Полковник инженерных войск. Инженерные войска - история инженерных войск россии. Начальники инженерных войск вс ссср и вс рф


О местах службы и учебы

664 отдельный переправочный десантный батальон (в/ч 62978)
Краснознаменный Белорусский ВО (г. Могилёв, г. Гродно БССР, 1970-76).

«Пускай враги стеной стоят,
А мы идём спокойно глядя,
Уверен я, на каждый яд,
Имеем мы противоядье
».
(Из батальонной песни)

Первые наставники
Зубенко Г.П. – командир части, майор; Волков С.Н. – первый заместитель командира части, майор, фронтовик; Луцкин В.В. – НШ части, капитан; Чертков В.В. – заместитель командира по политической части, капитан; Хархурин М.А. – заместитель командира по технической части, майор; Межевич В.И. – командир роты, капитан; Полищук К. – заместитель командира роты по технической части, старший лейтенант; Бегунцов П.И. – старшина роты, старшина, фронтовик.

Первые шаги офицерской службы

3. Строевой смотр части. Пашково, 1970
Лейтенант Чейкин Г.Г. докладывает председателю проверяющей комиссии – НШ Инженерного управления Белорусского ВО полковнику Момоту Б.И., справа майор Зубенко Г.П.
4. Контрольная проверка по строевой подготовке.
Слева направо: майор Волков С.Н., сержант Горбач, лейтенант Воробьёв В.С., капитан Межевич В.И.


5. Строевой смотр. 1971

Командир роты ГПТ старший лейтенант Перминов В. докладывает проверяющему, слева заместитель командира роты по технической части лейтенант Воробьёв В.С., справа со знаменем части прапорщик Народовский А.Ф.

Будни службы



6. Командир роты ГСП лейтенант Воробьёв В.С. возле командирского полупарома. 1972
7. Слева направо: командир взвода ГСП лейтенант Галковский В.А. , старшина роты прапорщик Семененко Н.И., командир роты старший лейтенант Воробьёв В.С., 1973


8. Провожу занятия по оборудованию десантных переправ с применением ГСП. Неман, 1973
В строю слева в центре лейтенант Гладкий В., справа лейтенант Галковский В.А.



9. Район сосредоточения по тревоге 2 роты ГПТ, район Каптевка, 12.1973. Слева направо: лейтенанты Кулик В.И. , Полищук А.А., Селиванов Н.Б.
10. Район сосредоточения батальона на учениях. С начальником медицинской части старшим лейтенантом Ермаковым В.

На память о службе


11. Гродно, 1972
1 ряд: слева направо: младший сержант Гвоздев, лейтенант Воробьёв В.С., сержант Зотов; 2 ряд: 4 – ефрейтор Каюмов, 5 – рядовой Царик.


12. Гродно, 1973
Слева направо: 1 ряд: рядовой Гебауэр, старший сержант Миллер А.Д., старший лейтенант Воробьёв В.С., старший сержант Гвоздев; 2 ряд: 3 – рядовой Кох, 5 – сержант Голых.

Белорусская «полевая» академия


13. НШ Инженерного управления Краснознаменного Белорусского ВО полковник Чейкин Г.Н. уточняет задачу офицерам 664опдесб на учения с войсками.


14. Учения с войсками на р. Десне. Евминка (Сувид), 1973
1 рота ГСП развернута до полного штата – 95 чел., 10 паромов ГСП.
Рота поднята по боевой тревоге с выходом в район погрузки. Совершила марш по железной дороге: станция погрузки Гродно, станция выгрузки г. Бобровица Киевской области, прибыла в исходный район для форсирования к 2 часам ночи. К 6.00 рота без какой-либо подготовки самостоятельно оборудовала десантную переправу на Десне емкостью на 9 танков. Переправила 89 танков. Организовали переправу лейтенанты: командир роты Воробьёв В.С., заместитель командира роты по технической части Михайленко Н., командиры взводов Галковский В.А. и Гладкий В. Последующее форсирование Киевского моря было отменено из-за шторма, хотя одной из основных задач на учениях было преодоление крупной водной преграды так называемыми «ордерами» – впереди несколько ПТС, за ними плавающие БТР и БМП, замыкали построение паромы ГСП и ПМП, загруженные боевой техникой. Всего в «ордере» планировалось до 30 единиц плавающей техники.


15. Лагерные сборы на р. Неман, район Гожа, 1974
Слева направо: лейтенант Величко Е., курсант, старший лейтенант Воробьёв В.С., лейтенант Селиванов Н.Б., лейтенант Ячменников Ю.Н., старший лейтенант Новик А.В., лейтенант Червяк С.А., начальник Калининградского ВВИКОЛКУ им. А.А. Жданова генерал-майор , старший лейтенант Скляров В.Ф., лейтенант Полищук А.А., лейтенант Мельников В.И., лейтенант Жемчужников Б.Б. , лейтенант Галковский В.А., курсанты – 4

19. Объявление приказа. Гродно, 23.2.1976
Командир части подполковник Мамнев В.В. вручает ценный подарок начальнику автослужбы части старшему лейтенанту Мариничу В. Справа первый заместитель командира части майор Гришко Н.Н., за трибуной НШ части старший лейтенант Воробьёв В.С.
20. Какой же переправочный батальон без рыбки? Справа участник 100 парада на Красной площади в Москве старший лейтенант Павловский М.И. 1975



21. НИВ Белорусского ВО генерал-лейтенант проводит опрос жалоб и заявлений на строевом смотре 664опдесб. Гродно, 1974
22. Прохождение торжественным маршем. Впереди подполковник Мамнев В.В., слева направо: майор Дженков К.К., майор Хвостов В.В., майор Свинчук Н., капитан Золотухин А.Ф., старший лейтенант Воробьёв В.С.


23. Генерал-лейтенант Абашин Д.Д. вручает переходящий вымпел лучшей инженерной части округа командиру 664опдесб подполковнику Мамневу В.В. Гродно, Индурское шоссе, 1974

Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева, 1976-79

Начальники академии: генерал-лейтенант инженерных войск Упоров В.Е. , генерал-лейтенант инженерных войск Колибернов Е.С.
Заместитель начальника академии генерал-майор инженерных войск Малюгин С.М.
Начальники командного факультета: Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск Жемчужников И.И. , генерал-майор инженерных войск Дорофеев Ю.П.
Начальники курса: полковник Смирнов Л.П., полковник Кошкин Н.В.
175 учебное отделение

24. На полевых занятиях
Слева направо: 1 ряд: капитан Уланов В., капитан Полунин В., перед ним капитан Петров В., старший лейтенант Новоженин В . , капитан Шульга В., капитан Ерин Ю.;
2 ряд: старший лейтенант Вдовиченко В., старший лейтенант Лушников Г. (командир отделения), капитан Богомья М., капитан Дёмин Ю., капитан Воробьёв В., старший лейтенант Крюков М., старший лейтенант Соколов А., старший лейтенант Минаильченко В.
Фотографировал старший лейтенант А. Булыгин

25. Развод на занятия по кафедре инженерных заграждений в УЦА. Николо-Урюпино.

26. Военные дороги и мосты, практические занятия. 1976

27. Первый экзамен по математике, 13.1.1977


28. Перед парадом на Красной площади, 1978

20 понтонно-мостовой полк

Южной ГВ, г. Дунауйварош (ВНР), 1979-80

Командир полка подполковник Гордеев Ю.С.
Первый заместитель командира полка подполковник Касаткин О.И.
НШ полка подполковник Черемных В.Н.
Заместители командира полка по политчасти: майор Гоголь Н.Н., подполковник Майзлин И.С.
Заместитель командира полка по технической части подполковник Полонский В.В.
Заместитель командира полка по тылу подполковник Золотарёв В.Ф.

29. На 2 день прибытия в полк подполковник Гордеев Ю.С. лично показывает командиру 2понб Воробьеву В.С. управление наводкой моста из парка ПМП. На втором плане командир 2понр старший лейтенант Скрипко С., 8.1979
30. Соревнования понтонных взводов полка по сборке взводных паромов. 1 место – лейтенант Фомин С. (командир понр капитан Назаренко М.), р. Дунай, Эрчи

31. Посвящение в понтонеры командира 2понб капитана Воробьёва В.С., р. Дунай, осень 1979


32. Учения с войсками. Мостовая переправа, оборудованная силами 20помп. Длина моста около 500 м. Время наводки – 28 минут. Способ стыковки батальонных участков – «ножницами», р. Дунай, Эрчи, 1980


33. Строевой смотр полка, 1980
Слева направо: подполковник Гордеев Ю.С., подполковник Касаткин О.И., подполковник Майзлин И.С., подполковник Черемных В.Н., майор Полонский В.В., подполковник Золотарёв В.Ф. На втором плане: командир батальона майор Воробьёв В.С.


33-1. Командир 20помп подполковник Гордеев Ю.С. поздравляет 2понб с отличной сдачей проверки за 1980 г.
В строю слева направо: майор Салтовский А., лейтенант Фомин С., прапорщик Руденко Н., старший лейтенант Скрипко С., ?


34. Подполковник Гордеев Ю.С. сдал, подполковник Шуклин А.П. принял 20 помп, 1981
Слева направо: подполковник Полонский В.В., майор Казьмин В.Н., подполковник Майзлин И.С., подполковник Гордеев Ю.С., подполковник Шуклин А.П., подполковник Черемных В., майор, подполковник Золотарёв В.Ф.

Управление инженерных войск Южной группы войск , г. Будапешт, 1980-83

Начальники инженерных войск Южной ГВ: генерал-майоры Ломатов А.М. и НШ инженерных войск: полковникРогожкин О.Б.
Управление: подполковники Сычев А.А., Смоленский А.А., Антонов Г., Глумов Э.Б., капитан Кузовлев А.В., прапорщик Дмитриев, служащие Царик, Егоров, Мозжухина, машинистка Талия Кабировна, рядовой Оскар.


35. Инженерные войска Южной ГВ сдают инспекторскую проверку. 1982
Главный инспектор инженерных войск генерал-лейтенант Шаповаленко Н.И. , второй справа полковник Ломатов А.М., справа подполковник Рогожкин О.Б.


36. Генерал-лейтенант Шаповаленко Н.И. проводит инспекторскую проверку в 20помп.
Слева НИВ Южной ГВ полковник Ломатов А.М., справа командир полка подполковник Шуклин А.П.


37. Учения с войсками. Задача по оборудованию мостовой переправы силами 20помп успешно выполнена. Эрчи, 1982


38. Хаймашкерский полигон. Мотострелковая дивизия атакует противника в едином бронированном эшелоне

«Варпалота, Варпалота, Дьюлафюратот...
Залегла пехота на горе Отот
...»


Служба старшего офицера инженерного управления – полигоны, войска, учения с боевой стрельбой и без, КШУ, показные занятия и т.п. В Южной ГВ каждый месяц проводилось не менее 2-х крупных учений под руководством Командующего группой.


39. НИВ Южной ГВ генерал-майор Жирнов Б.А. проводит проверку 20помп. Дунауйварош, 1981

40. На контрольной проверке. Подрывное дело.

Управление инженерных войск Краснознаменного Дальневосточного ВО , Хабаровск, 1983-86

Начальник инженерных войск Дальневосточного направления
генерал-лейтенант
Начальники инженерных войск Краснознаменного ДВО: генерал-майоры Антоненков В.П. , Устинов В.И.

Начальник ВИА им. В.В. Куйбышева

Генерал Устинов Виктор Иванович , на мой взгляд, один из наиболее подготовленных, постоянно работающих над собой военно-инженерных начальников. Его оптимизм, работоспособность, умение общения с начальниками и подчиненными заставляли нас, его подчиненных выполнять поставленные задачи с высокой отдачей.
При проведении сборов руководящего состава округа и армий на лекции генерала Устинова старались попасть все, так как при их изложении все широко иллюстрировалось схемами и плакатами, в которых были, в т.ч. выводы из практических занятий. Наверное, немногие тогда задавались вопросами, а какова должна быть толщина снежного бруствера перед траншеей, чтобы задержать пулю от выстрела с различных дистанций, сколько осколочно-заградительных и направленного действия мин, в сочетании с применением удлиненных зарядов (УЗ-ЗР) необходимо иметь, чтобы внезапно создавать зоны сплошного поражения в коридорах 100х40 м и т.д.

ВИА - 197 лет! Лефортово, 6.12.2016

Инженерное управление, под руководством своего начальника, постоянно было в поиске новых способов более эффективного выполнения задач инженерного обеспечения с учетом специфики Дальневосточного ТВД.

Одно из таких экспериментальных занятий, где я был организатором, вместе с подполковником Дюжим Ю.И., постараюсь вспомнить.
Задача, поставленная генералом Устиновым, была на первый взгляд проста – оборудовать полосу временно непроходимых заграждений на р. Амур путем одновременного подрыва льда на протяжении 1 км. Было доложено командующему войсками округа генералу армии Язову Д.Т., который одобрил идею и сказал, что будет присутствовать при эксперименте.
Некоторое время ушло на согласование с Рыбнадзором и многими другими инстанциями, проведение расчетов, определение сил и средств и места проведения. Исполнители – понтонная рота, 75 человек с пешнями и другим шанцевым инструментом от помп на Красной речке, противотанковые мины ТМ-57 без взрывателей, капсюль-детонаторы, саперный проводник, подрывные машинки и другое имущество, необходимое, чтобы на шесте закрепить 4 мины ТМ-57, опустить в лунку, пробитую во льду толщиной до 1,8 м, в одну из мин вставить детонатор, связать электросеть, проверить электропроводимость, оборудовать станцию подрывных машинок (их необходимо было 12 шт.) и масса других вопросов, связанных с питанием личного состава и предупреждением обморожения.
Наконец все было готово. Правда не обошлось без десятка утопленных пешней и многих других накладок. Необходимо было делать все быстро, без права на ошибку мороз -35°С, вода в лунках Ø ≈ 40 см быстро замерзает. Юра Дюжий омметр, которым проверял электропроводимость, носит на груди, чтобы не замерз. Все спешат, хотя никто не подгоняет и это все на покрытой льдом реке и на ветру.
Генерал армии Язов прибыл в сопровождении Устинова в запланированное время. Я доложил о готовности. Мы показали учебное место, где были представлены средства для производства работ (пешни, различные канаты, мины, средства взрывания). Указали путем пуска сигнальных мин место взрыва, где должна была образоваться майна. Командующий интересовался многими вопросами, в т.ч. сколько мин заложено (2 500 шт.), какой тротиловый эквивалент (≈ 20 т тротила), какова толщина льда (1,2-1,8 м), какова глубина на месте подрыва (до 6-8 м), каковы трудозатраты и сколько было демаскирующего шума, правда, здесь он сказал, что демаскирующий шум тоже полезен в отдельных случаях.
Было дано разрешение на подрыв. Для этого 12 солдат должны были одновременно завести подрывные машинки (до этого несколько дней тренировались), дождаться сигнала об их полной зарядке и одновременно нажать на кнопки машинок для подрыва. Прошло несколько секунд, чтобы проделать все эти манипуляции, не выдержав, генерал армии Язов повернулся ко мне и как показалось с угрозой в голосе (все мы были напряжены, а вдруг не получится) спросил: «Где взрыв?». В этот момент поднялась на высоту 25-35 м стена битого льда, грохнул взрыв, и лед с шумом рухнул в проделанную майну. Все вздохнули с облегчением.
Осмотр места взрыва показал хорошую эффективность этого метода разрушения. Майна шириной 50 м, несмотря на то, что была забита рыхлым льдом возвышавшимся над уровнем ледяного покрова на 30-50 см, была непроходима как для любой техники, так и для людей, хотя по нашим дальнейшим экспериментам при морозе -30°С человек мог через час-полтора перейти её по замерзшему льду. Справа и слева от майны образовались протяженностью до 100-120 м трещины во льду, что тоже ограничивало проход техники.
Командующий и начальник инженерных войск поблагодарили за проделанную работу. В дальнейшем, этот практический опыт, как и многое другое применялось Инженерным управлением округа при производстве расчетов для обоснования принимаемых решений при планировании инженерного обеспечения оборонительных операций.


42. Контрольная проверка 5ОА, с. Троицкое, оз. Ханка, 1983
Слева направо: подполковник Логачев А.М., полковник Гребенюк А.М. , майор Трубачёв А., подполковник Воробьёв В.С.


43. КШУ с инженерными частями окружного подчинения, с. Вятское, 1984
Слева направо: подполковник Баранов В.И., майор Черевко В.А., подполковник?, подполковник Тертышников С.А. , майор?, подполковник Зомулко Е., подполковник Воробьёв В.С.


44. Комиссия по проверке окружного исп, г. Уссурийск, 1984
Слева направо: НИВ ДВО генерал-майор Антоненков В.П., полковник?, капитан Аборин В.М., подполковник Зомулко Е., майор Пирожник Г.И. , ?


45. Штаб инженерного управления, Хабаровск, 30.12.1984
Слева направо: 1 ряд: заместитель начальника Оперативно-разведывательного отдела полковник Бирюков Е.А., полковник Матвейчук В.Ф., начальник Оперативно-разведывательного отдела полковник Коженевский Г.К.;
2 ряд: майор Прыгунов Ю., капитан Харитонов С., капитан Титаренко С., капитан Кирилов С., майор Малишевский П.Л. , подполковник Воробьёв В.С., капитан , майор?.

35 общевойсковая армия

Краснознаменного Дальневосточного ВО, г. Белогорск Амурской области, 1986-89

НИВ ставки Дальневосточного направления: генерал-лейтенант Кузнецов В.П., генерал-майор Кочетков К.Е.
НИВ Дальневосточного ВО: генерал-майоры Устинов В.И. и Лепешинский В.Н.


46. Вокзал ст. Бурея. Осень 1986 г. Выполнили приказ МО СССР о фортоборудовании на Завитинском учебном центре 35А участка обороны полка. Проводили инспекцию из Москвы. Надпись на обороте фото «За отличную работу на ЗУЦе инженерных частей».
Справа налево: НИВ 35А подполковник Воробьев В.С., заместитель командующего 35А по боевой подготовке полковник Таранов В.И., ?, ?

47-1. Командующий 35А генерал-лейтенант Котин В.И. (1 ряд, слева – 5), член Военного совета армии генерал-майор Логинов Б.И. (1 ряд, слева – 4) с победителями социалистического соревнования. НИВ армии подполковник Воробьёв В.С. (2 ряд, слева – 1). Белогорск,1987


48. Форма одежды – одевайтесь теплее. Дивизионные учения с боевой стрельбой. ЗУЦ 35А, 3.1987
Слева направо: начальник РЭБ подполковник Ботнев А., заместитель НХВ подполковник Терехов, начальник войск связи полковник Коржуев Ю., НИВ подполковник Воробьёв В.С.


48-1. Остров Цемос, ур. Брандвахта, устье реки Сунгари – напротив г. Тунзянь КНР.
Справа налево: полковники: Левченко Ю.Т. – начальник разведки армии, Воробьёв В.С. – НИВ армии, Мелехин Б.А. – начальник войск связи армии, Куксенко В.С. – первый заместитель НШ армии, Шевдяков А.И. (7) – командующий РВиА


49. КШУ с Дальневосточным ВО. Проводит Ставка войск Дальневосточного направления. Впереди заслушивание под руководством НИВ ставки генерал-лейтенанта Кузнецова В.П. и НИВ ДВО генерал-майора Устинова В.И.
Слева направо: НИВ 5А подполковник Кухаренко Р.М., НИС 43АК подполковник Бобрицкий А.В. , НИВ 15А полковник Подать Н.Н., НИВ 35А подполковник Воробьёв В.С.; на втором плане начальник оперативно-разведывательного отдела УИВ ДВО полковник Бирюков Е.А.



50. Строевой смотр исб. Проверку сдают офицеры управления. Березовка, 1987.
Слева командир батальона подполковник Еременко В.К.
51. 1588 отдельный понтонно-мостовой батальон. Березовка, 1987
Награждение лучших расчетов по выполнению нормативов специальной подготовки.


52. Проверка оисб 192мсд. Шимановск, 4.1987
Справа командир батальона подполковник Червяк С.А.


53. Полевой выход понтонных подразделений частей армейского и дивизионного подчинения. Обед, р. Зея
Слева направо: начальник сборов майор Наумец В.Н., старший офицер инженерной службы армии подполковник Алехин Е.И.


53-1. Сборы НИВ под руководством НИВ МО СССР генерал-полковника Кузнецова В.П. Алма-Ата, 8.1987

54. Ледяная переправа через р. Зею. 1988
Оборудована силами армейского понтонного батальона. Протяженность переправы ≈2 км при толщине льда 1-1,2 м. Переправлено 30 танков Благовещенского УР.


55. Перед отъездом в Академию Генштаба. Белогорск, 2.7.1989
Счастливчики полковники Мелехин Б.А. (справа) и Воробьёв В.С. (слева), их жены Тамара и Нина (4 и 5 слева в 1ряду)

Военная академия Генерального штаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова. Москва, 1989-91


Начальнику Инженерных войск посвящается
«
Познав войны губительную сущность,
ты совершил в науке перелом,
обосновал и доказал научно,
что главное в атаке – лом
».
(Тузов Г.В.)

Начальник Академии генерал-полковник Родионов И.Н.
Начальники кафедры инженерного обеспечения: генерал-лейтенанты Гребенюк П.В., Киреев Г.И.
Заместитель начальника кафедры генерал-майор
Преподаватели: полковники Буговский И.Д., Моисеев А.С., Петухов А.Г., Рукавишников В.И., Твердохлебов Н.В., Кадетов В.И., Данилов А.А., Останков В.И.


56. 8 учебная группа (1989-91)
Слева направо: сидят: полковник Прокудин В.С., генерал-майор Дюков Б.Н., полковник Ушаков А.Е., генерал-майор Алферов В.И., капитан 1 ранга Рогожин А.В., генерал-майор Ковалёв Г.А., полковник Воробьёв В.С.;
стоят: полковник Максимов А.П., полковник Хомченко Н.И., полковник Седых В.В., полковник Латышев В.В., генерал-майор Гаридов Н.П., полковник Жилин В.А., генерал-майор Тузов Г.В.


57. 8 учебная группа с преподавателями у знака «Мозг полководца». 1991


58. Перед выпуском на Красной площади. Москва, 1991


59. Встреча выпускников (1991). Киев, 20.11.2014
Слева направо: генерал-майор Коротков Б.П., генерал-лейтенант Бут Ю.И., генерал-лейтенант Гудим В.Н., генерал-лейтенант Скалько Я.И., генерал-майор Дронкин Г.А., генерал-лейтенант Васильев В.П., генерал-полковник Антонец В.М., генерал-лейтенант Воробьёв В.С., генерал-майор Олиферов А.Ф., генерал-лейтенант Фоменко А.П.

Редактировал Р.И. Брюховецкий

1.Генерал-лейтенант инженерных войск ГУНДОРОВ Александр Семенович.
До революции рабочий Обуховского завода в Петербурге. Член РСДРП с 1915г.
Участник Октябрьской революции, командир отряда Красной Гвардии.
В РККА с 1918г. Участник гражданской войны. Служил в войсках, преподавал в ввузах, был начальником Военно-инженерной Академии имени Куйбышева. Участник Великой Отечественной войны (начальник сектора обороны Москвы в 1941г, командовал саперными армиями на Брянском, Южном и Воронежском фронтах, начальник инженерной службы Московского фронта ПВО, заместитель генерал-инспектора инженерных войск РККА.
В 1942г. избран Председателем Всеславянского Комитета СССР, после войны - Председатель Славянского Комитета СССР. Работал в Советском Комитете Ветеранов войны, Советском Комитете защиты мира.
Награжден Орденами: Ленина, двумя Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя Красной Звезды, многими медалями. Умер 5 декабря 1973г. в Москве

2. Генерал-лейтенант инженерных войск Карбышев Дмитрий Михайлович.
Родился в 1980г. Закончил Омский кадетский корпус. На военной службе с 1898г. Закончил Николаевское инженерное училище в 1900 году. Участник русско-японской войны 1904-05гг. Закончил Николаевскую военно-инженерную академию в 1911г. Участвовал в Первой Мировой войне. Во время Гражданской войны поступил на службу в Красную Армию. занимал должности члена инженерной коллегии по инженерной обороне республики, начальника инженеров 5 армии, помощника начальника инженеров южного фронта. В 1923-26 гг. председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С 1926г. начальник кафедры военной академии им. Фрунзе, помощник начальника кафедры академии Генерального штаба. В 1941 году попал в немецкий плен и был казнен в концентрационном лагере Маутхаузен в ночь на 18.2.1945 г.

1.Генерал-майор БАРАНОВ Николай Парфентьевич.
Родился в 1889г. В РККА с 1918г. Участник Гражданской войны. В 1928г. окончил курсы усовершенствования комсостава. С 1928г. - помощник начальника, затем начальник инженерных войск округа. Участник Великой Отечественной войны - начальник отдела инженерных войск армии, начальник инженерных войск фронта, заместитель командующего -начальник инженерных войск фронта, затем генерал-инспектор инженерных войск Инспекции РККА.
После войны - начальник инженерных войск округа.
Звание генерал-лейтенант инженерных войск присвоено 1 сентября 1943г. Награжден: орденами Ленина, двумя Красного Знамени, Кутузова 1 и 2 степени, Богдана Хмельницкого 1 степени, Отечественной войны 1 степени, многими медалями.
В отставке с 1958г. умер в октябре 1961г. Похоронен в Москве.

2. Генерал-майор ВАСИЛЬЕВ Петр Михайлович.
В РККА прослужил свыше 35 лет, пройдя путь от красноармейца до генерала. Член ВКП(б) с 1919г.
Участник Великой Отечественной войны- начальник инженерных войск ряда военных округов и Забайкальского фронта.
После войны- служил в Главном военно-инженерном Управлении Советской армии.
С 1947г. начальник кафедры Академии бронетанковых войск имени Сталина. Звание генерал-лейтенант инженерных войск присвоено 27 октября 1944. Награжден орденами Ленина, тремя Красного Знамени, Кутузова 2 степени, двумя Красной Звезды, медалями.
Будучи в отставке, умер скоропостижно 10 июня 1970г.

3.Генерал-майор инженерных войск ВОРОБЬЕВ Михаил Петрович.
1896г. рождения. На военной службе с 1916г., в Красной Армии с 1918г. Участник гражданской войны (дивизионный инженер). Окончил военно-техническую академию в 1929г. С 1932г. преподаватель военно-инженерной академии. С 1936г. в звании военинженера 1-го ранга начальник военно-инженерной школы в Ленинграде, позднее генерал-инспектор инженерных войск РККА. Участник Великой Отечественной войны в должностях начальника Инженерного управления РККА, начальника инженерных войск Западного фронта и одновременно командующего 1-й саперной армией. С 1942г. заместитель наркома обороны- начальник инженерных войск Красной Армии. С 1946г. начальник инженерных войск Сухопутных Войск, затем начальник инженерных войск Киевского округа. Позднее заместитель начальника по строительству и расквартированию войск Министерства обороны, помощник командующего Прибалтийского округа по строительству и расквартированию войск. Маршал инженерных войск. Умер в 1957г.

4.Генерал-майор инженерных войск ГАЛИЦКИЙ Иван Павлович.
Родился 9 февраля 1897г. в деревне Зимницы Куйбышевского района Калужской области в семье рабочего. Член ВКП(б) с 1940г.
В РККА с 1918г. участник гражданской войны.
В 1919г. окончил инженерные курсы комсостава, в 1926 и 1931гг. окончил Курсы усовершенствования комсостава. Участник похода на Западную Украину в сентябре 1939г.
Участник Великой отечественной войны. С 1942г. - начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта. Герой Советского Союза (Указ от 29 мая 1945г.). Начальник Военно-инженерной Академии имени Куйбышева (1951-1957гг.)
С 1957г. находился в запасе и отставке. Награжден: двумя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, Суворова 1 и 2 степени, Кутузова 1 степени, Отечественной войны 1 степени. Многими медалями. Иностранными орденами и медалями. Доцент, кандидат военных наук. Присваивались воинские звания: генерал-майор инженерных войск (4.6.1940) Генерал-лейтенант инженерных войск (14.2. 1943) Генерал-полковник инженерных войск (20.4.1945) Генерал-лейтенант инженерных войск (?) Умер 8 марта 1987г. Похоронен в Москве.

5. Генерал-майор инженерных войск Ермолаев Павел Александрович.
Родился 23.2.1891г. Уроженец г.Остров Ленинградской области.
В РККА с февраля 1918.
Участник Первой Мировой войны.
Участник Гражданской войны (финская кампании 1919-1921г.)
6 августа 1938 года начальнику инженерной службы 10-го стрелкового корпуса П.А.Ермолаеву присвоено звание комбриг
Участие в ВОВ до 08.1941 года.
По непроверенным данным в 1940-41 годах начальник инженерных войск Прибалтийского и Московского округов. С декабря 1941 начальник Московского военно-инженерного училища

6. Генерал-майор инженерных войск ЗОТОВ Василий Федотович.
Участник Гражданской войны. Член ВКП(б)с 1937г. Участник Великой отечественной войны. После войны был ответственным работником Главного Управления МО СССР. Выйдя в отставку жил в Москве. Умер 7 декабря 1980г. в Москве. Звание генерал-лейтенант инженерных войск присвоено 11.5.1944.

7. Генерал-майор ИЛЬИН-МИТКЕВИЧ Александр Федорович.
Годы жизни 1889-1947.
1906 – окончил Казанскую учительскую семинарию. 1907 – окончил Горийскую школу прапорщиков запасва.
На военной службе с 1914 г.
1927 – окончил КУКС при ВА им. Фрунзе.
1930 – окончил КУКС при ВА им. Фрунзе. Служил в должностях командира инженерных подразделений и частей, войскового инженера, начальника инженерного управления ВО. Генерал-майор ИВ (4.6.1940). Участник Великой Отечественной войны. Начальник Инженерного управления Юго-Западного фронта. Заместитель командующего – НИВ Юго-Западного фронта. 1942 - заместитель командующего - НИВ Сталинградского фронта. 1944 - заместитель командующего - НИВ 7ТА.

8.Генерал-майор инженерных войск КОТЛЯР Леонтий Захарович.
Родился 3 июня 1901 года в Томске. Умер 28 декабря 1953г.
В РККА с 1920г. Участник советско-польской войны (1919-1921).
Закончил Петроградскую военно-инженерную школу, военно-техническую академию в 1930.
Служил командиром отдельной сапёрной роты, начальником отделения факультета инженерного вооружения Военно-технической академии. В 1937-38 инженер контроля при НКО. В 1938-40 начальник инженерных войск Киевского военного округа. В 1940-41 начальник Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1941-42 начальник инженерных войск Красной Армии, затем начальник инженерных войск Воронежского, а с 1943 Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов.
После окончания войны начальник Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, а с 1951 начальник кафедры тактики инженерных войск этой же академии. Генерал-полковник. Герой Советского Союза

9.Генерал-майор инженерных войск МОЛЕВ Михаил Иванович.
Годы жизни - 5.11.1891 – 28.4.1952. Русский. Из крестьян. Родился в д. Муссы (Мусцы) Солецкого района Новгородской области, Отец – колесный мастер.1908 – окончил 4-классное городское училище. 1910 – окончил реальное училище. На военной службе с 1914 г. Служил в лейб-гвардии Саперном батальоне. Участник Первой Мировой войны. Фельдфебель.
Мобилизован в РККА в 1919г. Участник Гражданской войны.
В 1927 г. закончил Курсы усовершенствования командного состава при Ленинградской военно-инженерной школе. В 1933 закончил академические курсы.
С 1936 года корпусной инженер, с 1938 начальник отдела инженерных войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. С июля 1940 начальник инженерных войск Дальневосточного фронта. Участник войны против Японии в 1945г.
Звание генерал-лейтенант инженерных войск присвоено 17.11.1942.

10.Генерал-майор инженерных войск НАЗАРОВ Константин Степанович.
Родился в 1890г. в Кронштадте в семье служащего.
В РККА с 1918г. Участник гражданской войны. Должности- командир роты, полковой инженер, дивизионный инженер, корпусной инженер. В 1940г. начальник отдела инженерных войск РККА.
Участник Великой Отечественной войны с 1941г. (начальник Инженерного управления Армии, Фронта, Командующий Армией, в 1942-1946гг. - начальник штаба инженерных войск Красной Армии).
С 1946г. - зам. начальника инженерных войск Сухопутных войск СА. Член ВКП(б) с 1941г.
Последние годы службы был начальником кафедры тактики инженерных войск Военной Академии имени Фрунзе. С 1955г. в отставке.
Награжден: Орденами Ленина, Октябрьской революции, четырьмя Красного Знамени, Суворова 2 степени, Кутузова 1 и 2 степени, Богдана Хмельницкого 1 степени, двумя Красной Звезды, медалями.
Воинские звания были присвоены: генерал-майор инженерных войск (4.6.1940). Генерал-лейтенант инженерных войск (1.4.1943). Генерал-полковник инженерных войск (11.5.1944) Умер скоропостижно 15 мая 1980г.

11.Генерал-майор инженерных войск НЕВСКИЙ Георгий Георгиевич.
Родился в 1891г. В РККА с 1918г. Член ВКП(б) с 1944г.
Участник гражданской войны и Великой Отечественной войны (начальник инженерных войск Юго-Западного фронта).
Генерал-лейтенант инженерных войск (20.12.1943).
Награжден Орденами: Ленина, тремя Красного Знамени, медалями. Умер в марте 1961г.

12. Генерал-майор инженерных войск НОВИКОВ Федор Васильевич.
Родился в 1893 году. Смоленская обл., Починковский р-н, д. Деркина. Умер в 1970.
В РККА с 01.04.1918 года. Член ВКП(б) с 1918 года. Участник Гражданской войны – Западный фронт 1919-1921 года против белополяков.
Участник Великой Отечественной войны.

13.Генерал-майор инженерных войск ПАДОСЕК Павел Михайлович.
В августе 1941г. был начальником инженерных войск Резервного фронта. Пропал без вести в 1941г. Судьба неизвестна до сих пор.

14.Генерал-майор инженерных войск ПЕТРОВ Иван Андреевич.
Родился в 1898г. Член РКП(б) с 1918г. С 1917г. В Красной Гвардии в Петрограде - командир взвода.
В РККА с 1918г. Участник Гражданской войны.
Участник Великой отечественной войны (начальник инженерной службы нескольких фронтов) С 1945г. на ответственной работе в МО СССР.
Звание генерал-лейтенант инженерных войск присвоено после войны. Награжден орденами: Ленина, тремя Красного Знамени, Кутузова 2 степени, Красной Звезды. Умер 10 февраля 1954г. Похоронен в Москве.

15.Генерал-майор инженерных войск ПОЗДНЕЕВ Иван Георгиевич.
Был начальником факультета Военно-инженерной Академии имени Куйбышева. Умер от болезни в годы ВОВ.

16.Генерал-майор инженерных войск СУДЬБИН Павел Иванович.
Участник Гражданской войны, участник Великой отечественной войны.. Был начальником Главного инженерного Управления ВМФ СССР. Воинское звание: генерал-лейтенант инженерных войск ВМФ получил 22.1.1944.Умер 31марта 1990г. в Москве.

17.Генерал-майор инженерных войск СЫСОЕВ Евгений Владимирович.
Родился в 18843г. в семье железнодорожного служащего. В Русской Армии с 1905г. Кадровый офицер царской армии, участник Первой мировой войны.
В РККА с 1918г.. Участник Гражданской войны на штабных должностях Северного и Западного фронтов, командир курсантской бригады нам Украине. После гр.войны был на руководящей работе в нескольких военных округах, ввузах РККА.
Участник Великой отечественной войны - начальник инженерного управления Московской зоны обороны, потом начальник нескольких военных ВВУЗов.
Был начальником Военно-инженерной академии имени Куйбышева.
Награжден орденами: двумя Ленина, пятью Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 22 ноября 1978г.

18. Генерал-майор инженерных войск УНГЕРМАН Николай Иванович.
Годы жизни 1882-1958. В Русской Армии с 1899 г. (полковник). В РККФ с 1918 года. После гражданской войны на преподавательской работе. Бригинженер (1936). Дивинженер (1939). Генерал-майор инженерных войск (1940). С 1941 по 1942 год в распоряжении начальника Инженерного управления ВМФ. С мая 1942 вновь на преподавательской работе. Генерал-лейтенант инженерных войск (1944). В отставке с 1956 года.

19. Генерал-майор инженерных войск Хренов Аркадий Федорович.
Годы жизни 1900 - 1987. Преподаватель Ленинградского военно-инженерного училища. Помощник начальника инженерных войск Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны в должности начальника инженерных войск 7-й армии, начальник инженерных войск Северо-Западного фронта. 21 марта 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза. В 1940-1941 годах - начальник Главного управления военно-инженерных войск Красной Армии. Перед началом ВОВ назначен начальником инженерных войск Московского военного округа. С 22 июня 1941 года назначен начальником инженерных войск Южного фронта. С 19 августа 1941 года - помощник командующего по оборонительному строительству Одесского оборонительного района. После оставления Одессы - начальник инженерных войск Севастопольского оборонительного района (1941-1942). Начальник инженерных войск Крымского (апрель - май 1942 года), Ленинградского и Волховского (1942-1944), Карельского (1944-1945), 1-го Дальневосточного (1945) фронтов. После войны - начальник инженерных войск Приморского военного округа, затем Войск Дальнего Востока (декабрь 1945 - май 1949), генерал-инспектор инженерных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР (1949-1960). С сентября 1960 года в отставке. Генерал-полковник.

20. Генерал-майор инженерных войск ЧЕКИН Сергей Алексеевич.
Годы жизни 7.10.1893 – 20.9.1958. Уроженец г. Рыбинска Ярославской губернии.
Участник Первой мировой войны. Член РКП(б) с 1921 г.
В РККА с 1919 г. 1920-е – помощник начальника и начальник инженеров 5А. С 1925 – находился в командировке в Китае. 1926 – военный советник (Сергеев) Калганской группы по инженерным делам. 1927 – в Военно-строительном управлении РККА. 1931 – начальник Инженерного управления Приволжского ВО. Комбриг (5.2.1936) 1937 – помощник начальника Инженерного управления РККА. 1938 – начальник инженерного отдела Забайкальского ВО. 1940 – старший преподаватель ВИА им. В.В. Куйбышева. 1940-41 – начальник инженерного факультета ВИА им. В.В. Куйбышева.
17.12.1941-4.1942 – заместитель командующего – НИВ Волховского фронта.
После войны – заместитель начальника ВИА им. В.В. Куйбышева.

21.Генерал-майор инженерных войск ШЕСТАКОВ Владимир Филиппович.
Участник Первой Мировой войны (прапорщик), до армии - студент Политехнического института, участник Гражданской войны. Окончил Военно-инженерную Академию имени Куйбышева. В 1940г. комбриг, начальник инженерного Управления Киевского Особого Военного Округа. Участник Великой отечественной войны с 1941г. (Начальник инженерного управления Юго-Западного фронта, Карельского фронта, с 1942г. начальник инженерных войск Юго-Западного фронта. После войны участник строительства первых ракетных полигонов. Выйдя в запас, жил в Киеве.

22. Генерал-майор инженерных войск ШУЛЬЦ Георгий Антонович.
Годы жизни 1894-1944. В годы Великой Отечественной войны на преподавательской работе.

Октябрь 2016 г.

Источники и литература

1. Сайт "Альманах" (almanac.vif-2.ru/nomer1/general.htm)
2. Газеты "Красная звезда". "Правда", "Известия" от 5,6,8,9,10,11, 12,13 июня 1940 г.
3. Картотека Емельянова С.Н
3. Очерк истории Калининградского высшего военно-инженерного командного ордена Ленина Краснознаменного училища им. А.А.Жданова. Военное издательство. Москва. 1968 г.
4. Инженерные войска. Учебник. военное издательство. Москва. 1982 г.
5. Военно-энциклопедический словарь. Т.1,Т.2. Большая Российская энциклопедия. Издательство РИПОЛ-КЛАССИК. Москва. 2001 г.



С 21 по 28 июня на базе 2-го инженерного полка вооруженных сил Белоруссии, который дислоцируется в Минске, был проведен совместный сбор подразделений инженерных войск вооруженных сил России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Почин
Нет, не зря все-таки инженерные войска называют пионерными, то есть первыми. Всегда идти в авангарде на некотором удалении от остальных, прокладывать путь себе и идущим вослед, делать первый шаг туда, куда до тебя никто шагнуть не решался, – такова миссия подразделений инженерных войск. И нет ничего удивительного в том, что именно у саперов России, Украины и Белоруссии родилась и воплотилась в жизнь идея проведения совместного сбора инженерных подразделений.
Шесть лет назад на встрече с коллегами из Украины и Белоруссии начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Николай Сердцев предложил кардинальным образом изменить формат подобных встреч. Его идея заключалась в том, чтобы деловое общение трех славянских начинжей подкрепить возможностью пообщаться солдатам, сержантам, молодым офицерам трех армий, которые не служили в Советской Армии и поэтому друг о друге почти не имеют представления. Причем предоставить личному составу подразделений братских стран возможность не просто поговорить о жизни за чашкой вечернего чая, но и в ходе полноценного сбора обменяться практическим опытом, показать свои умения в саперном деле и увидеть, каких высот профессионального мастерства достигли коллеги. Идею генерал-полковника Сердцева начинжи вооруженных сил Украины и Белоруссии одобрили.
Сначала принимала гостей Россия – первый сбор инженерных подразделений состоялся в подмосковном Нахабино. На следующий год сбор провели в белорусском Гродно, в позапрошлом году – в украинском городе Бровары. В 2006 г. в сборе, который прошел в старинном русском городе Муроме, появился четвертый участник – подразделение из Казахстана (репортаж с прошлогоднего сбора был опубликован в «Красной Звезде» 10 августа 2006 г.). В этом году гостеприимной хозяйкой сбора выступила Белоруссия – представителей из России, Украины и Казахстана принимал 2-й инженерный полк, дислоцированный на окраине Минска.
Гости дорогие
По традиции мероприятие носило соревновательный характер. Поскольку об этом руководство инженерных войск стран-участниц условились заранее, естественно, в составе команд в Минск приехали одни из лучших специалистов.
К примеру, рядовой и сержантский состав украинской команды проходит службу в 91-м инженерном полку в Ахтырке Сумской области. В советские времена на его месте дислоцировалась инженерно-саперная бригада, личному составу которой довелось решать множество серьезных задач не только в ходе крупных учений и испытаний новой техники, но и в боевой обстановке Афганистана, при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, во время миротворческой миссии в Анголе... На нынешнем уровне подготовки личного состава 91-го инженерного полка славные традиции бригады-предшественницы, по-видимому, сказываются сильно: по итогам 2006 учебного года полк занял первое место среди инженерных частей сухопутных войск Украины. Конечно же лидерство объясняется и тем, что полк на 90% укомплектован военнослужащими по контракту.
Команда из России практически полностью состояла из военнослужащих, проходящих службу в двух инженерных частях, дислоцированных в Нахабино: отдельной инженерно-саперной бригаде под командованием гвардии полковника Валерия Кипера и учебном центре по подготовке младших специалистов инженерных войск, где начальником гвардии полковник Михаил Черный. Возглавлял команду старший офицер управления начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ полковник Виталий Кушнир.
Естественно, что и в составе казахстанской команды неопытной молодежи не было. Возглавлял ее старший офицер управления инженерных войск Казахстана подполковник Рахмет Артеков. А все остальные офицеры и сержанты – рядовых не было – служат в инженерной бригаде, которая дислоцируется в Копчегае.
В каждой из команд было по 14 человек, в том числе по три офицера. Рядовые и сержанты белорусской команды были военнослужащими по призыву, в составе гостей прибыли только контрактники.
Главное – участие
В спорте всем нужна прежде всего победа. На сборе инженерных подразделений вооруженных сил России, Украины, Белоруссии и Казахстана куда более важным был обмен опытом.
В спорте больших достижений соперники, как правило, прекрасно знают друг друга. Участники сбора из четырех стран на уровне солдат, сержантов и войсковых офицеров до его начала друг о друге ничего не знали. Поэтому одной из задач мероприятия для каждой команды было знакомство с коллегами из других стран – как в ходе выполнения профессиональных задач, так и в часы досуга на спортивных площадках, во время смотра художественной самодеятельности, на экскурсиях по белорусской столице. Ведь только близко познакомившись, можно в дальнейшем личным участием укреплять боевое братство инженерных войск Вооруженных Сил дружественных государств.
В ходе состязаний по специальной подготовке всем пришлось выполнить четыре норматива.
В установке противотанкового минного поля расчетом гусеничного минного заградителя ГМЗ-3 не было равных саперам из Белоруссии. Вторыми стали украинцы, третий результат показала наша команда, четвертый – казахстанская.
Разведку минного поля перед передним краем обороны противника наиболее удачно провело отделение наших саперов. Второе место при выполнении данного норматива заняли казахи, третье и четвертое – соответственно белорусы и украинцы.
Проход в противотанковом минном поле с помощью установки разминирования УР-77 удачнее других проделали саперы из Казахстана. Лишь немного им уступила команда Украины, третьими были россияне, четвертое место заняли хозяева.
Последним нормативом стала подготовка котлована под убежище с помощью ПЗМ-2. Водитель-механик ПЗМ-2 из учебного центра, дислоцированного в Нахабино, гвардии рядовой Владимир Мохнащеков обеспечил победу команде из России. Второе место заняла команда Казахстана, третье – Белоруссии, четвертое – Украины.
Если украинским сержантам не удалось выйти в лидеры по специальной подготовке, то офицерскому составу, наоборот, сопутствовала удача. В конкурсе по полевой выучке офицеры Украины заняли первое место. Немного, но все-таки уступили им россияне, в результате оказавшиеся на второй позиции.
Как и в прошлый раз, сбор был насыщен и чисто спортивными состязаниями. Команды соревновались по нескольким видам: волейболу, футболу, гиревому двоеборью и перетягиванию каната.
Белорусы первенствовали в волейболе, украинцы – в футболе. Не нашлось равных гиревикам из России, причем в личном зачете все три призовых места у россиян. Гвардии майор Дмитрий Титов (на снимке внизу) завоевал первое место, гвардии сержанты Роман Чернега и Александр Рогачев – соответственно второе и третье. С помощью каната всех перетянула на свою сторону команда Украины, она же была лучшей в художественной самодеятельности.
– Все участники продемонстрировали высокий профессионализм, и можно с уверенностью утверждать, что по большому счету на состязаниях проигравших не было, что действительно победила дружба, – отметил возглавлявший российскую делегацию на сборе заместитель начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Степан Матус. – В эти летние дни благодаря великолепной организации мероприятия белорусской стороной, ее радушию и гостеприимству на окраине Минска еще теснее сблизились армии России, Украины, Белоруссии и Казахстана. На инженерном, или на саперном, так сказать, направлении…
В следующем году сбор инженерных подразделений планируется провести в Украине. Не исключено, что число стран – участниц увеличится.
Снимки предоставлены управлением начальника инженерных войск Вооруженных Сил России.

Лишь 6 человек в Советской Армии удостоилось высшего звания в инженерных войсках СССР - маршала инженерных войск. И среди них был армянин Сергей Аганов. Поначалу мало кто знал о его армянском происхождении. Даже армяне раньше не очень верили в это. Ведь его фамилия была не Оганов, а Аганов. Хотя трудно было не заметить в нём выразительные армянские черты лица: густые тёмные брови, ярко выраженную носогубную складку, характерный крупный нос.

Родился будущий маршал 4 июня 1917 года в Астрахани в семье служащего армянина Христофора Аганова и русской актрисы и певицы Марии Фроловой. Настоящее имя отца изначально было Хачатур Оганян. Поэтому во многих довоенных источниках и биографичных листках, Сергей Аганов был записан, как Сергей Хачатурович Оганян. А дед Сергея по отцовской линии, приехавший в Астрахань, был выходцем из Нагорного Карабаха. Именно этот потрясающий армянский край дал всех самых прославленных армянских маршалов, генералов и адмиралов.

Сначала Сергей учился в школе в Астрахани, а затем до 1929 года учился в средней школе в Баку. После её окончания он поступил в Московское училище трамвайных электриков-слесарей. С 1935 по 1937 год Аганов работал на Московском электрокомбинате помощником слесаря, а затем стал бригадиром слесарей-сборщиков. В это же время он учился на вечернем отделении рабфака МГУ.

Сергей Христофорович был человеком с техническим, а не гуманитарным складом ума. Именно поэтому в 1938 году он поступил в Московское военно-инженерное училище. Таким образом с 1938 года Аганов начал свою военную службу в Красной Армии. В 1940 году он с отличием окончил училище и получил звание офицера инженерных войск.

Сергей Аганов был направлен в Ленинградский военный округ. Он добро­вольцем участвовал в советско-финской войне в боях на Карельском перешейке в должности командира сапёрного взвода 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии, а с марта 1940 года командовал сапёрной ротой. Уже в этот период начальство разглядело таланты Аганова, и он был назначен начальником школы младших командиров инженерно-сапёрной бригады Ленинградского военного округа.

А вскоре началась Великая Отечественная война. В первые же дни войны в июне 1941 года Сергей Аганов отправляется на фронт в действующую армию. Он участвовал в многочисленных боях. В начале он командовал сапёрной ротой, с октября 1941 года - старший адъютант (по современной терминологии это соответствует должности начальника штаба) сапёрного батальона, с февраля 1942 года - заместитель командира мотоинженерного батальона, а с апреля 1942 года - помощник начальника штаба инженерных войск 54-й армии. Аганов воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В октябре 1941 года он получил звание старшего лейтенанта, а в феврале 1942 года звание капитана. В рядах героических защитников Ленинграда он перенёс все тяготы блокады.

Сергей Христофорович был полон сил, амбиций и желания применить свои знания, умение и опыт в деле. Война способствовала их выявлению и это помогло ему в его карьере военного. Он отлично справлялся с любыми поставленными задачами. В ноябре 1942 года командование заметило талант и способности Аганова, получившего звание майора, и он был отозван с фронта для прохождения дальнейшей военной службы в штабе инженерных войск Красной Армии.

В штабе он служил помощником начальника оперативного отдела. В 1943 году Аганов был награждён орденом Отечественной войны II степени. В 1944 он получил звание подполковника и до окончания войны служил старшим помощником начальника оперативного отдела. В составе группы представителей Ставки Верховного Главнокомандования он неоднократно выезжал в действующую армию. Оказывал большую помощь войскам в организации инженерного обеспечения операций на Юго-Западном, Брянском, Воронежском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 2-м Прибалтийском фронтах.

Удивительно, но некоторые недоброжелатели позже укоряли Аганова в желании прикрыться телами и жизнями простых солдат из-за того, что на фронте он пробыл лишь около полтора лет. Не зная его заслуг, они тем самым незаслуженно обижали его. Сам Сергей Христофорович говорил по этому поводу: "Да, признаюсь честно, мне было очень обидно слышать в свой адрес такие обвинения. Ведь многие воевали, не находясь непосредственно на поле боя. И это ничуть не умаляет их заслуг перед Отчизной. Я неоднократно выезжал на поле боя, помогал ребятам, консультировал, объяснял многие планы. И, что поразительно, ни один из них не обвинял меня в том, в чём обвиняли эти люди, которые родились после войны".

После окончания войны Аганов продолжал службу в штабе инженерных войск Советской Армии. В 1946 - 1951 годах он старший офицер, затем с 1951 года - заместитель начальника отдела, а с января 1952 года - начальник отдела штаба. Сергей Христофорович был человеком, который постоянно самосовершенствовался. В 1947 году он поступил на заочный факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе, который окончил в 1950 году с золотой медалью. В 1953 году он поступил и в 1955 году успешно окончил Высшую военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, после чего его карьера стремительно пошла вверх. Звания и должности сменяли друг друга.

С ноября 1955 года Аганов 5 лет возглавлял инженерные войска 8-й гвардейской армии в Группе советских войск в Германии. В 1959 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерных войск. Затем он был переведён на преподавательскую работу. В августе 1960 года Сергей Христофорович назначается старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба СССР. А в декабре 1963 года - заместителем начальника военно-инженерной кафедры Военной академии Генерального штаба. В 1964 году он успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук.

С января 1967 года Аганов - начальник инженерных войск Группы советских войск в Германии. С января 1970 года генерал-лейтенант инженерных войск Аганов стал заместителем начальника инженерных войск Министерства обороны СССР. С апреля 1974 года он начальник Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. В марте 1975 года Сергей Аганов назначается начальником инженерных войск Министерства обороны СССР. Эту должность он занимал до марта 1987 года. 25 апреля 1975 года ему было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск. А 7 мая 1980 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Сергею Христофоровичу Аганову высокое звание маршала инженерных войск СССР. За умелое руководство инженерными войсками в ходе учений "Запад-81" он был награждён орденом Кутузова I степени.

Аганов много работал и мало отдыхал. Один из его близких друзей говорил: "Сергей Христофорович попросту не умел отдыхать. Даже находясь в отпуске, он умудрялся постоянно что-то проектировать. Всегда имел при себе блокнот или тетрадку для записей". Всю свою жизнь он посвятил модернизации инженерных войск, внедряя новшества и собственные разработки. Аганов уделял большое внимание улучшению организационной структуры инженерных войск и их техническому оснащению, выработке эффективных способов инженерного обеспечения боевых действий войск, подготовке инженерных кадров. Он прилагал усилия для повышения образовательного уровня командного состава инженерных войск страны.

Под умелым руководством Аганова с 1975 по 1987 год инженерные войска Министерства обороны СССР прошли серьёзную реконструкцию, были основательно модернизированы и усовершенствованы, разработаны новые средства как нападения, так и защиты. В этот период было принято на вооружение и снабжение 263 образца инженерных боеприпасов, инженерных машин электронных средств, значительно повысивших боевую готовность войск. За разработку и внедрение в войска новых комплексов инженерных вооружений и их проверку в боевой обстановке в 1981 году маршал инженерных войск Сергей Аганов был удостоен Государственной премии СССР.

В 80-х годах Сергей Аганов, рискуя жизнью, часто бывал в Афганистане. Тут инженерным войскам под его руководством пришлось решать сложные задачи в ходе боевых действий. Благодаря его усилиям и внедрённым техническим новшествам удалось сохранить многие жизни советских солдат.

Приведу любопытный факт. В декабре 1985 года начальник инженерных войск Министерства обороны СССР Сергей Христофорович Аганов способствовал назначению начальником штаба - первым заместителем начальника инженерных войск СССР генерал-лейтенанта Степана Хореновича Аракеляна. Конечно, не потому, что он был армянином, а ввиду того, что он был талантливым военачальником, прошедшим Афганистан, а позже Чернобыль. Аракелян занимал этот пост до февраля 1988 года. А в 1990 году ему было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск. Таким образом в 1985 - 1987 годах во главе советских инженерных войск стояли два армянина - Аганов и Аракелян.

Своими воспоминаниями о маршале Аганове со мной поделился хорошо знавший его прославленный советский и армянский полководец Норат Григорьевич Тер-Григорьянц. Они часто встречались и в Афганистане, и позднее, и тесно общались. С 1980 года в звании генерал-майора Тер-Григорьянц возглавлял оперативную группу Туркестанского военного округа в Афганистане. С середины 1981 года до конца 1983 года он был начальником штаба 40 армии. В конце 1983 года был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР, и ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

Норат Тер-Григорьянц очень тепло вспоминает Сергея Аганова. Он ему запомнился в виде этакого мудрого аксакала. По его словам это был умный, добрый, порядочный, дисциплинированный, уважаемый человек. Аганов был очень прост в общении, с ним всегда можно было посоветоваться и получить дельный совет. Он отлично наладил инженерное обеспечение сухопутных войск. По воспоминаниям Тер-Григорьянца Аганова высоко ценили и очень считались министры обороны СССР Андрей Антонович Гречко, Дмитрий Фёдорович Устинов и Сергей Леонидович Соколов. .

Особая страница в жизни Сергея Аганова - это Чернобыль. Он внёс большой вклад в организацию и осуществление мероприятий по ликвидации последствий страшного взрыва на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года. Уже 2 мая он одним из первых прибыл на место аварии с группой своих офицеров и на месте возглавил работу созданной оперативной группы инженерных войск. Аганов руководил решением многих первоочередных задач по обеспечению доступа к ядерному реактору и созданию саркофага. Тогда многие ещё не осознавали масштаб бедствия и не понимали ужасные последствия катастрофы. Но Сергей Христофорович всё прекрасно знал. Он отважно действовал, рискуя собственной жизнью и собственным здоровьем.

Под руководством маршала Аганова группировка инженерных частей из 26 батальонов общей численностью 8 тысяч человек, имевших более 900 единиц специальной инженерной техники, выполнила огромный объём задач по дезактивации местности, строительству дамб и плотин в районе 4-го энергоблока в зоне Чернобыльской АЭС. В 1986 году Сергей Христофорович внёс большой вклад в организацию и осуществление мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Именно он разрабатывал и реализовывал самые удачные проекты, которые помогли минимизировать ужасающие последствия взрыва на станции. И именно ему многие жители города и ликвидаторы обязаны жизнью. За свой героизм и мужество Сергей Аганов был удостоен ордена Ленина.

Разумеется, пребывание в Чернобыле не прошло даром и для него самого. Но всё же после этого он прожил ещё 10 лет. С марта 1987 года Сергей Аганов находился в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года он был в отставке и жил в Москве. На склоне лет Аганов посетил Армению и помог в организации работы инженерных войск, в создании оборонных сооружений, строительстве дорог и мостов. 1 февраля 1996 года Сергей Христофорович Аганов скончался. Его похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. На могиле был установлен красивый памятник прославленному полководцу в маршальском кителе со всеми наградами.

За заслуги перед Родиной маршал Сергей Христофорович Аганов был награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах" III степени, многими медалями СССР, а также орденами и медалями иностранных государств.

В 2012 году в Ереване была издана книга Климента Арутюняна "Маршал инженерных войск Сергей Христофорович Аганов". А 12 декабря 2017 года в Армении 40-тысячным тиражом в обращение вышла почтовая марка, посвящённая 100-летию со дня рождения прославленного маршала. В Москве в Управлении начальника инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации была установлена мемориальная доска с портретом маршала, напоминающая о том, что с 1975 до 1987 года, в период наибольшей военной мощи СССР, инженерные войска страны возглавлял Аганов.

Выдающийся советский военачальник, талантливый военный инженер и учёный Сергей Христофорович Аганов не раз рисковал своей жизнью во имя жизни других людей, во имя благополучия родной страны. Поэтому его помнят, любят и чтут и в России, и в Армении, и на родине его предков в Нагорном Карабахе.

Александр ЕРКАНЯН