Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Морские силы дальнего востока россии Какой флот на дальнем востоке

Русско-японская война, флот после поражения в русско-японской войне, российский флот во время Первой Мировой войны, российский флот во время Гражданской войны в России.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.

К началу 1904 года военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была создана главная база российской Тихоокеанской эскадры.

Русский плакат начала русско-японской войны

В результате столкновения интересов Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии 27 января 1904 года началась русско-японская война. Первые военные действия начались 8 февраля, когда японский флот внезапно атаковал российскую крепость Порт-Артур. В результате этой атаки два российских броненосца были серьезно повреждены. Эта атака вылилась в полномасштабную битву на утро следующего дня. Несколько попыток японцев атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море.

Порт-Артур под обстрелом

После неудачных атак на Порт-Артур японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей, груженных цементом, у входа в гавань. Как оказалось, эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы помешать судоходству. Попытка блокады боевыми кораблями 3—4 мая также провалилась.

Нужно заметить, что обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались нападающей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

Такая деятельность сильно ограничила маневренность русских кораблей. Так, например, 13 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман «Петропавловск» и «Победа» — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение минуты «Петропавловск» затонул, «Победа» вернулась в Порт-Артур для ремонта.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца «Ясима» и «Хацусэ» наткнулись на свежее минное поле и пошли на дно.

Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и и понёс тяжёлые потери в Жёлтом море. Остатки российской эскадры в Порт-Артуре были постепенно затоплены огнём осаждающей Порт-Артур японской артиллерии. Попытки прорвать блокаду Порт-Артура с суши также не удались, и после сражения при Ляояне в конце августа русские силы отступили к Мукдену.

Порт-Артур, обороняемый в том числе и отрядами моряков, сформированных из экипажей затопленных кораблей, пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.
Российское командование послало эскадру Балтийского флота под командой адмирала З. П. Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы, в результате чего Россия согласилась выплатить британским рыбакам 65 000 фунтов стерлингов.

Продолжительность плавания эскадры Балтийского флота дала японцам достаточное время, чтобы подготовиться к встрече ещё до того, как эскадра имела бы возможность дойти до российских военно-морских баз на Дальнем Востоке. Эскадра Балтийского флота была встречена японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года более подготовленная японская эскадра, превосходящая российскую эскадру количественно и качественно, вывела из строя главные корабли русской эскадры. Вторая Тихоокеанская эскадра была полностью разгромлена — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажами, остальные сдались, и лишь несколько из них ушли или в нейтральные порты, или во Владивосток.

В результате череды неудач в море и на суше, а также роста революционных настроений война была закончена 23 августа 1805 года подписанием Российской империей невыгодного Портсмутского мира.

ФЛОТ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ.

После фиаско в Русско-японской войне потери флота Российской империи были таковы, что с третьего места в мире он переместился на шестое, уступая уже не только Великобритании и Франции, но также Германии, Японии и США. Балтийский флот практически погиб. Первое время морское ведомство блуждало, не находя курса для новой работы. Его аппарат был явно неудовлетворителен, требовал обновления и коренных реформ. Средства государства были расстроены, началось мощное внутреннее брожение, разразившееся в протесте масс против господствовавшего режима, потрясшее его основы и выразившееся революционным движением 1905-1906 годов. Сказанное создавало неблагоприятную обстановку для восстановления флота.

Как Балтийский, так и Черноморский флот, участвовали в революционных движениях в России 1905-1907 годов (восстание на крейсере «Память Азова»; восстания в Кронштадте, в Либаве и Свеаборге; беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков»).

Крейсер «Очаков»

Тем не менее, 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы.
[На фото первая российская подлодка «Дельфин»]

Только в 1909 году было положено начало восстановлению судового состава. Почти три года занял переходный период, в течение которого морское ведомство реорганизовывалось, устанавливались задачи флота и прокладывалось направление, по которому пошло его дальнейшее развитие.
Для Балтийского флота были заказаны новые линкоры, крейсера, и миноносцы (теперь в основном эсминцы).

Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало перевооружение и расширение Черноморского флота новыми линкорами типа «Императрица Мария».

Крейсер «Императрица Мария»

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер «Рюрик» и оборудование для других кораблей было заказано на иностранных судоверфях.

В 1909 году капитан Корпуса корабельных инженеров Л. М. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Проект был отвергнут. Первые авианосцы в России появились только в начале Первой мировой войны.

Приобретение американских подводных лодок конструкции фирмы «Холланд» вместо строительства отечественных образцов позволило ускоренно создать новый род сил, но сказалось отрицательно на возможностях его модернизации. В эпоху стремительного развития подводного флота Россия была вынуждена содержать морально устаревшие подводные лодки, не имея ни базы для их обеспечения (всё необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на их замену. Когда сборка подлодок по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения подводных лодок. В результате подводные лодки образца 1911 года продолжали служить в России до середины XX века.

Также к началу первой мировой войны на всех флотах России насчитывалось 75 эсминцев разных типов и достраивалось 11. Кроме того, флоты имели 45 миноносцев более ранней постройки.

«Holland 602»

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

В Первой мировой войне российский флот действовал как на Балтийском, так и на Черном море. В Балтийском море главным противником Российского императорского флота был Флот Открытого Моря Германии. Но довольно сильную поддержку российскому флоту оказывали английские подводные лодки, постоянно проходившие через пролив Каттегат в акваторию Балтийского моря. Германский флот превосходил российский по качеству и количеству, а также был очень мобилен (немцы могли при появлении необходимости быстро перебрасывать корабли Флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское и обратно через Кильский канал). Поэтому российские корабли заняли оборонительные позиции. Наступательные операции ограничивались перехватами конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, а также использованием осадных минных заграждений в атакующих целях, что позволило серьезно ограничить манёвренность вражеских судов.

Затопленный немецкий эсминец «V-99»

Напав на российский флот в августе 1915 года в Рижском заливе с целью уничтожить находящиеся там российские военные корабли и тем самым облегчить захват Риги, германский флот потерпел фиаско, потеряв 2 эсминца и 3 тральщика, и был вынужден вернуться на свои базы.

Однако, повторив попытку в октябре 1917 года, немцы одержали победу и захватили острова в заливе, а также повредили русские корабли, которые пытались покинуть Ригу, захваченную германскими войсками.

Лежащий на грунте броненосец «Слава»

На Черном же море ситуация складывалась в пользу российского флота. Основным противником России была Османская империя. Действиями Черноморского флота командовал адмирал Эбергард, а с 1916 года — адмирал Александр Васильевич Колчак.

Начало войны на Черном море ознаменовалось обстрелом турецким флотом нескольких русских городов.

Примечательно то, что турецкий флот в Черном море имел в своем составе два самых современных на тот момент корабля (германские крейсеры, переданные Османской империи «Гёбен» и «Бреслау»).

Также примечательным является момент истории, который принято называть «прорывом «Гёбена» и «Бреслау»».
В июле-августе 1914 года германские корабли «Гёбен» и «Бреслау», отправленные в Константинополь для перехода в состав турецкого флота, смогли избежать столкновения с высланной на их перехват эскадрой английского и французского флотов и прибыть в пункт назначения. Это событие стало одним из факторов, подтолкнувших Османскую империю к вступлению в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.

Наличие этих кораблей первое время сильно сковывало действия российского флота: командование опасалось выходить в море отдельными кораблями или группами - без опаски можно было действовать только в полном составе.

Однако силы Черноморского флота постепенно пополнились кораблями аналогичного типа (линкоры «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина Великая»). Такой расклад вынудил турок отступить в Босфор, что позволило закрепить почти полный контроль над Черным морем за русским флотом.

Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако Черноморский флот своими действиями сумел существенно затормозить их продвижение с помощью обстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и разбила наступавшие турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года, началось плановое минирование выхода из Босфора и подходов к некоторым портам. Это способствовало установлению контроля над Чёрным морем. После этого флот начал подготовку к Босфорской десантной операции.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии. Из-за чего подвоз угля с октября 1916 года в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора. Так, из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому мирному договору между правительством Ленина и Германией, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев. Также заключенный мир позволил Германии получить полный контроль над Балтийским морем.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

После заключения позорного для России Брестского мира корабли и суда Балтийского флота, в то время находящиеся в Финляндии, должны были там и оставаться до начала периода навигации, из-за чего возникла угроза потери этой части военно-морских сил.

Вследствие этого советским руководством было принято решение о переводе всех этих кораблей в Кронштадт, несмотря на то, что Финский залив практически покрылся льдом.

Так в марте-апреле 1918 года состоялся легендарный Ледовый поход Балтийского флота, в результате которого были спасены почти 230 кораблей и судов, в их числе были 6 линкоров, 5 крейсеров, почти 60 эсминцев и миноносцев и 12 подлодок. Также были спасены две авиационные бригады и различная военная техника.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота

Угрожая сорвать заключение мира, немецкие войска приближались к Севастополю, оккупация становилась неизбежной, и немецкое правительство потребовало от России сдать корабли Черноморского флота Германии. Дабы не допустить этого, в июне 1918 года по приказу Ленина «ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно» в районах Новороссийска и Туапсе. 18 июня Черноморский флот фактически перестал существовать.

С началом гражданской войны и иностранной интервенции флот поделился на две части: одна часть революционно настроенных моряков стала поддерживать советскую власть, а другая часть — прежде всего, адмиралы и офицеры — поддержали идеи белого движения став противниками советской власти.

Так, бывший командующий Черноморским флотом адмирал А. В. Колчак, получив подержу стран-интервентов, в ноябре 1918 года провозгласил себя Верховным правителем России, а большинство портов и баз флота стали подконтрольными интервентам и белогвардейцам.

Нетронутым остались только Каспийская флотилия и Балтийский флот, остальные военно-морские силы перестали существовать или не были подконтрольны советской власти.

В гражданской войне активно практиковалось обоими противоборствующими сторонами создание речных и озерных флотилий, содействующих сухопутным войскам своими активными боевыми действиями. В состав таких флотилий обычно входили переоборудованные гражданские пароходы, ворожённые разнокалиберными орудиями канонерские лодки, а также другие переоборудованные и вооружённые вспомогательные суда. Редко такие флотилии пополнялись более мощными военными кораблями, которые было очень сложно доставить с флотов по внутренним водным путям.

После разгрома армии генерала-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму, основная часть кораблей белого движения из Черного моря ушла на французскую военно-морскую базу в городе Тунис.
После признания правительством Франции СССР, русские моряки на этих кораблях были переведены на положение беженцев. С этих кораблей были сняты Андреевские флаги.

В руках советской власти осталось очень небольшое количество кораблей, однако они стали фундаментом для создания Военно-морского флота СССР.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

МОРСКИЕ СИЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1922-1926 гг.)

В статье представлены документальные архивные сведения о создании в РСФСР Морских сил Дальнего Востока первого формирования (1922-1926 гг.). Приведены подробности организаторской деятельности первых начальников МСДВ И.К.Кожанова и В.В.Селитренникова, а также их сослуживцев. Показано значение военно-морского флота на Тихом океане для обеспечения обороноспособности нашей страны на Дальнем Востоке.

The documentary archive data on creation of the Sea Forces of the Far East of the first formation (1922-1926) in the RSFSR are presented in the article. The details of an organizing activities of the first Far East Sea Forces chiefs I.K.Kozhanov and V. V. Selitrennikov and their colleagues are provided. The significance of the Navy in the Pacific Ocean for ensuring defence capability of our country at the Far East are shown.

Тихоокеанский флот России в прошлом веке создавался и погибал неоднократно. После Русско-японской войны на Дальнем Востоке остались только Сибирская и Амурская военные флотилии. Затем флот был вновь уничтожен в годы Гражданской войны, и в начале 1920-х годов вновь встал вопрос о его возрождении.

Первым программным документом, определявшим развитие советских ВМС, стал проект «Декрета о воссоздании Морской силы РСФСР», представленный в Реввоенсовет Республики в феврале 1921 г. В нем, в частности, подчеркивалась особая важность Северного морского театра. На Дальнем Востоке первоочередной задачей считалось возрождение Амурской речной, а затем и Владивостокской Тихоокеанской флотилий .

Между тем состояние морских сил на Тихом океане было плачевным. Если к 1918 г. в составе Сибирской флотилии числились вспомогательный крейсер, канонерская лодка, 5 эсминцев, 9 миноносцев, 2 тральщика, 8 вооруженных и 7 вспомогательных судов, то к весне 1921 г. в строю находилось лишь 5 посыльных судов, 2 невооруженных тральщика, 1 транспорт, 3 портовых и 1 гидрографическое судно. Амурской речной флотилии, насчитывавшей в 1918 г.
18 канонерских лодок и 2 посыльных судна, интервенция нанесла ущерб на сумму 11,5 млн руб. золотом. При эвакуации из Хабаровска в 1920 г. японцы увели 4 канонерские лодки, 4 вспомогательных и 1 посыльное судно, затопили 1 канонерку и вывели из строя другие корабли. К маю 1921 г. после ремонтных работ флотилия имела 5 канонерских лодок, 3 вооруженных парохода, 2 броневых и 4 сторожевых катера.

Учитывая сложность предстоящих задач по воссозданию Морских сил Дальнего Востока (МСДВ), Главнокомандующий Красной Армией С.С.Каменев и его помощник по морским делам Э.С.Панцержанский понимали, что возглавить работу должен надежный и опытный военачальник. И выбор пал на бывшего командующего Балтийским флотом Ивана Кузьмича Кожанова. К тому времени, после ухода с поста комфлота на Балтике, он был членом Реввоенсовета Морских сил Чёрного и Азовского морей.

Приказом Реввоенсовета Республики №232 от 17 ноября 1922 г. И.К.Кожанов был назначен начальником и комиссаром (наморси) Морских сил Дальнего Востока, с подчинением ему всех флотских формирований на Тихом океане и Амуре . 26 декабря в Хабаровске был создан походный штаб МСДВ, который воз/76/главил В.В.Селитренников. В Оперативном отделе работали Е.К.Престин и И.И.Морев - опытные моряки, хорошо зарекомендовавшие себя в годы Гражданской войны. Помощник начальника МСДВ по политической части Э.И.Батис - сын латышского батрака, коммунист с 1913 г., в свои тридцать лет уже обладал большим опытом политического руководства. Можно было смело положиться и на начальникаполитотделаИ.Н.Колбина. Комиссаром штаба МСДВ был назначен М.А.Доминиковский, флагманским артиллеристом - К.Ф.Жданов .

Начальник МСДВ (1922-1924 гг.) И.К.Кожанов

В состав МСДВ вошли: Владивостокский морской отряд судов, Амурская речная флотилия, Служба наблюдения и связи, Владивостокская отдельная флотская рота. В оперативном отношении наморси подчинялось Управление безопасности кораблевождения (УБЕКО). Приказом РВСР №2602/489 от 20 ноября 1922 г. был создан Владивостокский военно-морской порт с отделением в Хабаровске. Он также вошел в подчинение наморси Кожанова.
29 декабря 1922 г. вместе с походным штабом начальник МСДВ

И.К.Кожанов прибыл во Владивосток и на следующий день официально вступил в командование . В своем первом приказе наморси следующим образом обрисовал обстановку и поставил задачи: «...обращаювнимание всех моряков на ответственную задачу, которая поставлена Республикой перед нами и которую мы должны выполнить при незначительных средствах: подготовится к предстоящей весенней кампании, усилить оборону важнейших береговых пунктов, организовать охрану рыбных промыслов и морских границ...Всем помнить, что, хотя Республика уже твердыми и решительными шагами идет по пути восстановления экономического благосостояния, все же затруднения еще далеко не изжиты» .

Осмотр судов в военной гавани Владивостока произвел на И.К.Кожанова и В.В.Селитренникова удручающее впечатление. Миноносцы «Твёрдый» и «Точный» находились в сухом доке с расклепанной наружной обшивкой и разобранными механизмами, «Бойкий» ждал капитального ремонта и лишь сильно изношенный, но все же остававшийся в строю «Бравый» мог выходить в море на небольшие расстояния. Остальные десять старых миноносцев, пять катеров, краны, баржи не подлежали восстановлению. Только что отремонтированный и вооруженный на Даль-заводе ледокол «Надежный» охранял бухту и производил осмотр входящих на рейд судов. На берегу стояли два взвода легкой артиллерии 1 -й стрелковой дивизии.

При общем руководстве начальника Морских сил Дальнего Востока И.К.Кожанова, начштаба МСДВ В.В.Селитренникову пришлось организовывать работу штаба «с нуля». Была налажена деятельность Оперативного управления по сбору разведывательных данных. Ежедневно составлялись оперативные сводки за прошедшие сутки. Часто в них звучали тревожные новости. Вот только один пример.

В начале января 1923 г. в штаб МСДВ поступило письмо японского /77/ консула во Владивостоке. В нем сообщалось, что для снабжения крейсера «Ниссин» в порт через несколько дней придет ледокол «Отомари». Кожанов и Селитренников немедленно направили запрос в Москву. «Прошу указаний, - телеграфировал 14 января 1923 г. И.К.Кожанов пом-главкомору Э.С.Панцержанскому, -как надлежит относиться в будущем к посещению Владивостока иностранными военными судами, возможно ли объявление о закрытии порта для военных судов других наций?»
Вскоре из Москвы был получен ответ. Он сопровождался копией письма наркома по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина Главкому Красной Армии С.С.Каменеву. В письме говорилось: «В настоящее время не представляется возможным предпринять по этому вопросу какие-либо шаги, и Морским силам Дальнего Востока должно быть предписано ограничиться наблюдением» .
Наморси И.К.Кожанов и начштаба МСДВ В.В.Селитренников решили организовать регулярную передачу информации обо всех видах нарушений в территориальных водах страны на Тихом океане в штаб Морских сил Республики. Эта задача возлагалась на Василия Васильевича, и он с ней справился. Из Владивостока в Москву шли донесения: «Японские миноносцы непрерывно стоят на внешнем рейде Петропавловска-на-Камчатке... Свозят свои команды на берег... бесцеремонно занимают эфир своими радиопередачами, мешают связи Петропавловска с материком...занимаются хищничеством...»

Групповое фото военморов МСДВ (1924 г.). В первом ряду сидят на лестнице (слева направо): Е.К.Престин, В.В. Селитренников, И.К.Кожанов, Э.И.Батис, И.Н.Колбин

В ответ из штаба Морских сил Республики шли строгие предупреждения: «Безусловно избегать конфликтов с японскими судами, ограничиваться наблюдением, фиксировать каждый случай хищничества...» Наморси Кожанову и начштаба МСДВ Селитренникову оставалось лишь /78/ требовать от подчиненных выдержки и не допускать возникновения вооруженных стычек в прибрежных водах Советского Союза.

20 марта 1923 г. МСДВ пополнились посыльным судном «Адмирал Завойко», вскоре получившим новое имя - «Красный вымпел». Это судно возвратилось на родину после многолетнего скитания по морям. По прибытии во Владивосток командир бывшей яхты А.И.Клюсс и комиссар С.К.Орловский явились к наморси Кожанову и начштаба Селитреннико-ву. Клюсс доложил, что после ухода в июне 1921 г. из Петропавловска корабль укрылся в Шанхае. Командиру удалось связаться с дипломатической миссией РСФСР в Пекине, и после он действовал по указаниям ее морского представителя В.А.Белли. 24 января на судне был поднят красный флаг. На корабельном празднике полпред в Китае Л.М.Карахан от имени Советского правительства объявил команде благодарность за образцовое поведение, сохранение корабля и преданность революции.

Помощник начальника МСДВ по политчасти Э. И. Батис

Кожанову и Селитренникову довелось принять участие в планировании одной из первых боевых операций Морских сил Дальнего Востока. В штаб поступили агентурные сведения: белые генералы намереваются перебросить из Гензана крупный отряд на остров Сахалин. И.К.Кожанов загорелся идеей атаковать белогвардейские корабли в море. Но Василий Васильевич охладил пыл молодого командующего, заявив, что старые миноносцы для такого боя не годятся. Но Иван Кузьмич не отступал от задуманного. Он предложил усилить артиллерию на «Надёжном» и сформировать отряд добровольцев. Хотя Селитренников сомневался в возможности осуществления такой боевой операции, он все же сделал предварительные расчеты сил и средств, необходимых для проведения в жизнь задуманного предприятия.

Мысль о морском бое захватила Кожанова, и он запросил согласие Морского Штаба Республики на проведение операции. Но после всестороннего рассмотрения в РВС СССР и наркоминделе представленный план был отвергнут из-за опасности осложнения международных отношений.

Весной 1923 г. наморси Кожанов и начштаба Селитренников приняли участие в планировании еще одной боевой операции. Ее основная задача заключалась в проведении переброски отряда советских войск в район Охотска и Аяна для проведения очистки побережья от белогвардейских банд Пепеляева. Личный состав отряда к месту высадки должны были доставить два судна - «Ставрополь» и «Индигирка». Начальником экспедиции был назначен герой Гражданской войны С.С.Вострецов.

В штабе МСДВ состоялось совещание командного состава с участием И.К.Кожанова, В.В.Селитренникова и С.С.Вострецова. Последний заявил командованию МСДВ, что ему приказано в кратчайший срок ликвидировать белые банды, отобрать у них награбленные пушнину и золото, присоединить к Республике побережье Охотского моря. Он потребовал, чтобы отряд вышел не позже 26 апреля. /79/

Начштаба МСДВ Селитренников проинформировал Вострецова о том, что пароход «Ставрополь» принят от Доброфлота пять дней назад, на нем строят нары, оборудуют патронный погреб, грузят уголь. Второй транспорт - «Индигирка» - пришел вчера, его тоже готовят к походу. Селитренников также представил начальника отряда судов - военного моряка Азарьев и его помощника Вологдина. Вострецов высказал жесткое требование: 25 апреля отряд должен погрузиться на пароходы.

Моряки не подвели. 25 апреля в 8 часов утра на «Индигирке» и «Ставрополе» были подняты военные флаги, а вечером на них погрузился отряд -819 человек, 30 лошадей, 3 кухни, 30 повозок . В результате проведения этой операции Охотское побережье было очищено от белогвардейцев. В этом есть и заслуга наморси И.К.Кожанова и начштаба МСДВ В.В.Селитренникова.

С началом навигации 1923 г. Морские силы Дальнего Востока продолжили боевую подготовку. Отряд судов совершил поход вдоль северного побережья Охотского моря, а посыльный корабль «Красный вымпел» - к берегам Камчатки. Хоть и мал был этот корабль - всего 700 т водоизмещения, тихоходен -всего 10 уз, зато надежен. Осмотр побережья, обход маяков и поставок службы связи, охраны промыслов, конвоирование задержанных за хищнический лов морской рыбы японский шхун, высадка десантных партий для борьбы с остатками белых банд, учебные плавания - все «Красный вымпел» выполнял прекрасно. Он ходил безотказно и в тумане к Командорским островам и берегам Камчатки. 11 249 миль на лаге - таков итог службы корабля в кампании 1923 г. .

Пройдут годы, и «Красный вымпел» подобно легендарной «Авроре» станет на вечной стоянке мемориальным кораблем Краснознаменного Тихоокеанского флота. Таким образом, было положено начало возрождению Тихоокеанского флота Советской России, завершившимся в начале 30-х годов прошлого века.

В налаживании боевой подготовки Морских сил Дальнего Востока и Амурской военной флотилии И.К.Кожанову активно помогали не только начальник штаба МСДВ В.В.Селитренников, но и другие штабные работники, а также командир Владивостокского военного порта Д.П.Исаков. Благодаря их стараниям в 1923 г. состоялись первые учения МСДВ. В них принимала участие и Амурская военная флотилия. Оптимистически оценивая положение Морских сил Дальнего Востока в конце 1923 г., Кожанов отмечал в своем докладе в Москву: «Полуразрушенная флотилия в настоящее время представляет реальную силу, господствующую на Амуре» .

В те годы И.К.Кожанову довелось выполнять и военно-дипломатическую миссию. Для него это было не внове: такие же обязанности были возложены на него ранее, в 1920 г., во время проведения знаменитой Энзелийской операции на Каспии, когда ему пришлось предъявлять ультиматум английскому генералу Чемпейну. И вот, спустя три года после победы на Каспии, Кожанову дали еще одно поручение.

Еще в 1922 г. Морской штаб Республики в своем докладе подчеркнул огромные материальные убытки Морского ведомства в период японской интервенции. Судьба уведенных заграницу судов постоянно интересовала Советское правительство. С октября 1922 по май 1923 г. наркоматом иностранных дел был составлен «Список судов Сибирской флотилии, Добровольческого флота, Торгового порта, захваченных иностранцами и уведенных белыми за границу». В него вошли следующие суда: канонерская лодка «Манджур», посыльные суда «Батарея», «Улисс», «Патрокл», «Диомид», транспорт «Магнит», лидер «Илья Муромец», ледокол «Байкал», буксирный пароход «Свирь», гидрографическое судно «Охотск», тральщики «Аякс», «Парис», катера «Фарватер», «Страж», «Павел», «На/80/дежный», «Ретвизанчик», «Резвый», «Работник», пароходы «Взрыватель» и «Чифу». Этот список передали командующему МСДВ Кожанову. Вскоре в список добавили пароход «Мон-гугай», о чем сообщили начальнику штаба В.В.Селитренникову 24 мая 1923 г. После этого перечень всех судов дальневосточного бассейна, принадлежавших ранее царской России, был опубликован в специальном циркуляре Народного комиссариата иностранных дел (Наркоминдела), и за них началась дипломатическая борьба.

Начальник МСДВ (1924-1926 гг.) В. В.Селитренников

Переговоры о возвращении советских судов проходили сложно. Вот что писал полпред СССР в Китае Л.М.Карахан японскому послу Иосидзаве: «Когда так называемое Владивостокское правительство было ликвидировано, 4 судна, принадлежавшие Российскому государству и Российскому Добровольческому флоту, были среди прочих незаконно уведены белогвардейцами в Шанхай. Ввиду попыток последних продать эти суда враждебной стороне Советское правительство неоднократно утверждало свои права и заявляло, что оно не будет признавать каких-либо претензий третьей стороны, которая могла бы обманным путем заключить сделку с лицами, захватившими эти суда, на владение которыми они не имеют и не могут иметь какого бы то ни было права.

Тем не менее белогвардейцам удалось увести из Шанхая два из четырех судов, о которых идет речь, и на некоторое время все следы этих судов были потеряны. Однако в настоящее время посольство Союза Советских Социалистических Республик получило точную информацию о том, что одно из этих судов «Защитник», в свое время служившее минным тральщиком во Владивостокском военном порту, находится в настоящее время в Дату Бар под японским флагом. Хотя судно перекрашено и переименовано в «Тайто-Мару», его происхождение не вызывает сомнения» .

12 июля 1923 г. начальник Штаба Морских Сил Республики А.В.Домбровский направил начальнику МСДВ И.К.Кожанову телеграмму следующего содержания: «Для мирной конференции с Японией необходимо собрать материал по убыткам, понесенным Моркомом на Дальнем Востоке вследствие всей интервенции Японии за весь период Гражданской войны, с точной документировкой их, убытки должны быть подсчитаны и расценены в золоте и разбиты по 2 отделениям:

1) убытки, непосредственно понесенные от действия Японии.

2) убытки, понесенные от белогвардейских правителей и банд, каждого в отдельном при содействии Японии, сведения должны быть составлены в историческом порядке до Старка и Безуара включительно и иметь неопровержимые и точные доказательства участия Японии. К работам приступить немедленно, не дожидаясь высылаемых инструкций. Срок предоставления сведений в Морштабресп 10 августа» .

Начавшиеся переговоры проходили в напряженной обстановке при полном нежелании японской стороны возвращать суда. Уже 21 августа 1923 г. И.К.Кожанов докладывал помощнику по морским делам Глав/81/нокомандующего Всеми Силами Республики Э.С.Панцержанскому: «Доношу, что по сообщению уполномоченного НКИД во Владивостоке, согласно заявления японского консула во Владивостоке, суда адмирала Безуара, ушедшие из Гонконга по направлению к Китаю, возвращены не будут» .

В сентябре 1923 г. начала работу специальная комиссия Морского штаба Республики по исчислению убытков, понесенных морскими силами вследствие интервенции Японии на Дальнем Востоке, которая активно сотрудничала с командованием Морских сил Дальнего Востока. Затем подобная комиссия была организована с целью предоставления претензий к американцам за ущерб во время интервенции в дальневосточном регионе.

В результате дипломатической деятельности И.К.Кожанова и сменившего его командующего МСДВ В.В.Селитренникова в конце 1925 г. японцы, в связи с нормализацией советско-японских отношений, вернули Амурской флотилии ряд судов, уведенных ими в 1920 г. на остров Сахалин. В Осиповский затон вошли башенная лодка «Шквал», канонерские лодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», бронекатер «Копье», катер «№1», пароходы «Хилок», «Сильный» и пять барж. Прием кораблей от японцев осуществила группа командиров МСДВ и Амурской флотилии во главе с Е.К.Престиным, а сторожевой корабль «Красный вымпел» отбуксировал их в Николаевск-на-Амуре. Кстати, после расформирования МСДВ дипломатические таланты Ко-жанова (окончившего к тому времени Военно-морскую академию РККФ), проявленные им в ходе переговоров по возвращению захваченных судов, были использованы им на должности военно-морского атташе в Японии. В результате возвращения кораблей Амурская флотилия стала самой сильной частью Морских сил Дальнего Востока.

3 июня 1924 г. тихоокеанцы получили приказ срочно сформировать Особую гидрографическую экспедицию на остров Врангеля. На этом исконно русском острове хозяйничали иностранцы, особенно канадцы, которые в 1921 г. подняли здесь британский флаг, а в 1923-м высадили новую промысловую партию. Экспедиция должна была изгнать иноземцев с острова и выполнить исследовательские работы.

В это время И.К.Кожанов перенес заболевание (приказ по флоту и Морскому ведомству за №298 от 3.05.1924) и не смог активно участвовать в подготовке экспедиции. Поэтому вся организационная работа легла на плечи начштаба МСДВ В.В.Селитренникова. Он не раз совещался с начальником экспедиции Б.В.Давыдовым и комиссаром М.А.Доминиковским по различным вопросам.

20 июля 1924 г. канонерская лодка «Красный Октябрь» (бывший ледокол «Надёжный») вышла из Владивостока, а 3 августа прибыла в бухту Провидения. Здесь перед выходом в Ледовитый океан корабль пополнил запасы угля. Затем экспедиция направилась на север и 19 августа достигла северо-восточной оконечности острова Врангеля. В результате проведенной операции по выдворению за пределы страны группы нарушителей границы (14 человек) остров Врангеля был навсегда закреплен за СССР. 24 августа «Красный Октябрь» возвратился во Владивосток.

Летом 1924 г. произошла смена начальников Морских сил Дальнего Востока. Это было вызвано тем, что, самокритично оценивая уровень своей профессиональной подготовки (полтора года учебы в Отдельных гардемаринских классах), И.К.Кожанов остро чувствовал необходимость получения фундаментального военно-морского образования. И как только позволила обстановка, он подал рапорт с просьбой разрешить ему продолжить обучение в высшем военно-морском учебном заведении страны. Этот вопрос был положительно решен командованием РККФ еще во время пребывания Кожанова в Москве в январе 1924 г. /82/

Приказом наморси ДВ №376 от 12 июня 1924 г. И.К.Кожанов был объявлен «числящимся в отпуску для подготовки в Морскую академию». В течение месяца он самостоятельно готовился к экзаменам: читал еще дореволюционные учебники, другую учебную литературу. Согласно приказу по флоту и морскому ведомству №435 от 19 июля 1924 г., Кожанова освободили от должности начальника и комиссара МСДВ с зачислением в резерв при штабе РККФ (18 разряд, приказ РВС СССР №744 от 18 августа 1924г.) . Этимже приказом новым начальником МСДВ был назначен В.В.Селитренников. Одновременно ему пришлось стать и командиром Владивостокского военного порта .

Василий Васильевич с честью исполнял свои обязанности в течение двух лет. За это время ему довелось не раз организовывать различные экспедиции для очищения побережья от остатков белогвардейцев. По распоряжению Селитренникова осенью 1924 г. в северные широты, в старинный русский порт Аян, расположенный в северо-западной части Охотского моря, отправилось посыльное судно «Красный вымпел». Целью похода было уничтожение многочисленной белогвардейской банды штабс-капитана Григорьева.

В тот раз небольшому отряду краснофлотцев не удалось полностью ликвидировать банду, имевшую подавляющее превосходство в силах. Зато на следующий год вместе с «Красным вымпелом» в Аян пришел транспорт «Олег» со специальным красноармейским отрядом на борту. Белобандитов удалось захватить врасплох и уничтожить .
В 1924 г. в состав Морских сил Дальнего Востока вошло посыльное судно «Боровский». Переход судна из Архангельска на Тихий океан был одним из первых дальних плаваний кораблей молодого Красного Алота. «Боровский» прибыл во Владивосток 19 ноября; у Штабной пристани его встречали наморси В.В.Селитренников, комиссар МСДВ Э.И.Батис и начштаба Е.К.Престин. Корабль оставил за кормой 13 927 миль . Командиром «Воровского» был старший инспектор Реввоенсовета СССР А.С.Максимов, военкомом - П.И.Смирнов-Светловский, секретарем партийной организации

Командование экспедиции на остров Врангеля. Слева направо: комиссар экспедиции М.А.Доминиковский, начальник экспедиции Б.А.Давыдов, командир корабля «Красный Октябрь» Е.М.Воейков /83/

З.А.Закупнев. Должность инженер-механика «Воровского» занимал будущий первый начальник Научного института военного кораблестроения (НИВКа) Н.В.Алякринский.

В последний период своего командования Морскими силами Дальнего Востока Селитренников стал участником реформирования этого оперативного соединения. На Тихом океане повторилась ситуация с Морскими силами Северного моря, которые были фактически ликвидированы.

20 июня 1925 г. Владивостокский отряд МСДВ (миноносцы «Лазо» и «Потапенко», посыльные суда «Боровский» и «Красный вымпел») был передан в оперативное подчинение полномочного представителя ОГПУ на Дальнем Востоке . Затем последовали организационные изменения. В начале 1926 г. были введены новые должности в ВМС РККА: вместо начальников теперь появились командующие Морскими силами на всех морях и океанах, омывающих СССР. 12 января 1926 г. В.В.Селитренников был назначен командующим Морскими силами Дальнего Востока , а с 8 мая того же года он стал командующим МСДВ и Амурской речной военной флотилией (АРВФ). 6 сентября 1926 г., в связи с ликвидацией Морских сил Дальнего Востока, Селитренникова назначили командующим Амурской речной военной флотилией. Но вскоре ему пришлось оставить и этот пост.

25 сентября 1926 г. В.В.Селитренников был освобожден от должности командующего АРВФ, но только 22 октября он передал дела своему преемнику на этом посту Я.И.Озолину. Теперь судьба Василия Васильевича решалась в Москве.
В декабре 1926 г. Селитренников получил новое назначение - он стал преподавателем кафедры военно-морской организации Военно-морской академии (ВМА) . В течение последующих десяти лет его служба была связана с этим высшим флотским учебным заведением.

В те годы академия блистала такими крупными учеными, как А.Н.Крылов, Ю.М.Шокальский. В числе профессоров были Л.Г.Гончаров, А.В.Домбровский, В.А.Строганов. Среди преподавателей были и знакомые Василия Васильевича: А.В.Немитц - старший руководитель цикла «Военно-морская организация ВМФ» и А.А.Соболев, читавший лекции по предмету «Речная война» .

Среди слушателей ВМА в те годы выделялась группа старшекурсников. В их числе были И.К.Кожанов, П.И.Смирнов-Светловский, И.М.Лудри, К.И.Душенов, А.П.Александров и А.М.Якимычев, которые позже составили ядро так называемой «молодой школы» теоретиков советского военно-морского искусства. Этот «пролетарский выпуск» 1927 г. надолго запомнился Василию Васильевичу и другим преподавателям академии. В последующее десятилетие все вышеназванные выпускники ВМА заняли высокие посты в ВМС РККА, стали командующими флотами, начальниками штабов различных флотских оперативных объединений, а некоторые из них пошли в науку.

В феврале 1927 г. В.В.Селитренников был назначен руководителем кафедры военно-морской организации ВМА . Теперь он возглавлял одну из выпускающих кафедр академии. В этой должности он прослужил последние 10 лет своей жизни.

За период с 1927 по 1937 г. сменилось несколько начальников Военно-морской академии. Василий Васильевич начинал свою работу в ВМА при видном флотском ученом Б.Б.Жерве. В начале 1930 г. новым начальником академии стал недавний выпускник ВМА К.И.Душенов. Вскоре его сменил видный политработник Д.С.Дуплицкий. Через три года академию возглавил П.Г.Стасевич. А в начале рокового 1937 г. начальником ВМА назначили И.М.Лудри. При этом все начальники академии ценили Селитренникова за богатый опыт службы на высших командных долж/84/

ностях; в очередных аттестациях они всегда отмечали его высокую квалификацию и соответствие занимаемой должности. В 1935 г., при введении персональных воинских званий, В.В.Селитренникову было присвоено звание капитана 1 ранга.
Однако успешная преподавательская деятельность Селитренникова внезапно оборвалась. 27ноября 1937 г. он был арестован органами НКВД. Ему были предъявлены надуманные обвинения «в подрывной деятельности». 17 января 1938 г. комиссия НКВД и Прокуратуры СССР на своем заседании рассмотрела дело по обвинению В.В.Селитренникова в участии «в военно-фашистском заговоре» и приговорила его по статье 58-6-7-11 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу . Приговор был приведен в исполнение 25 января того же года. Одновременно с Селитренниковым был расстрелян другой заслуженный флотский военачальник - флагман 2 ранга Г.Г.Виноградский. Через 20 лет В.В.Селитренникова посмертно реабилитировали.
Такая же судьба постигла и первого начальника Морских сил Дальнего Востока флагмана флота 2 ранга И.К.Кожанова. Он также был репрессирован и погиб, а в 1956 г. реабилитирован.
Заслуги первых начальников МСДВ И.К.Кожанова, В.В.Селитренникова, а также их сослуживцев, погибших в годы «большого террора», сегодня фактически преданы забвению. Между тем историческая справедливость требует восстановления в памяти потомков имен военных моряков той поры, сыгравших огромную роль в деле защиты дальневосточных рубежей нашей страны. Думается, что было бы целесообразно установить памятные доски с именами
И.К.Кожанова В.В.Селитренникова на штабе ТОФ во Владивостоке. Пусть память о них сохранится и в сердцах военных моряков будущих поколений.

С. Близниченко, кандидат технических наук

Литература
1. Отечественная история. 1994. №2. С.174-176.
2. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф.Р-1, оп.З,д.1911, л.6.
3. Краснознаменный Тихоокеанский флот.-М., 1981. С. 92.
4. РГА ВМФ. Ф.Р-352, оп.2, д.119, л.1.
5. РГА ВМФ. Ф.Р-1,оп.З,д.1911, л.6.
6. РГА ВМФ. Ф.Р-1, оп.З, д.1557, л.23.
7. Там же.
8. Варгин Н.Ф. флагман флота Кожанов. -М., 1980. С.62.
9. РГА ВМФ. Ф. 2193, оп.1, д.31, л. 19-21.
10. РГА ВМФ. Ф. 2193, оп.1, д.31, л.157-165.
11. РГА ВМФ. Ф.Р-417, оп.2, д.З, л.52-53.
12. РГА ВМФ. Ф.Р-417, оп.2, д.5, л.33.
13. РГА ВМФ. Ф.Р-417, оп.2, д.9, л.4.
14. Там же. Л. 12.
15. РГА ВМФ. Ф.Р-352, оп.2, д.119, л.2.
16. РГА ВМФ. Ф.Р-352, оп.2, д.119, л.1.
17. Там же.
18. Боевая летопись Военно-Морского флота 1917-1941.-М., 1993. С.684.
19. Краснознаменный Тихоокеанский флот. - М., 1981. С.104.
20. См: Гаврилов А. Под Красным вымпелом по четырем океанам. - М., 1925. С.156-157.
21. Краснознаменный Тихоокеанский флот. - М., 1981. С.104.
22. Боевая летопись Военно-Морского Флота. - М., 1993. С.684.
23. Военно-морской энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Куроедова. - М., 2003. С.746.
24. Очерки истории военно-морской академии. - Л., 1970. С.73-74.
25. Военно-морской энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Куроедова. - М., 2003. С. 746.
26. Электронные книги памяти,

Любое государство во все времена можно было охарактеризовать, анализируя три основных аспекта, а именно: уровень свободы граждан, превалирующий метод регулирования общественных отношений, развитость силовых структур и вооруженных сил. Последний элемент имеет большое значение даже в современном мире. Казалось бы, зачем сегодня нужна сильная армия, если большинство масштабных военных конфликтов были окончены еще в XX веке? Ведь действительно значимых международных проблем сегодня попросту нет. Тем не менее XXI век, как показали последние события, не является «оазисом» стабильности. Большинство государств не доверяют иным представителям международной арены. Подобный режим взаимодействия представляет собой бомбу замедленного действия, которая может в будущем перерасти в полноценную войну. Чтобы такого не случилось, государства обязаны наращивать военную мощь для подавления любого рода провокации. Следует отметить, что в некоторых государствах сегодня уже существуют высокомобильные и боеспособные подразделения. К числу подобных стран относится Российская Федерация. В составе её вооруженных сил присутствует Тихоокеанский военно-морской флот, который имеет крайне интересную историю и ряд характерных особенностей.

ВМФ Российской Федерации

Флот является основной боевой группировкой на воде. На протяжении всей истории данный вид войск модернизировался и становился все более смертоносным. Что касается России, то наше государство не всегда славилось развитыми военно-морскими силами, если сравнивать их с аналогичными подразделениями Англии, Испании и Португалии. Тем не менее прорубленный Петром I «выход в Европу» дал возможность развить новый сектор военного искусства. На сегодняшний день Российской Федерации - это одна из составляющих вооруженных сил государства. Она имеет свою структуру и ряд функциональных задач, отличающихся спецификой.

Состав ВМФ

Структуру Военно-морского флота можно рассматривать с двух позиций. В первом случае необходимо брать во внимание отдельные подразделения, входящие в представленный род войск. На сегодняшний день в присутствуют:

  • надводные и подводные силы;
  • морская авиация;
  • береговые войска флота.

Но помимо деления на конкретные силовые структуры, весь Военно-Морской флот Российской Федерации делится на определенные части, образованные стратегической необходимостью и территориальной расположенностью. В соответствии с этим выделяют:

  • Балтийский.
  • Северный.
  • Каспийский.
  • Черноморский.
  • Тихоокеанский флот.

Последняя группировка является одной из самых масштабных, если учитывать численность техники и личного состава.

ВМФ России - Тихоокеанский флот

На сегодняшний день Российская Федерация является одной из самых больших стран по территориальности. Флот в данном случае - это способ защитить основные выходы державы к Мировому океану. России является военной группировкой одноименного рода войск, входящего в Вооруженные силы государства. В его составе присутствует большое количество специальных технических средств. С их помощью группировка обеспечивает безопасность в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Поистине легендарная история представленной военной группировки обусловила её популярность и авторитет. Данный факт проявляется в существовании памятной даты, посвященной этому структурному подразделению вооруженных сил. Таким образом, 21 мая - это день Тихоокеанского России.

Имперский период в истории тихоокеанской группировки ВМФ

Территория Российской Федерации простирается на многие километры. Поэтому государство имеет множество выходов к морю. Но Тихоокеанский флот существовал далеко не всегда. Отправной точкой в его истории является 1716 год, когда был создан Охотский военный порт. На протяжении долго времени данная локация являлась основной морской базой на дальневосточных территориях. Следующим этапом развития структурного элемента ВМФ стал 1731 год. Эта дата ознаменовала появление Охотской военной флотилии, указ о создании которой был отдан императрицей Анной Иоанновной.

Свое первое крещение Тихоокеанский флот получил в 1854 году. С 18 по 24 августа два корабля, «Аврора» и «Двина», оказывали сопротивление превосходящей по силам англо-французской эскадре. В начале XX века Российская Империя начинает наращивать мощь тихоокеанской группировки в связи с обострением конфликтов с Японией. В этот период Тихоокеанский базируется на пункте, известном как Порт-Артур.

В 1904 году, в ходе русско-японской войны большая часть имперского флота была уничтожена, так как силы противника на море были превосходящими.

Тихоокеанский флот ВМФ России сыграл значимую роль в процессе становления власти советов на Дальнем востоке в 1917 году. Большая часть матросов группировки боролась за становление «красного» режима. Однако Тихоокеанский флот в 1926 году был расформирован. Восстановление подразделения произошло лишь через 6 лет. А уже с 1937 года начинает функционировать Тихоокеанское военно-морское училище. В период Второй мировой войны подразделение боролось с немцами и японцами.

После обретения РФ независимости Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье, начал стремительно развиваться. Эволюция этого подразделения вооруженных сил объясняется достаточно просто. Дальний Восток представляет важное стратегическое значение. Потому его защита является первостепенной задачей. В соответствии с этим в 2000 годах начинается тотальное техническое обновление Тихоокеанского флота.

На сегодняшний день представленное подразделение является одним из наиболее боеспособных, если анализировать всю структуру ВМФ. Тихоокеанский флот ВМФ России, контакты которого можно найти в интернете, имеет целый спектр функциональных направлений, которые будут представлены далее.

Основные задачи группировки

На сегодняшний день возникает множество вопросов о том, чем занимается Тихоокеанский флот ВМФ России, состав которого представлен в статье? Даже невзирая на относительно мирный климат, царящий во всем международном сообществе, упомянутая в статье военная группировка выполняет огромное количество функциональных задач.

  1. Тихоокеанский флот ВМФ России обеспечивает поддержание стратегических сил в боевой готовности для сдерживания возможной ядерной агрессии.
  2. Группировка защищает основные экономические районы в подконтрольном регионе.
  3. Обеспечивает реализацию любого рода внешнеполитических акций: деловых визитов, учений, миротворческих операций и т. п.
  4. Тихоокеанский флот ВМФ России, фото которого представлены в данной статье, также занимается обеспечением безопасности судоходства.

Таким образом, подразделение реализует важные задачи на территории дальневосточного региона. С целью обеспечения эффективности выполнения основных функций в Охотском море действует сразу несколько баз группировки. На сегодняшний день существует пять основных мест, где расположен Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является главной базой. Помимо неё, технический и личный состав группировки располагается в Фокино, Большом Камне, Вилючинске и Советской Гавани. Таким образом, дальневосточный рубеж перекрывается сразу по нескольким направлениям, что позволяет формированию более эффективно реализовать свои задачи.

Техническое оснащение Тихоокеанского флота

В состав дальневосточной группировки ВМФ на сегодняшний день входит большое количество техники разного типа. Сегодня основой Тихоокеанского флота являются следующие технические средства, а именно:


Если анализировать техническую составляющую Тихоокеанского флота более детально, то его основу составляют крейсеры проекта «Орлан», миноносцы «Сарыч», малые противолодочные корабли «Альбатрос», ракетные катера «Молния», противодиверсионные катера «Грачонок» и т. д. Элитой подразделений подводного типа являются большие и малые атомные подлодки «Антей» и «Щука-Б».

Особенности организационного состава Тихоокеанского флота

Следует отметить, что в структуре подразделения имеются не только подводные и надводные силы, но еще и некоторые специальные формирования. К примеру, большое значение играют группировки морской пехоты, зенитно-ракетные подразделения и подразделения Данные формирования обеспечивают эффективное выполнение функциональных задач, а также высокий уровень безопасности на дальневосточных рубежах.

Но возникает логичный вопрос, чем знаменит Тихоокеанский флот ВМФ России, помимо упомянутой технической базы? Ответом является легендарный флагманский корабль "Варяг".

Флагман ТОФ

Тихоокеанский флот ВМФ России, база которого располагается во Владивостоке, имеет в своем составе основной, ведущий корабль. Флагман проекта 1164 «Варяг» был спущен на воду в 1982 году. Невзирая на свой возраст, корабль отлично подходит для выполнения боевых задач современности. Он способен развить скорость до 32 узлов. Автономность плаванья может продолжаться около 30 дней. «Варяг» может содержать на своем борту 680 человек экипажа и преодолевать расстояние в 7000 миль. Показатель водоизмещения корабля составляет 11 300 тонн.

Что касается военной мощи, то ракетный крейсер «Варяг» может соперничать со многими современными кораблями. Вооружение флагмана состоит из нескольких элементов. Это:

  • вертолет «Ка-27»;
  • 2 зенитных комплексатипа «Оса»;
  • 2 торпедных аппарата;
  • 8 зенитно-ракетных комплекса «Форт»;
  • 16 установок типа «Вулкан»;
  • 6 установок «АК-630»;
  • одна установка «АК-130».

Таким образом, корабль, если учитывать его технические характеристики, может с достоинством носить статус флагмана.

Деятельность флагмана

Даже с учетом авторитетного статуса корабля «Варяг», он является боевым ракетным крейсером, который можно применять для выполнения боевых задач, о чем уже было указано ранее. Наиболее яркими примерами деятельности флагмана за последнее время является его участие в нескольких операциях. Во-первых, «Варяг» принял участие в российско-индийских флотских учениях, которые проходили в 2015 году с 7 по 12 декабря. Во-вторых, 3 января 2016 года крейсер сменил корабль «Москва» и обеспечил выполнение боевой задачи. Его основной целью было прикрытие авиагруппы ВВС Российской Федерации, которая действовала в тот момент на территории Сирии. Все поставленные перед флагманом цели были выполнены. Поэтому уже к лету 2016 года корабль вернулся во Владивосток со всем экипажем на своем борту.

Заключение

Итак, мы попытались выяснить техническое состояние и основные задачи, которые осуществляет Тихоокеанский флот ВМФ России. Владивосток является основной базой формирования на сегодняшний день. Следует отметить, что группировка представляет собой одно из самых смертоносных и развитых подразделений в составе Вооруженных сил РФ. Поэтому за безопасность дальневосточных морских границ нашей державы можно не беспокоиться.

Залив Советская (в прошлом Императорская) Гавань на западном берегу Татарского пролива моряки называют одной из удобнейших естественных глубоководных гаваней в мире, защищенной от всех ветров.

Одно из первых поселений (Константиновский пост) в районе Императорской гавани было основано Геннадием Невельским в 1853 году.
В 1856 году фрегат российского военного флота «Паллада» (1831 года постройки) был затоплен в бухте Постовая Императорской гавани из-за опасения захвата англичанами в связи с Крымской войной. Старый корабль был небоеспособен и особенно пострадал от тайфунов. Первым капитаном фрегата был будущий адмирал Нахимов. Писатель Иван Гончаров, плавающий на фрегате секретарем адмирала Путятина, прославил корабль в своей одноимённой книге.

К 1912 году было образовано село Знаменское, где австралийский (!) предприниматель заготавливал и перерабатывал древесину.

В 1922 году партизанский отряд вышел на берега Императорской Гавани и переименовал её в Советскую Гавань. Село Знаменское в 1926 году стало районным центром Приморского края и в 1930 году преобразовано в рабочий поселок Советская Гавань. В период индустриализации здесь были созданы рыбокомбинаты, леспромхоз, судоремонтный завод и морской порт. В 1941 году посёлок получил статус города.

Во время Великой Отечественной войны трудом заключённых ГУЛага строится железная дорога Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань и морской порт в бухте Ванино. В августе 1945 года из Советской Гавани был переброшен военный десант на Южный Сахалин, в послевоенные годы на местных стройках трудились японские военнослужащие.

В 1948 году Советская Гавань, Ванино и другие местные населенные пункты передаются из Приморского края в Хабаровский край. В 1950 - 1954 гг. Советская Гавань была одной из региональных «столиц» ГУЛага, здесь размещались управления «Строительство 508» и Ульминлага.

Советская Гавань является конечным восточный пунктом Байкало-Амурской магистрали, в 32 км от города расположено Ванино — один из крупнейших российских дальневосточных портов.

В 2017 году планируется закончить строительство автомобильной дороги Лидога - Ванино, которая соединит Советскую Гавань с автомобильной трассой Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.

Город Советская Гавань приравнен к районам Крайнего Севера. Население города сократилось с 1992 года с 35 тыс. до 26 тыс. человек.

В 2000 году порт Советская Гавань стал международным, в 2009 году создана Особая экономическая зона, в дальнейшем в неё включили порт Ванино. К сожалению, большинство российских свободных зон, как правило, остаются прожектами на бумаге.

Памятник первооткрывателям Советской Гавани


http://0070026.users.photofile.ru/photo/0070026/151071394/xlarge/163399073.jpg

Далее фотографии начала 70-х годов. Город в те годы не производил впечатления в отличие от его названия. Жилы мы в деревянной гостинице типа «барак». И памятники были с примитивными пьедесталами.

Памятник вождю всемирного пролетариата. Ильич походил на инвалида без ног. Надпись: «Над Лениным время невластное…»

Парк культуры и отдыха. Памятник Виталию Баневуру (1902 - 1922), участнику гражданской войны, герою-комсомольцу

Советская Гавань. Улица Советская

Бухта Западная

В порту Совгавани долгое время располагалась военно-морская база Тихоокеанского флота, переведённая в посёлок Заветы Ильича. Здесь размещалась база дивизии подводных лодок и консервации судов ВМФ. Как говорят местные жители, теперь уже на этой бывшей базе ВМФ можно снимать фильмы про войну.

Пора пристуать к крейсерам Владивостокского отряда … систематично … а потому пойду пожалуй по алфавиту
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Заложен 21 декабря 1899 года на верфи Вулкан в Штеттине. Введен в строй в августе 1902 года. Крейсер строился по судостроительной программе «для нужд Дальнего Востока».
В конце октября 1902 года, завершив последние работы, испытания башенных установок и стрельбы, «Богатырь» вместе с броненосцем «Победа» направился в Либаву, где собирался отряд контр-адмирала Э.А.Штакельберга, назначенный для следования в Тихий океан. В состав отряда вошли броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсера «Диана», «Паллада», «Богатырь» и «Боярин». В греческих водах к отряду должны были присоединиться ранее отправленные в плавание 5 миноносцев иностранной постройки типа «Властный» и 2 отечественной - типа «Буйный».
В ходе перехода крейсер показал себя превосходно, в отличие от других кораблей отряда, и 9 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур в совершенно исправном состоянии. Неплохое бронирование корабля вероятно послужило основанием для включение его в отделявшийся от Первой Тихоокеанской эскадры Владивостокский отряд крейсеров. 24 сентября 1903 года «Богатырь» покинул Порт-Артур и вместе с «Громобоем», «Россией» и «Рюриком» направился во Владивосток.
В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К.П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет. Следуя в тумане, с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток. Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года. «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года, уже после окончания войны.
Потрясавшие Россию в 1905 году бунты и мятежи грозили докатиться до Владивостока. Опасаясь вовлечения в них экипажей крейсеров отряда, владивостокское начальство поспешно избавилось от них - доставляя солдат на освобождавшуюся Японией северную половину острова Сахалин, крейсеры получили приказ прямо из Де-Кастри следовать в Россию. 11 ноября 1905 года корабли направились к Корейскому проливу. Служба крейсера на Дальнем Востоке завершилась.
17 января 1906 года в гавани Коломбо «Богатырь» отделился от отряда, взяв на борт всех призванных на корабли во время войны из запаса. Передав запасных в Порт-Саиде на пароход, идущий в Севастополь, «Богатырь» получил приказание морского министра следовать дальше, не ожидая отряда.
6 марта 1906 года крейсер маршрутом Алжир - Шербур - Кильский канал прибыл в Либаву.
В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
Крейсер "Богатырь" в бухте Золотой Рог. начало 1904 года