Демократический режим: понятие и основные черты. Понятие и основные черты демократического режима

Известный ученый С. М. Липсет определяет демократию как государственный строй, обеспечивающий конституционное право смены руководителей, а также как социальный механизм, позволяющий возможно большей части населения влиять на принятие важнейших решений посредством выбора претендентов на политическую власть. Исследователь также уделяет внимание экономической составляющей в демократическом режиме. Так С. М. Липсет считает, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем будет поддерживаться демократия.

Более широкое определение демократии дает американский исследователь Х. Линц . Он отмечает, что это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, слова и другие политические права личности. Демократия характеризуется свободными и ненасильственными соревнованиями политических лидеров с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включением в политический процесс всех эффективных демократических институтов, а также обеспечением условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их предпочтений.

На высокой степени ответственности в демократических режимах акцентирует свое внимание другой ученый А. Лейпхарт . Он считает, что демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как управление в соответствии с народными предпочтениями. Демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: действия правящей элиты находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени.

Известный американский исследователь А. Пшеворский дает следующее, достаточно узкое определение демократии. Он пишет, что она представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы.

Безусловно, список наиболее распространенных определений демократии не ограничивается вышеуказанными вариантами. При всем их разнообразии каждое из определений обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современных демократических режимов. «В отличие от античной, - отмечает А. П. Цыганков, - современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно» .

На основе критериев типологизации режимов можно выделить следующие признаки демократического политического режима:

  1. Основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы.
  2. Поскольку государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся, как правило, учитывать интересы различных категорий населения.
  3. Высокая степень открытости политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности.
  4. Рационально-легальный тип легитимности политической элиты.
  5. По сравнению с другими видами политических режимов для демократического характерна средняя степень вовлеченности народа в политическую жизнь.
  6. Регламентация осуществляется на основе правовых норм и договорных отношений.
  7. В обществе преобладают либерально-демократические ценности.

Однако в процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления. Объединяя вышеперечисленные признаки и особенности функционирования демократических режимов можно выделить следующие черты современных демократий:

1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Выборы предполагают наличие конкуренции различных кандидатов, альтернативность, реализацию принципа: «один гражданин – один голос».

3. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть) в построении государственного аппарата. Согласно этому принципу политическая власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность ветвей различных властных функций, осуществляемых различными властными органами с целью не допустить концентрации власти в одних руках, учесть интересы граждан и государства.

4. Наличие развитой системы представительства , т. е. парламентаризм , представляющий собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.

5. Гарантия основных прав человека . Принято выделять три группы прав: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой судебной властью.

6. Политический плюрализм , позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

7. Демократическая процедура принятия решений : выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Анализируя представленные характеристики, можно выделить основные демократические институты, так как они позволяют описать, как именно функционируют демократические режимы. По мнению известного американского исследователя Г. О’ Доннелла , институты представляют собой упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным на формальной или неформальной основе.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы обеспечить стабильность режима. Среди них традиционно принято выделять следующие демократические институты:

  1. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.
  2. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
  3. Разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) и по горизонтали (власть центра и регионов).
  4. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации.
  5. Свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы .

Таковы основные институты демократии. Конституирование и консолидация этих институтов составляет основу перехода к стабильной демократической системе. Среди условий стабильности демократии следует выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним условиям демократической стабильности необходимо отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможность вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. На экономический фактор стабильности указывал С. Липсет. Он утверждал, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем буде поддерживаться демократия. Однако капиталистическая экономика, как показывают многочисленные исследования, функционирует менее продуктивно, если отсутствует соответствующая для этого социокультурная основа. Данному фактору стабильного существования демократических режимов посвящены работы известных ученых Г. Алмонда и С. Верба . Они исследовали феномен «гражданской культуры» как системы ориентаций и установок массового сознания, укрепляющей демократические институты. Эта система включает в себя два основных компонента – «склонность доверять другим» и «удовлетворенность жизнью», являющиеся предпосылками как объединения граждан в добровольные союзы, так и отсутствия в их сознании установок на кардинальное изменение существующих условий.

Экономические и социокультурные условия, безусловно, важны для стабильного функционирования демократии. Но в то же время нельзя недооценивать фактор лидерства в демократических режимах. Такие исследователи как А. Лейпхарт и А. Пшеворский полагают, что сосредоточенность на социальных условиях может негативно сказаться на разработку правильной стратегии и ее реализацию. Так, некомпетентность политического лидера играет важнейшую роль в дестабилизации даже тех демократических устройств, которые основываются на сравнительно прочном экономическом и социокультурном фундаменте. Таким образом, отсутствие благоприятного внешнего окружения, компетентного лидерства, слабость экономических и социокультурных предпосылок демократии может вносить свой вклад в дестабилизацию ее институционального устройства и возможный переход к авторитарным методам управления.

Однако политический опыт выявляет принципиальные различия в функционировании демократических устройств в зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития страны. Поэтому демократические режимы также делятся на подвиды. В основе этого разделения может лежать принцип их социокультурной уникальности, своеобразие исторического наследия. Данное своеобразие накладывает отпечаток на функционирование демократических институтов. Модификация, которой в этой связи подвергаются институты, может быть весьма значительной. Наиболее характерный пример – формы разделения властей, складывающиеся в условиях президентской и парламентской форм правления. Другим примером деления демократических устройств может служить типология А. Лейпхарта. Он выделяет мажоритарную и консенсусную демократию. Мажоритарным будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, а правящая коалиция формируется по принципу большинства. В консенсусной демократии правящая коалиция формируется на основе пропорционального представительства партий.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.

    Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными .

    Периодическая выборность основных органов государства . Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

    Равенство прав граждан на участие в управлениигосударством : свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

    Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

    Правительство основано на согласии управляемых;

    Правило большинства; признание подчиненного мень-

    Правило меньшинства; шинства большинству при ува-

жении интересов и мнений меньшинства

    Гарантии основных прав человека;

    Свободные и честные выборы;

    Равенство перед законом;

    Справедливое судопроизводство;

    Конституционное ограничение правительства;

    Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;

    Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства.

Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

  • а) демократический политический режим;
  • б) либеральный политический режим;
  • в) авторитарный политический режим;
  • г) тоталитарный политический режим.

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS -власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, а есть специальные механизмы честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время вы боров. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

  • 2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
  • 3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  • 4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

* Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERFIN - носитель верховной власти в государстве);

* Правительство, основано на согласии управляемых;

* Правило большинства;

* Правило меньшинства;

* Гарантии основных прав человека;

* Свободные и честные выборы;

* Равенство перед законом;

* Справедливое судопроизводство;

* Конституционное ограничение правительства;

* Социальный, экономический, идеологический и политический

плюрализм;

* Ценности сотрудничества и компромисса.

Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

Отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

Рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

Выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.


1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.

При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом - суверенитетом народа - демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие как “народ” трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего населения страны, примерно до середины ХIX века демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами, либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщей демократии - государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.

Вплоть до начала ХХ века ни одна из ранее существовавших демократий не представляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие “охлократия”, что в переводе с греческого означает “власть черни, толпы”.

Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т. п.) ограниченной демократией, а также охлократией.


3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями западного и незападного мира. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический идеальный тип, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление западного мира незападному, основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического запада и были чужды незападному миру.

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах : 1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений. 2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни. 3. В политическом процессе преобладают клики. 4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики. 5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений. 6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы. 7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей. 8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений. 9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия. 10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений. 11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей. 12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли. 13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы. 14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике. 15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. 16. Велика роль харизматических лидеров. 17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи, в отношении которой имеется общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику.


Заключение

Демократический государственный режим является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия.

Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности являются наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граж-дан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.


Список литературы

1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.: Норма-М, 2005. – 210 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007.

3. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002.

4. Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002.

5. Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2.


Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007. –С. 56.

Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002. – С. 17.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002. – С. 64.

Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2. – С. 34.

Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Особой характеристикой демократического государства является

1) наличие аппарата управления

2) слаженная работа государственных органов

3) политический плюрализм

4) отсутствие коррупции во властных структурах

Пояснение.

Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.

Ответ: 3

Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) свобода участия в политических движениях и партиях

Пояснение.

Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Петр Дмитриевич Садовский

Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.

Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

2) тоталитарного

3) теократического

4) демократического

Ответ: 4

Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?

1) наличие правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) парламентаризм

Пояснение.

Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

2) волюнтаризмом

3) тоталитаризмом

4) абсолютизмом

Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.

Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?

1) многопартийность

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

Пояснение.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Пояснение.

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы

2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан

4) подчинение политического меньшинства большинству

Пояснение.

Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.

Все остальное относится к тоталитарному режиму.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что от­ли­ча­ет демократический режим?

1) периодические сво­бод­ные выборы

2) наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти

3) однопартийная система

4) государственная цен­зу­ра СМИ

Пояснение.

Демократия пред­по­ла­га­ет плюрализм и во­ле­изъ­яв­ле­ние народа по­сред­ством выборов в пред­ста­ви­тель­ные органы и на пред­ста­ви­тель­ные посты.

Все осталь­ные подходят для тоталитарного, второе - и к де­мо­кра­ти­че­ско­му ии тоталитарному.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

4) одна общеобязательная идеология

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.

1, 3 - демократический режим

2 - любой режим

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Политический режим характеризует

1) административное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форму государственного правления

Пояснение.

Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.

Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.

Функции гос. власти - это направления деятельности государства.

Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому

4) республиканскому

Пояснение.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}

Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) регулярное проведение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества

Пояснение.

Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Пояснение.

В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

4) формирование органов власти выборным путём

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.

Все остальное характерно для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Пояснение.

Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.

Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?

1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.

3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.

4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.

Пояснение.

Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.

Важен принцип состязательности.

Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Определить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии информации о (об)

1) ме­то­дах осуществления го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке взаимоотношений цен­траль­ной власти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре территории го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населения

4) административно-территориальном устройстве

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Что яв­ля­ет­ся характерным при­зна­ком демократического государства?

1) в стра­не существует не­сколь­ко правительственных пе­чат­ных изданий

2) вы­бор­ные процедуры имеют фор­маль­ный характер

3) го­су­дар­ствен­ные органы фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве принципа раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти властей

4) граж­да­не обязаны пла­тить налоги

Пояснение.

Принципы демократии:

−признание на­ро­да источником власти

−равноправие граждан

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и свобод, их при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность и за­щи­та со сто­ро­ны государства

−наличие прин­ци­па большинства, оно вы­ра­жа­ет свою волю

−наличие права мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей, при ко­то­рой различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы и урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению дик­та­ту­ры (система сдер­жек и противовесов);

1) про­фес­си­о­наль­но­го аппарата управления

2) раз­но­об­раз­ных негосударственных организаций

3) все­сто­рон­не­го контроля за жиз­нью общества

4) раз­де­ле­ния властей

Пояснение.

Политический режим - со­во­куп­ность методов и спо­со­бов осуществления в стра­не государственной вла­сти и управления.

Обществоведы вы­де­ля­ют три вида по­ли­ти­че­ско­го режима: демократический, ав­то­ри­тар­ный и тоталитарный.

Демократический режим - режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, ши­ро­ко­го участия на­ро­да в управ­ле­нии государством, при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Тоталитарный режим - режим, при ко­то­ром государство стре­мит­ся установить пол­ный (тотальный) кон­троль над всеми сто­ро­на­ми жизни граждан.

−равноправие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

−принцип боль­шин­ства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

−право мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей

−гласность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

мвыборность ос­нов­ных органов вла­сти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

−развитая си­сте­ма органов мест­но­го самоуправления.

Следовательно от­ли­чи­тель­ная черта - га­ран­ти­ро­ван­ная свобода слова и печати.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Принципы демократии:

1) при­зна­ние народа ис­точ­ни­ком власти и но­си­те­лем суверенитета;

2) рав­но­пра­вие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

3) на­ли­чие фундаментальных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

4) прин­цип большинства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

5) право мень­шин­ства на оппозицию

6) по­ли­ти­че­ский плюрализм

7) пра­во­вое государство

8) си­сте­ма разделения вла­стей (различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы, урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению диктатуры).

9) глас­ность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

10) вы­бор­ность основных ор­га­нов власти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

11) раз­ви­тая система ор­га­нов местного самоуправления.

Реализация вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных пунктов не­воз­мож­на без га­ран­тии свободы средств массовой информации

Верховенство су­деб­ной власти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной противоречит п. 8.

Наличие раз­ветв­лен­ной системы законов, раз­лич­ных средств мас­со­вой информации не опре­де­ля­ет сущность по­ли­ти­че­ско­го режима (и то и дру­гое было в гит­ле­ров­ской Германии)

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов