Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа. Реферат: Сравнение как метод анализа. Виды и уровни сравнительных исследований

Любое сравнительное исследование включает следующие этапы:

а) отбор и описание фактов;

б) выявление и описание тождества и различий;

в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез;

г) последующая проверка гипотез;

д) “признание” некоторых основополагающих гипотез.

Методика сравнительного политологического исследования

1. Основные понятия сравнительного анализа.

Концептуализация – процесс создания концептуальной модели

исследования, необходимый для продуцирования гипотез.

Гипотеза – научное предположение о взаимосвязи между

независимой и зависимой переменной, выдвигаемое для объяснения каких-

либо явлений и требующее верификации.

Случай – те страны или территории, которые представлены в

сравнительном анализе.

Единица анализа – это объект, по которому исследователь собирает

Переменные – это такие понятия, качество которых меняется в

данном наборе единиц анализа. Виды переменных: зависимая (фактор,

который исследователь стремится объяснить), независимая (фактор,

переменную), вмешивающаяся (третий фактор, оказывающий воздействие

на взаимосвязь зависимой и независимой переменных).

Операционализация – преобразование абстрактных понятий в

конкретные, доступные для сравнительного изучения.

Другие понятия: показатель, индикатор, критерий сравнения.

2. Этапы сравнительного политологического исследования:

1) формулирование проблемы и гипотезы исследования;

концептуализация;

2) отбор случаев, единиц анализа, переменных, показателей и

индикаторов, а также осуществление наблюдения и измерения;

3) сбор и описание данных в соответствии с концептуальной схемой,

выявление тождества и различий между политическими феноменами;

4) верификация гипотез и создание теорий.

Суть сравнительного метода сводится к выявлению общего и

особенного в изучаемых явлениях. Природа сравнения путем

обращения к языку блестяще раскрыта М.В.Ильиным: «При со-по-

ставлении вещи или явления «ставятся рядом». Затем они «делаются

равными» – с-равниваются. При этом выявляются с-ходства –

«перемещения в одно место» – и со-в-падения – «наложения друг на

друга», равно как и раз-личия – «умножение ликов», т.е. масок,

обликов чего-то единого»

Любые сравнения осуществляются на

основании единого принципа – соотнесения явлений с «эталоном»,

которым могут оказаться слова, понятия, идеальные конструкции или

математические модели

. «Установление связи между абстракциями

нашего мышления и конкретикой нашего непосредственного

восприятия действительности»

– вот, на мой взгляд, ключевой тезис,

раскрывающий природу сравнения.

Ж.Блондель подчеркивает, что мы можем «схватить» реальность

только путем применения категорий и конструктов общего характера:

«Различные элементы, которые вместе образуют форму правления –

лидерство, кабинет, ассамблеи, партии и т.д. – все являются

«конструктами», которые позволяют нам понять «реальность»

правительственной жизни. Мы вынуждены тщательно разрабатывать

эти конструкты даже тогда, когда мы имеем дело только с правлением

одной страны, обладающим существенными особенностями. Так,

кабинет Х может рассматриваться как особый объект: он нисколько не

меньше имеет отношение к понятию «кабинет», которое существует

вне характеристик страны Х. Может быть, трудно «понять» кабинет

страны Х во всех его деталях, и, следовательно, любое сравнение

между кабинетами стран Х и Y будет недостаточно с точки зрения

полноты, поскольку детальное описание этих двух кабинетов будет

Ильин М.В. Сравнительная политология: научная компаративистика в системе

политического знания // Полис. – 2001. – № 4. – С. 164.

См.: там же.

См.: там же. – С. 165. 62

ограничено. Это значит, что нам нужно улучшить свои знания и

инструменты, с помощью которых мы можем операционализировать

эти описания. Но это не значит, что сравнения невозможны»

Сравнительный метод активно используется в политологии,

поскольку здесь практически невозможно применить

экспериментальный метод, являющейся одним из основных в

естественных науках. Мы не можем «сказать правительству Индии:

измените свою избирательную систему на пропорциональную,

поскольку мы хотим увидеть, приведет ли это к увеличению числа

партий в вашем парламенте»

Или «попросить миссис Тэтчер уйти в

отставку в 1983 году для того, чтобы мы могли выяснить, на самом ли

деле другой лидер консервативной партии и премьер-министр,

столкнувшийся с теми же самыми политическими и экономическими

обстоятельствами, осуществлял бы менее радикальную политику, чем

это делала Тэтчер»

Однако у исследователей есть сравнительный

метод для описания и объяснения различных сочетаний политических

событий и институтов, существующих в различных обществах.

«Эксперименты» за политологов проводят сами политики, т.к. «с

окончанием «холодной войны» мир оказался втянут в гигантский

эксперимент по выявлению различных подходов к экономическому

росту, разных стратегий транзита демократии, различных форм

использования правительственной власти и контроля над ней»

Использование сравнения является «заменителем эксперимента»

(Н.Смелзер), квазиэкспериментом. М.В.Ильин пишет: «И эксперимент,

и сравнение строятся на том, что исследователь методически, т.е.

неукоснительно соблюдая собственные «внутренние» правила –

метод, соотносит (со-поставляет, ставит в один ряд, воссоздает)

«внешние» дескриптивные данные для проверки «внешних» же правил

– умозрений научной теории, морали, идеологии или даже веры,

житейского здравого смысла. Благодаря методичным (т.е. не

произвольным и не случайным) экспериментам и методичным же

Blondel J. Comparative Government: An Introduction. – New York and London: Philip Allan,

Hague R., Harrop M. and Breslin S. Comparative Government and Politics: An Introduction. – 3rd ed. – P. 23.

March D. and Stoker G. (eds.) Theory and Methods in Political Science. – Houndmills, Basingstoke, Hampshire; London and New York: Macmillan Press and St.Martin’s Press, 1995. –

См.: Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К. и Далтон Р. Сравнительная политология сегодня:

Мировой обзор. – С. 71.

сравнениям может быть получено эмпирическое знание – качественно

новое по отношению и к дескриптивному, и к теоретическому»

разница между сравнением и экспериментом огромна. Эксперимент

включает в себя доэкспериментальную фазу, когда объекты

предварительно тестируются и затем отбираются в определенную

группу, над которой исследователь осуществляет контроль.

Квазиэксперимент (сравнительный метод) происходит постфактум,

после совершения событий, на которые исследователь никак не может

повлиять или вмешаться в их течение. Объектами изучения в

квазиэксперименте являются готовые политические результаты. Задача

компаративиста заключается в том, чтобы правильно отобрать

имеющиеся кейсы и факторы (переменные).

Дж.Сартори выстраивает иерархию методов науки: самый лучший

метод (par excellence), по его мнению, – экспериментальный метод,

который широко применяется в физике и биологии; после

эксперимента следует статистический метод; наконец, сравнение не

столь совершенно, если исходить из требований, предъявляемых к

научному исследованию

Но у политологов часто нет выбора, так как

эксперимент невозможен, а статистические данные или отсутствуют,

или не внушают доверия. К тому же, число статистических случаев не

является большим (как правило, это национальные политические

системы). Поэтому доступным и приемлемым методом выступает

сравнительный метод, использование которого создает «лабораторию

ученого»

Сравнительное изучение форм правления включает, как и любое

компаративистское исследование, несколько этапов. В литературе

(С.Бир и А.Алэм) процесс сравнения был обозначен такой формулой:

«описание – классификация – объяснение – подтверждение»

Действительно, всякое сравнение начинается с концептуализации,

когда определяются теоретические подходы к политическим

феноменам и формулируется предполагаемая взаимосвязь между

понятиями (стадия «описание»). Классификация помогает

Ильин М.В. Основные методологические проблемы сравнительной политологии

// Полис. – 2001. – № 6. – С. 144.

См.: Dogan M. and Kazancigil A. (eds.) Comparing Nations: Concepts, Strategies, Substance. – Oxford and Cambridge, Mass.: Blackwell Publishers, 1994. – P. 2.

См.: Landes R.G. The Canadian Polity: A Comparative Introduction. – 2nd. ed. – Scarborough, Ontario: Prentice-Hall Canada, 1987. – P. 21.

См.: Roberts G.K. What Is Comparative Politics? – London and Basingstoke: The Macmillan

Press, 1972. – P. 19. 64

дифференцировать случаи, единицы анализа, переменные, индикаторы

и т.д. Объяснительная стадия включает в себя построение

теоретической модели, а подтверждение – это завершающий этап

исследовательской работы.

Организация сравнительного исследования – сложный и

трудоемкий процесс. Кроме концептуализации и корректного

который рассматривается как воздействующий на зависимую

(независимая переменная) (зависимая переменная)

строится на

См.: ibid. – P. 458.

в одном лице или разведены)

избирательные правила)

    Сущность, виды, уровни переменных.

Виды и уровни переменных

Эти методологические требования к сравнению фактически фиксируют внимание на первоначальной стадии сравнительного политологического анализа - концептуализации и выборе гипотез исследования. Немаловажное значение придается также организации сравнительного исследования путем определения переменных для сбора количественных и качественных данных. Выделение видов и уровней переменных в сравнительной политологии собственно не отличается от любого социального исследования, ориентированного на измерение и анализ эмпирических данных. Так как в дальнейшем мы будем пользоваться понятием «переменная», то отметим здесь лишь следующее.

Под переменной понимается изменяющееся качество изучаемого политического феномена, к измерению которого могут быть применены неметрические или метрические шкалы. Организация переменных в исследовании предполагает разбиение их на группы в зависимости от поставленных целей и гипотез исследования. Выбор переменных также определяется общей концептуальной схемой исследования и опирается на основные ее понятия.

Совокупность изучаемых переменных можно определить как оперативные переменные. Среди них выделяются зависимые, независимые и вмешивающиеся переменные. Под зависимой переменной понимается то изменяемое качество объекта изучения, которое рассматривается как следствие или результат действия некоторых условий, факторов, обстоятельств. Переменные, которые характеризуют эти воздействующие условия, факторы и обстоятельства, называются независимыми. Между зависимыми и независимыми переменными имеется некоторая связь, подвергаемая исследованию. При изучении характера этой связи необходимо иметь в виду, что помимо выделенных исследователем зависимых и независимых переменных необходимо учитывать влияние и других условий, т.е. контролировать условия. Относительно оперативных переменных это означает, что на взаимосвязь зависимой и независимой переменной может влиять некоторая третья переменная, которая и называется вмешивающаяся. Ее влияние нужно контролировать, и иногда в процессе исследования, если обнаруживается большее влияние вмешивающейся переменной чем независимой, то первая получает статус независимой. Наряду с оперативными переменными выделяются изменяемые качества объекта, которые исследователем берутся в качестве постоянных. Они получили название параметров. Как раз при выборе стран в сравнительном исследовании одной из наиболее сложных проблем и выступает определение параметров, т.е. той группы характеристик, по которым изучаемые страны наименее всего различаются. Между зависимыми и независимыми переменными могут устанавливаться количественные и качественные связи. Как действует эта методическая схема станет ясно при прочтении последующих глав данной книги.

Что касается уровней зависимых переменных в сравнительном исследовании, то Смелзер, основываясь на идеях Талкота Парсонса о двойственной иерархии социальной жизни (одна: биологический организм, личность, социальная система, культурная система; другая в социальной системе: роли, коллективы, нормы, ценности), строит следующую иерархию уровней зависимых переменных: агрегативные качества населения, оценки бихевиоральных осадков, социальные структуры, культурные структуры. Он подчеркивает, что переход от самого нижнего уровня (агрегативные качества населения) к самому верхнему (культурные структуры) усложняет организацию переменных, так как значительная часть из них не может трактоваться в качестве параметров, а должна включаться в оперативные переменные.

Так как понятие переменных является одним из центральных при организации сравнительного исследования, то и определение собственно сравнительного метода дается, исходя из специфики отношения к контролю над переменными. Так, Арендт Лейпхарт пишет, что границы сравнительного метода определяются стратегией, при которой случаи «выбираются таким образом, чтобы максимизировать дисперсию независимых переменных и минимизировать дисперсию контролируемых переменных». Спенсер Веллхофер определяет сравнительный метод как «стратегию выбора среди небольшого числа случаев или систем (обычно стран) для того, чтобы включить контролируемые переменные в поиски каузальных, или функциональных взаимоотношений внутри систем».

Кроме концептуализации и корректного

выдвижения гипотез, важное место здесь занимает правильный отбор

случаев, единиц анализа, переменных и индикаторов, а также

осуществление наблюдения (измерения). Под случаями понимаются те

страны или территории, которые представлены в сравнительном

анализе. Если поставлена задача выявить взаимосвязь между

президентской системой и консолидацией демократии, то случаями

будут страны с президентской формой правления, успешные и

неуспешные с точки зрения демократии. Единицы анализа – это

объекты, по которым исследователи собирают данные (форма

правления в нашем примере). Переменные – это такие понятия,

качество которых меняется в данном наборе единиц анализа. Принято

выделять три вида переменных – зависимые, независимые и

вмешивающиеся. Зависимая переменная – фактор, который

исследователь стремится объяснить, или по-другому, фактор,

рассматриваемый как следствие действия других факторов

(консолидированная демократия). Независимая переменная – фактор,

который рассматривается как воздействующий на зависимую

переменную (президентская форма правления). Вмешивающаяся

переменная – это третий фактор, оказывающий воздействие на

взаимосвязь зависимой и независимой переменных (в нашем примере

это может быть партийная система). Выбор зависимых и независимых

переменных зависит от специфики исследовательской проблемы, но в

большей степени – от теоретических посылок исследователя и

выдвинутых гипотез. Например, применительно к проблеме

соотношения между формой правления и политическим режимом

могут быть сформулированы две противоположные гипотезы, в

которых зеркально размещаются переменные:

(независимая переменная) (зависимая переменная)

(независимая переменная) (зависимая переменная)

Исследователь с помощью индикаторов получает показатели, т.е.

качества переменных, которые могут быть числовыми, вербальными

или даже визуальными. Так, например, индикаторами переменной

«консолидированная демократия» могут быть «возраст» демократии

(показатели – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. лет) или политические установки

населения, когда большинство граждан верят в то, что смена власти

должна осуществляться путем демократических процедур (показатели

– 50%, 51%, 52% и т.п. населения разделяют эти установки).

Приведу пример блестящей реализации требований сравнительного

анализа, касающихся отбора кейсов, переменных и индикаторов.

Упоминавшееся мною исследование А.Сиароффа

строится на

выявлении разнообразия парламентских форм правления в 32

промышленно развитых демократиях за период после Второй мировой

переменных и осуществляет их измерение. Им используется

факторный анализ. Один фактор – доминирование исполнительной

власти над парламентом – оценивается по 11 переменным: контроль

правительства над повесткой пленарных заседаний парламента;

ограничения по внесению законопроектов в порядке частной

инициативы членов парламента; определение на первом пленарном

заседании принципов законопроекта; способность парламентских

комитетов переписывать законопроекты; влияние членов комитетов

парламента на позиции партии; финансовые законопроекты как

прерогатива правительства; сокращение времени обсуждения перед

парламентского бюро или президиума; признанный лидер оппозиции;

избрание по одномандатным округам; власть премьер-министра.

Каждой стране по каждой из 11 переменных проставляются численные

значения «0», «1» или «2», в результате максимальное значение

Показатели первого фактора градируются так: 0-8 – очень низкий и

низкий уровень доминирования исполнительной власти (например,

Австрия с 1945 года – «6»); 9-13 – средний уровень (например,

См.: Siaroff A. Varieties of Parliamentarism in the Advanced Industrial Democracies. 66

Португалия с 1982 года – «10»); 14-22 – высокий и очень высокий

уровень (например, Канада с 1945 года – «21»)

Второй фактор – так наз. «спаянный» (fused) парламентский

режим – демонстрирует, насколько объединены или разъединены

функции ассамблеи и правительства. Здесь используется 6

переменных: не более 10 постоянных комитетов парламента

аналогичны правительственным департаментам; контроль

правительства над председателями комитетов; отсутствие трудностей с

досрочным роспуском парламента; министры могут быть членами

парламента или нет; министры являются специалистами широкого или

узкого профиля; плюрализм или корпоративизм. Оценки те же: «0»,

«1» или «2» (правда, по трем последним переменным только «0» или

«2»). Градация второго фактора такова: диапазон 0-4 – низкий уровень

«слияния» (например, ФРГ с 1949 года – «3»); 5-7 – средний

уровень (например, Бельгия с 1946 года – «6») и 8-12 – высокий и

очень высокий уровень (например, Исландия с 1991 года – «10»)

Важный момент компаративистского исследования – сбор и

описание данных в соответствии со схемой анализа, выявление

тождества и различий между политическими феноменами. При сборе

данных по формам правления полезными оказываются разнообразные

источники. Это могут быть нормативные акты, официальные

документы, банки политических данных, справочники по отдельным

странам и группам стран, информационные ресурсы, специальные

информационно-аналитические работы. К числу последних относится,

например, книга М.Дж.Салливана Третьего «Сравнение

государственных политий: рамки анализа 100 систем»

ставит перед собой никакой специальной исследовательской задачи, не

формулирует гипотез и не делает никаких обобщающих выводов. На

основе богатейшего эмпирического материала он создает

сравнительные рамки, определенный каркас для дальнейшего изучения

современных политий. Книга М.Дж.Салливана Третьего содержит

фактологический материал по 100 государствам мира (автор исключил

из поля своего зрения малонаселенные страны), а точнее – по

политическим системам и социумам. Среди разных аспектов

политической и социальной жизни (организация государства,

См.: Siaroff A. Varieties of Parliamentarism in the Advanced Industrial Democracies. –

См.: ibid. – P. 458.

См.: Sullivan III M.J. Comparing State Polities: A Framework for Analyzing

100 Governments. – Westport, Connecticut and London: Greenwood Press, 1996.

политические партии, экономика, культура, насилие, качество жизни и

пр.) присутствует «распределение власти».

Предложенная М.Дж.Салливаном Третьим схема анализа

любопытна: а) главы исполнительной власти: распределение реальной

(а не формальной) власти между главой государства, премьер-

министром, лидером основной политической партии и

главнокомандующим вооруженных сил, а также взаимоотношения

между главой государства и правительства (совпадают эти должности

в одном лице или разведены)

; б) представительные органы власти:

сила ассамблеи (президентские, парламентские и смешанные

; в) существенные конституционные или иные

«балансирующие» (неформальные) механизмы и их отношение к

важным центрам власти (кабинет, административно-территориальные

единицы, группы интересов); г) факторы зависимости государства

(международные, географические или исторические); д)

избирательные системы (тип; прямые или непрямые выборы;

избирательные правила)

Каждый из пунктов (а–д) разбивается на

каждой из 100 стран, и тем самым формируется богатый банк данных

по распределению власти половины государств современного мира.

Наконец, «апофеозом» сравнительного исследования является

верификация гипотез, которые постепенно «признаются» в качестве

всеобщих теорий. На этом этапе есть опасность, которую можно

обозначит так: «много шума из ничего». Речь идет о том, что

исследователь может потратить огромное количество времени на сбор

и описание большого массива данных с целью подтверждения какой-

либо гипотезы, а результат оказывается отрицательным. Некоторые

исследования, в рамках проверки упоминаемой выше гипотезы

Х.Линца о склонности президентской системы к авторитаризму,

завершились с нулевым результатом. Единственное оправдание таких

исследований – это то, что гипотезу выдвигали не сами исследователи;

последние лишь проверяли ее, но не нашли эмпирического

подтверждения, что, возможно, представляет некую научную ценность.

В самом общем виде сравнение как сторона и процесс, присущие всякому познанию, может быть определено как отражение в человеческом сознании реальных отношений тождества, подобия и различия, существующих между предметами и явлениями окружающего мира .

Процесс криминалистической идентификации, имеющий цель установить тождество или различие сравниваемых объектов, характеризуется особенно большим значением сравнительного метода, приобретающего здесь характер не только общенаучного, но и важнейшего специального метода исследования, пронизывающего все стадия идентификации. При этом сравнительное исследование может преследовать различные цели. Оно может быть произведено с целью установления стадии развития того или другого процесса, степени происшедших в том или другом объекте изменений, наличия или интенсивности проявления того или другого свойства и, наконец, с более общей задачей установления закономерностей развития изучаемых явлений.

В связи с особой актуальностью метода сравнения для методики идентификации необходимо рассмотреть вопрос об объектах сравнения и задачах сравнения применительно к каждой стадии идентификации.

В качестве объектов сравнения в процессе идентификации могут выступать как целостные материальные предметы и комплексы и их отображения в обстановке расследуемого события, так и выделенные в процессе анализа отдельные идентификационные признаки, отображаемые ими свойства, а также совокупности взаимосвязанных свойств и признаков, характеризующих род, вид или иную ограниченную группу объектов, совокупность различающихся и совпадающих свойств, различные состояния идентифициремого объекта в идентификационный период, и любые выделенные в процессе индивидуализации совокупности проверяемых объектов.

Цели и конкретная методика сравнительного исследования указанных объектов различаются в зависимости от стадии и цикла идентификационного исследования.

В самом общем виде объекты и задачи сравнения на различных стадиях идентификации могут быть представлены в следующем виде.

В стадии предварительного исследования объектом сравнения являются главным образом целостные системы: проверяемый объект, идентифицируемый, идентифицирующий объект. Задача сравнения состоит в моделировании механизмов взаимодействия, идентификационного поля, искомого объекта, следственной и экспертной ситуации. В целях разработки и проверки экспертных версий и планирования исследования может осуществляться предварительный выборочный циклический анализ и сравнение идентификационных признаков и свойств в их различных сочетаниях.

В стадии аналитического исследования объектами сравнения являются главным образом признаки сравниваемых объектов. При этом задача сравнения состоит в том, чтобы путем исследования различных проявлений признаков, механизма отображения, закономерностей их распределения установить свойства сравниваемых объектов. Поскольку установление свойства требует изучения различных его проявлений, в стадии аналитического исследования может и должно быть произведено сравнение различных проявлений свойства, исследование вариаций признаков. При этом, однако, вопрос о тождестве может быть решен лишь на базе сравнения свойств объектов, ибо совпадение или различие признаков отнюдь не равноценно совпадению или различию свойств и не может дать основание для построения суждения об идентичности. Особенность сравнения признаков на аналитической стадии состоит в том, что оно осуществляется на уровне образно-чувственного восприятия, поскольку сами признаки представляют чувственно-воспринимаемые кванты идентификационной информации. "Акт сличения, - пишет об этом уровне Е. Ф. Буринский, - состоит в накладывании одного зрительного впечатления на другое, в совмещении впечатлений не в сфере образов воспоминаний, но на концевой (периферической) части зрительного органа" [см. 35, стр. 136].

На основе сказанного должны быть уяснены сущность стадии сравнительного исследования, объект, задачи и методика сравнения на этой стадии идентификации.

Сущность, цель и основное содержание сравнительной стадии идентификации состоят в сравнении идентифицируемых объектов по их свойствам. Выявленные в результате такого сравнения совпадения и различия дают основания для суждения об идентичности.

Говоря о сущности и содержании стадии сравнительного исследования, необходимо подчеркнуть, что оно осуществляется на качественно более высоком уровне логического познания. Если операции сравнения в стадии предварительного исследования осуществлялись на уровне непосредственного предметно-чувственногого знания, то в стадии сравнительного исследования эти операции осуществляются на уровне опосредствованного логического познания. Объектами сравнения при этом являются не чувственные восприятия, а абстрагированные от чувственного восприятия логически обработанные образы, представления, модели. Сама процедура сравнения осуществляется с использованием системы специально выработанных методов, которая должна быть предметом самостоятельного рассмотрения.

Особый интерес представляет вопрос о соотношении стадий аналитического и сравнительного исследования. Соотношение этих стадий исследования трактуется по-разному. Между тем вопрос о соотношении этих стадий является важной проблемой практики криминалистических исследований.

Определяющей при разрешении этого вопроса является неразрывная связь и взаимная зависимость раздельного и сравнительного исследований. Сравнение всегда ограничено свойствами, установленными в ходе раздельного исследования. В свою очередь задачи, объекты и само направление раздельного исследования всецело определяются назначением этой стадии: подготовкой сравнительного исследования.

Выше мы видели, что выбор материала при изучении свойств проверяемого объекта (объект или его отображение) определяется спецификой сравнительного исследования отображений.

В отрыве от сравнения невозможно определить направление раздельного исследования. Свойства могут изучаться как с точки зрения их индивидуальности (частоты встречаемости), так и с точки зрения устойчивости.

Если в ходе сравнения устанавливается совпадение, раздельное исследование должно вестись по линии изучения встречаемости совпадающего свойства. Без этого невозможна оценка индивидуальности обнаруженных совпадений. Если же устанавливаются различия, то их оценка и объяснение требуют исследования изменяемости признаков и свойств сравниваемых объектов.

Органическая связь раздельного исследования и сравнения, таким образом, очевидна.

Как осуществляются эти стадии исследования?

В начале раздельного исследования проводится раздельное изучение каждого отображения. Задача такого рода изучения состоит в установлении механизма образования отображения и изменений отображения до начала исследования. Результаты такого исследования могут оказать решающее влияние на определение методики сравнительного исследования, например, при установлении факта исполнения рукописи левой рукой или старения исследуемой автоэмали.

После этого приступают к решению основной задачи раздельного исследования - установлению свойств объектов путем анализа идентификационных признаков. Практически раздельный анализ идентификационных признаков непрерывно чередуется со сравнением свойств.

За предварительным анализом и сравнением следует тщательное изучение соответствующих свойств каждого из сравниваемых объектов. Установленные свойства сравниваются. По окончании сравнительного исследования одного свойства переходят к раздельному изучению другого и т. д.

В случаях, когда в процессе анализа обнаруживаются группы взаимосвязанных свойств, например, особенности навыка, взаимосвязь темпа письма, связности и разгона почерка, проявляющиеся при выполнении овалов, полуовалов, подстрочных штрихов, производится изучение, а затем сравнение указанных групп свойств.

Стратегия индивидуализации, а также исследование взаимосвязи отдельных свойств и их комплексов наиболее последовательно реализуются путем перехода от сравнения общих (интегральных) к сравнению частных (локальных) свойств.

Механическое разграничение стадий раздельного исследования и сравнения представляется методически необоснованным. Сторонники такого разделения считают, что вначале независимо от сравнения должен быть произведен раздельный анализ каждого объекта. Лишь после полного завершения такого анализа, т.е. после изучения всех свойств каждого из исследуемых объектов, можно перейти к сравнению. Эта схема раздельного и сравнительного исследования не учитывает полной обусловленности анализа задачами сравнительного исследования.

Во-первых, не каждый случай раздельного исследования требует анализа всех идентификационных признаков и свойств изучаемых объектов. В случае установления в ходе сравнительного исследования различия в родовидовых свойствах отпадает необходимость детализации свойств сравниваемых объектов. Так, установление различия типа красителя, типа папиллярного узора при сравнений следов рук, количества нарезов в канале ствола огнестрельного оружия при сравнении пуль, размера шрифта при сравнении машинописных текстов и т. п. само по себе достаточно для отрицательного вывода.

Между тем отделение сравнения от раздельного исследования привело бы к необходимости проводить эту значительную по объему и сложности работу во всех случаях.

Во-вторых, при отрыве раздельного исследования от сравнения одни и те же свойства должны были бы анализироваться дважды: сначала отдельно от сравнения, а затем параллельно сравнению. Вытекающее отсюда увеличение объема исследования представляется методически неоправданным.

Вместе с тем в отдельных экспертных ситуациях и частных экспертных методиках раздельный анализ, отделенный от сравнительного исследования, оказывается методически целесообразным.

Это касается в первую очередь многообъектных экспертиз, когда на исследование представляется большое число проверяемых объектов. В этих случаях оправдан тщательный предварительный анализ отображения искомого объекта с целью выяснения родовых и видовых его свойств, которые можно использовать для исключения основной массы проверяемых объектов, а также выделения броских особенностей искомого объекта для его предварительного отождествления.

При идентификации оружия по стреляным пулям, например, рекомендуется выделить броские устойчивые особенности каждого ствола по экспериментальным пулям, определенным образом ориентированным в патроннике, а затем переходить к анализу исследуемой пули,

на которой такие особенности могут быть выражены слабее, повреждены в преграде.

В силу неразрывной связи стадии анализа и сравнения представляется целесообразным рассмотреть основные методические рекомендации, касающиеся аналитического сравнения признаков, т.е. предварительного сопоставления чувственно-воспринимаемых особенностей объектов.

Описание сравнительного метода в политической науке следует дополнить указанием на многообразие видов сравнений, которые сегодня в ней практикуются. Виды сравнений устанавливаются с помощью различных критериев (метод, количество исследуемых стран, ориентация), но в действительности сложно установить некоторую единую меру дифференциации. В данном случае обратим внимание на те виды сравнений, которые наиболее часто упоминаются и дискутируются в литературе: «case-study», бинарное, региональное, глобальное, кросс-темпоральное сравнения.

«Case-study» сравнение. Данный вид сравнения применяется тогда, когда анализируется одна страна (какой-либо политический феномен в отдельной стране) на фоне сравнения ее с другими странами. Не все считают подобное исследование сравнительным, но все, же большинство полагает, что среди исследований по типу «отдельного случая» можно обнаружить сравнительный акцент. Для подтверждения в качестве основы берется типология исследования по типу «отдельного случая», предложенная в 1971 г. Арендом Лейпхартом. Он выделял следующие типы: (1) интерпретативное исследование «отдельного случая», в котором используется существующая теория для описания случая; (2) изучение отдельных случаев для проверки и подтверждения теории; (3) изучение отдельных случаев для производства гипотез; (4) исследования отклоняющихся отдельных случаев. За исключением первого типа, все остальные, так или иначе, связаны со сравнительными исследованиями и могут трактоваться в качестве некоторых их модификаций.

Вообще стратегия «case-study» исследования определяется следующим образом: Изучение отдельного случая является эмпирическим исследованием, при котором, во-первых, существующий феномен анализируется внутри его реального жизненного контекста, во-вторых, когда границы между феноменом и его контекстом не ясны, в-третьих, используется множество источников доказательства. В общем «case-study» сравнение (или исследование множества отдельных случаев, а так же отдельного случая в компаративном контексте) по проекту не отличается от обычного исследования отдельного случая. Оно имеет свои преимущества и недостатки. Но оно отличается от других видов сравнений тем, что каждый случай рассматривается отдельно и должен служить особой исследовательской цели в общем комплексе случаев. Данный тип сравнения руководствуется не логикой «выборки», а логикой «репликации», т.е. логикой множественных экспериментов.

«Case-study» сравнение является одним из наиболее распространенных видов сравнительных стратегий. Так, из 565 статей, опубликованных в двух основных журналах по сравнительной политологии - «Comparative Politics» и «Comparative Political Studies» -- за период с 1968 по 1981 г., 62% составляли публикации по отдельным странам.

Бинарное сравнение. Описание бинарного сравнения можно найти в изданной на русском языке книге М. Догана и Д. Пеласси «Сравнительная политическая социология». Бинарное сравнение представляет собой стратегию исследования двух стран, позволяющую выявить общее и особенное в их политическом развитии. При этом выделяются два типа бинарных сравнений: косвенное и прямое. Бинарное сравнение, как пишут авторы, является косвенным в том смысле, что любой другой, считающийся несхожим, объект сравнения рассматривается в зависимости от собственного видения исследователя. В качестве примера приводится исследование демократии в Америке Токвиля, которое позволило ему сформировать иное представление о политических институтах Франции. Прямое бинарное сравнение является непосредственным и позволяет исследователю с помощью исторического метода включить в орбиту изучения сразу две страны.

Липсет, который так же анализирует особенности бинарного сравнения, выделяет подобные две стратегии: имплицитная и эксплицитная. Он подчеркивает значение исследовательских гипотез для выбора двух стран, подвергаемых сравнению. В этой связи не всякое сравнение двух стран является полезным. Особое внимание он обращает на проблему исключительности при выборе сравниваемых стран. Рассматривая сравнительное исследование Японии и США как двух примеров наиболее успешного индустриального развития, Липсет говорит еще об одной характеристике стратегии бинарного сравнения: выбор наиболее характерного различия между сравниваемыми странами, имеющего отношение к предмету анализа. В данном случае речь может идти о совершенно различных путях достижения промышленного успеха, обнаруживаемых не на конкретном уровне анализа, а на глобальном. Следовательно; уникальность или исключительность исследуемых двух стран просматривается при разноуровневости бинарного сравнения.

Региональное сравнение. Распространенным видом сравнения выступает сравнение регионов, т.е. группы стран, избранных в силу похожести их экономических, культурных, политических и т.д. характеристик. Региональное сравнение относится к дискутируемому сейчас в сравнительной политологии типу сравнения наиболее похожих стран в противоположность исследованию группы стран с различающимися характеристиками. Исследователями подчеркивается плодотворность подобного исследования, так как оно позволяет решить ряд проблем сравнения (сравнимость, эквивалентность). Как правило, в сравнительной политологии изучаются страны Западной Европы, Скандинавские страны, Латинская Америка, англоязычные страны, Восточная Европа и т.д. Правда, предпосылка похожести региона часто уводит исследователя от возможного поиска жизненных различий в соотвествующей группе стран, которые и могут выступать в качестве объяснительных переменных.

Джон Матц дает следующие рекомендации для сравнительного анализа похожих стран, опираясь на сравнительные исследования стран Латинской Америки: (1) для того чтобы применить стратегию сравнения похожих стран и создать значимые теории, необходимо ограничить пространственную область; т.е., вместо того, чтобы исследовать всю Латинскую Америку, нужно ограничить объект изучения субрегионом -- Центральная Америка, Южный Конус и т.д.; (2) необходимо ориентироваться не на макротеории, а на теории среднего ранга, построенные на мультивариативном эмпирическом анализе и подходящие для обобщений среднего уровня; (3) практиковать больше аналитический эклектизм, и в особенности включать в анализ культурные переменные вместе с экономическими и институциональными; (4) для того чтоды избежать регионального провинциализма, необходимо связывать региональное исследование методологически, теоретически и субстанциально с глобальными проблемами и тенденциями.

Ранее отмечались стратегия сравнения непохожих стран; она была выделена в 70-е годы и получила некоторую поддержку исследователей. Она базировалась на критике основной предпосылки региональных исследований, согласно которой можно обнаружить группу стран, отличающуюся лишь двумя условиями при похожести всех остальных. Адам Пшеворски писал: «Я не знаю ни одного исследования, которое бы успешно применило канон единственного различия Милля. Я продолжаю быть убежденным, что в действительности "проект наиболее подобных систем" является как раз плохой идеей. Предпосылка состоит в том, что мы можем обнаружить пару (или более) стран, которые будут различаться только двумя характеристиками, и что мы будем способны подтвердить гипотезу будто X является причиной У по типу естественного эксперимента, при котором все остальные условия равны. Нет двух стран в мире, которые различаются лишь двумя характеристиками, и на практике имеется всегда множество конкурирующих гипотез». Данный вид сравнительной стратегии используется некоторыми исследователями, которые пытаются проверить какие-либо гипотезы при многообразных условиях. Он также базируется на индуктивных канонах Милля, но преувеличивает значение канона единственного сходства. Более умеренные исследователи считают, что обе стратегии (похожих и различных систем) взаимодополняют друг друга, позволяют уменьшить отрицательные черты использования только одной стратегии и могут применяться для решения различных исследовательских задач.

Глобальное сравнение. Хотя интерес к глобальным сравнениям, основанным на большом массиве эмпирических данных и статистическом тине анализа, в 90-е годы снизился, но все, же они составляют самостоятельный вид сравнения и наблюдаются и сегодня. Особенностью глобальных исследований является то, что в качестве единицы анализа здесь берется вся политическая система, ее основные характеристики. Возможность проводить глобальные исследования появилась в 60-е годы в связи с развитием сравнительной статистики, появлением данных по большинству стран и развитием компьютерных программ обработки статистических и социологических данных. Особое внимание в глобальных сравнительных исследованиях политики стало уделяться социально-экономическим условиям появления и укрепления режимов, ранжированию стран по уровню демократии, соотношению различных типов государств и режимов, проблеме равенства и политики и т.д. Ранее отмечались недостатки глобальных исследований. Подчеркнем, что «третья волна» демократизации вновь заставила обратить внимание на глобальный сравнительный анализ, правда без ангажирования количественной и статистической стратегий.

Кросс-темпоральные сравнения. Все большее значение в сравнительных исследованиях начинает придаваться времени как оперативной переменной. Время включается в исследование, чтобы преодолеть статический характер сравнения, Нейл Смелзер считал динамический сравнительный анализ более сложным, чем статический, так как переменная времени включалась в исследование взаимосвязи между зависимыми и независимыми переменными. Так, если исследователь просто берет две точки развития какого-либо явления во времени и их сравнивает, то это, по Смелзеру, не является еще динамическим сравнением. Сравнение приобретает качество динамичности, когда исследователь рассматривает динамику изменения какого-либо качества в тот или иной промежуток времени.

Один из традиционных видов кросс-темпорального сравнения определяется как асинхроническое сравнение. Данная стратегия предполагает сравнение одной и той же страны (региона) или разных стран в различное историческое время. Например, исследуется политическая динамика современной Африки и средневековой Европы, Веймарская республика и становление демократии в послевоенной Германии, различные исторические типы социальных революций и т.д. Исторически ориентированные исследования противостоят синхроническим сравнительным исследованиям.

Более сложную конструкцию включения времени в качестве переменной сравнительного анализа предложил Стефано Бартолини. В определенной мере он развивает идею о включении времени в качестве переменной в сравнительное исследование. «Если различия во времени выдвигаются как особая единица эквивалентная единице, выдвигаемой различиями в пространстве, -- пишет он, -- то логический вывод состоит в том, что взаимосвязь между переменными во времени является эквивалентной взаимосвязи, раскрываемой в пространстве». Включение временной переменной порождает ряд методологических проблем. Во-первых, необходимо найти метод, посредством которого может быть установлено темпоральное изменение в качествах. С этой целью необходимо с точностью определить темпоральные единицы анализа. Подобная проблема может быть названа проблемой определения темпоральных единиц или периодизации. Во-вторых, необходимо определить степень, в которой отношения, установленные между переменными качеств во времени, являются особыми или по статусу или в каком-либо ином смысле и отличаются от переменных, установленных при кросс-пространственном анализе. Это -- проблема специфичности обобщений, касающихся развития. В-третьих, необходимо определить степень, в которой мультиколлинеарность может представлять особый признак при анализе темпорального изменения. Возможно ли исследовать одну или общую тенденции развития в каузальных терминах на основе одного темпорального изменения? Это -- проблема темпоральной мультиколлинеарности. Бартолини предложил методы решения этих проблем, указав на необходимость использования обеих методологических традиций: сравнительного исследования в пространстве и во времени.

В данной главе были описаны основные подходы к определнию существа сравнительного метода в политической науке. Сравнительный метод в единстве с теориями среднего уровня формируют специфическую отрасль политической науки -- сравнительную политологию. Развитие сравнительных исследований породило ряд методологических проблем, дискуссия по которым продолжается и сегодня. Вся совокупность проблем свидетельствует о напряжении, существующем сегодня между качественными и количественными сравнительными исследованиями. В этом отношении следует, по-видимому, согласиться с Карлом ван Метером, который пишет: «При ознакомлении с литературой, посвященной различиям между "качественной" и "количественной" методологиями, и при анализе эволюции социологической методологии в целом за последние десятилетия обнаруживается, что оба подхода являются продуктивными и что конфликт между ними носит главным образом институциональный характер». Дискуссионность сравнительного метода выражается так же и в видах сравнений, которые сегодня предлагает сравнительная политология.

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Задачи этой стадии:

I. Сопоставление одноименных идентификационных признаков объектов

II. Выявление совпадающих и различающихся признаков (в любом случае, как при
наличии, так и при отсутствии тождества, обнаруживаются и совпадающие и


различающиеся признаки).

Основные принципы исследования:

Сравнительное исследование должно быть полным и детальным.

Сопоставляются в деталях не только броские и наиболее характерные, но и все выявленные в
стадии раздельного исследования идентификационные признаки независимо от их количества и
степени выраженности (нередко сравнение именно мелких, малозаметных особенностей позволяет
эксперту сделать правильный вывод о тождестве).

Достоверные результаты сравнения обеспечиваются умелым применением технических средств и методов исследования. При этом могут использоваться различные измерительные приборы, лупы, сравнительные микроскопы, специальные осветительные приборы и другие технические средства.

4. Оценка выявленной совокупности признаков и формулирование вывода эксперта.

Выявленные совокупности совпадающих и различающихся признаков должны быть
оценены, прежде всего, с точки зрения их закономерности или случайности.

1) Если закономерной, существенной окажется совокупность совпадающих признаков, то
вывод эксперта о тождестве будет
положительным;

2) Закономерная совокупность различающихся признаков порождает отрицательный вывод.

Выявленная совокупность признаков оценивается с точки зрения ее индивидуальности
(неповторимости) и достаточности для обоснования категорического (положительного или
отрицательного) вывода эксперта.

Чтобы дать общую оценку комплексам совпадающих и различающихся признаков, необходимо оценивать каждый идентификационный признак в отдельности с учетом его следующих характеристик:

1. Специфичности

2. Относительной устойчивости

3. Независимости от других признаков

4. Частоты встречаемости

5. Идентификационной значимости.

В тех случаях, когда эксперт приходит к положительному выводу, убедившись, что выявленные различающиеся признаки случайны и не имеют существенного значения в решении вопроса о тождестве, он должен обосновать это и пояснить, чем обусловлены эти различия.

Решающей в данной стадии является оценка всей совокупности признаков, присущей объекту идентификации. Вопрос о том, какой минимальный комплекс признаков является в каждом конкретном случае достаточным для обоснования категорического вывода эксперта, - один из основных вопросов теории криминалистической идентификации.

Правильное его решение зависит:

1. от качества представленных на экспертизу объектов



2. от полноты и тщательности проведенного исследования

3. от ряда других факторов:

S профессиональной подготовки

S квалификации и опыта эксперта

■S его внимания, вдумчивости, сосредоточенности, других субъективных качеств

S какими объективными критериями он руководствуется при оценке признаков (ма­тематически обоснованные количественные критерии, статистические методы и теория вероятностей).

Единственным основанием для вывода о тождестве является индивидуальная (неповторимая) совокупность идентификационных признаков. Вывод эксперта о тожестве может быть положительным или отрицательным, категорическим или вероятным. Если совокупность признаков недостаточна для категорического вывода, эксперт ограничивается вероятным заключением.

Доказательственное значение имеет лишь категорический положительный или отрицательный вывод, вероятное заключение может быть использовано лишь в организационной и в оперативно-розыскной работе.

Трасология

Трасология- отрасль криминальной техники, изучающая следы как внешнее отображение предмета с целью идентификации, а также выяснения обстоятельств, связанных с механизмом их образования.

Задачи трасологии.

1. Индивидуальная идентификация предмета по его следу

2. Установка групповой принадлежности объектов

3. Особая идентификация - установление целого по частям

4. Неидентификационные исследования

5. Установление некоторых анатомических и физиологических особенностей лица, оставившего
след

Основные теоретические положения трасологической идентификации следообразующих объектов

1) Фундаментальным положением трасологии является положение об индивидуальности
внешнего строения предметов.

Эта индивидуальность проявляется в совокупности общих и частных признаков, которая неповторима и присуща только данному предмету. Если общие признаки характеризуют предмет в целом и могут быть одинаковы для целой группы предметов, то частные (как правило мелкие) образуют т. н. микрорельеф поверхности предметов. Возникают частные признаки при различных обстоятельствах:

S В процессе изготовления предмета S В процессе его использования (износ, ремонт)

2) Трасологической идентификации могут быть подвергнуты только те предметы, которые имеют
и способны сохранять определенное внешнее строение, т. е. только твердые и полутвердые
тела (некорректно с точки зрения физики, но имеется в виду, например, масло).

3) Объект может быть подвергнут трасологическому исследованию, если его внешнее строение
устойчиво.

4) В образовании следов должны участвовать по крайней мере два объекта.

Объект, оставляющий свое отображение, называется следообразуюгцим, а тот, на котором изображение остается - следовосприпимающим.

5) Для возникновения изображения необходимо, чтобы объекты находились в определенном
положении относительно друг друга. Большая часть отображений возникает при
непосредственном соприкосновении объектов, меньшая - при их расположении на некотором
расстоянии друг от друга. В последнем случае отображение получается нечетким и мало
пригодным для идентификации, но имеет определенное криминалистическое значение.

Во всяком следе отображается не вся поверхность следообразующего объекта, а только часть, вошедшая в соприкосновение. Эта часть поверхности следообразующего объекта и соответствующая ей часть поверхности следовоспринимающего называются контактными поверхностями. Сам факт взаимодействия контактных поверхностей называется следовым контактом.Понятие «следа» в трасологии

1. Отпечаток, оттиск

2. Последствие чего-либо

3. Нижняя часть ступни подошвы

4. Остаток признаков


След - это отображение поверхности одного предмета на другом (в результате взаимодействия,

связанного с событием преступления).

Следы - это комплексы признаков, свойственные определенным видам преступлений

(например, следы взлома)

След - это сам предмет или вещества, наличие которых в определенном месте указывает на

определенные обстоятельства преступления.

Классификация следов в криминалистике

1. По виду энергии, воздействующей на следовоспринимающий объект

1) следы механического воздействия

2) следы термического воздействия

3) следы химического воздействия

2. По локализации зоны воздействия на воспринимаемый объект

1) в зоне следового контакта

2) периферический

3. По степени деформации следовоспринимающей поверхности

1) объемные следы

2) поверхностные следы

следы наслоения при переносе вещества с одного объекта на другой следы отслоения при переносе вещества следовоспринимающего объекта на следообразующий

4. По направлению движения следообразующего объекта относительно следовоспринимающего

1) статические

2) динамические

4. По пригодности к идентификации: 1) пригодные 2) непригодные

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов

1. Выяснить характер происшедшего события с целью выяснения локализации следов

2. Изучить след для определения свойств следовоспринимающей поверхности

3. Собрать предварительную информацию об объекте, оставившем след

4. Необходимо сориентировать след относительно предметов на местности

5. Сфотографировать местность

6. Составить схематический чертеж положения следа

7. Изъять след

1) вместе с предметом, на котором он находится

2) изготовить слепок из гипса для объемных следов, либо из силиконовой пасты, либо из
воска, парафина...

3) плоские копии с поверхности следов (скотч, фотобумага, дактилопленки)

8. Строго соблюдать правила уголовно-процессуального оформления


Следы рук

Следы рук, по сравнению с другими следами, наиболее часто и успешно используются для раскрытия преступления. Кожа человека состоит из двух основных слоев: верхнего - эпидермиса, и нижнего - собственно кожи (дермы).

Верхняя часть дермы имеет вид рельефного рисунка и называется сосочковым слоем. Этот слой состоит из сосочков, расположенных рядами. Эпидермис повторяет рельеф дермы, образуя папиллярные линии.

Папиллярные линии - это линейные возвышения, образующие определенный узор. Криминалистическое значение имеют папиллярные линии на ногтевых фалангах рук человека, которые используются не только в трасологии, но и для целей уголовной регистрации.

Свойства папиллярных узоров:

1. Индивидуальность (вероятность совпадения 1/64* 10 9)

2. Устойчивость (не меняются в течение жизни)

3. Восстанавливаемость в неизменном виде

Классификация папиллярных узоров.