Исторические пословицы и их значение. Исторические пословицы. Не в своей тарелке

Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.

Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму.

Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды народа на жизнь.

Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, и записывали пословицы и поговорки.

Мой день в пословицах и поговорках.

Утром солнышко встает, всех вставать оно зовет.

Умывание.

Купил мыльце помыть рыльце.

Кашу маслом не испортишь.

Иду в школу.

Откладывай безделье, да не откладывай дела. Человек неученый, что топор не точеный.

Большому куску и рот радуется.

Домашняя работа.

Где верхом, где пешком, а где и на карачках. Тяп да ляп - не выйдет корабль.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу.

Утро вечера мудренее.

Сказки по пословицам

Две подруги.

Жили-были две подруги, Саша и Катя. Они записались в лыжную секцию. Саша каталась лучше Кати. Вот пришло время соревнований. Тренер указал девочкам трассу, по которой нужно бежать, и пожелал им удачи. Саша с Катей были в лидерах, но тут у Саши сломалась лыжа. Катя засмеялась и убежала. Бежавшие сзади девочки помогли Саше добраться до финиша. Они опоздали, но не бросили человека в беде. После этого случая Саша не стала дружить с Катей – дружба у них распалась.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Жил-был на свете мальчик Петя. Злой был мальчик, не любил он котов, если увидит котёнка, то сразу берёт и бросает в него камень.

Вот увидел это добрый волшебник и решил превратить Петю в котёнка. Так Петя мальчик стал Петей котёнком.

Бредёт Петя голодный, ищет что-нибудь поесть, вдруг выбегает какой-то мальчишка и швыряет Петю ногой. Больно и обидно стало котёнку Пете, и сказал он себе, что никогда больше не будет он обижать котят. Ведь как аукнется, так и откликнется. Услышал это волшебник, обратно превратил котёнка Петю в мальчика.

Теперь Петя никогда не обижает животных и другим не разрешает.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жили брат с сестрой. Было у них много игрушек. Постоянно они из-за них ссорились. И решили они игрушки поделить. Поделили, и каждый стал играть в своём углу.

Но солдатикам некого было защищать, потому что куклы были в другом углу.

А кормить куклам было некого: солдатиков рядом-то нет!

Брат с сестрой посидели, подумали и решили: «Вместе тесно, а врозь скучно!»

Притчи, басни, сказки, народные песни, загадки, пословицы и поговорки - неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами.

Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.).

Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, неоплатонической философ Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности».

Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф и , написал «Лаконичные изречения», которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок.

Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц.

Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев и были включены в корпус этих языков.

Это объясняет тот феномен, что греческие и римские пословицы и поговорки встречаются во многих европейских языках. Например, аналог древнегреческой пословицы Μία χελιδών έαρ ου ποιεί, (одна ласточка весны не делает) есть в итальянском, французском, немецком, английском и русском языках. Естественно, римские и греческие пословицы и поговорки были постепенно добавлены к уже существующим народным и аутентичным. Но они стали как бы своими, родными.

Но перенесемся в Россию. Пословицы и поговорки в русском языке – пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Они выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном, это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений.

Как любой народный жанр пословицы и поговорки не статичны. В их корпус постоянно прибывают новички, согласованные с наблюдениями уже современной жизни. Приведу несколько примеров:

Не вернул кредита -

Считай рожа бита.

Крут был Леха,

А кинули как лоха.

Пока есть газ и нефть, нам с голоду не помереть

Красна секретарша не тем, что красавица,

А тем, что с факсом управится.

С высшим образованием и лопата в руках лучше держится

Настоящий бухгалтер

Не кладет выручку в бюстгальтер.

Как видите, пословицы и поговорки не утратили своего языкового значения и сегодня. Они, как и много веков назад, отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее.

Изучение исторических пословиц в деталях представляется сложным делом. Но каждый русский человек, хотя бы отдаленно знакомый с историей России, может догадаться, о чем идет речь в той или иной пословице:

Автор книги «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» Юрий Георгиевич Круглов дает некоторые комментарии к списку пословиц про историю . Эти комментарии помогают понять, с какими историческими событиями связаны перечисленные пословицы. К этому списку хочется добавить пословицы эпохи СССР. Они отображают реалии, нравственные ценности, идеологию того времени.

Исторические события отражают также многочисленные изречения о борьбе с фашистами во время Великой Отечественной войны.

Из истории пословиц про историю

Погибоша, аки обры. — В Древней Руси обрами называли воинственные племена авар, подчинивших себе в 6 — 7 веках земли от Кавказа до Эльбы. Впоследствии авары были разгромлены и исчезли, ассимилировавшись с народами Западного Причерноморья и Подунавья.

Добрыня крести мечом, Путята - огнем. — Пословица возникла как отклик на введение христианства в древнем Новгороде. Князь Владимир Святославович послал Добрыню и Путяту в Новогород для проведения крещения. Не сумев убедить новгородцев креститься по собственному желанию, они прибегли к военным действиям.

Дмитрий и Борис за город подрались. — Пословица отражает раздробленность Древней Руси. В борьбе за власть удельные князья спорили, воевали между собой, чем ослабляли обороноспособность государства. В пословице, очевидно, идет речь о двух князьях — братьях Борисе Константиновиче и Дмитрии Константиновиче, враждовавших между собой из-за Нижнего Новгорода (14 век).

Пусто, словно Мамай прошел.

Новгород, Новгород, а постарше старшего. — Эта и перечисленные ниже пословицы возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве. В конце 15 века он потерял свою самостоятельность и вошел в состав Русского централизованного государства.
Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити.
Кто против бога и Великого Новгорода?
Новгород судится своим судом.
Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.
Справится дело и без Новгорода.

Царство разделится - скоро разорится. — Эта и ряд следующих пословиц отражают процесс объединения русских земель вокруг Москвы, показывают отношение народа как к царю, так и к боярам.
Близ царя - близ смерти.
Бывало было: и бояре волком выли.
Коли худ князь, то князя в грязь.
Царские милости в боярское решето сеются.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — Эта и две последующие пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 г., когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября по старому стилю).
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.

Лучше грозный царь, чем семибоярщина. — Эта и две последующие пословицы возникли в начале XVII в., когда в июле 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского образовалось правительство, проводившее изменническую политику по отношению к Русскому государству, фактически отдававшее страну в порабощение Польше. Этот период (до освобождения Москвы Мининым и Пожарским) народ прозвал «семибоярщиной».
Невелик городок, да семь воевод.
У одной овечки да семь пастухов.

Пропал как швед под Полтавой. — Эта и последующие пословицы рассказывают о событиях XVIII- XIX вв. (битва под Полтавой, события Отечественной войны 1812 г. и др.).
Временщики родом велики, да недолговечны.
Был неопален, а из Москвы вышел опален. (Наполеон)
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы - ружье.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Приехал Кутузов бить французов.
Сам себя сжег француз, сам и поморозил.
Француз боек, да русский стоек.

Без ленинских заветов не было бы власти Советов.
Боже, царя возьми! - он нам не нужен.
Был такой Махно, да утек от нас давно.
Видна из Кремля вся Советская земля.
Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла.
Где власть народа, там победа и свобода.
Если народу служить, и на полюсе можно жить.
Зажали Врангеля в Крыму - крепко всыпали ему.
И работа всласть, когда родная власть.
Красный Питер бока Юденичу вытер.
Кто в Совете, тот за людей в ответе.
Ленин - мудрость народов.
Ленинский завет облетел весь свет.
Махно погиб давно, от Петлюры не осталось шкуры.
На печи заседать - трудодней не видать.
От ленинской науки крепнут разум и руки.
Петлюра в лес, а Деникина взял бес.
По-ленински жить — Родине служить.
Погиб без славы, как орел двуглавый.
Если народ един, он непобедим.
Крепка рука у советского моряка.

Пословицы времен ВОВ

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.
Для советского солдата граница свята.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Русский немцу задал перцу.
С миру по нитке - фашисту веревка.
Сколько Гитлер ни крути, а от смерти не уйти.
У сметливого солдата и рукавица — граната.
У фашистов шинели не по русской метели.
Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.
Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили.

Были обнаружены археологами в Египте. Уникальные экземпляры глиняных табличек с афоризмами датируются примерно 2500 г. до н.э. Другим значительным источником крылатых фраз, безусловно, является Библия. Ее ветхозаветная часть называет царя Соломона, жившего в X веке до н.э., автором 900 пословиц.

Мудрые высказывания современников собирали и систематизировали греческие философы и деятели культуры Аристотель, Зиновий, Плутарх, Аристофан. Популярность пословиц и поговорок Аристотель объяснял их краткостью и точностью.

В 1500 году голландский ученый и Эразм Роттердамский опубликовал результат длительного изучения древнегреческой и древнеримской истории. Многостраничный труд «Пословицы». В него Эразм включил более 3000 римских и греческих крылатых выражений, адаптированных им для понимания . Книгой заинтересовались наиболее образованные представители европейского общества. Ее переводили на национальные языки и штудировали в учебных заведениях. Так, и поговорки Древнего мира проникли в культуру народов Европы. Этим объясняется наличие в разных языках схожих по смыслу образных выражений.

В России первые пословицы зафиксированы в летописях и художественных текстах XII-XIII веков: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и др. Короткими изречениями русский народ выражал преданность Родине, готовность одолеть всех врагов Руси и уверенность в скорой победе. Так, автор «Повести временных лет» приводит поговорку «Погибоша, аки обре», что означает «Погибли, как обры». Это выражение родилось после изгнания славянскими народами со своих земель племени кочевников-обров. Поговорка, сложившаяся в конце VIII века, помогла летописцу образно передать свои мысли о судьбе всех захватчиков земли Русской.

Неизвестный автор составил в конце XVII века сборник «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В книге приведено больше 2500 крылатых фраз. На страницах сборника можно найти выражения, знакомые даже современным россиянам. Так, со времен тягостного для Руси татаро-монгольского ига известна поговорка «Пусто, как Мамай прошел».

Некоторые афоризмы вошли в народный язык из древних сказок и преданий, например: «Битый небитого везет». Но большая часть пословиц отражает обычаи и повседневные хлопоты простых людей: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без нужды живет тот, кто деньги бережет», «Август-батюшка заботой-работой мужика тешит» и т.д.

Значительно обогатили национальный словарный запас русский писатели XIX века. Из басен, поэм и стихотворений А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова народ перенес в обыденную речь множество коротких изречений. Со временем литературные поговорки практически полностью слились с народным творчеством: «Счастливые часов не наблюдают», «Любви все возрасты покорны», «А Васька слушает, да ест» и т.д.

Детальным изучением народных изречений занимался в 30-50-е годы XIX века русский филолог Владимир Даль. До сих пор его сборник «Пословицы русского народа» считается наиболее полным. Даль поместил в книге 30 тысяч выражений, разделив их на несколько тематических частей.

Безусловно, набор пословиц и поговорок, используемых в быту, периодически меняется. Устаревшие по смыслу или форме выражения уступают место более современным. Кроме того, появляются новые предметы, явления, ситуации и отношения. Народная мудрость фиксирует общественные изменения в виде актуальных поговорок: «Hе вернешь кредита, будет рожа бита», «Наши люди в булочную на такси не ездят».

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них - непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а так же произведения, вышедшие из классического Востока, в определенной степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа - все это нашло в коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза - ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда.

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога высоко, до царя далеко - такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал мечтать о воле (В каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе. Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет - у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на словянские племена и покорили некоторые из них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб как швед над Полтавой, - которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословице: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один в поле воин. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: С миру по нитке - голому рубаха; Врет как сивый мерин- записаны в таком виде: С миру по нитке - Гитлеру веревка; Врет как сивый Геббельс.

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровиться от эдаких похвал; Числом поболее, ценою подешевле - вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: Есть еще порох в пороховницах! - может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.А. Крылов, Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал не мало пословичных выражений (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона-то я и не приметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?). Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Собрание начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа», вошло около 30 000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

Пословица - краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего мира. Пословица предстает перед читателем или слушателем как общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения.

Итак, пословицы и поговорки при известной своей близости имеют и существенные различия, позволяющие четко разграничивать эти примечательные жанры русского народно поэтического творчества. Как отмечается новейших исследовательских работах, учебнике по фольклору для университетов, одной из характерных особенностей является «совмещение в них общего и конкретного, точнее: в конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений в природе, общественной жизни, личных отношений людей. Пословицам свойственны определенные формы обобщения. Это прежде всего суждения общего характера…». Присущее пословицам изображение обобщенных фактов и типовых явлений, а также ярко выраженная иносказательность позволяют широко употреблять произведения этого жанра в разных случаях.

Часто первоначальный смысл пословицы забывается, так как породившее её явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: Любить тепло - дым терпеть. Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по-черному, т.е. дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.

Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Говорят, например: «Работать спустя рукава», «узнать подлинную правду», «узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок возникла на основе действительных явлений. Выражение «работать спустя рукава» пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами, доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо делать. Существовала пословица: Не скажешь всю подлинную, так скажешь всю подноготную. Здесь речь шла о пытках. «Подлинная правда» - те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда - подноготная.

Пословицы о пословицах:

Пословица к слову молвится.

Старая пословица век не сломится.

Пословицами на базаре не торгуют.

Поговорка - цветок, пословица - ягодка.

Пословицы о родителях:

Дитя не плачет - мать не разумеет.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Родительское слово на ветер не молвится.

Пословицы о дружбе и любви:

Доброе братство сильнее богатства.

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Любовь правдой крепка.

Не по хорошу мил, а по милу хорош.

Пословицы о добре и зле:

Чего хвалить не умеешь, того не хули.

У злой Натальи все люди канальи.