Прогресс и регресс. Прогресс или регресс общества? Упадок природных форм у неподвижных животных

Введение

Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.

Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс и регресс - (лат. progressus -- движение вперед и regressus -- возвращение) -- наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс -- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

Целями данного реферата являются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий в отношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры, социума).

Теории общественного прогресса и регресса.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй - "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрес­сивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы вклю­чает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к про­грессу. В реальных процессах развития природы и общества прояв­ляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправлен­ном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса слож­ным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конк­ретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому су­дить о тенденциях изменения по отдельным изолированным по­казателям практически невозможно. Нарастание, усложнение од­них функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, сред­ствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стра­тегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная тех­нология, политика, печать и т. п.

К концу XX - началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостат­ков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается уст - ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждеб­ности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие твор­ческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания про­грессивных социальных изменений. В историческом масштабе об­щая совокупность социальных изменений от первобытного обще - ства к современному может быть охарактеризована как прогрессив - ное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс не­применим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подверже­но изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эво­люции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об опре­деленном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некото­рых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских систе­мах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь не­применимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеали­зированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопро­гресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.

Принципиальная особенность нашей эпохи - развитие само­сознания человечества как единого целого. Восприятие планеты

Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судь­бы, будущего, перспектив социального и экономического разви­тия становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низ­шего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий - к железным, от простых ручных орудий - к машинам, колоссально увеличивающим производительность че­ловеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, тех­нический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разру­шительные силы. Особенно это касается военной техники, ору­жия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение те­леэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гума­низма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в исто­рии человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низ­ших рас». На рубеже XX-XXI столетий мир потрясают акты тер­роризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступ­ность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными про­явлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность яв­лений сложно еще и потому, что разные люди по-разному пони­мают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает про­грессом, для других - проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правитель­ство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объектив­ным показателем прогресса является уровень развития орудий тру­да, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и фео­дализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капита­лизм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития че­ловечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX-XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким обра­зом, высшим и всеобщим объективным критерием общественно­го прогресса служит развитие производительных сил (орудий тру­да), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до со­временности включает в себя прошлое и настоящее, которые орга­нически связаны между собой. Настоящее - это итог всей пред­шествовавшей всемирной истории ив то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже со­здано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повто­рением прошлого. Этот процесс означает становление совершен­но нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократи­ческого общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сде­лать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масш­табе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные за­стойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерно­сти и противоречивости процесса развития происходило неуклон­ное восхождение человечества от низших форм социальной орга­низации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход стол­кновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрес­сивных сил - временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса - возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека.

В древности такого количества людей, как сейчас, просто не су­ществовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд - в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к уве­личению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объектив - ных факторов. В первую очередь - это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост тех­нического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результа­тами своей деятельности, интернационализация социально-эко­номических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все боль­ше новых открытий и изобретений, которые человечество исполь­зует в повседневной жизни. Основную часть времени своего суще­ствования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали ис­пользовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестрое­ние стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевиде­ние стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры - с 1980-1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологичес­кими нововведениями, по интенсивности международного сотруд­ничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию - в Средневековье и в античности, к тысячелетию - в глубокой древ­ности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставле­нии с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возраста­ние темпов социального прогресса в ходе поступательного разви - тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению соци­ального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов рос­та» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биоло­гических организмов, то не был бы возможен и естественный от­бор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более вы­сокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в оке­ане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес­сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен­ных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объек­тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби­рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задер­жался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к ис­пользованию минерального топлива, затруднило бы распростра­нение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще­ствовало определенных пределов человеческой памяти и физи­ческих ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой комму­никации. Проблема ограниченных возможностей человека произ­водить математические операции в уме и на бумаге привела к со­зданию компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности пока­зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоро­стью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии перво­бытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза - имодействие народов, находящихся на разных ступенях обществен­ного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее раз­витый. При этом менее развитый народ заимствует не только по­ложительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение ев­ропейской культуры в иных странах приводило к деградации ко­ренного населения, распространению среди аборигенов алкого­лизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество спо­собно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин - формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па­мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означа­ет, что человек будущего при правильном воспитании и образо­вании, если он разумно распорядится своей памятью, может об­ладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков эн­циклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа­тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво­люции конкретных народов, в истории которых встречаются не­равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про­грессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля ется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре ния прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкоснове­ние соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.

Со временем европейцы открыли новые, ранее им не извест­ные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникнове­ние культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В конце XIX - первой половине XX в. земной шар представлял собой территории не­скольких развитых государств, взаимодействие которых не огра­ничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во мно­го раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса ин­тенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств прак­тически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды теле­зрителей могут увидеть события, совершающиеся в других стра­нах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А эконо­мический кризис в одной из развитых стран оказывает негатив­ное воздействие на мировую экономическую систему.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осо­знали свою уязвимость перед лицом экологических, экономи­ческих проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии миро­вого терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отста­лости, нищеты и голода, защита прав человека - решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу­ществования государств. Для этого требуется объединение уси - лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понима­ния, признания значимости общечеловеческих ценностей. Мож­но с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модифи­кациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового со­общества входят народы, находящиеся на разных стадиях обще­ственного развития. Тенденции мирового исторического процес­са определяются, несомненно, самыми развитыми экономиче­ски и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных на­родов - в частности.

Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 на­ходятся в Европе, 49 - в Азии, 55 - в Африке, 49 - в Америке и 26 - в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо­люсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь Других государств приводило в последнее время ко множеству ло­кальных военных конфликтов.

V Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. "Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процес­сов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Органи­зация и т.д.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превы­шает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру - музыка, кино и т.д. Все это унифици­рует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же вре­мя создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, ко­торые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась та­кая мировая капиталистическая система, в которой развитые стра­ны - ядро - строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран - периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилени­ем влияния стран ядра на страны периферии.

Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее харак­терные черты глобализации:

1) формирование единого мирового экономического простран ства;

2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан ных с соблюдением прав и свобод человека;

3) создание всемирного информационного пространства (ра дио, телевидение, Интернет);

4) принятие единого языка (английского) как средства обще ния разных народов;

5) унификация культуры;

6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

7) реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных по­следствий глобализации.

Во второй половине XX -начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожаю­щими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхожде­ние от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наи­более важных общепланетарных проблем современной эпохи, за­трагивающих человечество в целом. От решения этих проблем за­висит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

Предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове ческой солидарности;

Преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче ского и культурного развития между развитыми индустриаль ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот ности;

Истощение природных ресурсов и необходимость обеспече ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ ники энергии;

Преодоление экологического кризиса, связанного с загряз нением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

Прекращение стремительного роста населения в развиваю щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;

Рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и

своевременное предвидение и предотвращение ее различных от­рицательных последствий;

Распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);

Борьба с международным терроризмом;

Сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является исчер­пывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабиль­ности в этом регионе.

Возникновение глобальных проблем связано не только с ко­лоссально возросшими техническими средствами воздействия об А щества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные пробле­мы порождены также стихийностью и неравномерностью обще­ственного развития, неравноправными экономическими отноше­ниями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.

Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают чело­вечество в целом. Однако не следует понимать современные гло­бальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных мас­штабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они - результат предшествовавшего общественного раз­вития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего экономического развития человеческого общества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно ре­шить, плодотворно используя потенциал научно-технической ре­волюции, одновременно предотвращая ее отрицательные послед­ствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента - в 5 раз, при переработке нефти - в 9 раз, в производ­стве бумаги - в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5- 10 % добытых природных ресурсов, что го­ворит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их рас­ходованием.

Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отста­лостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некото­рых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обуслов­лен все еще сохраняющейся экономической, социальной и куль­турной отсталостью.

Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь - ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и ины­ми последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает са­мому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Зем­ле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет эколо­гическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».

Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных перего­ворных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного воору­жения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно - возможность использова­ния ядерного оружия агентами международного терроризма, ко­торых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.

Но несмотря на сложность глобальных проблем современно­сти, ученые убеждены в том, что человечество обладает необхо­димым интеллектуальным потенциалом и материальными ресур­сами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент - правильное определение приоритетов в решении глобальных про­блем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно- следственные связи, которые диктуют определенную последова­тельность практического решения каждой проблемы. И самое глав­ное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и пер­вую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах долж - ны сыграть ведущие в экономическом и политическом отноше­нии страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы.

Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. Служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для характеристики развития общества с точки зрения его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительности самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т.д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем общества. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм ) Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. общества, им всегда присущи черты Р., которые становятся преобладающим в период упадка данного общества. Однако тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлением Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. множества отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного общества, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятие “П.” и “Р.” находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико , Гердер , Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом , и историко-культурный (основоположник – рус. Ученый-славянофил Н.Я. Данилевский; сторонники Дж. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явление П. и р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизации. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в современную эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому П. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с точки зрения Тойнби, должна осуществляться на основе капиталистической культуры Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять явления истории субъективными факторами, например особенностями тех или иных “исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. Три характерные черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

    Во-первых, это идеализм, то есть попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф.Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

    Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О.Конт, Г.Спенсер).

    В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

Следовательно говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в цивилизационном срезе истории выступают основными "блоками" исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII века смотреть на средние века как на простой "перерыв" в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.!?" Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей ("программой"), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. И все-таки и марксизм и его оппоненты унаследовали от своих предшественников в области теории общественного прогресса нечто такое, что впоследствии негативно сказалось на развитии объективной социальной реальности. Речь идет о вере в беспредельные возможности общественного, и прежде всего экономического прогресса, вытекающие из безграничных-де резервов, содержащихся в природной среде. Эйфория вокруг само собой разумевшегося "беспредела" сопровождала всю историю капитализма, а затем и так называемого социализма (ибо то, что мы наблюдали в Центральной и Вьючной Европе XX века, социализмом, разумеется, не было). Между тем под прикрытием этой одурманивающей эйфорической завесы исподволь вызревала та самая кризисная экологическая ситуация, которая уже рассматривалась в главе "Экологическое бытие общества". Впервые человечество было предупреждено о нависающей над ним в связи с этим смертельной угрозе Римским клубом в книге Денниса Медоуза "Пределы роста" . В нескольких словах выводы книги можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще можно, отмечалось в книге, избежат катастрофы, приняв меры по ограничению и регулированию роста и переориентации его целей. Однако чем дальше, тем болезненнее будут эти изменения и тем меньше будет оставаться шансов на конечный успех.Как отмечал руководитель Римского клуба Аурелио Печчеи, основной вывод доклада шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на рост, ибо успехи революционных преобразований в материальной сфере сделали мировую культуру высокомерной. "Она, - писал Печчеи, - была и остается культурой, отдающей препочтение количеству перед качеством, - цивилизацией, которая не только не желает считаться с реальными возможностями жизнеобеспечения на планете, но и бездумно расточает ее ресурсы, не обеспечивая при этом полного и разумного использования человеческих возможностей". Тревожное предупреждение о пределах роста имеет в виду не только внешние по отношению к человеку пределы, но и его внутренние, проистекающие из врожденно присущих нашему существу качественных и количественных характеристик. С одной стороны, многие достижения (в кавычках и без оных) цивилизации далеко не всегда вписываются в психофизиологические возможности человека. Отсюда - избыток стрессов и приоритет нервно-психического травматизма. С другой стороны, для многих регионов земного шара характерна массовая психофизическая недоразвитость, отсутствие у людей той психофизической формы, которую требуют от нас сложности современной жизни. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, как подчеркивает Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной. Это означает, что научно-технические, цивилизационные достижения не осознаны по-настоящему, темпы и формы их внедрения еще далеки от окультуривания. Налицо антагонистический разрыв между культурным развитием человечества и его материальными достижениями. Культура при этом понимается в самом широком смысле, включая политическую культуру сосуществования членов мирового сообщества и философские основы существования этого конгломерата. Так сами реалии последней трети XX века поставили под глубочайшее сомнение традиционную прогрессистскую концепцию. Подчеркнем: речь идет не об отрицании необходимости и возможности общественного прогресса, а о замене теоретической и практической установки на безудержный рост установкой на взвешенный, учитывающий рассмотренные внутренние и внешние пределы оптимальный вариант согласованного в общепланетарном масштабе развития.

Общество и природа никогда не находились в состоянии покоя, все их элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество и природу надо в постоянном изменении. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития.

Прогресс и регресс (движение вперед и возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.

Прогресс – это развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регресс – это, наоборот, движения от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.

Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили отпечаток человеческих предпочтений. Начиная с 19 века, понятия прогресса и регресса наполняются объективным содержанием и одновременно становятся универсальными.

В философии всегда стоял вопрос, по какому пути идет общество: прогресса или регресса. Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул философ Тюрго, считавший, что исторический процесс – это путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Таким образом, возникают различные точки зрения на прогресс и регресс нашего мира. Соглашаясь с теорией прогресса, возникает вопрос о критерии прогресса. Критерием прогресса французские просветители считали развитие разума.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Например, прогресс общества будет достигнут, когда все люди должны относиться друг к другу, как братья.

Другие критерием прогресса считали развитие науки и техники.

Шеллинг, например, считал, что критерием прогресса может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Феномен прогресса и регресса присущ не только обществу, но и природе.

Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, то есть происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в древнейших отложениях еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы - от простого к сложному, от примитивного к более совершенному, т.е. прогресс.

Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды, происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками. Его называют биологическим прогрессом.

Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон. Биологический прогресс достигается различными путями.

Биологический регресс - явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса - отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Если условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления, это приводит к угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.

Таким образом, прогресс применительно к живой природе определяется как такое повы­шение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется комплексный критерий.

Критериями общественного прогресса являются: 1) темпы роста производства, производительности трудах: ведущие я увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников произ­водства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и до6ра.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? Это вечный вопрос.