Храм бориса и глеба в зюзино официальный. Церковь бориса и глеба в зюзине. «Иже под колоколы»

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является выдающимся памятником архитектуры федерального значения. Начата постройка в 1688 году.Окончилось строительство в 1704 году. Церкви более трехсот лет.

Храм является усадебным . Его построил на собственные сбережения сподвижник Петра Первого князь Борис Иванович Прозоровский. До него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

Вконтакте

Одноклассники

История

Но после известных событий старообрядческого раскола, эти земли были конфискованы. В дальнейшем Петр Первый за труды пожаловал их Прозоровскому. Выстроен по проекту знаменитого архитектора Якова Бухвостова. С этого храма начался в Москве архитектурный стиль — московское барокко. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является прототипом многих московских церквей.

У него имеется одна особенность, на которую обращают внимание. Церковь в Зюзино алтарной абсидой развернута на север.Так пожелал Прозоровский.Он хотел, чтобы его усадьба была обращена к центру Москвы. Церковь двухэтажная. Верхний храм, в честь Бориса и Глеба, был раньше летний. Есть еще нижний, зимний. В честь великого князя Владимира.

В 1938 году был закрыт . Он разделил судьбу многих храмов страны. Перед закрытием настоятелем был отец Александр Харьюзов. Его арестовали и расстреляли в 1937 году. На смену ему пришел его брат Леонид. Который вскоре был тоже казнен. До 1989 года храм эксплуатировался не по назначению. Здесь был овощной склад. В годы войны использовался как наблюдательная вышка. Затем его переоборудовали в филиал завода драгоценных металлов. И, конечно, получил огромные повреждения. В алтаре нижнего храма была гальваническая ванна.

Первое богослужение состоялось 15 мая 1989 года в память святых мучеников Бориса и Глеба. Но не в храме, туда не пускали. Там была еще другая организация. Молебен прошел на улице, напротив здания.

А вот первая литургия 28 июля того же года, совершилась в нижнем храме. Интерьер был восстановлен полностью заново . Иконостас выполнен по старым эскизам. Воссоздан один к одному. Роспись новая, в византийском стиле. До 19 века храм, вообще, не был расписан.

Изначально архитектор Бухвостов допустил ошибку в проектировке и стены промокали. Иконами и святынями делились настоятели московских храмов. Например, из храма Петра и Павла в Лефортово была передана . Ее собирались отдать на реставрацию, но она само очистилась. Стала как новая. Из храма Покрова на Землянке подарен Голгофский крест. Прихожане приносили свои иконы.

Пожилая прихожанка принесла икону Знамение Пресвятой Богородицы , которую успела унести при закрытии и разграблении храма в 1938 году. Когда сверили образ по фотографии, то подтвердилось, что это действительно старая икона этой церкви. И это единственная икона, чудом сохранившаяся. Женщина очень радовалась, со слезами на глазах благодарила Бога, что сохранила святыню, дожила до открытия и вернула ее на место.

Многие лики заказывались по просьбе прихожан Москвы:

  • св.Николая Угодника;
  • Тихвинская;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Неупиваемая чаша.

Богослужение совершается каждый день. Утром и вечером. В воскресенье совершается Святителю Николаю. Имеется его икона с частицами мощей.

Нижний храм используется как требный . Там проводят исповеди. Это очень удобно. Нижний и верхний храм совмещаются винтовой лестницей. Есть возможность одновременно исповедовать и проводить богослужение. Нижний храм оформлен в ярославском стиле. Там низкие своды, иной иконостас. Другой интерьер. Там находятся две фрески. Одна посвященная князю Владимиру и Крещению Руси. Другая фреска, в притворе, посвящена мученикам России. Даже тем, которые были канонизированы позднее. В том числе царской семье.

При церкви работает воскресная школа . Обучаются более 100 детей. Проводятся занятия, работают кружки:

В школу принимаются дети с 7 лет. Имеются группы взрослых слушателей. Учения проводят как сами служители, так и выпускники духовных семинарий, квалифицированные иконописцы.

Принимается участие в фестивалях, концертах. Совершаются поездки по святым местам Московской области.Ведется развернутая социальная работа. Духовенством организованы поездки и помощь детским больницам. Развито паломничество. Дети и родители церковной школы посещают святыни России.

Расписание

Двери открыты каждый день , с утра до позднего вечера. Любой человек может зайти, поставить свечу, помолиться за себя и своих близких.

Есть официальный сайт в интернете.

Адрес

Добраться можно от станции метро Севастопольская. Дальше три остановки троллейбусом No 60 или No 72. Адрес: улица Перекопская, дом 7.

Борисоглебская церковь имеется также в Новокосино.

Первыми русскими святыми, заслужившими народную любовь и почитание, стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В их честь построены храмы, одним из них является выдающийся памятник архитектуры - церковь Бориса и Глеба в Зюзине.

Страстотерпцы Борис и Глеб

Родные братья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира . Пример отца, который из необузданного язычника превратился в кроткого раба Христова, отобразился в характере братьев. Они росли богобоязненными и послушными. Повзрослев, Борис и Глеб были отправлены князем Владимиром на княжение в Ростов и Муром.

Читайте о святом князе Владимире:

Будучи в преклонном возрасте, князю пришло известие, что на Русь надвигаются печенеги. Дать отпор врагу Владимир поручил сыну Борису. Во время пребывания святого Бориса в походе, его отец отошел ко Господу. Престол в Киеве занял старший брат Святополк занял и задумал погубить своих братьев. Убийство произошло в 1015 году.

Благоверные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми . Их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав заступниками русской земли и небесными помощниками русских князей.

История и архитектура храма

В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.

Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.

Он имеет одну особенность устройства - алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост - так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба - это летний храм; нижний храм - зимний, в честь великого князя Владимира.

В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля - Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат - отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.

В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».

Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.

После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.

Иконостас нижнего храма

А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.

Всё, что сейчас находится в храме - это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.

Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного - русской зимы, погодных условий.

При росписи храма встал вопрос - храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.

Святыни храма

Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.

Был подарен Голгофский крест - великолепный и неповторимый.

Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:

  • Святого Николая Чудотворца с мощевиком;
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» ;

Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение» , которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 104-107

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзине

Перекопская ул., 7, близ Севастопольского бульвара, 65

"Владельцы села: А. Ю. Сицкий с 1618 г; Морозовы - 1646-1656; дворцовое - 1666-1686; Прозоровские - 1686-1780; И. А. Князева - 1780; Бекетовы - 1785-1852; А. И. Васильков - 1890 г.".

"Храм начат постройкою в 1688 г. боярином Б. Прозоровским, сподвижником молодого Петра. Общая композиция церкви напоминает храм в Троицком-Лыкове. Это дает возможность предполагать, что его зодчим мог быть тот же мастер - Яков Бухвостов, работавший обычно "со товарищи". Любопытно, что окна храма лишены наличников, которые станут столь обязательными несколько лет спустя".

"Сразу же по получении Зюзина Б. И. Прозоровский, кроме постройки церкви, перестроил "на западный манер" и старые хоромы Морозовых".

"Нижняя теплая церковь во имя св. князя Владимира освящена 1 сентября 1688 г. Верхний храм во имя свв. Бориса и Глеба - в 1704 г. Колокольня пристроена к церкви в 1879 г. и в это же время, вероятно, выстроен также кирпичный дом причта на юго-западном углу участка". (Акт обследования храма, подписанный архитектором Н. Тихомировым. Без года, из архива реставрации.)

"В храме находился замечательный резной иконостас эпохи нарышкинского барокко и таковая же господская ложа".

"Церковь закрыта в 1938 г. В 1940-1941 гг. она оставалась без замков и охраны, чем и воспользовались местные жители, выломав в ней решительно все деревянные части на отопление - начиная с великолепного, одновременного храму иконостаса, и кончая оконными и дверными рамами и переплетами" (Акт Н. Тихомирова).

Первая реставрация проводилась с конца 1950-х гг. до середины 1960-х.

В 1966 г. в здании находилась мастерская по изготовлению алмазов. Как записал М. Л. Богоявленский, к стенам были приделаны трубы, моторы. Колокольня конца XIX в. - небольшая открытая звонница на 4 столбах, на которой, по словам старожилов, прежде висели большие колокола, - до 1966 г. еще сохраняла шпиль и обрешетку крыши. К 1978 г. все это уже обвалилось - остались одни кирпичные столпы. Впоследствии их также снесли.

В 1979 г. начата новая реставрация храма, руководила которой реставратор К. Г. Полунина. К сожалению, реставраторы сочли колокольню 1879 г. "поздней" - хотя она была редкой формы, и не препятствовали ее полному разрушению.

Храм стоит на государственной охране под № 398. В 1980 г. он был еще занят архивом без вывески, входа посетителям для осмотра не было.

Под тем же охранным номером с прибавкою "а" числится оставшаяся от "усадьбы Зюзино XVII-XIX вв. единственная постройка усадьбы Луниных - флигель XVIII, XIX вв.".

Еще в 1955 г. остатков усадьбы было больше: "От господского дома дворян Бекетовых в Зюзине уцелели боковые корпуса 1820-х гг.; в запущенном парке два копаных пруда и следы беседок или гротов" - сообщает. Теперь здесь стоят лишь храм и один флигель.

В 1988 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим, вызвавший ожесточенное сопротивление властей, решивших отдать его лучше "Центру восточной медицины".

"От общины православных христиан, проживающих в Севастопольском районе г. Москвы.

Пока еще можно спасти уникальное творение русского зодчества - церковь XVII в., освященную 300 лет назад во имя крестителя Руси князя Владимира и первых русских мучеников Бориса и Глеба. Закрыта и разграблена она была в 1938 г.

За время после закрытия храма и его использования различными организациями-арендаторами был утрачен богатейший иконостас, интерьер значительно искажен устройством перекрытий и перегородок, разрушены завершения колокольни - несмотря на то, что храм Бориса и Глеба состоит под охраной государства в качестве памятника архитектуры XVII в.

До последнего времени здание-памятник использовалось Министерством инструментальной и станкостроительной промышленности СССР под архив, при этом эксплуатация здания осуществлялась с грубыми нарушениями элементарных требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Об этом варварском отношении к жемчужине отечественного зодчества неоднократно поднимался вопрос в МГО и районном отделении ВООПИК. За последнее время, как отмечает группа специалистов ВООПИК, состояние храма значительно ухудшилось - в стене здания появилась серьезная трещина, которая может привести к окончательному разрушению памятника. Специалисты - архитекторы и реставраторы - утверждают, что для долголетия храма необходим истинный хозяин. Как показывает практика, памятники архитектуры культового характера максимально сохраняются, если они используются соответственно своему предназначению.

С мая 1988 г. жители Севастопольского района г. Москвы безуспешно пытаются убедить официальные инстанции в важности и нравственном значении передачи храма верующим. Заместитель председателя райисполкома В. Л. Воробьев заявил, что "если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит". А между тем в Севастопольском и в прилегающих к нему двух районах - Советском и Черемушкинском с населением в более чем полтора млн. жителей нет ни одного действующего храма. На заявление верующих в райисполком "отцы района" ответили, что зарегистрировать религиозную общину невозможно, так как нет специального помещения для отправления религиозных потребностей. А как же храм Бориса и Глеба? Его отдают "на службу" Молодежно-медицинскому центру, который и без того получил ряд больших помещений в районе. По плану руководителей ММЦ храм явится местом "медицинских исповедей", а также клубом с различными увеселительными мероприятиями. В храме предполагается установка органа, что повлечет за собой новое нарушение требований использования памятника, а значит, приблизит гибель храма. Совершенно необязательно использовать динамит, чтобы взрывать святыню, можно разрушить ее с помощью преднамеренного варварства, незаметного и беспроигрышного.

Верующих в нашем районе немало, на это нельзя закрывать глаза, много среди них пожилых и больных людей. Они ездят в переполненном транспорте в далеко расположенные и без того перегруженные храмы. Почему же так селекционируются духовные потребности пожилых и больных людей?! Для наркоманов и алкоголиков - пожалуйста, православный храм, а для верующих - нет помещения?! Для верующих церковь - Дом Божий, святыня, и поэтому любое использование храма не по назначению антигуманно и безнравственно. Храм был построен на средства верующих и должен принадлежать верующим. Не может принести достойные плоды такое воспитание молодежи, когда на ее глазах происходит глумление над святыней и памятью предков. Неужели не понимают этого наши районные и городские руководители?

Мы, религиозная православная община, обращаемся в редакцию газеты, надеясь получить помощь в нашем стремлении восстановить справедливость. Хочется верить, что наше государство не выбросило "за борт" нас, верующих, что действительно отношения между государством и церковью развиваются в русле демократических процессов обновления.

"В день памяти святого равноапостольного князя Владимира состоялось малое освящение храма в одном из районов Москвы - Зюзине. Церковь построена в XVII в., двухэтажная. Верхний храм - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, а нижний, который и был освящен, - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.

Это событие знаменательное, - отмечает настоятель отец Владимир Новиков. - Храм закрыли в 1938 г.: сначала в нем располагались мастерские, штамповавшие вилки и ложки, потом - архив Минстанкопрома СССР. Несмотря на то, что здание зарегистрировано как памятник истории и культуры, храм перестраивался под склады. Сейчас предстоит огромная работа по его реставрации.

На субботниках перед освящением работали многие москвичи".

Главный престол вверху освящен на Пасху 1990 г. "Затем был освящен приставной престол свт. Николая".

"Двухэтажный флигель по адресу ул. Перекопская, 9, отданный Молодежно-медицинскому центру при наркологической больнице № 17, община требует вернуть храму для воскресной школы. Райсовет поддержал ее, а Мосгорисполком пока молчит".

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 192-195.

Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 31.

Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. М., 1910. С. 225-229 (есть фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 100.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 69. № 287.

Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959. С. 143-144 (два фото храма до 1917 г.; на с. 148 фото иконостаса).

Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 82-99.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 97.

Бориса и Глеба в Зюзино.

Село Зюзино находится на месте поселения древнерусского племени вятичей и известно с 12 века. Его название происходит от имени владельца села — опричника («государева человека») Василия Зюзина, владевшего им во времена Ивана Грозного. В 1644 году Зюзино перешло в собственность известного и богатейшего боярского рода Морозовых. Последние представители этого рода братья Борис и Глеб Морозовы, предположительно и послужили тому, что первая деревянная в Зюзине была освящена именами их святых покровителей Бориса и Глеба.

Примечательно, что первая в Зюзино была старообрядческой, поскольку после смерти Глеба Морозова, его жена — знаменитая боярыня Феодосия Морозова (изображена на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова») — превратила свое имение в центр старообрядчества. За что в 1671 году она вместе со своей сестрой была сослана в Чудов , где была заморена голодом. А все имущество Морозовых, в том числе и село Зюзино, в 1671 году было отобрано в казну.

В 1687 году Петр I пожаловал имение князю Б. И. Прозорову, который распорядился в 1688 году заменить деревянную каменным храмом.

Уже в 1688 году был построен и освящен нижний ярус храма во имя равноапостольного святого князя Владимира. Верхний ярус закончен в 1704 году и освящен во имя страстотерпцев святых князей Бориса и Глеба (дети князя Владимира). Народ стал почитать как святых Бориса и Глеба сразу после их мученической кончины в 1015 году. Святые мученики ответили беззлобием на злобу людскую, они совершили подвиг прощения и любви, положив, тем самым, конец кровной мести на Руси.

Бориса и Глеба в Зюзино трехпрестольный. В верхнем ярусе храма расположен престол Бориса и Глеба, в нижнем — престол святого князя Владимира и приставной престол святителя Николая Чудотворца. Ориентирован на север, такое расположение алтаря в православных храмах встречается не часто. Три главы храма также располагаются необычно — на одной линии от притвора к алтарю.

Храм Бориса и Глеба построен в распространенном в то время стиле Нарышкинского барокко, архитектором, предположительно, был Яков Бухвостов. Храм состоит из двух ярусов, прямо над восьмериком второго яруса находится помещение для звона со шпилем, но эта звонница не подходила для больших колоколов, поэтому в 1879 году была достроена колокольня.

Архитектура храма по характеру русская, заимствованы из западноевропейской архитектуры в основном детали декоративного плана. Для нижнего яруса характерна основательность, некоторая тяжеловесность деталей: окна широкие, утоплены в глубокие ниши. На второй ярус храма ведет нарядная узорчатая лестница. Декорирование верхнего яруса сдержанное: арочные ниши, резные гребни, небольшие фронтоны. На окнах нет наличников, пространство между окошками украшено изящными колонками.

1938 год стал испытанием для храма: были прекращены богослужения, церковное имущество разграблено, разломан и разрублен на дрова старинный иконостас, навсегда разрушена колокольня. Храм пришел в упадок. В 50-х годах 20-го века храм приспособили под мастерскую по обработке алмазов, что привело к еще большему обветшанию здания.

Лишь в 1989 году храм был предан православной общине. В том же году, после первичного восстановления храма руками прихожан, была совершена первая божественная литургия. В 2005 году в уже отреставрированном храме была открыта воскресная школа.

Первой владелицей села Зюзино была боярыня Морозова - известная раскольница. После конфискации, имение долгое время оставалось дворцовым. Во времена своего царствования Петр I пожаловал село одному из своих соратников - Борису Прозоровскому.

На тот момент в Зюзине уже стояла деревянная церквушка.

История храма Бориса и Глеба в Зюзино в Москве

В 1688 году по заказу Прозоровского возводится новый храм - храм во имя Бориса и Глеба в Зюзино.

Постройка была выполнена в барочном стиле и состояла из двух ярусов: нижний, зимний, был освящен во имя князя Владимира; верхний, летний, - в честь святых Бориса и Глеба.

Замысел довольно прост: подвиг святых мучеников стал возможен благодаря взрастившему их отцу, князю Владимиру.

Правда, строительство храма Бориса и Глеба в Зюзино затянулось, поэтому и его освящение состоялось довольно поздно. Если нижний ярус освятили в 1688 году, то верхний - только в 1704 году.

Архитектура храма немного скромнее привычного московского барокко: на окнах отсутствуют наличники, грани здания венчают небольшие фронтоны. Пышности добавляют, пожалуй, роскошные лестницы, ведущие в летнюю часть церкви.

В 1879 году к храму Бориса и Глеба пристраивают колокольню, которая сужается кверху в форме шпиля и имеет очень необычную, даже причудливую форму.

В советское время храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино постигла участь многих культовых построек того времени - в 1938 году его закрывают.

Но если многие святыни, как могли, оберегали местные жители, стараясь спасти хоть какую-то их часть, то храму в Зюзино не повезло вдвойне.

Люди сами вскрыли замки, разобрали на дрова роскошный иконостас, сохранившийся в храме с момента его возведения, вынесли двери и оконные проемы. Колокольня со временем стала разрушаться. Храм постепенно приходил в упадок.

В 50-х годах церковь Бориса и Глеба реставрировали, после чего, в ней разместили мастерскую по обработке драгоценных камней.

В здании памятника истории сделали перепланировку, колокольню снесли за ненадобностью. После мастерской в церкви размещался архив одного из Министерств СССР.

Долгое время храм Бориса и Глеба в Зюзино не удавалось передать православной общине. Главным аргументом являлось то, что здание разрушено не до конца, поэтому может быть использовано под другие нужды.

И все же, в 1989 году передача церкви в Зюзино состоялась. Сначала освятили нижний ярус храма Бориса и Глеба, через год - верхний.

Реставрационные работы длились довольно долго, но на сегодняшний день можно говорить об их окончании. Храм в Зюзине продолжает жить своей законной религиозной жизнью. Рядом с ним возвели здание для воскресной школы, действующей с 2005 года.

Храм Бориса и Глеба в Зюзино расположен по адресу: Москва, Перекопская, 7 (станции метро Каховская или Севастопольская).