугой.

Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о мастере своего дела?

А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.

Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба ответа верны

4. Нет верного ответа

10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

Столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Мастер

А. продукт произведённый для продажи

2. Труд

Б.Человек достигший высочайших высот в своей профессии

3. Товар

В. Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

4. Меценат

Г. Деятельность человека, направленная на преобразование мира и создание материальных благ

Ответ:

12. Заполните пропуск в предложении.

Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.

(средство, поощрение, взыскание)

13. Напишите пословицу о труде, работе, трудолюбии.

Ответы

для проверочной работы по теме «Труд»

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

Часть А

В производстве товаров участвуют работники различной квалификации. Труд работника, не обладающего никакой специальной подготовкой, является простым трудом. Труд, требующий специальной подготовки, является сложным, или квалифицированным, трудом.

Сложный труд создаёт в единицу времени стоимость большей величины по сравнению с простым трудом. В стоимость товара, созданного сложным трудом, входит и часть труда, затраченного на обучение работника. Сведение всех видов сложного труда к простому труду совершается стихийным путём. Сложный труд приобретает значение умноженного простого труда; час сложного труда равняется нескольким часам простого труда.

Величина стоимости товара определяется рабочим временем. Чем больше времени необходимо для производства данного товара, тем выше его стоимость. Известно, что отдельные товаропроизводители работают в разных условиях и затрачивают на производство одинаковых товаров различное количество рабочего времени. Значит ли это, что чем ленивее работник, чем в менее благоприятных условиях он работает, тем выше будет стоимость товара? Нет, не значит. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, затрачиваемым на производство товара отдельным товаропроизводителем, а общественно необходимым рабочим временем.

Общественно необходимое рабочее время есть то время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при средних общественных условиях производства, то есть при среднем уровне техники, средней умелости и интенсивности труда. Общественно необходимое рабочее время изменяется в результате роста производительности труда.

Производительность труда определяется количеством продукции, создаваемой в единицу рабочего времени. Производительность труда растёт в результате усовершенствования или более полного использования орудий производства, развития науки, повышения искусства работника, рационализации труда и других улучшений в процессе производства. Чем выше производительность труда, тем меньше время, необходимое для производства единицы данного товара, тем ниже стоимость этого товара.

Интенсивность труда определяется затратами труда в единицу времени. Чем больше затрачивается труда в единицу времени, тем больше величина созданной стоимости, которая воплощается в большем количестве произведённых товаров.

Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнять любой здоровый человек без предварительного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности. Примером простого труда может служить труд землекопа или дровосека, а примерами сложного труда - труд токаря, слесаря, ювелира.  

Простым трудом называется труд неквалифицированный, требующий от работника минимальной (при данном уровне развития производства) предварительной подготовки.  

Сложный труд, Простой труд), складывается определ.  

В стоимости товара представлен простой труд. Под простым трудом понимается труд, не требующий специальной подготовки.  

Итак, издержки производства простого труда сводятся к издержкам существования рабочего и продолжения его рода. Цена этих издержек существования и продолжения рода составляет заработную плату. Определяемая таким образом заработная плата называется минимумом заработной платы. Этот минимум заработной платы, как и вообще определение цены товаров издержками производства, имеет силу не по отношению к отдельному индивиду, а ко всему виду. Отдельные рабочие, миллионы рабочих получают недостаточно для того, чтобы иметь возможность существовать и продолжать свой род; но заработная плата всего рабочего класса в пределах своих колебаний выравнивается по этому минимуму.  

Одновременно с изменением содержания простого труда увеличивается уд.  

Соотношения сложного труда и простого труда, определяемые в процессе редукции, служат объективной экономической основой для установления исходных пропорций дифференциации заработной платы. Эти пропорции учитываются при установлении меры возрастания тарифных ставок рабочих от разряда к разряду, а также должностных окладов руководителей, специалистов и служащих - в зависимости от занимаемой должности и квалификационных категорий.  

I разряда определяют минимальную оплату наиболее простого труда в единицу времени. I разряда бывают часовые, дневные и месячные.  

Сложный труд есть возведенный в степень простой труд. Высококвалифицированная рабочая сила в течение стандартной рабочей недели создает большую стоимость, чем работники низкой квалификации. Это выражается в том, что либо создается большее количество товаров, либо повышается качество товаров, либо то и другое вместе.  

Затраты времени на подготовку, соответствующие простому труду (им является труд рабочего, тарифицируемый I разрядом), определяются с учетом установленной законом общеобразовательной подготовки и минимальных сроков профессионального обучения или практики на производстве. Соотношение затрат времени на подготовку квалифицированных работников и работников начального уровня квалификации примерно отражает соотношение уровней сложности их труда.  

Любой труд, вид труда приравнивается к простому труду и меряется его мерой. Но поскольку реальные качеств, различия между разными видами труда при этом из действительности не исчезают, постольку такое приравнивание совершается за спиной людей и неведомыми для них способами. Но если такое сведение всех качественно различных видов труда к труду одного качества предположено, то различные виды труда могут отличаться друг от друга лишь как разные К. Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время. Различие в продолжительности самого труда является единственным различием, свойственным ему, предполагая данным его качество... Рабочее время суть живое бытие труда, безразличное но отношению к его форме, содержанию, индивидуальности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого бытия (там же, с. Соответственно меновые стоимости товаров выступают здесь просто как порции, величины, определ. Рабочее время, имеющееся в распоряжении общества, выступает как единственный чисто количеств, аспект субстанции стоимости, или субстанция как К. Но весовые величины благородных металлов имеют здесь значение своеобразных проекций величин рабочего времени, значение пространств, эквивалента величин времени. Поэтому всеобщее рабочее время в свою очередь представляется как особая вещь, как товар, существующий наряду со всеми другими товарами и вне их всех. В свете своего понимания количества Маркс разбивает характерную для бурж.  

Указанные виды труда различаются как сложный труд и простой труд. Сложный труд рассматривается как возведенный в степень или помноженный простой труд. Сложный труд создает большую величину стоимости, чем простой.  

Тарифная ставка I разряда предусматривает размер оплаты самого простого труда.  

Товары реализуются, таким образом, как продукты простого труда, поскольку их стоимости представляют собой различные количества простого труда. Сведение (редукция) видов сложного труда к простому как к единице их измерения имеет место в тех обществах, где существует товарное производство, сохраняются товарно-денежные отношения, В условиях частной собственности на средства производства это сведение носит стихийный характер, совершается на рынке, за спиной товаропроизводителей, и обусловливает товарный фетишизм. В социалистическом обществе редукция труда осуществляется планомерно как в сфере производства, так и в сфере обращения. Квалификационные различия в труде учитываются при разработке плановых заданий по увеличению объемов производства и по подготовке рабочей силы, при распределении материальных благ в соответствии с законом распределения по труду. По мере развертывания научно-технической революции, перехода к комплексно-автоматизированному производству создаются материальные условия для стирания различий между простым и сложным трудом. Развитое социалистическое общество сознательно ускоряет этот процесс, осуществляя широкую программу мероприятий по неуклонному повышению общей культуры и квалификации трудящихся, направленную на преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом, квалифицированным и малоквалифицированным трудом.  

VI. ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД

Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь.

Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное… учение, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время – мера их. При этом в полной неясности остается представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории естественная себестоимость и, следовательно, абсолютная стоимость хозяйственных предметов может измеряться только затраченным рабочим временем. Но при этом мы исходим из того, что рабочее время одного индивида признается совершенно равноценным рабочему времени другого, и приходится только следить за теми случаями, когда при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одного лица присоединяется рабочее время других лиц… например, в виде употребляемого инструмента. Следовательно, дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, – следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, – совершенно равноценно, и при рассмотрении работ какого-либо лица, как и при рассмотрении каждого готового продукта, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в том, что на первый взгляд представляется затратой только его собственного рабочего времени. Для строгой значимости теории совершенно не важно, что именно будет тем, что не могло бы получить особого свойства и особой работоспособности без рабочего времени других людей, – будет ли этим применяемое рукой орудие производства, или сама рука, или даже голова. Между тем г-н Маркс в своих рассуждениях о стоимости не может отделаться от мелькающего на заднем плане призрака квалифицированного рабочего времени. Быть радикальным в этом направлении ему помешал унаследованный им способ мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что само по себе рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны».

То место у Маркса, которое вызвало этот «более мощный гнев» г-на Дюринга, очень коротко. Маркс исследует, чем определяется стоимость товаров, и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. Последний, продолжает он, «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием… Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем».

У Маркса речь идет здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, – производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой. Следовательно, здесь говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы сия ни обитала, а о стоимости, имеющей силу при определенной форме общества. Оказывается, что эта стоимость, в этом определенном историческом понимании, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы. Однако не всякий труд представляет собой всего лишь расходование простой человеческой рабочей силы: очень многие виды труда заключают в себе применение навыков или знаний, приобретенных с большей или меньшей затратой сил, времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные промежутки времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, как расходование всего лишь простой рабочей силы? Ясно, что нет. Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда. Посредством этого сравнения стоимость продуктов сложного труда выражается в определенных количествах простого труда, но это сведение сложного труда к простому совершается путем определенного общественного процесса за спиной производителей – процесса, который здесь, при изложении теории стоимости, может быть только констатирован, но еще не объяснен.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся на наших глазах в современном капиталистическом обществе, и констатирует здесь Маркс. Факт этот настолько бесспорен, что даже г-н Дюринг не отваживается оспаривать его ни в своем «Курсе», ни в своей «Истории политической экономии». Изложение Маркса отличается такой простотой и прозрачностью, что, наверно, никто, кроме г-на Дюринга, не «останется при этом в полной неясности». Именно вследствие этой полной неясности, в которой пребывает г-н Дюринг, он ошибочно принимает стоимость товаров, исследованием которой здесь только и занимается пока Маркс, за «естественную себестоимость», еще более увеличивающую неясность, и даже за «абсолютную стоимость», которая до сих пор, насколько нам известно, не имела хождения в политической экономии. Что бы, однако, ни понимал под «естественной себестоимостью» г-н Дюринг и какой бы из его пяти видов стоимости ни имел честь представлять «абсолютную стоимость», – несомненно одно: у Маркса вовсе нет речи об этих предметах, а говорит он только о стоимости товаров, и во всем отделе «Капитала», трактующем о стоимости, нет ни малейшего намека на то, считает ли Маркс эту свою теорию стоимости товаров применимой также и к другим формам общества, и если считает, то в каком объеме.

«Следовательно», – продолжает г-н Дюринг, – «дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, – следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, – совершенно равноценно».

Счастье для г-на Дюринга, что судьба не сделала его фабрикантом и, таким образом, избавила его от необходимости устанавливать стоимость своих товаров по этому новому правилу, а следовательно, и от неизбежного банкротства. Но что я говорю! Разве мы всё еще находимся в обществе фабрикантов? Отнюдь нет. Со своей естественной себестоимостью и абсолютной стоимостью г-н Дюринг заставил нас сделать скачок, настоящее salto mortale, из нынешнего дурного мира эксплуататоров в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в чистую небесную атмосферу равенства и справедливости, – и мы должны поэтому, хотя и несколько преждевременно, уже здесь заглянуть немного в этот новый мир.

Правда, по теории г-на Дюринга, и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом – без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, – представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!

Беда только в том, что Маркс делает к приведенному выше месту в «Капитале» маленькое примечание: «Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идет не о заработной плате, или стоимости, которую рабочий получает, например, за один рабочий день, а о стоимости товаров, в которой овеществляется его рабочий день». Маркс, словно предчувствуя своего Дюринга, сам, следовательно, предостерегает против применения приведенных положений хотя бы даже к заработной плате, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г-н Дюринг, не довольствуясь тем, что он все-таки это делает, вдобавок характеризует еще приведенные выше положения как те основные начала, согласно которым Маркс якобы хочет регулировать распределение жизненных средств в социалистически организованном обществе, – то это просто бесстыдная подтасовка, подобную которой можно встретить разве только у разбойников пера.

Присмотримся, однако, несколько ближе к дюринговскому учению о равноценности. Всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора. Таким образом, рабочее время, а следовательно, и самый труд имеют стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один придает предметам, находимым нами в природе, стоимость в экономическом смысле. Сама стоимость есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого труда. Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить ее – это все равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжелого тела, а самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Оуэн, Сен-Симон и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но когда он мудрит над стоимостью рабочего времени, т. е. над стоимостью труда, то он этим доказывает, что стоит сам еще гораздо ниже действительных алхимиков. Пусть читатель теперь сам судит о дерзости, с какой г-н Дюринг подсовывает Марксу утверждение, будто рабочее время одного человека само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого, и будто рабочее время, а стало быть и труд, обладает стоимостью, – пусть читатель сам судит о дерзости, с какой это приписывается Марксу, который впервые показал, что труд не может иметь стоимости и почему именно не может иметь ее!

Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, – попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, – то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, – которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, – не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, – ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.

Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. большие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим.