Творительный падеж, его вопросы и формы. Типы падежных значений

Падежи существительных имеют определенные значения. При этом каждый падеж может выражать несколько значений.

Именительный служит: а) для наименования субъекта действия или состояния(Отец работает;Лошади устали); б) для определения, характеристики предмета, лица или действия (Наш сын – студент; Война–этобедствие для людей); в) для называния темы сообщения, предмета, действия, свойства в предложениях типаУтро. Мороз, (см. ч. II, §35); г) для обращения к собеседнику(Мальчик, как тебя зовут?Коля, позвони мне вечером).

Родительный служит для обозначения: а) принадлежности предмета (дом отца ); б) носителя свойства (белизна снега ); в) субъекта, который совершает действие (приходврача); г) объекта, на который направлено действие (чтениекниги); д) части целого (стаканмолока, кусокхлеба).

Дательный обозначает: а) адресат действия (написал письмо другу, дал книгу сестре ): б) субъект действия или состояния (Детям не спалось).

Винительный обозначает: а) объект, на который направлено действие (читатькнигу, рубитьдрова); б) меру времени, расстояния, количества (ждатьгод, проехатькилометр, съестьтарелку щей, стоитьрубль ).

Творительный имеет значения: а) постоянной (профессиональной) или временной занятости какой-либо деятельностью (работатьмедсестрой, былсолдатом); б) субъекта действия – в страдательных конструкциях (построен рабочими , рассматривается комиссией ); в) объекта действия (любоватьсязакатом, дышатькислородом); г) инструмента или средства действия (прибиватьмолотком, обрабатывать кислотой ); д.) места действия (идтиберегом) ; е) способа или образа действия (петьбасом, ходитьтолпой); ж) меры времени или количества чего-либо (не видетьсягодами, таскатьмешками); з) параметра предмета (доскидлиной до трёх метров, генераторымощностью в тысячу киловатт).

Кроме указанных, падежи имеют и другие значения.

Значения предложного падежа.

Форма предложного падежа существительных всегда сопровождается предлогом (отсюда и название этого падежа). Поэтому значения этих форм зависят от характера предлогов, употребляющихся при них. Сочетание предлога и формы предложного падежа существительного может обозначать: а) объект действия (говоритьо погоде, думатьо матери); б) место действия или состояния (работатьв цеху, сидетьна краю); в) время после совершения некоторого действия(по приезде домой, по возвращении из отпуска).

С предлогомпри предложный падёж указывает на предмет, вблизи которого что-либо находится или в присутствии которого что-либо происходит:При доме имеется сад; Я говорилпри отце.

Остальные косвенные падежи употребляются как без предлогов, так и с предлогами. Сочетания косвенных падежей с предлогами получают самые разнообразные значения. О том, какие предлоги с какими падежами сочетаются, см. § 270, 273.

Упражнение 144. Придумайте и напишите предложения, в которых родительный падеж обозначал бы: 1) целое, из которого берётся часть; 2) предмет, которого лишаются, от которого, удаляются; 3) предмет, наличие которого отрицается. На каждое значение дайте по два примера.

145. Придумайте и напишите предложения, в которых творительный падеж обозначал бы: 1) орудие действия, 2) деятеля. На каждое значение дайте по два примера.

146. Определите значение родительного падежа в следующих словосочетаниях:

1) Мешок муки, кило крупы, тарелка борща. 2) Сталь твёрже железа. Водород легче воздуха. 3) Винтовка товарища, противогаз бойца, избушка деда. 4) Ожидание поезда, обсуждение доклада, разбивка клумбы, прополка огорода. 5) Ночь боя, день победы, человек удивительной храбрости.

147. Выпишите имена существительные в косвенных падежах (с предлогами и без предлогов) вместе с теми словами, от которых они зависят, и определите падежи.

1) Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н.) 2) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.) 3) Онегин шкафы отворил; в одном нашёл тетрадь расхода, в другом – наливок целый строй, кувшины с яблочной водой и календарь восьмого года. (П.) 4) Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось: перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. (П.)

Типы склонений.

В зависимости от различия в падежных окончаниях в единственном числе можно наметить три основных типа склонения.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончание-а(-я) ; гора , земля , армия , а также некоторые существительные мужского рода с тем же окончанием: старшина , Боря и имена общего рода: сирота , забияка .

Ко второму склонению относятся: 1) имена существительные мужского рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют нулевое окончание (на конце их основ согласный звук, в том числе ) : стол, конь, бой; 2) имена существительные среднего (и некоторые мужского) рода с окончаниями-о, -е: село , ружьё , поле , домишко , носище .

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание – на конце их основ мягкий согласный звук или шипящий (мягкий или твёрдый): радость, ночь, рожь.

Не подходят ни к одному из указанных типов склонений десять имён существительных среднего рода с основой на-м я-, -мен - (время времен-и), а также слово путь (мужского рода) и слово дитя (среднего рода). Это разносклоняемые существительные.

Примечания. 1. Некоторые имена существительные имеют падежные окончания прилагательных (во всех падежах или только в некоторых – о них см. § 154). 2. В русском языке есть существительные несклоняемые (о них см. § 146).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

Именительный падеж является прямым и противопоставлен всем косвенным. Именительный падеж является исходной формой имени существительного. Основное его значение - номинативное или субъектное: он дает название предметам и явлениям.

Периферийными значениями именительного падежа являются:

1) определительное: девушка-переводчик;

2) предикативное (им.п. в роли сказуемого): Рязань - красивый город;

3) вокативное (в словах-обращениях);

4) словесное (именительный представления или темы): Первая любовь… Сколько переживаний связано с ней у каждого человека.

Родительный падеж выступает при именах и глаголах: голос сына, люблю сына. Различают родительный приименный иродительный приглагольный.

Родительный приименный имеет следующие значения:

1. Определительное , которое реализуется в следующих оттенках значения:

б) значение качественной оценки , которая выражается всегда трехсловным словосочетанием: писатель яркого таланта ;

в) отношение целого к части: ствол березы, берег реки;

г) отношение одного предмета к другому: приметы осени, ветеран войны;

д) значение субъекта действия: пение птиц (используется прием трансформации - птицы поют );

е) значение носителя признака: доброта сестры = сестра добрая. Это значение возникает при словах, называющих отвлеченные признаки.

2. Объектное (возникает при отглагольных существительных): чтение доклада = читать доклад; решение задачи = решить задачу.

3. Значение количественного объекта : метр шелка, стакан молока, семь дней.

Родительный приглагольный имеет следующие падежные значения:

1. Объектное - прямого или косвенного объекта. Значение прямого объекта выражает в 2-х случаях:

б) если действие распространяется не на весь объект, а на его часть: выпить воды.

Значение косвенного объекта возникает при глаголах со значением желания, опасения, удаления и т.д.: жаждать славы, лишиться прав, опасаться погони.

2. В безличных предложениях родительный падеж может иметь значение субъекта: сколько воды утекло, не осталось времени.

Родительный падеж часто употребляется с предлогами, которые влияют на падежные значения.

Родительный падеж с предлогом может иметь следующие значения:

1. Объектное: бороться за мир (борьба за мир);

2. Определительное: шуба из песца = песцовая шуба;

3. Обстоятельственное: а) локальное: звонить из дома, ехать от вокзала; б) временное: спать до обеда, биться до победы; в) причинное: страдать от боли; г) целевое: нужный для работы, подготовить для занятий; д) квантитативное (меры и степени): влюбиться до безумия, смеяться до слез; возместительности: работать вместо товарища.


Дательный падеж.

Дательный приглагольный.

1. Значение косвенного объекта: подарить сыну, приказать солдату.

2. Значение. субъекта в безличном предложении: ребенку не здоровится.

Дательный приименный.

1. Определительное: памятник Пушкину, гимн труду;

2. Косвенного объекта при отглагольных существительных: служение народу;

Дательный падеж может употребляться и с предлогами:

1. Определительное значение: сосед по комнате;

2. Обстоятоятельственное значение:

а) образа действия: действовать согласно правилу;

б) локальное: лететь к Венере;

в) временное: вернуться к рассвету;

г) причинное: явиться по приглашению;

д) целевое: приготовить к ужину;

е) квантитативное: болеть по неделям, работать по месяцам.

Винительный падеж употребляется чаще всего с глаголами и в сочетании с предлогами (в, на, за, про, через, под и др.).

Основные значения:

1. Прямой объект действия (винительный падеж без предлога): слушать музыку;

2. Определительное (собственно характеризующее): платье в клетку;

3. Обстоятельственное: а) образа действия: работать на износ; б) локальное: уехать в Москву; в) временное: приехать в субботу; г) целевое: сделать в отместку; д) причинное: обижаться за отказ; е) пространственное: объехать мир, пройти лес (можно объединить с локальным); ж) квантитативное: болеть всю неделю, пробежать километр.

Творительный падеж имеет широкую сеть значений. Может употребляться при именах и при глаголах, с предлогами и без них.

Творительный приглагольный:

1) косвенного объекта: руководить кружком;

2) субъектное значение в страдательных оборотах: нарисовано художником;

3) инструментальное или орудийное: есть вилкой;

4) обстоятельственное: а) образа действия - лететь косяком, квантитативное - пить стаканами, временное - приехать осенью; локальное - идти лесом.

5) Особо выделяется творительный предикативный , который включается в состав сказуемого - стать студентом. В Грамматике-80 он назван комплетивным, т.е. восполняющим.

Творительный приименный имеет те же значения, но чаще употребляется в определительном значении - усы колечком.

Творительный падеж может употребляться с предлогами за, над, под, перед, с и выражать следующие значения:

1) определительное - человек с характером, девушка с косами;

2) обстоятельственное: а) образа действия - пить с жадностью, времени - встать с зарей; локальное - стоять над пропастью; причинное - списать за негодностью; совместности - прийти с сестрой.

Предложный падеж имеет следующие значения:

1. Объектное: рассказать о доме;

2. Орудия и средства, с помощью которых совершается действие: кататься на лыжах, тереть на терке;

3. Обстоятельственное: а) образа действия - жить в бедности, б) времени - приехать в январе; в) локальное - учиться в ун-те; г)причинное - списать за негодностью;

4. Определительное: лицо в веснушках.

Склонение имен существительных (типы и варианты склонения)

Изменение имени существительного по падежам называется склонением. Все существительные русского языка распределены по типам склонения.

Каждый тип имеет свою типовую или стандартную парадигму и допускает некоторые отклонения от нее. В основе выделения типов склонения лежит принадлежность существительных к тому или иному роду. Распределение по типам склонения осуществляется только в единственном числе. Существительные pluralia tantum по типам склонения не разделяются.

Выделяется 3 типа склонения. К 1-ому типу относятся существительные мужского рода с нулевой флексией и существительные среднего рода. Это самый обширный тип склонения. Ко 2-ому типу относятся существительные мужского и женского рода с флексией -а, -я. К 3-му склонению относятся существительные женского рода на мягкий согласный и шипящий: кость, дочь, сирень.

Вне типов склонения оказываются 10 имен существительных на -мя и существительные путь, дитя (они называются разносклоняемые) и существительные pluralia tantum (духи ). Особую группу составляют существительные типа гостиная, снотворное и т.д., которые сохранили свое адъективное склонение. Кроме 3-х типов склонения выделяется еще и нулевое, которое включаетв себя неизменяемые существительные (мадам, шасси, РГУ, и т.п.).

Значения Вопросы Примеры
Инструмент, орудие действия Чем? Записка была написана красным карандашом.
Действующее лицо в страдательном обороте Кем? Эта работа написана нашим лучшим студентом.
Именная часть сказуемого (предиката) после глаголов: быть, стать, работать, являться, казаться и др. Кем? Чем? Каким? Иван Грозный был жестоким человеком. Москва является древним русским городом. Этот человек показался мне знакомым.
Место Где? Туристы долго шли лесом. Самолет пролетел над городом. Машина остановилась под мостом. Перед Русским музеем стоит памятник Пушкину. Машина стояла за домом. Стол стоит между окном и кроватью.
Совместность действия С кем? Антон ходил в спортзал с другом.
Характеристика объекта С чем? Я люблю чай с молоком.
Время Когда? Мы приехали в Москву ранним утром. Перед экзаменом преподаватель провел консультации. Мы пришли к друзьям между пятью и шестью часами. За завтраком друзья обсудили все проблемы.
Цель За чем? Антон ушел в магазин за хлебом.

МЫ ЧИТАЕМ

А) Прочитайте текст «Первая улыбка» и скажите, почему он так называется.

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

(ПО Е. ПЕРМЯКУ)

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный мастер, который создавал вазы. Если, делая вазу, он был весел, то веселились все, кто её видел. И наоборот, если мастер грустил, то его ваза вызывала грусть и печаль.

Когда люди смотрели на его вазы, у них появлялись самые разные чувства: радость, смех, смелость, прощение... Но среди его ваз не было самой главной вазы – вазы Любви, потому что любовь ещё не расцвела в душе молодого мастера.

В этой же стране жил другой мастер. Его дочь была так хороша, что о ней знали даже звёзды. Глаза её были синие, как море, волосы были золотые, как солнце, речь её лилась, как серебряный ручей. Но она никогда не улыбалась.

Молодой мастер создал новую вазу – вазу Любви, в которой воспел красоту этой девушки. Когда дочь старого мастера смотрела на вазу Любви, её лицо становилось ещё прекраснее.

И однажды она улыбнулась молодому мастеру. Это была первая улыбка девушки. Солнечная. Счастливая. Прекрасная, как весенняя заря. Улыбка первой любви.

Эта первая улыбка осталась на всю жизнь в сердце молодого мастера и сделала это сердце ещё больше и добрее.

На площади около вазы Любви всегда собирались люди. Они приходили из разных городов и стран посмотреть на неё. Это были мастера, охотники, крестьяне, но среди них были и цари, которым принадлежали огромные страны. Когда они смотрели на эту вазу, в их сердцах возникал огонь любви.


Старики советовали молодому мастеру разбить вазу Любви. Они боялись, что внимание и богатство, которыми окружали девушку разные люди, разрушат её любовь к молодому мастеру. Старики знали, что иногда девушки забывают о своей первой улыбке. Но молодой мастер не верил старикам.

Многие цари предлагали девушке руку и сердце. Дарили ей драгоценности. Показывали ей свои дворцы. Она могла стать царицей степей или королевой гор.

Однажды морской царь устроил в честь этой девушки пир. И во время этого пира, когда рыбы исполняли танец любви, а волны и ветер создавали чудесную музыку, красавица согласилась стать женой морского царя. На море поднялась буря, и огромная волна унесла девушку в глубь моря.

А на берегу все люди ждали появления новой вазы. Вазы Горя. Вазы Отчаяния, Вазы Измены... А может быть, даже вазы Смерти.

И утром на площади появилась новая прекрасная ваза. На ней молодой мастер изобразил первую улыбку своей любимой. Люди назвали эту вазу «Первая улыбка».

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только морской царь. Самая прекрасная из всех женщин была его женой. Ему принадлежал её голос, её дыхание, её глаза, её руки, ему принадлежало всё, кроме её первой улыбки. Потому что никто и никогда не может подарить свою первую улыбку дважды, так же как никто не может дважды родиться или дважды умереть.

Морской царь хотел уничтожить вазу, чтобы все забыли её. Можно уничтожить море, но нельзя изменить то, что уже произошло, и морской царь умер от горя.

А ваза улыбалась. Люди всей земли знали об этой вазе. Никто не помнил, что стало с молодым мастером и его любимой. Люди забыли о стране, где это всё произошло. Осталась одна ваза «Первая улыбка». Правда, она осталась в сказке, но первая улыбка всегда останется первой улыбкой.

Б) Ответьте на вопросы.

Бывают ли в жизни такие девушки, такие молодые люди и такие ситуации? Молодой мастер, когда его любимая стала женой морского царя, создал новую вазу. А как вы поступили бы на его месте? Есть ли похожие сказки у вашего народа?

В) Понравилась ли вам эта сказка? Красивая ли она? Какими языковыми средствами достигается эта красота? Найдите их в тексте и, используя их, перескажите текст.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 440с.

2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 2. / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 336с.

3. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – Спб: Златоуст, 2001. – 304с.

4. Большой русско-английский словарь: с приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии / О.С. Ахманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др. Под общим руководством А.И. Смирницкого. – 25-е издание, стереотип. / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Русский язык, 2002. – 768с.

5. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Филология». – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384с.

6. Вопросы обучения русскому произношению. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – 103с.

7. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. П. «Панорама». – М.: ИЛБИ, изд-во «Самарский Дом печати», 1995.

8. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. I. Экспресс. – М.: ИЛБИ, Прострэкс, изд-во «Самарский Дом печати», 1994.

9. Задания по русскому языку для контроля стартовых знаний иностранных студентов I курса. – СПб: Санкт-Петербургский государственный санитарно-гигиенический медицинский институт, 1994. – 44с.

10. Кокорина С.И., Твертинова М.Т., Анпилогова Б.Г. Программа по русскому языку как иностранному. – М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 82с.

11. Костина И.С. и др. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – 2-е издание, стереотип. – СПб: Златоуст, 1999. – 80с.

12. Краткий русско-английский разговорник. – М.: МПИО «Эдитор», 1990. – 32с.

13. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударения, интонация. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1975. – 295с.

14. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). – 5-е издание. – СПб: Златоуст, 2005. – 176с.

15. Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – Спб: Златоуст, 1993. – 301с.

16. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Рабочая тетрадь. – 2-е издание. – СПб: Златоуст, 2000. - 88с.

17. Московкин Л.В., Сильвина Л.В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Элементарный курс для иностранных студентов. – СПб: СМИО Пресс, 2002. – 512с.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е издание. – М.: Высшая школа, 2000. – 522с.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976с.

20. Пехливанова К.И. Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). – М.: Русский язык, 1989. – 352с.

21. Пособие по обучению чтению для подготовительных факультетов вузов СССР. – М.: Русский язык, 1982. – 240с.

22. Русский язык – мой друг: Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Базовый уровень / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 677с.

23. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Выпуск 1 / Голубева А.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Златоуст, 2002. – 176с.

24. Словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. – М.: Русский язык, 1990. – 624с.

25. Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 213с.

26. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Асерьянова и др. – М. – Спб: Златоуст, 1999. – 112с.

27. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 240с.

28. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 456с.

29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

УРОК 1.

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ритм слова. Ударение. Редукция гласных. Оглушение звонких согласных. Твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………………4

УРОК 2.

Интонация повествовательного и вопросительного предложений типа « Это Антон», «Кто это?», «Что это?», «А вы?». Личные местоимения. Род имен существительных. Сложные предложения с союзами «и», «а»…………………………………………………………………………...………..9

УРОК 3.

Конструкции типа «Меня зовут Антон». Именительный и винительный падежи личных местоимений. Притяжательные местоимения. Множественное число имен существительных и притяжательных местоимений……………………………………………………………………………..........17

УРОК 4.

Глаголы I и II спряжения (инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение). Субъект и предикат. Винительный падеж неодушевленных имен существительных и личных местоимений в значении прямого объекта. Наречия образа действия…………………………………………………….29

УРОК 5.

Род и число имен прилагательных (именительный падеж). Использование имен прилагательных и соответствующих наречий образа действия. Инфинитивные конструкции с глаголами любить, хотеть, мочь . Местоимения свой, этот, эта, это, эти (тот, та, то, те) . Винительный падеж прилагательных и притяжательных местоимений……………………………….43

УРОК 6.

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Винительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений. Прошедшее время глагола. Наречия времени………………………………..58

УРОК 7.

Наречия места. Предложный падеж (объект места) имен существительных (единственное и множественное число), прилагательных, притяжательных местоимений. Употребление предлогов «в», «на». Прошедшее время глаголов мочь, быть , бывать, находиться …………………………………………...68

УРОК 8.

Будущее сложное время глагола. Винительный падеж для выражения времени. Предложный падеж в значении объекта мысли или речи. Предложный падеж для выражения времени………………………………....................87

УРОК 9.

Общее представление о видах глагола. Использование несовершенного и совершенного видов глаголов. Инфинитивные конструкции со словами можно, нужно ……………………………………………………………………..99

УРОК 10.

Использование глаголов совершенного вида в форме будущего времени. Будущее простое и будущее сложное время. Винительный падеж существительных, обозначающих направление движения. Глаголы движения идти, пойти, ходить, ехать, поехать, ездить . Предложный падеж существительных с предлогом на , обозначающий средства передвижения. Использование предлогов через, после. Глаголы начинать / начать / начаться; продолжать / продолжить / продолжиться ……………………………………..113

УРОК 11.

Глаголы движения группы идти / ходить с префиксами по- и при- . Родительный падеж имен существительных, личных местоимений, прилагательных в отрицательных конструкциях, в конструкции типа «у меня есть» и для обозначения места начала движения. Родительный падеж с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, с числительными…………………………………………………………………………………..132

УРОК 12.

Инфинитивные конструкции со словом «должен». Дательный падеж имен существительных в значении адресата действия. Дательный падеж прилагательных, местоимений. Дательный падеж для обозначения возраста, в безличных предложениях, с предлогом по …………………………………...163

УРОК 13. Творительный падеж имен существительных, прилагательных, местоимений для обозначения совместного действия, инструмента действия (без предлога), характеристики объекта (с предлогом с ). Грамматические конструкции с глаголами быть, стать, работать …………………...181

УРОК 14.

Видо-временные формы глаголов. Склонение имен существительных и личных местоимений. Значения падежей. Словосочетания с глаголами…………………………………………………………………………………..194

УРОК 15.

Сложные предложения. Москва – столица России. Город, в котором я учусь……………………………………………………………………………….207

УРОК 16.

Предложный падеж прилагательных, порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Прямая и косвенная речь. Возвратное местоимение «себя»………………………….........216

УРОК 17. Винительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Глаголы движения с приставками. Прямая и косвенная речь (вопрос без вопросительного слова и соответствующий ответ)……………………………………………………...227

УРОК 18.

Родительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Краткие страдательные причастия. Сложные предложения с союзом чтобы и глаголом хотеть в главном предложении………………………………………………………………...240

УРОК 19.

Дательный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Дательный падеж с предлогом «к», обозначающий направление движения. Прямая и косвенная речь (императивные предложения). Неопределенные и отрицательные местоимения……………………………………………………………………....................245

УРОК 20.

Творительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Творительный падеж существительных, обозначающих место. Сложное предложение с придаточным условным. Активные и пассивные предложения. Творительный падеж в пассивных предложениях………………………………………………………254

УРОК 21. Склонение порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий. Превосходная степень прилагательных с суффиксами –айш- и –ейш-…………………………………………………...267

УРОК 22.

Действительные причастия. Сослагательное наклонение глаголов. Страдательные причастия. Глаголы с постфиксом –ся (главные значения)…………………………………………………………………………….......275

УРОК 23.

Образование деепричастий. Полная и краткая форма прилагательных. Использование инфинитива в конструкциях с краткими прилагательными. Систематизация значений падежей…………………………....................286

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....296

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС


Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета, явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; Чижа захлопнула злодейка-западня (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - юнкер; Хорь был человек положительный (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный домик (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: Отец, отец, оставь у грозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.).
Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.
Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.); ...Свободы хочу, независимости (Гонч.).
Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.
Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.
Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.
В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).
Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.
Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.
Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: Клубами черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.
Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году.
Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов).
Приименный творительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.
Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом (откуда и его название).
Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях (Черн.) и т.д.
С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет в институте (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).
С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).
С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.), Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).
Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:
с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);
с предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;
с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу и т.д.