Местоимение. Существует ряд дополнительных правил. Личные местоимения в английском: предложения с примерами

Нормы употребления местоимений

1. Употребление местоимений его, её, их .

  • Нарушения в образовании форм притяжательных местоимений его, её, их : его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются.
  • Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо — ихний план , правильно — их план ).

2. Употребление личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами.

  • При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении: увидел его войти после него .
  • Употребление форм без н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует о низкой речевой культуре говорящего.

3. Употребление местоимения сам а.

  • Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё .
  • Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая — самоё (но не — самою, самую ) — книжная: Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. Употребление слов-заместителей.

  • При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
  • Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .
  • Нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова. Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму — недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.
  • Если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её . Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам — недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .
  • То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа. Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания — двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных — статьи, педагоги .
  • Особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное. Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки — можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Употребление возвратного местоимения себя .

  • Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
  • Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).
  • Возвратное местоимение себя может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у : мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .
  • Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом: я нашёл себе комнату.
  • Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом. Например: Мать велела дочери принести себе воды . В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.

Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды .

Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды ). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать ), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь ), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей . Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

    Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )

6. Употребление в тексте притяжательного местоимения свой .

  • Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам: я/ты/он/они купил/купили билет за свои деньги.
  • При наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат — остаётся неясным, чей же реферат — профессора или ассистента — следовало прочитать.
  • Поэтому если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение — существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их : Я застал товарища в своём кабинете (неправильно) — Я застал товарища в его кабинете.
  • Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов: Сергей застал сестру в своём кабинете (неправильно)— Сергей застал сестру в её кабинете.
  • Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат (неправильно) — Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. Согласование с замещаемым словом.

  • При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
  • Если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа. Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений: Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.
  • Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст: Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
  • Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом: В исследовательской работе активно участвуют студенты . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.
  • Если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия: Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя .

Упражнение к теме «Употребление местоимений»

Задание: исправьте ошибки и неточности в употреблении местоимений; в тех случаях, когда возможно двоякое понимание контекста, подберите несколько вариантов высказываний, исключив двусмысленность.

1. Главный герой уезжает в город, который остается там работать.

2. Выросло целое поколение, для которых война — только история.

3. Если за собаками в течение трёх дней не явятся владельцы, они подлежат уничтожению.

4. Сын Меньшикова и несколько его адъютантов встретили великого князя на Каче.

5. Ихний дом — за этим углом.

6. Прочитав адрес, он скомкал записку и, закурив сигарету, положил её в карман.

7. Приглашены были офицеры, которые помогли царю на Сенатской площади спасти свою жизнь и удержать власть.

8. Заведующая обувной секцией, срочно вернитесь к себе!

9. Я застал помощника в своём кабинете.

10. Предприятия, построенные на этих берегах, сливают отработанные воды прямо в реки, без их предварительной очистки.

11. Возле его собралась целая толпа любопытных.

12. Следует положить прокладки под опору балки и закрепить её окончательно.

13. К мастеру всегда обращаются с вопросами молодые рабочие.

И он всегда старается их разъяснить им. У него есть чему поучиться им.

14. Директор сказал мастеру, что это не входит в его обязанности.

15. Комедия «Горе от ума» написана в начале XIX века. Оно сохранило актуальность и сейчас.

16. Крестьянство испокон веков кормило всю страну. Они обрабатывали землю, занимались скотоводством.

17. Я представляю Метелицу на своём вороном коне.

18. Мария Сергеевна попросила принести свою тетрадь.

19. Собака — друг человека. Они помогают ему во всём.

20. Его жизнь стала похожа на жизнь своего отца.

Источники:

  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Раздел «Вариантные формы местоимения» в пособии И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений» в пособии И.Б. Голуб «Стилистика русского языка»

Употребление форм местоимений, глаголов.

Синонимичными являются различные формы местоимений:

1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).

2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)

3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.

4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .

При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.

Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.

Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.

При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.

В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:

1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.

2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).

3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .

Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .

Введение


Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов - морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли (1, 9). Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения.

Морфология - учение о частях речи


В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского,

на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - форма, logos - слово, понятие, учение).

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения (7, 67). Другое определение гласит, что морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей Российской грамматике (1756) М.В. Ломоносов выделял восемь частей знаменательных:

). имя для называния вещей,

). местоимение для сокращения именований,

). глагол для названия деяний,

). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

). наречие для краткого изображения обстоятельств,

). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

). союз для изображения взаимности наших понятий,

). междометие для краткого выявления движения духа (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)


Морфологическая норма


Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи.

Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариативностью норм в области морфологии (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.


Местоимение как часть речи


Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

Постоянные - разряд, лицо (у личных);

Непостоянные - падеж, род, число(если есть);

Синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.


Употребление личных местоимений


Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному Марья Ивановна.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк Куршская коса… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук Н добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального Н.

Не добавляется Н к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки Н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное Н к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: Вы такая требовательная , Вы такой требовательный.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил… (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:



Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей:Как вы милы!

И мыслю:Как тебя люблю!


Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.


Употребление возвратных и притяжательных местоимений


Возвратное местоимение себя может относиться клюбому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести) (4, 215).

Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

Суффикс -ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к этим распространенная небрежность речи глаголам (5, 361). Например: не расстраивай себя - не рассривайся, освежил себя - освежился. Извиняюсь- чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь извиняюсь может означать извиняю себя, то есть, например, считаю нормальным, что я вас толкнул. Надо решительно изжить слово извиняюсь, заменить словами извините, простите, виноват.

Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент - старшего или младшего брата. Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия., выраженного глаголом подать, с которым связано сочетание свой инструмент.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой - свой, например: Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин). Я не потерплю в своем доме воров (А.Чехов) (4, 216).

Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой (К. Жуковский).

Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


Употребление определительных местоимений


Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение разный, самый, разнообразный, всевозможный. Например: всякого рода возможности. Второе значение: какой- либо, какой бы то ни было. Например: Отсутствие всякой системы.

Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.

Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход (4, 216).

Местоимение каждый имеет значение любой из себе подобных, взятый отдельно, один из всех в данном количественно ряду. Например: Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа.

Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение какой угодно на выбор. Например: Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.

В современном языке при употреблении местоимений сам и самый не существует разграничения. В прежнее время слово сам относилось к одушевленным предметам, а самый - к неодушевленным.

Сейчас в публицистическом стиле чаще употребляется местоимение сам, а не самый. Например: важен сам созыв конференции; само голосование проходило в обстановке острой борьбы.

Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.

Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит - она противоречит самой себе.

Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается (7, 121). Такие выражения, как я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома, являются неправильными.


Употребление неопределенных местоимений


Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение неизвестно что или кто, а частица - нибудь придает значение безразлично что или кто. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).


Приведем несколько коварных примеров:


Неправильно |Правильно |

|Возвратившись из экспедиции, |Капитан, возвратившийся из |

|капитан привез с собою медведя. |экспедиции, привез с собою |

|Он рассказал нам много |медведя и рассказал нам много |

|интересного о своих |интересного о своих |

|приключениях. |приключениях. |

|Волны яростно ударяли о |Волны яростно ударяли о |

|прибрежные камни. С каждым часом|прибрежные камни и с каждым |

|они становились все выше и выш |часом становились все выше и |

|Боясь дождя, рабочие спрятали |Боясь дождя, рабочие спрятали |

|прибывший товар под навес и |прибывший товар под навес и |

|держали его там до тех пор, пока |держали его там до тех пор, пока|

|он не прекратился.(Нелепость) |дождь не прекратился. |

|Неправильно |Правильно |

|Врач предложил больному каждый |Врач предложил больному, чтобы |

|день взвешивать себя. |тот каждый день взвешивал себя. |

|Профессор попросил студента |Профессор попросил студента, |


Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.


Правописание местоимений


Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать.


Заключение


Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам.

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам - будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Литература


1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.

Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.

Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.- М.: Астра, 1996.

Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. - Киев:Радянська школа, 1965.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

1. Личные: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

2. Возвратное : себя.

3. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

4. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

5. Определительные: весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, cам, самый.

6. Вопросительные: кто, что, какой, чей, который, cколько.

7. Относительные: те же вопросительные местоимения, употребляемые для связи главной и придаточной частей в сложноподчиненном предложении.

8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого,нечего.

9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, не­сколько, кто-то, кто-либо, кое-что,

что-нибудь, кое-какой, чей-нибудь и др.

· Неправильное употребление местоимений.

Обычно это связано со случаями, когда они заменяют собирательные существительные, которые, как правило, имеют только форму единственного числа, хотя обозначают совокупность однородных предметов. К такому разряду относятся существительные студенчество, беднота, ребятня и другие.

Подобную функцию будут выполнять сочетания фамусовское общество, фамусовская Москва, высший свет ; вместо них также употребляются местоимения не множественного, а единственного числа, поэтому неправильно построена следующая фраза:

им

Следовало написать:

Он [Чацкий] хорошо образован, много путешествовал, его взгляды полностью отличаются от взглядов фамусовского общества. Кроме того, молодой человек опасен ему и своими вольнолюбивыми идеями.

Возможен другой вариант :

Он [Чацкий] хорошо образован, много путешествовал, его взгляды полностью отличаются от взглядов фамусовского общества, которому молодой человек опасен и своими вольнолюбивыми идеями.

Местоимение свой употребляется в том случае, если действие совершается тем же лицом, которому принадлежит признак или предмет. Если же действие совершается одним лицом, а признак или предмет принадлежит другому, то используются притяжательные местоимения мой, твой, его, ее, наш, ваш, их .

Сравните:

Это Петр. Он мне принес свою книгу. [Книга принадлежит Петру]

Это Павел. Петр принес его книгу. [Книга принадлежит Павлу]

В связи с этим неправильным будет употребление местоимение его в следующей фразе:

Раскольникова удивляет то, что этот человек [Мармеладов] так спокойно рассказывает о бедственном моральном и материальном положении своей семьи, а сам постоянно пропивает все деньги.

Задания для практической работы.