Россия и Япония: история отношений. Cовременные российско-японские отношения


Отношения между Советским Союзом (1922–1991) и Японией всегда были напряженными.

Страница: 1/4

Во-первых, обе страны были в противоположных лагерях во время холодной войны. Во-вторых, отношения были напряженными из-за территориальных конфликтов, касательно и Курильских островов, и Южного Сахалина. Эти две причины, а также ряд других небольших разногласий не давали обеим странам заключить мирный договор после Второй мировой войны, и даже сейчас ряд вопросов, в частности, касательно всё тех же т.н. «северных территорий» остаётся нерешенными.

Напряженность в японо-советских отношениях имеет глубокие исторические корни, которые появились ещё во времена гонки японской и российской империй за господство над северо-восточной Азией.

В 1993 году, около 50 лет спустя после конца Второй мировой войны, военное положение межу Японией и Россией всё ещё технически существовало из-за того, что правительство Москвы отказывалось все прошедшие годы подписать мирный договор 1951 года. Большим камнем преткновения во всех последующих попытках Японии установить двусторонние отношения на так называемой «подлинно стабильной основе» был территориальный спор в отношении Курил, которые также известны в Японии как «северные территории».

1922-1925 годы: признание Советского Союза

Плохие отношения между Советским Союзом и Японией, начиная с 1920-х и до конца 1940-х годов, возможно, были следствием победы японской стороны над императорской Россией, государством-предшественником Советского Союза, в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Кроме того, во время гражданской революции в России (1918-1921 годы) Япония (в качестве члена войск интервентов) заняла Владивосток и не покидала его вплоть до 1922 года, когда был основан Советский Союз.

В 1925 году, после нескольких лет переговоров между Японией и Советским Союзом, обе страны согласились, что Портсмутский договор (был заключён между Российской империей и императорской Японией и стал официальным концом Русско-японской войны) остается в силе до тех пор, пока ни будут пересмотрены другие соглашения и договоры между этими странами. Таким соглашением Япония формально признала Советский Союз.

1932-1946 годы: ухудшение отношений и война

После оккупации Манчжурии в 1922 году, Япония повернула свои военные интересы к советским территориям. Советско-японские отношения резко ухудшились в 1936 году. Это произошло из-за заключения Антикоминтерновского пакта между Японией и Германией в ноябре 1935 года, который был разработан в качестве обороны против международного коммунизма. Советский Союз отреагировал на это заключением Советско-монгольского соглашения о взаимопомощи в марте 1936 года.

Первый крупный советско-японский пограничный инцидент, так называемая битва у озера Хасан (1938 год), произошел в Приморье, недалеко от Владивостока. Часто происходили конфликты между Японией и Советским Союзом на границе с Манчжурией, далее они перешли в непровозглашенную войну, которая завершилась боем на реке Хальхин-Гол (1939 год) на границе Монголии и Манчжурии. Советский Союз решительно выиграл сражение и удержал Японию от дальнейших агрессивных действий в отношении себя во время Второй мировой войны.

В 1941 году, два года спустя после пограничной войны, Япония и Советский Союз подписали Пакт о нейтралитете. Позже в том же году Япония обдумывала расторжение пакта, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, проводя операцию «Барбаросса» в начале Великой отечественной войны. Но она не стала этого делать в основном из-за поражения в сражении на Хальхин-Голе, даже несмотря на то, что вместе с Германией была участницей Тройственного пакта.

В апреле 1945 года, перед победой над нацистской Германией, Советский Союз аннулировал Пакт о нейтралитете, а после победы – объявил войну Японии в поддержку своих союзников во Второй мировой войне и начал операцию Августовский шторм. Вторжение началось 8-го августа 1945 года, ровно три месяца спустя после того, как Германия сдалась 8-го мая. Примечательно, что «Августовский шторм» начался между сбросом атомных бомб на Хиросиму (6-е августа) и Нагасаки (9-е августа). Решение Японии сдаться было принято перед серией масштабных советских атак в Манчжурии, на Сахалине и Курильских островах, но война продолжалась, и Советские войска запланировали вторгнуться на Хоккайдо задолго до другого вторжения союзников на Кюсю.

На фоне этих вторжений 56 островов Курильской цепи, включая южную половину Сахалина (т.е. «северные территории»), в 1946 году были включены в состав Советского Союза указом Президиума Верховного совета СССР. Этот декрет создал Южно-Сахалинскую область в Хабаровском крае Советского Союза. Эта аннексия никогда не была признана Японией и расторгла соглашение советско-японского мирного договора времён Второй Мировой войны и сделала невозможным появление более близких отношений между этими двумя государствами. Советский Союз отказался возвращать эти территории из-за страха перед тем, что такое действие могло воодушевить Китай предъявить свои территориальные требования СССР. Также Советский Союз использовал эти острова как часть противолодочной военной системы, защищая выход в Охотское море.

Следующая страница (2/4)

Переход к странице: [ 1 |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российско-японские отношения

К концу XX века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю их историю и продолжали активно развиваться в первые 9 лет XXI века. Это стало возможным потому, что с распадом СССР и началом реформ в России исчезла фундаментальная причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией, в предшествующие годы связанная с глобальным противостоянием на международной арене. Развитие двусторонних отношений соответствовало национальным интересам как России, так и Японии.

Так, улучшение отношений с Россией позволило Японии получить поддержку Москвы по вопросу о реформе ООН и расширения Совета Безопасности за счет включения в него Японии. А России улучшение отношений с Японией позволило снять возражения Токио или получить его поддержку для вхождения в качестве полноправного партнера в глобальные - «Большая восьмёрка», МВФ, ВТО - и региональные - АТЭС - институты взаимодействия и сотрудничества. Выгодным для обеих сторон оказалось и торгово-экономическое сотрудничество, наиболее яркими примерами которого стала реализация проекта «Сахалин-1» и начало работы над проектом «Сахалин-2», строительство и пуск завода по производству сжиженного газа на Сахалине, начало строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительство сборочных производств автомобильных компаний «Тойота» и «Ниссан» в западной части Российской Федерации, подписание соглашений в 2009 году о сотрудничестве в области ядерной энергетики и мирных ядерных исследований, а также мирного освоения космоса.

Опыт длительных переговоров с японской стороной по проблеме заключения мирного договора, а по существу по урегулированию территориального размежевания, т. к., совместная декларация 1956 года выполняет роль мирного договора между двумя странами, за исключением нереализованной 9-й «территориальной статьи», свидетельствует о том, что в обозримой перспективе достичь взаимоприемлемой договоренности чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Расхождения сторон не просто значительны, а принципиальны. Не только японские правящие круги, но и общественность в подавляющем большинстве настроены считать позицию возвращения островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, «незаконно отторгнутых от Японии после Второй мировой войны, обоснованной, справедливой и не подлежащей компромиссу».

Для любого японского главы правительства, политического деятеля, дипломата отступление от этой официальной позиции чревато потерей политической карьеры и общественным остракизмом. Вместе с тем в Японии имеется достаточно влиятельная группа политиков, представителей деловых кругов, ученых, журналистов, понимающих с точки зрения японских национальных интересов необходимость избавиться от жесткой привязки к американской политике, противостоять Китаю, налаживать конструктивные, разносторонние отношения с Россией. Особые надежды на улучшение двусторонних отношений и на поиск решения территориальной проблемы они связывают с избранием В.В. Путина на пост Президента Российской Федерации. Им оппонируют сторонники «принципиальной позиции» по территориальному вопросу, среди которых солируют руководители российского направления в МИД Японии, известные своим критическим настроем к России ученые-русоведы, а также СМИ консервативно-националистической ориентации (группа «Санкэй-Фудзи»).

Они исходят из того, что новых подходов России к территориальной проблеме при президенте В.В. Путине ожидать не следует, в лучшем случае будет повторено предложение обсудить 9-ю статью Совместной декларации 1956 года. При этом делаются предложения, что российская сторона может поставить вопрос о передаче островов Хабомаи и Шикотан в пользование Японии при сохранении над ними российского суверенитета.

Это повторяет реакцию в Японии на высказанное президентом В.В. Путиным в марте 2001 года в Иркутске предложение начать обсуждение 9-й статьи Совместной декларации 1956 года, которая привела к закреплению японской позиции «одновременное возвращение четырех островов» и к наказанию политиков и дипломатов, выступивших за проведение переговоров по формуле «два плюс два». Однако, в отличие от обстановки более чем десятилетней давности, в настоящее время картина складывается следующим образом. Растет число сторонников реалистичного подхода, они проявляют немалую активность, получают поддержку в прессе (газеты «Асахи», «Майнити», «Иомиури», «Нихон- кэйдзай»), среди научной общественности, деловых кругов. Все чаще высказывается мнение о бесперспективности отстаивания позиции в пользу получения четырех островов, тем более одновременного. Пробивается понимание того, что для Японии единственный разумный путь и к тому же наилучший к решению проблемы островов лежит через углубление сотрудничества с Россией в экономике и сфере обеспечения безопасности.

При этом предлагается определить новые ориентиры японской дипломатии с учетом относительного ослабления США, возвышения Китая, роста влияния азиатских государств, создания Россией Евразийского Союза и на его основе движения Москвы на Восток. Одним из основных ориентиров этой дипломатии должно стать создание «множественных отношений» с Россией, содействие ее продвижению в АТР.

В итоге можно будет рассчитывать на более выгодный компромисс с Россией по территориальной проблеме. Иными словами, следует создавать обстановку, при которой для российской стороны будет легче и обоснованнее пойти на уступку по территориальной проблеме.

В настоящее время Правительство Российской Федерации ставит приоритетной государственной задачей развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири, стремясь к их интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который в последние годы стремительно идет по пути экономического роста. В решении этой задачи может способствовать Япония, являющаяся одной из крупнейших экономик мира и ближайшим соседом России по региону. Экономическое сотрудничество между РФ и Японией все больше укрепляется. На территории России размещены производства таких японских компаний, как "Тойота", "Ниссан", "Комацу", "Исудзу", "Судзуки", "Мицубиси". Долгосрочное партнерство сложилось между обеими странами в нефтегазовой сфере. Так, в Сахалинской области компания "Мицуи" участвует в проекте Сахалин-2 по добыче и производству сжиженного природного газа, который уже экспортируется в Японию и другие страны. Обе страны активно взаимодействуют сфере логистики, а также в области лесозаготовок и переработки древесины.

При этом снизились объемы вывоза на японский рынок российской необработанной древесины при заметном увеличении экспорта продуктов ее переработки. У России и Японии имеется большой потенциал для дальнейшего развития российско-японских экономических отношений. Это касается сотрудничества в пяти сферах модернизации экономики, представленных в 2010 году президентом РФ Дмитрием Медведевым и одобренных премьер-министром Японии Наото Каном.

К ним относятся энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в сфере медицины, стратегические информационные технологии.

Как заявил Наото Кан, японские технологии и капиталы станут важным элементом совместного развития двух стран, в том числе в целях модернизации России.

На заседании российско-японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, состоявшемся в марте этого года, в план взаимодействия на 2010-2012 гг. уже включены проекты, связанные с этими пятью сферами.

К основным направлениям российской внешней политики в отношении Японии относится взаимодействие в области энергетики. В июне 2010 г. в Министерстве энергетики РФ состоялся "круглый стол", в заседании которого приняли участие представители государственных органов, предприятий топливно-энергетического комплекса, финансовых организаций России и Японии. В ходе мероприятия были обсуждены возможные направления сотрудничества в области угольной промышленности. Приоритетами взаимодействия являются совместное освоение угольных ресурсов, расположенных в Восточной Сибири (Элегестское угольное месторождение в Туве), совершенствование транспортной инфраструктуры для поставки высококачественного угля из России в Японию по железной дороге и морским путем, сотрудничество в области производства и поставок оборудования, используемого в угольной промышленности. При этом российская сторона подчеркнула необходимость развивать сотрудничество в области повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, что позволит совместно разрабатывать эффективные меры энергосбережения на угольных шахтах и разрезах.

Японские компании оказывают содействие в строительстве моста на остров Русский во Владивостоке, где в 2012 г. состоится форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Здесь же может получить дальнейшее развитие и дать положительные результаты сотрудничество японской корпорации "Мицуи" и российской компании "Русгидро" по строительству Дальневосточной ветряной электростанции. Таким образом, в России с большим эффектом может быть использован японский опыт по использованию альтернативных источников энергии. Перспективы сотрудничества в космической области были обсуждены представителями Минкомсвязи России и японской компании "Сумитомо" в ходе встречи, состоявшейся в конце сентября нынешнего года. Был согласован ряд вопросов по передаче технологий, проектированию и разработке полезной нагрузки для новых современных спутников связи в рамках проектов, реализуемых федеральной организацией "Космическая связь". По итогам мероприятия был подписан Меморандум о взаимопонимании, согласно которому передача технологий будет включать и предоставление рекомендаций по подготовке специалистов.

В последнее время наметилась активизация российско-японских торгово-экономических отношений в агропромышленной сфере. Так, в конце сентября 2010 г. состоялся II российско-японский конгресс по сельскому хозяйству, посвященный вопросам развития сотрудничества между двумя странами в агропромышленном секторе.

Япония, обладая ограниченными территориями, показывает пример, как при недостатке сельскохозяйственных земель можно выйти на самообеспечение продовольствием.

Японские технологии могут быть весьма полезными для России, которая имеет свободные площади и прилагает усилия для наращивания сельскохозяйственного производства. Правительство РФ со своей стороны начало поддерживать экспортеров российского продовольствия.

При этом на Дальнем Востоке создаются условия для экспорта российской пшеницы в Японию и дальше в Юго-Восточную Азию. Также обсуждается вопрос о создании совместного образовательного центра по изучению японского опыта, внедрению японских технологий, подготовке российских специалистов для работы на сельхозтехнике, поставляемой из Японии. Кроме того, перспективными для обеих сторон направлениями сотрудничества в сфере агробизнеса могут быть, например, совместное производство специальной пленки для тепличных хозяйств, создание агропарка в Ступинском районе Московской области, где могли бы быть представлены лучшие технологии и т. д.

Развивается сотрудничество между Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России" и руководителями ассоциаций поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и губернаторами японских префектур.

Так, в сентябре 2010 г. прошла в формате видеоконференции Международная инновационная конференция "Малый и средний бизнес Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция на основе инноваций".

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что экономическое сотрудничество России и Японии продолжает активно развиваться и расширяться. А успешное совместное сотрудничество является залогом успеха и в других областях взаимодействия, включая политическую, в которой в настоящее время у двух стран имеются некоторые разногласия.

Выводы политический восточноазиатский дипломатия

Национальным интересам России отвечает поддержание дружеских отношений с Японией на максимально возможном высоком уровне.

В японской политической элите, несмотря на нестабильность внутриполитической обстановки и наличие определенных антироссийских настроений, прежде всего связанных с территориальной проблемой, в целом имеется консенсус в пользу развития отношений с Россией во всех отраслях. Возможности построения достаточно продвинутых, разносторонних, конструктивных отношений с Японией существуют.

Это доказала и практика российских отношений с Токио в конце 90-х годов прошлого столетия и начале этого века.

В то время Япония среди стран «семерки» занимала наиболее благоприятную позицию в отношении России (борьба с терроризмом на Кавказе, права человека, предоставление экономической помощи после дефолта, подключение России к АТЭС и т. д.).

Для реализации таких возможностей потребуется постоянная, упорная, инициативная и настойчивая работа с японской политической элитой, деловыми кругами, общественностью.

Необходимо иметь четко продуманную стратегию, действовать комплексно, с учетом всех взаимосвязанных факторов. В политической сфере весьма важно наладить и регулярно поддерживать контакты и диалог не только на высшем уровне и по линии внешнеполитических ведомств, но и со всем спектром японской политической элиты.

Последовательно наращивая двусторонние связи, повышая уровень взаимодействия, и Москва, и Токио способны укреплять свои позиции как в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в отношениях со своими главными партнерами - США и Китаем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Первые контакты русских с Китаем. Российско-китайские отношения в различные исторические периоды. Основные направления российско-японского сотрудничества, проблема Курил. Особенности российско-корейских отношений, основные направления сотрудничества.

    курс лекций , добавлен 20.10.2010

    Роль России в системе военно-политических отношений. Характеристика сегодняшней глобальной военно-политической обстановки в мире. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Высокая конфликтность российско-украинские отношений. Кризисное состояние двусторонних отношений в экономической сфере. Отношение к системе европейской безопасности - к НАТО. Нарастание разногласий между Россией и Украиной.

    эссе , добавлен 12.02.2007

    Понятие и основные этапы политического проектирования, специфика его информационного сопровождения. Проект Евразийского Союза в постсоветском пространстве. Информационное сопровождение политического проекта Евразийского Союза: основные риски и стратегия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2015

    Факторы, влияющие на изменение системы международных отношений на современном этапе. Нормативно-правовые акты, регулирующие российско-американское сотрудничество. История российско-американских отношений. Региональное партнерство.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2004

    Взаимодействие политической системы с социальной, экономической, идеологической, правовой подсистемами. Институциализация как процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, принципы существования политической организации. Типы политических систем.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Понятие, структура и функции политической сферы. Роль политических конфликтов в обществе, их функции, виды, этапы, процесс развития и протекания. Причины и динамика развития политических конфликтов в современной России, методы и способы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Политический режим как явление политической жизни и политической системы общества в целом. Порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления, функциональная характеристика. Классификационные критерии политических режимов.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Понятие, структура и функции политической системы Республики Беларусь. Основные признаки политических партий, тенденции их развития, роль в институтах власти и общества в странах Западной Европы и США. Этапы правового развития российской многопартийности.

В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина в 1991 году был окончательно сформирован и утвержден документ, где указывались основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17 января 1990 года в Токио во время визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.

План включал в себя следующие положения:

Первый этап охватил 1990 - 1991 годы и предусматривал официальное признание советской стороной существования территориальной проблемы.

Второй этап был рассчитан на последующие 3-5 лет. Это организация на Южных Курилах зоны свободного предпринимательства со льготными условиями для бизнеса японской стороны.

Третий этап включал демилитаризацию Южных Курил.

Четвертый этап падал на начало 2000-х годов и предполагал подписание мирного договора между СССР и Японией.

Кроме того, в план был включен 5 перспективный пункт, который предусматривал участие в решении проблемы следующего поколения политиков, не связанных предрассудками современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное решение проблемы, удовлетворившее обе стороны» там же с.316-319.

Таким образом, документ выглядел противоречивым. С одной стороны Б.Н. Ельцин признавал наличие территориальной проблемы во взаимоотношениях между двумя странами, с другой, отнес сроки окончательного решения проблемы ко времени появления следующего поколения политиков.

Дальнейшие российско-японские отношения представляют собой полосу обоюдных визитов японских и российских представителей с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.

«Наиболее важной представляется встреча на заседание Совета Безопасности ООН президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии К. Маядзава в Нью-Йорке 31 января 1992 года. Итогом переговоров между ними стало требование японской стороны немедленного разрешения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336., что и явилось ответом на обнародованный Ельциным 5-этапный план решения территориальной проблемы

С 19 по 22 марта 1992 года была совершена поездка министра иностранных дел РФ А. Козырева в Японию, где было заявлено о решении территориальной проблемы на основе совместной декларации 1956 года.

Видя нежелание российских представителей идти на уступки, японское правительство делает приглашение для приезда в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н. Ельцину.

В июле 1992 года на встрече в Москве с председателем ассоциации японо-российской торговли Сато Б. Ельцин заявил, что не будет рассматривать территориальный вопрос без развития экономических отношений.Там же с.336.

В итоге, накануне переговоров в Токио президент России занял жесткую позицию в отношении территориальной проблемы, завязав его на решении экономического блока вопросов.

8 июля 1993 года состоялась встреча Б.Н. Ельцина и Маядзавы в Токио, где были разработаны некоторые вопросы российско-японских отношений, которые обсуждались на следующей встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11 по 13октября 1993 года. В результате была заключена Токийская декларация, которая не содержала значительных подвижек в подходе к территориальному вопросуКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.350., но Токийская декларация стала единственным основным и взаимно признанным документом, регулирующим российско-японские отношения.

Осложнившаяся внутриполитическая обстановка в России, связанная с вооруженным конфликтом в Чечне оттеснила в последующие годы проблемы между Россией и Японией на задний план. То есть, в российско-японских отношениях наметилось явное ослабление во взаимных усилиях по урегулированию территориальной проблемы.

Но уже в 1996 году министр иностранных дел РФ Е. М. Примаков внес предложение о дальнейшей разработке совместной экономической сферы деятельности без заключения мирного договора, на что японское правительство ответило согласиемГоловин В. Неоконченный поединок богатыря и самурая //Новое время. 1997, №1/2, с.31-35.. Но в связи с отставкой Е.М. Примакова дальнейшая разработка предложений была заморожена до 1998 года. Экономическая сфера взаимоотношений была не менее важна. Одна из проблем в этой сфере - рыболовство. «Япония настаивала на праве японских рыбопромышленников беспрепятственно добывать в территориальных водах Южных Курил рыбу и морепродукты на том основании, что острова должны быть преданы ей. Незаконный массовый лов японцами рыбы, в этих зонах, наносивший большой ущерб России начался в 1990 году, несмотря на протесты российского правительства. В 1993 году Москва потребовала от Токио прекратить браконьерство, предупредив, что будет вынуждена прибегнуть к более решительным мерам. Однако от Японии ответа не последовало: хищнический лов рыбы продолжался. В 1994 году во время визита О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева в Японию было выдвинуто предложение с российской стороны о возможности свободного лова в территориальных водах Южных Курил на условиях соответствующей денежной компенсации, на которое японское правительство дало отказ.

В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры по этому вопросу. Японская сторона согласилась с выплатой компенсации, стремясь избежать ее прямой увязки с промыслом в конкретной южно-Курильской акватории, предлагая вынести договоренность на уровень общественных организаций».Макаров А. «Проблемы российско-японских отношений» // Международная жизнь. 1995, №10, с.46.

Это означало, что, внося достигнутую договоренность за рамки межправительственных документов, Япония преследовала цель не признавать права России в дальневосточном регионе.

Отрицательно сказалась на российско-японских отношениях уже решенная в современном обществе проблема японских военнопленных, которые оказались захваченными в результате советско-японской войны 1945 года советской армией. «В 1956 году все военнопленные вернулись на родину, где у них возникли проблемы по получению пособий из-за отсутствия документов о работе в советских лагерях. В начале 1990-х годов были составлены списки военнопленных, а 4000 японцев получили свидетельства, по которым они смогли получать пособие»Там же с.46..

С 18 по 19 апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону представлял президент РФ Б. Н. Ельцин, японскую делегацию возглавил премьер-министр Японии Р. Хасимото. На саммите был зафиксирован план дальнейшего сотрудничества. Во-первых, разработка энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока, транспорта, в частности модернизация системы обеспечения грузопотока на Транссибе. Велось обсуждение о подключении Ковыктинского газового месторождения под Иркутском. Во-вторых, Япония дала согласие на предложение Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме на стажировку молодых россиян- специалистов, позже приступив к практической реализации этого сотрудничества. В-третьих, на саммите поднимался вопрос о расширении японских инвестиций в российскую промышленность. «План Ельцина - Хасимото» был расширен космической тематикой. Кроме того, оба лидера подняли вопрос о заключении мирного договора, в результате чего была назначена дата его заключения - 2000 год.

Анализируя результаты встречи Ельцина и Хасимото, можно сделать вывод, что она не повлекла за собой глубоких изменений в решении территориальной проблемы. В связи с отставкой Б.Н. Ельцина с поста президента РФ договор 2000 года не был подписан.

Осознавая нереальность выполнения «плана Ельцина - Хасимото», 12 мая 2000 года в Саппоро был созван международный симпозиум «Новая эпоха в российско-японских отношениях». Российскую сторону представляли Б. Немцов, вице-спикер Госдумы, депутаты М. Задорнов и В. Третьяков. В Токио к ним присоединились посол России в Японии А. Попов. Японскую сторону представляли губернатор Хоккайдо, Х. Тацуге и министр иностранных дел М. Комура. На симпозиуме Б. Немцов внес предложение о создании совместного управления спорными территориями: «На мой взгляд, необходимо совместное освоение Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашение об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора»Третьяков В. Россия - Япония: новая эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня, с. 10.. Предполагалось разработать новую идеологию российско-японских взаимоотношений, которая должна была повлиять на проведение внешней и внутренней политики обоих государств. Суть идеологии состояла в признании России и Японии стратегическими партнерами на Дальнем Востоке. Таким образом, симпозиум поднял взаимоотношения России и Японии на новый уровень, так как кроме обсуждения экономических и политических сфер, было внесено действительно новое предложение о совместном управлении островами, был поднят вопрос об идеологии отношений России и Японии, но одновременно было выяснено, что выработке пути решения проблемы мешает зацикленность двух стран на решении спорных вопросов, на требованиях каждой из сторон.

За прошедшие с момента распада СССР годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.

Первые были согласованы ещё 300 лет назад. Но какими были отношения стран в самом начале и что их характеризует сегодня?

После того как в середине XVII ст. Россия присоединила к себе часть Сибири, перед нами открылся выход к берегам Охотского моря. Именно здесь русские впервые узнали о том, что существует такая страна? Япония. В начале XVIII века у берегов Охотского моря был найден один из потерпевших кораблекрушение японцев. Денбея доставили в Москву, где он получил аудиенцию у Государя Петра I. Впоследствии, по приказу императора, в Санкт-Петербурге открыли школу японского языка, а самого Денбея назначили её учителем (1705 год). На протяжении ещё нескольких лет на высшем государственном уровне были предприняты попытки организовать экспедицию по поиску морского пути в Страну восходящего солнца. Так, к 1739 году корабли под командованием Шпанберга и Вальтона отдали швартовые у берегов провинций Ава и Рикудзэн. от русских моряков получило серебряные монеты, которые затем были доставлены в бакуфу, а оттуда перешли к проживавшим на острове голландцам. Те смогли объяснить японцам о месте чеканки монет. Так и Япония узнала о том, что на севере от неё находится прекрасная, как они её затем называли, страна «Оросия».

Отношения России и Японии в ХХ веке нельзя было назвать спокойными: как большая часть планеты, наши страны воевали друг с другом.

Вначале - Русско-японская война 1904-1905 гг., результатом которой стала потеря для Российской Империи территории Сахалина и Курильских островов. К тому же, во время Второй мировой Япония подписала союз с Германией (после капитуляции Японии в мае 1945 г. был аннулирован). СССР же по окончанию войны, согласно договоренностям, принятым на Ялтинской конференции, вынужден был разорвать Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (подписанный странами ещё до войны) и в августе 1945 года объявить войну островной стране. Кстати, всего за два дня до этого США нанесло по двум японским городам первый в мире ядерный удар.

Русско-японская война продлилась меньше месяца, состояла из трех масштабных операций, вследствие чего 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала.

Признаться, Дальневосточный фронт был сформирован правительством СССР ещё в 1940 г., так что вариант войны с Японией Сталиным однозначно рассматривался. Однако нападение Гитлера в 1941 г. вынудило его подписать Пакт о нейтралитете.

В результате войны 1945 г. в состав СССР были включены отбитые Японией ранее Курилы и Сахалин.

К 1956 г. между странами был подписан Мирный Договор, подтвердивший юрисдикцию СССР над Курилами и Сахалином.

Пройдет ещё порядка 17-ти лет прежде чем представители стран смогут вновь сесть за стол переговоров. Такая встреча произошла в Москве в 1973 году. С тех пор прошло немало времени и Япония сегодня? один из наиболее привлекательных партнеров в сфере автомобилестроения, нефтепромышленности и других крупных отраслей. Российский «Газпром» не первый год сотрудничает с японскими компаниями Mitsui и Mitsubishi: вместе с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell они задействованы в проекте «Сахалин-2», главная цель которого? разработка Пильтун-Астохского, а также Лунского месторождений в Охотском море.

Летом 2011 года российская сторона предложила Японии совместными усилиями осваивать нефтяные месторождения в районе Курил.

Российско-японские отношения можно разделить на три периода. До вмешательства России в Симоносекский мирный договор они носили нейтрально-дружественный характер. Затем последовала длительная эпоха конфронтации: 1895-1945 гг которая сменилась современными сложными отношениями с взаимными историческими и территориальными претензиями.

Русские военные отряды вышли к побережью Тихого океана в 1639 г. В течение XVIII столетия российское влияние распространилось на весь северо-западный сектор АТР: Камчатку, Алеуты, Аляску. К середине XIX века во владения Российского государства входили: все побережье, омываемое Беринговым, Охотским и Японским морями, Аляска, Алеуты, Командорские и Курильские острова, Сахалин. По Айгунскому 1858 и Пекинскому 1860 г. договорам Россия присоединила Амурский, Приамурский и Уссурийский краи. Во второй половине XIX столетия (в значительной мере вследствие поражения в Крымской войне и необходимости консолидации российских территорий) Россия уступила США Алеутские острова и Аляску (1867), Японии – Курильские острова (1875).

В 1876 г. началось проникновение Японии в Корею. В 1885 г. между Японией и Китаем был подписан Таньцзинский договор, по которому Китай не мог вводить войска в Корею без согласия японской стороны. После усмирения китайским правительством крестьянского восстания в Корее в 1894 г. Япония объявила войну Китаю, ссылаясь на нарушение таньцзинского соглашения. Война завершилась полной победой Японии, но Россия под угрозой применения силы вынудила Японию отказаться от ряда приобретений по Симоносекскому мирному договору.

Война между Россией и Японией стала неизбежной. 30 января 1902 г. в Лондоне был заключен Англо-японский союз, страхующий Японию от вмешательства в предстоящую Русско-японскую войну третьей европейской державы – Франции или Германии.

После тяжелых и безрезультатных переговоров о разделе сфер влияния в Корее 9 февраля 1904 г. (новый стиль) внезапной атакой японских миноносцев на русскую эскадру, дислоцированную в Порт-Артуре, началась Русско-японская война. Это нападение произошло без объявления войны хотя и после официального заявления японской стороны о разрыве дипломатических соглашений.

По Портсмутскому миру 1905 г. Япония получила Квантунский полуостров («полагавшийся» ей по Симоносекскому договору) и южный Сахалин (до 50-й параллели).

В 1910 г. Япония официально присоединила Корею. В Первую Мировую войну Япония и Россия выступали как формальные союзники. Россия от этого союза получила право выкупить за золото некоторые собственные корабли, захваченные японцами в ходе или по итогам войны 1904-1905 гг. Япония получила германские активы в Шаньдуне (Циндао) и ряд островов в Тихом океане.


В 1921-1922 гг. в ходе Вашингтонской конференции Япония была вынуждена отказаться от союза с Великобританией и от преимущественного положения в Китае, флот Японии ограничивался величиной в 66,7% от американского флота. С этого момента начинается борьба Японии за Китай, приведшая впоследствии к Тихоокеанской войне.

В 1926 г. Япония вновь захватывает Циндао, в 1920 вторгается в Шаньдун, в 1931 г. оккупирует Маньчжурию, в 1932 г. провозглашает марионеточное государство Маньчжоу-Го. Затем Япония последовательно денонсирует Вашингтонские и Лондонские соглашения по морским вооружениям и в 1937 г. «инцидентом на мосту Марко Поло» начинается вторая Японо-китайская война. В эту войну немедленно вмешиваются США, несколько позднее – СССР.

В 1939 г. США денонсирует торговый договор с Японией, а Советский Союз начинает оказывать Китаю и Монголии военную помощь. В ходе военного конфликта на реке Халкин-гол Япония терпит тяжелое поражение и отказывается от «северного» пути достижения сырьевой независимости. 13 апреля 1941 г. подписан Советско-японский договор о нейтралитете.

24 июля 1941 г. Япония с согласия вишистской Франции оккупирует Индокитай. 26 июля США, Великобритания и Голландия замораживают японские активы в своих банках. 7 декабря японо-американские переговоры разрываются, и японская авиация атакует Перл-Харбор. Это событие произошло после разрыва переговоров, но за полчаса до официального объявления войны.

К лету 1945 г. японская метрополия оказалась в отчаянном положении. В стране не было горючего, заканчивались боеприпасы, отсутствовали шерстяные и хлопчатобумажные ткани, бумага, продовольствие. «Летающие крепости» уничтожили сотни квадратных километров индустриальной застройки. Токио, Иокогама, Осака перестали существовать. В этих условиях СССР присоединился к Потсдамской декларации союзников и объявил, что не будет продлевать договор о нейтралитете с Японией. 9 августа 1945 года советские войска нанесли удар по позициям Квантунской армии и в короткой операции уничтожили эту армию. 2 сентября Япония капитулировала. Советский Союз получил Квантунский полуостров (передан Китаю), Маньчжурию (передана Китаю), южный Сахалин и Курильские острова.

В настоящее время российско-японские отношения определяются следующими основными факторами:

Неурегулированным территориальным спором относительно принадлежности южных Курильских островов

Негативным историческим опытом последнего столетия (вмешательство России в Японо-китайские войны 1894-1895 гг. и 1937-1945 гг.. Русско-японская война конфликт на КВЖД, конфликты на оз. Хасан и р Халкин-Гол, Вторая Мировая война, «холодная война»)

Участием России и Японии в конкурентных постиндустриальных проектах

Определенным сходством культур и историй России и Японии

Наличием ярко выраженных общих экономических интересов (Японии – в отношении российского сырья и рынков сбыта, России – в отношении японских инвестиций и технологической помощи)