Николай каманин. Фамилия каманин Николай каманин самолет

Каманин Николай Петрович – командир отряда 28-й авиационной эскадрильи (ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии).

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Меленки Меленковского уезда Владимирской губернии (ныне Владимирской области). Русский. В 1927 году окончил 9 классов школы.

В армии с июля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена легкобомбардировочных авиаэскадрилий (на Дальнем Востоке).

В феврале 1934 года был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». На самолёте Р-5 в сложных метеоусловиях совершил групповой перелёт из Олюторки (Камчатка) до Ванкарема (Чукотка) протяжённостью около 1.500 километров. Выполнил 9 полётов в ледовый лагерь и вывез из ледового лагеря 34 человека.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 20 апреля 1934 года старшему лейтенанту Каманину Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В декабре 1938 – октябре 1940 – командир 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады (в Харьковском военном округе; город Харьков, Украина).

Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 – командир 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады.

С октября 1940 – командир 3-й отдельной авиационной бригады, в марте-октябре 1941 – командир 4-й авиационной бригады (в Среднеазиатском военном округе). Одновременно в октябре 1940 – марте 1941 был командующим ВВС Среднеазиатского военного округа (штаб – в городе Ташкент, Узбекистан). В августе 1941 года в должности командира 4-й авиационной бригады участвовал во вводе советских войск в Иран. В октябре 1941 – июле 1942 – заместитель командующего ВВС Среднеазиатского военного округа (штаб – в городе Ташкент, Узбекистан).

Участник Великой Отечественной войны: в июле 1942 – феврале 1943 – командир 292-й штурмовой авиационной дивизии (Калининский фронт). Участвовал в Ржевско-Сычёвских, Великолукской и Демянской операциях.

С февраля 1943 года командовал 8-м смешанным (с июля 1943 – 5-го штурмовым) авиационным корпусом, проходившим формирование в тылу.

В июле 1943 – мае 1945 – командир 5-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Белгородско-Харьковской и Сумско-Прилукской операциях, битве за Днепр, Киевской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской и Братиславско-Брновской операциях.

За время войны совершил 21 боевой вылет на штурмовике Ил-2.

После войны до июня 1946 года продолжал командовать 5-м штурмовым авиационным корпусом (в Одесском военном округе). В июне-ноябре 1946 – командир 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (в Южной группе войск; Румыния).

В 1946-1948 – заместитель начальника Главного Управления ГВФ по оборонным вопросам. С марта 1948 – председатель Оргбюро ДОСАВ (Добровольного общества содействия авиации), в октябре 1951 – декабре 1953 – заместитель председателя Оргкомитета ДОСААФ по авиации, в декабре 1953 – июне 1955 – заместитель председателя Центрального Комитета ДОСААФ.

В декабре 1956 года окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В январе 1957 – апреле 1958 – командующий 73-й воздушной армией (в Туркестанском военном округе; штаб – в городе Ташкент, Узбекистан), в 1958-1961 – заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С января 1961 – заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу, в июне 1966 – июне 1971 – помощник Главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов. Активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. С августа 1971 года генерал-полковник авиации Н.П.Каманин – в запасе.

Член Центрального Исполнительного Комитета СССР в 1935-1937 годах, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Генерал-полковник авиации (1967). Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1934; 20.04.1953; 17.06.1961), орденом Октябрьской Революции (17.10.1978), 2 орденами Красного Знамени (29.05.1944; 6.11.1947), 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944; 28.04.1945), орденами Кутузова 2-й степени (19.08.1944), Красной Звезды (3.11.1944), медалями, иностранными орденами Заслуг Венгерской Народной Республики 3-й степени, Звезды Румынии 3-й и 5-й степеней, «Защита Отечества» 2-й и 3-й степеней (Румыния), Тудора Владимиреску 3-й степени (Румыния, 1969), Красной Звезды (Чехословакия, 1970), «Крестом храбрых» (Польша, 19.12.1968), иностранными медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (1969), Байконур (1977, Казахстан), Винница (1969, Украина), Братислава (Словакия), Пловдив (1965, Болгария), Рига (Латвия) и Хемниц (Германия).

Его именем названы улицы в городах Москва, Брянск, Владимир, Екатеринбург, Боровск (Калужская область), Вичуга (Ивановская область), Кировград (Свердловская область), Орск (Оренбургская область), Севастополь (Крым) и Могилёв (Беларусь). В Меленках его именем названа школа, там же установлена мемориальная доска. В Москве на Поклонной горе и в Меленках установлены бюсты Н.П.Каманина, а на доме, в котором он жил, – мемориальная доска. Его имя носит самолёт Ил-76ТД авиации МЧС.

Примечание: При призыве в армию приписал себе один год. По этой причине в документах указан 1908-й год рождения.

Сочинения:
Моя биография только начинается. М., 1935;
Первый гражданин Вселенной. М., 1962;
ЭКС на орбите. М., 1969 (с М.Ф.Ребровым) ;
Семеро на орбите. М., 1969 (с М.Ф.Ребровым) ;
Лётчики и космонавты. М., 1971;
Лётчики и космонавты. 2-е издание. М., 1972;
Путь в космос начинается с зарядки. М., 1975;
Старты в небо. М., 1976;
Сотвори себя. М., 1982;
Скрытый космос. Книга 1. М., 1995;
Скрытый космос. Книга 2. М., 1995;
Скрытый космос. Книга 3. М., 1999;
Скрытый космос. Книга 4. М., 2001;
Скрытый космос. В 2-х томах. 2-е издание. М., 2013;
На крылатых танках. С.-Петербург, 2015.

Воинские звания:
Полковник (21.02.1938)
Генерал-майор авиации (17.03.1943)
Генерал-лейтенант авиации (20.04.1945)
Генерал-полковник авиации (25.10.1967)

Биография предоставлена

В апреле 2001 года исполнится 40 лет со дня первого пилотируемого полета в космическое пространство. Немалая заслуга в осуществлении этой вековой мечты человечества принадлежит генерал-полковнику авиации Николаю Петровичу Каманину - организатору подготовки к полетам советских космонавтов в период с 1960 по 1971 год и моему отцу. Николай Каманин родился и вырос в городе Меленки Владимирской области в многодетной семье сапожника и ткачихи. Его детство пришлось на трудные полуголодные годы. Рано повзрослев, он принимает твердое решение: буду военным летчиком. Пройдя курс обучения в Ленинградской летной теоретической школе - знаменитой "терке", - он поступает затем в Борисоглебское училище летчиков, по окончании которого получает назначение на Дальний Восток в авиаэскадрилью имени В.И.Ленина. За четыре года службы в этой прославленной боевой части Николай Каманин вырос от младшего военлета до командира авиаотряда. Там завершилось становление его личности, и там ему было поручено выполнить ответственное правительственное задание... В жизни людей разных поколений происходят порой удивительные пространственно-временные совпадения, своеобразные перекрестки судеб. Немало таких перекрестков было и на жизненном пути моего отца. Расскажу только об одном из них. 9 марта 1934 года из порта Петропавловска-Камчатского вышел курсом на север пароход "Смоленск", на борту которого находился отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5. Перед летчиками отряда была поставлена задача: пробиться в ледовый лагерь челюскинцев - участников арктической экспедиции О.Ю.Шмидта - и вывезти их на континент. Возглавлял отряд Николай Каманин... Пройдут годы, и он узнает о том, что именно в этот день на другом краю нашей необъятной страны, на Смоленщине, в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра, судьба которого тесно переплетется с его собственной судьбой: в апреле 1961 года генерал Каманин представит Государственной комиссии старшего лейтенанта Гагарина Юрия Алексеевича как лучшего кандидата для первого полета человека в космос. В сложнейших арктических условиях семерым отважным авиаторам - Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову - удалось спасти 104 участника полярной экспедиции на пароходе "Челюскин", раздавленном льдами у побережья Чукотки. Родина очень высоко оценила их подвиг: всем им впервые было присвоено учрежденное в 1934 году почетное звание Героев Советского Союза. Двадцатипятилетнему летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 челюскинца, была вручена Золотая Звезда за номером "четыре". Ему выпала честь стать первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды, и примечательно, что получил он ее за выполнение исключительно гуманной миссии по спасению попавших в беду людей. Но молодой пилот не собирался почивать на лаврах: перед ним открывались новые горизонты. "Моя биография только начинается", - так назвал он свою документальную повесть о себе и других летчиках, участвовавших в спасении челюскинцев. В 1939 году отец окончил академию имени Н.Е.Жуковского, после чего командовал авиабригадой, затем - авиадивизией. В годы Великой Отечественной войны он в качестве командира 5-го штурмового авиационного корпуса внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами "черной смертью". Летчики этого соединения громили вражеские позиции на Курской дуге и Букринском плацдарме, участвовали в боях за освобождение Винницы и Корсунь-Шевченковского, Будапешта и Вены. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были награждены орденами и медалями, а 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали Героями Советского Союза. В числе последних был и Георгий Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом СССР. После войны генерал Каманин работает в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавляет Добровольное общество содействия авиации, а по окончании академии Генерального штаба командует авиацией Туркестанского военного округа. Когда в октябре 1957 года Первый искусственный спутник Земли возвестил миру о начале космической эры, стало ясно, что скоро на околоземную орбиту отправится и космический корабль с человеком на борту. Не было сомнений и в том, что первыми космонавтами станут летчики-истребители. Организовать обучение и подготовку к полетам в космос специально отобранной группы молодых военных летчиков командование ВВС поручило Николаю Петровичу. Он энергично берется за это совершенно новое дело, глубоко вникает во все тонкости сложной интересной работы, щедро делится с космонавтами своими знаниями и богатым жизненным опытом. Для многих из них он стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил, как родного сына. Какова же, на мой взгляд, истинная роль генерала Каманина в развитии пилотируемых космических полетов? В народе прочно утвердилось представление о Н.П.Каманине как о наставнике космонавтов, и не более того, а если судить по кинофильму "Председатель", в котором мимоходом упоминается его имя, то он вообще был при них всего лишь "свадебным генералом". Конечно, в его официальные обязанности входило проведение так называемой воспитательной работы с подчиненными. К некоторым из них он вынужден был применять и дисциплинарные меры. Но не это было главным в его работе. Главным было то, что как академик Королев всецело отвечал за технику - ракеты-носители и космические корабли, - так генерал Каманин нес всю ответственность за "человеческий фактор", то есть за людей, летающих на этой технике. Основой своей деятельности в должности помощника Главкома ВВС по космосу он считал государственный подход к руководству всесторонней подготовкой космонавтов - теоретической, специальной, морально-психологической, физической, - а также к поиску наиболее рациональных путей освоения космического пространства человеком. Огромный труд вложен им в формирование коллектива и учебно-лабораторной базы Центра подготовки космонавтов, в организацию строительства. Звездного городка с учетом перспектив их развития. Надо сказать и о том, что у Николая Петровича никогда не возникало головокружения от громких побед нашего "утра космической эры". Он отчетливо видел серьезные просчеты в тактике и стратегии развития советской космонавтики: распыление сил и финансов по многочисленным ведомствам и предприятиям "космической кооперации", отсутствие четких программ, планов и координации их деятельности, недооценку руководителями страны оборонного значения орбитальных пилотируемых полетов. К сожалению, борьба, которую приходилось ему вести с причастными к космонавтике высокопоставленными чиновниками, оказалась неравной. Были у него и разногласия с конструкторами космической техники, причем весьма существенные. Критикуя их за повальное увлечение сплошной автоматизацией пилотируемых кораблей-спутников, он протестовал тем самым против превращения космонавтов, в подопытных кроликов или, в лучшем случае, в "космических туристов". Правда, и здесь ему не удалось поломать установившиеся традиции. В итоге неверие конструкторов-ракетчиков в способности летчиков-космонавтов активно участвовать в управление полетом, стыковкой и посадкой космических летательных аппаратов дорого обошлось нам. Оно на несколько лет задержало проектирование и разработку орбитального корабля "Буран" и стало одной из причин, по которым отечественная космонавтика вступает в XXI век без собственного "челнока" - аэрокосмического самолета многоразового использования. По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора Николай Петрович был очень строгим начальником. Герман Титов, например, называл его не иначе, как "наш суровый батька". Действительно, отец обладал волевым, целеустремленным характером. В его дневниковых записях можно прочитать такие строки: "Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально". Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпровождения. Но у него было, я бы сказал, врожденное чувство справедливости, и если уж ему приходилось наказывать кого-либо из своих подчиненных, то всегда, как говорится, по заслугам. Одинаково требовательный к себе и сослуживцам, он больше всего ценил в них способность оставаться самими, собой в любой обстановке. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во всех, вплоть до самых высоких, правительственных инстанциях, за что к нему с большим уважением относились Главнокомандующий ВВС К.А.Вершинин и Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев. Не слишком много известно о частной жизни генерала Каманина. Для нашей семьи авторитет и воля отца были непререкаемы. Он не имел возможности уделять всем нам столько времени, сколько хотел бы, но мы всегда ощущали на себе его заботу и поддержку. Мы - это моя мама. Мария Михайловна, я и мой старший брат Аркадий, а в последние годы и внуки Николая Петровича - Ольга и Николай. Кстати, сейчас уже мало кто знает, что рано ушедший из жизни Аркадий Каманин был самым юным летчиком - участником Великой Отечественной войны: свой первый самостоятельный вылет на самолете По-2 он совершил в неполные пятнадцать лет. В свободное от работы время самым большим увлечением отца были шахматы - игра, которую он полюбил еще школьником. Любимые спортивные занятия - теннис, лыжи, бег трусцой. Увлекался быстрой (но не безрассудной!) ездой на автомашине. Лучшим отдыхом считал физический труд на свежем воздухе: с удовольствием косил траву на дачном участке, ухаживал за садом. Очень любил грибную охоту. К музыке был довольно равнодушен, но за какой-нибудь несложной работой частенько напевал вполголоса "Нам песня строить и жить помогает...", "О, дайте, дайте мне свободу...", а иногда и "Отвори потихоньку калитку..." или даже есенинское "Добрый вечер, мисс..." В свое время было издано не менее десятка книг, написанных Николаем Петровичем, но меня часто спрашивают, как обстоят дела с опубликованием "Космических дневников генерала Каманина"? Под названием "Скрытый космос" опубликованы три из четырех томов "Космических дневников". Четвертый том полностью подготовлен к изданию. Надеюсь, он выйдет в свет уже в первом году нового тысячелетия. И еще об одном часто задаваемом вопросе: в каком году родился Николай Каманин. В ряде изданий, в частности в энциклопедии "Авиация", годом рождения Н.П.Каманина назван 1908 год. Действительно, во всех официальных документах указываются 1908 -1982 годы жизни моего отца. Дело в том, что по окончании средней школы он совершил "подлог" - переправил в своем метрическом свидетельстве о рождении цифру 9 на "восьмерку". Сделал он это с единственной целью: чтобы не терять целый год перед поступлением в летную теоретическую школу. Полагаю, этот его поступок подтверждает одну простую истину: в жизни любого человека бывают обстоятельства, когда цель оправдывает средства. Лев Каманин

Об авторе из книги "Скрытый космос"

Жизненный путь автора этой книги неразрывно связан с событиями и свершениями, навсегда вошедшими в историю нашей Родины. Его имя прозвучало по всей стране весной 1934 года, когда за спасение участников арктической экспедиции на пароходе "Челюскин" семерым советским летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе отважной семерки был и 25-летний военный летчик Николай Каманин, сумевший за девять рейсов на самолете Р-5 снять с дрейфующей льдины и доставить на континент 34 челюскинца. Он стал первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды. В годы Великой Отечественной войны генерал Каманин, командуя штурмовым авиакорпусом, внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2, прозванных фашистами "черной смертью". Боевой путь корпуса начался на Курской дуге, а закончился в Праге, и на этом пути 76 особо отличившихся мастеров штурмовых ударов стали, как и их командир, Героями Советского Союза. В 1960-1971 годах Николай Петрович Каманин руководил всеми работами по подготовке советских космонавтов. Помимо участия в решении организационных, управленческих и чисто технических задач, возникавших при подготовке и проведении пилотируемых космических полетов, он уделял большое внимание учебе и профессиональному росту своих подопечных, воспитанию в них высоких нравственных качеств и умения оставаться самими собой в любых жизненных ситуациях. Его питомцами были Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, Владимир Комаров и Алексей Леонов, многие другие космонавты, чьи имена связываются в нашей памяти со словом "впервые".

Книги Николая Петровича Каманина

#i Каманин Н.П. Летчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971 #i Каманин Н.П.

Николай Петрович Каманин

Каманин Н. П.

Каманин Николай Петрович [р. 5(18).10. 1908, с. Меленки, ныне Владимирской обл.], генерал-полковник авиации (1967), один из первых Героев Сов. Союза (20.4.1934). Чл. КПСС с 1932. В Сов. Армии с 1927. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую лётную школу (1928), 2-ю Борисоглебскую воен. школу лётчиков (1929), Военно-возд. инж. академию им. H. E. Жуковского (1938), Воен. академию Генштаба (1956). Весной 1934 как ком-р авиаотряда участвовал в выполнении правительств, задания по спасению участников экспедиции и членов экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин» и был удостоен звания Героя Сов. Союза.

С дек. 1938 ком-р авиабригады в Харьковском воен. округе. Участник сов.-финл. войны 1939-40. С окт. 1940 ком-р отд. авиабригады и одновременно командующий ВВС Среднеазиат. воен. округа. Во время Великой Отечеств, войны с июля 1942 в действующей армии, ком-р штурмовой авиадивизии на Калинин, фронте. С февр. 1943 ком-р 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпусов на 1-м и 2-м Укр. фронтах. Авиация этих соединений под командованием К. принимала участие в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской наступательной, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях, в освобождении Украины, Польши, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В послевоен. период на ответств. должностях в гражд. возд. флоте и ДОСААФ, командовал воздушной армией, был заместителем нач-ка Главного штаба ВВС. С июня 1966 руководил подготовкой сов. космонавтов. С авг. 1971 в запасе. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, медалями, а также иностр. орденами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 4.

Николай Каманин и Отто Шмидт 1 сентября 1934 года
во время встречи участников экспедиции парохода "Челюскин".
Фото Ивана Шагина из собрания РИА "Новости".

Николай Петрович Каманин (18 октября 1908, г. Меленки, ныне Владимирской области - 12 марта 1982, Москва), советский военачальник, генерал-полковник авиации (1967), Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну командир авиационного корпуса. В 1966-1971 руководил подготовкой космонавтов.

Родился в семье рабочего. После окончания в 1927 году местной средней школы поступил в Красную Армию. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1932 году вступил в ВКП(б).В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Пилот в сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 совершил групповой перелёт Олюторка - Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.

В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1938 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг., затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 - командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Сын Николая Петровича, Аркадий, также участвовал в боевых действиях. (1928 - 13 апреля 1947) - самый молодой лётчик Второй мировой войны. В летние каникулы работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года - механиком на авиационном заводе в Москве. В 1941-1942 годах жил в Ташкенте.

В четырнадцать лет попал на Калининский фронт, в авиационный корпус отца. Работал механиком по спецоборудованию, в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать. Таким образом Аркадий получал лётную практику. Позднее, в этом же году начал летать самостоятельно в качестве пилота на самолете У-2.

Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции.

В 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени.

В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился успешно. Умер от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина.

После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г. работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951-1955 - заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956-1958 - командующий воздушной армией, с 1958 - заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 - 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником отряда космонавтов. 25 октября 1967 года Н. П. Каманину присвоено звание генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович - в отставке. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Материал с сайта http://eternaltown.com.ua/

Сочинения:

Моя биография только начинается. М., 1935;

Первый гражданин Вселенной. М., 1962;

Соавт.: Ребров М. Ф.; Летчики и космонавты. М., 1971;

Путь в космос начинается с зарядки. М., 1975;

Старты в небо. М., 1976.

Литература:

Нагорный А., Травкин В. Земли Владимирской богатыри. Ярославль, 1967.

Каманин Николай Петрович Энциклопедия «Авиация»

Каманин Николай Петрович - Н. П. Каманин Каманин Николай Петрович (1908—1982) — советский лётчик, генерал полковник авиации (1967), один из первых Героев Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1927. Окончил Ленинградскую военно теоретическую лётную школу… … Энциклопедия «Авиация»

- (1908 82) генерал полковник авиации (1967), Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин. В Великую Отечественную войну командир авиационного корпуса. В 1966 71 руководил подготовкой космонавтов … Большой Энциклопедический словарь

- [р. 5(18).10.1908, Меленки, ныне Владимирской области], советский военный деятель, генерал полковник авиации (1967), Герой Советского Союза (20.4.1934). Член КПСС с 1932. Родился в семье сапожника. Окончил Ленинградскую военно теоретическую… … Большая советская энциклопедия

- (1908 1982) советский лётчик, генерал полковник авиации (1967), один из первых Героев Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1927. Окончил Ленинградскую военно теоретическую лётную школу (1928), 2 ю Борисоглебскую военную школу лётчиков… … Энциклопедия техники

- (1908 1982), генерал полковник авиации (1967), Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну командующий авиационного корпуса. В 1966 1971 руководил подготовкой космонавтов … Энциклопедический словарь

Военный летчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал полковник авиации (1967). В авиации с 1928 г. В 1934 г. участвовал в спасении экспедиции парохода "Челюскин". Участвовал в финской войне … Большая биографическая энциклопедия

Каманин, Николай Петрович 18 октября 1908(19081018) 12 марта 1982 Место рождения … Википедия

Книги

  • На крылатых танках. Фронтовой дневник командира штурмового авиакорпуса , Каманин Николай Петрович. За спасение челюскинцев автор этой книги был удостоен звания Героя Советского Союза, получив Золотую Звезду под номером 2. В начале Космической эры генерал авиацииКаманин курировал подготовку…

«Летчики и космонавты». Уже само название этой книги говорит о том, что она посвящена людям замечательных профессий. К ним относится и автор - Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Петрович Каманин.

Автор книги - человек интересной судьбы. Он принадлежит к поколению людей, которое росло вместе со своей Советской Родиной. Детство и юность этого поколения проходили в годы, когда рушился старый мир и начиналось строительство новой жизни, а период становления и возмужания совпал с первыми пятилетками, когда Советский Союз из отсталой страны превращался в могущественную державу. В годы Великой Отечественной войны люди этого поколения явились организаторами борьбы советского народа против фашистских захватчиков и сами проявляли доблесть, отвагу и героизм. В послевоенный период они шагнули на новую ступень, решая задачи, поставленные временем, эпохой строительства коммунизма, прогрессом. Представителям такого поколения есть о чем рассказать читателям.

По комсомольской путевке Н. П. Каманин поступил в военную школу летчиков, окончил ее и служил на Дальнем Востоке в прославленной авиационной эскадрилье имени В. И. Ленина. Здесь он обрел крылья.

Повествуя об этом периоде своей летной службы, автор показывает, как в результате больших преобразований в годы первой пятилетки Советский Союз становился первоклассной авиационной державой. С любовью вспоминает летчик свой первый боевой самолет Р-1, а затем новейший по тому времени Р-5. С благодарностью и признательностью пишет он о тех, кто неустанно заботился об укреплении боевой мощи Военно-Воздушных Сил, - о командарме Я. И. Алкснисе, комдиве А. Ф. Клышейко и других ветеранах авиации.

Впервые я услышал о Н. П. Каманине весной 1934 года. Весь мир восхищался советскими летчиками, одержавшими огромную победу в Арктике. Выполняя задание Центрального Комитета нашей партии и Советского правительства, они в труднейших условиях Чукотки пробились к ледовому лагерю О. Ю. Шмидта и спасли 104 челюскинцев. Летчик Николай Каманин был командиром отряда и возглавил полет группы сухопутных самолетов Р-5 через горные хребты на Чукотку. Он сумел пробиться к лагерю челюскинцев, совершить несколько рейсов и вывезти со льдины 34 человека. В связи с этим выдающимся подвигом Советское правительство установило высшую степень отличия - звание Героя Советского Союза. Весной 1934 года это звание было присвоено семерке отважных летчиков, спасших челюскинцев, - Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову. Мы, ветераны гражданской войны, искренне поздравляли кавалеров Золотой Звезды, радовались, что слава красвоенлетов приумножена.

Первая семерка Героев Советского Союза, как и подобает советским людям, воспитанным ленинской партией, с честью выдержала испытание славой. Свой долг доблестные летчики видели в самоотверженном служении Родине, в труде, в учебе. В предвоенные годы Н. П. Каманин окончил Военно-воздушную академию, был избран депутатом Верховного Совета СССР, командовал бригадой легких бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны мне, как командующему воздушной армией, приходилось неоднократно встречаться с генералом Н. П. Каманиным. Сначала он командовал штурмовой авиационной дивизией, а в последние два года войны - 5-м штурмовым авиационным корпусом. Сражаясь с врагом на Калининском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, летчики-штурмовики этого соединения вписали много ярких страниц в летопись минувшей войны.

На мой взгляд, автору воспоминаний особенно удались те места книги, где рассказывается о боевых действиях штурмовиков, воевавших на самолете ИЛ-2, который справедливо называли самолетом поля боя, «летающим танком», а фашисты окрестили его «черной смертью». Бесспорно, летно-тактические данные ИЛ-2 были весьма хорошими. Однако главное зависело от умения грамотно использовать их в бою, от тактической зрелости командиров, от мастерства, мужества и отваги летчиков. В подтверждение этого автор приводит в книге много ярких эпизодов боевой деятельности штурмовиков.

Высокое боевое мастерство и отвага летчиков-штурмовиков были достойно оценены партией и правительством. За время боевых действий 5-й штурмовой авиационный корпус получил 30 благодарностей от Верховного главного командования, удостоен наименования Винницкого, его знамя украшено тремя боевыми орденами, 76 славным летчикам-штурмовикам присвоено звание Героя Советского Союза, а сотни авиаторов награждены орденами. Героям боев - летчикам-штурмовикам и воздушным стрелкам, авиационным командирам, а также офицерам штабов автор уделяет главное внимание в своих воспоминаниях.

В послевоенный период Н. П. Каманин работал на командных должностях, окончил Военную академию Генерального штаба. В последнее десятилетие ему пришлось заниматься новым делом - подбором, обучением и воспитанием космонавтов. Работа эта не из легких, ибо связана она с новыми проблемами. Должен сказать, что Николай Петрович глубоко познал широкий круг проблем, связанных с покорением космоса. Вопросы космонавтики автор осветил всесторонне, начиная с создания космических кораблей и кончая системой подбора, обучения и методики тренировки космонавтов.

Большое впечатление оставляют страницы, посвященные запускам космических аппаратов, историческому полету первого в мире космонавта - воспитанника Военно-Воздушных Сил СССР Юрия Алексеевича Гагарина. Вся история подготовки человека к космическому полету свидетельствует о глубоко научной и обширной советской программе освоения космоса. Автор убедительно показывает, что в Советском Союзе создана мощная материально-техническая база, выращены прекрасные кадры ученых, конструкторов, космонавтов, инженеров, техников и рабочих, которым под силу решение самых сложных задач.

Ныне дорога в Звездный городок широко известна советским людям и зарубежным гостям. В Звездном теперь имеется все необходимое для учебы, тренировок и для жизни наших космонавтов. Главное же достижение заключается в том, что в Звездном сложился хороший коллектив космонавтов, побывавших на звездных трассах и готовящихся к полетам, их командиров, преподавателей, специалистов различного профиля. Во всем этом - большая заслуга автора воспоминаний.