Со своим сценарием на телеканал. Холодный душ для начинающего сценариста

Где Санкт-Петербургская школа телевидения в Москве Начало по мере набора Стоимость 13 000 руб. за групповые, 18 000 руб. за индивидуальные занятия Продолжительность 6 дней Специализация сценарии любого формата

Краткосрочные интенсивные курсы, в ходе которых студенты овладеют базовыми навыками и терминологией для написания сценария к художественному или документальному фильму, клипу, спектаклю или телешоу. Кроме того, слушатели узнают, как профессионалы составляют свое портфолио, вникнут в технические аспекты производства фильма и получат представление о способах реализации готового сценария. График обучения, что удобно, гибкий, занятия ведут преподаватели-практики — режиссеры и сценаристы Екатерина Круглая («Живые картинки») и Евгений Крылов («Я иду домой»).

2. Структура фильма от Александра Митты

Где «Школа Александра Митты» Начало апрель Стоимость 14 000 руб. Продолжительность 6 дней Специализация сценарии полного метра

Народный артист и профессор Гамбургского университета Александр Митта работает в индустрии кино вот уже более полувека. На его счету такие известные фильмы и сериалы, как «Экипаж», «Граница. Таежный роман», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Звонят, откройте дверь». Митта сотрудничал со множеством знаменитостей, в том числе с Еленой Прокловой, Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым и Ренатой Литвиновой. На своих мастер-классах режиссер расскажет о создании историй для кинематографа — от развития замысла до написания сценария. Митта также затронет интересные для начинающих сценаристов вопросы, к примеру, как бороться с «провисанием» середины фильма или убедительно выстроить образы врагов главного героя.

3. Практическая драматургия кино

4. Практический курс по сценарному мастерству

Где Высшая школа режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге Начало 25 апреля Стоимость 13 500 руб. Продолжительность 15 занятий, 1 месяц Специализация сценарии любого формата

Курс продолжительностью три недели рассчитан на начинающих сценаристов. Особое внимание уделяется практике: слушатели научатся выстраивать сюжет и работать с героями будущего фильма. Основную часть занятий ведет сценарист, редактор, преподаватель СпбГУКиТ и СПбГУКИ Платон Мартынов. Каждое из них состоит из лекции и семинара, чтения теоретической части и свободного обсуждения работ студентов. Программа также предусматривает три семинара по основам кинопроизводства, которые пройдут под руководством режиссера Антона Сухарева («Дримс», «О»).

5. С ценарный интенсив (онлайн-курс)

Где «Фильмошкола» Начало по мере набора Стоимость 14 900 руб. Продолжительность 10 онлайн-занятий, 1 месяц Специализация сценарии любого формата

Онлайн-образование в области сценарного мастерства, которое предлагают выпускники ведущих специализированных университетов России и мира — ВГИКа, New York Film Academy и др. Все преподаватели активно занимаются практической деятельностью: продюсируют фильмы, пишут сценарии или работают редакторами на киностудиях. Уже после первого занятия педагоги вместе со студентами разберут их идеи для сценария, что поможет понять, нужно ли продолжать обучение в «Фильмошколе». После окончания курса желающие подпишут с организацией агентский договор, который дает ей право продвигать сценарии выпускников.

6. Сценарий детективного сериала (онлайн-курс)

Где Сценарная мастерская Александра Молчанова Начало 10 мая Стоимость 69 500 руб. Продолжительность 12 онлайн-занятий, 3 месяца Специализация сценарии детективных сериалов

Детектив — один из самых увлекательных и популярных жанров в литературе, кино и на ТВ. В последние годы интерес к нему растет, это во многом связано с такими телепроектами, как «Шерлок», «Лютер», «Убийство», «Хорошая жена» и другими всем известными сериалами. Автор пьесы «Убийца» и учебника «Букварь сценариста» Александр Молчанов (сериалы «Захватчики», «Побег») поделится со студентами основами написания сценария для телешоу. В ходе обучения слушатели создадут пилотную серию и заявку собственного проекта.

7. Драматургия и сценарное мастерство

Где Институт журналистики и литературного творчества Начало 11 апреля Стоимость 18 000 руб. Продолжительность 4 недели Специализация сценарии для кино и ТВ

Курс предлагает освоить основы драматургии и создания сценариев для кино и ТВ с уклоном в тележурналистику и документальное кино. Теорию построения драматических произведений на курсе будет преподавать филолог-германист и искусствовед Арсений Дежуров, а сценарии студентов научат писать шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Культуры» Андрей Райкин и Виталий Калинин, главный оператор «Первого канала». Практику для студентов организуют на базе этих же ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, во время обучения пройдут лекции приглашенных экспертов из телеиндустрии.

Долгосрочные курсы

8. Кинодраматургия

Престижные и старейшие курсы переподготовки кадров для индустрии кино, где в разное время обучались Илья Авербах, Алексей Балабанов и Тимур Бекмамбетов. Лекции и семинары проходят в небольших группах-мастерских под руководством профессоров с огромным практическим опытом работы. Драматургию на ВКСР преподают заслуженные деятели искусств, лауреаты различных премий, профессора ВГИКа — Одельша Агишев, Зоя Кудря, Наталья Рязанцева, Михаил Фатахов и другие. За полтора года обучения студенты успевают принять участие сразу в нескольких проектах — разрабатывают сценарий короткометражки и придумывают два сценария полного метра для курсовой и диплома.

9. Сценарист драматургии кино и телевидения

Где Учебный центр кино и телевидения UHD на базе Останкинского института Начало по мере набора Вступительные испытания собеседование Стоимость 144 000 руб. Продолжительность 12 месяцев Специализация сценарии для кино и ТВ

Обучение основам драматургии кино и телевидения в центре UHD включает в себя обязательную стажировку в здании аппаратно-студийного комплекса (АСК-3) телецентра «Останкино». Если студент пропускает лекцию, есть возможность посмотреть ее позже в режиме онлайн. График занятий — по выбору слушателя, их можно посещать как днем, так вечером или в выходные (кстати, иногородним студентам предлагается размещение в хостеле на время учёбы). Курсы подойдут всем, кто хочет научиться мастерству написания сценариев, вне зависимости от возраста и предыдущего образования. Что касается преподавателей, то в штате UHD трудятся многие заслуженные работники кино и ТВ, к примеру, телеоператор ВГТРК и член союза кинематографистов Александр Дудов, автор учебников по истории кино Игорь Беленький и академик Международной академии телевидения и радио Ксения Гамалея.

10. Сценарист кино и телевидения

Самый известный российский университет, специализирующийся на кинообразовании, открыл набор на курсы главного редактора компании «Гамма-Продакшн» и сценариста Дениса Родимина («Олимпиус инферно», «Жестокость», «Духless», «Бумер»). Чтобы начать обучение у мастера, нужно пройти два этапа конкурса — предварительный отбор по результатам творческих работ и заключительное собеседование с Родиминым. Выпускники курса получат возможность поступить в аспирантуру ВГИКа, а лучшие из них поработают над проектами для федеральных телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «НТВ»). Иногородним абитуриентам предоставляется общежитие.

11. Сценарное мастерство

Курс Московской школы кино разработан при поддержке факультета драматургии престижного Калифорнийского университета в Беркли (США), который входит в число 20 ведущих вузов мира в рэнкинге Times Higher Education. Куратором образовательной программы выступает выпускник этого учебного заведения Александр Талал, работавший над сценариями к картинам «Дневной дозор» и «Черная молния». Среди других преподавателей — шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов канала «Культура» Всеволод Коршунов, креативный продюсер ряда проектов «Амедиа» Константин Наумочкин («Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня») и аниматор Аида Зябликова (серия мультфильмов о домовенке Кузе). Программные модули курса включают в себя общую теорию кино, анализ картин и сценариев для разных форматов — полного метра, анимационных фильмов и короткометражек. На базе МШК также действует «Центр по связям с индустрией», обеспечивающий студентов реальным опытом работы в планирующихся к запуску сериалах или фильмах (для Sony Pictires, Enjoy Movies, СТВ, ВГТРК и др.).

Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Вам понадобится немало времени, чтобы достичь понимания и успеха. Возможно, даже несколько лет. Известны сценаристы рекомендуют в начале иметь на всякий случай еще одну или даже две работы. А еще готов сценарий. Вы никогда не знаете когда и где встретите того, кто поверит в написанное вами. Может это произойдет через месяц, а может через пять лет.

Но если вы любите любые истории, окружающую действительность, тексты и, конечно, кинематограф, то не бойтесь круто изменить жизнь и стать сценаристом. Чем позже, тем лучше, потому что весь приобретенный опыт вам пригодится в создании сценариев. Команда также хочет помочь вам в этом, потому подготовила для вас несколько советов, которые помогут или хотя бы натолкнут на то, чтобы стать сценаристом.

Полюбите это дело
Без любви не бывает ничего. Делайте только то, что вам нравится. Работайте над тем, что приносит вам удовольствие. Прислушайтесь к себе и убедитесь быть ли сценаристом это именно то, для чего вы созданы. Вы любите слушать/читать/пересказывать разные истории? Искать во всем подтекст и анализировать причины различных ситуаций? Если так, тогда сценарное искусство для вас. Начинайте работать в этом направлении.

Много учитесь!
После того, как вы окончательно решили, что хотите быть сценаристом, необходимо выбрать для себя способ обучения. Оно может быть специализированное в учебном заведении (высшее образование, курсы, мастер-классы, частные уроки и т.д.) или же самообучения. Если в первом варианте важным является старания, то во втором - самодисциплина. Помните, что вы должны учиться систематически и много. Книги, видеоуроки, просмотр различных фильмов - поможет все. Читайте пьесы и сценарии разных фильмов (как хороших, так и плохих), которые
Также найдите себе круг критиков, которые постоянно будут читать ваши работы, говорить как они все воспринимают, что по их мнению не так. В идеале - иметь среди критиков сценариста, который уже работает в этой сфере. Ведь все же практику теорией не заменить.

Думайте о творчестве
Несмотря на все здесь главное творчество и отточенность ремесла. Не важно где вы учились - важно как! Конечно, профильное образование - это очень круто, но если, кроме диплома, у вас не получается писать ничего хорошего, то звание не поможет. Каждый сценарист, как и каждый человек, - уникальный, видеть все так как видит только он. Творчество очень субъективное, поэтому надо действительно много времени, чтобы найти единомышленников. Не огорчайтесь, если вашу работу не понимают, вы же творите, а творчество трудно понять, его надо чувствовать.

Много пишите
Как писатель должен писать много, так и сценарист. Это главное. Пишите заметки, синопсисы, тритменты и, конечно, сценарии. Придумывайте разные ситуации, разбирайте их к деталям и описывайте. Делайте это как можно понятнее, проверяйте доступно ли вы пишете на ваших критиках. Не надо ждать вдохновения, чтобы писать, это не та профессия. Вы должны быть готовы писать всегда и делать это систематически, независимо от желания.
Главное - создайте ваш идеальный сценарий. Он должен быть полностью готов. Ибо вы никогда не знаете где и когда встретите того, кто скажет: «Пришли мне вечером свои работы - я почитаю и может поработаем вместе». Это может произойти в любой момент и в совершенно неожиданных ситуациях. Конечно, через год или два он вам уже не будет казаться идеальным, тогда вы создадите ваш новый «звездный» сценарий.
Типичные ошибки:
. Проза вместо сценария . Режиссер ставит картину, обращаясь к зрению и слуху зрителей, поэтому при написании нужно отвергать описания размышлений, переживаний или оценок. Кстати, часто сценаристы неграмотны в письме, главное, чтобы то, что он написал понимал режиссер. Перед ним должно вырисовываться действие. Запомните: сценарий - это не литературный текст. Здесь не место метафорам или эпитетам, зритель их не прочтет.
. Затянутые диалоги. В сценарии все развивается на диалогах, откуда зрители узнают об изменениях в сюжете. Поэтому каждая реплика, каждое слово должно приближать к развязке, не надо писать разговоры на 3-5 страниц, если они не развивают истории. Длинные диалоги имеют место лишь для усиления действия и раскрытию фактов.
. Нет развития действия. Все, что описывается в сценарии, так же как и диалоги, должно развивать сюжет. Никто не любит долгих заскучавших сцен, если они не оправданы смыслом. Не надо описывать погодные условия, если они не имеют никакого отношения к рассказу. Выбрасывайте лишнее.

Выберите темы, о которых хотите писать
Подумайте над тем, какие темы вам интересны. Писать о том, что вам самому не нравится не принесет хороших результатов и не будет интересно другим. Это будет ощущаться. Нравятся отношения родителей и детей? Пишите о них! Любите детективные историй об убийствах? Так вперед - опишите убийцу своего сценария. В конце концов, выберите темы, о которых хотите писать. Интересно должно быть всем.

Расскажите о себе
Пришло время заявить о себе! Конкурсы, фестивали, система питчингов - пробуйте все. Участвуйте во всем, что попадается на глаза. Если вы начинающий, то не бойтесь соглашаться на волонтерские предложения. Хорошее портфолио окупит себя.
Лучший путь к тому, чтобы ваш сценарий заметили, - найти независимого продюсера, который заинтересуется вашей работой и возьмет ее в роботу. Подумайте есть ли у вас такие знакомые или у кого-то из друзей есть такие знакомые? Не бойтесь спрашивать/искать/писать/звонить. А здесь уже что надо? Правильно! Нужно иметь готовый идеальный сценарий.
Главное - наберитесь терпения! Все будет.



Станьте режиссером!

Доказано, что если вы работали в сфере кино на каких-то других должностях, кроме сценариста, вы точно будете лучше понимать, как надо писать. Конечно, идеальный способ - хотя бы раз попробовать на себе роль режиссера, даже на несколько минутных короткометражках. Тогда вы будете видеть кадр глазами тех, кому отправляете свои работы и начнете прописывать необходимые детали.

Самое главное
Запомните, что сфера кино не терпит затворничества. Здесь все делается в команде. Вас могут не понять. Это не литература, а вы не писатель, поэтому ничего страшного, если ваш гениальный сценарий перепишут более 20 раз - все на съемочной площадке работают на один результат. Важен именно конечный продукт. Если же ваш сценарий критикуют, указывая на слабые стороны работы, - это бесценный урок, внимательно слушайте! Делайте выводы и работайте еще лучше.
Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Сценарист фильмов «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Человек у окна» и др. Илья Тилькин убежден, что это лучшая работа в мире:

«Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.
При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста», — рассказывает сценарист в разговоре с «Look At Me» .

Вы тоже пишете сценарии? Тогда . Делитесь своими работами и обменивайтесь опытом с коллегами.

Не надо идти сразу на телеканалы, даже если вашим мастером по сценарному искусству был знаменитый автор. На телевидении вас никто не ждет. Ни на Первом канале, ни на «России 1», ни на НТВ, ни на Рен ТВ и так далее по списку. На каналах сценаристы сериалов не нужны. Это все равно что идти со сценарием в кинотеатр.

Снимают сериалы и кино не каналы и не кинотеатры. Снимают телестудии, продакшн-компании – смысл везде один и тот же. Это фирмы разного калибра, разных мощностей, разных финансовых возможностей, но они все они занимаются одним делом – производством контента. Вот в эти студии вам и надо идти.


Как найти подходящую продакшн-студию

В этом нет ничего сложного. Во-первых, есть интернет. Во-вторых, если вы смотрите любой походящий вам сериал на телеканалах-мейджорах, то или в начале, или в самом конце вы увидите заставку продакшн-компании, которая его выпустила.

Но если вы думаете, что на студии вас готовы встретить с распростертыми объятиями, здесь вы тоже ошибаетесь. И там вас не ждут. Сходите на любой форум, пресс-конференцию или круглый стол, посвященные сценаристам. Вас будут упорно уверять, что всем нужны хорошие идеи и красивые сценарии. Однако, поговорите с этими же людьми в частном порядке без микрофонов, вас ждет большое разочарование. Вы никому не нужны.


Возникает закономерный вопрос: зачем продакшн-студии говорят одно, а по факту выходит кардинально противоположная ситуация? Все дело в том, что в России существует огромное количество людей, профессионально пишущих сценарии на хорошем русском языке и зарабатывающих на этом вполне реальные деньги. По разным оценкам, их от нескольких сотен до трех–четырех тысяч. Они знают все продакшны, регулярно там пасутся и заваливают продюсеров различными заявками.


Что писать

Дорожите связями с большими авторами

Если вы напишите что-то для длинных сериалов, не надо думать, что вас тут же позовут на минисериал. Есть топовые авторы, которые пишут регулярно, и они всех устраивают. Их крайне мало, это 50-60 человек в России, которые стабильно осваивают большие бюджеты. В лучшем случае, вы можете стать соавтором.

Существуют ситуации, когда основной сценарист пообещал заказчику 24-серийний скрипт, но по разным причинам не успевает и тогда зовет на помощь своих друзей, чтобы те написали пару эпизодов. Для этого вам нужны хорошие связи, которые не так просто найти.


Что вам не надо делать и чего стоит бояться

Первое – никогда никому не посылайте готовый сценарий. Его никто не станет читать. Чтобы на вас обратили внимание, вам надо иметь на каминной полке три «Оскара» и пятнадцать «ТЭФИ». Обычно читают короткие заявки. Или, в крайнем случае, чуть более длинный, по сравнению с заявкой, синопсис. В том случае, если продюсера заинтересует ваша история, вас попросят написать развернутый вариант или посерийник, чтобы посмотреть, что вы или ваша идея из себя представляете.

Второе. Будьте готовы к тому, что на основе заявки вас могут пригласить на собеседование. Но вы должны понимать, что вас ожидает совершенно иной вариант развития событий, чем вы себе это представляли. Банальная кража заявки продюсерами – это довольно распространенный случай. Если у вас блестящая идея для сериала, то почти гарантировано, что у вас её своруют, и вы об этом узнаете в последнюю очередь. Есть определенные способы защиты от этого, но всё это от лукавого, потому что идеи и заявки в России законом никак не защищены.

Самый распространенный способ защиты – это посылка из главпочтамта со штампом, указывающим дату, на ваш домашний адрес. В этом случае, получив конверт, вы не должны его вскрывать до критического случая, иначе ваш сценарий в суде может стать сфабрикованной уликой. Считается надежным способ выкладывания ваших текстов на различные профильные сайты, но варианты мошенничества в таких случаях очень велики.

Под авторское право попадают только готовые тексты. Если у вас взяли сценарий и сняли его слово в слово, то, конечно, суд стопроцентно будет на вашей стороне. Но если в нем поменяли хотя бы имена героев, вас ожидает долгое и мучительное судебное разбирательство, которое, как показывает практика, закончится не в вашу пользу.

С идеями же всё еще хуже. Если она понравится, то ее тут же могут дать писать другим авторам. Вы никогда не сможете доказать, что вы это придумали. Причем это не только российский случай, такое происходит во всем мире, включая Голливуд (в США, конечно, все немного проще. Там авторы не ходят по продакшнам, вместо них просителями оказываются агенты и юристы).

Если же вы хотите зарабатывать на жизнь сценарным мастерством больше, чем ваша семья в целом, и постоянно продавать свои труды, то, как и в любом другом ремесле, это не сможет стать безрисковой профессией. Каждый мечтает сидеть на пляже в шезлонге у океана, щелкать кнопками на ноутбуке и зарабатывать десятки тысяч долларов, ничем не рискуя, но, увы, это утопия. Во всяком случае, вы не можете на это рассчитывать в начале своей карьеры.


Пишите и читайте

В начале своего творческого пути вы не должны расслабляться, нужно держать ухо востро. Вас будут кидать на любом этапе, начиная с кражи идей и так далее, вплоть до того, что вам не заплатят деньги за работу или выкинут вашу фамилию из титров. Читайте внимательно контракты, которые пишутся юристами продюсеров и заточены только под их интересы, а не под ваши. Вы можете отказаться от того или иного пункта, что, кстати, тоже чревато тем, что с вами вообще никто не будет работать, но это все равно лучше, чем попасть к продюсеру в рабство.

В Америке это нормальная практика, когда молодой сценарист, вышедший из соответствующего учебного заведения, пишет несколько лет «в стол». Создав 30 – 40 сценариев, из которых, дай бог, один окажется более-менее вменяемым и интересным для продюсеров, вы сможете начать свой профессиональный путь.

Будьте внимательны. Будьте бдительны. Профессия сценариста телесериалов – это не санаторий, совершенно точно. Это очень жесткий конкурентный бизнес, как и любое дело, в котором крутятся большие деньги.


Удачи!

Голливудский продюсер Кристофер Воглер и сценарист Дэвид Маккенна проанализировали в общей сложности более 40 тысяч сценариев разных жанров - как сценарные эксперты они читают и оценивают сценарии фильмов и сериалов для крупных киностудий. В книге «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» они собрали советы, которые помогут начинающему сценаристу разобраться в ремесле: как искать темы, создавать персонажей, писать синопсис и логлайн, а также зачем автору хоррора читать эротические романы. «Теории и практики» публикуют главу, в которой Маккенна составил программу-минимум на первые пять лет.

Я сразу к делу. Книги вроде этой многие читают, чтобы узнать, как разбогатеть (или хотя бы зарабатывать на жизнь), сочиняя сценарии. Так давайте составим план наступления сроком на пять лет, который повысит ваши шансы на исполнение мечты.

Пятилетний план

Для начала поймите, что не бывает успеха за одну ночь. Слава и богатство могут прийти моментально, но почти всегда этому моменту предшествуют долгий тернистый путь, тяжелая и неблагодарная работа, самоотвержение. Если вы не готовы отдать своей мечте несколько лет, лучше, пожалуй, переключиться на какую-нибудь более достижимую цель.

Неприхотливая работа

Получать деньги за свои литературные опыты можно прямо сразу. Для этого просто найдите спокойную работу, обеспечивающую доход. На этот доход вы можете нанять самого себя писать. Вот вы моментально стали профессиональным сценаристом.

Какую работу искать? Главной целью должен быть максимальный доход при минимальном количестве усилий. Вы продаете свое время за деньги. Ваша настоящая работа - писать.

Поэтому вам, скорее всего, не годится работа, серьезно занимающая ум. Так что отбрасываем занятия типа астронавта, брокера на Уолл-стрит или кандидата в президенты. Слишком много физического труда и эмоционального вовлечения.

Лучшая работа для писателя, какую я только знаю, была у моего друга Марка Фергюса, соавтора «Железного человека». На заре туманной юности он устроился ночным сторожем. Его обязанности состояли в том, чтобы по восемь часов отсиживать в тихом здании. Несколько минут за ночь ему приходилось тратить на обход территории. Все остальное время он сидел на стуле, не занятый ничем, кроме своего текста. Эта работа не давала абсолютно никакого статуса, но давала время и деньги, которые Марк вкладывал в свою писательскую карьеру. Спустя несколько лет он оставил то место с какими-то деньгами в кармане и несколькими сценариями в портфолио. Идеальная схема для начинающего автора.

Работайте каждый день

Альфред Бестер, один из самых плодовитых авторов эпохи макулатурного чтива, утверждал, что пишет каждый день, потому что «отчитывается». Он приучил себя впадать в творческий «транс» и раскладывать мысли по страницам.

Писатели пишут. Если вы не в состоянии заставить себя каждый день прижимать зад к стулу, подумайте, возможно, вам лучше мечтать о чем-то другом.

Что надо записывать? Ну, очевидно, что надо работать над сценариями и сценическими историями. Но вдобавок по меньшей мере по несколько часов в день я бы советовал выделять на ведение дневника, написание писем (старинных бумажных, а не электронных актов мозгового метеоризма) и работу над газетной подборкой (об этом через минуту).

Помимо всего прочего, писать - это привычка. Если вы не можете обзавестись такой привычкой, вы, вероятно, не писатель.

Газетная подборка

Здесь важны два момента. Во-первых, вы действительно читаете газеты. Я ничего не имею против новостей в интернете, но напомню, что есть определенная магия в том, чтобы держать в руках настоящую газету, заполненную отпечатанными новостями.

Предлагая вести подборку, я не имею в виду простое вырезание статей и хранение их в особой папке. Это будет не более чем мусор, захламляющий ваш рабочий стол.

Нет, вырезав статью, напишите о ней несколько абзацев. Чем эта статья вас заинтересовала? Какую драму она описывает? Кто ее главные действующие лица?

В чем состоит конфликт? Чего они хотят и какие препятствия стоят у них на пути? Как можно превратить эту статью в кинокартину?

Делайте так каждый день, и вы воспитаете в себе привычку, которая поможет вам дисциплинировать ваши писательские устремления.

Читайте

Чтение - это оборотная сторона письма, так что (опять это слово) к ненасытному заглатыванию букв.

Читайте все. Если вы пишете хоррор, время от времени заглядывайте в дамские эротические романы. Если ваша сфера - бытовые драмы, не погнушайтесь иной раз сунуть нос в шпионский триллер. Невозможно угадать, чему научишься, наблюдая, как делают свое дело другие авторы в других жанрах. Может быть, вы подсмотрите у них какие-то приемы, пригодные и для вашей специализации.

Читайте то, что продается. Если вы намерены достичь этой деятельностью богатства и славы, вам необходимо знакомить себя с тем, что публика покупает. Культурные снобы могут презирать непритязательных авторов типа Дина Кунца, Джеки Коллинз и Джеймса Паттерсона, но подобного рода ремесленники постоянно в работе и в верхних строчках списка бестселлеров. Они знают, как наладить связь с аудиторией, и может, вам это тоже стоит узнать?

Читайте стоящее

Все знают изречение Марка Твена, что классика - это «книга, которую хвалят и не читают». Во исполнение вашего пятилетнего плана призываю вас поступать наоборот.

Я бы предложил вам примерно четыре раза в год (раз в сезон) брать в руки какую-нибудь классическую книгу и выяснять, что же там внутри. Почитайте Сервантеса, Твена, Фолкнера. И вы, наверное, видели все эти фильмы по Джейн Остин, но как ее произведения выглядят на бумаге?

Несколько лет назад у меня вдруг образовалась пара относительно свободных недель. И я понял, что не читал «проблемных пьес» Шекспира. Как всякий, кто учился в школе, я читал самое известное: «Гамлета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту», но ни разу не заглядывал ни в «Перикла», ни в «Цимбелина», ни в «Генриха VIII».

Так что я взял в библиотеке тексты пьес и аудиозаписи спектаклей. И в следующие две недели погрузился в не самые понятные из сочинений одного из лучших в истории рассказчиков и драматургов.

Что я узнал? Ну, «Тимон Афинский» оказался совершенной ерундой: ободряющий пример того, что даже у великих случаются промахи. А еще обнаружил, что «Зимняя сказка» - одна из самых чудесных пьес, с какими мне только довелось познакомиться.

Случайные набеги на классиков расширили мой кругозор и научили лучше сочинять истории. Из личного опыта я знаю, что Данте как историческая фигура, пожалуй, значительнее, чем как рассказчик. Но я также знаю, что Овидий - один из самых упоительных авторов всех времен, и я рад, что в своей работе испытываю на себе его влияние.

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство - одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, - чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи - дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения - молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Сто сценариев за сто дней

Это довольно несложное, но требующее самоотдачи задание, которое я вынес из своего опыта профессионального рецензента. За три-четыре месяца вы прочтете сотню сценариев (если захотите, то включите в список и книгу-другую).

По прочтении каждого сценария предлагаю вам расписать взаимодействия в истории в пределах двух-трех страниц. Понятно, что такое изложение потребует выбросить множество деталей. В этом и смысл: вам нужно найти стержень истории: главного героя, конфликт, взаимодействие, начало, середину и конец.

А потом я предложил бы вам описать сценарий в одном предложении. В профессиональной терминологии это называется «логлайн» - одна идея, на которой выстроена вся история. Создавая собственные сценарии, вы увидите, что дистилляция логлайна - важнейший этап работы над текстом.

Чего это упражнение помогает достичь? Во-первых, вам придется читать сценарии, то есть тот жанр, в котором вы надеетесь стать мастером. Во-вторых, вам придется разбирать сценарии на составные части, так вы увидите, что это за части и как они работают.

По завершении этой эпопеи вы узнаете о сценариях такое, чего не знаете теперь. Не могу говорить о масштабности ваших озарений, но на каком-то этапе вы увидите, например, что «Гражданин Кейн» и «История игрушек» - это совершенно одно и то же. […]

Теперь у вас есть программа действий. Как и любая работа, она будет эффективной, только если ею регулярно заниматься. А если вы будете выполнять этот комплекс каждый день, то станете такими, какими не были никогда прежде. Я обещаю.

В ожидании чуда

В настоящий момент можно наблюдать такую картину: сценаристы, окончившие профильный вуз, по заверениям знакомого режиссера, «торгуют картошкой на рынке», а те, кто пришел в мир кино со стороны, становятся востребованными. Почему? Соль в том, что те, кто не получил профильного образования, работали с самого первого дня, как стали сценаристами. Им пришла в голову идея — и они начали ее осуществлять. Для того, чтобы начать зарабатывать сценариями, достаточно одного-двух месяцев. Заходите в любую тематическую группу Вконтакте, пишите свое предложение «Пишу сценарии» либо ищите объявление о поиске сценаристов — и вуаля! У вас уже есть первый заказ. За полгода можно вырасти в достаточно умелого сценариста. Многие, кто писал сценарии по объявлениям VK, вырастают до сценаристов сериалов и даже кино.

Что делает студент, поступивший на первый курс? Правильно: он расслабляется. И это касается сценаристов, юристов, докторов — кого угодно. Студент, возможно, и слышал о конкуренции на профессиональном рынке. Но эти страшные слова коснутся его после пятого курса. Они далеко, где-то там. В итоге получается, что человек выходит из вуза с дипломом и в теории он — специалист. Но у свежеиспеченного кадра за плечами почти нет практики. Работы для вуза «по заданию» в расчет не принимаются, так как преподавателям платят за то, что они прочитают студенческие труды, разберут все ошибки, подскажут, что правильно, а что нет. Работодатели же не церемонятся, тем более в мире сценаристов, жестоком и беспощадном. Не жди, когда рак на горе свистнет.

В это время твой коллега продал еще один сценарий.

Креатив креативу рознь

Еще одна проблема, которая корнями уходит в высшее образование — «недокреативность». В вузах слишком много места отведено бюрократии. Творческих людей пытаются учить в общих рамках. Студенты жалуются на то, что система образования перерезает глотку их песне. Когда я училась в Женеве, то любила заглянуть в школу искусств и дизайна. Вход был похож на тоннель в пещеру гномов — он сверкал. На каждом кусочке стены что-то было: мозаика или фрески, статуэтки в стене или граффити. Каждое помещение в этой школе было уникальным, потому что администрация школы приняла интересное решение: сделать здание площадкой для творчества учеников. Не могу сказать, что это не пошло на пользу.

Креативность для сценариста очень важна, архиважна , ведь сценарий начинается с идеи, а идеи просто так не рождаются.

Чтобы сценарист фонтанировал идеями, а именно это качество помогает всегда иметь работу, мало событий, которые происходят в жизни. Вдохновение — полезная привычка, и как любую другую, ее нужно нарабатывать.

Часовой механизм

Срыв дедлайна для сценариста равносилен профессиональному самоубийству. Если постоянно не сдаешь сценарий для сериала вовремя, потом ты просто не найдешь работу. Мир киноиндустрии очень тесен. Если автор хорошо себя зарекомендовал, его передают буквально из рук руки , так как у продюсеров и режиссеров огромный голод на тех, кто достойно делает свою работу.

Если сценарист не присылает сценарий вовремя, не выходит на связь, а уж тем более берет предоплату за серию и исчезает, слухи о нем распространяются со сверхзвуковой скоростью. Это все равно что сделать себе татуировку на лбу «Дедлайны— для слабаков» . Воспитывайте в себе пунктуальность. Не опаздывайте на встречи с друзьями, заведите органайзер, делайте все вовремя.

Нарцисс был неправ

Практика показывает, что самомнение и профессионализм не в ладах. Успешный автор может запросто порвать сценарий и начать заново. У сценариста не должно быть ни капли сочувствия к проделанной работе! Писатель может себе позволить отстаивать свое видение, поэт может защищать свои стихи. Сценарист работает для людей, а не для себя. Его творчество призвано приносить пользу людям. Поэтому он должен сделать все для того, чтобы фильм или серия, снятые по его сценарию, зацепили некие струны в душе каждого. И если продюсер говорит, что эта сцена не цепляет, нужно послушаться продюсера и переписать сцену. Потому что написание сценария —это, прежде всего, работа в команде.

Горячие новости

Для того, чтобы быть востребованным, сценарист обязан быть в курсе последних событий. Нельзя жить в коробке. Просматривайте сайты, на которых анонсируются фильмы в работе — американские и отечественные. Во-первых, это позволяет избежать повтора, во-вторых, идеи рождают новые идеи. Читайте журналы, посвященные искусству, кино, театру, лучше на нескольких языках. Английский для сценариста очень важен: на этом языке написано значительно больше литературы и статей, нежели на русском, плюс знание языка дает возможность предлагать свои услуги на двух рынках труда — российском и международном, а значит, вдвое увеличивает шансы найти работу.

Команда

В любой момент будьте готовы предложить нужного специалиста — дизайнера, композитора, декоратора. И вы станете незаменимы! Профессионала отличает от новичка способность быстро решать проблемы. Клиент, обратившийся с просьбой написать спектакль, получит полный пакет услуг. Он запомнит, что его задачу выполнили намного быстрее, чем он ожидал. После написания сценария ему не пришлось искать декорации или подбирать музыку. Для клиента это удобно, для вас — тем более. Потому что, если вы находите заказы для своих друзей, вы — первый человек, имя которого они вспоминают , когда у друзей спрашивают, кто может написать сценарий. У меня уже есть ладно скроенная команда, и часто мы начинаем работу одновременно. Если у меня заказывают мероприятие или спектакль, мы с друзьями собираемся вместе и действуем, как единый организм.

Важные детали...

...которые совсем не детали. Портфолио, сайт, визитки и прочее, о чем часто забывают сценаристы — это ваш внешний образ. Мы столько внимания уделяем одежде, но забываем про одежду виртуальную. Сайт и группа Вконтакте должны помочь составить о вас правильное представление. Профессионально оформленное портфолио говорит о том, что клиент имеет дело с профессионалом. Визитки увеличивают коэффициент успешности в глазах окружающих в разы. Визитки — нечто из мира руководства, они есть у директора или известного фотографа. Не забывайте про подобные мелочи. Чаще всего разница между кремом из супермаркета и кремом из элитного магазина заметна только по упаковке, но крем из элитного магазина более желанен для большинства. И он стоит дороже.

Лежачий камень

Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно расти. Ставьте цели и не застревайте на одном месте. Писать для сериалов — не предел мечтаний, хотя многие сценаристы и этим довольны. После удовлетворения потребностей финансовых обратите внимание на потребности в самореализации. Не задавайте себе стоп-вопрос «Вот получу я Оскар — и что дальше?». Получите — решение найдет вас само.

Когда мы забираемся на очередную ступень мастерства, нам открываются новые горизонты.

И следующие ступени.