Прасад (освященная пища). Как предложить пищу Кришне на алтаре. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Прасад , прасадам (санскр. प्रसाद; prasāda) - «божественная милость», «божественный дар». Прасад нужно принимать с осознанием того, что это и милость Кришны, и что он неотличен от самого Кришны.

Для освящения пищи у вас должен быть специальный поднос и посуда.

Когда пища готова, ее раскладывают, сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами и листьями туласи. На подносе обязательно должен быть стакан свежей воды. Жидкие блюда наливаются в глубокую посуду, твердые раскладываются в мелкую, хлеб может быть положен прямо на поднос. Соль и приправы кладутся отдельно.
После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик, надо сесть на коврик и, звеня колокольчиком, произнести трижды следующие мантры.

1.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.
Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

2.

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те
кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

3.

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча
джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха

ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ,
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ

Перевод

Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.

О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.

Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.
Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.

Спустя 15 минут после предложения прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Если человек ест только прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Верховной личности Господа Шри Кришне. А памятуя о Господе в момент смерти, он навсегда возвращается назад домой к Кришне.

Мантры для почитания прасада

Молитва Маха-прасаде Говинде

маха-прасаде говинде
нама-брахмани вайшнаве
св-алпа-пунья-ватам раджан
вишвасо наива джайте

шарира абидйа-джал, джоденрийа тахе кал,
дживе пхеле вишайа-сагоре
та"ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та"ке джета катхина самсаре

кршна баро дойамой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрта пао, радха-кршна-гуна гао,
преме дако чаитанйа-нитаи

Тот, кто не накопил большого запаса благочестивых поступков, не может иметь веры ни в маха-прасад, ни в Говинду, ни в святое имя, ни в вайшнавов.

О, братья! Материальное тело-комок невежества, а чувства-тропинки, ведущие к смерти. Так или иначе мы оказались в океане чувственного наслаждения.
Язык же самый ненасытный и неукротимый из всех органов чувств.
Обусловленной душе очень трудно обуздать язык в этом мире.
Но Ты, Господь Кришна, очень милостив, ибо даровал нам
остатки Своей пищи, чтобы мы могли обуздать свой язык.

Вкусите же этот нектарный кришна-прасад, воспойте славу Их Милостям
Шри Шри Радхе и Кришне и с любовью воскликните: "Чайтанья! Нитай!"

Прасад (приготовление, раздача, почитание)

Основные правила приготовления, раздачи и почитания прасада

Прасада (также прасад, прасадам – от санскритского prasāda - «божественная милость», «божественный дар») - это пища или любой другой элемент, предложенный как подношение божеству и распространяемый после этого как символ божественной благодати. Поэтому преданным следует и готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим уважением.

Вайшнавам следует есть только прасад. В идеале, нужно есть пищу, которая:

  • приготовлена преданными,
  • предложена Господу преданными,
  • раздавалась преданными.

За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является оскорбительным. Такое умонастроение имеет лишь будущий обитатель адских планет.

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что наше подношение Ему - это способ выражения нашей любви к Нему и благодарности.

II . Приготовление прасада

Прасад должен готовиться и предлагаться правильным образом.

Кришне нельзя предлагать ничего нечистого, так что старайтесь содержать кухню в чистоте. Прежде чем начать готовить, обязательно вымойте руки.

Готовя пищу, не пробуйте ее. Приготовление - это часть медитационного процесса, ведь вы готовите пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Кришне, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Кришне.

Хорошо иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым, и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу».

Есть и специальные мантры на санскрите, которые произносятся во время предложения прасада Кришне на алтаре.

Нужно помнить, что истинная цель всего этого - выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и Он примет ваше подношение.

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких минут повторять: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Затем прасад можно подавать на стол.

III . Раздача прасада

Раздавать прасад должны преданные, знакомые с правилами вайшнавского этикета. Они должны быть чисты, умиротворены и удовлетворены. По возможности, раздатчики прасада должны принять прасад до начала его раздачи другим преданным и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует раздавать в небольшом количестве, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня, окра),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших преданных. Домохозяева (в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды Кришны. Нельзя касаться прасада стопами (или наступать) или перешагивать через него.

Закончив принимать прасад, необходимо вымыть то место, на котором Вы сидели, а также ополоснуть рот.

IV . Почитание прасада

Перед принятием прасада следует совершить неполное омовение (омыть руки, стопы и сполоснуть рот).

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!

Если мы отказываемся почтить предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ сытостью, занятостью и т.д. – это является оскоблением. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве.

Прасад нужно принимать с сознанием того, что это милость Кришны, и что он неотличен от Кришны. Поэтому вкушают прасад молча, за исключением случаев, когда это необходимо для проповеди. В это время можно также послушать лекцию или музыкальную запись.

Следует брать прасад в том количестве, которое Вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

Маха-прасад нельзя есть прямо из тарелки Божеств. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

Когда присутствуют старшие вайшнавы, мы должны терпеливо подождать, когда они начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если не было других указаний).

Прасад следует принимать только правой рукой; левая рука – для прикосновения к другим частям тела.

После того, как вы уже начали принимать прасад, не следует больше ни к чему прикасаться правой рукой.

После того как все в семье поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия пищи или кому-нибудь раздать.

Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке. Коровам не нужно отдавать прасад, который уже ели, его можно отдать другим животным (кошкам, собакам и т.д.).

Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня. Переедание и употребление недозволенных продуктов неблагоприятно для духовной жизни, а также для здоровья.

Поев, следует вставать только тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших вайшнавов).

Не следует принимать прасад на виду у непреданных, т.е. идя по улице. Насколько возможно, прасад следует почитать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие преданные.

68-01 По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении. (ПШП Балаи, 25 января 1968)

68-01 Да, держать подношение на алтаре пятнадцать минут достаточно. (ПШП Рупануге, январь 1968)

68-02 Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана.

68-02 Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)

68-02 По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя… Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)

68-02 Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)

68-03 Да, предлагая прасад, можешь трижды произнести молитвы духовному учителю и трижды «намо брахманья…». Это очень хорошо - произнести мантру три раза. Ты можешь также, предложив пищу духовному учителю, предложить ее Господу Чайтанье, трижды произнеся молитву «намо маха-ваданьяя…», а затем трижды произнести молитву Кришне. (ПШП Балаи, 22 марта 1968)

68-05 По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде "хам шри-гурох… и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония. (ПШП Харер-Нама, 28 мая 1968)

68-06 Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню. Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место.
Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно. Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)

68-10 По поводу твоего вопроса: можно ли предлагать Кришне вечером что-то кроме молока и фруктов. Вреда не будет. Потому что Кришна может есть столько раз, сколько раз ты Его покормишь, ведь Он безграничен. Он мог бы есть бесконечно, если бы мы обеспечили Его бесконечным запасом пищи. Это невозможно для нас. Это наши запасы ограничены. Но, так или иначе, если ты можешь увеличить подношение - очень хорошо. Однако, если ты вводишь какое-то новшество в подношение Ему пищи, это должно стать постоянным подношением. Менять [обратно] нельзя. Если ты способен постоянно предлагать по вечерам молоко и фрукты, можешь ввести такую систему. Вреда от этого не будет. Твой второй вопрос: мороженое, которое покупается в магазине, предлагать нельзя, потому что в таком мороженом содержатся некоторые нежелательные компоненты, которые мы не должны предлагать. Мы должны предлагать Кришне только первоклассно приготовленные продукты, особенно собственного производства. Мы будем избегать, по мере возможности, предлагать Кришне товары, приобретенные на рынке. (ПШП Шьяма-даси, 21 октября 1968)

69-02 По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему. (ПШП Киртанананде, 14 февраля 1969)

69-06 Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально. (ПШП Тамала-Кришне, 12 июня 1969)

69-06 По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969)

69-07 По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра. (ПШП Прадьюмне, 4 июля 1969)

70-11 Пожалуйста, следи за тем, чтобы подношения делались регулярно, без пропусков. Поклонение Божеству, как и поклонение Панча-таттве, подразумевает строгое соблюдение графика подношений. Ты видел наш лос-анджелесский храм и как тщательно всё делают тамошние пуджари. Возьми их за образец и постарайся наладить такое же тщательное поклонение. Так ты получишь все благословения Шримати Радхарани. (ПШП Туласи-дасу, 9 ноября 1970)

71-08 …при каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи. (ПШП Индире, 9 августа 1971)

73-01 Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму. (ПШП Дхрувананде, 4 января 1973)

74-10 По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное - бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение. (ПШП Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974)

75-05 Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)

Но я бы хотел сказать по этому поводу еще несколько слов. Мы слышали этот перевод много раз, но однажды Шрила Прабхупада дал другой перевод: "Что означает Харе Кришна маха-мантра? - "Мой друг, мой друг, мой друг". Вот с таким пониманием мы можем, если хотим, обращаться к Богу, потому что маха-мантра - это больше, чем молитва. Сами по себе повторяющиеся слова - да, это маха-мантра, но кроме самих этих слов есть еще и скрытый уровень - тайная молитва из сердца. Маха-мантра - это официальный уровень отношения с Богом. Бог дает нам служение, и мы, Его слуги, рады это служение выполнять, как проявление своей любви. А сердцем мы говорим: "Мой друг". И это значит, что у нас может не удаваться выполнять служение Богу как следует, иногда, его вообще не получается выполнять, иногда, нам кажется, что мы не столько служим Богу, сколько вредим Ему. Но так как Он наш Друг, и не просто Друг, а самый близкий Друг, то Он понимает наше искреннее желание служить, а значит, принимает не само физическое служение, а наше внутреннее желание Ему служить. Звуки маха-мантры принимает Господь, а молитву из сердца принимает Друг. И пока мы повторяем маха-мантру только голосом, с Богом будут формальные отношения. Он ждёт, когда мы повторим маха-мантру ещё сердцем, обратимся к Нему как к Другу, а значит, будем готовы отдать за него свою жизнь. Молитва Другу не сентиментальна - она ценой в целую нашу жизнь, а то и не одну...

7. Язык мой - враг мой

Сегодня меня спросили о мантре для приготовления освященной пищи, прасада. А значит, пришло время поговорить об этом аспекте мантра-медитации. Вообще, если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру, то все, что он готовит, он готовит с любовью к Богу, готовит для Бога, а значит, это уже в какой-то мере освященная пища. Ведь пища освящается тем, что мы готовим ее лично для Бога, а не для насыщения своего собственного языка.

Секрет человеческой физиологии состоит в том, что наш язык является нашим злейшим врагом. Если мы не управляем своим языком, то мы не управляем и своим телом, своим умом и своими чувствами. Так что первая победа над собой - это победа над своим языком. Мудрецы говорят, что осознать Абсолютную Истину можно, только заняв свой язык в служении Богу. Мы думаем, что контроль тела - это контроль рук и ног, но в действительности истинный контроль тела - это контроль языка. Так что освящение пищи - это наше главное служение Богу, служение языком. Языком мы можем служить Богу двумя способами: вкушать освященную пищу и повторять Харе Кришна маха-мантру. Так что если вам нравится освященная пища и маха-мантра - значит, очень скоро вы лично встретитесь с Богом. Момент смерти интересен тем, что это момент встречи. Весь вопрос только в том, с кем мы встретимся в этот волнующий момент. И есть два варианта: встретиться с Ямараджем, судьёй этого мира, или встретиться с Богом, нашим отцом. Так что все в наших руках, а точнее, все зависит от того, как мы контролируем свой язык.

Освященная пища - это пища прямо из духовного мира. Она маскируется под наши продукты, чтобы мы не сошли с ума, увидев на своей тарелке космические яства, но язык невозможно обмануть, язык сразу понимает, что это неземная пища, что в ней есть что-то нематериальное. И что же в ней такого нематериального? В ней есть любовь, потому что любви нет на планете Земля, здесь есть только разные формы вожделения… А любовь всегда связана со служением, любовь и есть служение. Поэтому принятие освящённой пищи называется прасада-сева, служение прасаду, а не наслаждение им. Так что всегда повторяйте маха-мантру и всегда принимайте освященную пищу - вот она простота совершенства. В этом совершенном состоянии вы будете всегда помнить о Боге, а значит, у вас будет иммунитет к материальным страданиям. Такой иммунитет - великая редкость в этом мире! И не кушайте в одиночестве, старайтесь накормить хотя бы еще пару человек, это сделает вас еще счастливее!

А теперь к самим мантрам. Если у вас нет времени, места и условий, чтобы освятить пищу, вы можете просто три раза произнести мантру: ОМ ШРИ ВИШНУ!

Во всех остальных случаях надо с любовью приготовить вегетарианскую пищу для Бога и с любовью к Богу положить на новую маленькую тарелочку немного всех приготовленных блюд и, поставив ее перед домашним алтарем, три раза прочитать следующие мантры:

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале

шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.

Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

«Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Гопосподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп.

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты.»

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те

кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение.»

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча

джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха

«Я выражаю своё почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он – защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира.

Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Верховным Господом, известным под именами Кришна и Говинда.»

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Подождите пятнадцать минут и уберите освященную пищу с алтаря. Теперь можно приступить к принятию пищи. Будет совсем хорошо, если вы прочитаете перед едой следующие молитвы:

маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве

свалпа-пунья-ватам раджан вишвасо наива джаяте

«О царь, у тех, кто едва ли совершал благочестивые поступки в прошлом, никогда не возникает вера в маха-прасад, Шри Говинду (Кришну), Святое имя и Вайшнавов.»

бхаи-ре!

шарира авидья-джал, джодендрия тахе кал,

дживе пхеле вишая-сагоре

та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,

та’ке джета катхина самсаре

кришна баро доямой, корибаре джихва джай,

сва-прасад-анна дило бхаи

сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао,

преме дако чайтанья-нитай!

«О братья! Это материальное тело - комок невежества, а чувства - пути, ведущие к гибели. Так или иначе мы упали в океан материальных чувственных наслаждений, и из всех чувств язык наиболее прожорлив и необуздан. В этом мире очень трудно обуздать язык, но Ты, дорогой Кришна, очень добр к нам. Ты послал нам этот замечательный прасад, чтобы помочь обуздать язык. Поэтому давайте же вкушать этот прасад до полного удовлетворения, прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и с любовью взывать о помощи к Господу Чайтанье и Прабху Нитьянанде!»

Духовного Вам аппетита!

8 Как сделать свою медитацию сладкой?

Читая маха-мантру, искатель истины начинает чувствовать такой сильный вкус, что у него пропадает желание ко всякой другой деятельности, и теперь он хочет читать святые имена целый день без передышки. У него даже может пропадать желание есть, пить и спать. Но это не значит, что мы достигли совершенства, это значит, что мы не понимаем самого значения мантра-медитации.

Прасад одновременно означает пищу для тела, пищу для души и пищу для Бога. Он дарит умиротворение. Как его правильно приготовить?

Что такое прасад?

Считается, что прасад¹ освятил и даровал человеку сам Бог. Человек молится, сосредотачивается на высоких вибрациях, пища заряжается правильной энергией и возвращается к человеку уже божественной и священной, в виде прасада. Вот почему прасад является подношением Господу.

Какие продукты берут для прасада?

Прасад или освященная пища, это прежде всего полезное питание и оно начинается с покупки правильных продуктов. Для прасада никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь. Т.к. это продукты в гуне² невежества, они не могут давать любовь, которая, как известно, в гуне благости, и здоровье. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Готовить лучше всего, стоя лицом на восток. Поскольку еда готовится для Бога, прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде. Лучше это делать утром, слушая мантры или лекции своего духовного учителя.

Еду в процессе приготовления не пробуют. Первым пробует Бог. Затем от каждого блюда, что Вы приготовили, нужно взять порцию и положить на небольшие тарелочки или блюдца, которые предназначены только для этой цели, т.е. с них нельзя есть.

Для удобства можно все тарелки поставить на один поднос. Затем это все размещается на алтаре перед божествами и начитывается специальная мантра.

Мантры для освящения пищи

Общие мантры для прасада:

Намо Ом Вишну падайя Кришна прештайя бхутале Шримате бхактиведанта Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ Гаура Вани прачаринэ Нирвишеша-шуньвади Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя Кришна према прадайа те Кришнайя Кришна Чайтанья Намнэ гаура-твише намах

Намо брахманья-девайя Го-брахманья-хитая ча Джагад-дхитайя кришнайя Говиндайя намо намах

Во время чтения мантры хорошо звонить колокольчиком, это дает дополнительные очень очищающие и благотворные вибрации. Оставляете еду на 5-15 минут, и она освящается. После этого можно смело назвать это не полезным питанием, а продуктом любви!

Такой прасад, если его употреблять регулярно, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, он очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус.

Если вы готовите прасад, то никогда не будете одиноки и вас всегда будут любить!

Мантра для предложения пищи Вишну

Мантра для предложения пищи Анна Пурне — Богине пищи

АННА ПУРНЕ САДА ПУРНЕ ШАНКАРА ПРААНА ВАЛЛАБХЕ ГЬЯНА ВАЙРАГЬЯ СИДХЬЯРТАМ БИКШААМ ДЕХИ ЧА ПАРВАТИ.

Мантра для предложения пищи в Бхагават Гите, наиболее популярна в Индии

БРАХМАРПАНАМ, БРАХМА ХАВИР БРАХМАГНАУ, БРАХМАНА ХУТАМ БРАХМАЙВА ТЕНА ГАНТАВЬЯМ БРАХМА КАРМА САМАДХИНАХ.

Аюрведические мантры для благословения еды

Все эти мантры Аюрведы являются звуковыми вибрациями, которые трансформируют и одухотворяют пищу. Испытайте их! Вы увидите, что вкус еды изменится к лучшему, а радость жизни улыбнется вам новым солнышком.

1. Харидхата Харибхокта Харианнам Праджапатих Харивипра Шарирасту Бхункте Бходжайатхе Харих.

Эта мантра обладает великим могуществом — она превращает любую пищу в полезное питание, лекарство, уравновешивающее все виды энергий в организме. Она усиливает энергетику и вкус (расу) растений, открывает их уникальные свойства (прабхаву), благотворно воздействующие на самые тонкие структуры сознания, побуждает к саморазвитию и духовному совершенствованию.

Мастера аюрведы говорят о ней: «Она освящает пищу, сжигает аму³, загрязняющую тело, дарует энергию (теджас), избавляет пищу от дурной кармы, превращая ее в целительное и правильное питание». С помощью этой мантры активизируются многие аюрведические препараты.

2. Брахмаарпанам Брахмахавир Брахмаагнау Брахманахутам Брахмаива Тена Гантавйам Брахмакарма Самадхина.

Этот стих из одного древнего ведического писания освящает любую, даже нечисто приготовленную пищу. Мантра освящает все предметы, над которыми читается.

3. Мантра для очищения воды:

Ом Ганге Ча Йамуне Чаива Годавари Сарасвати Нармаде Синдху Кавери Джале’смин Саннидхим Куру.

Все, что упоминалось о мантре 1, относится и к этой мантре. В данной мантре упомянуты семь священных рек. Их призывают при обращении к воде, для ее освящения. В действительности семь этих рек — это семь небесных потоков, постоянно нисходящих из солнечной сферы.

От Солнца нисходят не только тепло, свет, радиация, оно дает нам также и жизненные силы. В терминах йоги эти потоки называются реками, но это сознательные, живые потоки: они приходят при условии правильного обращения к ним.

В аюрведической анатомии эти потоки связаны с главными нади — каналами жизненной энергии. Если человек пьет воду, освященную этой матрой, он активизирует и гармонизирует главные каналы жизненной энергии. Эта мантра очищает ауру, делает ее светозарной, лучистой, интенсивной.

Илья Шилов

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Прасада, также прасад, прасадам, прашад в индуизме - пища, предложенная божеству (мурти) в храме или в домашних условиях, и распространяемая после этого среди верующих как духовный и священный дар, как символ божественной благодати (Википедия).

² Гуна - санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство» (Википедия).

³ Ама - понятие в аюрведе, означающее токсины и шлаки, накапливаемые в организме при неполном переваривании пищи (

Приготовление пищи, предложение её Господу и раздача прасада (пищи, предложенной Вишну) представляют собой один из важнейших аспектов вайшнавской культуры. Непреданные не в состоянии понять, как Кришна принимает наши подношения, поскольку внешне пища остается нетронутой. Однако Господь действительно вкушает то, что Ему предлагают. Поэтому преданные дают обет питаться лишь тем, что отведал Господь.

Приготовление

Кришна принимает только то, что предлагают Ему с любовью и преданностью. Поэтому преданные используют в приготовлении только высококачественные продукты. Желая доставить Кришне удовольствие, преданные с большой любовью и вниманием готовят различные блюда из фруктов, овощей, сахара, злаков и молочных продуктов.

Кришне нельзя предлагать блюда, приготовленные с использованием мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока, грибов, уксуса, красной чечевицы (масур дала), а также чересчур пряную и острую пищу.

Кришне следует предлагать только коровье молоко. Пищу для Кришны лучше всего готовить на топленом сливочном масле (ги). Если оно вам не доступно, подойдет и растительное масло. Обычно используют горчичное и сезамовое (кунжутное) масло. Но поскольку в наше время высококачественные продукты стоят слишком дорого, многие преданные, которые живут дома и поклоняются Кришне в соответствии со своими возможностями, используют более дешевые масла: арахисовое, подсолнечное, оливковое и т.д.

Во время приготовления пищи преданные размышляют, как своим подношением доставить Кришне удовольствие.

Подношение пищи

Для предложения пищи Кришне вам потребуется специальный поднос и сосуд для воды, используемые исключительно для этой цели. Приготовленную пищу положите на поднос. На него же поставьте стакан чистой питьевой воды. На поднос можно также положить дольки лимона (без косточек) и немного соли. Жидкие блюда (такие, как дал) следует предлагать в маленьких чашечках. На каждое блюдо положите лист туласи.

Затем поднос с пищей поместите на алтарь или небольшой столик перед алтарем (если алтаря нет, поставьте пищу перед изображением Кришны). Сядьте напротив алтаря и мысленно представьте, как Кришна будет вкушать то, что вы Ему приготовили. Звоня в колокольчик, трижды произнесите каждую из этих молитв:

1. нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале шримате бхактиведанта-свамин ити намине намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине

2. намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах

3. намо брахманья девая го брахмана хитая ча джагад хитая кришная говиндая намо намах

Если преданный уже принял прибежище у одного из инициирующих гуру ИСККОН (см. главу “Гуру и духовное посвящение”), то перед этими молитвами он должен трижды повторить пранама-мантру своего духовного учителя.

Питание

Поскольку преданный считает себя недостойным предлагать что-либо непосредственно Кришне, он мысленно предлагает пищу своему гуру, который, в свою очередь, предлагает её Кришне.

После предложения оставьте поднос на алтаре на пятнадцать минут, после чего возьмите его с алтаря и переложите предложенные блюда либо обратно в кастрюли, где они были приготовлены, либо на специальную тарелку для маха-прасада.

Несмотря на всю простоту этой процедуры, Кришна обязательно примет подношение, если вы предложили его с любовью.

Посуда для приготовлении и принятия пищи

Посуда из алюминия вредна для здоровья, поэтому в ней нельзя готовить для Кришны.

Согласно нормам ведической культуры, посуда из фарфора, стекла и пластмассы считается посудой низшего класса. Пожалуй, самая подходящая посуда для преданных в России – это посуда из нержавеющей стали.

Как следует оказывать почтение прасаду

Вкушать прасад и есть обычную пищу – совсем не одно и то же. Поэтому, когда речь идет о прасаде, мы говорим “оказывать почтение” прасаду или “почитать” прасад. Питаться кришна-прасадом – большая удача. Прасад означает “милость Кришны”. Кришна так добр, что помогает нам духовно совершенствоваться даже путем принятия пищи. Кришна-прасад неотличен от Кришны. Поэтому и раздавать, и вкушать его следует с чувством почтения и благоговения.

Перед принятием прасада преданные поют молитву, которая начинается словами “шарира абидья-джал” (см. главу “Песни и молитвы”).

Прасад вкушают сидя. Стоять во время еды не только некультурно, но и вредно для здоровья. Преданные должны съесть всё, что им положили на тарелку. Выбрасывать даже обыкновенную пищу – грех, что же говорить о кришна-прасаде? Поэтому раздатчикам следует раздавать прасад понемногу. В соответствии с нормами ведической культуры нельзя есть левой рукой – всегда едят только правой. Прасад лучше всего принимать в спокойной обстановке, в счастливом и умиротворенном расположении духа.