Граница между европой и азией. Группа "архистраж"

Граница между Европой и Азией проходит именно по Уральскому хребту. А точнее – по самому водоразделу. Впрочем, между экспертами до сих пор нередко разгораются споры – не всегда бывает легко точно провести эту границу в некоторых местах. Наиболее спорной принято считать территорию, расположенную поблизости от Екатеринбурга — здесь уровень Уральских гор наиболее низок – и к югу от Златоуста, поблизости от которого Уральский хребет делится на несколько хребтов, теряя ось и превращаясь в ровную степь.

Любопытно, но сравнительно недавно эта граница проходила куда западне, чем сегодня – по реке Дон и Керченскому проливу. Причем такое разделение появилось очень давно и использовалось ещё в начале восемнадцатого века. Впервые предложил проводить границу по Уральскому хребту В.Н.Татищев в 1720 году. В написанных им трудах подробно описано, почему именно граница между двумя частями света – Европой и Азией – должна проходить по Уральскому хребту, а не Дону.

Одним из главных доводов, приведенных Татищевым, является тот факт, что Уральский хребет выступает в роли водораздела – по его склонам реки текут как на запад, так и на восток. Однако такое предложение было поддержано далеко не сразу.

По всему Уралу установлено множество пограничных памятников, показывающих, где именно проходит линия, разделяющая Азию от Европы. Причем часть из них стоит в очень труднодоступных местах. И некоторые из них на самом деле не соответствуют действительной границе. Например, самый северный памятник расположен на берегах пролива Югорский Шар. Установлен он был сотрудниками полярной станции в 1973 году. Пограничный знак получится довольно обыденно — обычный деревянный столб, имеющий надпись «Европа-Азия». Кроме того, со столба свисает прибитая цепь с якорем. Если брать обелиск, расположенный восточнее всего, то он находится в деревне Курганово, на Полевском шоссе. Его установили ещё позже в 1986 году.

Одним из наиболее крупных и красивых обелисков стал тот, который установлен в 2003 году на трассе, соединяющей города Чусовой и Качканар. Высота его довольно внушительная – целых 16 метров. Прямо возле него, на асфальте, проведена линия, показывающая, где проходит граница между частями света.

Но, безусловно, два самых известных памятника расположены возле города Первоуральска и неподалеку от Екатеринбурга, на Московском тракте. Наиболее древний из всех возведен на Берёзовой горе. Она расположена неподалеку от Первоуральска, на бывшем Сибирском тракте. Самый он появился ещё в 1837 году, весной, когда на Урал впервые приехал 19-летний цесаревич Александр Николаевич, которому в будущем предстояло стать наследником престола.

Изначально памятник, установленный здесь, представлял собой обычную деревянную пирамиду с четырьмя гранями и надписями «Азия» и «Европа». Император Александр Второй, которому народ дал прозвище Освободитель, увидел его, путешествуя вместе с поэтом В.А.Жуковским, статским советником и свитой, в мае 1837 года.

Спустя несколько лет – в 1846 году – этот памятник заменили. На его месте поставили более серьезный, каменный, созданный по проекту, составленному архитектором Карлом Турским, работавшим на уральском заводе. Основным материалом, используемым при его изготовлении, стал мрамор, а стоял он на постаменте из камня. Вершину обелиска венчал позолоченный орёл с двумя головами.

Вскоре после революции этот памятник был разрушен – по официальной версии он напоминал о самодержавии. Однако всего через несколько лет, уже в 1926 году, здесь установили новый памятник. Правда, он был изготовлен не из мрамора, а всего лишь облицован гранитом. Конечно, не было здесь и орла. Спустя несколько десятилетий, в середине двадцатого века, вокруг обелиска была установлена литая чугунная ограда. В конце ХХ столетия её демонтировали, поставив столбики с цепями.

Безусловно, это место обладает большой исторической ценностью. Каторжники, отправляясь в Сибирь из европейской части России, именно здесь брали по гости земли – как память о покинутой Родине.

Всё на той же Берёзовой горе, немного ближе к городу Первоуральск, открыли ещё один обелиск – уже в 2008 году. На вершине тридцатиметрового столба, изготовленного из красного гранита, сидит двуглавый орёл.

Также есть памятник «Европа-Азия» и в городе Екатеринбург, на 17-м километре Новомосковского тракта. Установили его сравнительно недавно – летом 2004 года. Архитектором стал Константин Грюнберг. Зрелище это действительно внушительное – огромный мраморный постамент со стелой из металла и просторной смотровой площадкой. К тому же, здесь заложены камни, взятые с самых крайних точек двух частей света – мыса Дежнёва и мыса Рока.

Вскоре после установки памятника начались споры – насколько правильно выбрано место. Многие противники напирают на то, что памятник установлен на большом расстоянии от водораздела. В любом случае, сегодня это место посещается большим количеством туристов. Многие люди, приезжающие в Екатеринбург, стараются сфотографироваться здесь. Молодожены также обязательно посещают важную географическую точку.

Как утверждают представители властей Екатеринбурга, у них имеются планы по возведению огромного обелиска, внешне похожего на Эйфелеву башню. Это будут буквы «Е» и «А», причем высота их составит около 180 метров.

Галерея



Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их громадном протяжении на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на Востоке установлены пограничные знаки между двумя частями света. Каждый из них неповторим, и каждый имеет свою историю.
Пограничные столбы сооружались по очень разным датам, историческим вехам государства российского. Установка знаков началась в 19 веке и продолжается до сих пор.
Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.
По моим данным, в России установленно 50 знаков, от пролива " Югорский Шар", до города Нефтекумск.

Есть у меня желание посетить все 50 столбов, в настоящее время побывал на 49.

1. г. Нефтекумск, Ставропольский край.
Установленный в 1985 году на въезде в Нефтекумск монумент напоминает, что город стоит в том самом месте, где Европа встречается с Азией. Впрочем, такая географическая подробность бросается в глаза и без всякого напоминания. Вполне цивилизованный город с проспектами, фонтанами и монументами посреди бескрайней степи с могильными курганами. Перекресток частей света, эпох, культур...
Архитектурно-скульптурный ансамбль «Европа-Азия» изображен на гербе города.

2. Оренбург. Автомобильный мост

Стела на южном берегу Урала у автомобильного моста через Урал.

3. Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с надписями «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через Урал.

4 . Орск

На мосту через р. Урал на столбах по обе стороны моста вывески, с одной стороны которых написано «Европа», с другой - «Азия».

5 - Магнитогорск

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А».


6 - Верхнеуральск.

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

7 - Дорога на Учалы. (Башкирия)
Стелы установлены в 90г. с обеих сторон нового моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово.

8 - Старый мост на Учалы.
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк, у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны старого автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара.

9 - исток реки Урал

10 - Златоуст трасса М5
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом. Рядом со знаком расположился небольшой рынок.

11 - Уржумка.
Знак установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

12 - Обелиск в районе г.Кыштым (Слюдорудник)
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале по дороге Слюдорудник - Б.Егусты, установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

13 - Косой Брод
По дороге из п. Косой брод в п. Асбест. Установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер".

14 - с. Мраморное.
Обелиск представляет собой мраморный квадрат, на одной грани у которого написано «Европа», на другой «Азия».

15 - станция Мраморская.
В 2004 году у станции Мраморская был установлен обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

16 - Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия на Среднем Урале. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

17 - Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин» или «Сова», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.
Сам столб это засохшее дерево, выросшее на каменистом склоне.

18 - старая дорога Ревда - Дегтярск
Обелиск Европа-Азия расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск , . Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию г.Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.
Стоит немного, метров 100, в стороне от дороги, в лесу.

19 - 17 км. 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.
Установлен он немного не на месте, должен стоять 3 км западнее.

20 - старый знак демонтированный с г. Березовой установлен возле родника им. Данилова, что на въезде в город Первоуральск в 2008 году.

21 - Обелиск у г. Первоуральск г.Березовая.
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

22 - Ст. Вершина.
Бетонный обелиск установлен около железной дороги из Екатеринбурга в Пермь вблизи станции Вершина. Он был установлен во время подготовки ко VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

23 - знак Голуби на г. Котел
Установлен в 2011 году туристами Екатеринбурга и Новоуральска на горе Котел. Изготовлен по проекту П. Ушакова и А. Лебедкиной. Нижняя часть стальная труба, сверху стрелка с надписью Европа - Азия, на ней два целующих голубя. Символизирует дружбу и любовь между людьми и континентами.

24 - Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

25 - Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка, на г.Медвежка.
На этой горе в ноябре 2006 года энтузиасты из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс» установили знак «Европа — Азия». Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине.
Знак представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

26 - Памятная доска на Билимбаевской дороге , на этом месте в честь строителей г. Новоуральска будет установлен знак Европа-Азия.

27 - Обелиск в районе г. Новоуральск Солнечные часы.
Установлен туристами клуба «Кедр» на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба - солнечные часы. Активно принимали участие в его изготовлении туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

28 - знак Карпушиха установлен на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня и в Бол. Галашки. Простенький Знак на деревянной табличке, вырезаны слова Европа -Азия.

29 - Гора Билимбай (Веселые горы)
Деревянный знак Европа-Азия с надписью "Веселые горы" у горы Билимбай, на обочине дороги Черноисточинск - Б. Галашки. Установлен в 2012 г.

30 - Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (Н. Тагил - Черноисточинск - Висим) дорога вблизи поселка Уралец в 1961 г в честь полета в космос Юрия Гагарина и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Автор проекта - В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода поселка Уралец.

31 - село Елизаветинское

На старом Демидовском тракте (прямая просека от Н. Тагила до Висимо-Уткинска) на запад от с. Елизаветинское у горы Красный столб. Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми (по другим данным лесником Черноисточинского охотохозяйства в 1977 году).

32 - Синегорский
Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.-Тагил - Серебрянка) недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. (Один из немногих знаков, где сохранились атрибуты Советской власти.)

33 - Баранча
У дороги из пос. Баранчинский на запад 17км. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.» . Он чугунный и по форме напоминает башенку-часовенку, собран из литых деталей.

34 - Кедровка
Пограничный знак на автодороге Кушва - Серебрянка (в 4 км от пос. Кедровка) установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала, во озноменование посещение Великиго Княза Владимира Александровича.
Нижняя часть-квадратное основание, над ним возвышается центральная часть-тоже квадратная камера, увенчанная красивым рельефным куполом. По углам установлены круглые колонны, также увенчанные маленькими куполами, Раньше купола были позолочены. на шпиле центрального помешался литой царский герб. Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В период гражданской войны знак был разрушен, часть деталей утеряна. Туристы-энтузиасты Нижне-Салдинского завода в наши дни восстановили его.

35 - перегон 276 км (Хребет Уральский)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского).
Угловые стойки сделаны из рельс-тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги в 1878 году. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.


36 - Ст. Хребет Уральский.

Знак установлен на перроне станции Хребет Уральский в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

37 - Горнозаводской (Промысла)

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.



38 - Колпаки. Медведка-Косья.

У дороги от пос. Промысла (Пермская обл.) на север, на развилке Медведка-Косья. Знак разрушен. Остался только постамент.

Раньше он был такой.

39 - Павда - Растесс - Кытлым

Знак стоит на развилке трех лесных дорог Павда-Растесс- Кытлым.


40 - Кытлым
Знак в 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву и Усть-Тылай у подножья г. Косьвинский камень. Установлен в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

41 - Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет в Пермскую область.
(Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия, но к сожалению они лежат на земле расколотые!)



В 2012 году знак обновили.

42 - Поповский Увал
На перевале через Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск.
Вырезали и установили знак по моим данным, начальник и рабочий Сибиревского прииска, с одной стороны вырезано Европейское лицо, с другой стороны Восточное.

43 - Саклаимсори Чахль Граница Свердловской, Пермской обл. и республики Коми

Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 в честь 200-летнего (?) юбилея Пермской области. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" :-)

44 - ГУХ, высотка 708.9 напротив горы Койп , самодельный знак, две деревянные таблички европа - азия, на пирамидке из камней.

В 2012 году знак был уничтожен неизвестными. В 2013 был поставлен новый.

45 - Устье Печоры . Круглый, чугунный знак, в форме земного шара, на металлической треноге. На одной стороне надпись Европа, на другой Азия.

46 - Сияние севера.
Знак установлен газовиками, по дороге п. Приполярный - Вуктыл, вдоль газопровода Сияние севера.

47 - знак на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка ( 1646 метров ). На перевале "Щекурьинский проход" стоит знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году. Представляет собой небольшую металлическую окрашенную табличку,

48 - станция Полярный Урал.

49 - крайняя восточная точка Европы

50 - Амдерма (Югорский Шар)

Трудно: очарование востока и шумные мегаполисы запада кажутся нереально разными и даже далекими. Впрочем, в современном мире в эпоху глобализации точные очертания материков становятся все более размытыми, а границы Азии – не такими точными. История разделения стран на восточные и западные включает несколько этапов:

  • Появление названий относят к эпохе Древней Греции. Считается, что Европа произошла от словосочетания, обозначавшего в переводе «страна закатов». Азия олицетворяла океаниду Асию – дочь божества Океана и Тефии;
  • В те далекие времена граница проходила по центру Средиземного моря, позже произошло значительное смещение на восток;
  • Около 3 000 лет назад произошли перемены – официально рубеж был установлен по Керченскому проливу и реке Дон. Такое утверждение приводится в трудах Птолемея, оно признавалось до 18 века;
  • В 1730 году произошли очередные перемены – Татищев и Страленберг в научных трудах установили границу по хребту Уральских гор, через Кавказ, Азовское, Черное море и пролив Босфор.

Границы Европы и Азии

Позднее были предприняты новые попытки поменять существующее разделение мира, однако они не увенчались успехом – уже 300 лет европейская и азиатская часть планеты поделена.

Где проходит граница Европы и Азии – интересное

Хотя давно известно, где проходит граница между Европой и Азией, все же некоторые расхождения у географов и историков существуют. Обусловлено это тем, что каждый критерий выделения этого рубежа является уникальным. Одни специалисты учитывают административные факторы, другие – ландшафтные, демографические или исторические. Однако общепринятой в мире является такая позиция разделения мира на две части:

  • Уральские горы (восточная часть) и хребет Мугоджар – разделяют и территорию России;
  • Река Эмба, Дон, Кума;
  • Северная часть Каспийского моря;
  • Южное побережье Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • Эгейское море.

Такое выделение границы позволяет точно ответить на вопросы, волнующие исследователей, простых обывателей и туристов. Азербайджан и Грузию принято относить к азиатским странам, Керченский полуостров – это Европа, а Таманский – . Каспийское море находится в азиатской части планеты, а Азовское – в европейской.

Азия и Европа – важные отличия

Бесспорно, Европа и Азия – это два совершенно разных мира, отличающихся особой атмосферой, политическими и религиозными взглядами, национальными традициями. Какие же отличия первым делом становятся заметны туристу?

Достопримечательности Европы

  • Природа – на востоке больше красивых мест, нетронутых рукой человека, больше возможностей, чтобы уединиться и насладиться тишиной;
  • Уровень безопасности – по этому критерию Европа одерживает уверенную победу. Здесь выше уровень социальной ответственности, лучше работают правоохранительные органы;
  • Питание – как известно, становятся все более популярными в развитых странах. И если раньше европейцы предпочитали есть фаст-фуд, теперь они выбирают суши;
  • Сервис – конечно, уровень обслуживания в отелях и ресторанах Европы намного выше, чем в Азии. Но зато турецкий «All inclusive» не идет ни в какое сравнение с итальянским или испанским сервисом;
  • Стоимость отдыха – провести отпуск и Вьетнаме можно на порядок дешевле, чем в европейских странах. Сказывается уровень дохода населения и цены;
  • Достопримечательности – Европа богата архитектурными изысками эпохи Ренессанса и Средневековья. Храмы и дворцы в Азии имеют более продолжительную историю – дата их постройки относится к прошлой эре;
  • Развлечения – по этому критерию обе части света могут составить друг другу достойную конкуренцию. Оценить, где отдых пройдет насыщенней и веселее, трудно;
  • Отношения к детям – радушные азиаты обожают возиться с чужими детьми, за европейцами такой привычки замечено не было.

Конечно, нельзя однозначно сказать, где лучше отдыхать – в Азии или Европе. Но именно восток в последние годы завоевал небывалую популярность. Он притягивает путешественников своей красотой, роскошью, пряными ароматами и драгоценными шелками.

Достопримечательности на границе двух цивилизаций

Учитывая актуальность вопроса, где проходит граница Европы и Азии, на этом рубеже установлено немало памятников и стел, демонстрирующих единство народов. Большинство из них расположены в России:

  • Обелиск на Березовой горе – находится рядом с Екатеринбургом, установлен в 19 веке. На огромном столбе восседает величественный двуглавый орел;
  • Памятник возле Первоуральска – не столь массивное изваяние пользуется популярностью у жителей близлежащих городов. Рядом – родник с чистой водой;
  • Обелиск на Ново-Московском тракте – установлен недавно – в начале этого столетия. Расположен в 17 км от Екатеринбурга;
  • Оренбургский обелиск – внушительная по величине колонна увенчана стальным шаром. Памятник установлен в 1980-х годах около автомобильного моста на трассе Р-335;
  • Стела на Белом мосту – также расположена вблизи Оренбурга, является относительно новым сооружением.

Кроме того, внимание путешественников привлекает обелиск в Магнитогорске, Верхнеуральске, около Уржумки, Златоуста и деревни Кедровка. Архитектурной ценности эти памятники не представляют, зато становятся объектом фотоснимков.

Чем привлекает туристов отдых в Азии?

Еще совсем недавно туристы мечтали поехать в европейские страны, но уже сегодня тенденции кардинально изменились. Популярность Таиланда, Вьетнама, Индии и других стран Юго-Восточной Азии объясняется несколькими преимуществами:

  • Разумное соотношение цены и качества;
  • Невероятно красивая и разнообразная природа;
  • Менталитет местного населения направлен на то, чтобы сделать отдых приятным;
  • Чистый воздух и хорошая экология – впрочем, есть и такие пляжи, где грязно;
  • Ехать в ЮВА можно круглый год, море всегда остается теплым;
  • Разнообразная и вкусная еда – экзотические фрукты, морепродукты и национальные блюда покоряют гурманов;
  • Шопинг тоже привлекает туристов, так как в Азии можно купить одежду, аксессуары, косметику и многое другое.

Плюсы и минусы отдыха в Азии и Европе

Искушенный народ отказывается от отдыха в Европе, предпочитая восточные страны. Здесь можно и понежиться на песчаных пляжах, и провести ночь в клубах с барами, и . Богатая культурная жизнь, невероятное количество рекреационных возможностей, радушное гостеприимство и прекрасные условия для детей – переоценить Азию просто невозможно.

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

    Граница Европа Азия граница между Европой и Азией, проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо Манычской впадине и Керченскому проливу. Общая протяжённость границы по… … Википедия

    Граница между Европой и Азией пересекает западную и юго западную части муниципального образования город Екатеринбург. Граница трактуется не только как географическое понятие, но и имеет ярко выраженный исторический и культурологический аспекты.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? границы, чему? границе, (вижу) что? границу, чем? границей, о чём? о границе; мн. что? границы, (нет) чего? границ, чему? границам, (вижу) что? границы, чем? границами, о чём? о границах 1. Границей… … Толковый словарь Дмитриева

    Ы; ж. 1. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная г. Морская г. Здесь проходит г. между странами, областями, земельными участками. Г. между Европой и Азией. Г. леса и степи. Обозначить, изменить, пересечь границу. Считать … Энциклопедический словарь

    граница - ы; ж. см. тж. в границы, в границах, за границей, за границы, за границами, из за границы 1) Условная линия раздела между террит … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азия (значения). Азия на карте мира Азия самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Еврази … Википедия

    Город Оренбург Флаг Герб … Википедия