Трагедия на Волге: затонул теплоход «Булгария. Круиз смерти. Крушение «Адмирала Нахимова» стало «советским Титаником

В СССР умалчивалось о многом. Любая информация ни в коем случае не должна была попасть в западные СМИ. Под тотальную сверхсекретность всего и вся подпадали и местные отечественные СМИ.

В современном мире новости слишком доступны — отчасти это привело к массовой манипуляции сознанием людей. В советское же время модель полного спокойствия и порядка была отлажена до идеального. Советским гражданам не сообщалась информация о масштабных катастрофах, о коррупции, о насилии, об агрессии — берегли психику. А если и сообщалось, то не сразу. Не говоря уже о представителях западной прессы… Так создавалась иллюзия, что в огромной стране все отлажено, экономика развивается, прогрессирует.

В действительности, если рассматривать масштабно — так и было. Мы были великой державой и в этом есть некоторая заслуга государственного контроля СМИ. При всей свободе слова и всех демократических примочках сегодня, я предпочту начинать и заканчивать свой день с хороших, добрых, позитивных новостей, но их сегодня, кажется, просто нет. Дошло до крайности — все говорят как-бы правду, все всё знают. В действительности, реалии современного СМИ выглядит примерно так:

— У меня есть для тебя две новости: одна хорошая, а другая плохая. С какой начать?
— Ну, давай с хорошей.
— Хорошая новость — плохой новости нет.
— Ну, а какая плохая?
— Хорошей новости тоже нет…

Ну что ж, а теперь к сути статьи:

Самой крупной конечно же является всем известная Чернобыльская авария, случившаяся в 1986 году. Суммарное число умерших после аварии от радиационного облучения людей составляет примерно 600 тысяч человек, из них примерно 4 тысячи человек умерли от рака или заболеваний крови. О Чернобыльской аварии всему миру стало известно в считанные часы. Скрыть катастрофу такого масштаба было невозможно. Но в наш список сегодня вошли другие аварии, о которых власти по понятным причинам предпочитали не говорить, печатать о них некоторое время было запрещено.

№1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (1957)

Взрыв на комбинате «Маяк», Фото: коммерсант.ру

Это была первая в истории нашей страны радиационная авария, первая атомная катастрофа СССР. Трагедия более известна под названием «Кыштымская авария», поскольку химкомбинат находился Челябинск-40 (ныне Озёрск), а Кыштым был ближайшим к нему городом, обозначенным на картах.

Непосредственно от взрыва никто не погиб. В первые сутки после взрыва из зоны поражения были выведены военнослужащие из ближайшей части и заключенные из колонии, тоже находившейся близко. И только через неделю-две после аварии началась эвакуация местного населения, да и то только из наиболее пострадавших населенных пунктов.

Взрыв, оцениваемый в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, произошел в емкости для радиоактивных отходов: вышла из строя система охлаждения. Но эта история с системой охлаждения — это официальная версия. Была еще одна версия — неофициальная: в бак-испаритель с горячим раствором нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата плутония. При окислении оксалата нитратом выделилось большое количество энергии, что привело к перегреву и взрыву ёмкости, содержащей радиоактивную смесь. Емкость, находившаяся в бетонном каньоне на глубине 8,2 м. была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр и весом 160 тонн отброшено в сторону на 25 метров; от взрыва в радиусе до 1 км в зданиях выбило стёкла; в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ.

> для сравнения: во время Чернобыльской аварии было выброшено примерно 380 миллионов кюри, то есть примерно в 19 раз больше.

В зоне радиационного загрязнения оказалась огромная территория с населением 270 тысяч человек, включавшая три области: Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую.

Потери пошли позже - среди привлеченных для ликвидации последствий аварии сотен тысяч военнослужащих и гражданских рабочих. Все они получили значительные дозы облучения. Теперь на месте аварии находится атомный заповедник «Восточно-Уральский радиоактивный след». Посещать его нельзя: уровень радиоактивности в нем до сих пор очень высок.

Сведения о катастрофе власть скрыла как от населения страны, так и от жителей Урала, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения. Мерцавший оранжево-красным светом столб дыма и пыли высотой до километра в газетах назвали «полярным сиянием». Зато факт аварии на Урале стал довольно скоро известен за рубежом. Первой об этом сообщила датская пресса. Правда, сообщение было не совсем точным: в нем утверждалось, что произошла какая-то авария во время советских ядерных испытаний.

№2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Это была не единственная катастрофа на Байконуре, но зато одна из самых крупных, происшедших на космодроме в советский период. Случилось это 24 октября 1960 года. Готовилась к запуску принципиально новая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) - маршал артиллерии М. И. Неделин. Как это часто случалось в советской истории, хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции, осуществить первый пуск до 7 ноября.

В спешке были допущены все мыслимые и немыслимые нарушения правил техники безопасности. В результате во время испытаний произошел преждевременный запуск двигателя и взрыв ракетного топлива. Сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена, не было никаких официальных сообщений о катастрофе. Родным и близким погибших порекомендовали не говорить о несчастном случае. Даже маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиационной катастрофе».

Этому трагическому событию Телестудия Роскосмос посвятила интереснейший документальный фильм: «День, когда не стартуют ракеты».

№3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Эта авиакатастрофа - одна из крупнейших в истории авиации. По числу жертв в истории СССР она занимает второе место, а среди столкновений самолетов в мире - третье.


(рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск)

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск), в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор». В тот день в Харьковском центре управления, в нарушение инструкций, на наиболее напряженном секторе находился неопытный диспетчер. Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров «забронировали» для высшего партноменклатурщика Черненко, который должен был в тот день лететь к отдыхавшему в Крыму Брежневу.


Пахтакор-79

Когда диспетчеры увидели, что самолеты идут наперерез друг другу, они дали команду одному из бортов набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились, решив, что команда выполняется нужным самолетом. На самом деле ответил экипаж вообще третьего самолета - Ил-62, летевшего в Ташкент. Через минуту два Ту-134 столкнулись в воздухе…

Эту катастрофу замолчали бы, как и прочие, если бы не гибель целой футбольной команды, причем из высшей лиги. В итоге хоть данная авиакатастрофа и не получила широкой огласки в СССР (только в газете «Советский спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора»), но на международном уровне она не замалчивалась.

№4. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)


Фото: Иносми.ру

Во время взлета с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) потерпел крушение транспортный самолет Ту-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр.

В один момент Тихоокеанский флот лишился командования. Всего погибло 52 человека, среди них - 16 адмиралов. Для сравнения: за всю Великую Отечественную войну советский флот потерял всего четырех адмиралов.

Причиной трагедии послужила перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с картами и документами везли множество дефицитных товаров, которые начальство смогло достать в Ленинграде: бытовую технику, мебель, даже фрукты. Экипаж понимал, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот возражать высокому начальству не посмел.

Перегруз хвостового отсека, внезапно усилившийся ветер, неправильная центровка самолета и, вероятно, сместившийся после взлета груз - все это привело к катастрофе. Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт и упал. При ударе загорелось топливо - выжить не удалось никому. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была засыпана дефицитными апельсинами. После катастрофы все Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС.

№5. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)


Теплоход «А.Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года

Круизный теплоход, шедший по маршруту Ростов-на-Дону - Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров. В результате у судна была буквально срезана вся верхняя часть: рубка, кинозал, дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд. Из-за столкновения теплохода с мостом поезд был смещен на 40 сантиметров. В результате часть вагонов опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, увеличив количество жертв.

Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Трудности с подсчетом связаны с тем, что корабль был перегружен. Кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, на борту не вполне официально находились знакомые и родственники членов экипажа. На свое несчастье, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцплощадке), полностью уничтоженной во время столкновения с мостом, - отсюда и большое число жертв.

Одной из главных причин трагедии, происшедшей поздним вечером, было отсутствие сигнальных огней на мосту. К тому же на злополучном несудоходном пролете стояла будка путевого обходчика, походившая в темноте на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

№6. Гибель двух поездов под Уфой (1989)


Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.

Эта катастрофа - крупнейшая в истории отечественного железнодорожного транспорта. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов - «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» - произошел мощный взрыв. Из 1370 пассажиров (среди них были 383 ребенка) погибли 575 человек (по другим данным - 645), из них 181 - дети; ранены 623 человека.

Взрыв был такой силы, что ударной волной выбило стекла в соседнем городе, расположенном более чем в 10 километрах от места происшествия, а огненный столб был виден и вовсе за 100 километров.

Да что там соседний город! От взрыва сработал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД)! Американцы решили, что «Советы» испытали очередную атомную бомбу. По оценкам экспертов, мощность взрыва почти сравнялась с силой ядерного взрыва в Хиросиме.

Что вызвало столь разрушительный взрыв? На проложенном неподалеку трубопроводе Западная Сибирь - Урал - Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась пробоина в полтора метра. Вышедший через пробоину газ скопился в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.


Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.

За считанные часы до катастрофы приборы показывали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге под увеличившимся давлением вытекло еще больше газа. Машинисты проходивших поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.Ctrl+Enter .

26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.

Это крушение - самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода - «Украина».
Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя - «Булгария».

Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений.

Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.

Это еще один ужасающий факт - «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии - крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России.
После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир.

Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.

В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое - затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков.

И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.

Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее.

Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими.

Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла.

Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие - 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода - «Арабелла».

Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось.

Генеральный директор компании - субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима.

Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев - 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов - 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).

Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.- 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.- по 8 лет; Ивашову Я. - 7 лет лишения свободы.

Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм.

Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов.

233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины.

Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии».
Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям.

Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких.

Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду.

Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде - гибели больше ста человек (из которых 28 - дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет.

В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.

При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе - их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло.

Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно - они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись.

Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках.

Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось.

Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя.

Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону - Москва, 5 июня 1983 года в 22:45 теплоход «Александр Суворов», на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию.

Советский теплоход «Александр Суворов» налетел на мост через Волгу около города Ульяновска. Погибли 176 человек. 7 июня 1983 года Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) передало сообщение «От Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Удивительно, но в заявлении агентства катастрофа названа аварией… Теплоход «Александр Суворов», приписанный к Ростову, являлся флагманом Волго-Донского пароходства, его экипаж считался одним из лучших. Судно отличалось роскошью. Каюты его были прекрасно отделаны. Во время злополучного рейса «Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Были и люди, чьих имен не найти ни в одном туристическом списке. Это знакомые членов экипажа, родственники, которым надо было в Москву… Но что же все-таки произошло 5 июня Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты на «Суворове» была отменная кухня. Потом объявили аукцион. Поэтому все сразу устремились в зал на верхней палубе - и не только ради аукциона многим хотелось посмотреть по телевидению детектив «Возвращение «Святого Луки». 22 часа 45 минут. До моста - пять минут хода. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте ему предстояло держать вахту ночью. Мост, оборвавший столько жизней, в Ульяновске единственный. Длина - 2200 метров. Через этот мост проходит железная дорога через Волгу в Сибирь. Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда «Суворову» до него оставалось метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час. Все шло обычно. Кроме одного - теплоход шел в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли. Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на «Суворове». Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в полном отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты, так как было ясно остановить судно или заставить его хоть чуть отклониться уже невозможно. Не сбавляя скорости, «Суворов» врезался в пролет. Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь, и мост вышел из строя, прервав движение из европейской части страны на восток. Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на «Титанике», - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка. Этот тихий, быстро погасший удар срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитых людьми. Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И, казалось бы, несильный удар, для некоторых оставшийся незамеченным, до такой степени потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись, и вниз, на теплоход, посыпались уголь, бревна, зерно… Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом и еще метров триста после. И только потом «Суворов» замер на глади реки.

Страшную картину восстанавливали свидетели. Владимир П. сразу после ужина пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала «Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы…» Он отмахнулся, ему не хотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел. Владимир ощутил какой-то растянутый, не резкий, но жуткий удар, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир выскочил из каюты и бросился наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, он пошел наверх. Его глазам открылось страшное зрелище. Горы окровавленных шевелившихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла «Скажите маме, что я жива…» И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Она лежала с проломленной головой… Всего несколько дней она не дожила до своего дня рождения. Перед началом фильма многие заглядывали в кинозал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А. с женой тоже попытались войти, но стало душно. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности… Акоп сбросил пиджак и принялся размахивать им, стараясь привлечь внимание на берегу или на проходившем мимо судне. Но помощь явилась только через сорок минут. Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, почему жены их погибли, а они живы Выяснилось, что жены, нарядившись, отправились смотреть кино, в то время как мужья предпочли распить в каюте бутылку водки…

В этой катастрофе чудом выжил и капитан «Суворова» Клейменов. Он не сразу осознал, что случилось. Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. Сначала он рассказывал, что вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Однако на другом допросе заявил следователю, что сознание не терял. Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов, и люди, никогда прежде не предполагавшие, что когда-нибудь придется гробы сколачивать, брались за работу. Хирурги работали, как в полевом госпитале. Их работу осложняло то, что у пострадавших были только рваные раны. Очень сложно было их промывать и обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна попали в раны и, окрашенные кровью, делались невидимыми. Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь… Попасть в Ульяновск сразу после трагедии было практически невозможно город закрыли, документы проверяли даже при выходе с железнодорожного вокзала. В транспорте, на улицах люди ни о чем другом, кроме как о катастрофе, говорить не могли. Но никто не знал ничего! Распространились слухи, будто сбежали несколько рецидивистов, захватили судно, и катастрофа - это дело их рук. Говорили еще, что экипаж на «Суворове» был пьян отмечали день рождения кого-то из своих. Возле трапа самолета сотрудники КГБ спрашивали, нет ли среди прилетевших родственников пострадавших. Отозвавшихся отвозили в штаб, искали фамилии по спискам пассажиров теплохода, давали первую и обрывочную информацию. Администрации гостиницы, где жили родственники несчастных, запрещалось выдавать любую информацию, даже просто фамилии. Перед следствием стояло много задач, и главная - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ на вопрос почему «Суворов» ринулся в заведомо непроходимый шестой пролет.

На рассвете 6 июня никто не представлял масштаба трагедии. Ни один из членов правительственной комиссии, возглавляемой членом ЦК Г. Алиевым (впоследствии президент Азербайджана), и ни один из членов следственной бригады не смог бы назвать количество жертв. Изуродованные, расчлененные, размозженные, раздавленные тела не поддавались учету… Трудность была еще и в том, что так и не удалось выяснить точное количество пассажиров. Капитан обязан был знать, сколько человек на борту его судна. Он не знал. Не знал и старпом. Но старпом (как и вахтенный штурман, как и рулевой, как и радист с женой, которая тоже была в экипаже) погиб. Всех интересовала та повариха, которую поздравляли с днем рождения. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял. Евгений Иванович Честнов, один из экспертов по делу о катастрофе, уверен, что главными виновниками трагедии были погибшие. Главными, но не единственными. У Честнова есть основания считать виноватыми и железнодорожников.

Тогда, в 1983 году, эксперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе

1) халатность первого штурмана;

2) халатность рулевого;

3) отсутствие сигнальных огней на мосту (были сумерки);

4) никем не включенные сигнальные огни.

На шестом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. Такой сигнал в виде ромба - для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольник - для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником… Особая история с сигнальными огнями. Оказывается, за включение огней никто не отвечал. За электропроводкой следил один, за лампы отвечал другой, а включал - путевой обходчик. И еще деталь. Капитаны неоднократно сообщали в Управление Куйбышевской железной дороги (Ульяновск - это их участок) о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. И старший судоходный инспектор Ульяновского участка С. Корешков писал начальнику отделения железной дороги и заведующему промышленно-транспортным отделом обкома партии. Короче говоря, вина железнодорожников высвечивалась. Но министром путей сообщения тогда был Бешев - сталинский еще министр, и Алиев, как считает эксперт, его прикрывал. Следователь Генеральной прокуратуры, ведший дело «Суворова», рассказал, что удалось разыскать свидетелей, заходивших за несколько минут до катастрофы в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков восемнадцатый раз шел под мостом и, видимо, чувствовал себя слишком уверенно. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили. Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы. В заключении капитан «Суворова» пробыл около шести лет, потом его освободили по состоянию здоровья он страдал гипертонией. Но дома, на свободе, он прожил недолго. Он умер в 1990 году от инфаркта, до последнего часа мучаясь от своей причастности к ужасным событиям…

30 мая 2008 года произошла ещё одна авария с пассажирским теплоходом «Александр Суворов». Теплоход, следовал по каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. По некоторым данным на борту судна находились около 300 пассажиров. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого вышло из строя рулевое управление. В результате полученных повреждений теплоход не смог продолжить движение. Сразу после столкновения шлюз был наполнен водой, в результате чего теплоходу удалось выйти обратно. Все пассажиры были возвращены в Москву на автобусах, в результате происшествия никто не пострадал. В настоящий момент, насколько это известно, теплоход продолжает совершать круизные рейсы, в частности из Санкт-Петербурга на Валаам.

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход “Булгария”. Судно , на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. Трагедия произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.


Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.


По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.


По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».


«Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.


Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.


Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.


Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.


На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», – цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.


«Булгария» – достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.


Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".


В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.


Вид издалека.


Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.


Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.


Без пассажиров


Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

И напоследок – очень показательный коммент – отзыв туриста от 5 июля (и никто этого “не замечал”):

Старая калоша, помпезно именуемая “Булгария”, по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань – Пермь – Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры – люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый “сервис”!

Оригинал записи и комментарии на

Проклятие Мочального острова

Нашумевшая катастрофа «Булгарии» на Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года стала второй на Волге по количеству жертв (122 человека). Печальным же лидером до недавнего времени считалась катастрофа пассажирского теплохода "Александр Суворов", врезавшегося в Ульяновский мост. Тогда погибло не менее 176 человек. Однако недавно этот грустный рекорд был «побит», благодаря найденным в архивах документам. Об аварии, произошедшей на Волге в октябре 1949 года, сведений почти нет — она была сразу же засекречена. До сих пор нет точных данных о числе погибших: одни очевидцы называли цифру 200, другие — 260. «МК» удалось восстановить хронологию событий и выяснить детали страшной трагедии. В ней есть и мистика, и злой рок. А еще в ней оказались участниками люди со всемирно известной фамилией.

Николаю Христачеву в 1949 году было 6 лет, но он до сих пор помнит тот день, когда потерял отца.

Речной «Титаник»

Мы знаем о катастрофах советского времени крайне мало, — причина этого в глухой режимности и закрытости СССР того периода.

Город-сателлит Бор находится напротив Нижнего Новгорода, известен производством автомобильного стекла. В 1949 году здесь, как и везде, жили полуголодно, но пытались строиться и обживаться после войны. Многие устраивались работать в Горький (так назывался тогда Нижний Новгород), возили туда на продажу молоко и овощи, молодежь стремилась учиться (вузов в Горьком уже тогда было много).

…Около 2 часов дня 7 октября 1949 года в пассажирский катер «финляндец» №6 у Горьковской пристани набилась целая толпа народу: рабочие, служащие, молочницы с бидонами, по только что построенной Чкаловской лестнице весело бежали на пароходик студенты.

Катер уже отплывал. А студенты все запрыгивали, минуя контролера. Безбилетников оказалось едва не полсудна. По воспоминаниям очевидцев, перегрузка катера была такой, что от борта до воды оставалось 10-15 см. Но плыть было совсем недалеко — на другую сторону реки, в город Бор.


38-летний Сергей Христачев, бывший фронтовик, погладил набитый яблоками карман: хорошо, начальство отпустило с работы пораньше, да еще гостинцев троим детям везет! Он закутался в кожаный плащ и спустился в теплый трюм, куда набился основной народ. Погода в тот день была отвратительная. Шел снег с дождем. Дул сильный ветер. А еще по реке плыла шуга (каша из кусков льда). Она сыграет в трагедии роковую роль…

На палубе остались немногие. Среди них русоволосая девушка с веселым лицом. И этой девушке, одной из немногих, удастся выжить в событиях, что произойдут дальше. Ее имя — Нина Ивановна Гинзбург, к тому времени она уже была супругой известного физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга.

Ссыльная комсомолка, спортсменка, красавица

С Гинзбургом она познакомилась на радиофакультете Горьковского государственного университета, где российский физик, игравший ключевую роль в разработке советской водородной бомбы, с 1945 по 1961 год заведовал кафедрой. Нина отбывала в городе Бор ссылку по политической, 58-й статье по нелепому обвинению в «попытке из окна стрелять в Сталина» в студенческое время.

— Я была прописана в городе Бор. У меня накануне уехал муж и потребовал, чтобы я появлялась там во избежание претензий органов госбезопасности, — вспоминает Нина Ивановна. — Когда мы поплыли, люди ходили туда-сюда, и какой-то человек, наверное, работник катера, стал ругаться: «Вот ходят без конца!». И закрыл трюм на крючок, — вспоминает Нина Гинзбург (урожденная Ермакова). — Я стояла и думала, что первая сбегу на берег.


Пароход был уже на середине реки, напротив Мочального острова. Плыть до Бора оставалось минут 10. Но в это время наперерез пароходику идет пустой грузовой самоходный теплоход. Скорость у судов примерно одинаковая. Из-за неправильного расчета движения капитаном самоходки, перегрузки «финляндца», а также по закону гидравлики, когда течение и ветер создают дополнительное притяжение, грузовой ударяет «финляндца» в бок. Катер мгновенно опрокидывается. Все пассажиры трюма оказываются погребенными в ледяной воде.


«Надо глотнуть, а не дохнуть…»

Эти драматические картины из своей биографии Нина Ивановна помнит как сейчас. Помнит, как после удара вместе с другими упала в смертельно холодную воду.

— Но я профессионально занималась плаванием! Это меня и спасло… Я знала правило, которому меня учили. Надо глотнуть воды, а не вдохнуть. Меня все хватали за ноги... На мне была шуба и сапоги на толстой подошве. Было абсолютно темно. Я боролась как могла… И вдруг стало светло. В последний рывок я глотнула, конечно, мазута, который всплыл вокруг катера.

Опрокинувшись, «финляндец» ушел под воду не весь. Над водой торчала часть киля. По воспоминаниям Нины Ивановны, на него успели перебраться стоявшие с другой стороны борта несколько упавших в воду, всего около десятка. Нина, вынырнув из ледяной воды, в страхе держалась подальше, ожидая, что катер продолжит затопление.

Грузовая самоходка стала спускать шлюпку. Но шторм, снег и шуга на воде не давали: шлюпку захлестывало. Тогда оттуда стали скидывать спасательные круги. Кто-то еще держался на плаву, но ледяная вода делала свое дело...

Мимо шел пассажирский «Валерий Куйбышев». Он также предпринял попытку снять сидящих на киле. Нина, не выдержав, поплыла к этому кораблю.

— Они спустили веревочную лестницу, но потом решили, что я не поднимусь, что сил уже не хватит… И лестницу подняли! А сидящие на киле решили, что корабль уходит, и стали кричать: «Не бросайте нас! Спасайте нас!» — рассказывает Нина Ивановна.

Нина отплыла назад, к килю затонувшего катера. «Куйбышев» подплыл с другой стороны и спустил деревянный трап.

К этому времени к месту катастрофы подплыли другие мелкие суда и рыбацкие лодки. Они подбирали плавающих в воде, но большинство из них уже были мертвы…

В память Нины Ивановны особо врезались несколько страшных картин.

— Я видела жуткие сцены. Один мужчина пытался вынырнуть. Но на нем висели две женщины и не дали ему выплыть… они его утягивали. Так и утонули все трое… Один парень, который сидел на киле рядом со мной, он все-таки поплыл к берегу. Молодой здоровый студент. Он выплыл на берег и умер от инфаркта, потому что вода была очень холодная.


Макет судна из музея речного флота при ВГАВТ. Фото музея.

А в кармане были яблоки

Сегодня среди жителей городка Бор есть несколько спасшихся. Другие помнят о погибших родителях и родственниках.

— Очень много погибло, очень. Тогда кладбище специально новое открыли на Интернациональной. Несли гробы как на демонстрации! — вспоминает Николай Сергеевич Христачев, сын погибшего в аварии Сергея Васильевича Христачева. — Многие из деревень. Молочницы молоко возили в Нижний. На этих пустых бидонах некоторые смогли выплыть.


75-летний Николай Сергеевич не может сдержать слез, вспоминая давние жуткие события:

— Когда они в воду упали, дядя Боря Жималов говорит, давай на борскую сторону. А отец сказал: меня уже спасли на той стороне — и я на ту сторону поплыву… Он ведь весной еще тонул. Вез на той стороне санки с отрубями, у нас корова была. Видно, сорвался. Отруби вытащил, а шапка в воду. Он за шапкой полез. Тут ребята подбежали, досками из полыньи вытащили его. Потом спиртом растерли… И они впятером поплыли на горьковскую сторону.

Борис Жималов поплыл к Бору, и его подобрала шлюпка. А пятерых других, включая 38-летнего Сергея Христачева, обессиленных, унесло к Печерским пескам.

Как узнал потом Николай Сергеевич, из церкви в это время шли женщины. Увидев лежащих на берегу пятерых мужиков, презрительно бросили: «Куда только пьяных не заносит!».

— Так и умерли все на берегу, без помощи. В сапогах было полно песка. А в кармане плаща у отца были яблоки. Наверное, нам, детям, вез…


Нина, супруга выдающегося физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, была пловчихой - это ее и спасло. Фото из семейного архива.

«Особая папка»

О той катастрофе до сих пор мало что известно. О ней нет информации ни в Интернете, ни в подшивках газет. Как оказалось, все документы были засекречены. И пролить свет на то, сколько же жертв было в той катастрофе, сегодня почти невозможно.

Чтобы понять эту «засекреченность», нужно учесть несколько факторов.


К 1949 году относится новый виток сталинских репрессий. Они были не столь массовыми, как в 1937-1938 годах, но «избирательно-показательными».

Летом 1949-го по «ленинградскому делу» были арестованы бывший до 1946 года первым секретарем Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов, чьим именем названа в Нижнем Новгороде улица, и бывший тоже до 1946 года начальником УМГБ Горьковской области Петр Кубаткин (позже, в 1950-м, они будут расстреляны). Их последователи, работавшие в 1949 году, первый секретарь обкома Сергей Киреев и начальник УМГБ области Александр Северухин, вряд ли хотели портить себе репутацию, а то и жизнь.

Возможно, вторая серьезная причина секретности и страха, вся страна жила ожиданием громадного праздника — 70-летия великого вождя. Об этом постоянно писали газеты, этому посвящали свои трудовые подвиги граждане Страны Советов… И тут, незадолго до великой даты, 18 декабря, предъявить из крупного промышленного города такой «подарок» любимому генсеку ЦК ВКП (б)? Это было немыслимо.

Поэтому и нет полных официальных данных об этой катастрофе и уголовного дела, где виной всему была простая халатность. По некоторым сведениям, вахту несли нетрезвые судоводители (команда самоходки), получившие по 10 лет тюремного срока. Однако получил срок и капитан «финляндца» Приданов. Ему, многодетному отцу, отказали и в получении обещанного жилья. Согласно статье в газете пароходства «Большевистская вахта», начальник Горьковской пассажирской пристани Мошкин за безбилетников и за перегруз катера был отстранен от должности. В газете «Горьковская коммуна» сообщалось, что в навигацию 1949-го было много аварий из-за халатности и самоуверенности судоводителей. Но ни одна газета не писала о самом происшествии. Это было в стиле времени.


В госархиве Нижегородской области два документа упоминают о трагедии: материал с бюро обкома Горьковского ВКП(б) от 7 октября с сообщением начальника Волжского пароходства Карпова об аварии и решением создать комиссию по расследованию и заслушать ее доклад 10 октября. А затем протокол бюро обкома от 10 октября, где согласно анализу, проведенному журналистами с помощью архивистов, «засекреченный» пункт 11 — «вопрос особой папки» — и есть, скорее всего, вопрос об аварии.

Следа не осталось

Но тем не менее в ходе расследования удалось найти если не все, то значительную часть! Как известно, документация на уровне исполкомов советов трудящихся была менее требовательна к идеологическим задачам, чем партийные документы. Тут вели отчетность и считали деньги.

В госархиве города Балахна, куда до 1961 года поступала информация из Борского района, журналисты нашли 44 фамилии погибших! Много молодых, тех самых студентов-безбилетников. Семьям погибших была оказана матпомощь в 1-2 средние зарплаты того времени.


Между тем, если верить воспоминаниям очевидцев, это не все данные. Много было пассажиров из окрестных деревень, из Нижнего Новгорода. Вероятно, восстановлены не все фамилии пропавших без вести. А их, исходя из условий аварии, могло быть много. Со слов участников и с учетом данных, погибших было, предположительно, 200 человек. Нина Гинзбург рассказывает:

— Меня потом вызывали на допрос в органы. Они хотели уменьшить количество погибших, говорили, что было 178 человек. Но я знаю, что этот катер вмещает 260 человек, а он был очень сильно перегружен.


На двух кладбищах города Бор много старых могил с выбитой датой смерти: 1949 год, 7 октября. Целые ряды. Но некоторые могилы среди рядов — безымянны, либо с другой датой смерти, в чем тоже можно подозревать нежелание разглашать тайну. Минимум следа, минимум памяти…

Искали по кольцу Гинзбурга

Спасенных пассажиров в шоковом состоянии привезли в затон, погрузили в машины и повезли в городскую баню отмывать от мазута.

Трупы пассажиров, которые удалось выловить, складывали, как вспоминает Нина Гинзбург, штабелями в клубе водников (ныне ДК завода «Теплоход»). Трупы, как рассказывают очевидцы, таскали всю ночь. Ночью же достали со дна и сам «финляндец», в котором был найден еще один утопленник.

Между тем друзья Виталия и Нины Гинзбург, известные ученые-физики Габриэль Горелик и Александр Андронов, дважды приезжали искать Нину. Искали среди живых и трупов, оттирали лица мертвых от мазута... Профессор и академик искали ее по кольцу, подаренному Виталием Гинзбургом. Но в страшной каше тел потеряли надежду найти даже мертвой.

А Виталий Гинзбург, находившийся в командировке в Бразилии, лишь спустя время узнал обо всем от самой Нины.

13 детей из 8 семей остались в той аварии круглыми сиротами. Некоторых усыновили, кого-то отправили в детдома. На второй день после катастрофы с затонского берега заметили, что у изгиба Мочального острова бьется о берег какая-то тряпка. Подплыли на лодке — младенец в одеяле даже не плакал и, как ни странно, не замерз и не промок. Вместе с другими его отправили в детский дом. Многодетным, потерявшим одного родителя, тоже предложили детдом.

— Нас хотели забрать у мамы: Танюшка, говорят, тебе тяжело будет троих-то. Мама не отдала нас, — рассказал Николай Сергеевич Христачев.

Остров трагедий

Со времени трагедии прошло 65 лет. Но те, кого она коснулась, и поныне поминают ее жертв в церкви.

Катастрофа пассажирского «финляндца» в 1949 году, в которой погибли не менее 200 человек, произошла на середине Волги, между островом Мочальный и Чкаловской лестницей. На том же месте, где в 1918 году ГубЧК расстреляла 15 монахов Оранского монастыря и где, как пишут историки, за годы красного террора (1917-1919 года) большевиками расстреляны тысячи жителей Нижнего Новгорода и окрестных городов и сел. Сейчас на Мочальном острове, напротив места расстрела монахов, установлен каменный крест в память о жертвах красного террора. Креста или памятной таблички в память о многочисленных жертвах 1949 года пока нет. На «проклятом» острове раньше были небольшие садовые участки. Сейчас там лишь дикие заросли.