Символ единения или империализма? Загадка Александра Македонского: Почему «полёт царя Александра» был популярен на Руси и во всём христианском мире Правление и великие походы

Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. Он вошел в историю как завоеватель, не проигравший ни одной битвы. Такому успеху способствовали тактический талант правителя и выбор стратегии: войско Македонского всегда действовало быстро и внезапно, при этом обходясь малыми жертвами. Самым известным до сегодняшних дней принципом Александра считается девиз: «Разделяй и властвуй».

Детство и юность

Александр родился в македонской столице Пелла. Он происходил из доблестной династии Аргеадов, которая, по легендам, ведет свое начало от знаменитого героя . Отцом Александра был македонский царь Филипп II. Мать – Олимпиада, дочь эпирского царя. Ее родословная не менее знатная – по преданию, основоположником рода Пирридов был сам . Осознание принадлежности к двум великим династиями повлияло на становление определенных личностных качеств юноши.

Википедия

У Александра из-за многоженства отца было несколько единокровных сестер и братьев, но родным считался только старший Филипп, который был признан слабоумным. Мальчик рос в неоднозначной обстановке: он восхищался доблестью отца, ведущего бесконечные войны с греческими полисами, но при этом испытывал личную к нему неприязнь, так как находился под влиянием матери, которая настраивала сына против своего мужа.

Обучение Александр в раннем возрасте проходил не дома, а по установленной традиции – у родственников. Он учился в Миезе, а педагогами были Леонид, настаивавший на спартанском образе жизни, и актер Лисимах, который обучал юного наследника престола риторике и этике.

С 13 лет его стал воспитывать великий мыслитель , который был хорошо знаком с его отцом. Философ, понимая, что является наставником будущего правителя, делал упор на изучение политики, этики и философии. Кроме этого, стараясь дать подопечному классическое образование, педагог обучал царевича медицине, литературе и поэтике.


Ancient Pages

Александр с ранних лет проявлял такие качества, как честолюбие, упрямство и целеустремленность. С другой стороны, он был равнодушен к физическим наслаждениям, ограничивал себя в еде и долго не проявлял интереса к противоположному полу.

Уже в детстве будущий стратег обладал незаурядным интеллектом и смекалкой. Встретив в отсутствие отца делегацию персидских послов, он не задал им ни одного несерьезного вопроса. Мальчика интересовали такие вещи, как качество дорог, особенности городского быта и культуры иностранного государства. В 10-летнем возрасте подросток сумел оседлать непокорного коня Буцефала, который стал впоследствии его верным другом во всех походах. Александр заметил, что жеребца пугает его собственная тень, поэтому избегал разворачиваться на коне против солнца.


Александр Македонский и Диоген. Художник Жан-Батист Реньо / Beaux-Arts de Paris

Впервые отец доверил сыну управление Македонией, когда тому было 16 лет. Сам Филипп отправился завоевывать Византий, а в это время на родине поднялось восстание, зачинщиком которого оказались фракийские племена. Юный царевич с помощью оставшихся в столице полков подавил бунт, а на месте фракийского поселения основал город Александрополь в свою честь. Через 2 года он снова выступил как успешный полководец, командуя левым крылом македонского войска в битве при Херонее. В 336 году до н. э. царь Филипп был убит, и Александра провозглашают царем Македонии.

Правление и великие походы

Придя к власти, Александр уничтожает врагов отца, которые были виновны в его смерти, и отменяет налоги. Затем в течение 2 лет он подавляет варварские фракийские племена на севере страны и восстанавливает власть Македонии в Греции.


Александр Македонский вступает в Вавилон. Художник Шарль Лебрен / Лувр

После этого Александр объединяет всю Элладу и совершает великий поход на Персию, о котором всю жизнь мечтал Филипп. Сражения с персами в полной мере продемонстрировали удивительный военный талант Александра Македонского. После битвы у реки Граник в 334 году до н. э. под властью македонцев оказывается практически вся Малая Азия. А сам Александр сыскал славу величайшего полководца и завоевателя.

Подчинив себе практически без боя Сирию, Финикию, Палестину, Карию и другие страны Ближнего Востока, Александр отправился в Египет, где его встретили словно новое божество. В Египте царь основывает еще один город в свою честь – Александрию.


Семейство Дария перед Александром Македонским. Художник Франсуа Фонтебаско / Википедия

Вернувшись в Персию, Александр завоевал Сузу, Персеполь и Вавилон. Последний город стал столицей объединенной державы. В 329 году наследный царь Персии Дарий был убит его же приближенными, и Александр снова показывает себя как умный тактик и стратег. Он объявляет, что в падении Персидской империи виноваты убийцы царя, а вовсе не завоеватели, и называет себя мстителем за честь Дария.

Александр становится царем Азии и в течение 2 лет захватывает Согдеан и Бактрию, то есть современные Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Занимая новые территории, Александр закладывал города в свою честь. Например, Александрию Эсхата и Александрию в Арахосии, которые сохранились до наших времен под названиями Худжанд и Кандагар.


Александр перерубает гордиев узел. Художник Жан-Симон Бертелеми / Beaux-Arts de Paris

В 326 году до н.э. Александр Великий предпринял поход на Индию. Он сумел захватить несколько племен и покорить территорию нынешнего Пакистана. Но, перейдя реку Инд, истощенная армия забастовала и отказалась двигаться дальше. Александр был вынужден развернуть войска назад после триумфального 10-летнего продвижения вглубь азиатской части евразийского материка.

Особенностью Александра Македонского как правителя было то, что он принимал традиции и верования захваченных территорий, не пытался насаждать свою культуру и даже иногда оставлял наместниками прежних царей и правителей. Такая политика предотвращала всплеск восстаний покоренных территорий, но с каждым годом все больше вызывала недовольство среди соотечественников. Такую же тактику впоследствии станут применять древнеримские императоры.

Личная жизнь

В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. Гарем Александра Македонского исчислялся 360 наложницами, из которых выделяют Кампаспу, она была его любовницей на протяжении 2 лет, начиная с 336 года, и старше Александра на 7 лет Барсину, что стала матерью его незаконнорожденного сына Геракла. Кроме того, известны его отношения с королевой амазонок Фалестрис и индийской царевной Клеофис.

Супруги у Александра было три. Первой стала бактрийская княжна Роксана, которую царь взял в жены, когда невесте было только 14 лет. По преданию, девушка была пленницей, царь не смог устоять перед ее красотой и влюбился с первого взгляда. Они поженились в 327 году до н. э.. Она родила единственного официально признанного ребенка великого полководца – сына Александра, который появился на свет через месяц после смерти отца.


Александр Македонский и Роксана. Художник Пьетро Антонио Ротари / Эрмитаж

Через 3 года царь женился одновременно на двух персидских царевнах – дочери царя Дария Статире и дочери царя Артаксеркса III Парисатиде. Оба дополнительных брака считаются совершенными исключительно из политических соображений. Правда, это не помешало первой жене Роксане воспылать ревностью и убить Статиру на этой почве сразу после смерти мужа.

Александр Македонский имел передовые взгляды для своего времени на отношения с женщинами, которых уважал и считал практически равными мужчинам, хотя даже его учитель Аристотель настаивал на второстепенной роли женщин.

Смерть

Зимой 323 года до н. э. Александр начинает планировать новые походы против арабских племен Аравийского полуострова и завоевание Карфагена. В планах у царя – подчинение всего Средиземноморья. После короткого отдыха он начинает строительство нового порта в Персидском заливе и обновление флотилии.

Меньше чем за неделю до начала предприятия великий полководец тяжело заболевает, предположительно, малярией. Сомнение исследователей вызывает то, что инфекционное заболевание никак не проявляет себя среди ближайшего круга общения правителя. Выдвигались гипотезы о раке крови, который принял скоротечный характер, о воспалении легких, брюшном тифе и печеночной недостаточности. Помимо этого, существуют версии и об отравлении Александра.


Памятник Александру Македонскому в Салониках, Греция / Nikolai Karaneschev, Википедия

Несколько месяцев правитель не мог подняться с постели своего дома в Вавилоне. С начала июня отказывает речь и его настигает жесточайшая лихорадка, которая длилась 10 дней. 10 июня 323 года до н.э. великий царь и полководец Александр Македонский скончался. На момент смерти ему было 32 года, он не дожил месяц до своего 33-летия.

Вскоре после кончины Александра Великого начался распад державы. Завоеванная территория была поделена между полководцами войска правителя. Ни один из наследников царя – Александр и Геракл – не вступил в борьбу за трон, так как оба были убиты еще детьми, что означало прекращение династии Аргеадов. Тем не менее распространение греческой культуры по большей части государств Малой и Средней Азии дало толчок к зарождению на этих территориях эллинизма.

Память

Влияние Александра Македонского на развитие культуры, политики и экономики древнего мира трудно переоценить. Уже в античности он был признан величайшим завоевателем всех времен и народов. В средневековье его биография послужила источником сюжета «Роман об Александре», который был дополнен множеством вымышленных фактов. В дальнейшем образ полководца вдохновлял драматургов и на создание портретов, скульптур и художественных произведений. В городе Салоники была установлена статуя великого завоевателя на коне.


В мировом кинематографе личность Александра Великого не раз становилась источником вдохновения для сценаристов и режиссеров. Известны голливудские фильмы «Александр Великий» 1956 года и «Александр» 2004-го с в главной роли.

Фильмы

  • 1956 – «Александр Великий»
  • 2004 – «Александр»
Александр Македонский Фор Поль

Символ единения или империализма?

Итак, на протяжении последних 200 лет историки создают различные образы Александра, которые социологи единодушно развенчивают. Опираясь на все более жесткую критику литературных источников и тех редких надписей, которыми мы располагаем, на то немногое, что нам удается разгадать относительно цивилизаций Среднего Востока в IV веке до н. э., сравнивая Александра с другими завоевателями, они по сути рассматривают жизнь Александра не как собрание анекдотов, а, скорее, как выражение и отражение существования многочисленных более или менее структурированных обществ. Они делают из Александра символ, знак потаенного и живого присутствия, особенно когда речь идет о том, чтобы объяснить его поведение на протяжении шести последних лет его жизни, - короче говоря, политику, которую Александр проводил в Азии после ухода со сцены Дария в июле 330 года. Уже древние разделились в ответах, которые они давали на сформулированную ими же дилемму: был ли Александр злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма?

Исследователи отталкиваются от некоторых данных, уже представленных нами в главе, посвященной фактам: после июля 330 года роль, которую играют в экспедиции греки, сходит на нет, царь сводит счеты со старыми товарищами, с друзьями и даже с пажами, сохранившими верность македонскому духу, между тем как на всех ступенях гражданской и военной иерархии их места занимают выходцы с Востока. Во время свадьбы в Сузах в марте 324 года, а затем - большого пира в знак примирения между македонскими и персидскими грандами в Описе, в 30 километрах от современного Багдада, в сентябре 324-го, Александр «просил у богов, чтобы между македонянами и персами воцарилось единомыслие и общность полномочий» (Арриан, VII, 11, 9). Скрупулезно исполняя требования македонских религиозных обычаев и уважительно относясь к чужеземным культам, он специальным указом, который должен быть оглашен у всех греков, повелевает, чтобы его рассматривали в одно и то же время как царя Александра, сына бога Зевса-Амона, верховного главнокомандующего Греческого союза и царя всей Азии. За несколько недель до смерти он занят подготовкой похода, перед которым поставлена цель покорить Аравийский полуостров и сокрушить Карфагенскую империю. Можно ли на основании этих данных считать Александра символом политики ассимиляции, аннексий, империализма или чего-то другого? Иоганн-Густав Дройзен, ученик Гегеля и великий поклонник его теорий о смысле истории, дал взамен героизированного или обожествленного образа царя, столь же дорогого античной иконографии и мифологии, как и романтизированным повествованиям Средних веков и классической живописи, другой образ - основателя новой эры, эры слияния консервативного Востока и Запада, создателя смешанной цивилизации, которая просуществует до падения Константинополя в 1453 году. Труд юного немецкого романтика, опубликованный в 1833 году с обширным критическим аппаратом, а затем вышедший в пересмотренном виде в 1877-м как часть его неоконченной «Истории эллинизма», противопоставляет концепции чуда концепцию разума, обладающего знанием и способного к рассуждению: «Тот, кто благодаря своему разуму способен предвидеть, по природе властвует и господствует» (Аристотель «Политика», I, 2, 1252а, 31–32). Так, в Германии, захваченной после Бисмарка идеей пангерманизма, а после Ницше становившейся все более расистской, создалось представление о герое, по преимуществу объединителе общеэллинского дела, поборнике арийских сил - потому, что он установил равенство македонян и персов, двух арийских народов, имеющих один и тот же дух и общее происхождение. Такова крайняя позиция, на которую встал между двух мировых войн Гельмут Берве, автор, наряду с прочим, обобщающего труда, озаглавленного «Das Alexanderreich auf prosopographischer Grundlage» («Империя Александра на основе просопографических данных»), который вышел в Мюнхене в 1926 году. В это же время английский ученый Уильям Тарн («Alexander the Great and the Unity of Mankind» - «Александр Великий и единство человечества». Proceedings of the British Academy, 1933, pp. 123–126) сделал из Александра сторонника всеобщего согласия и примирения, своего рода предтечу Лиги Наций и ООН.

После войн в посвященной ему литературе обозначилась новая тенденция, которая делает из Александра трезвого главу государства, символ некоей политической определенности. Он вовсе не собирается ни сплавлять разные культуры, ни эллинизировать варваров, но намерен править, используя методы и административный персонал покоренных народов. Такова позиция Конрада Крафта в его работе «Der rationale Alexander» («„Рациональный“ Александр», Frankfurter Althistorische Studien 5, 1971), который подчеркивает, как при этом якобы братании Александр противопоставлял две аристократии, подчас разжигая между ними соперничество. Но сменяя людей, он сохранял структуры. После мая 334 года, победив персов при Гранике, Александр назначил сатрапом Фригии Геллеспонтской македонянина, но «повелел местным жителям вносить те же подати, которые они платили Дарию» (Арриан, 1, 17, 1). Проблемы, с которыми сталкивались явившиеся с Запада администраторы в Вавилонии и Согдиане, аналогичны тем, которые приходилось разрешать туземным правительствам: проблемы внесения платежей, орошения, защиты оседлых жителей от набегов кочевников, смягчения соперничества кланов и племен. Нигде за пределами греческих городов Александру в голову не приходило заменять древние авторитеты формами демократии или представительства «равных» на манер Афин или Спарты. Его присутствие гарантировало преемственность, при нем не наступило резкого отхода от традиций. Но об усвоении чуждых культур не могло быть и речи. Даже если Александр и бредил идеей мирового господства, он никогда не верил в равенство всех, ни на деле, ни в теории.

Теперь можно лишь улыбаться, читая, к примеру, у Дройзена относительно церемоний, устроенных в Сузах в 324 году: «С этих пор между победителями и побежденными не было совершенно никакой разницы». Появившаяся за последнее время целая новая школа исследователей, представленная во Франции Пьером Брианом, Полем Бернаром, Полем Гуковски, а также советскими археологами и историками Б. Гафуровым, Д. Цибукидисом, Б. Литвинским, И. Пичикяном, подчеркивает оригинальность окраинных цивилизаций, их влияние на Александра и его окружение, отвержение кочевниками ограничений, наложенных на них торговыми городами, усвоение греками азиатских методов эксплуатации и господства.

Мало того, что в последние походы Александру не удалось сблизить умы, языки и нравы, создать ту всеобщую эгалитарную монархию, которая грезилась историкам после Дройзена; вернувшись из Индии, Александр смог собственными глазами убедиться, что стоило ему отлучиться на два года, как повсюду буйным цветом разрослись неповиновение и раздоры. Так что и во время свадеб, устроенных в Сузах, и в ходе реорганизации кавалерии и фаланги, и на пире в Описе в 324 году иерархическое устройство было, как и прежде, основой основ. Македоняне были здесь первыми, за ними следовала персидская знать, а им были подчинены представители прочих народов. Если в новую армию намеревались принять 30 тысяч азиатов, то обучать их и командовать ими следовало гейтарам - товарищам царя, а также македонским фалангистам, и положение азиатов должно было неизменно оставаться подчиненным. Впрочем, необходимость слияния объясняется отказом Антипатра прислать из Македонии новые войска на смену демобилизованным ветеранам. Согласно Плутарху («Об удаче или доблести…», I, 6, 329Ь), Аристотель советовал царю обращаться с греками как вождь (??????), а с варварами - как абсолютный господин, и этот совет подкрепляется подложным письмом Аристотеля, от которого сохранился лишь арабский перевод (§ 13, 6–9), и возмущением ученого Эратосфена (у Страбона, I, 4, 9), который высказал резкое несогласие с советом, который подавали Александру: с греками следовало обращаться как с друзьями, а с варварами - как с врагами. Так что никогда не были они ни собратьями, ни равными.

Со строго марксистской точки зрения Александр, это порождение класса македонской знати, сформированный соответствующими воспитанием и образованием, - символ эксплуатации слабых сильными. Он заменил империализм иранской знати империализмом своих товарищей по оружию. Овладев средствами производства и властью, македоняне упрочили типично азиатские методы эксплуатации, когда земля и вода принадлежат царю, а он позволяет пользоваться ими знатным родам, духовенству, мелким свободным крестьянам, что реализуется через целую иерархическую систему платежей. Во время похода Александра, который зачастую сопровождался грабежами и резней, особенно в наиболее богатых провинциях на северо-востоке империи, военный успех прямо зависел от западной экономики и техники, далеко превосходивших то, чем располагал Восток. История, литература, искусство, культы были поставлены на службу двух новых правящих классов - македонских вельмож и барышников, обогатившихся на торговле драгоценными металлами и предметами роскоши. Александр как личность выглядит довольно бледно перед лицом социальных групп, которые его сформировали и побуждали действовать (и в историческом смысле его деятельность определяли), а в конце концов погубили.

В своем капитальном труде, опубликованном по-русски («Александр Македонский и Восток». М: Наука, 1980), Бободжан Гафуров и Димитриос Цибукидис (Д. Туслянос) версии тропической малярии предпочитают версию физического устранения царя, что было «логическим завершением усилий его противников, которые пытались корректировать его деятельность в направлении защиты греко-македонских интересов»: простой конфликт экономического порядка в рамках борьбы каст, чтобы не сказать - классов. Ни капли воображения, никакого равенства, ни намека на слияние рас в этой жизни и смерти богатого авантюриста. «Осуществление на практике идеи „доброго согласия“ также оказалось нереальным» как до, так и после ухода Александра со сцены. Упрощая, скажем, что он умер из-за того, что был не понят собственной кастой и одинок в собственной группе. Однако это значит, что мы возвращаемся к точке зрения тех, кто делал из Александра воплощение или символ юной македонской кавалерии: приведенный ею к власти, он, скажем мы, умер, как и она, от изнурения, и его труп на протяжении восьми дней валялся всеми покинутый.

9. А если бы не было американского империализма? Я выбрал вид взаимоотношений с цензурой, который отнюдь не могу рекомендовать будущим поколениям, если, не дай бог, они снова окажутся под всевидящим оком Большого Брата. Я выбрал сложную позиционную войну, где не раз

9. А если бы не было американского империализма? Я выбрал вид взаимоотношений с цензурой, который отнюдь не могу рекомендовать будущим поколениям, если, не дай Бог, они снова окажутся под всевидящим оком Большого Брата Я выбрал сложную позиционную войну, где не раз

Символ «эры» Андропова Каждый исторический отрезок пути движения в будущее имеет свои символы.Люди любят изучать историю по времени правления царей, императоров, президентов, вождей. Советская «дистанция» мечена знаками семи коммунистических «вождей». В каком-то

Символ христианства Правда есть не только выше, но и на земле. Еще лучше то, что здесь с ней встретилась милость. «Эхо Москвы» сообщило, что в Литве подняли шум из-за «плохого содержания рыбы». Да, правы мы были с Томасом Венцловой в январе 1991-го: Литва – сердце мира. Если

Глава VI СИМВОЛ Вот еще одна, уже шестая по счету попытка объяснить феномен Александра. После хронологии, психологии, агиографии, морали и, наконец, фольклора дадим слово социологии, которая стремится к взгляду столь же научному, сколь критическому. Объектом ее

Символ эллинизма Начиная уже с Демокрита, лет за сто пятьдесят до рождения Александра, греки придерживались следующей теории зрения: из глаза исходит своего рода стрела, пламя или луч света, ударяющийся об объект, который после этого, быстро и отчетливо, представляется

2. Миф, музыка, символ У нас в доме не процветало никакого религиозного культа; был один культ, незримо разлитый в воздухе; и был жрец этого культа, отец; недаром его называли: жрец науки; недаром его посещали иные «научные жрецы»; университет назывался храмом науки; кафедра

Федерализм - основа общенационального единения Федерализм - это путь к общенациональному компромиссу, а следовательно - к единению. Федерализм, по сути дела, выражает тот факт, что не может быть единых решений, распространяемых на всю территорию страны в силу того, что

Идеолог империализма По возвращении из Европы Рузвельт ищет известности то в скандале, то в исторических опусах, то в проявлениях непомерной воинственности. Вначале он обличает лицемерие издателя популярного журнала «Нейшн» Э. Год-кина, затем поносит гражданские

Че и «первое поражение империализма» (битва в заливе Кочинос) Кастро и его придворные историки объявили вторжение в залив Кочинос «первым поражением империализма». Оно должно было стать венцом военной деятельности Че, кульминацией его (пусть и не бог весть какой)

СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ Деревенский дом Пушкина вскоре после смерти поэта дал приют его вдове и детям-сиротам. Но он был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было невесело, и его все покинули.И вот в дом въехали другие жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась

3. Союз свержения империализма Жизнь в училище «Хвасоньисук» не соответствовала велению времени. Отсталость эта навела мена на такое размышление: устаревшими способами дело не сдвинешь. Вооружение мизерным количеством оружия, переправа мелких вооруженных групп через

4. Теория империализма По отношению к историческому процессу в его последней стадии основоположное значение сохраняет ленинская теория империализма, наиболее полно изложенная им в очерке «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). Сочинение это характеризует

III. СИМВОЛ ВЕРЫ В 1926 году Вячеслав решил сделаться католиком. Это решение его созрело после долгих размышлений о проблеме разделения церквей, проблеме, занимавшей его еще со времени его бесед с Владимиром Соловьевым. Вячеслав относился с крайней бережливостью к нашей с

Александр Македонский - одна из немногих античных личностей, к которым мы обращаемся в современном культурном контексте. Деятельность Александра во многом напоминает некоторые эпизоды новейшей истории западных стран. Например, его кампании в Афганистане и Ираке очень похожи на вмешательства Запада в эти регионы, которые имели место на протяжении последних десятилетий. Александр был лидером народов с разной историей и культурой. Порой его правление оказывалось неудачным, потому что он не понимал местных обычаев и верований. На современном этапе можно извлечь множество уроков из того, как Александр пытался навести мосты между Западом и Востоком. Эти уроки могут быть использованы создателями современных политических стратегий в разных мультикультурных регионах.

«Величие» Александра

Мы не знаем, кто и когда впервые назвал Александра Великим. Вероятно, это было не при его жизни. Историки считают, что впервые его назвали Великим в римской комедии I века до нашей эры. В этой комедии фигурировало имя Magnum (латинское слово, означающее ‘великий’). В какой-то момент между его смертью в 323 году до нашей эры и I веком до нашей эры его начали расценивать как Великого. Скорее всего, римляне назвали его так потому, что оценивали величие правителей в количестве трупов: победоносный римский полководец должен был убить 5000 врагов, прежде чем его награждали триумфом ― торжественным шествием по улицам Рима среди восторженной толпы. Александр хладнокровно зарезал сотни тысяч местных жителей во время своих походов, а в Афганистане и Индии он порой уничтожал целые племена и устраивал настоящие геноциды. Если бы Александр жил сегодня, его бы отправили под трибунал за военные преступления, но в Античности его военные победы, стратегический гений и высокое число убитых среди врагов привлекали римлян.


// Портрет Александра Великого. Национальная библиотека Франции (gallica.bnf.fr)

Александр был незаурядным правителем. Некоторые из его подданных поклонялись ему как божеству. Он умер молодым ― в 33 года, но многое успел сделать. Однако величие связывали именно с его военной карьерой. Александр был гением военной стратегии и тактики. Куда бы он ни шел, он всегда встречал более многочисленную армию, чем его собственная, но всегда побеждал. Александр был царем и совмещал в себе функции полководца, политика, государственного деятеля, дипломата и народного лидера. Но если рассматривать Александра как полный «набор» ролей, можно обнаружить довольно серьезные провалы в их исполнении.

Воспитание Александра

Самым важным человеком в жизни Александра был его отец, Филипп II Македонский. Филипп был лучшим царем, чем Александр, с точки зрения того, что он сделал для своего царства. В отличие от Александра, он остался типичным македонским воином вплоть до самой смерти. Филипп не завоевал такую огромную империю, какую завоевал Александр, но как царь он выполнял свои обязанности перед народом лучше, чем Александр. Некоторые античные авторы признавали это.

Когда Филипп взошел на престол в 359 году, Македония была отсталой страной с социальной и культурной точки зрения. У нее не было экономики, постоянной тренированной армии, и в целом она лежала в руинах. Филипп все изменил. За 23 года правления он создал подготовленную устрашающую армию, которую затем Александр повел в Азию. Это была лучшая армия до римской в античном мире. Филипп II провел экономическую реформу, которая сделала Македонию процветающим царством, а затем начал расширять границы и со временем овладел всей Грецией. Именно Филипп решил вторгнуться в Персидскую империю после захвата Греции. Летом 336 года до нашей эры он был готов начать вторжение в Грецию, но за несколько дней до этого был убит. Таким образом, план по вторжению в Персидскую империю не принадлежал Александру ― он унаследовал его от отца и, чтобы превзойти его, решил пойти дальше, чем Филипп мог себе представить. То, что Филипп оставил очень стабильное и процветающее царство и мощную армию, позволило Александру достичь всего того, чего он достиг.

У Александра был незаурядный интеллект. В возрасте 6 или 7 лет он мог играть на лире, вести беседы со взрослыми на разные темы. Он прочитал всю греческую литературу, Гомер был его кумиром. Когда Александру было 14–16 лет, его учил Аристотель. Но величайшее влияние на Александра оказал не Аристотель, а его отец, Филипп. Большую часть жизни Александр хотел подражать ему, а когда он вырос и насладился собственными военными успехами, захотел превзойти Филиппа. Александр хотел стать Ахиллесом IV века до нашей эры.

Первые шаги в политике

Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. В это время Александр выступил на северное племя на реке Стримон и победил его. Когда ему было 18, Филипп сделал его командующим правым крылом в битве при Херонее в 338 году до нашей эры. На кону этой битвы стояла свобода Греции. Это одна из важнейших битв в истории. Филипп в ней победил греков, а Александр сыграл при этом важную роль: он помог уничтожить левый фланг противника, в том числе Священный отряд из Фив. В 18 лет Александр уже сражался в нескольких битвах и явно был подготовлен как наследник македонского престола. Он был готов вторгнуться в Персию и создать себе военную репутацию, но Филипп решил, что ему нужно остаться, чтобы управлять Македонией и Грецией.


// Империя Александра на момент смерти Филиппа II / wikipedia.org

С этого момента произошла радикальная перемена в отношениях между Александром и его отцом: начиная с этого момента можно проследить ухудшение отношений между Филиппом и Александром. Александр начал действовать за спиной Филиппа. Он говорил друзьям: «Пока отец жив, я не сделаю ничего великого». В 336 году до нашей эры Филиппа убили, и вполне возможно, что Александр и его мать, Олимпиада, были причастны к этому убийству. После смерти Филиппа Александр стал царем и начал готовить вторжение в Персидскую империю. Он хотел затмить отца. Историки считают, что Филипп не собирался захватывать всю Персидскую империю. Возможно, он собирался только присоединить к себе Малую Азию, тогда как Александру с самого начала было ясно, что он пойдет дальше, чем отец, и добьется больших успехов.

Стратегия завоеваний

У Александра никогда не было окончательного плана действий, хотя он жизненно необходим для любой стратегии. У стратегии по определению есть цель: когда вы вторгаетесь куда-то, вы должны знать, где остановиться, и если вы доходите до этого момента, значит, вы добились своего. Александр никогда не знал, где остановиться. Он вторгся в Персию, чтобы отомстить за страдания греков во время Персидских войн, и к 330 году до нашей эры, спустя всего четыре года после похода длиной во много тысяч миль, Александр покончил с империей, которая существовала веками. В 330 году до нашей эры он стал называть себя царем Азии.

После завоевания Персии армия Александра собиралась вернуться домой, но Александр уговорил воинов выступить на Бактрию и Согдиану (нынешний Афганистан). Это стало новой фазой вторжения. Теперь это была война Александра, а не месть за греков, как это было в случае с Персией. В следующие три года произошли самые ожесточенные битвы из всех, в которых когда-либо участвовали македонцы. Бактрия и Согдиана были взяты, и тогда Александр вторгся в Индию. Но на реке Гидасп, которая протекает на равнине Пенджаб, армия Александра взбунтовалась. Воины считали, что достаточно навоевались и должны повернуть обратно. Этот бунт был символом недоверия к Александру как к полководцу, военачальнику и царю.


// Империя Александра Великого / wikipedia.org

Вероятно, Александр хотел достичь Ганга. Он много говорил о народах, которые там жили, и о том, какова эта страна. Но не исключено, что, если бы он добрался до Ганга, он бы решил идти дальше. Только бунт войск заставил его повернуть домой. Когда Александр повернул назад, армия подумала, что наконец-то возвращается в Грецию, но он начал говорить о вторжении на Аравийский полуостров и продумывать план вторжения. Он прибыл в Вавилон в 323 году до нашей эры и планировал затем вторгнуться на юг, на Аравийский полуостров. Но 12 июня 323 года до нашей эры, накануне вторжения, Александр умер. Есть мнение, что если бы он выжил и завоевал Аравийский полуостров, то он бы повернул на Западное Средиземноморье и Карфаген. Когда дело касалось земельных завоеваний, Александр не мог остановиться.

Царь Азии

Когда армия продвигалась на восток, не только Александр, но и некоторые из его военачальников начали носить персидские наряды, использовать парфюм, добавлять пахучие масла в ванны и так далее. Македонцы не привыкли к такой роскоши: они были простыми деревенскими жителями, привыкшими к крестьянской еде и деревенскому вину, часто носили одну и ту же одежду несколько дней. У них не было никакой величественности, которую мы привыкли ассоциировать с персидским двором. После битвы при Иссе в 333 году до нашей эры Александр вошел в шатер великого царя Дария на поле боя и увидел его роскошь: ложи, золотые и серебряные блюда на столах и тонкие покрывала. Тогда он сказал: «Так вот что значит быть царем!»

Кроме того, Александр сделал персидский наряд частью своей повседневной одежды и преподносил себя соответствующе. Он сочетал македонские и персидские наряды и вызвал недовольство обоих народов. Его людям это не нравилось, потому что они видели, что эти «варварские» наряды стали частью его «униформы», а персам казалось, что он делает недостаточно, потому что по-прежнему носит элементы македонской одежды и доспехи.


// Александр встречает индийского царя Пора, плененного в битве на реке Гидасп / wikipedia.org

Александр искренне боролся с дилеммой, с которой столкнулся: до него не было ни одного македонского царя, который также был бы царем Персии. У него не было примера, которому он мог бы следовать, на основе которого он мог бы выстроить свое правление или понять, как подавать себя, так что каждый день он сталкивался с этой новизной. Он взял себе новый титул ― царь Азии, начал комбинировать македонскую и персидскую одежду, чтобы попытаться понравиться людям и на Западе, и на Востоке. Он не мог называть себя великим царем Персии, так как у него не было связи с Ахурамаздой, зороастрийским богом света, тогда как у царской семьи Ахеменидов она была. Александр был завоевателем: он правил не по праву крови, а по праву завоевания.

Чтобы примирить людей со своим правлением, он стал приглашать персов на государственные посты и в армию, пытался выглядеть правителем, который объединяет Восток и Запад. Александр не был идеалистом, он не хотел объединить все народы ― он был прагматиком и сосредотачивался на том, чтобы сохранить свое положение.

Влияние культуры на Александра

В молодости Александр прочел большую часть греческой литературы. В особенности его интересовала поэзия Гомера и античная философия. Когда он отправился в Азию, он взял с собой философов, ученых и писателей-историков, чтобы беседовать с ними и обсуждать свои мысли. Он также брал с собой книги, и мы знаем, что, когда он прочитал все, он отправил в Грецию просьбу выслать ему еще книг. Он истинно ценил литературу и изящные искусства, покровительствовал придворным живописцам, которые написали несколько картин и портретов с ним. Александр отдавал должное культуре тех мест, в которых сражался, и мог быть очарован их искусством. Когда он прибыл в Вавилон, он немедленно разместил штаб во дворце Навуходоносора, потому что там были вавилонские висячие сады. Он вошел в Вавилон через ворота Иштар, потому что читал о них и с нетерпением ждал возможности их увидеть. Пройти через них в качестве завоевателя было важно и символично.

Личная жизнь

В детстве Александра не интересовали девочки. Эта сторона его жизни волновала его родителей: сохранились истории о том, что Филипп и Олимпиада нанимали проституток для своего сына, когда ему было 14–18 лет, но он отказывался от них. Считается, что он потерял девственность с женщиной по имени Барсина, с которой он был знаком, когда был маленьким. Но это было только после битвы при Иссе в 333 году до нашей эры, когда один из главнокомандующих привел Барсину к нему. Александру тогда было 23 года. Судя по всему, после этого случая у него было множество любовных похождений. Александр и Барсина так и не поженились, но жили вместе. В 327 году до нашей эры Барсина родила сына по имени Геракл. В тот же год Александр женился на Роксане Бактрийской.

У Александра было несколько гомосексуальных отношений, самое известное из которых ― с его другом Гефестионом, которого он знал с детства. Гефестион и Александр были очень близки. Гефестион умер примерно за год до смерти Александра. Александр был убит горем и чувствовал огромную пустоту в своей жизни. Есть много мнений, но история о том, что Гефестион и Александр были любовниками, скорее всего, правдива. Важно, что в те времена у греков не было таких слов, как «гомосексуалист», «лесбиянка» или «бисексуальность». Но если применить их к античному обществу, то все оказались бы бисексуальными. Армия Александра совершенно нормально относилась к тому, что одну ночь он проводил с женой, Роксаной, а следующую - с Гефестионом.


// Женитьба Александра. Мозаика из Помпеи / wikipedia.

Скорее всего, некоторые рассказы о его похождениях выдуманы, так как он был царем Македонии, который достиг статуса сверхчеловека при жизни благодаря своим завоеваниям и битвам, а история часто рисует таких людей более великими, чем они были на самом деле. Однажды Фалестра, царица амазонок, встретилась с Александром, и они провели две недели, беспрерывно занимаясь сексом. Амазонки были глубокоуважаемым племенем воительниц, славящихся силой и воинским мастерством, и ими правила королева. Возможно, машина пропаганды Александра выдумала историю про него и Фалестру, чтобы выставить его в лучшем свете. Количество пропаганды, связанной с Александром, таково, что трудно добраться до настоящего Александра, скрытого за легендами.

Смерть Александра Македонского

Александр умер за несколько месяцев до того, как ему исполнилось 33 года. Есть много конспирологических объяснений смерти Александра, но, скорее всего, он умер от естественных причин. Александр получил тяжелое ранение в Индии при штурме города маллов. Его поразили стрелой в грудь, а когда врач выдернул ее, из раны с кровью выходил воздух. Это вполне похоже на пробитое легкое. Александру понадобилось несколько недель, чтобы прийти в себя, и он был так слаб, что его пришлось нести в лагерь. Он также получил и другие ранения во время кампании, но так и не оставил свой суровый образ жизни и затяжные попойки.

Александр много пил, хотя и не был алкоголиком. Македонцы время от времени устраивали попойки, которые могли длиться несколько дней. В 324 году до нашей эры был знаменитый пир, на котором Александр принял участие в конкурсе на то, кто больше выпьет. Около дюжины человек погибли из-за чрезмерного употребления алкоголя. Македонцы пили чистое вино, тогда как греки разводили его водой. Александр пил на пирах, но никогда не был пьян, когда шел в битву или составлял план сражения. Когда приходило время пира, он пил без остановки, но потом он трезвел и шел дальше.

После всех ранений, которые Александр получил в битвах, он не изменил образ жизни, и его тело просто отказало. Историки думают, что у него был алкогольный панкреатит. Однажды вечером, после того как он напился на пиру и уже шел в постель, один из его друзей сказал: «Еще по одной!» Александр вернулся, и ему дали кувшин с двенадцатью квартами вина (это, скорее всего, преувеличение). Он выпил весь кувшин, упал на землю, его тело начало дергаться в судорогах, он впал в полукоматозное состояние, лишился возможности говорить, а несколько дней спустя умер, так и не вернув себе речь. Эти симптомы очень похожи на алкогольный панкреатит.

Наследие Александра

Александр не оставил после себя законного наследника: его жена Роксана была беременна, когда он умер. Только спустя несколько недель она родила сына, который впоследствии стал Александром IV. Когда Александр умер, все командование Вавилона ― его главнокомандующие, телохранители, командиры и сатрапы ― собралось, чтобы решить, что делать. Это был конституционный кризис: у Александра не было наследников. Главнокомандующие решили, что до того момента, как Роксана родит ребенка, царем будет единокровный брат Александра, Филипп Арридей. Когда родился Александр IV, он тоже стал царем. Сложилась дуалистическая монархия. Высшее командование разделило империю между собой.

Пердикка, заместитель главнокомандующего армией, получил контроль над Вавилоном, который должен был стать новой столицей империи, а остальные разделили другие земли. Птолемей забрал Египет, где основал династию Птолемеев. Эти люди были очень амбициозны, ненавидели друг друга, чего, скорее всего, Александр добивался сознательно: он разделял своих военачальников, чтобы они не объединились и не попытались его свергнуть. Всего через год после его смерти его сподвижники, которых теперь мы называем диадохи («преемники»), начали череду войн друг против друга, и эта война продолжалась 40 лет. Каждый из них пытался оторвать от империи кусок побольше. Во время этих войн они использовали македонских царей Филиппа III и Александра IV как заложников и в итоге убили. Спустя три-четыре десятилетия сформировались большие царства эллинистического мира.


// Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе (301 до н. э.) / wikipedia.org

Александр был и хорош, и плох. Он был плох в том смысле, что его наследием оказался конец Македонской империи, на создание которой Филипп и Александр потратили столько сил. Также после него на Средиземноморье и Грецию обрушились катастрофические сорокалетние войны, устроенные его преемниками. Александр не женился раньше, и у него не было сына, который мог бы стать наследником. Он был царем, а основная задача царя ― это не только защищать свою страну, но и иметь наследника. Он женился на Роксане слишком поздно, и это привело к хаосу и кровопролитию.

Хорошая сторона его правления в том, что он открыл Восток для Запада так, как никто до него. В результате установились торговые и культурные контакты и сообщение между Грецией и Средиземноморьем, Египтом, Сирией, Бактрией на востоке. Завоевания Александра дали грекам понять, что они были частью большего мира, чем одно только Средиземноморье.

By the Spear. Philip II, Alexander the Great, and the Rise and Fall of the Macedonian Empire (Oxford University Press 2014; в мягкой обложке ― ноябрь 2017)

Philip II of Macedonia (Yale University Press 2008) / Филипп II Македонский (Евразия, 2014)

Demosthenes of Athenes and the Fall of Classical Greece (Oxford University Press 2013)

Знаки и символы правят миром
Конфуций


Животные в жизни древних людей занимали большое место. Это не только пища, одежда и помощь в труде мирном и ратном. Животные в верованиях прошлого связывали мир людей и мир богов. В религиозных представлениях эту связь обеспечивали как сами животные, так и язык символов.
Из уклада славян.
Известно, с каким мистическим благоговением относились славяне к коню. Даже слово его обозначающее взято из начального понятия славянского мировоззрения КОН. С конем связан обряд гадания белым конем в религиозном Центре острова Рюген. Конские черепа как обереги помещали над крышей дома, отчего верхняя деталь крыши получила название конёк . Не одно тысячелетие трудятся народные умельцы, создавая традиционные обереги и сувениры с образом коня. Имеет характерное название и скоростное развлечение коньки . В прошлом коньки украшались конскими головками.
В христианских летописях помянут конский череп в эпизоде со смертью Вещего Олега. Это результат борьбы христианства с языческими оберегами и авторитетом волхвов. О том известный поэтический образ Пушкина. А, в каком славянском доме у мальчишек не было игрушечного коня-качалки или коня на колесах. О той поре в сказках рассказывают говорящие кони. Всё это показывает, насколько глубок старинный уклад, сохранившийся и после принятия христианства.
О лошадях в Библии.
Особое отношение к этому животному отмечено и в библейских источниках, что позволило коню как мистическому персонажу доскакать до наших дней через территории языческих религий.
Характерные штрихи.
Лошадь в библейских странах менее употребляется для работ, нежели вол или осел. (Исх. 14:9,23; Есф. 6:8; срав. Еккл. 10:7).
Египет с древних времен был известен своими лошадьми (Быт. 47:17; 50:9; Пес. П. 1:8).
Евреям было воспрещено покупать лошадей Египта и вообще иметь лошадей в большом количестве. (Втор. 17:16).
Лошадей врагов евреи должны были делать неспособными к работам и езде (И. Нав. 11:6; 2 Цар. 8:44; обличительная проповедь Ис. 31:1 и дал.).
Лошади посвящались Солнцу (4 Цар. 23:11).
Источник: Словарь библейских имен, 2014. http://bible_names.academic.ru/1301/Лошадь
Сколько библейских правил в отношении лошадей. А ведь это регламентировалось религией и происходило в течение немалого времени.
Мистическая связь животного мира с миром богов отмечена не только у славян и древних евреев, но и на Балканах в их дохристианской истории.
Начнем раскладывать факты по полочкам.
«Аполлон Григорьевич Кузьмин, описывая Южную Балтику и ободритов [обдоритов, прим. А.Ш.], несколько раз поминает историческую легенду:
«Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа».
Далее с этой легендой мы ещё не раз встретимся. Кто такой Антюрий, и какая идея им руководила?
Упомянутый Антюрий - это легендарный предок обдоритских князей, соратник самого Александра Македонского. Прибыв на Балтику - Антюрий поселился на её южном берегу. Спутники Антюрия, как гласит легенда, стали основателями обдоритских балтийских родов! Символика быка и грифа имела широкое распространение в Европе. Данное обстоятельство находит подтверждение у археологов и в сохранившихся за рубежом хрониках. Легенда основана на реальных событиях. Однако повествования о коне Александра требуют уточнения.

От оберегов к геральдике.
Европейская геральдика это продолжение обережной символики. С распространением христианства древние обереги получили вторую жизнь в виде гербов. Языческая символика, смешиваясь с символикой христианства, переселялась с украшений идолов и щитов воинов на доспехи рыцарей и щиты геральдические. Шел процесс взаимного влияния культур. Это страницы истории Запада.
Необходимо отметить, что папство не препятствовало такому процессу. Почему?
Римская Церковь для поднятия своего авторитета в конце XI века организовала первый крестовый поход с участием рыцарства. Безликость доспехов требовала знаков различия. Требовались знаки и для указания владельца собственности и принадлежности городов.
Так складывалась геральдика со своим изобразительным языком и условными знаками. Для гербовой символики использовались изображения уже существовавших оберегов, языческих богов, и конечно символы христианства.
У военных есть ритуал - отдание чести. Он родился в рыцарской среде как жест, которым рыцарь указывал на свой герб. Военная символика дополнилась государственной, потому что и государь и государство как собственники также нуждались в знаке обозначения этой собственности (государевой, государственной принадлежности).
В течение многих веков элита Запада, включая королей, была безграмотна, и для подписания документов использовались печати, заменившие рукописные «крестики». На Руси до крещения грамотность была распространена, но мода на печати просочилась через церковную переписку и международные контакты. Висячие и плоские печати демонстрировали знаки принадлежности грамот, и степень уважения того, кому грамота адресована.
Знаковая символика распространилась от знаков собственности тамга, ювелирных перстней с печатями, и монет с изображением правителей. Позднее к изображениям добавились и соответствующие надписи.
Слово геральдика heraldus обычно выводят от глашатая герольда, сообщавшего о смысле герба. Значение слова принято объяснять не с привычной латыни, а с немецкого языка Erbe - наследство . В восточнославянские страны (Беларусь, Украина, Россия) слово, скорее всего, пришло из польского языка (herb).
Но исток понятия более ранний. Достаточно прочесть слово оберег в обратную сторону. Такое прочтение и превращает слово ОБЕРЕГ в слово ГЕРБ с полугласными ерами, потерявшими голос: ГЕРЬБЪ, где Ь как Ер = Е, а Ъ = О. Перевод слова оберег с русского на русский через латынь (heraldus ) смысла не имеет, зато раскрывает одну загадку. Мы видим, как древнее понятие превращается через латынь из оберега и герба в травяной хербарий. Особенности письма западной и восточных культур в известных понятиях и фамилиях чередуют буквы «Г» и «Х». Только один пример. Фамилия и имя известного у нас немецкого поэта Генрих Гейне в Германии пишется и произносится как Heine Heinrich (Хайне Хайнрих). У всех руководителей Третьего Рейха фамилии начинались с « h », а не как подавалось у нас с «Г». Тоже наблюдается и в топонимике. Государственные границы определили и соответствующую лингвистику.
Хербарий и Гербарий.
Если приглядеться к чередованию букв «Г» и «Х», то возникают любопытные параллели.
Гербарий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений. Первые гербарии появились в Европе в Италии и связано это с началом использования бумаги, на листах которой по определенным правилам раскладываются и крепятся высушенные растения.
Согласно справочникам гербарий (herbárium) в более широком смысле, — это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений. Может это и натяжка, но возникает очень уж близкая ассоциация зданий гербариев с древними святилищами с идолами богов и предков как коллекции чего-то «засушенного». Попытка этимологии помогает связать слово herbárium из XVI века со старинным словом герб и древнерусским словом оберег . Для термина ботаников использовано старинное понятие. Такой вывод сделала и народная этимология. «У нас был начальник по фамилии Герб. Он набирал в управление своих родтвенников. Сотрудники эту команду называли гербарием».
На Западе обладатели герба это люди высшего света, которые имели соответствующие приставки к именам, связанные с гербом и имевшие смысл господин . Правда у немцев это слово начинается не с Г, а с Х. В России для благозвучая предпочитали вариант мое сердце , майн херц (Меншиков - мин херц). Кстати и сердце тоже имеет символическое изображение.
Символика Александра Македонского.
Многие древние императоры и завоеватели выбирали для меток на личных доспехах и оружии различные изображения. Например, символом Александра Македонского был морской конь. Чем объяснить такой выбор?
Ответ на вопрос содержит обширную информацию, основанную на древних легендах.
Тот же символ присутствовал на монете с изображением богини Афины чеканенной в Сиракузах (344 - 336 гг. до н.э.).
Царь Александр особо почитал Афину дочь Зевса как богиню организованной войны, потому и повторил на собственном шлеме изображение морского конька со шлема богини. На известных изображениях Афину часто изображали вместе с богиней победы Никой. Авторитет победительницы и привлек внимание нашего героя. Это было обычной практикой своего времени заключать договоры (Заветы) с богами, начиная с XVIII века до н.э. Не исключение и поздние времена. Г реческая героическая литература полна иллюстраций договорных отношений между конкретным человеком и его божеством-покровителем. Такими парами являлись Одиссей и Афина, Анхис и Афродита… Традиция повторена и в христианстве в виде небесного покровителя чьё имя получал христианин при крещении. Наш Александр живя до рождества Христова выбрал покровительницу по своим склонностям. А чем ответила Афина?
Боги честолюбивы. В обмен за благосклонность за защиту и помощь от человека по Завету требовалась преданность выбранному божеству, а ещё восхваление и возвеличивание небесного покровителя словами и пожертвованиями, т.е. все то, что позднее повторится в более поздних религиях. Отсюда и повторение символики своего кумира.
Чем заниматься всесильным богам? Они развлекали себя состязаниями. В одном из таких состязаний согласно легенде Афина победила старшего брата Зевса самого Посейдона, что вероятно и отмечает морской конек на её шлеме. Какая тут связь? Очень тесная. Символами Посейдона служат бык и конь.
Замкнулся очередной круг легендарной символики. Антюрий, отправляясь в плавание, по легенде прикрепил к кораблю голову коня с бычьим именем Буцефал. Сделал он это осознанно. И бык и конь символы мощи Посейдона. Отправляясь в плавание этому богу надо демонстрировать почтение.
Если обратиться к символу быка и остатку от имени Буцефал, по-гречески Буцефалос, мы получаем откровенную и не замутненную трактовку клички коня - Бык и фаллос.
Другая неожиданность. Если известное Βουχέφαλος транскрибировать буквами славянской Азбуки, получим Букефал. Перед нами уже славянская традиция. Буки - защита, оберегами, она же вторая буква русской Азбуки. Тут мы видим древний контакт культур славян и балканских народов. Контакт с передачей символов и знаков письменности.
Теперь рассмотрим вторую часть клички жеребца. Φαλος - не как анатомический орган, а как символ. Символ чего? Не плодородия или похоти, а силы и власти. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины высокого ранга изображались с более длинными фаллосами. Не лишним будет напомнить, что ранг Александра как императора был самым высоким, соответственным рангом наделялся и его конь.
В Православии известно имя Фал, что означает побег, а еще он же башня для защиты.
Известны культы, связанные с почитанием фаллоса. О том же говорит и Ветхий Завет (Быт.24:2-4,62-63) . Речь о клятве Богу держа руку на половых органах как на самом святом месте.
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом…» .
Современные словари и переводчики стесняются говорить истину. А причина проста: церковнославянский язык и старославянский не тождественны. Традиции у народов разные, что и пришлось учитывать при создании для славян служебного церковного языка. Часть слов в русских текстах Библии оставлена без перевода.
Согласно древнему обычаю христианин во время клятвы руку должен не у сердца держать. От этой традиции родилась и традиция современная, клясться в суде, держа руку на сакральных предметах - Библии, Уголовном кодексе и т.п. Также и послать к мистеру Иксу по началу служило напоминанием о данной клятве. Это вовсе не шутки, а серьезная древняя традиция.
Отсюда и смысл присутствия мистера Икса как символа власти в составе царского имени Александр, и не одной буквой, а целым буквенным именем. Такой культ известен и в древней Греции. Неудивительно, что с ним мог быть знаком и Александр, наделяя своего коня явно неслучайным именем. Именем, которое ради скромности сменили на Голову быка.

1–8. Видение четырех животных. 9–14. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. 15–28. Объяснение видения небожителем.

. В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и про­роческие виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.

Подобно сновидению Навуходоносора (2 гл.), видение 7 гл. раскрывает мысль о преемственной смене четырех земных монархий и о водворении после божественного суда над ними вечного Царства Божия. Единые по основной мысли, они различаются прежде всего со стороны воплощающих ее образов. Во главе второй эти последние заимствованы из области предметов неодушевленных материальных, в главе седьмой – из области живых существ. Подобное различие в образах служит выражением двух неодинаковых точек зрения на Царство Божие и земное. Для язычника Навуходоносора могущество мира было блестящим металлом, а Царство Божие – ничего не стоящим камнем: земные царства представлялись ему несравнимо превосходящими Царство Божие. Даниилу, наоборот, ясно превосходство этого последнего над первыми, и потому оно представлено под образом своей главы – Сына человеческого, земные – под образом различных зверей: человек выше животного. Кроме того, видение 7 гл. отличается большей полнотой, содержательностью, – говорит, хотя и прикровенно, о судьбах Царства Божия, связанных с появлением антихриста.

. Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

. и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

Сообразно с словами 23 ст. данной главы (): «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств» , каждый из четырех виденных пророком зверей является символом известного царства. Представление их под образом животных соответствует как библейской ветхозаветной символике, в которой предводители войск, князья, верховные правители народов изображаются под видом животных (; ), так и внебиблейской. В Зендавесте, напр., дух хранитель персидского царства представляется под образом барана с заостренными рогами. Звери выходят из моря, – царства возникают из недр языческого мира.

. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

Как голова между членами и золото между металлами (), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское (; ; ; Иер.48и т. п.; ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце.

. И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!»

Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость («встань, ешь мяса много!» ) этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток (). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников.

. Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском () она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании :)). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями» , «над всею землею» () обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

. После сего видел я в ночных виде­ниях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он по­жирает и сокрушает, остатки же по­пирает ногами; он отличен был от всех пре­жних зверей, и десять рогов было у него.

По словам небесного собеседника пророка Даниила, четвертый зверь означает царство, отличное от всех предшествующих (). Его особенности заключаются в страшной всесокрушающей силе, символизируемой громадными железными клыками, и в выдающейся жадности к разрушению, истреблению: "он (зверь) пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» . Таким всесокрушавшим, пожиравшим всю землю () и уничтожавшим стоявшие на пути к обладанию миром препятствия царством было царство римское. Эту черту отмечают уже древние историки. Так, Иродион замечает, «что нет страны под небесным сводом, на которую римляне не распространили бы своей власти». Дионисий Галикарнасский, сравнивая римскую империю с предыдущими, говорит: «царство халдейское, персидское и греческое – самые славные из всех бывших до нашего времени, но Рим распространяет свое господство на все страны и моря, какие только доступны человеку. Своим необъятным владычеством он обнимает весь Восток и весь Запад». Десять рогов на голове зверя – десять царей ().

. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из пре­жних рогов с корнем исторгнуты были перед­ ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

Подобно десяти первым рогам, новый рог, выросший на голове четвертого зверя, также означает царя, только резко отличающегося от первых. И действительно, если данные ему человеческие глаза и высокомерно говорящие уста указывают на человеческое существо особенной хитрости, – выдающееся знание (ср. ), гордость, то объяснения небожителя свидетельствуют, что эти свойства проникнуты характером исключительной боговраждебности. Одиннадцатый рог употребит свою силу на борьбу со святыми Вышнего, которых будет поражать в течение времени, времен и полувремени, пытаясь отменить у них праздничные времена и закон, а свое высокомерие проявит в гордых словах против Всевышнего ().

. Видел я, наконец, что по­ставлены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая вóлна; пре­стол Его – как пламя огня, колеса Его – пыла­ю­щий огонь.

. Огнен­ная река выходила и про­ходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Жизнь и деятельность одиннадцатого рога заканчивается судом над ним. Величественный вид Судии – Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы (). Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие – истекающею из-под престола рекою. Окруженный бесчисленными сонмами Ангелов, призванных к участию в суде, Судия воссел на престоле, и «книги раскрылись» , – обнаружились и подверглись обсуждению дела подсудимых, не скрытые от всеведения Божия.

. Видел я тогда, что за изрече­ние высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах мо­их, и тело его сокрушено и пред­ано на сожже­ние огню.

. И у про­чих зверей отнята власть их, и про­долже­ние жизни дано им только на время и на срок.

Результатом суда было полное уничтожение боговраждебной силы, воплотившейся в четвертом звере, – он был убит, и его тело отдано на сожжение огню (ср. ). Лишились власти и три первых зверя. Они погибли ранее, каждый в свое определенное Богом время.

. Видел я в ночных виде­ниях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

. И Ему дана власть, слава и цар­с­т­во­, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владыче­с­т­во Его – владыче­с­т­во вечное, которое не пре­йдет, и цар­с­т­во Его не раз­рушит­ся.

Созерцаемый пророком суд над четвертым зверем завершился открытием вселенского, вечного и славного Царства святых Всевышнего (), возглавляемого Сыном Человеческим. В видении Он выступает в качестве отдельной от общества святых Вышнего личности. Последнее открылось ранее Его явления: одиннадцатый рог ведет войну со святыми, превозмогает их, пока не приходит Ветхий днями, производит суд, после которого является на облаках Сын Человеческий (; ).

Боговраждебная деятельность одиннадцатого рога, ее продолжительность и его судьба очерчена в видении Даниила не только сходно, но вполне тожественно с деятельностью последнего и величайшего врага христианской Церкви – антихриста. И этому последнему даны уста, говорящие гордо и богохульно, дано право вести войну со святыми. "И отверз он уста свои , говорится в Апокалипсисе, для хулы на Бога, ... и дано было ему вести войну со святыми и побе ждать их" (), но, подобно рогу, он брошен «в озеро огненное, горящее серою» (). За гибелью 11-го рога следует открытие вселенского Царства святых. Это дает основание разуметь под одиннадцатым рогом четвертого зверя-антихриста. За его последует открытие царства славы с подчинением Сыну Человеческому народов, племен и языков (). Равным образом и в Новом Завете говорится, что на всемирном суде и с открытием царства Слова преклонится пред Христом всяко колено ().