Святыни Афона: секреты Пояса Пресвятой Богородицы. Честной пояс пресвятой богородицы в россии

Святый Пояс Пресвятой Богородицы – единственная сохранившаяся до сегодняшнего дня вещь из земной жизни Девы Марии. Реликвия очень почитается христианским миром, подтверждено большое количество связанных с нею чудес. В православном церковном календаре даже есть посвященный ей праздник – 31 августа празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня отображена также на иконах, хотя образ этот достаточно редкий, православными верующими он почитается повсеместно.

История Пояса Богородицы

По преданию, пояс выткала сама Дева Мария из верблюжьей шерсти и перед смертью подарила его одной христианской семье. Реликвия там передавалась из поколения в полонение и только через 300 лет была отдана константинопольскому храму Халкопратион. Первое описанное чудо связано с излечением жены императора Льва VI Мудрого Зои Карбонопсины («Угольноокой»). По дошедшим до наших дней свидетельствам, ее мучили злые духи, нагоняющие слабость и болезни. После усердных молитв к императрице явилась Богородица и сказала, что та излечится, как только возложит на себя Святой Пояс. После этого по разрешению Патриарха ковчег с реликвией был открыт. К всеобщему удивлению, вещь выглядела как новая, она совершенно не пострадала от времени. После возложения Пояса Зоя действительно исцелилась. Будучи благодарной Божьей Матери за чудо, она расшила реликвию золотыми нитями. Именно так Пояс выглядит и сегодня, на иконах его также пишут уже украшенным. После чуда исцеления святыня была перенесена во Влахернскую церковь.

История реликвии достаточно сложна. В Х веке она была разделена на части и распределена по монастырям. Частички оказались в храмах Болгарии, Грузии, Сербии, были даже в Сирии. Самые известные обители, где находятся фрагменты святыни до сегодняшнего дня – монастырь Троодитисса на Кипре (по некоторым данным, сейчас Пояс хранится при обители Айя-Напа) и Ватопед на Афоне.

Афонским монахам реликвию передал сербский князь Лазарь в кон. XIV века. Позже полученную часть священники разделили еще на две. Одну поместили в крест, который не выносится из храма, другая запечатана в ковчеге, и его разрешено выносить за пределы обители. Например, именно так реликвию доставляют для верующих других стран.

Паломники стекаются к святыне из разных уголков мира. Поэтому сейчас монахи Ватопеда делают небольшие пояски и освящают их на Поясе Божьей Матери, а после раздают верующим. Считается, что они также обладают целительной силой.

Икона «Пояс Богородицы»

Сама реликвия изображается на разных иконографических образах, но вот каноническая икона Пояс Пресвятой Богородицы встречается достаточно редко. На ней Пресвятая Дева изображается анфас, она облачена в багряные одежды, а на руках держит красный Пояс, вышитый золотыми нитями. Вверху, над головой Богородицы видно двух воспевающих ее ангелов.

По иконографическому типу образ напоминает «Покров Богородицы». Иконы практически идентичны, но имеют существенные символические различия. Пояс Девы Марии – реликвия, сохранившаяся еще с ее земной жизни. Она исцеляет от недугов и особенно популярна среди молодых женщин, ведь способна вылечить бесплодие, помогает при сложных родах. Покров Богородицы – икона-заступница. Этот образ появился намного позже, датируется Х веком. Связан он с защитой Константинополя от врагов. По преданию, когда город был осажден, Божья Матерь явилась жителям, находящимся в храме, молилась вместе с ними и уберегла их от врагов.

Изображение Святого Пояса появляется и на других иконах. Так, известны образы, на которых Богородица передает его апостолу Фоме. Примечательно, что там Пояс изображен просто красным, без вышивки. Сюжет иконы отсылает к апокрифическому тексту, в котором рассказывается, что Фома не желал верить в Успение Божьей Матери. Он приказал открыть гробницу и увидел, что та заполнена цветами, а сама Пресвятая Дева протягивает ему Пояс. По другой версии, Богородица бросила его с небес, когда после своей смерти явилась безутешному апостолу. Этот сюжет очень распространен в католической иконографии.

Чем помогает икона

Существует множество записей о чудесных исцелениях, дарованных Поясом Пресвятой Богородицы людям. Особенно известна эта реликвия как покровительница деторождения. Женщины, страдающие от бесплодия, стараются попасть к святыне, они молятся о рождении детей и, по заверениям, Дева Мария помогает им.

Есть поверье, что реликвия способна помогать при родах. Поэтому еще с древних времен существовал обычай освящения небольших поясков перед иконами Богородицы. После этими шнурами опоясывали женщин, если роды у них протекали с осложнениями. Эта традиция характерна для Сербии, Хорватии, Словении, Македонии и других стран. По некоторым данным, Елизавета Йоркская, английская королева XV века, заплатила большие деньги монаху, который дал ей использовать Пояс Богородицы при родах.

Об исцелении от бесплодия, легкой беременности и родах молятся также перед иконой с изображением святыни. Считается, что иконописные образы наделены той же силой, что и сам Пояс. Единственное условие, о котором напоминают священники, – просящая исцеления женщина должна быть замужем и обязательно венчана.

Богородица, изображенная с реликвией на распростертых руках, спасает также при душевных страданиях. Считается, что икона помогает при унынии, в сложные минуты способна возвращать веру и давать силы отчаявшимся.

Известные чудеса святыни

Значение реликвии для истории христианства сложно переоценить. С ней связан ряд чудес, которые подтверждаются документами и летописными записями из разных стран. Вот только некоторые из них:

  • 1864 год – Пояс привезли под Константинополь, где была эпидемия холеры. Стоило только кораблю, на котором находилась святыня, приблизиться к гавани, как болезнь прекратилась. Все страдающе от нее, остались живы и впоследствии выздоровели.
  • 1915 год – по воспоминаниям отца Космы Хрисуласа, реликвия Божьей Матери помогла остановить нашествие саранчи в греческом поселении Неохори. Сюда Пояс привезли монахи из Ватопедского монастыря. По свидетельствам священника, как только святыня была доставлена в село, в небе появились стаи птиц, которые быстро уничтожили саранчу. Это чудо спасло от голода множество людей.
  • 1957 год – к монахам Ватопеда прибыли жители острова Тасоса. Несколько лет там не было дождей, посевы перестали всходить, засуха грозила страшным голодом. Люди просили привезти к ним Пояс Богородицы и избавить от этого бедствия. Монахи собрались в путь через несколько дней. Когда они выплывали из гавани, была ясная погода, но когда корабль со святыней приблизился к Тасосу, священники увидели, что там идет сильный ливень. Погода была такой, что монахи просто не смогли покинуть корабль и отплыли назад к Ватопеду.

Пояс Богородицы в России

Пояс Богородицы из афонского храма периодически привозят в другие страны, чтобы как можно больше верующих молились перед святыней. Однако последние годы реликвию стараются не вывозить из обители, и святые отцы принимают не все приглашения. Так, за последние годы было отказано целому ряду стран, в том числе, США и Румынии.

В 2011 году для России было сделано исключение, и осенью Святой Пояс, по инициативе Фонда Андрея Первозванного, прибыл сюда на целый месяц. За это время верующие могли поклониться святыне в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Саранске, Екатеринбурге, Владивостоке и других. По оценкам, к Поясу пришли молиться более 3 миллионов паломников.

Вера людская во Всевышнего настолько велика, что дает силы преодолеть самые невероятные препятствия и исцеляет от любых недугов. Ведь нет ничего такого в этом мире, что было бы недоступно нашему Богу. Конечно, далеко не все православные имеют такую веру, которая поддерживала бы их и давала силы в разных жизненных обстоятельствах. Поэтому и дарованы нам святыни, приложившись к коим с молитвой и искренней просьбой, мы можем своими глазами узреть настоящее чудо. Одной из таких чудесных вещей является Пояс Богородицы.

В Москве эта святыня побывала всего лишь однажды, но наделала много шума. По некоторым сведениям, за месяц пребывания в России приложись к Поясу около трех миллионов верующих. Еще больше православных не сумели попасть в храмы, где находилась святыня. Сегодня наша статья посвящена пребыванию Пояса Богородицы в Москве, а также рассказу о самой святыне и ее частицах, которые находятся в различных столичных церквях.

Пояс Пресвятой Богородицы: что это такое

Об этой реликвии известно гораздо меньше, чем о других христианских святынях. Известно, что Пояс принадлежал Богородице, когда она вынашивала своего сына - Иисуса Христа. Поэтому он имеет большую исцеляющую силу и помогает справиться с различными женскими проблемами.

Примечательно, что вплоть до девятого века христиане ни в каких источниках не упоминали о Поясе Богородицы, считавшемся утерянным. Лишь позже появилась информация о его чудодейственной силе, и он превратился в почитаемую в Константинополе святыню.

В календаре православных праздников существует даже специальный день, посвященный этой реликвии. Праздник отмечается 31 августа.

Обретение Пояса Богородицы

Первые письменные источники с упоминанием о данной святыне появились в Константинополе. Они были написаны разными авторами приблизительно в одно и то же время.

Один из них рассказывал, что Пояс хранился в небольшом храме, построенном в городе Зила. Здесь реликвия лежала забытая всеми, пока не была перевезена в Константинополь. Для нее построили отдельную часовню, а чуть позже возник канон праздника, посвященного святыни.

По другой версии, Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме, откуда приблизительно в пятом веке был перевезен в Константинополь. Его положили в ковчег и практически забыли о реликвии на четыреста лет. В этот период на престоле сидел император Лев, его любимая жена страдала от душевной болезни. Многие лекари считали ее бесноватой и разводили руками, когда император вопрошал о возможности ее исцеления. Но однажды сама больная увидела во сне, как спрятанная в ковчеге реликвия полностью исцеляет ее от болезни. Император тут же приказал достать Пояс Богородицы и развернул его над головой жены. Тотчас бесы покинули женщину, а святыня заняла достойное место в храме Константинополя. С этого времени священнослужители отметили в календаре особый день, когда торжественно отмечался праздник в честь удивительной и чудодейственной реликвии.

Падение Константинополя

После того как город был разграблен и частично разрушен, след Пояса Богородицы на некоторое время потерялся. Время от времени приходила информация о его местонахождении в тех или иных храмовых комплексах.

На сегодняшний момент существует одиннадцать храмов, где хранятся частицы Пояса Богородицы. В Москве такое место тоже существует, хотя многие верующие даже не подозревают об этом.

Храм пророка Илии

Если вы, как и многие другие паломники, не смогли в 2011 году поклониться Поясу Богородицы в Москве, то не стоит отчаиваться. Конечно, данная святыня, впервые привезенная с Афона, имеет большое значение в глазах верующих. Но на самом деле ее частички уже давно хранятся в храме пророка Илии в Москве. Пояс Богородицы попал туда не случайно, но давайте обо все по порядку.

Один из самых почитаемых храмов в столице был построен в конце шестнадцатого века. Удивительно, но он был возведен всего лишь за один день. Поэтому и назвали его «Обыденным», такое же название получили ближайшие к сооружению переулки.

Изначально храм был деревянным и лишь в начале восемнадцатого века он приобрел знакомые нашим современникам очертания. Примечательно, что даже в годы советской власти здесь проводились богослужения, а в самые лихие времена к храму совершался крестный ход.

В настоящий момент в данной церкви хранится около семидесяти трех святынь, среди них находится и частица Пояса Богородицы. В Москву она попала еще при царском режиме и хранится в мощевике у придела Петра и Павла. Некоторые верующие, чтобы иметь у себя дома память о данной святыне, приобретают небольшую иконку Богородицы и во время посещения храма прикладывают ее к реликвии. Неизвестно, может ли творить чудеса такая икона, но многие православные рассказывают об исцелении и помощи в делах после домашней молитвы Пресвятой Деве.

В чем помогает Пояс Богородицы?

Среди паломников к этой святыне всегда очень много женщин и этому есть простое объяснение - Пояс особенно помогает забеременеть, выносить и родить здорового ребеночка. Поэтому каждая женщина, которая мечтает о пополнении в семье, может прийти и поклониться реликвии. Известны многочисленные свидетельства тому, что Пояс Богородицы помогает даже излечиться от бесплодия на всех его стадиях. Также святыня способствует успешному разрешению от бремени при сложной беременности или, например, обвитии пуповиной и неправильном предлежании плода.

Несмотря на то, что частица Пояса Пресвятой Богородицы в Москве находится уже больше сотни лет, многие православные мечтают поклониться реликвии, которая хранится на Афоне. Однако такая возможность, к сожалению, предоставляется крайне редко. Если вас интересует, когда Пояс Богородицы привозили в Москву, то спешим вас разочаровать - это было единственный раз в современной истории, в 2011 году. О грандиозном событии стоит рассказать отдельно.

Путь с Афона в Россию

Реликвия покинула Грецию впервые, сопровождали ее в путешествии монахи с Афона. Примечательно, что ступить на землю Афона не может ни одна женщина - это категорически запрещено. Поэтому трудно было даже представить, что когда-либо окажется Пояс

В каком храме хранилась реликвия все эти годы на Афоне? Она находилась в известном как Ватопед. Он считается вторым по значимости среди а также является наиболее богатым и древним.

Где побывала святыня?

Пояс Богородицы путешествовал по России тридцать девять дней на специальном самолете. Везде его сопровождали монахи с Афона, они успели посетить четырнадцать городов и один монастырь.

Маршрут был составлен особенным образом. Он образовывал собой православный крест, и последней точкой была именно российская столица.

Пояс Богородицы в Москве: в каком храме он находился

В 2011 году состоялось событие, которое до сих пор вспоминают все православные России. В нашу страну впервые за всю историю нахождения святыни на Афоне приехал Пояс Богородицы. В Москве в каком храме он был размещен? Этот вопрос неактуален для христиан столицы. Все они знают, что святыня несколько дней была в храме Христа Спасителя, куда выстраивались многокилометровые очереди.

За несколько дней реликвию успели посетить множество людей, но еще большее количество верующих даже не смогли приблизиться к стенам храма Христа Спасителя. До сих пор люди вспоминают, что попасть внутрь можно было только в одном случае - отстояв очередь в течение пятнадцати-двадцати часов на морозе. Ведь святыня попала в столицу в конце ноября.

Чтобы прикоснуться к Поясу Богородицы могли как можно больше человек, священнослужители изменили порядок подхода к реликвии. Прикасаться к ней нужно было не губами, а рукой. Это позволяло очереди двигаться как можно быстрее. Параллельно паломники передавали записки служителю храма, где указывались имена близких. Позже эти имена перечислялись во время церковной службы.

Будет ли еще когда-нибудь привезен Пояс Богородицы в Россию с Афона? Никто этого не знает. Но чудеса все же случаются, поэтому не стоит прекращать о них молиться.

Пояс святой Богородицы является древнейшей реликвией, которая обладает огромной силой. Согласно преданию Божья Матерь сама соткала его из шерсти и носила до конца своих земных лет. Затем хранили его в шкатулке, которую никто не открывал.

Сегодня святыня находится в Греции в главном храме обители.

Чтобы у каждого человека была возможность почувствовать на себе силу святыни, монахи на горе Афон самостоятельно изготавливают небольшие пояски и прикладывают их к оригиналу. Надевая такой пояс люди, могут избавиться от разных недугов, а девушки, которые долгое время не могут забеременеть, обретают долгожданное материнство. Чтобы получить помощь святыни, необходимо знать, как правильно носить пояс Богородицы. Священнослужители дают некоторые рекомендации:

  • Поясом нужно обвязать талию и носить как днем, так и ночью. Можно иногда обвязывать голову и запястье.
  • Поскольку не рекомендуется часто стирать пояс, то носить его стоит аккуратно и не повязывать на голое тело. Лучше всего делать это поверх одежды, к примеру, майки или футболки.
  • Разбираясь в том, как носить пояс Пресвятой Богородицы, чтобы забеременеть, стоит сказать о значимости веры и помыслов женщины. Ежедневно нужно в молитвах обращаться к Высшим силам и просить их о помощи. Еще священнослужители рекомендуют регулярно ходить на исповедь и причастие.
  • При надобности можно снимать поясок и это не считается грехом или отклонением от правил.
  • Важно не только знать, как носить пояс Пресвятой Богородицы, но и как правильно за ним ухаживать. Нельзя часто стирать изделие, поскольку оно теряет свои силы.

    Ни в коем случае не используйте моющие средства, а воду, где полоскали пояс, не выливайте, а лучше полейте растения в доме. Во время глажки рекомендуется читать молитву Богородице.

    Видео: Афон. Пояс Богородицы

    13 сентября православные отмечают положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. История обретения, путешествий и чудес этой святыни захватывает дух.

    Утешение апостола Фомы

    Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии - в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. "Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?" - пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

    Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

    Императрица Зоя и нечистый дух

    Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX - начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

    Разделение пояса

    В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

    Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

    Ватопедский монастырь

    В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это - дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке - последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик.

    История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

    Храм Пояса Богородицы в Сирии

    В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый "Умм Зуннар". По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В "Умм Зуннаре", рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

    Много поясков

    Православные верят, что список с чудотворной иконы так же свят, как и оригинал, что камень из святого места, привезенный домой, может сотворить чудо по вере паломника. Так и маленькие пояски, сделанные монахами Ватопедского монастыря и освященные на поясе пресвятой Богородицы, обладают той же силой, что и сам пояс - силой веры молящегося. Эти пояски люди передают друг другу, делят на части, посылают в разные страны. Многие пишут об исцелениях не только по "оригиналу", но и через эти посланные им простые пояски и их части. Считается, что в паломничестве важен путь, в очереди к святыне - молитвенное (пред)стояние в этой очереди - то есть подготовка, молитва и встреча со святыней - одно.

    Божественная мера и чудо исцеления

    Пояс Пресвятой Богородицы - не только реликвия и святыня, но и эталон, божественная мера, которая использовалась при строительстве соборов. Например, пропорции Благовещенского собора Дивеевского монастыря определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м.), тридцать в длину (36 м.), пятьдесят в высоту (60 м.). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Пояс стал мерой для постройки целого ряда Богородичных храмов на Руси, в том числе Успенской церкви в Ростове и Успенской церкви в Суздале.

    Множество свидетельств о чудесных исцелениях от пояса Богородицы известно с давних времен. Продолжаются чудеса и в наше время. По молитвам людей разрешаются их беды самого разного рода. Но больше всего свидетельств, связанных с поясом, поступает от людей, страдавших бесплодием и излечившихся (в Ватопедский монастырь не иссякает поток писем с фотографиями новорожденных) и от тех, кто исцелился от тяжелейших болезней, в том числе онкологических.

    В России части пояса Богородицы хранятся в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве, где к ним можно приложиться в любое время.

    1. Отец Игорь, почему именно пояс Пресвятой Богородицы вызвал такой ажиотаж среди верующих, хотя в Москве постоянно пребывает немало других святынь Православия?

    Пояс Пресвятой Богородицы - это самая главная святыня монашеской республики на горе Афон. Она не покидала Святую гору уже двести лет. Первое место, куда сегодня попадает святыня - это Россия. Перед этой святыней молились многие монахи, которые ныне прославлены в лике святых.

    Наверное, и мы хотим стяжать опыт, силу в борьбе с искушениями и ту благодать, которая так подействовала на тех людей, что они вошли в радость Божию. Хотим прикоснуться к этой радости, так как это, действительно, великая святыня Афона.

    2. Зачем, в принципе, стоять к какой-либо святыне, если можно молиться в храме перед иконами или дома - в частной молитве?

    К святыне имеет смысл стоять, так как уже само стояние - это время нашего покаяния, нашей молитвы, когда можно осмыслить свою жизнь, выстроить свою просьбу к Богу или к тому святому, кому ты собираешься поклониться. Смысл стояния - это своеобразное внутреннее созерцание самого себя. Поэтому, если есть возможность постоять, то ее нужно использовать.

    3. А нет ли в самом стоянии к святыне некоего языческого элемента, когда человек стоит, чтобы только что-то получить?

    Ничего языческого в этом нет. Где бы мы не стояли - в очереди, в храме - молитва одна и таже. Если мы, отстояв в очереди, о чем-то просим Бога, это еще не значит, что мы это получим. Мы получим только то, что нам полезно. Поэтому ничего языческого в стоянии ради поклонения нет.

    4. Как лучше всего провести то время, что мы стоим в очереди к святыне? Какие у человека могуть возникнуть искушения во время такого продолжительного стояния?

    Стоя в такой очереди, человек набирается определенного духовного опыта. Вместе с другими людьми мы можем молиться, петь акафисты, читать какие-либо молитвы, вести друг с другом душеспасительные беседы, узнавать что-то новое. Во всем этом есть определенный положительный момент.

    Что касается искушений, то, конечно, их может быть немало. Во-первых, это неизвестные люди рядом, которых мы раньше не знали, каждый со своим характером, своими особенностями, со своими взглядами, быть может, даже не всегда православными. Во-вторых, к человеку подкрадывается усталость, а вместе с ней и раздражение на, казалось бы, совсем простые вещи, предметы, окружающих его людей. Однако здесь, наверное, и проверяется то, насколько мы - христиане, как мы можем принять любого человека в свой мир, даже на короткое время - на два, три или десять часов.

    5. Неужели все те, кто приходит к Поясу — действительно верующие? Не кажется ли Вам, что среди них значительная часть — праздные «туристы»?

    Все, кто приходит приложиться к святыне, несомненно, люди верующие. Дело в том, что невозможно из-за праздного любопыства или какого-либо ажиотажа стоять в очереди пять, десять или двенадцать часов. Не веря в истинность святыни, в исходящую от нее благодать, человек не будет просто так претерпевать те трудности, которые его будут сопровождать во время стояния. Это будет делать только человек верующий в Бога, а неверующий сюда и не придет.