Нравственные законы жизни для всех людей. Что такое нравственный закон? Человек покинувший Эдем, даже своей примитивной нравственностью, обязан Творцу

И не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически (см. Категорический), не считаясь с эмпирическими целями.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН" в других словарях:

    НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - предписание делать добро и не делать зла. Нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинно обусловленным) и потому предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями … Профессиональное образование. Словарь

    Естественный нравственный закон - это закон об исходно нравственной сущности человека и нравственности как основной движущей и определяющей силе развития как отдельного человека, так и общества, человечества в целом. Согласно закону, Бог наделил человека способностью избирать… …

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

    Нравственный императив - (лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Закон - English: Law Обычно так называется закон, который Бог дал Моисею. Закон можно поделить на 1) гражданский закон, регулирующий общественные обязательства по отношению к ближним, 2) церемониальный закон, регулирующий поклонение Израиля,… … Словарь богословских терминов

    Закон Моисеев - ♦ (ENG law of Moses) (лат. lex Mosaica) нравственный закон, данный Богом Моисею для регулирования поведения народа, с к рым был заключен завет, каким мы обнаруживаем его в Пятикнижии (Нав. 8:31 32; 23:6; 4 Цар. 23:25) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Принцип талиона (лат. lex talionis) принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Содержание 1 Виды и предназначение 2 Талион в… … Википедия

    ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ (ИЛИ ВЫСШИЙ ЗАКОН МУДРОСТИ) - Одним из первых и лучше всего его сформулировал Конфуций: «Делай другим то, чего ты желаешь себе». Затем, примерно в одинаковых выражениях мы встречаем закон в Священных книгах основных мировых религий, у немецкого философа И. Канта … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Большая биографическая энциклопедия

    Известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Жизнь без границ. Нравственный закон , Владимир Жикаренцев. Внешний мир полон преград, препятствий. Мы постоянно с кем-то боремся, что-то преодолеваем, чаще всего не видя, что проблемы живут в нас самих. Эти границы мы создалисебе сами и в них…
  • Жизнь без границ. Нравственный закон. Строение и законы дуальной Вселенной. Концентрация и медитация , Владимир Жикаренцев. Внешний мир полон преград и препятствий. Мы постоянно с кем-то боремся, что-то преодолеваем, чаше всего не замечая, что проблемы живут в нас самих. Эти границы мы создали себе сами и в них…

Золотое правило этики - действовать по отношению к ближним так, как хотелось бы, чтобы они поступали по отношению к нам, часто ошибочно отождествляют с постулатом Ошибочно, потому что немецкий философ писал отнюдь не об этом. Канта - нечто, что выражает нравственный закон, безусловное «должен». Оно находится вне зависимости от того, хочется нам нечто делать или нет.

Различают два вида императивов: кроме категорического есть еще гипотетический, или условный. Он определяется как условная форма веления, в этом случае обязательность некоего действия имеет основание в том, что это самое действие - желаемое (или может быть таковым). Условный императив обращает внимание на содержание, и ценность поступка или действия здесь определяется тем, для чего это действие сделано.

В противоположность ему, категорический императив Канта - это нечто обязательное само по себе, критерий, которым можно определять нравственность поступков. Формулировка его самим автором звучит так: человек должен действовать так, чтобы его поступки, его действия могли сыграть роль примера для других, то есть он может делать только то, с чем он согласился бы, если бы это делали все вокруг него.

И. Кант определял максиму как некое суждение, которое связывает между собой цели человека и его поступки. Это субъективные взгляды на то, как следует себя вести, даже не столько взгляды, сколько принципы, убеждения. Категорический императив Канта предполагает, что следует иметь только те взгляды, которые нас устроят, если станут убеждениями для всех, кто нас окружает, для социума вообще. При этом никакого значения не играет конкретная ситуация - все, что соответствует императиву, -нравственно.

То, что предлагает Кант - это предложение разуму, а не чувствам, подобную оценку своих действий может произвести разум, сердце на такое не способно. Хотя познание человеком окружающего мира начинается с эмпирического, то есть с чувственных ощущений, оно неполно. Вернее, в деле познания природы этот способ достаточно хорош. Но чтобы судить о нравственном, нужно нечто иное. Так как, по мнению философа, законы нравственности нельзя вывести на основе собственного опыта.

Поэтому создать о морали и праве так, как это происходит в естественных науках, представляется невозможным. Отсюда - получить необходимое, используя в качестве источника суждений разум.

Свобода и нравственность

По-настоящему свободный тот, кто руководствуется определенными нормами, ставит некие правила выше временных обстоятельств. Высоконравственная личность не может исходить в своих поступках из каких-то условных правил, которые меняются от ситуации к ситуации. Такая личность должна мерить свои действия и предпринимать их, исходя из безусловного нравственного закона, созданного самим разумом, не ограничивающего, но дающего свободу. Категорический императив Канта - и есть такой безусловный закон. Он не говорит о том, как нужно поступить в той или иной конкретной ситуации. Есть лишь общая долга перед человечеством, личность же имеет полную нравственную свободу делать как угодно - единственное, что это «как угодно» должно максимально соответствовать моральному закону.

Для философа нет никакого принуждения или насилия в следовании императиву. Мораль - это нечто, что имеет в своей основе внутренние побуждения человека, понимание им своего долга, в том числе перед обществом. Поэтому категорический императив Канта всего лишь дает стержень, при этом предлагая В том числе свободу и от религии, и от любых стереотипов по отношению к обществу, ведь это правило может применить в своей жизни абсолютно любой человек.

Их также легко найти в работах по эволюционной этике, науке, созданная усилиями последователей Дарвина: этологами, биологами, палеонтологами, антропологами, химиками, генетиками и даже математиками. И, хотя, сами ученые, находясь в плену вековых традиций, отдающих право устанавливать нравственные законы или религии, или общественному мнению, еще не готовы признать это, я берусь утверждать: Нравственные законы поведения людей — это объективные законы природы, следствие эволюционного развития человека. И ни законодательные органы, ни общественное мнение, ни религия не могут их изменить. Их можно только изучать и правильно им следовать, и от того, насколько точно им следуют разные группы людей, настолько выше их шанс выживания в процессе эволюции.

На заре цивилизации для выживания предку человека нужна была СИЛА, затем, когда человек выпрямился и взял в руки дубинку, ему понадобился УМ, а когда появилось много умных и с дубинками, человеку для выживания понадобилась МОРАЛЬ. Нравственные законы являются продуктом противодействия двух сил: эгоизма - любви к себе и своим близким, и парохиализма - враждебности к чужакам. Взаимодействие этих двух противоположностей породили и альтруизм, и золотое правило нравственности, и, в более общем случае, кооперацию и конкуренцию. Три основные составляющие нравственного поведения людей:


    Любовь к себе и своим близким


    Кооперация и конкуренция


    Ненависть к врагам


В зависимости от веса каждой из составляющих в общепринятых нравственных нормах, можно выделить несколько современных цивилизационных критериев.


    Иудейский — на мой взгляд, наиболее полно содержащий все три нравственных критерия. Очень высокая цена собственной жизни и жизни своих соотечественников, с амая главная ценность ЖИЗНЬ своих близких , высокая степень кооперации и конкуренции, непримиримость к врагам, угрожающим жизни своих соотечественников.



    Христианский — очень близкий к иудейскому, но с небольшим перекосом в сторону излишней толерантности под воздействием ложного принципа любви к врагу.



    Исламско-православный. Православие - хоть и носит на себе внешние атрибуты христианства, но к христианству не имеет никакого отношения, примерно как ЛДПР не имеет никакого отношения ни к либерализму, ни демократии. Только название и лживое поведение. По всем общеустоявшимся нравственным критериям православие очень близко к исламу — очень низкая оценка собственной жизни и жизни своих близких. Отсутствие конкуренции: запрет инакомыслия и иноверия. Низкая кооперация с соседями, как правило, враждуют даже с представителями своей цивилизации. Самая главная ценность СМЕРТЬ врага, любой ценой, даже ценой собственной жизни и жизни своих близких .


Примеры приводить не буду. Все их знают, могут примерить.

Перекос равновесия нравственных составляющих в общепринятых нормах поведения чреват утратой шансов в эволюционной борьбе. Так христианский мир, в силу своей излишней толерантности, подвержен опасности чрезмерной исламизации, но остается надеяться, что здравый смысл и понимание законов природы, помогут ему справиться с этой напастью. Радикальный ислам принципиально склонен к самоуничтожению за счет пренебрежения к собственным жизням, и пока развивается только за счет природных богатств, которыми аллах их действительно не обидел, и за счет своей плодовитости. Как сказал Арафат: « Матка арабской женщины — мое самое сильное оружие». А у православия нет и такого оружия.

Думаю, не надо приводить таблицы и графики, чтобы доказать, представители каких цивилизаций добиваются б о льших успехов в жизни, науке и экономике.

Конечно, трудно представить, что сложившиеся веками культурно-социальные традиции могут измениться, но понимание законов природы возможно хоть как-то поспособствует увеличению числа тех, для кого главная ценность ЖИЗНЬ СВОИХ, а не СМЕРТЬ ЧУЖИХ.
Именно по этому критерию, мне кажется, сейчас проходит и граница раздела российского общества:. Между меньшинством, которому ближе иудохристианские нравственные ценности, и большинством, разделяющим исламско-православные.

Мне бы очень хотелось, чтобы мысль о том, что Нравственные законы поведения людей — это объективные законы природы, как можно быстрее стала достоянием большинства. Так будет, я в этом не сомневаюсь.
Но пока мой голос тих и тонок. Поэтому, прошу всех, кто хоть в какой-то мере согласен с этим, распространяйте эту мысль дальше.

Тема: О нравственном законе.

Что бы человек смог достигнуть конечной цели, он должен находиться в правильном отношении к своему назначению. В свою очередь порядок не мыслим без закона. Следовательно, в нравственной области имеет место закон, который дает указания, как человек должен жить, что бы достигнуть своего назначения. Всякий настоящий закон должен обладать двумя свойствами:

1) Всеобщностью

2) Необходимостью.

И нравственный закон обладает этими свойствами.

Он является всеобщим, так как тот же самый закон, который слышит в своей совести, и слышат и все остальные люди.

Нравственный закон необходим, так как представляет собой обязательное непременное требование по отношению к человеку, который хочет достигнуть своей цели. Нет другого пути кроме пути исполнения закона.

В этом смысле нравственный закон не отличается от физического закона.

Физический закон он безусловный, тогда как нравственный обусловленный выбором человека. Но выбор человека не отменяет действия нравственного закона (если человек выбирает путь беззакония). Он состоит из двух составляющих:

1) Естественный (присущ с рождения. Совесть) ап. Павел говорит об этом законе.

2) Откровенный сверхъестественный закон.

Естественный нравственный закон.

По учению святого апостола Павла « Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них в сердцах написано, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» Рим.2гл.14 – 15стих.

можно выделить:

1) Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием людей.

2) закон разума это закон ориентирующий знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязующую силу.

3) Все люди ответственные за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущие возмездия.

Святой Афанасий Великий говорит об оправдании древних праведников через естественный закон, а свят. Григорий Богослов пишет: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона, и даже прежде них дал не писанный, естественный закон, следящий за исполнением того что следовало бы исполнять».

Святоотеческая традиция рассматривает естественный нравственный закон как универсальную основу нравственной жизни человека и общества. Содержание естественного закона совпадает с основными понятиями сознания каждого народа.

Свят. Игнатий Брянчанинов «совесть это чувство духа человеческого, тонкое светлое отличающее добро от зла».

Само слово совесть происходит от слова ведать, то есть совединие. Самоназвание совести говорит о том, что в ней есть элемент познания, которое соотносится с нашим чувством и влияет на нашу волю, совесть « некий голос» возникающий из сочетания всех трех способностей человека ум, воля, чувства.


Функции совести.

Законодатель:

Искаженное состояние:

1) Не ведущая

2) Колеблющая

3) погрешающая

Показывает нравственные законы, по которых необходимо действовать человеку, что требует от него воля Божья. Если она не ведает воли Божьей то, следовательно, она колеблется, и под влиянием эгоизма совесть погрешает.

Свидетель, Судья:

одобряет или осуждает (свойство достоинство)

Искаженное состояние:

1) немощная

2) не сознательная

3) ожесточенная

Сознает, как человек обошелся с предписанным ею законом, определяет прав человек или виноват. У грешника происходит постоянное расхищение ума, и он не способен замечать внутренних расположений, сопровождающих совершение поступка.

Мздовоздаятель:

Награждает или наказывает (свойство свобода)

Искаженное состояние:

1) Мнительное

2) Усыпленное

3) Лицемерное

4) Сожжённое

Воздаяние за грехи: скорбь, туга, досада, уныние, укоры совести.

Награждает: мир душевный, спокойствие внутренне, доброе расположение.

Духовное сердце это и есть наш внутренний человек, по мнению святых отцов.

Совесть человека очищает только кровь Христова по ап.Павлу. В не церкви вне таинств человек не может восстановить свою совесть.

Совесть есть отдельная сила человеческого духа.

Так как совесть ест естественный голос, слышимый в самой природе человека то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души, в зависимости от её нравственного развития (образование, образа жизни, духовного развития).

Совесть так глубоко внедрена в природу человека, что ни кто не может освободиться от ее действий.

Тема: Откровенный нравственный закон, ветхозаветный и евангельский.

Потребность в откровенном законе (ОЗ) обнаружилась в особенности после грехопадения. Когда притупилось и извратилось нравственное чувство и сознание апостол Павел говорит что: «закон дан по причине преступлений» (Гал.3:19)

Три функции преступления:

1) Для уяснения людям воли Божьей

2) Для раскрытия им своего собственного испорченного состояния. Ап. Павел называет закон «Дето водителем ко Христу»

3) Воспитательное значение. Закон должен дисциплинировать человека.

И В.З и Н.З это закон Любви.

Закон В. Заветный. Содержание ВЗ закона объемлет всю жизнь человека и все его отношения, предписания этого закона простирается до самых мелких деталей и направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни. Этого требовало воспитательная задача, что бы через внешние действия привести человека к внутреннему деланию, по этому, закон выражен в основном в форме запрещения. Вследствие преобладания юридического характера, этот закон не отличается строго от обрядового и гражданского. Апостол Павел называет ВЗ закон законом рабства Гал.5:1. И Павел говорит что ВЗ неспособен дать новое сердце человеку и спасти его, также не могли искупить грехов и приносимые жертвы, ап.Павел в евр.(10:4) «ибо не возможно, что бы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи».

Но при этом ап.Павел говорит что закон свят и его заповеди тоже святы, праведны и благи (Рим.7:12) « Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». За строгостью закона открывается благость и милость Божья. Через закон Бог ведет человека к благодати и избавлению. Весь обрядовый Моисеев закон, хотя сильно держал в оковах человека своей чувственной стороной, но имел символическое значение, то есть посредством видимых предметов хотел выявить невидимое и духовное.

Евангельский нравственный закон.

В тетради смотреть.

1. "Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Так как нравственный закон не содержит в себе ничего, кроме всеобщей целесообразности поступков, категорический императив не может быть ничем иным, как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом.

2. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству", или чтобы человечество в нашем лице всегда было свято и выступало самоцелью. Этот императив является высшим принципом учения о добродетели. Категорическим он является по той причине, что его следует выполнять не ради каких-то иных целей, а ради него самого, и потому, что он не нуждается в каких-либо доказательствах. Основанием его служит то, что "разумное естество существует как цель сама по себе". Моральность вообще состоит в подчинении своих действий принципу разума.

3. "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Человек, как моральное существо, должен поступать таким образом, как если бы он был всегда законодательствующим членом во всеобщем царстве целей. Единство человеческого рода, его способность к совершенству заключены в интеллигибельном (внутреннем, но умопостигаемом) или трансцендентальном (находящемся за пределами эмпирического мира) царстве целей. Моральность человека есть, по сути дела, его возвышение из области повседневного мира в область интеллигибельного.

Это требование является категорическим, а не гипотетическим, потому что оно говорит о чистой цели, к которой стремятся ради нее самой и потому, что оно не требует никаких доказательств.

Моральный закон, по мысли Канта, заложен в душе и в совести каждого человека.Как он попал туда - величайшая тайна, такая же тайна, как звездное небо над головой. Но он есть в душе каждого человека, что свидетельствует в пользу божественного происхождения человека, в пользу бессмертия его души. Таким образом, из постулата о свободе воли выводится идея бессмертия души и идея Бога. Нравственный закон (категорический императив) не может быть выведен из эмпирического мира. Для его обоснования необходимо предположить существование какой-то другой реальности, которую Кант обозначает понятием умопостигаемого мира. Человек - существо двух миров, эмпирического, подчиненного необходимости и умопостигаемого - мира свободы воли. Умопостигаемый мир выходит за пределы опыта и всех явлений, относясь к сфере безусловного. Безусловность и есть свобода.



Как существо чувственное, человек принадлежит миру явлений (феноменов). Как существо разумное, нравственное, он принадлежит умопостигаемому миру вещей в себе (ноуменов).

Таким образом, Кант считает, что свобода и необходимость существуют в разных отношениях, в разных мирах, они нигде не пересекаются.

В работе " Основы метафизики нравственности" Кант конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:

Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть).

Долг человека перед человеком.

Долг человека перед низшими существами (например, животными).

Более подробно он останавливается на втором виде долга (собственно нравственном), разделяя его на две части - долг человека перед собой и долг перед другими людьми.

Долг человека перед самим собой распадается на две части - забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле).

Долг человека перед другими заключается в обязанности уважения, благожелательности и любви. Способствовать счастью ближнего - нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью.

3. Конспект первоисточника: Платон диалоги "Протагор"

Платоновский "Протагор" вполне может рассматриваться как завершение того раннего периода философии Платона, который обычно именуют сократическим. Это пока еще только сам процесс философского искания точных категорий с постоянным исследованием разнообразных логических установок. Однако "Протагора" можно считать самым высоким достижением сократического периода не только потому, что здесь ставится проблема добродетели в целом (в то время как прочие диалоги этого периода рассматривают только отдельные добродетели: "Лисид" – дружбу, "Лахет" – мужество, "Евтифрон" – благочестие), но и потому, что здесь уже намечается переход от постоянного искательства к той позиции, с которой можно начать положительное построение философии. Платон тут уже вплотную подошел к объективному идеализму, хотя последний пока еще не выражен явно. Как мы увидим далее, здесь тоже, правда, достаточно бегло, фигурируют платоновские термины "сущность" и "идея". И хотя они еще не понимаются онтологически (почему пока еще и нет явно выраженного объективного идеализма), все же новостью нужно считать структурную разработку идеи. А это несомненный шаг вперед в развитии платоновской философии. Таково положение диалога среди прочих произведений Платона. Аид в качестве абсолютной действительности здесь уже не фигурирует; в то же время начинаются попытки заменить его некоторого рода логическими конструкциями.

Другая особенность, которую невольно замечает и всякий читатель "Протагора", и всякий комментатор этого диалога, заключается в том, что, несмотря на его ранний характер и еще достаточно наивную постановку философской проблемы, он чрезвычайно труден для анализа и, несомненно, гораздо труднее тех позднейших и прославленных диалогов Платона, которые трудны из-за самого предмета, а не из-за своей структуры. С точки зрения структуры "Протагор" представляет собой собрание частей, которые иной раз внешне никак между собой не связаны и для установления связи между которыми требуется очень многое додумывать за Платона. Все это было причиной многочисленных толкований "Протагора", ни одно из которых не стало общепринятым; критический обзор этих толкований мог бы явиться предметом обширного исследования.

Сократ и некий Гиппократ, узнав о прибытии в Афины знаменитого софиста Протагора, решают пойти к нему, чтобы набраться у него "звания". При этом Сократ безрезультатно пытается узнать, чего именно Гиппократ хочет от Протагора: если Гомер учит поэзии, Поликлет – ваянию, то чему же учат софисты, и если они учат знанию мудрых вещей, то каких именно? С таким неопределенным настроением оба собеседника идут в дом Протагора.

Протагор остановился у некоего Каллия, у которого в это время оказалось множество разных заинтересованных в философии лиц, перечисляемых и изображаемых у Платона. Среди них известные вожди софистов Гиппий Элидский и Продик Кеосский. Когда все собрались, Протагор объявляет, что он не стыдится быть софистом, что софистика учит тому, как жить, и что прежние поэты и философы тоже занимались софистикой, но только прикрывали это поэзией, музыкой, живописью, гимнастикой и т. п..

С этого общего вопроса начинается беседа, поскольку Протагор объявил, что он обучает домашним и общественным делам, т.е. тому, как всем управлять и как везде наилучшим образом говорить. Но поскольку Сократ убежден в невозможности путем обычных технических приемов научиться добродетели (желающие научиться зодчеству идут к зодчему, а желающие стать корабельными мастерами – к корабельщику, но, когда они выступают в Народном собрании, они ни у кого ничему не учатся, а дают свои советы согласно здравому смыслу, да и не все добродетельные люди научили своих детей добродетели), то Протагору приходится свой тезис о возможности научиться добродетели доказывать более обстоятельно и на этот раз при помощи мифа.

Протагор рассказывает миф о том, как боги создали людей из земных стихий: Эпиметей наделил их разнородными способностями, Прометей похитил огонь у Гефеста и мудрость у Афины, чтобы даровать людям способность к техническому развитию, и, наконец, Зевс наделил людей чувством совести для разумного общежития, и в частности для общественно-политической жизни. Так Протагор объясняет, почему афинянам не нужно специально обучаться политическим добродетелям.

Врожденность добродетели Протагор доказывает также тем, что добродетель постоянно признают все люди, так что объявляющий себя, например, несправедливым принимается за сумасшедшего. И если существуют наказания за преступления, то это как раз и указывает на то, что добродетели врождены, но, кроме того, их еще нужно воспитывать и им нужно обучать; если бы это было не так, то не за что было бы наказывать и бесполезно было бы обучать добродетели. А если у хороших родителей вырастают плохие дети, то это тоже доказательство того, что способности врождены, но в разной мере и их нужно воспитывать, хотя опять-таки умело. Гражданские добродетели связаны с чем-то единым и необходимым, без обучения чему не может существовать общество и никакие родители не могут воспитывать своих детей.

Список использованной литературы