Философия наслаждения жизнью. Гедонизм в современном мире - плюсы и минусы

Интерес к гедонизму как направлению мысли и жизненной философии зашкаливает, потому что все человечество, получив определенную порцию свободы, не знает, как ей лучше распорядиться. Трех вещей никогда не бывает достаточно человеку: счастья, удовольствия и времени. В настоящей статье мы поговорим о феномене гедонизма и о том, гедонист - это кто? Как его распознать?

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист - это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик - это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Зигмунд Фрейд и естественный человеческий гедонизм

Родоначальник психоанализа полагал, что гедонист - это человек без всяких оговорок. Каждый из нас стремится к наслаждению. И это незаметно лишь потому, что чем старше человек становится, тем труднее ему получать удовольствие от жизни. Все будет понятно на простых примерах.

Младенец испытывает наслаждение от удовлетворения своих потребностей в сне, еде и ласке. Затем, когда ребенок растет, он вынужден ограничивать свое естественное стремление к наслаждению. На психоаналитическом языке это называется так: принцип удовольствия подчиняется принципу реальности.

Взрослый же вообще получает удовольствие зачастую только социально одобряемым способом и только в то время, когда он свободен от своих общественных обязанностей, т. е. у взрослого человека времени на наслаждения не так уж и много.

Но нет худа без добра. Если человек может отодвинуть свое наслаждение на некоторое время, дождавшись подходящего момента, то в процессе ожидания он может, например, написать книгу или статью. Таким образом, он с одной стороны, сделает что-то полезное для общества, а с другой стороны, получит некоторый заменитель удовольствия, найдет временное успокоение в творчестве. Небольшая ремарка: удовольствие мыслится Фрейдом исключительно в контексте сексуальности или ее производных.

Явление, когда сексуальная энергия перенаправляется на культурнозначимые цели, называется сублимацией. Собственно, так и созидается культура, согласно Фрейду. Человек хочет все время наслаждаться, а общество постоянно его подавляет, играя на этом естественном стремлении. И первый вынужден подчиняться.

Почему постоянное наслаждение - это плохо?

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что панацея такова: пусть цивилизация отпустит человека на волю, даст ему возможность наслаждаться, и он обретет счастье. Если это так, то очень жаль, что создалось такое впечатление. Человек существо нелинейное и чрезвычайно сложное. Он - есть сумма различных факторов и влияний, но если оставаться в системе координат «наслаждение-страдание», то только индивидуальное соотношение и создает личность человека. Далее читателя ждет пример, который поможет ему понять поведение гедониста.

Если людей отдать на откуп только наслаждению, то они превратятся в крыс из известного опыта. Напомним читателю, что суть опыта такова. К центру удовольствия в мозге крысы подключили электроды и научили ее жать на педаль, таким образом стимулируя центр удовольствия, и она умерла от голода и истощения, так как только и делала, что нажимала на злосчастный рычаг. Если дорогому читателю этого мало, то пусть он подумает о наркоманах и алкоголиках, которые пожелали, чтобы их жизнь была беспрестанным кайфом. В итоге про первого можно сказать, что гедонист - это он. Правда, человек с зависимостью потерпел фиаско в своей погоне за удовольствием.

Гедонисты современности, кто они?

Это сложный вопрос. С одной стороны, нужно четко знать среду современных искателей наслаждений, а с другой, быть как бы за ее пределами, чтобы трезво оценить. Но мы попробуем ответить. Прежде всего надо четко различать медийные конструкты такого рода людей и подлинных любимцев жизни, купающихся в наслаждении.

Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)

Существует живучий миф о том, что работать на заводе - плохо, а петь на сцене - хорошо, т. е. в первом случае - тяжело, а во втором - жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они - есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.

Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы

Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.

Все хорошо в меру

Не стоит думать, что наслажение - это плохо. Все хорошо в меру. Давление и время формируют идеальный образец человеческой породы. Люди не должны излишне чем-то увлекаться, кроме любви (и то в определенном возрасте). Много наслаждения сформирует тип личности «гедонист», который мало на что способен в жизни. Уж слишком ему все легко давалось. В итоге не обнаружилось в нем умения противостоять сложным жизненным обстоятельствам, а выход - наркотики, дабы убежать от проблем.

Но и чрезмерные страдания не сулят ничего хорошего. Озлобленность и внутренняя сломленность - это результаты постоянных трагических испытаний. Каждое поколение людей вынуждено искать баланс между страданием и наслаждением, чтобы род человеческий не сгинул. Пока мы справляемся, судя по всему, но не без затруднений.

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был .

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа - Аристипп и Эпикур.


Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.


Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.


Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.


Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.


Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.


Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».


Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Введение

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Антология мировой философии. М. сборник. 2012 г. с 794.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

Гедонизм

Гедонизм (от греч. hedone -- наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи гедонизма разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики -- Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует гедонизм прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий -- дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго -- состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. с 79-81.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли идеи гедонизма, с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде -- в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности -- в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической стороны, удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

У каждого из нас, осознаем мы это или нет, есть свой жизненный стержень, определенное мировоззрение на цель существования человека и свой набор жизненных ценностей, которые мы ставим превыше всего. особенности и извечный поиск жизненных ценностей привели к появлению множества субкультур, среди которых готы, эмо, трэш, гедонисты и т.д. и т.п. Последние в наше время составляют довольно многочисленную группу, и потому поговорим о них в первую очередь.

История появления данного мировоззрения

Гедонист - это человек, для которого главной и наивысшим благом является получение наслаждений и удовольствия. Соответственно, он всячески старается избегать всего, что может принести страдание. Данная жизненная позиция имеет очень богатую историю. Начало учения, обосновывающего такой появилось примерно в 400 году до нашей эры в Древней Греции. В то время там жил Аристипп Киренский, который впервые развил и проповедовал данное учение. Изначально считалось, что гедонист - это человек, для которого добром является все то, что приносит наслаждение. Из этого вытекает, что приоритет потребностей индивида, разделяющего данное учение, всегда будет выше перед социальными установлениями, которые превращаются в условности, ограничивающие его свободу. Такая точка зрения нередко приводила к крайностям. Так, среди последователей Аристиппа появились и такие, которые считали, что гедонист - это тот, для которого любое удовольствие является оправданным, и этим объясняли все свои действия, направленные на получение наслаждения.

Мудрый Сократ критиковал эту крайность. Он признавал, что удовольствия играют большую роль в жизни, но вместе с тем подразделял их на хорошие и дурные, а также истинные и ложные. Аристотель вообще не признавал их за благо и считал, что сами по себе они не достойны быть Несмотря на такую критику, школа гедонистов не прекратила свое существование и получила развитие в виде умеренного варианта, предложенного Эпикуром.

Этот греческий философ учил, что лишь необходимые и естественные удовольствия, не разрушающие невозмутимость человеческой души, достойны быть целью устремлений личности. В эпоху Возрождения в основном преобладала мягкая эпикурейская версия этого течения. А начиная с конца 18 века, гедонизм плавно приобретает новую форму - утилитаризм. Его особенность в том, что моральная ценность поступка или поведения определяется полезностью.

Почему к гедонизму многие относятся негативно

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что все хорошо лишь в меру. Это же правило касается и получения удовольствий. Хотите узнать, кто такой настоящий гедонист? Это человек, который чересчур увлечен получением физиологических наслаждений. Он переедает вредную пищу, пьет разрушающий его тело и разум алкоголь, курит табак и полностью безответственен в сексе.

Классический портрет выглядит так: объевшийся гедонист отлучается, чтобы вызвать рвоту для возможности продолжить застолье. Гедонисты довольно эгоистичны, но вместе с тем легко сходятся между собой, если чувствуют, что это может принести им какую-то пользу, например, сделать карьеру.

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ

(греч. hedone - ) - этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом отличались от Сократа, который, признавая удовольствия, трактовал его как того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий - дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго - атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог". Однако разница между Г. и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на , а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия.
В христианской Средних веков идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеции прямо выводят людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Лишь в произведениях де Сада удовольствия утверждается в чистом виде - в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др. стороны, в Новое идеи Г. оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности - в другом), которые в конечном счете привели к кризису Г. как филос. мировоззрения. Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот . Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической т.зр., удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если идет о нравственности. Мур же показал, что Г., утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный принцип.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. - ) , этич. , утверждающая наслаждение как высшее благо и человеч. поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологич. натурализма. Как принцип Г. противоположен аскетизму.

В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э. ) , видевший высшее благо в достижении чувств. удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм) , где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия) . Гедонистич. получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, франц. материалисты 18 в. в борьбе против религ. понимания нравственности часто прибегали к гедонистич. истолкованию морали. Наиболее полное принцип Г. получил в этич. теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль) . Идеи Г. разделяют и некоторые совр. бурж. философы - Дж. Санта-яна, М. Шлик, Д. Дрейк и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич. и внеисторич. человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеч. поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 418-20; Гом-перц Г., Жизнепонимание греч. философов и внутр. свободы, пер. с нем. , СПБ , 1912.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. hedone – удовольствие)

этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как , цель или всего нравственного поведения. Гедонист – тот, кого мы называем «сластеной». Это направление было основано Аристиппом из Кирены (поэтому также называется философией киренаиков). Наше есть ; если последнее является мягким, возникает удовольствия, если движение резкое, возникает чувство неудовольствия. Добродетель – наслаждаться, но только образованный, проницательный, мудрый умеет правильно наслаждаться; он не следует слепо за каждой возникающей прихотью и если наслаждается, то не отдается наслаждению, а стоит над ним, владеет им. Др. гедонисты определяли высшее благо как веселый (душевный склад), радость общения с людьми или просто как свободу от неудовольствия и боли. Гедонистами были Гельвеции и Ламетри.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ГЕДОНИЗМ

(от греч. ἡδονή – наслаждение) – учение в этике, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению – принципом поведения. От Г. необходимо отличать , признающий основой нравственности стремление к счастью. Г. получил широкое распространение уже в др.-греч. философии. Киренаики (см. Киренская школа), объявляя наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Наоборот, Эпикур рассматривал проблему меры наслаждений, указывая, что чрезмерные чувств. удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в . Эпикур полагал, что безмятежность и от страха перед богами и смертью обеспечивают спокойную жизнь, наполненную разумными чувств. и духовными удовольствиями. В ср.-век. этике наслаждение считалось грехом, а благом – блаженство, достижение к-рого возможно лишь путем аскетич. отречения от всех земных удовольствий.

Дальнейшее развитие гедонистич. учения получили в эпоху Возрождения, когда против феод.-церк. аскетизма формировалась гуманистич. , провозгласившая на естественные, приобретенные от природы и склонности человека, В трактатах "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) Л. Валла и "Введение в науку о морали" ("Isagogicon moralis disciplinae", 1470) Бруни-Аретино, направленных против религ. учения о греховности плоти, возрождается Эпикура, к-рой придается чувств. характер, и получают выражение принципы бурж. индивидуализма. На гедонистич. мораль гуманистов Возрождения в значит. степени опиралась этич. эгоизма материалистов-просветителей 18 в. (Гольбах , Гельвеции).

С критикой Г. выступил Кант, считая его учением, основанным не на внутр. велениях разума, а на чуждых разуму чувств. побуждениях. В противовес этому, утилитаризма (Бентам , Дж. С. Милль) связала наслаждение с пользой. Дальнейшее развитие Г. обусловлено развитием индивидуализма в бурж. морали. Обществ. принципам морали противопоставляется благо отд. личности и ее право на наслаждение любой ценой, вплоть до аморализма. Так, англ. этик Г. Уильяме в соч. "Гедонизм, и жестокость" (G. Williams, Hedonism, conflict and cruelty, "J. Philos.", 1950, v. 47, November) провозгласил моральное право на истязание людей ради наслаждения отд. личности. Науч. "философии наслаждения" была дана Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии" (1845–46). Классики марксизма, указывая на классовую обусловленность форм наслаждения, отрицали за философией Г. право быть "жизнепониманием" общества в целом. В бурж. обществе наслаждение противоположно труду, к-рый связан с лишениями, политической и моральной зависимостью трудящегося от эксплуататора. Буржуазные абстрагируют теорию наслаждения от условий жизни индивидов, превращают ее тем самым в лицемерную моральную доктрину (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 418).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая , Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955 (гл. "Мое самонаслаждение"); Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, с. 68, 88; Watson J., Hedonistic theories from Aristippus to Spencer, Glasgow–N. Y., 1895; Gоmperz H., Kritik des Hedonismus, Stuttgart, 1898; Duboc J., Die Lust als sozialethisches Entwicklungsprinzip, Lpz., 1900; Balicki Z., Hedonism jako punkt wyjścia etyki, Warsz., 1900; Rockhardt (Keis J.), Die absoluten Gesetze des Glücks, Geisenfeld, .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή- удовольствие)- тип этических учений, а также нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения ( понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с - в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают “эгоистический гедонизм” (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и “универсалистский гедонизм” (когда удовольствие как счастье является конечной целью действий).

Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во наслаждение, которое может быть достигнуто в данный , и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм. Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее-состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо, Л. Бруни, Л. Валла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как , используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция ставится в от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм). Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма-течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида-как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде-именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. Т. о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практическиповеденческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме-в порядке социально-философской критики гедонизма-было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку. В частности, в гедонизме, как , смешиваются понятия “желание” и “достойное желания”, средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу “моральной идеологии” и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.

Лит.: МурДж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125-85; Sidgwick H. The Methods of Ethics. Cambr., 1981; Gosling J. С. В., TaylorC. C. W. The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕДОНИЗМ" в других словарях:

    - (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    Гедонизм - (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің (благо)… … Философиялық терминдердің сөздігі