Влажно-тепловая обработка вязаных изделий и образцов. Обработка деталей вязаных изделий


Вы провязали первый образец или простое изделие. Столбики и ряды вязания по полотну могут лежать не очень ровно. Не спешите огорчаться.

Правильно отпарьте вязание, это придаст ему законченный, ухоженный вид. Выбирая узор или размер крючка для работы, окончательное решение принимайте, сравнивая отпаренные пробы. Расчет деталей выполняйте по рабочему образцу – это небольшой квадрат или прямоугольник, провязанный рабочей нитью, правильно подобранным крючком и узором и тщательно отпаренным. Готовые детали изделия перед сборкой тоже нужно обработать паром. Не рекомендую гладить полотно, связанное крючком, независимо от узора или материала.

Обрабатывать паром можно только изделия из шерсти или из хлопка-льна, изделия из смесовых и искусственных волокон отпаривают холодным способом.

Как выполнить обработку паром?

Только объёмные изделия – чаще всего это отделочные элементы – обрабатывают паром, идущим из носика кипящего чайника, и расправляют рукой. В остальных случаях используют утюг и влажную льняную ткань. Именно льняную, т. к. она хорошо предохраняет обрабатываемую деталь от воздействия высокой температуры и, удерживая достаточное количество влаги, даёт хороший пар. Утюг при этом разогревают до максимальной температуры.

Влажной, слегка отжатой льняной тканью накройте образец или деталь, уложенные изнаночной стороной вверх. Горячим утюгом водите над деталью, почти не прикасаясь к ткани, полностью удерживая утюг “на весу”. Над каждым обрабатываемым участком проводите утюгом несколько раз, не доводя ткань до полного высыхания.

Пробы вязания и некоторые детали можно обрабатывать без закрепления краёв. Рабочие образцы и отдельные мотивы отпаривайте, продев тонкие чулочные спицы по краям. Немного обработав паром такой образец, приподнимите ткань и расправьте вязание, потянув за две противолежащие спицы сначала по ширине, затем по длине. Снова отпарьте. Сняв ткань, оставьте образец до полного высыхания.

Аналогично отпаривайте и детали изделий, но края закрепляют булавками или набрав прямые участки деталей на спицы и только закругленные закалывают булавками через 10-15 мм. Перед этим по контуру детали швом “через край” проложите суровую нить. Прикрепляя деталь булавками, вкалывайте их под стежки нити. Такая предосторожность не лишняя – это предохранит край от деформации и возможных пятен ржавчины.

Нельзя закреплять деталь по краю бумажной выкройки. Перенесите её контур карандашом на белую ткань. Цвет карандаша подберите под цвет пряжи. Если вы решили заняться вязанием всерьёз, выделите для этой работы специальный кусок белой ткани, это может быть часть старой простыни. Закончив обработку нескольких деталей, прокипятите эту ткань с отбеливателем.

Ткань с нанесённым контуром детали уложите на подстилку для глажения, на неё прикрепите деталь изнанкой верх. Сначала приколите в основных рабочих точках выкройки, а затем поочерёдно прикрепите все линии, располагая булавки не реже 1-1,5 см. отпаренную деталь откалывайте только после полного высыхания. Обратите внимание на детали, вывязанными узорами с большим количеством воздушных петель, - они требуют особенно тщательной влажно-тепловой обработки.

Изделия, провязанные из нитей типа акрила, содержащие синтетические волокна или выполненные рельефным узором, обрабатывают иначе. Наколите детали по контуру выкройки, накройте влажным махровым полотенцем. Когда полотенце почти высохнет, снимите его и оставьте деталь до полного высыхания.

Подпишитесь на рассылку "Журнал Вдохновение рукодельницы" и получите ПОДАРКИ !

Ваш email адрес: FeedBurner

Влажная обработка вязаных изделий

Очень часто от рукодельниц можно слышать: недостатки в работе поможет исправить утюг. И это так: с помощью утюга можно сделать как припосадку изделия, так и растянуть его. В общем, утюг для рукодельниц – вещь незаменимая! Но, нужно знать правила утюжки, иначе запросто можно испортить как отдельную деталь, так и всё изделие.
При выполнении любого изделия своими руками важно научиться обрабатывать изделие и утюжить его. Готовая вещь собирается из отдельных деталей. Для того, чтобы вещь хорошо сидела на фигуре, при сборке и утюжке деталей важно строго придерживаться последовательности операций. Какие же эти операции? Рассмотрим операции, которые необходимо выполнять при сборке изделия.

1. Накалывание деталей на выкройку
Сначала концы нитей вязаного изделия прячутся на изнаночной стороне с помощью крючка. Когда нити заправляются нужно, чтобы полотно не стягивалось.
Оставшиеся от начала работы концы нити не стоит обрывать – они используются для сшивания модели. Выкройка вязания кладется на подстилку темного цвета и обводится по контуру куском мыла или мелом. Затем выкройка удаляется. На полученный контур изнаночной стороной кверху накладывается деталь. По всему периметру (но сначала по углам детали) вкалываются иглы на расстоянии 1 см друг от друга.
Проймам придается вогнутая форма. Не накалывается только нижний край детали во избежание деформации. Боковые края спинки и переда поднимаются на 1,5-2 см выше линии низа во избежание обвисания. Планка-застежка прикалывается по внутренней стороне изделия.
»>
2. Влажная обработка деталей утюгом и без него
Вязаное изделие утюжится через два слоя влажной марли очень осторожно, буквально над поверхностью. Так делается в случае не слишком выпуклого вязания (мелкое букле, чулочное, ажурное и т.п.). После окончания утюжки готовая вещь остается на иглах на некторое время сохнуть.

Изделия с выразительной фактурой не утюжатся. В этом случае изделие накалывается на подстилку, сверху кладется два слоя влажной марли, через некоторое время марля снимается и вещь остается высыхать на иглах.
3. Сметывание
Для сметывания деталей используется нить. Для деталей, связанных спицами 2-3,5 применяется шов «вперед иголка». Сметывание выполняется в 1 см от края. Для деталей, связанных спицами 4-8 используется шов «через край» за кромочные.
Сметывание выполняется так:
1. По средним линиям прометываются все детали, по линии талии прометывается спинка и перед.
2. У переда и спинки боковые края скалываются по 3 точкам: пройма, талия, низ. Изделие сметывается на изнаночной стороне, шов слегка натягивается.
3. Плечики переда и спинки скалываются и сметываются по спинке, на участке от середины плеча до горловины немного припосаживаются.
4. В случае, если петли горловины открыты, то они переводятся на дополнительную спицу или на нитку.
5. Проймы прошиваются.
6. Рукав сметывается, верхние и нижние точки предварительно скалываются.
Первая примерка.
1.Изделие надевается изнаночной стороной.Полочки скалываются посередине переда в 3 точках: талии, низа и горловины.

В данном случае нужно обратить внимание на ширину модели и направление плечевых и боковых швов, которые должны располагаться на своих местах. При примерке устраняются недочеты: все лишнее забирается в швы, недостающее немного растягивается.

2. Проверяется ширина и форма пройм: они должны прилегать к рукам, в противном случае их нужно припосадить на спинке и в области лопаток. Также стоит обратить внимание на форму проймы.
3. Надевается правый рукав изнанкой кверху. Рукав нужно расположить так, чтобы средняя линия имела вертикальное направление.
На пройме нужно поставить метку там, где приколота середина рукава. Также стоит проверить ширину рукава. Затем рукав откалывается.
4. Модель снимается, измеряется окат рукава и пройма. Длина оката должна быть на 3-4 см больше окружности проймы. Если рукав уже проймы, то его нужно немного распустить из шва. Можно сделать наоборот: забрать в шов немного проймы. Излишек также забирается в шов.
5. Пройма складывается пополам, и цветной нитью отмечается противоположный сгиб.
6. Вторая примерка.
Модель надевается лицевой стороной кверху, и еще раз уточняется ширина, длина, направление швов, положение вытачек и карманов.
7. Правый рукав надевается уже лицевой стороной и прикалывается к пройме в двух местах: средняя линия соединяется с верхней меткой на пройме, а шов рукава – с нижней. Средняя линия должна быть направлена вертикально. Рукав откалывается и модель снимается. Затем приступают к сшиванию модели.
Как сшивают модель
В случае если модель связана спицами №2-3,5, то можно детали сострочить на швейной машине, используя крупный стежок. А вот трикотаж крупной, грубой вязки сшивают вручную. Важно помнить, что отделочные планки, манжеты и т.п. соединяются вручную.
Сшивание модели выполняется в такой последовательности:
1. Плечевые, боковые швы и рукава сострачиваются. Сметка удаляется и швы утюжатся через два слоя влажной марли на ребро, а затем на обе стороны.
2. Рукав вметывается. Сначала рукав вставляется в пройму, прикалывается иголками и пришивается по изнанке.
3. Затем рукав пристарачивается и шов отутюживается на ребро. Затем рукав располагается лицевой стороной на рукавнике и утюжится еще раз.
Практические советы
— Трикотаж нельзя утюжить досуха. В противном случае на полотне могут появиться лоснящиеся места.
— Если вы предпочитаете перед наколкой изделия сначала постирать его, то рекомендуется после стирки завернуть деталь в махровое полотенце, и только после удаления лишней влаги, наколоть изделие на полотно.
Источник: http://www.womenpretty.ru/obrabotka-trikotajnih-izdel..
— Для сохранения упругости связанной резинки после влажной обработки следует сделать следующее: вытянуть резинку в высоту и слегка приутюжить в таком положении через 2 слоя влажной марли. Затем наколоть резинку на выкройку, слегка вытянув ее. При утюжке резинку не трогать.
— Трикотаж удобно строчить швов «зигзаг». В случае если полотно грубое используют нить №10.
— С помощью крючка детали лучше не соединять: шов получается очень грубым.
— Во избежание отпечатывания швов на лицевой стороне при утюжке тонких трикотажных изделий под них подкладывают несколько слоев бумаги.







Учебный видеокурс художественного вязания «Секреты ирландского кружева»

Ковер «Экстравагантный» — видео мастер-класс


УЧЕБНЫЙ АВТОРСКИЙ КУРС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЯЗАНИЯ

«150 идей эксклюзивной вязаной одежды» Зои Вулвич
ВИДЕО КУРС «Всё лучшее детям» 1 часть (для мальчиков) ВИДЕО КУРС «Всё лучшее детям» 2 часть (для девочек)
ВИДЕО КУРС КОСЫ И КОСИЧКИ без «косяков» ВИДЕО КУРС «Для любимых мужчин»
ВИДЕО КУРС «Я свяжу себе платье…» ВИДЕО КУРС «Секреты работы на машине BROTHER CK-35»
ВИДЕО КУРС «Работа на машине SILVER REED SK — 280/SRP 60N» ВИДЕО КУРС «ОСНОВЫ РАБОТЫ НА МАШИНЕ SILVER REED SK 840/SRP60N»
ВИДЕО КУРС «Расчет и вязание готового изделия» ВИДЕО КУРС «Машинное вязание для начинающих»
ВИДЕО КУРС «Работа на машине BROTHER KH-868/KR-850» ВИДЕО КУРС «Работа на машине BROTHER KH-970/KR-850»
ВИДЕО КУРС «Работа на машине BROTHER KH-940/KR-850» ВИДЕО КУРС «Расчет и вязание готового изделия-2»

Как вывязать махровое полотно своими руками (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Вязаные шишечки для пледа (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Кружево в вязании (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Покрывало и подушки. Ткань+крючок

Кеттельный шов при помощи крючка (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Мастер-класс по тунисской вязке крючком (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Крестообразный набор петель (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Чудесный узор - перуанское вязание (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Набор петель спицами как промышленный (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Мастер класс по вязанию двумя спицами вкруговую (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Ажурный воротничок с бисером. Схема (Вязание крючком)

ИДЕЯ ЗАСТЕЖКИ (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Вяжем спицами с бусинами (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Имитация втачного рукава сверху вниз (Уроки и МК по ВЯЗАНИЮ)

Очень часто от рукодельниц можно слышать: недостатки в работе поможет исправить утюг. И это так: с помощью влажной обработки вязаных изделий и утюга в частности, можно сделать как припосадку изделия, так и растянуть его. В общем, утюг для рукодельниц - вещь незаменимая! Но, нужно знать правила утюжки, иначе запросто можно испортить как отдельную деталь, так и всё изделие.

При выполнении любого изделия своими руками важно научиться обрабатывать изделие и утюжить его. Готовая вещь собирается из отдельных деталей. Для того, чтобы вещь хорошо сидела на фигуре, при сборке и утюжке деталей важно строго придерживаться последовательности операций. Какие же эти операции? Рассмотрим операции, которые необходимо выполнять при сборке изделия.

1. Накалывание деталей на выкройку
Сначала концы нитей вязаного изделия прячутся на изнаночной стороне с помощью крючка. Когда нити заправляются нужно, чтобы полотно не стягивалось.
Оставшиеся от начала работы концы нити не стоит обрывать - они используются для сшивания модели. Выкройка вязания кладется на подстилку темного цвета и обводится по контуру куском мыла или мелом. Затем выкройка удаляется. На полученный контур изнаночной стороной кверху накладывается деталь. По всему периметру (но сначала по углам детали) вкалываются иглы на расстоянии 1 см друг от друга.
Проймам придается вогнутая форма. Не накалывается только нижний край детали во избежание деформации. Боковые края спинки и переда поднимаются на 1,5-2 см выше линии низа во избежание обвисания. Планка-застежка прикалывается по внутренней стороне изделия.

2. Влажная обработка деталей утюгом и без него
Вязаное изделие утюжится через два слоя влажной марли очень осторожно, буквально над поверхностью. Так делается в случае не слишком выпуклого вязания (мелкое букле, чулочное, ажурное и т.п.). После окончания утюжки готовая вещь остается на иглах на некторое время сохнуть.

Изделия с выразительной фактурой не утюжатся. В этом случае изделие накалывается на подстилку, сверху кладется два слоя влажной марли, через некоторое время марля снимается и вещь остается высыхать на иглах.

3. Сметывание
Для сметывания деталей используется нить. Для деталей, связанных спицами 2-3,5 применяется шов «вперед иголка». Сметывание выполняется в 1 см от края. Для деталей, связанных спицами 4-8 используется шов «через край» за кромочные.
Сметывание выполняется так:
1. По средним линиям прометываются все детали, по линии талии прометывается спинка и перед.
2. У переда и спинки боковые края скалываются по 3 точкам: пройма, талия, низ. Изделие сметывается на изнаночной стороне, шов слегка натягивается.
3. Плечики переда и спинки скалываются и сметываются по спинке, на участке от середины плеча до горловины немного припосаживаются.
4. В случае, если петли горловины открыты, то они переводятся на дополнительную спицу или на нитку.
5. Проймы прошиваются.
6. Рукав сметывается, верхние и нижние точки предварительно скалываются.
Первая примерка.
1.Изделие надевается изнаночной стороной.Полочки скалываются посередине переда в 3 точках: талии, низа и горловины.

В данном случае нужно обратить внимание на ширину модели и направление плечевых и боковых швов, которые должны располагаться на своих местах.

При примерке устраняются недочеты:

1. Все лишнее забирается в швы, недостающее немного растягивается.
2. Проверяется ширина и форма пройм: они должны прилегать к рукам, в противном случае их нужно припосадить на спинке и в области лопаток. Также стоит обратить внимание на форму проймы.
3. Надевается правый рукав изнанкой кверху. Рукав нужно расположить так, чтобы средняя линия имела вертикальное направление.
На пройме нужно поставить метку там, где приколота середина рукава. Также стоит проверить ширину рукава. Затем рукав откалывается.
4. Модель снимается, измеряется окат рукава и пройма. Длина оката должна быть на 3-4 см больше окружности проймы. Если рукав уже проймы, то его нужно немного распустить из шва. Можно сделать наоборот: забрать в шов немного проймы. Излишек также забирается в шов.
5. Пройма складывается пополам, и цветной нитью отмечается противоположный сгиб.
6. Вторая примерка.
Модель надевается лицевой стороной кверху, и еще раз уточняется ширина, длина, направление швов, положение вытачек и карманов.
7. Правый рукав надевается уже лицевой стороной и прикалывается к пройме в двух местах: средняя линия соединяется с верхней меткой на пройме, а шов рукава - с нижней. Средняя линия должна быть направлена вертикально. Рукав откалывается и модель снимается. Затем приступают к сшиванию модели.
Как сшивают модель
В случае если модель связана спицами №2-3,5, то можно детали сострочить на швейной машине, используя крупный стежок. А вот трикотаж крупной, грубой вязки сшивают вручную. Важно помнить, что отделочные планки, манжеты и т.п. соединяются вручную.
Сшивание модели выполняется в такой последовательности:
1. Плечевые, боковые швы и рукава сострачиваются. Сметка удаляется и швы утюжатся через два слоя влажной марли на ребро, а затем на обе стороны.
2. Рукав вметывается. Сначала рукав вставляется в пройму, прикалывается иголками и пришивается по изнанке.
3. Затем рукав пристарачивается и шов отутюживается на ребро. Затем рукав располагается лицевой стороной на рукавнике и утюжится еще раз.

Практические советы
- Трикотаж нельзя утюжить досуха. В противном случае на полотне могут появиться лоснящиеся места.
- Если вы предпочитаете перед наколкой изделия сначала постирать его, то рекомендуется после стирки завернуть деталь в махровое полотенце, и только после удаления лишней влаги, наколоть изделие на полотно.

Для сохранения упругости связанной резинки после влажной обработки следует сделать следующее: вытянуть резинку в высоту и слегка приутюжить в таком положении через 2 слоя влажной марли. Затем наколоть резинку на выкройку, слегка вытянув ее. При утюжке резинку не трогать.
- Трикотаж удобно строчить швов «зигзаг». В случае если полотно грубое используют нить №10.
- С помощью крючка детали лучше не соединять: шов получается очень грубым.
- Во избежание отпечатывания швов на лицевой стороне при утюжке тонких трикотажных изделий под них подкладывают несколько слоев бумаги.

ВТО (влажно тепловая обработка). Отпаривание вязаных изделий

Во-первых , для чего отпариваем вообще? Основные задачи : придать правильную форму детали изделия, сделать петли более ровными, а узор – более выразительным, швы – ровными и четкими (только не закидывайте меня сразу шапками, любительницы крупных рельефных кос! узоры разные бывают… ).
Во-вторых , три момента, когда отпаривание может понадобиться (а иногда просто необходимо): изделие в деталях после окончания вязания, в процессе соединения деталей, после стирки (у меня есть парочка ажурных кофтенок, которые приходится приводить в чувство после КАЖДОЙ стирки).
В-третьих , из чего вяжем? Можно разделить пряжу на группы для удобства обсуждения. Тем более, что узор вязания и модель в большой степени обуславливаются именно пряжей. Гладкая шерсть, мохер, шерсть с добавками, хлопок, лен, вискоза и их всевозможные сочетания требуют разного обращения.
В-четвертых, отпариваем только с изнанки и утюгом сильно не давим, это же не какие-нибудь джинсы пересохшие, правильно?
Еще я всегда вяжу образец узора из той пряжи, которая пойдет на изделие, и отпариваю его. Сразу все становится ясно. Можно отрегулировать температуру и степень нажатия. Гладильная доска у меня довольно мягкая, под чехол дополнительно положила слой толстого ватина.

Теперь по порядку.
1. Чистая шерсть (овечья, альпака, ангора, не важно, имеется в виду гладкая нить без всяких наворотов), на мой взгляд, нуждается в отпаривании. Она становится более мягкой и пушистой, под воздействием пара все волокна пряжи расправляются, и петли становятся ровнее. Иногда требуются дополнительные усилия, чтобы джемпер из пушистой пряжи стал выглядеть как на картинке в журнале, но об этом уже много говорилось в теме про мохер. Итак:
Если детали изделия связаны узором без высоких рельефных элементов и не в резинку, то я обычно накалываю их прямо на гладильной доске изнанкой вверх по выкройке (точнее, по размерам: длина, ширина, длина проймы и т.д., выкройку как таковую я редко делаю) и отпариваю через влажный проутюжильник. Обычно это делается по частям, т.к. целиком не помещается на доске.
Если полотно в резинку – отпаривать в растянутом виде нельзя. Нужно положить деталь так, чтобы резинка была в «сжатом» виде, придать детали правильную форму и осторожно, не надавливая, равномерно пройтись утюгом. Вязка становится значительно ровнее.
Так же я отпариваю рельефные узоры, причем утюг держу практически на весу. Ведь плоскими рельефы становятся не от температуры, а от давления. Если чувствую, что перестаралась и испортила рельефный узор чрезмерным давлением – приходится стирать. После стирки все становится на свои места.
2. Гладкая смесовая пряжа: шерсть + хлопок / вискоза . Принцип тот же: гладкие узоры отпариваем смело, а чем рельефней, тем аккуратней нужно действовать.
Ажурные узоры я отпариваю обязательно, чтобы рисунок «дырочек» был четким.
С рельефными узорами из такой пряжи большущая проблема: неотпаренные выглядят неровно, отпаренные – плоско. Тут ничего посоветовать не могу, все зависит от желаемого эффекта.
3. Всякая «летняя» пряжа (хлопок, лен, вискоза ), опять же гладкая.
Если учесть, что из такой пряжи обычно вяжется ажур, то отпаривание необходимо. Накалываю по размерам, отпариваю. Если пряжа с вискозой, то температуру утюга лучше отрегулировать на образце и не задерживать утюг на одном месте, а хлопок и лен – на максимальной и без всякого стеснения. Если имеется зубчатая кайма, то нужно наколоть все уголки и потом парить. Насчет резинки сказать сложно, нужно обязательно пробовать на образце.

Все вышеизложенное относится к обработке деталей перед сборкой. В процессе сборки без утюга тоже бывает не обойтись. Если детали сострачиваются на машине, обязательно нужно припаривать все швы с изнанки. Иногда и ручные швы стоит слегка припарить, исключение составляют только швы, соединяющие полотна из резинки. Обычно соединение резинки практически незаметно, но если кажется, что кривовато – припаривать нужно так, чтобы резинка рядом со швом была в сжатом состоянии.

После стирки некоторые вязаные вещи опять же просятся под утюг, особенно те, которые сострочены на машинке. Я всегда слегка припариваю машинные швы, даже если всю вещь целиком гладить нет необходимости. Как-то мне все время кажется, что они неровно лежат. Еще у меня было несколько джемперов из чистой шерсти, связанных лицевой гладью, их приходилось отпаривать после стирки полностью, причем даже немного растягивая. Летние ажурные кофточки и топики тоже после стирки выглядят не то чтобы мятыми, но какими-то невыразительными. Зато рельефные узоры из чистой шерсти смотрятся все лучше и лучше. За это и люблю!