Как делают ледовую переправу на реке. Ледяные переправы и их эксплуатация. Требования к проведению водолазных работ- зависимость массы груза или транспортного средства от толщины льда при заданной температуре воздуха и предельного расстояния от кромки льд

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

(РОСАВТОДОР)

Москва 2008

Предисловие

1 . РАЗРАБОТАНЫ: » (к. т.н., ст. н.с. , к. т.н., проф. , инж. ,) с использованием материалов, представленных (инж.), ГУ «Управление по эксплуатации автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) (инж.), ГУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» (инж. ,), Тихоокеанским государственным университетом (к. т.н., проф. , к. т.н., доц. , инж. ,)

2. ВНЕСЕНЫ: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора

3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Росавтодора от … № …

4. ВВЕДЕНЫ взамен ОДН

Настоящие методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Росавтодора

Раздел 1. Область применения…………………………………………………….

Раздел 3. Термины и определения………………………………………………...

Общие положения………………………………………………………...

Организация ледовых переправ……………………………………….

Изыскания ледовых переправ………………………….......................

Проектирование ледовых переправ…………………………………...

Устройство ледовых переправ……………………………………..

Испытание и сдача ледовых переправ в эксплуатацию..................

Раздел 10.

Эксплуатация и ремонт ледовых переправ…………………………..

Раздел 11.

Организация движения на ледовых переправах…………………....

Раздел 12.

Защита окружающей среды при строительстве, ремонте и эксплуатации ледовых переправ…………………………………………..

Раздел 13.

Ключевые слова…………………………………………………………........................

Методика определения пропускной способности ледовой пе-

реправы………………………………………………………………..

Методика определения грузоподъёмности ледовой пере-

правы…………………………………………………………………...

Карточка инженерной разведки ледовой переправы………….

Основные характеристики намораживающих агрегатов………

Технические характеристики ледово-фрезерной машины……

Паспорт ледовой переправы………………………………………

Акт контрольной проверки грузоподъёмности ледовой пере-

правы…………………………………..............................................

Массы наиболее распространённых транспортных средств

Порядок постановки на учёт ледовой переправы в ГИМС

МЧС России по субъекту Российской Федерации……………..

Список литературы……………………………………………………………………….

Раздел 1. Область применения

а) Настоящие Методические рекомендации распространяются на проектирование (включая изыскания) устройство и эксплуатацию ледовых переправ, устраиваемых на дорогах общего пользования, а также для связи в зимний период населённых пунктов (предприятий и т. д.) или разового (периодического или эпизодического) передвижения транспортных средств (грузов).

б) Проектирование, устройство и эксплуатация ледовых переправ и ледовых дорог, входящих в состав автозимников, осуществляется в соответствии с документами, устанавливающими требования (рекомендации) к автозимникам.

в) При необходимости детализации и расширения рекомендаций по проектированию, устройству и эксплуатации ледовых переправ, входящих в состав автозимников, допускается применение настоящих Методических рекомендаций, в части не противоречащей документам, устанавливающим требования (рекомендации) к автозимникам.

а) СНиП Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

б) СНиП Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство

в) ГОСТ Р Технические средства организации дорожного движения . Знаки дорожные. Общие технические требования

г) ВСН 137-89 Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР

е) Методические рекомендации о порядке проведения технического освидетельствования ледовых переправ Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ж) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (утв. Постановлением Правительства РФ № 000 от 08.05.96 г.)

Раздел 3. Термины и определения

Автозимник – дорога, с дорожной одеждой из снега, льда или мерзлого грунта, проложенная по суше или ледяному покрову водной преграды.

Ледовая дорога – часть автозимника, проложенная по ледяному покрову водной преграды (по руслу реки, вдоль берега озера или морского залива).

Переправа – сооружение (исключая мосты) для передвижения транспортных средств и людей через водную преграду.

Ледовая переправа – переправа в виде дороги, проложенной по ледяному покрову водной преграды. Ледовая переправа может быть частью автозимника, временно заменять в зимний период недействующий мост или паромную переправу.

Государственный заказчик – федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления) или орган управления дорожным хозяйством , а также уполномоченные указанными органами получатели бюджетных средств, при осуществлении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств.

Проектная организация – подрядная организация, выполняющая проектно-изыскательские работы по устройству ледовой переправы.

Строительная организация (эксплуатирующая организация) – подрядная организация, выполняющая работы по устройству (эксплуатации) ледовой переправы.

Раздел 4. Общие положения

а) Целью устройства и содержания ледовых переправ является обеспечение безопасного проезда транспортных средств через водную преграду при образовании на ней ледяного покрова требуемой толщины.

б) Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправы; обеспечение безопасного пропуска транспортных средств по переправе; регулирование движения на переправе; наблюдение за состоянием ледяного покрова, конструкций усиления и съездов на лед; восстановление переправ.

в) Режим работы ледовых переправ, порядок и вопросы оплаты перевозок автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта, определяются заказчиком по согласованию с администрацией области (района), территориальными органами ГИБДД МВД России и Государственной инспекцией по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее ГИМС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации) в части обеспечения безопасности людей на ледовых переправах и безопасных условий движения транспорта и пешеходов по ним.

г) Ледовые переправы должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения, и обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения переправы транспортными средствами и пассажирами (пешеходами).

д) На каждую переправу должны быть разработаны проект переправы и, с учетом ее конструктивных особенностей и местных условий перевозок, правила пользования переправой, регламентирующие порядок пропуска автотранспорта и перевозки пассажиров, правила безопасного поведения водителей и пассажиров на переправе.

Разделы проекта по устройству и эксплуатации ледовой переправы разрабатываются (или корректируются) ежегодно с уточнением интенсивности движения, пропускной и несущей способности переправы.

е) В задачи эксплуатации ледовых переправ входят: организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; поддержание установленного режима эксплуатации, исправности дорожных знаков и инженерного оборудования переправы; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним.

ж) Основные задачи текущего ремонта и содержания ледовых переправ: следить за толщиной льда и его состоянием, чистотой проезжей части на переправе и подходах, площадок для пассажиров, исправным состоянием съездов и конструкций усиления, а также спасательных средств и оборудования; проводить ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов конструкций; осуществлять заделку трещин в ледовом покрове.

з) Обслуживающий персонал ледовых переправ обязан обеспечивать безаварийную, безопасную и бесперебойную работу переправ в соответствии с утвержденными графиками их работы, исправное техническое состояние переправ, охрану и сохранность имущества, инвентаря, инструментов и материалов на переправе, правильную эксплуатацию, своевременное техническое обслуживание, ремонт и содержание всех конструкций, машин, механизмов и устройств переправы, оказание первой медицинской помощи.

Раздел 5. Организация ледовых переправ

а) Ледовые переправы организовывают в целях обеспечения проезда транспорта через водную преграду при образовании на ней ледяного покрова требуемой толщины в случаях отсутствия мостовых переходов.

Выбор трассы переправы, назначение состава, изыскание, проектирование, устройство и эксплуатацию ледовых переправ осуществляют исходя из их классификации.

б) Ледовые переправы классифицируются:

По протяженности: малые (протяжением до 100 м), средние (протяжением от 100 м до 500 м), большие (протяжением более 500 м);

По продолжительности эксплуатации: регулярные (возобновляемые на одной и той же трассе каждую зиму в течение ряда лет), временные (возводимые на одну зиму), разовые (возводимые для разового пропуска колонны автомобилей или какого либо груза);

По расчётной интенсивности движения: переправы I категории с интенсивностью движения свыше 150 авт./сут, переправы II категории с интенсивностью движения 150 авт./сут и менее;

По типу водоёма: переправы речные, озёрные и морские;

По солёности водоёма: переправы через пресные, солёные водоемы или водоёмы промежуточной солёности;

По типу ледяного покрова, используемого для движения транспортных средств: естественный ледяной покров (с очисткой и без очистки его от снега); покров, утолщаемый намораживанием сверху; покров, утолщаемый намораживанием снизу; покров, утолщаемый намораживанием сверху и снизу;

По длительности зимнего периода с устойчивыми отрицательными температурами;

По наличию усиления или армирования ледяного покрова, его типу и конструкции.

в) На стадии организации ледовой переправы необходимо решение следующих вопросов:

Определение состава переправы (см. пп. г)-е) настоящего раздела);

Предварительный выбор трассы переправы (см. пп. ж)-з) настоящего раздела);

Определение грузоподъёмности ледяного покрова (см. пп. и)-л) настоящего раздела);

Определение режима работы переправы (см. пп. м)-н) настоящего раздела);

Финансирование работ по изысканию, устройству и эксплуатации переправы (см. п. о) настоящего раздела).

г) Ледовые переправы устраивают, как правило, в виде двух полос с односторонним движением (на больших и средних ледовых переправах) или в виде одной полосы с поочередным пропуском транспортных средств (на средних и малых ледовых переправах) или двух полос с двухсторонним движением транспортных средств на общей проезжей части (на малых и средних ледовых переправах).

При интенсивности движения свыше 150 авт./сутки на ледовых переправах следует предусматривать 2 (две) полосы движения с односторонним движением с расстояниями друг от друга не менее 50 м с соблюдением дистанции между автомобилями согласно табл. 1 и допустимой скорости движения.

Таблица 1

Допустимая нагрузка (масса автомобиля или трактора), т

Толщина льда h л , см, при средней температуре воздуха за 3 сут, °С

Минимальная дистанция между машинами и расстояние между полосами движения, м

Минус 10 и ниже

Минус 5 и ниже

0 (кратковременные оттепели)

Гусеничные машины

Одиночное движение

Одиночное движение

Одиночное движение

Одиночное движение

Колесные машины

3.1.3. Ледовые переправы

При организации ледовой переправы руководствуются назначением переправы (пешеходная, автомобильная и т. д.), интенсивностью грузопотока, шириной, глубиной и скоростью течения реки или водоема, характеристикой ледового покрова (структура и толщина льда) и снежного покрова.

Если переправа организуется вблизи работающей ГЭС, то обязательно должен учитываться режим ее работы. Ледовая дорога очищается от снега на ширину не менее 10 м от оси полосы движения в обе стороны и обозначается вехами. Расстояние между вехами – от 15 до 20 м. Ледовые дороги устраиваются только односторонними и однорядными. Расстояние между двумя полосами движения принимается не менее 100 м.

При определении толщины льда толщина снегового льда (отличается по структуре и цвету) не учитывается. Для определения толщины льда пробиваются лунки диаметром от 6 до 10 см по обеим сторонам дороги на расстоянии 5 м от ее продольной оси в шахматном порядке через каждые 10–20 м по длине. Лунки должны быть ограждены снеговым валиком высотой 0,2–0,3 м и шириной 0,5 м, а также закрыты щитами из досок. На прибрежном участке трассы лунки должны пробиваться через каждые 3–5 м. Это необходимо для своевременного обнаружения возможного «зависания» льда в местах съезда на лед при колебаниях уровня воды в реке или водоеме. Если уровень воды в этих лунках составляет менее 0,9 толщины льда, то это свидетельствует о наличии «зависания» льда и возможности его обрушения.

В таких случаях лед обрушают искусственно, и на этих участках, в прибрежной части, устраивают специальные съезды с берега на прочный лед. Частота замеров толщины льда устанавливается местной гидрометеослужбой, но не менее 1 раза в пять дней, в оттепель – 2–3 раза в сутки.

Толщина льда, см, необходимая для пропуска грузов, т, определяется расчетом по формуле

где n – коэффициент, учитывающий интенсивность движения (при интенсивности движения менее 500 машин в сутки n = 1);

a – коэффициент, зависящий от характера распределения нагрузки (для колесной нагрузки – 11; для гусеничной нагрузки – 9);

P – масса груза, т. Фактическая толщина льда определяется по формуле

Н = (h пр + 0,5h мут) t 1 k 2 ,

где H– фактическая толщина льда, см;

h пр – толщина прозрачного слоя льда, см;

h мут – толщина мутного слоя льда, см;

k 1 – коэффициент, применяемый при кратковременных оттепелях (k 1 = 0,5);

k 2 – коэффициент, учитывающий структуру льда (при раковистой структуре k 2 = 1). Допустимая толщина льда для различных нагрузок приведена в табл. 3.7.

Таблица 3.7

Допустимая толщина льда при организации переправ машин через реки и водоемы


Примечания: 1. При пешеходной переправе толщина льда должна быть не менее 15 см. 2. При средней температуре воздуха за последние 3 сут выше 0 °C допустимую толщину льда (при температуре -10 °C) следует умножать на коэффициент 1,5. 3. Указанные в таблице значения определены для пресноводного раковистого льда. Если лед наморожен или мутный (пористый), толщина льда увеличивается в 2 раза, на водоемах с соленой водой – в 1,2 раза. 4. Грузоподъемность льда при частых оттепелях и изменениях уровня воды следует устанавливать практически, пропуская по льду грузы. При этом необходимо уменьшать массу груза в 2 раза и более против норм, указанных в таблице. 5. Для стационарных нагрузок допустимая толщина льда увеличивается в 1,5 раза и более.

При малых толщинах льда производится естественное намораживание льда, что достигается регулярной очисткой льда от снега, начиная с толщины 15 см. Искусственное намораживание льда поливом водой производится при толщине льда 35–40 см. Искусственное намораживание осуществляется слоями толщиной от 1 до 5 см, толщина общего слоя допускается не более 20–40 % толщины естественного льда.

При интенсивном потоке движения транспортных средств усиление льда следует производить путем устройства настила по колее на поперечинах, укладываемых непосредственно на лед через 0,8–1 м, что позволяет увеличить грузоподъемность переправы на 20 %. При незначительной глубине реки или водоема устраиваются бродовые переправы.

Продолжительность замерзания воды при намораживании приведена в табл. 3.8, а глубина воды при переправе вброд людей и машин – в табл. 3.9.

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

Ледяной покров, сковывай мини на значительную часть года поверхность рек, озер ц болот и северной и центральной частях Советского Союза, широко используется в районах с редкой дорожной сетью для устройства зимних переправ через реки (ледяные переправы) и прокладки зимних дорог, сокращающих длину пути в болотистых районах.

Для устройства ледяных переправ выбирают участки рек с пологими берегами, обеспечивающими возможность удобного съезда автомобилей на лед. Следует учитывать, что ледлежит па воде, а не опирается на берег. При съезде автомобилей с кру­того берега он может проламываться. Для переправы непригодны участки с быстрым течением перекаты, а также места выхода ключей, на которых река замерзает медленнее, а лед бывает более гонким пли даже образуются полыньи.

Для пропуска автомобилей на переправах расчищают не ме­нее трех полос шириной по 5 -10 м. Но двум происходит односто­роннее движение автомобилен, а одна полоса оставляется как опасная, так как под действием многократных проездов происхо­дят явления перекристаллизации льда и потери его прочности, восстанавливающейся после некоторого отдыха. Поэтому движе­ние поочередно переключают на резервные полосы. Движение по переправе открывают после того, как ледяной покров достигает достаточной толщины, чтобы выдержать нагрузки от автомобилей.

Ледяной покров обычно бывает неоднороден. Он образуется не только от замерзания воды в верхних слоях водоема (водяной лед), но и от замерзания снега, выпавшего па топкую корку льда и пропитавшегося водой (водоснеговой лед), от замерзания воды, образовавшейся при таянии во время оттепелей лежащего на льду снега, а также от всплывания донного льда. Прочность этих слоев неодинакова. Водяной лед прозрачен, водоснеговой - мутный от содержащихся в нем мелких пузырьков воздуха и смеет слегка желтоватый оттенок.

При проверке грузоподъемности ледяного покрова за расчет­ную толщину принимается приведенная толщина льда, опреде­ляемая по формуле П. И. Лебедева:

где h 1 - толщина водного льда, см;

h 2 - толщина водоснегового льда, см;

К 1 - коэффициент, равный при раковистой структуре излома льда 1, а при игольчатой 2 / 3 ;

K 2 - коэффициент, равный при температуре воздуха ниже О о С 1, а при температуре выше О °С 4 / 5 .

Для установления грузоподъемности ледяных мереправ, а также для ее проверки в ходе эксплуатации систематически ведут промеры толщины льда, для чего в 20 - 30 м от полосы проезда пробивают через каждые 5 - 10 м лунки.

Для ориентировочной оценки грузоподъемности ледяного по­крова используют формулу М. М. Корунова:

где Н - требуемая толщина льда, см;

Опытный коэффициент, равный для колесных нагрузок 11, а для гу­сеничных 9.

Естественный ледяной покров иногда усиливают наморажива­нием сверху дополнительных слоев льда до 0,7 от его толщины. Это допустимо только в период устойчивых низких температур, так как иначе происходит одновременно подтаивание льда снизу. Возможно усиление ледяных переправ устройством деревянного настила по поперечинам, укладываемым по льду через 0,8 - 1 м.

Для безопасности движения по ледяным переправам необхо­димо соблюдать специальные правила. При малой толщине льда и в период длительных оттепелей вес пропускаемых транспортных средств ограничивают на основе проверки грузоподъемности ледя­ного покрова. При снижении грузоподъемности ледяного покрова обязательно устанавливают знаки, запрещающие проезд тяжелых транспортных средств. При движении по льду дверцы кабин автомобилей следует держать открытыми, а при грузоподъемности ледяного покрова, близкой к весу автомобиля, пассажиры должны переходить переправу пешком.

Ледяной покров прогибается под автомобилем; автомобиль как бы находится в ледяной чаше, перемещающейся вместе с ним и давящей на воду, в которой от этого возникает попутная волна, движущаяся под ледяным покровом (рис. 15.5) со скоростью ,

где Н - глубина воды, м.

В зависимости от соотношения скоростей движения подледная волна может как опережать автомобиль, так и отставать от пего. Критическим является случай, когда скорости подледной волны и автомобиля совпадают и происходит рост подледной волны. При толщине льда, близкой к минимально допустимой, лед под автомобилем проламывается. Поэтому, если масса автомобилей близка к грузоподъемности переправы, скорость движения огра­ничивают 10 - 15 км/ч. Автомобили должны следовать по переправе друг за другом на таком расстоянии, чтобы образующиеся под ними волны прогибов не накладывались друг на друга.. Практи­чески в зависимости от массы автомобилей расстояния между ними должны составлять не менее 25 - 40 м.

Категорически запрещаются длительные стоянки автомобилей на льду, если толщина ледяного покрова близка к минимально допустимой для данной нагрузки. При длительном действии ста­тических нагрузок лсд испытывает пластические деформации и про­гибы его возрастают. По достижении ими через несколько часов критического значения происходит пролом льда. Поэтому испортив­шиеся автомобили должны быть отбуксированы со льда на берег на длинном тросе, для чего на больших переправах организуют дежурство буксирных тракторов.

Для некоторых рек европейской части России усиление ледяной переправы намораживанием практических результатов не давало, так как выигрыш нескольких дней в начале эксплуатации переправы терялся весной: переправа становилась непригодной из-за более интенсивного таяния намороженного слоя.

Для предохранения льда от растрескивания и механического износа, а также лучшего сцепления колес и гусениц с полотном дороги во время снегоуборочных работ целесообразно оставлять на проезжей части слой рыхлого снега высотой 5-10 см или 3-5 см - слежавшегося.

При резких спадах воды надо внимательно следить при помощи контрольных лунок за состоянием льда и уменьшать допускаемую нагрузку на 20%.

Лед, не лежащий непосредственно на поверхности воды, очень ненадежен и, как правило, для переправы непригоден (за исключением участков сплошного промерзания). Это надо учитывать, так как зимой при понижении уровня воды бывают случаи, когда лед примерзает к берегам и не сразу опускается, тогда между льдом и водой образуется воздушная полость. Способность льда выдерживать нагрузки, помимо его механической прочности, характеризуется еще и его плавучестью (удельный вес льда 0,9). Кроме того, благодаря известной упругости льда нагрузка распределяется на полосу его шириной до 10-15 м. Наблюдениями установлено, что при понижении горизонта воды и наличии воздушной полости прочность льда может уменьшаться более чем в 2 раза.

Для усиления льда переправы и для более равномерного распределения давления на лед применяют доски, брусья и хворост. На расчищенной от снега полосе шириной 5-6 м укладывают настил толщиной 5-8 см, который засыпают тонким слоем битого льда или снега толщиной 4-6 см и заливают водой. Скорость наращивания льда зависит от температуры воздуха. Время замораживания настила толщиной 7 см, залитого водой, зависит от температуры воздуха, так при:

10°С — 8 ч
-20°С — 5 ч
-30°С — 3 ч
-40°С — 1,5-2 мин

При строительстве Братской ГЭС на р. Ангаре широко применяли усиление ледяной переправы лежневым настилом, что увеличило более чем на месяц время эксплуатации ледяной переправы (с учетом своевременной уборки лежневого настила со льда), сохранило транспортную связь между берегами, несколько увеличило вес одиночно пропускаемых грузов, а также усиливали переправу на запасных полосах движения в феврале-марте, когда полосы движения интенсивно эксплуатировались.

При строительстве лежневых настилов вдоль полотна дороги на поперечины настилали вразбежку такие же прогоны. Полоса движения состояла из двух колей. Каждая колея имела наружный колесоотбойный брус сечением 20X20 см и внутренний 10X10 см.

Прогоны к поперечинам и колесоотбойные брусья крепили скобами 300Х100Х10 мм и ершами 10Х10ХЗОО мм. Лесоматериал применяли четвертого сорта. Средний вес 1 пог. м конструкции верхнего строения переправы равнялся 1,06 т.

С увеличением толщины льда выигрыш в грузоподъемности, зависящий от верхнего строения, становится все менее ощутимым. Так, если при верхнем строении в виде колейного дорожного покрытия, выполненного из деревянных брусьев сечением 15×15 см, при толщине льда 10 см, достигают усиления переправы в 2,84 раза, то при толщине льда 28 см только в 1,08 раза.

Лед под нагрузкой прогибается, образуется как бы ледяная чаша, которая перемещается вместе с движущимся автомобилем. В результате этого возникает подледная волна, распространяющаяся в направлении движения.

В зависимости от скорости движения распространение подледной волны может отставать от автомобиля или опережать его. Если скорости подледной волны и автомобиля совпадают, нарушается ледяной покров.

Наиболее неблагоприятной является скорость движения в интервале 30-40 км/ч, так как при этом лед максимально раскачивается.

На ледяной переправе на р. Волге в районе г. Куйбышева былообнаружено активное образование параллельно идущих и перекрещивающихся трещин на расстоянии 30-40 м от берега.

Глубина реки в этом месте достигала 8 м, скорость движения автомобилей вместо разрешенной 10-15 км/ч составляла 25-30 км/ч, т. е. была близка к критической скорости распространения волны в водоеме (30 км/ч).

После снижения скорости автомобилей на этом участке переправы до 10-15 км/ч колебания льда и образование трещин прекратилось.

При работе на ледяных переправах необходимо определять допускаемое время стоянки автомобилей на льду, так как при длительной нагрузке лед деформируется, что может привести к его разрушению. По истечении допускаемого времени стоянки автомобиль с грузом надо передвигать на новое место.

Особое внимание должно быть уделено эксплуатации ледяных переправ в весенний период и в дни оттепели.

При положительных температурах наружного воздуха происходит Перекристаллизация льда, лед приобретает игольчатую структуру, а его прочность снижается в 2 раза и более.

Весной на полосах движения скапливается значительное количество воды, образующейся от таяния снега, лежащего на льду.

Через три-четыре дня после появления на льду талой воды несущая способность льда значительно снижается. Можно допускать движение автомобилей через переправы, покрытые слоем воды не более 40 см (при условии достаточной прочности льда). При толщине льда 40-45 см без создания верхнего настила движение автомобилей становится опасным. С наступлением оттепелей необходимо принимать меры к уборке снежных валов с границ полосы расчистки, отводу воды с полос движения в пробиваемые лунки за пределы полосы движения; необходимо также организовать тщательное наблюдение за уменьшением толщины льда и переключать движение транспортных средств туда, где это возможно, на ненаезженные полосы.

Толщину льда при строительстве ледяных дорог и переправ контролируют сверлением отверстий или лунок во льду через 25 м или через 100 м по краям полосы расчистки. Толщина льда на переправах колеблется от 0,6 до 2,1 ж в зависимости от температуры и скорости течения реки в данном месте.

Перед началом перевозок делают ориентировочный расчет для определения возможной нагрузки, которую способен выдержать имеющийся ледяной покров.