Что означает ангел на петропавловской крепости. Влюбленный мастер. Как крестьянин починил ангела на шпиле Петропавловки. Самый сложный в восстановлении иконостас

2002-10-09T19:45+0400

2008-06-05T16:15+0400

https://сайт/20021009/240160.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В декабре на шпиль Петропавловского собора Петербурга вернется ангел

По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора. Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла. После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета. Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля. Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту...

С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /Корр. РИА "Новости" Татьяна Яковлева/. В декабре на шпиль Петропавловского собора Санкт-Петербурга вернется флюгер в виде ангела - один из символов Северной столицы.

Об этом в среду корреспонденту РИА "Новости" рассказал Александр Борхварт - главный специалист реставрационной компании "Акме Дек" /генерального подрядчика реставрации большинства объектов Петропавловской крепости/. По его словам, ангел полностью очищен и подготовлен к позолоте. В ближайшее время реставраторы начнут сборку фигуры ангела. Затем на специальном стенде проверят работу поворотного механизма, с помощью которого флюгер будет вращаться на шпиле собора.

Следующим этапом будет покрытие всей композиции /ангел, крест и постамент/ сусальным золотом. На позолоту флюгера весом примерно 500 кг уйдет около 400 граммов драгоценного металла.

После того, как ангел будет покрыт золотом, реставраторы установят его на шпиле Петропавловского собора. Александр Борхварт подчеркнул, что реставраторам предоставлен уникальный шанс провести монтаж ангела максимально надежно: в строительные леса одет весь собор Петра и Павла, и добраться к месту установки флюгера можно без помощи вертолета.

Во время последней реставрации ангела в 1995 году работы велись в очень сложных условиях, поскольку леса были установлены только на самом верху шпиля.

Петропавловский собор был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Увенчанная золотым шпилем колокольня с фигурой ангела и по сей день остается самым высоким архитектурным сооружением Петербурга - 122,5 метра.

Ныне существующая фигура ангела - это четвертый вариант флюгера на шпиле собора. Первый ангел, созданный по проекту Доменико Трезини, погиб при пожаре. Новая фигура ангела работы скульптора Форшмана простояла на шпиле всего три года, после чего была сильно повреждена ураганом.

Во избежание подобных случаев, было решено сделать флюгер меньше размером, проект его создал архитектор Антонио Ринальди. Уже в 19-м веке, в 1858 году, когда деревянный шпиль собора был заменен на металлический, его увенчала новая фигура ангела - точная копия работы Ринальди.

Ангел на шпиле Петропавловского собора - одна из основных достопримечательностей, которой славен Санкт-Петербург . Ангел венчает собой Петропавловский собор , которым в свою очередь гордится Петропавловская крепость . Жители Санкт-Петербурга считают ангела стражем и покровителем города .

История создания

Впервые ангел-хранитель Санкт-Петербурга появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах, фигуру выполнил голландский мастер Х.ван Болес . С момента своего создания фигура выполняла роль флюгера.

В 1756 году первую фигуру ангела уничтожил пожар. Ее восстановление было произведено по рисункам Трезини, Доменико .

В 1830 году ангел вновь пострадал: ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру. Ангела почти сорвало с креста. Тогда за ремонт взялся кровельщик Петр Телушкин . Он подрядился отремонтировать флюгер, добравшись до него без установления лесов. Проделав весь путь с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, Телушкин сумел охватить шпиль веревочной петлей и в результате отремонтировать фигуру. Его имя навсегда вписано в историю Петропавловской крепости.

Спасение ангела во время Великой отечественной войны и последующая реставрация

Чтобы уберечь ангела от обстрелов во время Великой Отечественной войны, шпиль Петропавловского собора был выкрашен маскировочной краской, а саму фигуру накрыли мешковиной.

Послевоенная реставрация началась лишь в 1991 году и продлилась несколько лет. Фигуру отремонтировали и заново позолотили .

В 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля.

Сегодня альпинисты инспектируют ангела раз в полгода, чтобы убедиться в его сохранности. Они проверяют техническое состояние флюгера, подшипников. Измеряют усилие, которое необходимо для страгивания с места всего флюгера .

Рассказываем о крылатых покровителях города на Неве.

Ангел на вершине Александровской колонны


Адрес: Дворцовая площадь

Александровская колонна - один из первых российских монументов, символизирующих победу над наполеоновскими войсками. Статуя ангела на ее вершине левой рукой держит четырехконечный крест, попирая им змея, а правую - возносит к небу. Автор этого ангела - скульптор Борис Орловский. Существует легенда, что он придал лицу бронзовой фигуры черты царя Александра I.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Петербурге


Адрес: Рылеева ул., 37

Уникальный ангел появился на здании Литовского консульства в 2007 году. Скульптуру создали в городе Вильнюсе специально для Северной столицы, учитывая ее ветреную и дождливую погоду. Белый ангел с черными пятками и лицом ребенка сидит на крыше, свесив ноги. Ходят слухи, что если долго смотреть на него, то можно заметить, как он подмигивает. И если подмигнет – ждите хороших новостей.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Тоскуя по друзьям и облакам,
Со шпиля ангел о пощаде молит...
Но словно бабочка приколот
Крестом к земле, на Невских берегах...

мАе

В С-Петербурге много прекрасных храмов и дворцов.
Но самым главным является Петропавловский собор, как самый самый первый символ Петербурга.

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть - крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

Как быть не знали... требовалось строить наверх леса, что заняло бы уйму времени и государственных средств, так как высота Петропавловского собора вместе со шпилем до креста 122,5 м.

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог.
Те лушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, «заложил, — как выразились „Санкт-Петербургские ведомости“, — жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».

За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, тем более что вариантов выбора было, мягко говоря, мало.

О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии.

Известно, что родом он был из деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи Михаила Стахеева. Помещица Трусова продала его купцу Телушкину села Вятское Даниловского уезда той же губернии, расплатившись полученными деньгами с казной за долги.

У Телушкина был определенный опыт подобной работы, будучи мастером кровельного цеха, имел опыт высотных работ — ему приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен. Он был невысок, но запросто поднимал 13 пудов.

Работа началась 8 октября 1830 года. Вначале Петру Телушкину нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока.

Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.

За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы.

После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина.

Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад на Царицыном лугу в С.- Петербурге в 1831 году", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц.

Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества.

В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!"

И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу мастеру приказали снять уже в мае 1831 года.

Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Фактически, Пётр Телушкин является первым известным русским промышленным альпинистом, а в народе его называли «небесный кровельщик».

На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили 3 тысячами рублей ассигнациями и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что ему была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами — отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Известно, что Пётр Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

В мае 1831 года он был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой.

Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы (на 300—500 тысяч рублей) не пошли ему впрок: он скоро спился и осенью 1833 года умер...