Слова которые образованы сложением основ. Сложение названий начальных букв

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун - начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,

Ким - Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма - Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз - высшее учебное заведение,

ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз - заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ - институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти - запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед - мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец - эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан - государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.

АЭС - атомная электростанция - ж.р.

ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , которготовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.


Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом ОДНОЙ части речи в другую.
Примечание. При образовании новых слов может отсекаться весь суффикс или часть суффикса, например: зимовщик - зимовать.
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, удача - неудача, бабушка - прабабушка, вкус - привкус), прилагательные (важный - преважный, весёлый - развесёлый, худший - наихудший, мощный- сверхмощный, плохой - неплохой, моральный - аморальный, полезный - бесполезный), местоимения (что - кое-что, нечто; ничто; какой - кое-какой, никакой; сколько - нисколько, несколько), глаголы (читать - вычитать, дочитать, зачитать, перечитать, почитать, прочитать), наречия (ныне - доныне, всюду -¦ повсюду, завтра - назавтра, весело - невесело; где - нигде, как - кое-как, даль - вдаль, верх - вверх).
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имён существительных, прилагательных и наречий. Он являет- ся более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причём основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить - заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук - внучок).

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Слово, от которого образовано слово Приставка Суффикс Новое СЛОВО
ехать раз- -ся разъехаться
закон V- -и- узаконить
пар-а на- ник напарник^
грызть 0- -ок огрызок
границ-а по- -ник пограничник
матросский по- по-матросски
второй во- -ых во-вторых
плотный в- -ую вплотную
тайна в- втайне
река за- -11- заречный

Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й(е), -ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подсвечник, подснежник и др.; бездорожье, побережье, подземелье, Заволжье, Закарпатье и др.; поводок, подарок, подбородок, затылок и др.), глаголы с суффиксом -ся (разворчаться, разболеться, разбушеваться, развлечься, размечтаться и др.), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-деловому, по-дружески, по-летнему, по-матерински, по-мужски, по-приятельски, по- старому и др.).
БЕССУФФИКСНЫЕ СПОСОБ
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелёный - зелёнь) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь - отлёт, повторить - повтор).
СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком

слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные б и а (атомоход, пулемёт).
Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может
выступать а; пятилетний.

  1. Сложные слова могут быть без соединительной гласной:
Ленинград.
Сложные слова образуются:
  1. сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель;
  2. сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп);
  3. с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный;
  4. сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный;
  5. слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле.
Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные.
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ
Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение - вуз. В результате образуются сложносокращённые слова.
Сложносокращённые слова образуются:
  1. сложением слогов или частей слов пояяого наавания: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), ликбез (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяй- *V\A
З
ство), спецкор (специальный корреспондентК комбат (командир батальона,), обком (областной комитет);
  1. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет) /произносится цэка); МГУ (Московский государственный университет) /произносится эмгэу); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);
  2. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза);
  3. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), района (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии).
Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования иовых слов: вуз - вузовец; комсомол - комсомолец - комсомолка - по-комсомольски; колхоз - колхозный - колхозник - по-колхозному.
ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Из какой части речи перешло слово и что обозначает В какую часть речи перешло слово к что стало обозначать
Примеры
деепричастие
(добавочное
действие)
наречие (признак действия) лёжа на песке, загорал читать лёжа вредно
существительное (предмет) наречие (признак действия) медленным шагом ехали шагом
наречие (признак действия) Командир шёл впереди. Впереди колонны шёл знаменосец.
деепричастие
^добавочное
действие)
предлог (выражает зависимость от глагола) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку. Благодаря своевременной помощи сев не был сорван.
местоимение (указывает на предмет) союз (связывает предложения) Что он сказал? Он сказал, что завтра занят.
числительное
(количество
предметов)
частица (ограничительное значение) Пётр возвратился один. Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков).

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.

1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο; платье-костюм ← платье, костюм Ο; школа-интернат ← школа, интернат Ο; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате ;
  • сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепь — лес-о -степь Ο ← лес Ο, степь Ο; каменотёс — камен-о -тёс Ο ← камень Ο, тес-а -ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий — сер-о -син -ий ← сер -ый , син -ий ; научно-исследовательский — научн-о -исследовательск -ий ← научн -ый , исследовательск -ий ; грязеводолечебница — гряз-е -вод-о -лечебниц -а ← грязь Ο, вод -а , лечебниц -а ; тренога — тр-е -ног -а ← тр -и , ног -а ;
  • сложение основ без соединительной гласной: Ленинград — Ленинград Ο ← Ленин Ο, град Ο; царь-колокол — царь-колокол Ο ← царь Ο, колокол Ο;
  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть : комроты ком андир рот ы ; стенгазета стен ная газет а ; медсестра мед ицинская сестр а ; полдня пол овина дн я ; пол-огурца пол овина огурц а ;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов : облоно обл астной о тдел н ародного о бразования ; Минфин Мин истерство фин ансов ; ОНН О рганизация О бъединённых Н аций ; вуз в ысшее у чебное з аведение .

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:

водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:

мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;

хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;

мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.

Пример сложно-приставочного способа :

у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный :

пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );

быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );

  • необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, например:

водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );

водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .

Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );

гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).

Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .

3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:

умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа — ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;

сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;

д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .

Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливает больной (сущ.) уже выздоравливает ; зайдите в учительскую (прил.) комнату зайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясо вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната светлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым .
  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные ); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь ;
  • относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.

Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).

Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.

Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.

1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.

2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.

3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.

4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.

5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.

7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.

9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.

10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.

11. Танцевать она выучилась на детских балах.

12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.

13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.

15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.

16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .

17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.

18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.

20. Горничная сказала, что барыни нет дома.

Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.

Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»?

Почему подчёркнутые в таблице сложные слова называются сложносокращёнными?

Сложное слово с сокращёнными основами называется сложносокращённым.

1. Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

2. Какие бывают корреспонденты? Для ответа на этот вопрос образуйте слова по образцу.

Детский корреспондент - деткор; юн(ый) корреспондент, спец(иальный) корреспондент, соб(ственный) корреспондент, раб(очий) корреспондент, сель(ский) корреспондент.

Составьте с любым из получившихся слов предложение с однородными членами.

При образовании сложносокращённого слова берётся: 1) часть, состоящая из нескольких звуков: кол(лективное) хоз(яйство) - колхоз; 2) начальная буква, например: Ц(ентральный) К(омитет) - ЦК, произносится [цэка], 3) начальный звук, например: с(троительное) м(онтажное) у(правление) - СМУ, произносится (сму).

3. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово?

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

Какое сокращённое слово обозначает то же, что и ВЛКСМ? Расшифруйте его.

Какое сложносокращённое слово вы выписали дважды? Почему?

4. Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: РТС подготовил.. к севу всю технику. Расшифруем слово РТС: ремонтно-техническая станция. Станция - главное слово в словосочетании, оно женского рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в женском роде: РТС подготовила.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

5. Спишите. Назовите сложные слова. Подчеркните сложносокращённые слова. Что они обозначают?

Какие ещё вы знаете сложные слова, относящиеся к Советской Армии?

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков . «А где комдив? Уехал?» - спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Запишите, как образовано выделенное слово.

Постройте схему предложения с прямой речью.

6. Расскажите по схеме об образовании слов путём сложения. Пользуйтесь не только приведёнными, но и своими примерами.

Составьте предложение со сложным словом лётчик-космонавт; подчеркните в нём главные члены.

7. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных, которые являются зависимыми словами в данных словосочетаниях. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

Наб..рать скорость, разг..рается на востоке, пр..земляется с параш..том, р..стёт с пр..ближением к Земле, к..снуться Земли, пр..одолеть большое ра..стояние, т..мпература за бортом самолёта, пр..ободрить товарища, в..ликолепно пос..дить, выск..чить из кабины, пр..взойти м..ровой р..корд, пр..ветствовать эк..паж, ра..сказ (лётчика) испытателя.

Морфологические: 1.Сложение слов (вагон-ресторан,кресло-качалка, фабрика-кухня) 2.Сложение основ (пароход,кашевар, землетрясение, новостройка). При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем: сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр; сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + крас ный); языкознание (знание язык(а)). Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено- косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик). 3.Абревиация (вуз, МГУ,МОУ..) Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: БГПУ - [БэГэ- - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). 4.Преход одной части речи в другую- субстантивация Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет-ская (прил.) комната - пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец - рядо-вой (сущ.); командующий (прич.) округом - командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар - всякий (сущ.) знает. Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль-тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо - просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке - благодаря (дееприч.) за службу. Применение алгоритмов Задание 1. «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор- тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор). Образец рассуждения ПОДУМАЙТЕ - глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» - приставочный. Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона- чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко- торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках. Образец рассуждения «Поначалу» - наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова - не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо-соб образования слова - не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо-соб образования наречия «поначалу» - приставочно-суффиксальный. Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец». Образец рассуждения «Орденоносец» - имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня - « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» - сложно-суффиксальный Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом: Цель его - тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно-стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото- му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд Образец рассуждения 1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол- жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по-зор (сущ.), унижение (сущ.). 2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо- вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об-разованы суффиксальным способом. 3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать - должать, наука - ука, согласен - гласен, по- зор - зор - таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо-вания данных слов - не приставочный. Претерпеть - терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо». 4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, - ПРЕ-ТЕРПЕТЬ.

Сложение

Способ

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д.

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д.

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д.

Слияние слов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый

Сложение сокращенных основ

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный кор респондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д

Сложение названий начальных букв.

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д.

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки.

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов-первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за "Зенит"

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Существительное (предмет)

Наречие (признак действия)

Медленным шагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

В2 Морфология В3 Способы подчинительной связи в словосочетании .

Согласование

Управление

Примыкание

Способ связи, при которого у главного и зависимого слова. Общие род, число, падеж:1. синий бант прил.+сущ.2. летящий шарприл. + сущ.3. мой дом мест.+сущ.

4. первый том числ.+сущ.

Такой способ связи, при котором зависимое слов в косвенном падеже:1. лист бумаги2. вижу тебя3. читаю книгу4. читая книгу5. выезд от знакомого

6. его уход

Такой способ связи, при котором зависимое слово выражено деепричастием, инфинитивом, наречием.1. очень громко2. пел громко3. иду не торопясь4. очень красивый

5. иду заниматься

В4 Повторить типы односоставных предложений . Особенно- безличные. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях. В5 Повторить согласованные и несогласованные определения, обособленные члены предложения, приложения В6 Сложное предложение. Виды придаточных. Типы связи придаточных в СПП. В7 Средства связи предложений в тексте проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе-ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек-сте приводит к неспособности строить собственное высказыва-ние на заданную тему, чему посвящено задание части С. Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от-сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста. Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:
    слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы имя собственное - имя нарицатель-ное (офицер - Соболевский); лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый. повтор грамматической формы, связывающей два предложе-ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако-выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по-этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре-дложения. синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна-ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог; вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);
союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;
    порядок слов в предложениях (прямой, обратный); слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует; вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.
Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую-щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

В 8

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на четыре большие группы: фонетические, лексические средства, тропы и синтаксические средства.

    Фонетические:

Аллитерация- повтор согласных звуков(В полноЧной тиШи ШурШат камыШи).

Ассонанс- повтор гласных (вОдА с грОхОтОм ОбрУшилАсь)

2.Лексические средства:

* Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

* Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

* Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

* Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

* Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.

* Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

* Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал (градация).

* Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

* Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

3. Тропы:

* Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.

* Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

* Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…