Структура общества в средние века. Социальная структура средневекового общества: Европа и Русь. Кризис XIV века

Социальная структура средневекового общества: Европа и Русь Письменная версия выступления И. Данилевского и П. Уварова в передаче «Не так!» Павел Уваров: Конный воин - рыцарь, безусловно. По преимуществу, его социальные функции связаны с войной, применением оружия и защитой населения. Это первое. Он обладает особым статусом, не похожим на все остальные, и является достаточно привилегированным и независимым. Обладает собственным представлением о чести, собственной культурой. Связан особыми служебными - как правило, контрактного типа - отношениями со своим сюзереном, вышестоящим начальником. С точки зрения социальной, рыцарство - это элита, использующая, как правило, крестьянский труд для своего содержания. И.Д: В Древней Руси для тех, кого мы могли бы условно называть «рыцарями», этот набор явно не подходит. «Конный воин», для которого война - основное ремесло, это еще понятно. Привилегированное положение в какой-то степени тоже. Но тут сразу возникает проблема на Руси сословия появляются очень поздно. Сословие, если в двух словах, - это юридическое понятие. Должна быть правовая основа, чтобы оформить и закрепить вполне определенные отношения - с одной стороны. И с другой - должна быть некая социальная группа, у которой ее права закрепляются законом. В России такая практика появляется только в XVIII веке. Я имею в виду закон «О вольности дворянства». До этого времени ни одну социальную группу по правам законодательство не определяет. У нас с законодательством всегда было сложно, а уж с правовой основой - и того хуже. Но тем не менее все-таки какие-то основания для выделения рыцарства были. И до какого-то достаточно позднего времени это попадало под определение, которое меня всегда поражало считалось, что на Руси был феодализм без сюзерена. Это как водка без градуса, табак без никотина, книга без букв. Странное представление о рыцарстве и феодализме! Но корни его понятны. Отношения между теми, кого мы можем на Руси условно назвать сюзеренами, и теми, кого тоже условно называем рыцарями, были совсем не такими, какими они были в Западной Европе. Есть принципиальные различия, причем они очень четко проходят географически. И как-то надо было их обозначить, отсюда и «феодализм без сюзерена». На Руси были старшая дружина и младшая. Старшая - это, безусловно, привилегированная часть воинов. Но их привилегии - довольно странные. Не знаю, как первые рыцари, условно говоря - насколько они были определены в Западной Европе по своему родству, то есть передавался ли их статус по наследству. На Руси это определить очень трудно. И прежде всего потому, что у нас часто привлекают для ранних периодов очень сложный и даже опасный источник - былины. Почему опасный? Потому что это устная передача, но не эпоса, который, как правило, очень четко выдерживается по структуре и содержанию, а былин. В былине же сказитель сам ее творец. Основные действующие лица - богатыри. А богатырь и рыцарь - это примерно одно и то же. Слово «богатырь» приходит к нам вместе с монголами. Первый богатырь, который упоминается в письменных источниках - Субедей-Баатур. Это тюркское имя, которое народная этимология сделала более русским - богатырь. Кто они по именам? Илья, Алеша - то есть Алексей или Александр - и Добрыня. Что касается Ильи и Алеши, это уже позднее время, потому что имена явно крестильные, а крестильные в качестве основных начинают использоваться лишь с XV века. Я же говорю о былинах ранних, былинах так называемого киевского цикла, в которых упоминается князь Владимир Красное Солнышко. Где обретается вся эта публика? Они либо у князя Владимира сидят на пиру, или на богатырских заставах. Богатырские заставы - это понятие, которое сформировалось в XV веке. То есть как мы ни возьмем какой-нибудь признак, он нас отбрасывает в XV век, в XVI век, в XVII век. И кроме имени Владимир Красное Солнышко и того, что он сидит в Киеве - других датирующих признаков нет, хотя мы его и относим к киевскому периоду. Вообще Владимир Красное Солнышко - почти мифическая фигура, какая-то «смесь» Артура и Карла Великого. Карл Великий со своими паладинами, а Артур с рыцарями. Какие-то отдаленные-отдаленные воспоминания о Владимире Святославовиче, потому что все-таки Креститель, и о нем вспоминают регулярно. Потом Владимир Мономах, но фигура тоже крайне неясная. И потому невозможно сделать вывод о том, каков был социальный состав рыцарей, откуда брались эти богатыри. Скажем, могли ли они быть крестьянскими детьми. Я бы не решился сделать такой вывод. Есть источники более надежные. Скажем, «Повесть временных лет». Но ведь это тоже полумифическая генеалогия о нескольких поколениях приближенных людей, окружающих князя! История о Яне Вышатиче, Вышате Остромириче. Все это родственники князя в какойто степени, а Остромир - новгородский посадник, он родственник Изяслава Ярославича, старшего сына Ярослава Мудрого. Кроме того, совершенно ясно, что в «Повести» есть генеалогические натяжки. И вот что важно. Нужно помнить, что до XV века у нас отсутствует представление о фамилиях. Родословная никого по-настоящему не волнует. В лучшем случае упоминается дедичество, то есть говорится, кто был дед. Все, что дальше - неважно. Поэтому говорить о том, что на Руси рыцарство, - а это определенные права и обязанности, переходящие из поколения в поколение по наследству, совершенно невозможно. Однако поначалу, до XII века все было очень похоже на Западную Европу. А в XII веке появление самостоятельных государств на территории Киевской Руси ведет к формированию разных типов государственности, и роль конных воинов меняется. Но до этого времени очень напоминают Западную Европу прежде всего южные и юго-западные княжества. Это Киев, Галич, Волынь, в какой-то степени Полоцк. И абсолютно другая картина на северо- востоке. С появлением на исторической сцене Андрея Боголюбского резко меняется вообще вся система социальных отношений. На юге и юго-западе старшие дружины, которых называют словом «бояре», играют очень заметную роль, влияют на князя, князь вынужден согласовывать с ними все свои действия вплоть до того, кому будет передано княжество. Они имеют земельные владения и считают их своими и фактически держат под своим контролем городские вечевые собрания. А на северозападе боярство поместное, это не воины, это местная аристократия с крупными земельными владениями, и она от князя никак не зависит. Князь зависит от них! Они выгоняют князя, они могут пригласить другого, и он может прийти к ним на договорных отношениях, скажем, на время ведения военных действий. И северо-восток, где складывается другая система боярства, хотя термин один и тот же. После того, как Андрей Боголюбский выгоняет отцовскую дружину, он остается с теми самыми министериалами, с той самой служебной организаций, «младшей дружиной», которая неровня ему. Он не первый среди равных, а на порядок выше. Они холопы - в XV веке будут писать, что Андрея Боголюбского убили его холопы. Хотя они назывались боярами и были боярами. Таким образом, на юго-западе, на северо-западе, на северо-востоке Руси были совершенно разные виды боярства. И с Западной Европой, кажется, можно сравнивать только юго-западных бояр. П.У.: Но к этому времени, если мы говорим о XII веке, на Западе - то же самое. В завоеванной норманнами Англии - одно, в Северо-Восточной Франции - другое, а в Италии - третье. И отсутствие унификации было не меньшим, а то и большим, чем на Руси. Но что произошло в Европе? И что не произошло у нас? Во-первых, в Европе не было монгольского нашествия, которое проблему боярства решило кардинально, во всяком случае, на северо- востоке. И второе, пожалуй, не менее важное - на Западе произошла кодификация уже народившейся после «рецепции» римского права юридической мысли. Люди, которые научились мыслить юридически, захотели кодифицировать некие правила, чтобы стали возможны взаимодействия. В результате - совершенно другая реальность. Складывается генеалогический канон. Прописан трактат, где доказывается богоугодность занятия «проливания крови в определенных случаях». Возникает традиция, согласно которой, рыцари воспринимаются защитниками вдов и сирот. Особенно это сильно там, где существует дефицит власти. То есть XII век для Европы это время создания, складывания социальной системы, некоторой унификации правил, в результате чего становится возможен обмен информацией и кодексами поведения. С конца XII века уже существует некоторое единство территорий и различных регионов. И огромную роль в этом сыграли крестовые походы, роль некоего катализатора и плавильного котла, в котором начинает выкристаллизовываться система ценностей. Дальше этот процесс будет только набирать силу, крепнуть. Станут совершенствоваться юридические нормы, складываться национальные государства. Но все равно вплоть до XV века будет собираться аристократическая рыцарская молодежь со всей Европы и, скажем, ездить охотиться на литовцев. Мы знаем, как этих чудесных ребят, знакомых нам по хроникам Шекспира, детей, внуков Черного Принца и Ричарда II, специальными папскими указаниями выгоняют с литовской границы за буйство и безобразия, которые они чинят. Два слова еще о крестовых походах. Есть мнение, что это огромный всемирный проект социального и политического переустройства всей Европы. Если это так, то таких рыцарских проектов будет много. И при Карле V и VI, и проект Дюбуа при Филиппе IV. И вообще в рыцарские тона будут окрашены все первые утопии. Но через какое-то время все закончится. И есть очень простое функциональное объяснение - содержать рыцарское войско, эту махину, становится все сложнее и сложнее. И безумно дорого, конечно. А Восточная Европа малонаселенное, и, в общем, бедное общество. Там нет такой концентрации богатства, человеческого материала и ресурсов, как в Западной Европе, чтобы содержать рыцарство вот, кстати, и еще одна из причин его отсутствия на Руси. Плюс к этому специфическая форма землепользования. Не будем забывать, что практически до XV - даже XVI века происходит перелом. Старую землю население было вынуждено оставлять и осваивать новые участки. Это во многом определяет, почему на Руси был феодализм без вассалитета. Потому что нельзя было дать один участок земли на всю жизнь - он вырабатывался с невероятной скоростью. То есть, надо было либо давать рыбные ловли, солеварни - все, что угодно - либо дожидаться того, когда появится нормальная система землепользования. А это XVI век. Тогда и завершается процесс формирования поместного землепользования. Но тут уже не рыцарство. Очевидно, оно могло бы быть, но время упущено. Уже достаточно сильна княжеская власть, а потом и царская. Именно в это время происходит резкое усиление власти великого князя, а вскоре и появление царя, сакрального абсолютно, который стоит вне всяких социальных структур. Плюс тяжелое наследие монголов. Потому что отношения государя и холопа переносятся на всю систему связей. Не было тут баронов! У нас пытались в свое время сказать, что борьбу с реакционным боярством вело прогрессивное дворянство. Но... они не различались по существу своему! Это был только чин, только статус, определенный положением при монархе, который один имел неограниченную власть. Посмотрим, где еще могло быть рыцарство, и было ли оно. Или это сугубо европейский феномен? Приходят в голову самураи, индийские раджпуты, которые удержали проникновение ислама в центральные районы. В Иране было что-то подобное. И даже в Китае. Но кочевое общество по-другому решило эту задачу. И.Д.: Европейское рыцарство далеко не всегда было успешным. Например, столкновение при Шайо, битва при Легнице, где монголы одерживали безусловные победы. П.У: Возможно, если бы они двинулись дальше, система замков их могла бы задержать. Замки в гористой местности они брать не умели. Но в открытом бою никаких шансов у рыцарства не было, это совершенно однозначно. Так где же все-таки проходит граница между Западом и Востоком, где граница западноевропейского рыцарства на Востоке? Таких рыцарей, как в Европе, например, в Балтии не было. И.Д.: А в Литве, Польше - постоянные контакты с Европой, которые обусловлены, в частности, борьбой против монгольского нашествия. И в этом - огромная заслуга Данилы Романовича Галицкого, установившего такие контакты. Именно он начинает активно включаться в тот процесс, в результате которого возникнет образование, которое мы назовем Литвой. Но Великое княжество Литовское - это колоссальная территория с разным по этническому составу населением. И то, что, несмотря ни на что, княжество это ближе к Западу, чем к Востоку, приводит к тому, что потом, много позже, Литва заключает Унию с Польшей, возникает Речь Посполитая. И то, что мы находим на этих территориях, гораздо ближе, скажем, к европейскому рыцарству по сути своей и по формам отношений, чем к северовостоку. И польско-литовскую шляхту можно назвать рыцарством. Но где мы видим самое восточное присутствие или хотя бы упоминание рыцарских легенд? И.Д: На северо-востоке в лучшем случае мы находим романы об Александре Македонском. П. У: И все-таки если искать общие корни, то их можно найти. Ведь это в греческих традициях - конный святой. А его мы встречаем и в восточно- христианской традиции, и на Западе. Это ездец, или копейщик. И поначалу это, конечно, не святой Георгий, но просто ездец, всадник. Интересно, что даже для Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках существовал, как и на западе, выбор, существовала множественность служб. Всадник мог отъехать на какое-то время или насовсем переехать от одного князя к другому. И это вплоть до XVI века. А теперь посмотрим на рыцарские легенды. Такой легендой называют «Слово о полку Игореве». Обычно его сравнивают с «Песней о Роланде». Однако, насколько я понимаю, их объединяет только одно - совершенно заурядный случай, по поводу которого создано гениальное, потрясающее произведение, которое стоит вообще вне всякого жанра. Дмитрий Сергеевич Лихачев написал четко и ясно: это произведение стоит вне жанровой структуры. Что, кстати сказать, и наводило на грустные размышления по поводу того, когда оно было создано. К этому же вопросу приводило и полное отсутствие сведений о бытовании этого произведения. Об этом не могло быть и речи, хотя Лихачев смело говорил о бытовании «Слова о полку Игореве», подобном тому, какое было у «Песни о Роланде». Непонятно только, на чем он основывал это свое утверждение. С рыцарством связано развитие такой специфической вещи как геральдика. И.Д.: А это было категорически исключено на Руси! Потому что - повторяю еще раз! представление о родовой принадлежности, появление фамилий связано, судя по всему, только с одним - появлением местничества. Это формирование слоя служилых людей в определенном ранге, ранжированное по тому, когда человек пришел, какое положение занимали его предки. То есть это был князь, или московский боярин, или боярин служилого князя, с тем, чтобы обеспечить их статус и статус их потомков. Только с этого времени! Причем к этому выводу прихожу не я один, изучая материал с XI века до конца XV века, но, например, и Александр Каменский, просматривая этот материал с XV века до XVIII века. У нас геральдика появляется в XVII веке, причем это городская геральдика. А в XVIII веке это уже будет родовая геральдика, у которой совершенно другой статус и другие функции. Но это ничего не меняет в принципе. Сегодня в наших представлениях герб - это символ чести. Для того времени, судя по всему, речь шла всего лишь о такой системе поведения, которая бы позволила продвижение вперед. Потому что на Руси нет канона, то есть обозначения поведения, которое считывалось бы, как понятие чести. Я нигде не мог увидеть таких слов: «он поступил бесчестно». Потому что определить «наличие» чести, можно, когда тебя «ловят на бесчестном поступке, то есть когда ты выходишь за этот канон. Какие же выводы можно сделать? Существование рыцарства в Западной Европе имело огромное значение для ее развития. Этот институт сильно повлиял на появление и установление прав личности, на отношение к женщине, на создание и соблюдение правил цивилизованного ведения войны, на отношение к пленным. Очень многие особенности демократии в значительной степени идут оттуда. Можно даже сказать, что в какой-то степени основа современной правовой системы заложена именно тогда и благодаря рыцарству. Я.У.: На Руси существовали некоторые элементы, общие с европейскими, из которых рыцарство могло развиться, но, видимо, по каким-то сложным, внутренним причинам это так и не состоялось.

Подавляющее большинство населения Европы в средние века

составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов - церковные (епископы, настоятели монастырей - аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).

Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли - продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в

эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри - общины монахов - появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях - аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.

Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях - турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали

3. Зак. 606

правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная - донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги. Основную массу населения Европы в средние века составляло крестьянство, проживавшее в небольших деревнях по 10-15 дворов в каждой. Крестьянские дома строились из дерева, а в тех местах, где лесов было мало, из камня. Крыши крыли соломой, которая в голодные годы служила пищей скоту. Маленькие оконца закрывали деревянными ставнями, кожей, бычьим пузырем. Открытый очаг не имел трубы, дымоход заменяла зияющая в потолке дыра. Когда в доме топили, дым заполнял помещение, на стенах оседала копоть. В холода корову и прочий скот (если таковой был) переводили из сарая в отапливаемый дом, где животные зимовали вместе с крестьянской семьей.

Еще по теме Социальная структура средневекового общества:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ, СОСЛОВНАЯ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБщЕСтвА
  2. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.

Структура феодального общества.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным.

Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий.

На каждое сословие средневекового общества возлагались не только общественные функции, но и священные обязанности.

1. 2. 3.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и собственное представление о христианских идеалах.

Первое сословие – Духовенство.

Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия. В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

Священник и монах XI-XII вв. – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

Но христианский образ человека не был реализован у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Второе сословие – Рыцарство.

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас-цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в.


Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей:

верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, древнее происхождение

мужество, большая физическая сила

благородное поведение в бою

бережное отношение к своему коню и оружию

забота о славе

щедрость,

учтивость, внешняя привлекательность

преданность и влюбленность в прекрасную даму.

· Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя:

· обучение религии

· придворному этикету

· верховой езде

· фехтованию

· владению копьем

· плаванию

· игре в шашки

· сочинению стихов и пению в честь дамы сердца

· рыцарский турнир - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей.

При внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Третье сословие – крестьянство. Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых. Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

Феодальное общество состояло прсящс всего мз сословий. Сословие -социальная группа обладавшая согласно загону правами и обязанностями передававшимися по наследству. Средневековое западноевропейское общество состояло из трех сословий:

Духовенство. . Входили рыцари, светские феодалы, дворяне. . Горожане и крестьяне.

Первые два сословия были привилегированные. Принадлежность к сословию была наследственной и определяла имущественное положение. Иерархическая структура общества затрудняла переход из одного социального слоя в другой. Он в принципе был не возможен. Одна из отличительных черт средневековой цивилизации запада корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью коллектива, общности. Он принадлежал к различным общностям и объединялся по великому множеству признаков. Он мог принадлежать к различным корпорациям одновременно. Сельские общины, ремесленные нем, монастыри, духовно рыцарские ордена, воинские дружины - все это пример некоторые корпораций. У корпорации была собственная казна. Корпорации основывались на консолидации, взаимопомощи и поддержке. Корпорация не разрушала феодальную иерархию но придавала силу и сплоченность различным слоям.

Сословно-представительная монархия. Институты западноевропейской средневековой демократии.

Наиболее широко распространенной формой управления в эпоху раннего и средневекового средневековья была монархия. Причем в западноевропейском средневековье существовало несколько видов монархии. Например империи, королевства, княжества, герцогства. В раннем средневековье роль королевской власти была весьма значительной. Но мощным противовесом ре являлась церковь. В тоже время в раним средневековье набирали силу феодалы. Что в свою очередь вело к феодальной раздробленности, к ослаблению власти короля. Но в 10-11 веке в Европе произошла реанимация римских городов. На месте римских городов начали создаваться средневековые юрода, которые являлись центрами торговли и ремесла. Но еще в раннем средневековье те города которые потустранировали являлись политическими и административными центрами. В них находились резиденции государей, феодалов, епископов. Но в последствие они стали прежде всего центрами ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу средневековья в городах зародился новый класс - буржуазия. С появлением городов нарастает волна городские движений. Города борются за свои права и интересы. Права и интересы сводились к получению привилегий, которые города покупали за деньги. Сделка оформлялась в виде специального документа, который назывался хартия. Первый пример такого рода дала Англия. В 13 веке вороны заставили короля Иоанна безземельного подписать великую хартию вольностей, ограничивающую королевскую власть.

Политическая консолидация феодалов, а именно и дворянства и духовенства с одной стороны и горожан в виде особых сословий привела к образованию сословие представительных учреждений. Так возникла феодальная монархия сословных представителей или сословная монархия. В 1265 году был создан первый парламент. В котором кроме баронов и высшего духовенства заседали представители свободного населения графств и крупных городов. В скоро произошло разделение этого парламента на палату лордов, в ней заседали представители светской и духовной аристократии, и на палату общин, в ней заседали представители среднего класса. Таким образом уже в 13 веке в Англии установилась монархия ограниченная парламентом, форма правления которой существует там и по сей день. В 14 веке во Франции впервые был созван сословно-представительный орган, который назвали генеральные штаты. В 15 веке в Испании появился такой же сословно-представительный орган, который назвали кортесы. В 16 веке в германии возник тоже такой орган под названием рейхстаг.

Второй хотя и менее распространенной формой государственного правления в средневековой Европе были города-республики. Во главе например Венецианского города стоял правитель, дож. Его правление было пожизненным. Законодательным органом являлся большой совет. Однако фактическая власть в городе принадлежала нескольким купеческим семьям.

Имперские города германии формально подчинялись императору, но в действительности являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету.

В северной Франции и Фландрии появились города коммуны. Они освобождались от повинностей в пользу феодалов и имели собственное правление.

Средневековое европейское общество было иерархическим. На вершине феодальной власти находился король. Его правление носило неличный частно- правовой характер. Он прежде всего был сеньором крупнейших феодалов. Другие феодалы были его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на условном пожалование им земель. Крупные феодалы получали землю под условие несения службы, чаще военной. Крупные феодалы могли иметь вассала и передавать ему часть этой земли. В низу иерархической лестницы находились крестьяне. Основой феодального строя это монопольная собственность феодалов и феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодалов. Ключевая формула гласит нет сеньора нет земли без сеньора. Плата за пользование землей бралась в виде ренты. Существовало 3 формы ренты: . Натуральная. Барщина. . Продуктовая. Продуктовый оброк. . Денежная. . В раннее средневековье преобладала первая форма ренты - барщина. Она дополнялась жесткими формами личной зависимости крестьян перед феодалом.

Феодал чинил самосуд над крестьянами, ограничивал их свободу наследования. С 12 века барщина постепенно начала отходить. В феодальном обществе формировалось 2 класса: класс феодалов и класс крестьян.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сословно-иерархическая структура Средневекового общества

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия. В каждом из этих сословий у людей разные права и обязанности. Итак, первое, наиболее важное сословие - молящиеся (духовенство). Оно состояло из служителей церкви - монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина. Второе сословие - сражающиеся (феодалы или рыцари). Их основная задача защищать страну от внешних врагов. Третье сословие - работающие(крестьянство и горожане). Основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.

Не случайно в сословной иерархии средневекового общества духовенство стояло на первом месте, ведь для средневекового европейца самым главным было его правильные взаимоотношения с Богом, что могло обеспечить ему спасение души после физической смерти. Священнослужителя обеспечивали посредничество между человеком и богом, выполняли миссию духовного наставничества и надзирания на протяжении всей жизни - от рождения до смерти. В средневековом обществе служители церкви, как правило, были образованнее феодалов и рыцарей, не говоря уже о крестьянах. Художники, писатели, поэты, музыканты, ученые в эпоху средневековья чаще всего были духовными лицами. Им принадлежали высшие государственные посты, и они имели большое влияние на своих сюзеренов. Средневековые монастыри в Европе были центрами культуры и образования. Школы, библиотеки, мастерские по переписке книг возникали, как правило, при монастырях. сословный феодал рыцарство

Второе сословие - это светские феодалы, рыцарство. Их основным занятием было участие в войнах, состязания на турнирах. Все свободное время рыцарь проводил на охотах и пирах. Грамотность в среде рыцарей была не обязательна. Основным обязательством для рыцаря была беззаветная вера в Бога, верное служение сеньору, забота о слабых и беззащитных, соблюдение всех обязательств и клятв. Хотя в реальной жизни рыцари не чурались всевозможных бесчинств. Жили феодалы в хорошо укрепленных каменных замках, окруженные семьей, воинами и многочисленной челядью. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Основное население средневековой Европы - крестьянство. Они жили в небольших деревнях. Их жилища бедные и убогие, строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши накрывали соломой или камышом. Такая крыша была не только прочной и дешевой, но могла пойти на корм скоту в голодный год. Крошечные окошки прикрывали ставни. Вместе стекол использовали кожу или бычий пузырь. Для отопления и приготовления пищи в крестьянских домах использовали открытый очаг без трубы, а дым выходил в отверстие в потолке. Из-за отсутствия дымохода стены в помещении были покрыты копотью. В холодное время в отапливаемый дом заводили имеющуюся скотину, и животные зимовали вместе с людьми. Жили крестьяне на землях феодала - землевладельца, и были у него в совершенном порабощении. Подать и налоги крестьяне платили натуральными продуктами, отрабатывали повинность на тяжелых работах в поле и замке.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии - фригольдерами, в Германии - мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии - копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог - шеваж, подымный налог - фокаж, налог за право вступления в брак - формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству - мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60-70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат - бразо:

1) рикос омброс; 2) идальго; 3) духовенство; 4) горожане.

Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: "Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!" Кортесы принимали законы, утверждали налоги.

Частые феодальные междоусобицы стирали средневековые деревни с лица земли. Положение крестьянского сословия было очень тяжелым. Даже религия не могла дать утешения - ведь проповеди велись на латинском языке. Поэтому в средние века было так развито суеверие и занятие колдовством, и особенно среди простолюдинов. А духовенство, в свою очередь, выжигало каленым железом в буквальном смысле, все остатки язычества. Нередко вспыхивали крестьянские восстания, которые феодалы подавляли беспощадно.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Введение понятия "средний век" итальянскими гуманистами. Разделение эпохи Средневековья на периоды и их характеристика. Особенности средневекового общества, ориентация средневекового человека на свой внутренний мир. Основные цивилизационные регионы.

    презентация , добавлен 15.12.2013

    Возникновение идеалов рыцарства в системе традиционного жизненного уклада разных народов в эпоху Средневековья. Формирование кодекса на основе морально-этических ценностей военных сословий. Влияние рыцарских турнирных поединков на жизнь простых горожан.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Развитие эпохи Средневековья XI-XIII веков. Описание быта и костюма этой эпохи. Условия формирования мировоззрения и традиций в это время. Роль крестовых походов в становлении идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействия западных и восточных традиций.

    реферат , добавлен 02.06.2016

    Благотворительность как неотъемлемая часть социального служения Церкви, исследование ее традиций на протяжении всей многовековой истории христианского общества. Расцвет церковной благотворительной деятельности в России в середине XIX – начале XX в.

    статья , добавлен 14.08.2013

    Однообразие в питании большей части средневекового населения Западной Европы (ХI-ХШ века). Распространение пшеницы, ржи и ячменя в рационе. Отличия в питании бедняков и богачей. Ассортимент средневековых огородных культур. Рацион горожан и крестьян.

    реферат , добавлен 05.01.2011

    Война как важнейший фактор жизни средневекового западноевропейского общества. Кавалерия и кавалеристы. Тенденция к увеличению и утяжелению оснащения. Появление огнестрельного оружия. Эволюция пехоты в XIV-XV веках. Планы набора войска во Франции.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2012

    Общественный и государственный строй средневекового Китая. История развития и основные источники китайского средневекового права. Концепция "10 зол" - классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2013

    Взаимоотношения церкви и государства в период после революции и до начала строительства социалистического общества (1921-1927 гг.). Характеристика изменении в политике Советского государства в отношении церкви и позиция духовенства (1927-1949 гг.).

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Жанровые особенности английских средневековых баллад. Жанровая характеристика "Деяний Робин Гуда". Исторические сведения о предполагаемой личности Робин Гуда, его приближенных. Отражение повседневной жизни средневекового общества в балладах о Робин Гуде.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие и определение рыцарства. Рыцарство - социальная категория в Западной и Центральной Европе. Система рыцарского воспитания и обучения. Каролингские военные реформы, рождение средневекового рыцаря. Оруженосцы их обязанности и разделение на классы.