Как сделать простой светодиодный светильник своими руками. Студийный свет своими руками. Виды студийного света Легкий и изящный плафон

Декорирование дома самостоятельно любимое занятие многих хозяюшек, данная статья раскрывает как сделать светильник своими руками. Оживить интерьер гостиной, спальни или прихожей можно при помощи подручных средств, только изменив плафон люстры, торшера или настольной лампы. Плафоны для ламп, сделанные своими руками можно использовать не только в жилом интерьере, но и в залах кафе, пабов, пиццерий.

Выбор материалов и ламп для светильника

Изделия, сделанные для детских комнат, должны быть выполнены из натуральных нетоксичных материалов и окрашены экологическими красками.

При изготовлении также следует помнить о пожарной безопасности, поэтому плафоны из горючих материалов, сделанных из бумаги, пластика, перьев или ниток должны использоваться только с лампами, которые имеют небольшую температуру нагрева.

Нужно использовать светодиодные или люминесцентные лампы. Они имеют ряд преимуществ:

  • большой срок эксплуатации;
  • минимальный нагрев цоколя с стеклянной части;
  • свет имеет три оттенка: теплый, холодный, нейтральный.

Кроме этого такие лампы еще называют энергосберегающими, единственным их недостатком можно назвать высокую стоимость.

Также желательно чтобы подключение провода к цоколю производил специалист. Не нужно пытаться самостоятельно выполнять эту операцию, так как это может привести к нежелательным последствиям. Удобнее декорировать уже существующий каркас плафона или сделать его из прочных и не очень тяжелых материалов.

Для создания светильников используют следующие материалы: ножницы, монтажный нож, леска, проволока, плоскогубцы, горячий пистолет, его в некоторых случаях можно заменить супер-клеем. Ими должен пользоваться взрослый человек, ребенка привлекать к склеиванию недопустимо. Так как в одном случае он получит ожог, а в другом может склеить себе пальцы или приклеиться к деталям будущего изделия.

Из чего можно сделать плафон?

Многие умельцы делают светильники из совсем ненужных материалов:

  • из пластиковых или стеклянных бутылок;
  • газет, тонкой или цветной бумаги;
  • искусственных или натуральных ниток;
  • высушенных веток необычной формы;
  • одноразовых ложек;
  • старых дисков.

Светильник из пластика

Из пластиковых емкостей разного объема легко получается самодельная люстра.

  1. Для основы нужно взять бутылку объемом 5 литров. От нее отрезается дно. Затем на поверхности рисуются кружки диаметром 1,5 см. Их нужно вырезать монтажным ножом или небольшими ножницами.
  2. От бутылок для декора отрезается донышко и вся поверхность нарезается ножницами на полосы шириной 0,5 — 1 см, затем над зажженной конфоркой нагревается заготовка. Под действием тепла полосы будут приобретать хаотичный вид.
  3. Затем в 5-ти литровую емкость с отверстиями вставляют заготовки, а с внутренней стороны накручиваются крышки. Затем сквозь большое горлышко продевается провод и устанавливается плафон. Для такого плафона нужно использовать энергосберегающую лампу.
  4. В некоторых интерьерах можно встретить причудливый светильник, сделанный на основе обычной вешалки или соломенной шляпы. Вообще, ограничить простор фантазии как домашних мастеров, так и профессиональных дизайнеров ничего не может.

Плафон из стеклянных бутылок

Очень интересный вариант самодельной люстры получается из стеклянных бутылок. Их используют для декорирования залов предприятий питания. Также это хороший вариант для кухни в жилом доме или квартире. Это может быть плафон, состоящий из одной или нескольких бутылок, у которых отрезается дно. Сделать этом можно самостоятельно, но лучше воспользоваться услугами мастерской, где режут стекло и зеркала.

Как использовать нитки

Для абажура из ниток или тесемок понадобится: готовый каркас из прочной проволоки, нитки разного цвета, ножницы, клей.

  1. Каркас состоит из двух колец, соединенных между собой металлическими отрезками. Его можно сделать самостоятельно из прочной проволоки.
  2. Необходим один цвет или несколько оттенков нити.
  3. На нижней части закрепляется нитка, затем ее нужно протянуть через верхнее кольцо, опустить вниз и перебросить через нижнее кольцо. Нужно следить, чтобы нить была натянута и витки плотно прилегали друг к другу. Как только нить заканчивается, нужно прикрепить к нижнему кольцу следующий отрезок.
  4. Аккуратно обрезать остатки ниток и приклеить их с тыльной стороны.

Ложки для светильника

Можно сделать многоярусную, цветную лампу из обычных одноразовых ложек.

  1. Необходимо сделать каркас из проволоки, для круглой небольшой лампы нужно сделать три круга диаметром: 12, 18, 26 см. Затем круги скрепляются между собой при помощи лески. Вверху будет самый крупный диаметр, между ними должно быть одинаковое расстояние.
  2. В ложках нужно сделать маленькое отверстие толстой иголкой в верху ручки.
  3. Ложки окрашивают акриловыми красками в три цвета, например, желтый, оранжевый, красный.
  4. Сборка самодельной люстры: леску нарезают длиной равной расстоянию между кругами. К одному концу лески привязывают ложку, а другую к каркасу. К нижнему кругу маленького диаметра нужно привязать ложки желтого цвета, к среднему – оранжевого и к верхнему – красного оттенка.

Легкий и изящный плафон

Для плафона из бумаги подойдет бумага или тонкий картон. Такой плафон может быть как прямоугольной, так и квадратной формы. Сначала необходимо продумать размер плафона, чем больше помещение, тем шире может быть конструкция. В небольшой детской или прихожей хорошо будет смотреться плафон диаметром 30 – 35 сантиметров.

Каркас можно сделать из проволоки, он будет состоять из верхней и нижней части, рассмотрим изготовление плафона в форме цилиндра.

  1. Нужно сделать два круга из проволоки нужного диаметра. Их соединяют между собой при помощи лески, расстояние между нижним и верхним каркасом – 12 – 15 см, леской скрепляются обручи в трех, четырех местах. Чем больше диаметр основания, тем больше надо делать соединительных элементов.
  2. На бумажной заготовке можно нарисовать кружочки разного диаметра, фигурки героев мультфильмов. Контурные рисунки можно взять из интернета и распечатать их, затем перерисовать при помощи копирки. Для рисования кружочков подойдет специальная линейка или можно обрисовывать крышечки или пуговицы разного диаметра. Некоторые рисунки вырезают полностью канцелярским ножом, некоторые прорезают по контуру.
  3. Бумагу примеряют на основу и приклеивают внахлест. Затем приклеивают к проволоке, также можно закрепить при помощи тонкой проволоки. Для этого сначала в бумаге делают отверстие толстой иглой или шилом, затем продевают проволоку и аккуратно привязывают к каркасу. Тонкую бумагу желательно приклеивать, так как ее легко испортить.

Эксклюзивный плафон из металлических тазов

  1. Используются тазы из любого металла, интересный вариант получится из медных или алюминиевых емкостей. Подойдет и старый таз, бывший в употреблении. Если в нем есть сквозная дыра, ее нужно заварить или заклеить, например, эпоксидной смолой.
  2. Внутреннюю поверхность нужно окрасить в светлый цвет, чтобы свет максимально отражался от нее.
  3. Наружную поверхность можно покрасить в темный, насыщенный цвет, гармонирующий с интерьером.
  4. На нижнюю часть ободка приклеивают горячим клеем бахрому длиной около 5 сантиметров. В центральной части тазика необходимо сделать отверстие под провод. Его можно просверлить дрелью или пробить гвоздем.

Такой плафон можно декорировать мозаикой из компакт-дисков. Для этого диски нарезаются острыми ножницами на небольшие фрагменты, которые и наклеиваются на наружную поверхность таза. Можно обклеить только нижний контур, а остальное покрасить. Или украсить такой мозаикой всю поверхность плафона. Чем более выпуклая поверхность, тем мельче должны быть фрагменты диска.

Натуральные материалы

Оригинальный светильник можно сделать из сухой ветки необычной формы. Ее нужно очистить от коры и покрыть морилкой, затем, по желанию обработать прозрачным лаком. Ветку необходимо прикрепить к крючку на потолке при помощи обычной лески. Затем провод с лампой несколько раз накручиваю на ветку. Красиво смотрится ветвь, обвитая несколькими проводами.

Можно сделать светильник из пластиковых вешалок. Подробно рассказано на видео:

Светильники в разные помещения

На кухню больше подойдут люстры из бутылок, сделанные своими руками. Конструкции из стекла или пластика будет легко очищать от пыли и при необходимости мыть. Для кухни, прихожей или гостиной подойдет светильник из натурального дерева.

Для детской комнаты больше подойдет плафон из окрашенных пластиковых бутылок, торшер из ярких ниток или бумажная композиция. Последний вариант нельзя назвать долговечным, но именно такой вариант понравится детям. Девочкам понравятся плафон с бабочками, растительными элементами, мальчикам подойдут конструкции с машинками, супергероями или яркие плафоны из пластика.

В некоторых кафе, пабах применяют для декора зала оригинальные светильники из бутылок. Это могут быть пивные бутылки. Они могут служить как плафоном для лампочек, так и быть интересным обрамлением для лампы.

Идеи самодельных светильников по месту размещения

Своими руками можно придать новый облик напольному торшеру. Можно плафон задекорировать тканью, нитками, бумагой с прорезными рисунками, также не нужно оставлять без внимания основание и ножку светильника. Их можно окрасить акриловыми красками, нанести глазурь, декорировать бусинами. Декор нижней части торшера должен перекликаться с элементами в верхней части. Самый простой вариант – это декорировать плафон однотонного цвета кружевом или гипюром.

Декорирование светильников

Нижнюю часть плафона из ниток можно украсить помпонами одинакового размера, висящими на нитке. Их приклеивают с внутренней стороны каркаса на клей. Помпоны могут висеть как на одинаковой, так и на разной высоте. Их можно сделать одного цвета или скомбинировать несколько оттенков.

Для декорирования бумажных светильников можно использовать кружево, плотный фатин, бусины разных размеров. Украсить стеклянные банки или бутылки можно стеклянных камушков, которые можно приобрести в магазинах фурнитуры. Также можно использовать пуговицы разных размеров и цветов. Мелкие пуговицы можно приклеивать даже на ПВА.

На новогодние праздники принято украшать елку, но можно декорировать и плафоны ламп, торшеров. Здесь можно использовать обычный дождик, вырезанные своими руками снежинки, фигурки елки, декоративные шары и обычную гирлянду. Если в настенном или напольном светильнике установлена энергосберегающая лампа, то ее плафон можно декорировать бумажными снежинками.

Настенные бра устанавливают в гостиных, спальнях, детских. После ремонта можно использовать старые бра, только изменив их внешний вид. Можно окрасить корпус светильника в светлый цвет, а сверху нанести кистью с жестким ворсом бронзовую или серебряную краски для создания эффекта патины. Если плафон стеклянный, на его поверхность наносится понравившийся узор при помощи трафарета по стеклу. Здесь можно использовать контурные (их применяют для создания витража) или аэрозольные краски.

В этой статье мы разберемся, как сделать полноценный и безопасный светильник своими руками. В начальной публикации цикла – – были рассмотрены общие требования к качеству , способы формирования светового потока, а также как выбрать источник света и – безопасность прежде всего – правила подключения стационарного светильника к электросети. Из предыдущей статьи мы узнали, как делать главные светотехнические части светильника – . Теперь пришло время взяться за прочную, надежную и красивую конструктивную основу всего этого.

О светодиодах

Светодиоды как источники освещения приобретают все большую популярность: они очень экономичны, долговечны, почти не греются, что дает широкие возможности для самостоятельного конструирования и дизайна. Кроме того, низковольтное питание делает светодиодные источники света безопасными. Поэтому в данной статье существенная доля материала посвящена тому, как самостоятельно изготовить светодиодный светильник.

Однако качество света от светодиодов пока не достигло идеала: спектр у него довольно жесткий. Смягчить его можно различными светотехническими приемами, что было рассмотрено в предыдущих статьях. Но благодаря низковольтному питанию уличный или садовый светодиодный светильник может быть изготовлен самостоятельно без особых мер предосторожности, а также быть автономным; тогда отпадают объемные земляные работы и прокладка кабеля на участке. В этом разрезе мы более и займемся светильниками на светодиодах.

Некоторые образцы того, чего можно добиться, взявшись за светотехнику своими руками, показаны на фото. Подобную подборку «для идей» или «для вдохновения» составит себе любой, кто умеет пользоваться интернетом. А мы здесь займемся вещами не столь эстетичными: как все это воплотить в материале. Дешево, надежно и практично. Желательно – дома, «на коленях».

Материалы, инструмент, оснастка, технологии

Чтобы сделать хороший светильник, дорогих и/или труднодоступных материалов не понадобится. Прежние технологии ориентированы на лампы накаливания, сильно греющиеся и потребляющие большой ток. Нынешние самоделкины располагают лампами-экономками и светодиодными, выделяющими мало тепла, что позволяет упростить конструкцию.

Для изготовления светильника, ни по виду, ни по качеству не уступающего промышленным образцам, нам понадобятся обрезки металлических трубок, стальной проволоки диаметром 1,5-2,5 мм, листовой стали-оцинковки толщиной 0,4-1 мм и куски пластика или недорогие пластиковые изделия, см. ниже. А во многих случаях для достижения желаемого результата возможно обойтись и ненужным хламом. Обработка древесины для сложного светильника – случай особый, мы и его не обойдем стороной.

Примечание: старое доброе стекло также не стоит сбрасывать со счетов. Посмотрите, к примеру, мастер-класс: diy.ru/post/3916/ . Вот чего можно добиться, работая дома с таким трудным материалом. Одно лишь маленькое «но» – то, что автор изделия (человек, вне всякого сомнения, очень умелый и сметливый) называет огранкой, на самом деле окантовка. Впрочем, как обозвать – дело буквоедов, а мастеру достаточно, чтобы штуковина хорошая получилась.

Совсем просто, но со вкусом

Примеры отличных светильников из подручных материалов, а именно – обрезков дерева и бумаги – всем известные китайские фонарики, см. рис. При использовании современных источников света их пожароопасность ничтожна, много меньше, чем у электрочайника. Основа чаще всего реечный каркас, оклеенный бумагой, поз. 1. Для каркаса того, что на поз. 2, лучше подойдут тонкие бамбуковые палочки (можно расщепить на полоски старое удилище), либо концы современных стеклопластиковых удилищ; продаются в магазинах для рыбалки. Стыки обматываются ниткой и проклеиваются. Бумагу (желательно рисовую) после оклейки слегка обрызгивают водой из пульверизатора. Высохнув, она натянется. После этого для прочности бумагу лакируют.

Китайский фонарик может быть сделан и целиком из дерева: палочек для еды или столовых шампуров (деревянных прутиков, на которых к столу подают шашлык и люля-кебаб). Те и другие изготавливаются из светлой, достаточно хорошо отражающей свет, древесины. А ее слегка шероховатая поверхность эффективно рассеивает свет, что смягчает его.

Из палочек для еды, располагая их уширенными головками попеременно то влево, то вправо, набирают боковые светопропускающие панели, поз. 3. А из столовых шампуров получается неплохой потолочный светильник для кухни или прихожей, поз. 4. Концы палочек (они из мягкого дерева) просто протыкают швейной иглой с вдетой в нее рыболовной леской.

Пластики

Но вернемся к материалам, с ними еще не покончено. Отличные детали люстр, настольных ламп и торшеров (чашки, колпаки, см. далее) получаются из многоразовой пластиковой посуды – пиал, стаканов, блюдец: бортик на днище аккуратно спиливают или сошлифовывают. Затем это место проходят 2-3 раза все более мелкой шкуркой; последний проход – «бархатной» – и полируют войлоком с пастой ГОИ. Декоративные, светотехнические и технологические (легкость обработки) качества таких деталей очень хорошие.

Второй вид пластмассы, которая позволяет сделать весьма оригинальный светильник (см. рис.) – полимерная глина или просто пластика. По светотехническим свойствам она не уступает светлому дереву, а в тонком, 2-3 мм, слое, полупрозрачна, как молочное стекло, т.е. очень хорошо смягчает свет.

Полимерная глина выпускается различных цветов сразу-пластичной в полиэтиленовых пакетах и брусками, как пластилин. Последние сначала довольно тверды, но при разминании размягчаются. Чтобы ускорить и облегчить размягчение, на брусок нужно пустить 3-4 капли растительного масла, и начинать мять, когда оно впитается.

Из мягкой пластики лепят абажуры на оправке, смазанной вазелином. Сразу, если нужно, кистью набивают фактуру, справа внизу на рис. Для получения ажурного плафона кончик упаковки отрезают и выдавливают массу колбаской. Спустя примерно сутки изделие подсохнет, тогда можно, пока не снимая с оправки, вырезать фигурки, фестоны, оборки. Полностью изделие высыхает за 3-7 суток.

Брусковую пластику применяют для изготовления подставок светильников. Отформовав заготовку, ее запекают в духовке при 120-130 градусах. Когда на изделии образуется коричневатая корочка, газ прикрывают до минимума и «допекают» еще 1-3 часа, смотря по размерам детали. Остыть полностью она должна в духовке, которую открывать при этом нежелательно. Пропеченную заготовку можно резать, пилить, сверлить, полировать, красить. Таким способом получают корпуса светильников порой не просто оригинальные, но и довольно пикантные (см. рис.), а то и фривольные на грани приличия, или даже за нею.

Керамика

Раз уж зашла речь о подставках, попробуем сделать светильник из бутылки. Керамические сосуды для напитков, проработанные фирменными дизайнерами, заслуживают лучшего применения, чем помойка, самогон или вторсырье за гроши.

Тут возникают 2 проблемы: устойчивость и отверстия под ввод кабеля и выключатель. Первая решается песком, засыпанным в бутылку на 2/3 или 3/4. Для решения второй вроде бы нужно трубчатое алмазное сверло, дорогое, быстро изнашивающееся, и требующее высокооборотного сверлильного станка. А мы обойдемся без всего этого:

  • Подберем медную трубку подходящего диаметра.
  • Посудину, которую сверлить будем, надежно зафиксируем так, чтобы сверло вошло по нормали (перпендикулярно) к ее поверхности в данном месте.
  • Вокруг места будущего отверстия вылепим из пластилина валик высотой 4-6 мм.
  • Потрем над каким-нибудь поддоном пару кусков мелкой шкурки друг об друга, чтобы получить примерно чайную ложку корундового порошка.
  • Высыплем его в лунку и капнем 3-5 капель машинного масла – можно сверлить.

Для сверловки дрель с зажатой в патроне медной трубкой лучше поставить в станину, превращающую ее в настольный сверлильный станок. Такие станины продаются в инструментальных магазинах; цены божеские, польза мастеровому человеку неоценимая. Тем более, что к станине можно прикупить поворотный столик с градусной шкалой.

Сверлят керамику медью с корундом толчками: чуть нажал – поднял – снова нажал – поднял. Частички абразива сначала въедаются в медь и сверлят, но тут же выламываются и крошатся. Импульсная сверловка все время обновляет корундовое «напыление» на меди, а масло не дает порошку разлететься и ускоряет работу. Главное – чтобы трубка при каждой подаче попадала точно в уже выбранную канавку.

Электроарматура

Начинающему умельцу-светотехнику лучше всего, пожалуй, использовать для ламп патроны под обычный цоколь E27 с креплением накидными фасонными гайками (резьбовыми фланцами); его обозначение начинается с E27Н, а чертеж приведен на рис. Крепить такой патрон, или обычный с юбкой, резьбовым штуцером в крышке не получится: плашка М10х1 или М12х1 если и найдется, то дома, ручным воротком, нарезать резьбу на тонкостенной трубке, не прорезав ее и не свернув, весьма непросто, даже со смазкой. Под крепление фланцами придется делать крепежное кольцо, как описано в статье об абажурах, это гораздо проще.

Примечание: если делается настенный светильник, в котором лампа располагается вдоль основания, то обычно применяют патроны с боковой планкой, см. рис., но они дороже. В таком случае также можно обойтись фланцевым патроном: из проволоки сгибают Ω-образный хомут и крепят его к основанию саморезами.

Второе, что понадобится – винтовой клеммный соединитель, или клеммная колодка, или просто клеммник, для подключения светильника к проводке. Для люстры он обязателен не только ради удобства монтажа, но и по требованиям ТБ: вдруг люстра сорвется, ее более тонкие провода вырвутся из клеммника, а потолочная проводка не пострадает, что предотвратит аварию и потолочно-долбежные работы по ремонту.

Клеммник лучше брать типа «гребешок», см. рис.:

Такие компактны, надежны, исключают случайное короткое замыкание, а перекусывая перемычки между секциями, элементарно получить соединитель на нужное количество проводов. В каждую клемму допускается вводить не более 2-х многожильных проводов сечением по меди до 1,4 кв. мм в совокупности и не более 1-го одножильного независимо от площади поперечного сечения его токопроводящей жилы.

О деревянных светильниках

Дерево, с одной стороны, легко обрабатывается и солидно смотрится отделанным. С другой – чтобы сделать изящный деревянный светильник, придется воспользоваться некоторыми специальными технологическими приемами. Которые мы и рассмотрим.

Кабельные каналы

Первая проблема, которая встает при изготовлении деревянного светильника: как проделать в длинномерных деталях каналы для кабеля. Для этого, без специального оборудования, «на колене», можно воспользоваться сверлом по дереву с зауженным 6-гранным хвостовиком, см. рис. На него плотно одевают металлическую трубку, обжимают ее, а противоположный конец сгибают Т-образно, чтобы получился ручной вороток; для облегчения и большей точности работы сверло лучше брать двухленточное.

Сквозные осевые отверстия в длинномерных деревянных деталях сверлят заранее, до гнутья:

  1. В обоих торцах заготовки насверливают глухие отверстия нужного диаметра, глубиной от 30-40 мм, стараясь, чтобы они шли как можно точнее по оси детали;
  2. Досверливают описанным ручным воротком поочередно с обоих концов, проходя каждый раз не более 3-4 толщин детали;
  3. Стружку из отверстий после каждого прохода тщательно удаляют;
  4. После сбойки перемычки отверстие проходят насквозь дважды, с одного и другого конца. Это нужно, чтобы убрать ступеньку внутри, о которую может зацепиться кабель при затяжке.

Как гнуть дерево?

Светильник из гнутых деревянных деталей вполне возможно сделать своими руками: выдержанная мелкослойная древесина размягчается под нагревом, не расслаиваясь, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Легче всего гнется бамбук, орех и мягкое дерево, напр. липа. Труднее – древесина средней твердости: клен, ясень, граб. За гнутье дуба, бука, рябины и др. твердых пород новичку-краснодеревщику лучше не браться. Неплохо гнется также МДФ.

Гнут древесину либо распаренную в кипящей воде, либо разогретую всухую до более 150 градусов. Первый способ проще, но пригоден, кроме бамбука, для немногих пород. Второй – сложнее, но точнее, т.к. древесина не набухает и при остывании, соответственно, не дает усадки.

Для гнутья древесины нужен отрезок стальной трубы: с заваренным концом для распаривания или с обоими открытыми для гнутья всухую. Трубу для распаривания устанавливают наклонно, помещают в нее заготовку, заливают с верхом водой и кипятят. Кипение воды должно быть бурным, чтобы заготовка купалась в пузырях пара. Процесс продолжают 10-120 мин, смотря по толщине, породе и состоянию дерева. Вынимать заготовку на несколько секунд для проверки ее готовности можно, но доливать взамен выкипевшей воды нужно только крутой кипяток. Всухую гнут, продувая заготовку в трубе строительным феном. Сначала на образце дерева нужно проверить, какую температуру оно выдерживает без обугливания и растрескивания.

Как затягивать кабели?

Кабели в трубчатые детали светильников затягивают с помощью направляющей тяги – «удочки» – из медной проволоки диаметром 0,5-0,7 мм. «Удочка» должна быть совершенно ровной; смяться в узком канале может и плавно изогнутый провод, смотанный с катушки. Провод «удочки» расправляют, протягивая сквозь крепко зажатую в кулаке тряпку. Лучшие направляющие получаются из эмалированного обмоточного провода, он гладкий и скользкий.

«Удочку» вводят с дальнего конца. Кончик ее перед этим плотно сгибают, см. рис., чтобы был закругленным. В изогнутые каналы тягу проталкивают, слегка подавая и проворачивая. При переходе из канала в канал (см. далее) ходовой конец направляют тонким длинным пинцетом или отверткой.

Когда конец тяги покажется с противоположной стороны, его зачищают на 20-30 мм и облуживают. На столько же зачищают и облуживают провода кабеля, до 3-х на 1 «удочку». Затем все вместе скручивают и пропаивают. Скрутку загибают противоположно направлению затяжки, чтобы не цеплялась. Затягивают, попеременно подавая кабель и подтягивая направляющую. При затяжке кабель в канале не должен быть все время натянут! Если зацепилось – оттягивают чуть назад, немного проворачивают и снова тянут.

Примечание: в прямую металлическую трубку с внутренним диаметром 12 мм можно затянуть до 4-х 2-проводных кабелей в двойной изоляции с сечением жил по меди до 0,5 кв. мм. В канал того же диаметра в дереве – только 1 такой же кабель.

Начиная с потолка

Подвес светильника к потолку или стене – наиболее ответственный и уязвимый узел. Подвешивать светильники в 1-й точке допускается только, если основа – вязкий прочный материал, напр. дубовые балки, поз. а) на рис. В прочих случаях нужно либо использовать не менее 2-х точек подвеса, либо анкер светильника должен давить на материал сверху, т.е. потолочное перекрытие должно работать на сжатие, поз. в) – д).

Люстру весом до 5 кг подвешивают с помощью крепежной планки, см. рис. справа. Расстояние между центрами крепежных отверстий в планке должно составлять, для бетонного потолка, не менее 9-ти их диаметров. Если потолок гипсокартонный, или подвесной, или натяжной, то подвес опускают с основного потолка до уровня декоративного с помощью крестовин деревянных или из металлопрофиля либо фанерных плит, вверху там же. Как делать подвес в некоторых других случаях, посмотрим далее.

Главное требование к подвесу – светильник ни в коем случае не должен висеть на проводах. Держать его должна либо жесткая штанга, либо прочный шнур/канат, либо люлька из цепей или тех же шнуров. Под верхним колпаком подвеса кабель питания должен лежать свободной петлей, и нигде не должен быть натянут, передавлен или зажат.

Как сделать светильник?

Теперь попробует свести полученную информацию в цельное изделие, при виде которого гости ахнут так же душевно, как мастер выражался про себя, работая. Руководствоваться будем следующими принципами:

  • Сложных и/или требующих специальных навыков технологических операций всячески избегаем.
  • Клеевые или паяные соединения применяем только вспомогательные, удерживающие стыкуемые детали от смещения. Собранное без проклеивания и пропайки изделие должно при отсутствии внешних воздействий держаться цельным в штатном положении неограниченно долго.
  • Из дополнительного инструмента постараемся обойтись ручной электродрелью и малыми съемными слесарными тисками с винтовым зажимом для крепления к столу.

Начнем с люстры, как наиболее сложного типа бытового светильника.

Люстра

На шнуре

Простейший подвес люстры весом до 5 кг – на шнуре, поз. 1 на рис. В этом случае в крепежном кольце абажура (см. статью об абажурах) придется дополнительно просверлить 4 отверстия; обозначены зеленым на поз. 1а. Узлы шнура нужно вязать не сползающие и не распускающиеся, напр. любые рыбацкие для крючков. Шнур – любой негниющий крестовой свивки (напр. бельевой) диаметром в ненатянутом состоянии от 8 мм. Шнуры и канаты спирального повива не предназначены под длительную растягивающую нагрузку!

Наиболее ответственная деталь – крюк подвеса (красное КП). Его нужно гнуть из стальной проволоки диаметром от 4 мм; крюк из 6-мм катанки выдержит вес до 35 кг. Разумеется, если купить готовый крюк для люстры, хуже не будет.

Тяги подвеса при том же весе – из 4-мм проволоки; при весе до 5 кг можно обойтись 1,5-миллиметровой, а при весе до 12 кг – 2,5-3 мм. Кольцо – из листовой оцинковки 0,4 и 0,8 мм соответственно или, для веса до 35 кг, 1,4 мм.

Примечание: технология пайки стали в домашних условиях описана в .

Фиксировать верхнюю чашку от сползания в данном случае лучше резиновым кольцом, т.к. пружинная шайба может передавить проходящий под ней кабель. Хороший поддон получается из компьютерного диска. В зависимости от того, в абажуре лампа или в плафоне, его обращают вниз соответственно крашеной или зеркальной стороной. Под растяжки абажура в поддоне делают радиальные пропилы.

Верхняя чашка и колпак – из пластиковой посуды, см. выше. Колпак лежит на поддоне свободно. Клей – любой монтажный.

Примечание: нижняя гайка крепления патрона должна входить в отверстие поддона, а не прижимать его. В противном случае при ремонте или чистке люстры возможны затруднения.

На трубке

В люстре, подвешенной на жесткой трубчатой штанге (поз. 2), во-первых, необязательно гнуть тяги подвеса так, чтобы на их перекрестье удобно было вязать узел. Во-вторых, количество тяг может быть любым от 3-х. Соответственно, и кольцо можно делать без дополнительного ряда отверстий, такое, какое описано в статье об абажурах.

Колпак в такой люстре предпочтительнее фиксировать фасонной (декоративной) пружинной шайбой. Ее можно получить из толстой пластиковой пуговицы, просверлив в ней по центру отверстие на 0,5-0,7 мм уже внешнего диаметра трубки и сделав сбоку косой пропил под 45 градусов к оси шайбы, круглого звена пластиковой цепочки с таким же пропилом и т.п.

Проушину под крюк в штанге подвеса получают, сплющив трубку и просверлив в получившейся ламели (лепестке) отверстие. После этого (а не раньше) сверлят отверстие под прокладку кабеля, иначе в материале могут остаться опасные механические напряжения. Штангу на вес светильника до 15 кг можно делать из труб следующих видов:

  1. Стальная цельнотянутая – внутренний диаметр от 6 мм, толщина стенки от 0,5 мм. Отделка – покраска или обтяжка термоусаживаемой трубкой (ТУТ) нужного цвета.
  2. Стальная со швом – внутр. диаметр от 8 мм, толщина стенки от 0,7 мм. Отделка такая же.
  3. Медная газовая в пластиковой оболочке – внутр. диаметр от 8 мм, стенка от 1 мм. Отделки не нужно, и так сияет медью годы. Нельзя паять, под клеевое соединение нужно снять в том месте пластиковое покрытие.
  4. Для систем кондиционирования из бескислородной меди – внутр. диаметр от 10 мм, стенка от 1 мм. Очень легко паяется и клеится. Чтобы сохранить медный блеск, нужно готовую штангу дважды покрыть прозрачным акриловым лаком на водной основе, разбавленным вдвое дистиллированной водой.
  5. Простая красномедная – внутр. диаметр от 12 мм, стенка от 1,5 мм. Паяется после зачистки, нужно использовать флюс-пасту с бурой. Темнеет со временем и под покрытием, поэтому из таких трубок лучше делать светильники в стиле ретро.
  6. Водопроводные пропиленовые – очень прочны, но не клеятся и, разумеется, не паяются припоем. Отделывать бесполезно, дизайн в любом случае получается ужасающий.

Многорогая

Из трубок можно делать люстры с кронштейнами-рожками под отдельные осветители. Устройство узла соединения рожков со штангой показано на поз. 5. Рожки при их четном числе соединяются попарно сквозными резьбовыми шпильками М2,5-М4 с гайками и пружинными шайбами. Пары отверстий под шпильки располагаются на разных уровнях, это нужно учесть, рассчитывая высоту прямой части рожка и делая разметку на их заготовках. Можно рожки, в т.ч. при нечетном их количестве, крепить парами мелких саморезов по металлу, однако затягивать потом кабели нужно очень осторожно, чтобы не порвать изоляцию о выступающие внутрь острые концы метизов.

Примечание: сложные/протяженные изгибы трубок формируют поучастково, постепенно продвигая ручной трубогиб по длине будущего изгиба.

Если свободные концы рожков без загогулин (простите – волют) и т.п. завитушек, то узел их соединения со штангой лучше прикрыть колпаком, лежащим на нижней чашке (показано пунктиром на поз. 5). Кроме того, тогда намного упростится прокладка кабелей: под колпаком поместится клеммник, в котором сойдутся кабели из рожков, а вверх в штанге пройдет всего один 2-проводный.

Многорожковые люстры чаще всего делают с переключаемым светом. Схема подключения ламп к 2-секционному выключателю показана на поз. 6. Не забудьте – выключатели (коммутаторы) SB должны быть включены в фазный провод! И еще, чрезвычайно важно: если дом оборудован защитным заземлением, ни в коем случае не используйте в качестве нейтрали (нуля, N) заземляющий провод независимо от схемы подачи электропитания (глухозаземленная либо изолированная нейтраль)! Заземлитель всегда в изоляции желтой с продольной полосой, а изоляция нейтрали в правильно устроенной проводке черная. Но в любом случае, перед началом электромонтажных работ нужно найти ноль и фазу индикатором-фазоуказателем!

О фазах, нуле и земле

Правила техники безопасности (ПТБ), устройства электроустановок (ПУЭ) и Своды Правил (СП) производства электромонтажных работ для смежных отраслей (напр. строительной) однозначно регламентируют расцветку изоляции только заземляющих проводов – желтая с зеленой полосой; цвета, обозначающие фазные провода A, B, C и нейтраль, лишь рекомендуются. Причина – в странах, где единственно допустимой является система электроснабжения с изолированной нейтралью (Германия, Япония и др.) белым или светло-серым цветом принято обозначать фазу A. Поэтому подобрать из имеющихся в продаже кабелей подходящие, чтобы сделать квартирную проводку «без сучка, без задоринки» не всегда возможно.

Люстра тяжелая…

Для потолочных светильников весом от 15 кг крепление на 1-й штанге или шнуре уже не считается достаточно надежным. Такие нужно подвешивать на цепной или канатной люльке из 3-4 ветвей. 1 ветвь должна держать полный вес светильника с 3-кратным запасом.

К потолку люльку крепят с помощью треугольной или квадратной несущей плиты из стали толщиной от 5 мм, поз. 7 на рис. Число точек крепления – 4 или 5 соответственно. Точка крепления в центре обязательна: без нее, если одно из угловых креплений чрезмерно ослабнет, механическая нагрузка «шваркнет» на следующее наиболее слабое, подвес вырвется по принципу домино и люстра «вся вдруг» рухнет.

Угловые точки крепления должны располагаться на условной окружности (красный пунктир) диаметром в сантиметрах не менее 0,85 веса люстры в килограммах. В любом случае наименьшее расстояние между центрами отверстий в бетонном потолке должно быть от 9 их диаметров, как при 2-точечном подвесе на планке, см. выше. Проушины или крюки под ветви люльки к несущей плите привариваются. Самодельные проушины можно делать из 6-мм катанки.

… и сверхлегкая

Любители делают много светильников из одноразовой пластиковой посуды, ПЭТ бутылок и бумаги. Их вес ничтожен, поэтому, во-первых, крепление патрона в абажуре/плафоне допустимо выполнять из тех же шашлычных палочек, см. рис. Патрон в таком случае берут E17 или E10 с проушинами, см. рис. слева. «Уши» патрона с помощью швейной иглы просто приматывают к перекрестьям палочек нитками, тонкой медной проволокой или леской.

Во-вторых, подвес сверлегкого светильника можно сделать тоже люлечным, но из лески. В потолочный колпак его ветви вводятся вместе с кабелем, как для люстры на шнуре. Такой подвес почти невидим. Если кабель (напомним, он нигде не должен быть натянут, пережат или придавлен) пустить извивами или закрутить спиралью, то несведущий гость поначалу может быть ошарашен: левитация? телекинез? сверхпроводник и магниты?

Торшер

Напольный светильник на тех же конструктивно-технологических принципах представляет собой в общем-то перевернутую люстру на жесткой штанге с некоторыми отличиями, поз. 3 на рис. выше с конструкциями светильников. Первое: штанга (которая уже стойка) – из стальной трубы с внутренним диаметром от 10 мм и толщиной стенки от 1,5 мм. Кольцо – оцинковка от 0,7 мм. Второе: все стыки стальных деталей пропаиваются.

Далее, в нижней опоре торшера должна быть предусмотрена достаточно тяжелая и обширная конструкция для крепления низа стойки. Под торшер обычного типа пойдет крестовина примерно от 450х450 мм из дубового бруса 100х100 мм. В ней по центру сверлят глухое отверстие глубиной 75-80 мм по наружному диаметру стойки, и вклеивают ее в гнездо монтажным клеем. Также вклеивают стойку в полочку торшера. Полезно будет, и по дизайну, и по прочности, наложить на клею еще и полированную шайбу диаметром от 60 мм и толщиной от 2 мм (сталь) или от 4 мм (алюминий). Описанная конструкция позволяет любителю при изготовлении торшера обойтись без точеных на заказ деталей.

Настольная лампа

Рабочий настольный светильник на наших принципах построения еще проще торшера, поз. 4: достаточно массивное и прочное основание (дерево, пластика) со ступенчатым сквозным отверстием по оси. На ступеньку укладывается кольцо абажура и крепится саморезами. Тогда оно заодно прижмет усы растяжек абажура и он не будет болтаться.

Примечание: для основы настольной лампы из керамической или стеклянной посуды нужно сделать насаживаемое на ее горлышко навершие-набалдашник со ступенчатым отверстием. Наиболее подходящий для этого материал – пластика.

Для наружного освещения

Наружные светильники на 220 В оставим покупными: сделать «навсегда» герметичный кабельный ввод на сетевое напряжение и также герметичный корпус со стеклом в домашних условиях невозможно. Будем работать с напряжениями до 12 В, тогда кабельный ввод получается совсем простым, см. рис. А если источник света запитать от стабилизатора тока, то и никакое КЗ страшно не будет.

Однако до электричества дело может и не дойти: для временного освещения в саду или на пикнике и в XXI веке часто удобнее и дешевле оказывается обычная свеча, она же и романтичнее. А свечной фонарь можно своими руками сделать из кофейной банки буквально за несколько минут, см. видео:

Видео: свечной фонарь своими руками из кофейной банки

Такой светильник пригоден и под лампочку; тогда отпадает необходимость в вентиляционных отверстиях и ручку для переноски можно закрепить на крышке, что надежнее.

Постоянный наружный светильник должен быть уже электрическим. Главная проблема при этом – надежная герметизация. Здесь опять выручает стеклянная посуда с навинчиваемой крышкой: светильник наружного освещения хорошо получается из банки. В данном случае, т.к. источник света требуется помощнее, лучше взять посудину из-под консервации. Патрубок кабельного ввода делают, пробив крышку круглым заостренным стержнем. Для полной герметичности на ободок крышки изнутри перед завинчиванием раз и навсегда наносят аквариумный силикон.

Светильник «раз и навсегда» предполагает использование очень надежных и долговечных источников света. Требования к его качеству и спектру отходят на второй план, т.к. освещается не жилое или рабочее помещение. С учетом этих условий наружный светильник на крыльце или, скажем, на входе в гараж, лучше делать из светодиодной ленты: она при ничтожном расходе электричества даст достаточно яркое освещение. Пример изготовления такого светильника см.:

Видео: садовый фонарь своими руками за 15 минут


В саду и вообще на участке большая яркость освещения уже не нужна, здесь, в общем-то, лишь бы с дорожки не сойти и дверь в баню, погреб, сарай или санузел разглядеть. Зато садовый светильник весьма и весьма желательно иметь автономным: тут дело уже в расходах не на электричество, а на кабель, и кому же понравится курочить ухоженный участок траншеями?

Садовые светильники с питанием от солнечных батарей (СБ) и буферной аккумуляторной батареей (АКБ) есть в продаже но, или стоят дорого, или оказываются недолговечными. Попробуем прикинуть, нельзя ли тут обойтись своими силами, тем более что вполне возможно:

  • 4 белых светодиода при токе каждого 20 мА в плафоне из молочного стекла или матовой пластиковой бутылки более-менее приемлемо для садовых нужд осветят круг диаметром 4-5 м. При токе каждого в 10 мА в световом пятне еще можно будет разглядеть, где камень, а где яма. Итого в среднем 60 мА.
  • АКБ, с учетом слабого подзаряда зимой и снижения емкости на холоде, должна давать максимальный ток осветителей в течение не менее 30 час. Пальчиковые аккумуляторы на 2500-3500 мА/ч, морозостойкие до –20, есть в продаже. Берем минимально допустимую емкость АКБ в 2500 мА/ч.
  • Падение напряжения на светящем диоде ок. 2 В. Чтобы стабилизировать общий ток потребления и режим разряда АКБ, от которого существенно зависит ее ресурс, на гасящие резисторы даем вдвое больше, итого напряжение АКБ получаем 6 В.
  • СБ, с учетом КПД по энергии Ni-Cd АКБ в 74%, должна давать ток ок. 75 мА. В расчете на зиму в средних широтах берем номинальный ток 100 мА.
  • Также с учетом КПД АКБ по энергии и потерь напряжения при заряде берем напряжение СБ в 9 В.
  • Чтобы ресурс АКБ не падал от перезарядки, ток перезаряда через нее не должен быть более 5% от тока часового разряда. При емкости АКБ в 2500 мА/ч и токе КЗ СБ 100 мА это условие выдерживается, при АКБ на 3500 мА/ч тем более. Т.е., вместо дорогого и сложного контроллера заряда можно поставить просто кремниевый выпрямительный диод.

Схема автономного садового светильника, построенного с учетом описанных условий, приведена на рис.:

Несмотря на простоту, АКБ в ней никогда не доводится до деградации активной среды по причине перезаряда и только в исключительных случаях может достигнуть глубокого разряда; поэтому ее ресурс остается нормальным при эксплуатации в жестких температурных условиях. «Изюминка» тут – СБ. Их внутреннее сопротивление велико и нелинейно, по степенному закону, растет при возрастании тока нагрузки, вследствие чего ток КЗ СБ лишь ненамного больше номинального. С этой точки зрения в данной схеме выгоднее использовать менее дорогие поликремниевые СБ.

Устройство управления УУ замыкает выключатель S, когда напряжение СБ упадет до «сумеречного» уровня. VD1 к тому времени уже закроется и заряд АКБ прекратится. К АКБ УУ подключено только для электропитания. Выключатель – диодный или транзисторный оптрон либо электромагнитное реле; в таком случае лучше герконовое, т.к. обычное с низковольтой катушкой ток возьмет больше, чем все светодиоды. Использовать как S тиристорный оптрон в данном случае нельзя: чтобы открывшийся тиристор закрылся, ток через него должен упасть до очень малой величины, практически до нуля. Поскольку ток здесь постоянный, тиристор, раз открывшись, не «уймется», пока полностью не посадит АКБ.

Об освещении аквариума

Для освещения аквариумов применяют специальные линейные люминесцентные лампы. Не такие, как фитолампы для цветочных полок: спектр аквариумных ламп подогнан под оптические свойства воды и жизненные потребности водных растений. Те и другие лампы для общего освещения помещений непригодны: свет, благоприятствующий фотосинтезу, отнюдь не всегда полезен для человеческого зрения.

Экономные лампы освещения уже есть практически в каждом доме. Предлагаем рассмотреть, как сделать светодиодный светильник своими руками, какие материалы для этого потребуются, а так же советы о том, по каким критериям их необходимо выбирать.

Пошаговая разработка светодиодного светильника

Первоначально, перед нами стоит задача – проверить работоспособность светодиодов и измерить питающее напряжение сети. При настройке данного устройства для предотвращения поражения электрическим током мы предлагаем использовать разделительный трансформатор 220/220 В. Это так же обеспечит более безопасное проведение измерений при настройке нашего будущего светодиодного светильника.

Нужно учесть, что если какие-либо элементы схемы будут подключены неправильно, возможен взрыв, так что строго следуйте инструкции, приведенной ниже.

Чаще всего проблемы неправильной сборки заключается именно в некачественной спайке компонентов.

При расчетах для измерения падения напряжения тока потребления светодиодов нужно использовать универсальный измерительный мультиметр. В основном такие самодельные светодиодные светильники используются на напряжении 12 В, но наша конструкция будет рассчитана на сетевое напряжение 220 В переменного тока.

Видео: Светодиодный светильник в домашних условиях

Высокая светоотдача достигается на диодах при токе 20-25 мА. Но дешевые светодиоды могут давать неприятное голубоватое свечение, которое еще и очень вредно для глаз, поэтому мы советуем разбавлять самодельный светодиодный светильник небольшим количеством красных светодиодов. На 10 дешевых белых будет достаточно 4 светодиода красного свечение.

Схема довольно проста и разработана для питания светодиодов непосредственно от сети, без дополнительного блока питания. Единственным недостатком такой схемы является то, что все ее компоненты не изолированы от питающей сети и светодиодный светильник не обеспечит защиту от возможного удара током. Так что будьте осторожны при сборке и установке данного светильника. Хотя в дальнейшем схему можно будет модернизировать и изолировать от сети.

Упрощённая схема светильника
  1. Резистор на 100 ОМ при включении защищает схему от бросков напряжения, если его нет, нужно использовать выпрямительный диодный мост большей мощности.
  2. Конденсатор 400 нФ ограничивает силу тока, которая необходима для нормального свечения светодиодов. При необходимости можно добавить еще светодиодов, если их суммарное потребление тока не превышает предела, установленного конденсатором.
  3. Убедитесь в том, что используемый конденсатор рассчитан на рабочее напряжение не менее 350 В, оно должно в полтора раза превышать напряжение сети.
  4. Конденсатор 10 мкФ необходим, чтобы обеспечить стабильный источник света, без мерцаний. Его номинальное напряжение должно быть в два раза больше того, что измеряется на всех последовательно соединенных светодиодах во время работы.

На фото вы видите сгоревшую лампу, которая скоро будет разобрана для светодиодного светильника своими руками.


Лампу разбираем, но очень осторожно, чтобы не повредить цоколь, после этого очищаем его и обезжириваем спиртом или ацетоном. Особое внимание уделяем отверстию. Его очищаем от лишнего припоя и еще раз обрабатываем. Это необходимо для качественной пайки компонентов в цоколе.


Фото: патрон лампы
Фото: резисторы и транзистор

Теперь нужно впаять крошечный выпрямитель, мы используем для этих целей обычный паяльник и уже заранее приготовлены диодный мост и обрабатываем поверхность, работаем очень аккуратно, чтобы не повредить ранее установленные детали.


Фото: пайка выпрямителя

В качестве изоляционного слоя модно использовать клей простого монтажного термопистолета. Подойдет так же ПВХ трубка, но желательно воспользоваться специально предназначенным для этого материалом, заполняющим все пространство между деталями и одновременно фиксируя их. У нас получилась готовая основа для будущего светильника.


Фото: клей и патрон

После этих манипуляций приступаем к самому интересному: установки светодиодов. Используем как основу специальную монтажную плату, её можно купить в любом магазине электронных компонентов или даже извлечь из какой-нибудь старой и ненужной техники, предварительно очистив плату от ненужных деталей.


Фото: светодиоды на доске

Очень важно проверить каждую из наших плат на работоспособность, ведь иначе весь труд зря. Особенное внимание уделяем контактам светодиодов, при необходимости их дополнительно очищаем и зауживаем.

Теперь собираем конструктор, нужно припаять все платы, у нас их четыре, к конденсатору. После этой операции снова все изолируем клеем, проверяем соединения диодов между собой. Располагаем платы на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы свет распространялся равномерно.


Соединение светодиодов

Также без дополнительных проводов подпаиваем конденсатор 10 мкФ, это хороший опыт пайки для будущих электриков.


Готовая мини лампа Резистор и лампа

Все готово. Мы советуем накрыть нашу лампу абажуром, т.к. светодиоды излучают чрезвычайно яркий свет, который очень бьет по глазам. Если поместить наш самодельный светильник в «огранку» из бумаги, к примеру, или ткани, то получится очень мягкий свет, романтичный ночник или бра в детскую. Поменяв мягкий абажур на стандартный стеклянный, мы получим достаточно яркое свечение, не раздражающее глаз. Это хороший и очень красивый вариант для дома или дачи.

Если вы хотите сделать питание лампы на батарейках или от USB, нужно исключить из схемы конденсатор на 400 нФ и выпрямитель, подключив схему непосредственно к источнику постоянного тока напряжением 5-12 В.

Это неплохой прибор для подсветки аквариума, но нужно подобрать специальную влагозащищенную лампу, ее можно найти посетив любой магазин электромеханических приборов, такие существуют в любом городе, будь-то Челябинск или Москва.


Фото: лампа в действии

Светильник в офис

Можно сделать креативный настенный, настольный светильник или напольный торшер в рабочий кабинет из нескольких десятков светодиодов. Но для этого будет поток света будет недостаточен для чтения, здесь нужен достаточный уровень освещенности рабочего места.

Для начала нужно определить количество светодиодов и номинальную мощность.

После выяснить нагрузочную способность выпрямительного диодного моста и конденсатора. Подключаем группу светодиодов на отрицательный контакт диодного моста. Подключаем все светодиоды, как показано на рисунке.


Схема: подключение ламп

Паяем все 60 светодиодов вместе. Если нужно подсоединять дополнительные светодиоды, просто продолжайте последовательную их спайку плюса к минус. Используйте провода, чтобы соединить минус одной группы светодиодов с последующей, пока не завершится весь процесс сборки. Теперь добавьте диодный мост. Подключите его, как показано на рисунке ниже. Положительный вывод к положительному проводу первый группы светодиодов, соедините отрицательный вывод к общему проводу последнего светодиода в группе.


Короткие провода светодиодов

Дальше нужно подготовить цоколь старой лампочки, отрезав провода от платы и припаять их к входам переменного напряжения на диодном мосте, отмеченные знаком ~. Вы можете использовать пластиковые крепления, винты и гайки для соединения двух плат вместе, если все диоды размещены на отдельных платах. Не забываем залить платы клеем, изолируя их от короткого замыкание. Это достаточно мощный сетевой светодиодный светильник, который прослужит до 100 000 часов непрерывной работы.

Добавляем конденсатор

Если увеличить напряжение питание на светодиодах, для того, чтобы свет был ярче, то светодиоды начнут нагреваться, из-за чего значительно понижается их долговечность. Для того чтобы этого избежать, нужно соединить встраиваемый или настольный светильник на 10 Вт с дополнительным конденсатором. Просто подключите одну сторону цоколя к минусовому выходу мостового выпрямителя а положительный, через дополнительный конденсатор, к плюсовому выводу выпрямителя. Вы можете использовать 40 светодиодов вместо предложенных 60, увеличив тем самым общую яркость лампы.

Видео: как правильно сделать светодиодный светильник своими руками

При желании аналогичный светильник можно сделать и на мощном светодиоде, просто тогда понадобится уже конденсаторы другого номинала.

Как видите, особой сложности сборка или ремонт обычного светодиодного светильника, сделанного своими руками, не представляет. И это не займет много времени и сил. Такая лампа подойдет и как дачный вариант, например для теплицы, ее свет абсолютно безвреден для растений.

Тружусь я в Харькове, вдали от кеддрофиса и, соответственно, вдали от всего оборудования, света, камер, стабилизаторов и дронов. С приходом холодного времни года снимать на улице становится все сложнее, а, значит, надо перебираться в помещение. И сегодня я расскажу вам, как я сделал домашний софтбокс своими руками специально для этих целей.

Цель

В моем случае цель была довольно проста: сделать удобный осветительный прибор для фото и видео съемки в домашних условиях. Конечно, пойти в магазин и купить пару софтбоксов было бы, наверное, проще, но, во-первых, это бы обошлось в довольно приличную сумму, а, во-вторых, отняло бы возможности помастерить что-то своими руками и убрало бы ту самую магию DIY.

Итак основные критерии к тому, что должно получиться в итоге были таковы:

  • бюджетность, но без особого фанатизма
  • достаточная мощность
  • складываемая конструкция для удобного хранения
  • универсальность размещения

Ранее небольшой световой прибор я сделал из настольной «лампы на прищепке», двух проволочных вешалок, нескольких листов A4, фольги, степлера и скотча с изолентой. И, естественно, использовалась мощная люминисцентная лампа, которую я в свое время отхватил по какой-то акции. Прослужил мне мой «Свет Mark I» довольно долго, но время показало, что и конструкция лампы имеет совойство ломаться, и, тем более, обычная бумага не может обеспечить достаточную жесткость для отражающей конструкции.

Еще одним существенным минусом первой инкарнации оказалась нескладываемость. Хотя Свет Mark I и получился довольно компактным, хранить его было довольно прооблематично, особенно, учитывая хрупкость конструкции. Так что сейчас он пришел в довольно плачевное состояние, хотя по-прежнему довольно фукционален. В новой версии я постарался учесть все ошибки и более их не повторять.

Исходники

Для изготовления корпуса моего будущего софтбокса я решил использовать самую обычную картонную коробку. В моем случае ее размеры составляли 40 х 35 х 28,5 см. Такую коробку вы можете купить в ближайшем отделении почты или любом другом месте, где что-то упаковывают. Удовольствие, кстати, совсем недорогое.

Прототип

Естественно, прежде чем делать что-то с коробкой мне нужно было разработать прототип. Работал я с самыми обычными листами формата А4, таким образом масштаб составил примерно 1:5.

Хочу сказать, что если вам когда-то говорили, что геометрия в жизни не пригодится, то вот вам опровержение данного сомнительного тезиса. Так что если вы слышали подобное, то сможете найти свою учительницу математики и, подсвечивая все софтбоксом, рассмеяться ей в лицо.

Оставшись довольным прототипом, я перешел к вырезанию полноразмерной копии из коробки. Для того, чтобы конструкция легко складывалась, закреплялась и раскаладывалась, я добавил небольшие квадратные выступы, с помощью которых и будет осуществляться крепление. Но об этом чуть позже.

После того как основые части были вырезаны получилось примерно следующее. Все складывается, а значит можно переходить к следующей фазе проекта «Свет Mark II».

Для того, чтобы все можно было легко собирать и разбирать я решил использовать самую обычную липучку. Купить ее можно в любом магазине ткани, где продают фурнитуру. Мне хватило метра с большим запасом, а отдал за него я порядка $0,50.

Как оказалось, квадратных выступов оказалось недостаточно для прочного удержания конструкции, поэтому по две дополнительных липучки пришлось за каждый из стыков. Выступы же можно использовать в качестве крепления для подвеса или просто удобно за них держаться.

Сама лампа, которая в моем случае представляет собой цоколь на прищепке, купленный за примерно $4 в ближайем строительном магазине, также крепится к внуртенней стенке на липучках. Для этого к лампе была приклеена небольшая площадка из остатков картона с помощью горячего клея.

Когда вся конструкция складывалась и раскладывалась успешно, пришло время нанести отражающий слой. Для него я использовал самую обыкновенную пищевую фольгу и клей ПВА. Размазав клей равномерным слоем с помощью кисточки, я выложил заранее выкроенные куски фольги на все внутренние поверхности, разгладил и дал им высохнуть. Результат получился весьма впечатляющим.

В качестве финальных штрихов я закрепил на каждую из частей крышки проволоку, «накрыв» ее слоем армированного скотча. Это позволило закреплять их в любом положении, если это нужно. А в качестве рассевиателя я использую бумагу для выпекания белого цвета, которую можно найти в любом супермаркете. Пока что я еще думаю о том, как сделать лучше крепление для нее.

Итог

В результате я получил довольно мощный осветительный прибор. Все мои требования были соблюлены. Он складывается, он бюджетный, он, как это сейчас модно говорить, модульный. Его работа меня устраивает более, чем полностью.

В планах у меня задуть Свет Mark II черной краской снаружи, чтобы он выглядел более профессионально, переделать Свет Mark I, а также сделать Свет Mark III, о котором также расскажу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Для большинства фотографов актуален вопрос о том, как создать качественный студийный свет. Так как его часто не хватает из окна, а стационарные лампы не дают желаемого результата. Студийный свет можно сделать своими руками. Немаловажным фактором при этом остается простота и низкобюджетность.

Домашняя фотостудия

Чаще всего это огромное количество дорогой аппаратуры в большом помещении. Однако при желании можно собрать свой портативный набор студийного света, потратив на него минимум средств.

Для этого необходимо следующее оборудование: фотоаппарат (с объективом), синхронизаторы, вспышки и держатели для них, аккумуляторы, стойки, зонты, софтбоксы, модификаторы, фоны и, конечно же, сумки, чтобы переносить и хранить весь инструмент.

Каким бывает студийный свет

Роль освещения в мире фотосъемки неоценима. С его помощью можно передать настроение, глубину, эмоции. Самым мощным источником в студии считается рисующий свет. Использовать только его не стоит, так как получается слишком большой контраст, и половина объекта оказывается в темноте. Исправить положение можно заполняющим светом. Это сделает тени плавнее, они не так будут бросаться в глаза.

Чтобы получить более идеальную картинку, нужно добавить контровой свет. Он придаст видимости, объект зрительно отделится от фона. Располагают его позади модели.

Также существуют такие виды студийного света, как импульсный и постоянный. Рассмотрим каждый из них.

Свет импульсный

Такой источник дает гораздо больше мощности, нежели постоянный. Даже если их сравнить по стоимости, размеру, другим параметрам. Почему так происходит? Потому что постоянное освещение, пока затвор открыт, все время должно в объективе отражать от предметов фотоны. А импульсный студийный свет накапливает достаточно энергии за короткое время и мгновенно высвобождает ее в большом количестве. Что позволит легко превзойти солнце. Так как для фотографии нужно краткое мгновение.

Если необходимо большое количество энергии для работы - это лучший вариант. Источником импульсного света можно осветить помещение как в солнечный ясный день. При этом весить он будет всего 100 грамм и свободно помещаться в руке. Более удобно использовать импульсный свет и при съемке на природе. Конечно, люминесцентные трубки-лампы складываются не очень компактно, да и от ударов защитить их необходимо. Источником питания служат обычные аккумуляторы.

Импульсный свет излучают вспышки и пилоты. С фотоаппаратом их связывает синхронизатор. Недостаток один - выделение большого количества тепла. Следствие - огромное потребление энергии.

Свет постоянный

В основном источниками служат светодиодные и галогенные лампы. Они не связываются с фотоаппаратом, что очень удобно в работе. Несмотря на то, что импульсный, на первый взгляд, превосходит студийный свет постоянный, у последнего есть и свои преимущества. Используя такое освещение, фотограф увидит то, что и его камера. Нет ограничений в применении светомодификаторов. Так как тепла выделяется немного. Даже не делая кадр, можно увидеть результат, просто перемещая свет.

Работать с ним - одно удовольствие. Не требуется использовать флешметр, снимать в ручном режиме. Нужно просто переключать настройки до получения нужного результата, подстроить ISO камеры и диафрагму. Постоянный свет идеален для обучения. Понравится он и модели. Ее не будут беспокоить резкие вспышки, придется только привыкнуть к очень яркому освещению.

Студийный свет своими руками

Наиболее распространенной насадкой для приборов освещения является софтбокс. Его можно сделать самим. Для этого понадобится:

  • ящик картонный;
  • ватман;
  • фольга;
  • прожектор галогенный;
  • подкладочная полупрозрачная ткань;
  • рейки;
  • спицы;
  • клей;
  • ножницы;
  • проволока;
  • гайки;
  • шпильки;
  • прищепки канцелярские.

Софтбокс состоит из каркаса, который можно сделать из любого (квадратного или прямоугольного) картонного ящика. С одной стороны, необходимо отрезать крышку, чтобы она была открыта. Затем делаем отражающий слой. Для этого обклеиваем внутреннюю поверхность ящика белой бумагой или фольгой. Из полупрозрачной светлой ткани сделаем экран-диффузор, заклеивая ею открытую сторону. В софтбоксе есть двухслойный чехол: внешний (черный) и внутренний (металлизированный отражающий).

На противоположной стороне экрана необходимо сделать отверстие для прибора освещения, в качестве которого используется прожектор галогенный. Крепится он при помощи проволоки.

Если для работы нужен большой софтбокс, то его каркас можно изготовить из деревянных реек и проволочных спиц. Следует заметить, что рама, на которую крепится экран, должна быть гораздо больше, чем для прожектора. Готовый каркас обтягивается чехлом. Его можно сделать цельным двухслойным. Так, он проще надевается на рамку, однако требует больших временных затрат. По отдельности обтягиваем стенки, используя прищепки канцелярские, разные по размеру.

Софтбок крепится к или ножке светильника. Очень важно включать его только во время съемки. Так как сильно нагревают поверхность. Самодельный студийный свет готов.

Мощность и качество различных типов света

Для любителей светлых снимков с неглубокой резкостью и открытой диафрагмой идеально подойдет постоянное освещение. Хотя оно и имеет маленькую мощность. Для съемки еды, натюрмортов, продуктов и статических предметов в целом лучше применить импульсный свет.

Что касается качества, то мнения по этому поводу очень субъективны. Однако постоянный свет более приятен и мягок.

Принципы работы

Фотограф в домашней студии должен иметь все необходимое для съёмки. Это неё, фон, осветительные приборы, отражатели, насадки. Но этого недостаточно. Еще очень важно знать, как работать со студийным светом, правильно его поставить.

Основные атрибуты:

  • портретная тарелка;
  • рефлектор;
  • зонт;
  • софтбокс;
  • светоотражатели;
  • цветные фильтры;
  • тубус;
  • соты.

Использование фонового рефлектора поможет равномерно осветить задний план. Даст резкие тени, направленный жесткий свет. размещается напротив объекта, который снимают. Она дает мягкий направленный (сконцентрированный) свет, который дополняется рассеянным. Для этого применяется софтбокс и зонт. Можно установить лампу за ним (на просвет) или применить как отражатель благодаря белой ткани на внутренней поверхности.

Сегодня самой популярной насадкой среди фотографов является софтбокс. Свет получается рассеянный и красивый. Мастера применяют октобоксы (большой восьмиугольный) и стрипбокс (длинный прямоугольный). Все зависит от размеров, формы, расстояния до объекта. Для группового снимка используются октобоксы, для портретных, во весь рост - стрипбокс.

Для смены направления и цветовой необходимы фотоотражатели. Также они незаменимы для студий с одним источником. Спот (тубус) фотографы применяют редко, так как он способен осветить только маленькую деталь.

С помощью цветных фильтров изменяют цвет студийного освещения. Их устанавливают на источник, направляют на фон и так получается фото в ореоле. Цвет кожи при этом не меняется. Для имитации солнечного света используют соты.

Моноблоки, генераторы служат фотографам как источники постоянного света. Опытные мастера выбирают генераторы. Они хоть и дороже, но легче в работе.

Синхронизация и способы ее проведения

Сегодня в магазинах можно приобрести комплект импульсного света. Туда входят:

  • стойка;
  • лампа;
  • зонтики;
  • цветные фильтры.

Неудобство доставляет то, что необходима синхронизация и подключение к фотокамере. Иначе вспышка просто не будет работать.

Синхронизацию можно провести тремя способами.

  1. Трансмиттер (ИК-пускатель).
  2. Радиосинхронизатор.
  3. Синхрокабель.

ИК-пускатель - это маленькая коробочка. Крепится к камере там, где обычно вспышка. Действует по такому принципу: внутри моноблока есть «ловушка», которая улавливает импульсы, что дает понять вспышке: «Пора работать». Недостаток - инфракрасный луч должен находиться в видимости устройства, как пульт и телевизор. Из-за неудобства такой способ применяется редко.

Более практичен в использовании радиосинхронизатор. Снимает с любого места, куда дошел сигнал. Принцип работы такой, как и у трансмиттера, но в основе лежат радиоволны.

Крайне неудобным способом для фотографа является синхрокабель. Так как источник освещения и фотоаппарат соединяет провод, который постоянно будет путаться под ногами у мастера.

Определившись с синхронизацией, необходимо настроить вспышку. Она переключается в ручной режим. Мощность уменьшается. То же проделываем с камерой. Экспозиция кадра определяется гистограммой или флеш-метром.