Открыта ли станция красные ворота. На открытие вестибюля «Красных ворот»: заметки старожила. Помимо изменения формы плафонов, оказались перевернутыми детали верха и низа, скрепляющие центральный овал

Но прежде стоит напомнить, что речь идет о вестибюле метро, который был открыт летом 1954 года в жилом крыле высотного дома у Красных ворот. Настоял на этом Алексей Душкин, один из авторов самой высотки, новатор метростроения, и он же автор нового выхода, который оказался его последней работой в метро. Для архитектора, спроектировавшего пять известных метростанций в центре Москвы («Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Автозаводская», «Новослободская»), соединить воедино «низ» – лежащую на большой глубине прекрасную классическую станцию Ивана Фомина (с наземным вестибюлем работы Николая Ладовского, 1935) – и «верх» послевоенного небоскреба (1947–1952) было и необходимостью [учитывая опасный наземный переход через Садовое кольцо и Каланчёвку, на повороте к вокзалам], и дерзким замыслом, вытекавшим из всей его творческой биографии. Он всегда экспериментировал и был связан с осуществлением объектов в сверхсложных конструкционных условиях.

Схема фундаментов высотного дома и наклонов метро к статье И.Б. Каспэ «Выдающаяся победа

«Прокол» на глубину более 30 м двумя эскалаторными наклонами, повернутыми под углом к друг другу, в толще водонасыщенных плывунных грунтов, был настоящим техническим прорывом. Истинными героями, поддержавшими архитектора и также взявшими на себя ответственность, стали главный конструктор высотного дома Виктор Абрамов и инженер Яков Дорман – выдающиеся специалисты. Строительство вели методом заморозки, которое было известно в метростроении, но в сочетании с одновременным возведением высотки риск был огромен.


Схемы высотного дома и наклонов метро (продольный и поперечный разрезы) к статье И.Б. Каспэ «Выдающаяся победа
в истории строительной техники», 2004.

При отрытом котловане глубиной в 24 м вокруг фундаментов здания и эскалаторного наклона были заложены сотни скважин для закачивания рассола, а монтаж стального каркаса 137-метровой башни [в противодействие пучению грунтов после оттаивания] велся с заданным отклонением от вертикали – с контр-креном в 16 (!) см. К 1962 году вертикаль приняла проектное положение. Как написал исследовать дома, инженер Игорь Каспэ, «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчёвской улицы, мы должны вспомнить о том, что здесь в середине ХХ столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники ».

Эскалаторный зал северного вестибюля станции «Красные ворота». Фото 1957 года.

Именно полость этого двухчастного наклона, построенного с таким трудом и беспримерным риском, разделённая на разные функциональные зоны северного входа, оказалась объектом плановой замены эскалаторов и реставрационных работ в 2016-2017 годах. Наиболее заметным является первый наклон, опускающий на 11,5 м. Он ведет из просторного наземного вестибюля на круглую промежуточную площадку, выполняющую роль «поворотного шарнира».

Верхняя эскалаторная камера, выходящая из тела самого здания, оформлена свободно ниспадающими широкими ступенями – парафразом потолочного каскада на «Автозаводской» (1943) того же автора. Второй наклон, опускающий на 18,9 м, развернут под углом в 35˚ и совпадает с осью самой станции. Этот спуск до недавнего времени имел гладкий штукатурный свод и открывается перспективным арочным порталом, «засасывающим» вниз – аллюзия знаменитой входной арки Ладовского на противоположной стороне Садового кольца.

«Поворотный» парадный зал, облицованный красным мрамором «Салиэти», который образно объединяет его с «Красными Воротами» Фомина, накрыт плоским ребристым куполом с овальными медальонами, изящным геометрическим и растительным узором. Плафон же верхнего зала, как подшучивал Борис Бархин – «собрание сочинений Камерона», намекая на царскосельские Агатовые комнаты. Здесь овальное белое «небо» покоится на стенах со светлым мраморным покрытием из «Газгана» жемчужно-серого и розового оттенков. Потолок украшен мелкой скульптурной пластикой, которую занятно рассматривать: есть и сам высотный дом, и подсолнухи, оба указывающие вверх. Так была показана логика облегчения пространства и цвета по мере подъема из глубины. Цокольные же элементы выполнены из графичного темно-серого мрамора, как бы отбивающего эти уровни спуска-подъема.

Общая картина дополнена светом – двумя парадными люстрами на входе и крупными бра в «поворотном» зале, создающими на полированных стенах полосу ярких бликов. Из всех работ Душкина в метро северный вестибюль – наиболее сложно сочинённый и отягощённый декором, против которого последовательно выступал сам архитектор в практике метростроения. Но стилистика «победы» и послевоенного «триумфа» в архитектуре, да и сама образная программа высотного дома, в который встроен вестибюль, сделали свое дело.



Но вернемся к впечатлениям после «ремонта» и к тому, как «стало». Прежде всего, порадовало купирование обильных течей в верхнем эскалаторном зале. Многолетнее небрежение привело к локальному разъеданию поверхности плафона, разрушению лепнины и сооружению нелепых «устройств», свисавших с потолка. Вода, которая бесперебойно поступала с дневной поверхности, сочилась и по потолочному каскаду над первым наклоном. Постоянное намокание, как и на всех станциях с аналогичной проблемой, метрополитен «лечит» масляной покраской по штукатурке, превратившей прекрасный каскад в осклизлую конструкцию. Сейчас отреставрированный плафон и ступенчатый спуск приобрели достойный вид. Однако через месяц на одной из ступеней потолка уже появились следы капежа и традиционной забивки его белой масляной краской, что, к огромному сожалению, свидетельствует о нерешенной проблеме. Нетрудно предположить, что в скором времени, как всегда бывает с «водой», этот процесс обострится.


Во-вторых, сразу бросилось в глаза высвобождение пространства от громоздкого полицейского поста низкопробного дизайна, хотя многочисленные рамки безопасности во входной зоне по-прежнему перегораживают вестибюль и засоряют глаз, что неизбежно. В-третьих, важно, что мраморное покрытие на всех поверхностях осталось практически без замены, за исключением некоторых локальных зон. Произведена вычинка мраморных капителей и балясин, полировка плит. Следы их механической обработки видны в скользящем освещении, особенно на нежном «Газгане», что умаляет ценность проделанной работы. Кажется, что её в спешке оставили незавершенной, или это тот максимум, который сегодня могут обеспечить мастера? Но на фоне массового «обдирания» старой облицовки и ее замены на новое и блестящее работы на «Красных воротах» – поворотный момент в отношении к подлинности.


В-четвертых, произвели замену полуразбитого напольного покрытия 1980-х годов. Темно-охристый и почти черный пол из крупноформатных плит, размер которых показался несколько избыточным для объемов входного вестибюля и «поворотного» зала, объединил пространства в архитектурное целое. Определенным достижением можно считать и фанеровку деревом всех технических дверей – металлических сейфов, окрашенных в плотный серый цвет, которые метрополитен без разбора и в одночасье установил почти на всех старых станциях, упразднив оригинальную дубовую столярку.



Что также отрадно – сохранены все три шкафа пультов управления, правда, с некоторыми изменениями и утратой деталей. А из деталей, как известно, и складывается целое.


От авторской прорисовки деталей и цвета, гармоничного с архитектурой станции — к унификации и поточному производству.

Из других неизбежных впечатлений того, как «стало», – радикальное изменение внешнего облика и цветовой гаммы эскалаторных спусков, исторически входивших в единую трехчастную систему («станция»-«наклон»-«вестибюль»), что, собственно, и является «памятником».

Замена шести эскалаторов ЭМ-1М и ЭМ-4 выпуска 1954 года на отечественные механизмы нового поколения, что само по себе является сложнейшей технической задачей, изменили не только фактуру и цвет балюстрад (металлический хайтек), но и их пропорции, ширину и высоту.


По темному пятну на мраморе «Газган» (слева) видно, насколько изменился уровень высоты балюстрады.

Так, со стороны стен резко увеличился габарит ниспадающей ленты балюстрады – вместо узкой и темной стала широкой и светло-металлической; более узкими стали две срединные ленты балюстрад. Высота поручня ныне порядка 110 см вместо привычных нормативных 90-100 см. Рука эту разницу заметно ощущает, а для детей и невысоких людей приращение высоты оказывается совсем дискомфортным.

При этом удивительно, что предмет охраны станции, утвержденной Москомнаследием (18.02.2013, № м16-09-819/3), предписывает сохранение «отделки балюстрад эскалаторов фанеровкой из красного дерева», что логично и вполне обсуждаемо. Но написано это, видимо, без надежды на успех и уже тогда, когда замена на хайтек вовсю шла в метро.


К этому следует добавить, что гладкий штукатурный свод второго наклона заменен сборным ребристым. Как и на всех других исторических станциях, лишившихся своих первородных наклонов, это резко меняет целостность восприятия всей полости. Возникает вопрос о действительной необходимости подобной замены. Все вместе резануло глаз, поскольку зона эскалаторов – это не только техника, но и специфическая архитектура пространства со своими канонами красоты.


Но что следует признать удачным и, по-видимому, первым опытом подобного сохранения в Москве (существующим давно в Петербурге), так это реставрация оригинальных светильников на балюстрадах эскалаторов, что также предписывает предмет охраны станции. Все металлические части типовых торшеров с шаровидными плафонами матового стекла, численно полностью вернувшиеся на оба наклона (10 на верхнем и 18 на нижнем), а также решетки на балюстрадах были отреставрированы. Деревянные же элементы выточены заново. Но диспозиция торшеров на лентах изменилась, что заметно при сравнении «было» – «стало». Их приглушенный свет помогает поддержать, хотя бы отчасти, историческое восприятие спусков, но светящиеся полоски ярко-зеленого кислотного цвета, установленные с двух сторон у самой гребенки ленты, способны разбить это впечатление.


Помимо изменения формы плафонов, оказались перевернутыми детали верха и низа, скрепляющие центральный овал.

Что касается остальной осветительной арматуры (люстры и настенные бра), то она также сохранена подлинной. Изменения коснулись нижней части всех плафонов, форма которых была воссоздана, о чем свидетельствует историческое фото. Но при этом возникает вопрос, нужно ли было это делать, когда адекватная замена произошла в процессе эксплуатации? В данном случае стремление к «исторической правде» выглядит малооправданным, тем более что металлические части бра после реставрации обогатились анодированием под бронзу, следов которого ранее не было видно.


Очень значительным изменениям подверглись входные двери и тамбуры. Как практически на всех станциях, эта зона менялась и в 1960-х, и в конце 1970-х годов. Проектом предусмотрено их «воссоздание по архивным чертежам». То, что получилось, – фундаментально, репрезентативно, декоративно, очень тяжело по весу и мало пригодно к современному использованию. Новые распашные дубовые двери с металлическими накладками, по четыре в каждом тамбуре, с трудом подаются. Для детей, стариков и хрупких женщин войти/выйти без посторонней помощи – практически непосильная задача, не говоря уже о ветровых нагрузках.



Часть дверей уже сняли, плотно сложив в одном из тамбуров. Но возникает другой вопрос – существовали ли именно такие двери со сложным осветительным устройством в природе? Если и были так нарисованы, осуществлены ли самим автором? На фото 1957 года, то есть через три года после открытия северного вестибюля, дверей, выросших в 2017 году, не обнаруживается. Не видно ни массивных дубовых коробов, выступающих вовнутрь, ни резных венков с лентами и прочей фурнитурой, которые сейчас называют стилем «сталинского метро».

Можно предположить, что либо к 1957 году они были уже демонтированы, либо осуществлены впоследствии. Но партийное постановление о так называемых «излишествах в архитектуре» 1955 года делает их позднейшее появление маловероятным. Не обнаружились похожие деревянные двери и во входной группе главного подъезда высотной части. Так что вопрос не снимается, в том числе и по части дальнейшей эксплуатации.

О том, что тенденция монументализации продвигалась проектировщиком (ООО «Китеж»), а в данном случае и самим метрополитеном, свидетельствует большое окно эскалаторного зала, бывшее ранее витринным. Разбитое много лет назад, отремонтированное хозспособом с простой сосновой столяркой и впервые появившейся расстекловкой, ныне оно воспроизведено по-прежнему с потерей оригинальной витражной плоскости, с двойными дубовыми рамами. Этот цельный витраж и надо было восстановить, если речь идет о научной реставрации. Однако явно неоправданное действие, идущее вразрез с историей и предметом охраны фасада высотного дома, оказалось клонированным и на соседнее витринное окно.


Теперь, после проведенных работ, идя «изнутри», т. е. из метро, вы обнаруживаете постепенно исчезающие большие витринные окна, которые задают ритм и композицию цокольного этажа восточного фасада высотки. Пока еще жив соседний витраж – витрина бывшего ювелирного магазина, открывшегося здесь изначально как часть инфраструктуры и бренд дома, а чуть более двух недель назад превращенного в кафе фастфуда. Здесь же мощно шагает «Моя улица», пришедшая в «Наш дом» и поставившая на попа историческое благоустройство памятника, охраняемое по закону.

Не будем продолжать далее, хотя есть ещё, что сказать. Все же следует признать, что в реставрации северного вестибюля «Красных ворот» намного больше хорошего, чем плохого. И если спросить, что хуже всего, ответ приходит без колебаний – исчезновение классических эскалаторных спусков . Это касается не только рассматриваемой станции. Единство трех её ипостасей, «верха» и «низа», объединенных образно и структурно, разорвано холодной и чужеродной металлической лентой, и этот натиск кажется неостановимым. Если учесть, что ранее произошла замена эскалаторов и образное изменение наклона противоположного южного вестибюля, «памятник» окончательно оказался расчленённым. Вторая и настоящая печаль – сама станция «Красные ворота» с её сильнейшими течами, полностью убитым покрытием стен грузинской «Шрошей» и неопределенностью явно трудной судьбы.


Состояние мраморовидного известняка грузинского месторождения «Шроша» на станции и варианты замены после открытия северного вестибюля (мрамор и пластик).

Выдающиеся архитекторы разных поколений оставили в метро наследство огромной мировой ценности. Сможем ли уберечь? Хочу закончить на позитивной ноте и высказать крайне осторожное предположение, что в Москве постепенно, с преодолением множества трудностей и ошибок, стала формироваться культура реставрации метро. Путь далек.

Вместо эскалаторов 1954 года в вестибюле установили новые — с щетками для защиты движущегося полотна и датчиками, которые передают информацию в операционный пункт.

Северный вестибюль станции метро «Красные Ворота» открылся 1 июня после ремонта. Здесь установили новые эскалаторы. Прежние работали с 1954 года, и срок их эксплуатации подошел к концу.

Теперь в вестибюле шесть эскалаторов российского производства, которые отвечают современным требованиям безопасности. На них установлены специальные щетки для защиты движущегося полотна от попадания мелких предметов и одежды. Специальные датчики передают информацию о работе эскалатора в операционный пункт.

Вестибюль закрыли для пассажиров 2 января прошлого года. Специалисты заменили инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновили системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Здесь также отремонтировали кассовый зал и установили новые турникеты со стеклянными створками.

«Красные Ворота» — одна из старейших станций метро, она открыта 15 мая 1935 года. В 1952-м здесь заработал первый в истории метро турникет (не считая экспериментального образца 1935 года на «Библиотеке имени Ленина»). Северный вестибюль «Красных Ворот» открылся в 1954 году, когда строилось высотное здание на Лермонтовской площади.






Северный вестибюль станции “Красные Ворота ” Сокольнической линии метро открылся 1 июня после ремонта. Здесь установили новые эскалаторы. Прежние работали с 1954 года, и срок их эксплуатации подошел к концу.

Теперь в вестибюле шесть эскалаторов российского производства, которые отвечают современным требованиям безопасности. На них установлены специальные щетки для защиты движущегося полотна от попадания мелких предметов и одежды. Датчики передают информацию о работе эскалатора в операционный пункт, передает портал mos.ru.

Вестибюль закрыли для пассажиров 2 января прошлого года. Специалисты заменили инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновили системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Отремонтирован кассовый зал, установлены новые турникеты со стеклянными створками.

Напомним, “Красные Ворота ” - одна из старейших станций метро, она открылась 15 мая 1935 года. В 1952-м здесь заработал первый в истории метро турникет (не считая экспериментального образца 1935 года на "Библиотеке имени Ленина").

Северный вестибюль “Красных Ворот ” открылся в 1954 году, когда строилось высотное здание на Лермонтовской площади.

/ Четверг, 1 июня 2017 года /

темы: Сокольническая Метро

Теперь на станции установлены новые эскалаторы и турникеты со стеклянными створками.

Северный вестибюль станции “Красные Ворота ” Сокольнической линии московского метро открылся в четверг после ремонта, начавшегося 2 января 2016 года. Теперь он оснащен турникетами нового образца, сообщает столичная мэрия.

. . . . .

На новых эскалаторах установлены щетки для защиты от попадания мелких предметов и одежды, а специальные датчики передают информацию о работе эскалатора в операционный пункт.

Вестибюль одной из старейших станций московского метро, открытой в 1935 году, закрыли на ремонт 2 января 2016 года. Там проводились работы по замене эскалаторов, установленных в 1954 году, и реконструкция самого вестибюля. Кроме того, в ходе работ были заменены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации.


. . . . .
. . . . .


1 июня после ремонтных работ вновь стал доступен северный вестибюль станции московского метро “Красные ворота ” .

Здесь установили шесть новых эскалаторов российского производства вместо старых, работавших на станции с 1954 года. Теперь "бегущие лестницы" отвечают современным требованиям безопасности, на них установлена защита движущегося полотна от мелких предметов и одежды. Датчики передают сведения об исправности работы эскалатора в операционный пункт, сообщается на сайте стройкомплекса Москвы.

Вестибюль начали ремонтировать в январе прошлого года, за это время были заменены инженерные сети, кабельные коммуникации, сантехника, вентиляция, обновлена пожарная и охранная сигнализации, система видеонаблюдения.

В вестибюле также появились новые турникеты со стеклянными створками и были проведен ремонт касс.

Сейчас в Московском метрополитене закрыты на ремонтные работы:

вестибюль № 1 и подуличный переход станции “Полежаевская ” - до 30 декабря. Вход и выход через вестибюль № 2;
северный вестибюль станции Ленинский проспект (со стороны последнего вагона из центра - выход к ТРЦ "Гагаринский") - до 30 сентября. Вход и выход - через южный вестибюль и вестибюли станции Площадь Гагарина МЦК;
южный выход станции метро “Спортивная ” , ближайший к станции “Лужники ” МЦК - ориентировочно до 30 января 2018 года.
несколько платформ Филевской линии. Работа должна завершиться этим летом, ориентировочно к 31 июля.
Регионы:
Москва
Организации:
Московский метрополитен
Виды транспорта:
Метро
Темы:
Безопасность
Модернизация
Пассажиры
Еще по теме

Тематика этого года расширена за счет транспортно-пересадочных узлов


. . . . . Об этом стало известно из сообщений столичной подземки в микроблоге в Twitter.

"Сокольническая линия. Северный вестибюль станции “Красные Ворота ” открыт для входа и выхода пассажиров после замены эскалаторов" , - говорится в сообщении.

После ремонта в вестибюле появились шесть эскалаторов российского производства. . . . . .


Северный вестибюль станции “Красные ворота ” был открыт в 1954 году на первом этаже одной из сталинских высоток. В ходе реконструкции было обновлено не только художественное оформление вестибюля, но и произведена замена шести эскалаторов на современные подъемники отечественного производства.

Эскалаторы отвечают всем современным требованиям промышленной безопасности и потребляют энергии на 40 процентов меньше. Применены новые шкафы управления, которые включают в себя диагностику, позволяющую предотвращать отказы, - сообщил первый заместитель начальника Московского метрополитена Дмитрий Дощатов.

Новые эскалаторы также будут намного безопаснее за счет применения фартуков с тефлоновым покрытием и щеток безопасности, чтобы избежать застревания полов одежды в механизмах. Первые пассажиры, вошедшие через северный вестибюль, отметили новые кассы с аппаратами для безналичной оплаты и отреставрированные светильники, которые добавляют “Красным воротам ” шарм в стиле ретро.

Так совпало, что открытие вестибюля после реставрации случилось ровно через 90 лет после сноса самих Красных ворот - триумфальной арки, сооруженной в XVIII веке. Строение, по мнению прежних городских властей, мешало развернуть трамвайное движение на площади перед аркой и создавало тесноту - вокруг строилась новая Москва.

В середине XIX века попытки снести арку тоже предпринимались - власти старались таким образом решить проблему расселения трущоб и ветхого жилого фонда уже в те времена, однако довести дело до конца удалось только советской власти.


Реконструкция эскалаторного комплекса была проведена на 3 месяца раньше запланированного.

Дмитрий Дощатов, первый заместитель начальника метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры, рассказал, что в ходе реконструкции 6 эскалаторов заменили, сообщает агентство городских новостей “Москва ” . . . . . .

Также модернизировали кассовый блок: проезд можно оплатить с помощью банковской карты. Более того, теперь применены новые элементы навигации, которые отвечают самым современным требованиям.

Напоминаем, что северный вестибюль станции “Красные ворота ” закрыли 2 января прошлого года. Старые эскалаторы находились в эксплуатации 62 года.

На ремонт было отведено 18 месяцев, однако его завершили на 3 месяца раньше срока.


Северный вестибюль станции метро “Красные ворота ” , закрытый на ремонт в начале 2016 года, открыли для пассажиров, передает корреспондент Metro.
- Сегодня после реконструкции и модернизации мы открываем северный вестибюль станции “Красные ворота ” . Реконструкции эскалаторного комплекса, который состоит из двух “наклонов ” , была проведена на три месяца раньше запланированного, - сказал первый заместитель начальника Московского метрополитена Дмитрий Дощатов.
В ходе реконструкции было заменено шесть эскалаторов. Старые эксплуатировались в течение 62 лет.
Новые эскалаторы отвечают требованиям промышленной безопасности. За счет новых шкафов управления они потребляют на 40% меньше электроэнергии. Кроме того, для удобства слабовидящих пассажиров вдоль движущихся ступеней проложена ярко-зеленая подсветка.
В вестибюле также поставили восемь новых турникетов вместо шести старых и модернизировали кассовую зону. Теперь и здесь проезд можно оплачивать с помощью банковских карт.
“Красные Ворота ” были открыты в 1935 году. Это одна из старейших станций московского метро.


. . . . . Об этом журналистам сообщил первый заместитель начальника метрополитена, начальник дирекции инфраструктуры Дмитрий Дощатов.

. . . . . Как подчеркнул Д. . . . . .

"Применены новые шкафы управления, которые включают диагностику, позволяющую предотвращать дальнейшие отказы. Также была проведена модернизация кассового блока, теперь можно оплачивать проезд с помощью банковских карт. Также были применены новые элементы навигации, отвечающие самым современным требованиям" , - отметил Д.Дощатов.

Северный вестибюль станции “Красные ворота ” был закрыт 2 января 2016 г. . . . . . Итогом модернизации стали шесть новых эскалаторов. . . . . . Всего обновили более 35 км кабелей, которые отвечают за бесперебойную работу всех систем жизнеобеспечения станции. . . . . .


Пассажиры не понимают, почему их не оповестили о новом режиме работы

К этой станции метро нас привела просьба одной из местных жительниц разобраться в проблеме. «Северный вестибюль закрыли на ремонт аж до августа-2017, - пишет Наталья Леонтенкова. - Вся надежда на южный. Но с 8:15 до 9:15, в самый час пик, вход закрыт - вестибюль открыт только на выход пассажиров, преимущественно - сотрудников офисов РЖД, близлежащего банка и Минсельхоза. Жителям окрестных районов в это время нет возможности ехать привычным маршрутом на метро. Остается идти по морозу, в снег и слякоть до ближайшей станции «Чистые пруды» не менее 20–30 минут. И дети, и пожилые люди, и инвалиды… Никому до этого дела нет. Непонятно, почему бы вышеназванным богатым организациям не организовать доставку своих сотрудников наземным транспортом, как было на Бауманской, а не лишать нас возможности ездить со своей станции на метро. Это ли не дискриминация?!»

Честно говоря, о таком нововведении в графике работы метрополитена мы, как и большинство пассажиров московской подземки, и не слышали. О новом режиме работы «Красных Ворот» пассажир узнает только из пары объявлений на самой станции или в качестве неприятного сюрприза уже у входа в вестибюль.

Чем же обусловлена эта мера и так ли она необходима?

Сразу оговоримся, что «Красные Ворота» - одна из старейших станций московского метро. Построена она в далеком 1935 году и потому имеет довольно короткий перрон, да и сама по размеру явно не соответствует тому грандиозному пассажиропотоку, который на нее обрушился в XXI веке. Северный выход закрыли 2 января наступившего года. «Реконструкция предусматривает в северном вестибюле станции «Красные Ворота» замену эскалаторов, установленных в 1954 году. Помимо этого будет проведен капитальный ремонт вестибюля, установлены новые турникеты, обновлен кассовый зал и оборудована комната полиции с полным обзором пассажирской зоны через стекло и системой видеонаблюдения. Также планируется заменить инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации» - пишут на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города .

Причина понятная и уважаемая. А что же с южным? Так ли велик пассажиропоток, чтобы перекрывать станцию на вход?

8.00. Работают два эскалатора наверх и один - вниз. Причем наверх едет, несомненно, больше людей, чем спускается. Среди выходящих большинство явно работники офисов, но есть и дети, школьники; есть и родители с детьми в специальных очках (рядом - Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца).

8.15. Единственный работающий на спуск эскалатор разворачивают наверх. Людьми заняты все три. Поезда приходят один за другим, к подъемникам устремляется плотная толпа спешащих людей. Расспросить, где работают, не удалось. Не до того им. Утро, понедельник. Поднимаемся наверх. У метро с первой сигареткой стоят несколько человек.

Да тут всегда толпа. Даже когда все нормально работало и все выходы были открыты, - говорит москвичка Елена. - Здесь же все офисы. И там, и там. Все сверху донизу - офисы. Не только банк и РЖД. Всего много. А жителей - мало. Им, конечно, неудобно. Но что тут поделаешь? Мы в мегаполисе…

А я вот до закрытия на вход наблюдал, как тут слепой человек пытался подняться. В толпе-то! Пришлось помогать, - поддерживает ее Дмитрий. - Когда эскалаторы все на выход, народ все же быстрее рассасывается.

В объявлениях на платформе предполагается альтернатива: троллейбусы маршрутов БК и БЧ, идущие по Садовому кольцу до «Курской» и «Сухаревской». Проверяем. Ходят часто, интервал 1–2 минуты. Но этот вид транспорта - платный.

У работающего входа работник метрополитена с громкоговорителем предупреждает, что вход закрыт. На вопрос: «Как же быть?» - отвечает «Или ждите, или идите к «Чистым прудам». Около него уже собралась небольшая толпа терпеливо ожидающих открытия станции. Тем более что осталось не более 15 минут. Разброс мнений - от «Безобразие! Почему все закрыли? Нельзя было предупредить?!» до вполне мирного «Да ладно, подождем!»

Многие не ждут, а направляются к ближайшей станции метро - «Чистые пруды». Отправляемся и мы, попутно засекая время. 10 минут прогулочным шагом. Из плюсов - широкие очищенные тротуары и виды на московские особнячки. Из минусов - гора снега на тротуаре Мясницкого проезда, щедро обсыпанная громадными кусками льда…

Северный вестибюль «Красных Ворот» планируется открыть 2 июля 2017 года. Тогда же в обычном режиме начнет работать и южный вестибюль.