Фракийские племена. Предки славян в античном мире. Источники сведений о фракийском языке крайне скудны

Фракийцы — это предки современных румын, молдаван и болгар. Но если говорить точнее — исторические предшественники. Известно о фракийцах, казалось бы очень много. Это непосредственные соседи и соперники древних греков. Причем «коннеборные», то есть в отличие от эллинов и древних римлян, сражались они на лошадях верхом. Причем, без стремян! А это значит, что ноги их были и от природы короткими, сильными и кривыми. А упражняться в верховой езде надо с детства: стрельба из лука на полном скаку, фехтование и сама по себе тактика конной атаки и контр-атаки, строй — все это требует профессионализма.
Обычное заблуждение, которое навязывается марксистко-ленинской историей, это представление о древних народах как о некоем монолите в культуре, языке, обычаях и образе жизни. Но успешный хлебопашец не может быть умелым кавалеристом. Чаще в сложных и богатых природными ресурсами ландшафтах (лесостепь, предгорье, берега крупных рек, озер и морей) развиваются сложные сообщества с межплеменным разделением труда.

О фракийцах известно, что с глубокой древности в их среду проникли ремесленники кельты. Праславянский элемент, общий и с нашими лесостепными землями Украины и России, это, вероятно, потомки людей Трипольской археологической культуры. Известно, что в эпоху бронзы трипольцы на территории между Днепром и Доном утратили свою особую культуру под влиянием кочевых и полукочевых племен, освоивших верховую езду.
Надо полагать, что и трипольцы во Фракии попали под контроль, а точнее под защиту и взаимовыгодное разделение труда (война отдельно, хлебопашество отдельно) с арийскими племенами всадников. Кастовая система соблюдалась в древних обществах очень строго, но зачастую была непонятна древнегреческим и римским авторам, поскольку не была основана в юго-восточной и центральной Европе на рабовладении. Однако «курганная культура» во многих странах явно не связана с большинством местного коренного населения.

Вольные земледельцы, благодаря богатой земле и защите всадников, производили в огромном избытке зерно. В их хозяйстве сохранялось и мощная присваивающая промысловая экономика, сбор и переработка даров природы, охота, рыболовство и прочее.
Далее представляем статью, обсудить ее можно в комментариях.

Праславянские корни культуры древних фракийцев.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов во 2 тыс. до н. э, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией. ».

Во II тысячелетии до нашей эры фракийские племена занимали обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена, выходцы из Фракии (Болгария).

В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него река Истр (Дунай). В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течет река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания ».

Древняя культура, религия и мифология фракийцев на Балканах была воспринята греками-эллинами. Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европе, дочери финикийского царя, об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами. В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган »

Геродот, описывая военное снаряжение фракийцев, воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами» (История, VII, 75).

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке.

По данным современной генетики фракийцы были носителями «индоевропейской» гаплогруппы R1a.

Первое фракийское государство на Балканах сложилось в V веке до нашей эры – Одрисское государство. Царь фракийского племени одрисов Тирас объединил все фракийские племена, которые были не однородны по этническому составу - праславянские, кельтские и др.

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличных от греков. У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.
«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы… «

Свою дочь фракийский царь Тирас выдал замуж за скифского царя Ариапифа (Геродот, IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, фракией правил его сын Ситалк.

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря. В 360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.

В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя Скифодок.

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев - тирасцы, свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города - Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тираса с мифическим скифским царём Таргитайем (Ταργιταος), прародителе скифских племён. По легенде скифский царь Таргитай был сыном Геракла от рогатой Змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Тагитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка, в латинском языке слово «tayros» - «бык».

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния), Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизия (северо-западная Анатолия) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру. В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество, и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 административные единицы (стратегии), которые назывались по названиям старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией, при Августе вся Фракия стала провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли в Скифию, возрождая ее земледелие и города. Античный автор 2 в. н. э. Птолемей сообщает о 6 городах на Днепре: Сар, Ольвию (Борисфен), Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока. В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом, который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи, фракийский князь одрисов Севф III (324-311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах, слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас - Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Чёрного моря фракийцы, как и Причерноморские скифы, были русоволосые и голубоглазые, носили усы и бородаты. Волосы на голове, и скифы, и фракийцы, собирали на макушке, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos - «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака. Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем, тот же обычай был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской гаплогруппы R1a, соответственно, истоки, ныне не существующего, фракийского языка, надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов праславянского языка, которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи, из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии, датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк (61 букву).

3. Во фракийском языке были слова - bebrus -«бобёр», berga(s) - берег, «холм», berza(s) - «береза», esvas (ezvas) - «конь», ketri - «четыре», rudas - рудый, красный, svit - свит, «сиять», udra(s) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы - названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни -Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор - Родопы, населенных пунктов - Пловдив, Пирдоп и др.

Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:

Astius - Осташ, Остик. (укр. Остап)

Biarta - Бердо, Вереда, Варадат, (прозвище: Бородач).

Bessula - Вессула. (в болг. Имя Весел)

Burtzi - Бурджи, Бортко, Борзый, Борщ.

Buris - Борко, Бурко

Brigo - Брайко, Брешко, Брейко, Брег.

Brais - Брашко (родственные слова- брага, борошно).

Bisa - Биса, Биско.

Bessa - Беса, Беско.

Bassus - Бассус, Баско

Vrigo - Вриго, Фриг.

Auluzanus - Алузанус, Галуша.

Durze - Дурже (от слова – друг, дружина),

Didil - Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)

Doles - Долеш (родственные слова в рус. яз.: доля).

Dines - Динес, Тинко.

Tutius - Тутиус, Туча, Тучко

Mettus - Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).

Mucasis - Мукосея, Мукосей, Мокосея

Purus -Пурус, Пуруска

Sipo - Сипо.

Suarithus - Суаритус, Сирич.

Scorus - Скорус, Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.

Sudius - Судиус, Судислав, Судимир, Судич, Судец и др.

Surus, Serrus - Сурус, Серрус, Серко, Сера, Серик (современное имя – Сергей)

Tarsa - Тарша, Туруса.

Источник не известен. Текст скопирован с сайта www.evpatori.ru
===========
Видео
Золото фракийцев / The Mystery Of The Thracians (2007)

Режиссер: Николай Томас
Выпущено: History channel (Франция, Болгария)
Перевод: Профессиональный (одноголосый)
Описание: Орфей, Мидас и Спартак – имена, хорошо известные нам со школьной скамьи. Но мало кто знает, что все они были фракийцами. Эта программа посвящена анализу этой несправедливо забытой цивилизации. Фракийцы, жившие на территории современной Болгарии заложили основы земледелия и животноводства, 4500 лет назад построили первые деревни и оказывали значительное влияние на всю Европу того времени. В руинах их домов и захоронениях были найдены уникальные сокровища, имеющие не только историческую, но и материальную ценность. В их числе — первые в мире изделия из золота. При помощи трехмерной графики, комментариев экспертов и данных, полученных с мест раскопок, эта передача рассказывает о древней цивилизации фракийцев — воинственного народа, известного своими изящными золотыми изделиями.
Who are the Thracians?

===================

Прародина славян по генетическим данным

Генотип современных славян довольно неоднороден . В то время как набор гаплогрупп в целом совпадает с европейским, относительная частота отдельных гаплогрупп сильно варьируется географически: с востока на запад и с севера на юг.
Восточные славяне отличаются от других групп относительно высокой долей гаплогруппы N3 (особенно на севере европейской части России), характерной для потомков балтов и угро-финнов.
У западных славян наряду с R1a с высокой частотой встречается гаплогруппа R1b, превалирующая на западе Европы и особо характерная (свыше 80 %) для народов, разговаривающих на кельтских языках.
Славяне на Балканах выделяются особым генотипом с преобладанием гаплогрупп I1b и E3b1, из которых первая часто встречается на территории, примерно совпадающей с областью расселения фракийских племён в античное время (бассейн Дуная и Карпаты), а вторая распространена в бассейне Средиземного моря и характерна для берберов, греков и албанцев.

Парное сравнение показывает (в порядке убывания) на генетическую близость (параметр P>0,05) к украинцам таких славянских популяций как: словаки, южные белорусы, русские (москвичи), словенцы, русские (новгородцы), северные белорусы, белорусы из центра, поляки. Последовательность в перечне может быть не точной из-за статистической ошибки - малой выборки (количества человек) из исследуемых популяций. Поляки относительно близки только к украинцам, а их генетическая отдалённость (P=0,0003) от географических соседей белорусов исключает возможность для последних иметь прародину в Польше. Таким образом, генетический анализ указывает на Украину как на прародину для западных и восточных славян, а также словенцев, представителей южных славян.
Некоторую близость к украинцам также демонстрируют западные хорваты (P=0,0246), а сербы и болгары не имеют точек соприкосновения с украинцами (P=0,0000).
Полученные в исследовании результаты в какой-то мере подтверждаются развитием пражско-корчакской археологической культуры V-VI вв. Из верховий Днестра и среднего Днепра (Украина и южная Белоруссия) носители культуры двинулись на запад, огибая западные Карпаты (Словакия). Затем от верховий Одера носители пражской культуры проникли на Дунай и далее на юг. Такой путь объясняет генетическую близость словаков и словенцев (P=0,6930). На западе Балкан отдельные памятники пражской культуры обнаружены только в районе Словении. От верховий Одера и Вислы пражская культура переходит в суковско-дзедзицкую (VI-VII вв.), которая захватывает территорию Польши.
Что касается южных славян , то их появление на Балканах связано с носителями пеньковской культуры, которых авторы византийской эпохи именовали анты и отличали от других славян.

Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра - с колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.

Антропологический облик
Исследователи полагают, что пеньковцы были узколицыми и характеризовались мезокранией. Генетически они являются наследниками черняховской культуры с заметной иранской примесью. Предполагается, что пеньковцы вошли в состав южно-русского, украинского, а также сербского и хорватского населения.
Генезис и связь с другими культурами
Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру - культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II-III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствие чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.
В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.
Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.
Обнаруженные на южном Днепре поселения Пеньковской культуры с юртоподобными жилищами позволяют считать, что в состав этой культуры вливались тюркоязычные (булгарскими) кочевники .

Во времена Одрисского царства фракийцев география была совершенно не такой как сейчас. Прежде всего, транспортная география.

Город Керкенитида (на месте нынешней Евпатории) был главным узлом пересечения варварских и эллинских культур Причерноморья. Важно, что на территории Крыма месторождения золота не было, но экономика была высокотоварной, а значит нуждалась и в монете, и в украшениях для людей высокого общественного положения. Фракийцы, даки и геты составляли значительную и важную часть населения крымских городов. Это были ремесленники, купцы, а также военные наемники.


В политических судьбах Балканской Греции в V–IV вв. до н. э. значительную роль играли две обширные области Балканского полуострова - Фракия и Македония, населенные соответственно фракийскими и македонскими племенами.

Фракийцы - общее название группы индоевропейских племён, населявших в древности северо-восток Балканского полуострова, а также северо-запад. Малой Азии (геты, бессы, одрисы, даки, трибаллы и др.). Первоначально фракийцы занимали территорию до Адриатического моря, но позже были оттеснены на восток иллирийцами. В конце VI - начале V в.д.н.э. у фракийцев происходит имущественное расслоение. Начинается разложение родового строя. Появляется рабство, которое развивается не только за счет военнопленных, но и за счет порабощения своих соплеменников. Как сообщает Фукидид, фракийцы продавали в рабство даже своих детей.

Фракийские гробницы Казанлык. Фото: Kdhenrik

Однако главное место в общественном производстве занимали мелкие и средние земледельцы, которые составляли в то же время основную силу фракийского войска. Фракийские племена были, как правило, самостоятельны и независимы друг от друга. Племена управлялись вождями, которых греческие авторы называли царями. Социальная дифференциация среди южных фракийцев ускорилась благодаря длительным и интенсивным связям с греческими государствами. Особенно большую роль греческие полисы играли в прибрежных районах Фракии. Эти крупные торгово-ремесленные центры служили удобными пунктами, куда фракийцы могли сбывать рабов, хлеб, металлы и ремесленные изделия. Торговля с греками стимулировала развитие товарно-денежных отношений среди наиболее развитых племен Южной Фракии. В то же время у многих племен, которые жили изолированно в труднодоступных горных районах или в центральных и северных областях Фракции, сохранялся первобытнообщинный строй. В конце VI - начале V веков до н. э. восточные области Фракии были захвачены персидским царем Дарием во время его похода на скифов, а южное побережье было занято персами на их пути в Грецию.

Отдельные фракийские племена оказали ожесточенное сопротивление персам, но отстоять независимость удалось лишь племенам центральных и северо-западных областей страны. К VI-III вв.д.н.э. относится сооружение фракийского города Севтополя. Персидское владычество над Фракией закончилось с поражением персов в 480-479 г.д.н.э. Освобождение фракийских племен значительно ускорило процесс образования государства. Сначала государство возникло у юго-восточных племен Фракии - одрисов. Правивший около 480- 450 г.д.н.э. Терес подчинил своей власти ряд более северных племен. Его сын Ситалк (450- 424 годы) укрепил границы Фракии как на севере, где еще в VI в.д.н.э. скифы постоянно совершали набеги на земли фракийцев, так и на западе, где правители Македонии пытались подчинить пограничные фракийские племена. В середине V в.д.н.э. Одрисское государство было еще слабо сплочено. Более изолированные и сильные горные племена полностью сохраняли свою независимость. Консолидация царства проходила в основном в районах, близких к побережью. Недостаточная централизация Одрисского царства объяснялась сохранением племенных традиций. Царская власть у одрисов передавалась от отца не к сыну, а к старшему в роде. Как свидетельствует Фукидид, у царя были и "соправители", которые пользовались большими привилегиями, вплоть до выпуска монеты со своим именем. Деятельность царя Ситалка несколько напоминает деятельность Филиппа II Македонского. Ситалк провел ряд крупных внутренних реформ. По сведениям Диодора, царь очень заботился о своих доходах.

Именно Ситалк установил системы денежных и натуральных податей, которые уплачивались царю подвластными фракийскими территориями и прибрежными эллинскими городами. Во времена Ситалка во Фракии началась чеканка собственной монеты, которая ходила наравне с широко распространенными монетами многих греческих полисов. При Ситалке и последующих правителях почти до середины IV в.д.н.э. Фракия играла большую роль в международной жизни Восточного Средиземноморья. В это время Афины стремились поддерживать самые тесные связи с фракийскими династами, заключая с ними союзные договоры. Примером таких отношений может служить договор 391 г.д.н.э. Тесные политические связи Фракийского царства со средиземноморскими центрами основывались на всестороннем экономическом общении. В середине IV в.д.н.э. в истории Одрисского царства произошел перелом. В 359 г.д.н.э. благодаря проискам афинян был убит царь Котис I,который пытался укрепить царскую власть. Это событие совпало с натиском на Фракию двух могущественных сил - скифов и македонян.

В 342 г.д.н.э. южной Фракии были покорены Филиппом II. В результате длительных войн к 336 г.д.н.э. почти вся Фракия попала в подчинение македонянам. Область к югу от устья Дуная захватили скифы. Большинство племен, населявших Центральную Фракию (например, трибаллы), отстояло свою независимость. Власть одрисских царей сохранилась только в пределах их давних владений в Юго-Восточной Фракии. Им, как и правителям других прибрежных племен, пришлось признать верховную власть Македонии. Но ни Филипп, ни Александр Македонский не устанавливали во Фракии новой системы управления. Они ограничились лишь введением войск, численности которых было достаточно для поддержания македонского владычества в этих областях. Все эти события сопровождались активной эллинизацией населения Южной Фракии. Эллинская культура активно воспринималась знатью страны, что доказывает, например роспись склепа в городе Казанлыке в Болгарии. Среди свободного населения Южной Фракии появляется обезземеленное и разоряющееся крестьянство. Об этом свидетельствует большое число наемников-фракийцев, которые встречаются в чужеземных армиях в течение всего III в.д.н.э.

Многочисленные фракийские племена (одрисы, меды, бизалты, сапеи, асты, трибаллы и др.) занимали обширную территорию к югу от реки Дунай и до побережья Эгейского моря; их западными границами были река Стримон, на востоке - берега Черного моря. По природным условиям Фракия делится на две части: это северные горные области и южная часть, примыкающая к Эгейскому морю, представляющая холмистую равнину с плодородными почвами, хорошим строевым лесом и значительными рудными богатствами (район Пангея). Южная Фракия была тесно связана с миром греческих полисов. Уже с VIII в. до н. э. греки оценили ее благоприятные условия и вывели сюда множество колоний (на полуостров Халкидику, Абдера, Маронея), приступили к разработке знаменитых Пангейских рудников и вступили в тесные контакты с южными фракийскими племенами. Разнообразные связи с высокоразвитыми греческими полисами способствовали ускорению процессов социально-экономического, политического и культурного развития фракийских племен, разложению родовых отношений, формированию раннеклассового общества и государственности у фракийских племен.

В VII–V вв. до н. э. внутри фракийских племен выделяется слой знати, владеющей обширными земельными участками, группами рабов, стадами скота, на полях которых работают зависимые от нее сородичи. В V в. до н. э. у наиболее развитого фракийского племени одрисов, проживающего в юго-восточной части Фракии, возникает раннеклассовое общество и государство. Основателем государства у одрисов был вождь Терес (70–60–е годы V в. до н. э.), который подчинил своему влиянию ряд южнофракийских племен, а также и некоторые греческие города, заставив их платить дань. Его сын и преемник Ситалк (431–424 гг. до н. э.) расширил границы царства в северном и западном направлениях, вел борьбу с македонским царем и включился в общегреческую политику, вступив в Пелопоннесскую войну на стороне могущественных Афин. Между Афинами и Ситалком установились прочные отношения экономического и политического сотрудничества, сыновья царя были удостоены редкого дара со стороны афинян - им были предоставлены гражданские права. Положение Одрисского царства продолжало укрепляться при царях Севте I (424–410 гг. до н. э.), Медоке I (405–391 гг. до н. э.) и Котисе I (383–359 гг. до н. э.). Одрисские цари чеканили собственную монету, в их казну поступала дань, выплачиваемая греческими городами, расположенными на побережье, что свидетельствовало не только о могуществе правителя, но и о наличии фракийской торговли, об укреплении экономики государства в целом. По-прежнему одним из основных партнеров одрисских царей являются Афины, которые часто вмешиваются в их внутренние дела. Попытка Афин восстановить свое политическое влияние на севере Эгеиды в конце 70–х - начале 60–х годов IV в. до н. э. в связи с образованием Второго морского союза привела к обострению отношений с одрисскими царями. Одним из результатов афино-фракийской войны 360–357 гг. до н. э. было ослабление и расчленение Одрисского царства на три части во главе с тремя сыновьями царя Котиса I. Однако вскоре между одрисами и Афинами были восстановлены традиционные дружеские отношения перед лицом нового Могущественного противника, угрожающего как тем, так и другим. Таким противником становится укрепляющееся Македонское царство.

 · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности Праиндоевропейцы Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Внешний облик

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .

Происхождение

Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской , либо белогрудовской культуры .

По мнению белорусского историка Носевича у фракийцев вероятно была распространена гаплогруппа I2a

Исторические области фракийцев

Фракийские племена (около 200 этнонимов ) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.

  • Фракия (Болгария и европейская Турция)
  • Дакия (Румыния)
  • Вифиния (северо-западная Анатолия)
  • Мизия (северо-западная Анатолия)

История

Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря . Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада , II, 845).

В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия , Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.

Однако небольшие группы фракийцев существовали еще до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., т.е. не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами .

Археология

Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну . Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган , устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.

  • Геты (Геродот, История 4:93)
  • Даки :
  • Нипсеи (Геродот, История 4:93)
  • Одрисы
  • Пиерийцы (пиериды)
  • Скирмиады (Геродот, История 4:93)

Не полностью фракийские племена:

  • Агафирсы (Скифско -фракийское племя)
  • Дарданцы (племя, смешанное из фракийцев, иллирийцев и возможно пеонийцев)

Известные фракийцы

  • Буребиста - царь Дакии , подчинивший своей власти огромную фракийскую территорию от современной Моравии на западе до реки Буг на востоке, от Карпат на севере, до Дионисополиса (современный Балчик) на юге.
  • Децебал - царь Дакии , победивший во множестве сражений с римлянами , но был разбит войском Траяна .
  • Орфей - в древнегреческой мифологии певец, музыкант , игравший на лире . Сыграл важную роль в религии Греции и Болгарии .
  • Спартак - римский гладиатор, поднявший восстание на Апеннинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне, известной как «Третья война рабов» или «Восстание Спартака ».

Напишите отзыв о статье "Фракийцы"

Примечания

Литература

  • Данов Х. М. Древна Тракия. - София, 1968.
  • Златковская Т. Д. Возникновение государства у фракийцев (VII-V вв. до н. э.). - М ., 1971.
  • Фракийское искусство и культура болгарских земель. Каталог выставки. - М ., 1974.
  • Цончева М. Художественото наследство на Тракийските земи. - София, 1971.
  • Detschew D. Die Thrakischen Sprachreste. - W., 1957.
  • Wiesner J. Die Thraker. - Stuttg., 1963.
  • Болгарская академия наукы. История Болгарии, том 1. - София, 1979.

Ссылки

  • // Большая Советская Энциклопедия.
  • .

Отрывок, характеризующий Фракийцы

Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.
– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.
Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.
– А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку.
Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.
– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.

Внешний облик

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .

Происхождение

Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской , либо белогрудовской культуры .

Генетические исследования дают возможность предположить, что после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a , в результате чего образовались - известные нам по письменным источникам - фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый язык сформировался на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе, вобрав в себя некоторые местные черты

В статье журнала Eupedia, посвященной генам рыжих волос, автор считает фракийцев носителями гаплогруппы R1b .

Исторические области фракийцев

Фракийские племена (около 200 этнонимов ) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.

  • Фракия (Болгария и европейская Турция)
  • Дакия (Румыния)
  • Вифиния (северо-западная Анатолия)
  • Мизия (северо-западная Анатолия)

История

Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря . Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада , II, 845).

В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия , Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.

Однако небольшие группы фракийцев существовали ещё до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., то есть не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами .

Археология

Фракийские артефакты

Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну . Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган , устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.

Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета , Тирас . Он также утверждал, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их.

Фракийские племена

Ниже представлен неполный список фракийских племён (англ.) русск. :

Не полностью фракийские племена:

  • Агафирсы (Скифско -фракийское племя)
  • Дарданцы (племя, смешанное из фракийцев, иллирийцев и возможно пеонийцев)

Известные фракийцы

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов в Северное Причерноморье и Приазовье во 2 тысячелетии до нашей эры, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились на Балканский полуостров во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией » .

Фракийцы впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера, как участники Троянской войны (ок. 1200 г. до н. э.). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена , выходцы из Фракии (ныне территория Болгарии).

Во II тысячелетии до нашей эры существовало 90 фракийских племён, занимавших обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Чёрного моря до Моравы и Македонии. Самыми крупными фракийскими племенами были одризы , жившие на юго-востоке Фракии , геты и даки — в левобережье и части правобережья нижнего Дуная.

По реке Струме (Стримону) обитали македонцы, родственные племена фракийцев, но подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Родственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Подунавье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности совершалось в эпохи поздней бронзы и начале железной эпохи, то есть с середины II тыс. до конца I тыс. до н. э.


В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него река Истр (Дунай). В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь , прежде называвшийся Круном . Здесь течёт река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания» .

Древняя культура, религия и мифология фракийцев, и скифов-пахарей (сколотов), живущих на Балканах была воспринята греками-эллинами.

Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европ е, дочери финикийского царя, мифы об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами.

В своей «Истории», в 5 книге Геродот пишет:

«Богов фракийцы чтут только трёх: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган …» Погребальные обряды фракийцев полностью повторяют обряды захоронения праславянских племён скифов-пахарей, называющих себя сколоты.


Племенные союзы фракийцев носили военно-политический характер, они вели упорную борьбу друг с другом, как многочисленные скифские племена. Геродот писал: «Фракийцы были бы самым могущественным народом на свете, если бы постоянно не воевали друг с другом»

К середине I тыс. до н. э. началось становление Фракийского государства. Выступая в союзе с греческой аристократией, ф ракийская эллинизированная аристократия окрепла и стала рабовладельческой. Земледельческая община превращалась в территориальную, соседскую, утверждалось право собственности общинника на пахотный надел, усилилась эксплуатация свободных общинников, попавших в зависимость к более богатым сородичам.

Рабы во фракийском обществе работали в рудниках, в скотоводстве, в качестве прислуги, но основную роль в экономике и хозяйстве, по-прежнему, играли свободные общинники, как и у скифов-земледельцев. Ф ракийцы, как и скифы, часто отпускали рабов, но бывало и продавали своих пленников в рабство в греческие полисы.
В VI веке до н. э. на смену натуральному хозяйству пришёл товарно-денежный обмен, на рынке ходили греческие и персидские монеты; фракийские цари тоже чеканили свои монеты в греческих мастерских.

Сначала возникло несколько государственных объединений между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во Фракии, из них сильнейшими были племена одризов. Во Фракии возникали военно-политические и религиозные центры, вокруг жилищ вождей-военачальников вырастали крупные поселения, а затем укрепленные города, основанные одризами, например, как Ускудум (Адрианополь, Эдирне) на Марице, и Кабиле в верховьях реки Тунджи в восточной Болгарии.

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря .

Царь фракийской Одрисской державы Тирас объединил все фракийские племена, которые были не однородны по этническому составу - праславяне, скифы-земледельцы (сколоты), кельты и др.

Фракийский царь Тирас выдал свою дочь замуж за скифского царя Ариапифа (Геродот, «История», IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, Фракией правил его сын Ситалк.

На рубеже VI-V веков до н. э. образовалась Одрисская держава, как военно-политический союз фракийских племён для защиты от персов. В 514-513 гг. до н. э. через земли фракийцев шли персидские войска Дария военным походом против скифов. Фракийцы хотя и пропустили по своей земле войска Дария в Северное Причерноморье, всё же чинили препятствия персам, возвращающимся после по хода на скифов. Войска персов появились на фракийской земле во время греко-персидских войн.

Одрисская держава достигла наивысшего расцвета в V веке до н. э., и охватывала почти все современные болгарские земли на Балканах и выходила за их пределы на северо-востоке и юго-востоке. Большая часть греческих городов-колоний, особенно на Черноморском побережье, признало суверенитет Одризского царства, и торговые отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со скифами Северного Причерноморья и Приазовья.

В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом , который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

В 360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.


В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей , на котором выгравировано имя Скифодок.

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев - тирасцы , свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города - Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тирас с мифическим Таргитаем (греч.Ταργιταος), прародителем скифских племён.
По легенде был сыном Геракла и рогатой , дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Таргитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка, в латинском языке слово «tayros» (греч. ταυ̃ρος) - «бык».
Этническое имя, звучащее по-гречески как *Ταυρο-ρως» или «Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι» , что-то вроде «тавры-росы » появилось в Таврии (Крым). Имя племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега, то есть Тендровской косы, согласно комментариям Евстафия к Дионисию. [Латышев В.В. Scythica et Caucasica. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I. Греческие писатели. СПб., 1893, с. 194].
«Формы, этимологически родственные греческому «ταυ̃ρος — таврос» представлены в основном в языках, расположенных на запад и на север от Чёрного моря: русск. тур, слав. *turь, литовское taũras — «буйвол», «тур», др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык», ирландское tarb - бык; [Фасмер M. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е. М., 1986 – 1987, т. IV, с. 122].

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния), Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизии (северо-западная Анатолия) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру.

С VIII до конца VII века до н. э. совершалась великая греческая колонизация, захватившая и фракийские земли от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны такие города (полисы), как Византии (с 330 г. Константинополь, современный Стамбул). Салмидес (Мидия). Аполлония (Созополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия, Месимврия, Несебр), Одесс (Варна ), Дионисополь (Балчик ), Калатнс (Мангалия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия ).

В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество , и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 стратегии административные единицы, названные по именам старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией , при Августе вся Фракия стала провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие скифы-сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли в Скифию, возрождая её земледелие и города. Античный автор 2 века нашей эры Птолемей сообщает об их 6 городах на ): Сар, Ольвию, Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока.

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи на Восточную и Западную 17 января 395 года , фракийский князь одрисов Севф III (324-311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах , слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас - Σπαρδοκας или тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря) фракийцы, как и Причерноморские скифы-пахари, называющие себя сколоты, были русоволосые и голубоглазые, носили усы и бородаты.

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличались от греков. У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.

«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…»

И , собирали волосы на макушке узлом, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos - «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака.

Геродот , описывая военное снаряжение фракийцев , воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (Геродот, «История», VII, 75).

Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов (сколотов) была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем. Точно такой же обряд захоронения был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской гаплогруппы R1a, соответственно, истоки ныне не существующего, фракийского языка, надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов праславянского языка, которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи , из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии, датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк — 61 букву .

3. Во фракийском языке были слова - bebrus -«бобёр», berga(s) - берег, «холм», berza(s) - «береза», esvas (ezvas) - «конь», ketri - «четыре», rudas - рудый, красный, svit - свит, «сиять», udra(s) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы - названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни — Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор - Родопы, населенных пунктов - Пловдив, Пирдоп и др.

5. Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:
Astius - Осташ, Остик, от «кость», Константин (укр. Остап)
Biarta - Бердо, Вереда, Варадат, (прозвище: Бородач).
Bessula - Вессула. (в болг. Имя Весел)
Burtzi - Бурджи, Бортко, Борзый, Борщ.
Buris - Борко, Бурко (рус. Сивка-Бурка)
Brigo - Брайко, Брешко, Брейко, Брег.
Brais - Брашко (родственные слова- брага, борошно).
Bisa - Биса, Биско.
Bessa - Беса, Беско.
Bassus - Бассус, Баско
Vrigo - Вриго, Фриг.
Auluzanus - Алузанус, Галуша.
Durze - Дурже (от слова – друг, дружина).
Didil - Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)
Doles - Долеш (родственные слова в рус. яз.: доля).
Dines - Динес, Тинко.
Tutius - Тутиус, Туча, Тучко
Mettus - Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).
Muca - Мука
Mucasis - Мукосея, Мукосей, Мокосея
Purus -Пурус (ρως) , Пуруска
Sipo - Сипо.
Suarithus - Суаритус, Сирич.
Scorus - Скорус , Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.
Sudius - Судиус, Судислав , Судимир, Судич, Судец и др.
, Сер-рус (ρως), Серко, Сера, Серик (современное имя – Сергей)
Tarsa - Тарша, Туруса.