Реализация практической направленности преподавания биологии. Методология преподавания биологии в средней школе. Опыт работы учителя биологии и химии

Одним из направлений совершенствования биологического образования является усиление практической направленности курса школьной биологии. Включение в урок элементов практической деятельности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью,с практикой сельского хозяйства, с работой школьников на учебно-опытном участке и в производственных бригадах- актуальное требование к современному уроку биологии. Новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии с учетом профильного уровня предъявляет особые требования к тем навыкам, которыми должны овладеть учащиеся.Так,особо подчеркивается,что выпускники профильных классов должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования, развивать познавательный интерес. Достижение поставленных целей невозможно без внедрения в современную систему образования элементов исследовательской работы. Многолетний опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. А те навыки и методические приемы, которые учащиеся освоят,могут ими использованы в любой другой области знаний, поскольку методики наблюдения,постановки эксперимента, носят универсальный характер. Реализовать это можно благодаря введению в учебный процесс разных форм обучения. Так, одну и ту же исследовательскую тему я реализую на факультатив ах, элективных курсах, занятиях кружка, а отдельные результаты применяю на уроках в качестве иллюстративного материала. В учебно-воспитательной работе я использую возможности учебно-опытного участка с различными возрастными категориями учащихся.Для учащихся 1-5 классов создана экологическая тропа. Здесь в осеннее –зимний период школьники знакомятся с особенностями произрастающих на УОУ деревьев и кустарников, их биологией, значением в жизни человека, в мае –июне в период летней практики с многообразием травянистых растений. Работа на экологической тропе продолжается в классе по заданиям. Примеры заданий: Задание 1: 1 .Зарисуйте ветку клена ясенелистного, отметьте на рисунке особенности коры и расположение почек. 2.Зарисуйте отдельную почку, обратите внимание на ее размер. Задание 2: 1.Зарисуйте силуэт липы мелколистной. 2.Зарисуйте ветку с почками. Данные о многообразии видов растений и наблюдений за ними я использую на уроках биологии в 6-11 классах. В 6 классе при изучении следующих тем: Тема Общее знакомство с растениями Тема урока Лабораторная работа 1.Мир растений. Знакомство с цветковыми растениями. 2.Разнообразие растений. 3 Условия жизни растений. Органы цветковых 1.Корень.Внешнее Строение корня растений строение однодольных и двудольных растений. корня. 2 Значение корней и их разнообразие 3Побег.Строение и значение побега. 4.Почка.Внешнее и внутреннее строение почки. 5.Лист Внешнее и внутреннее строение листа. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее строение листа. Внешнее и 6.Стебель.Внешне внутреннее строение е и внутреннее строение стебля. стебля. 7.Многообразие стеблей растений. 8.Видоизменения подземных побегов. Внешнее строение корневища и клубня. 9.Цветок.Строени е и значение цветка. Рассмотрение соцветий. 10.Цветение и опыление растений. Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. 11.Плод.Разнообр азие и значение плодов. 12.Размножение растений 13.Вегетативное размножение растений. 14.Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Основные отделы царства растений 1Понятие о систематике растений. 2.Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. 3.Семейства Двудольных растений. 4.Семейства класса Однодольных. Царство Грибов. Лишайники. 1Многообразие и значение грибов. 2.Лишайники. Природные сообщества. 1.Приспособленно сть организмов к совместной жизни. 2.Смена природных сообществ 3.Жизнь организмов в природе. Задание на лето. Наблюдения за растениями в июне, июле, августе. В 7 классе: Тема Тип Членистоногие Тема урока Насекомые –вредители культурных растений. Класс Птицы Многообразие птиц (изучение образа жизни зимующих птиц, наблюдение за воробьями) В 8 классе при изучении биологии человека я использую сведения о лекарственных свойствах культурных и дикорастущих растений, произрастающих на « лекарственных грядках» УОУ Тема Опорно-двигательная система Дыхательная система Заболевания Растения, применяемые при лечении. Отложение Листья капусты, цветы сирени. солей Бронхит, ОРЗ, ОРВИ. Сердечно-сосудистая система Гипертония Пищеварительная система ДЖВП Мать-и-мачеха, подорожник, чабрец, редька черная, малина, чеснок, лук. Свекла, зверобой, березовые почки, ромашка аптечная, бессмертник. Расторопша Гастрит Любисток, чистотел, тысячелистник Нервная система Невроз Мелисса, мята перечная, чабер садовый, портулак, душица. Кожа Экзема Корень лопуха, череда. В 9 классе при изучении следующих тем: Тема Учение о наследственности и изменчивости Учение об эволюции. Тема урока Модификационная изменчивость Л/Р «Изучение генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов.» Многообразие видов Вид.Его критерии (уроки проводятся на УОУ) Основы экологии. Среды жизни на земле и экологические факторы. Популяции как форма существования видов в природе. Учащиеся 10-11классов занимаются проектной деятельностью. Она, как элемент учебного процесса повышает у ребят интерес к предмету, способствует творческому развитию личности. Одним из видов такой деятельности являются наблюдения и исследования в природных условиях. Полученные результаты ребята обрабатывают и выступают с сообщениями на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. Наиболее интересные учебно-исследовательские работы, выполненные учащимися: «Мониторинг зеленых насаждений микрорайона школы» (1- место в районном конкурсе исследователей природы) «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной»(1- место в рай оном конкурсе) «Биоиндикация загрязнения воздуха методом измерения площадей листовых пластинок»(3-место в областном конкурсе) «Выращивание грибов Вешенки обыкновенной интенсивным способом» и другие.(2- место в областном конкурсе). Члены кружка «Цветоводы» разработали и реализовали практически проект по благоустройству школьной территории, заняв 1-место в районном конкурсе проектов, проект по озеленению парка, созданию Аллеи Памяти. Также учащиеся проводят опытническую работу во всех отделах школьного УОУ Полученные результаты демонстрируют на районных, областных экологобиологических выставках, занимая призовые места.,(1- место в районе, 2,3-места в областном конкурсе), в смотре-конкурсе УОУ(1-место в районе, 2-место в областном конкурсе) Таким образом,пришкольный участок и наблюдения в природе играют большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса к предмету, общих учебных умений,навыков и способов творческой деятельности.

METHODOLOGY OF TEACHING OF BIOLOGY IN SECONDARY SCHOOL

Zaura Abitova

master of the general biology and education technology department

of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nurgul Asanalieva

candidate of biology science, acting associate professor of the general biology and education technology department of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva, Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Биологические знания и представления влияют на формирование познавательных моделей (организменной, организационной, эволюционной, системной). Многие представления о целостности, организованности, развитии и системности шли из биологии в науку и культуру. В настоящее время во многих сферах научной деятельности все чаще встает вопрос о проблемах методологии, ее развитии и новых инновационных методах преподавания биологии. В статье предлагается одна из важных задач, которая поможет преподавателям биологии в школах выбрать наиболее рациональный, удобный, современный, наглядный, простой в понимании и освоении учебного материала метод в биологии. Показана значимость других смежных наук, таких как философия, химия, физика, экология, генетика, психология, в обучении биологии в школах. Как известно, эволюционная теория закладывает основу всей современной биологии. Наиболее сложной темой в школьной программе является «Теория Чарльза Дарвина», и поэтому дан сравнительный анализ по наиболее приемлемому методу преподавания на примере данной темы. Долгое время эволюционизм сохраняет в себе многие вопросы, которые еще не до конца изучены и нет однозначных ответов на них, кроме того, эволюционизм прослеживается не только в биологии, но и во многих других науках. Выявлены значимые методы. Показана взаимосвязь между науками.

ABSTRACT

Biology knowledge and conceptualization are influence for formation educational models (organismal, organizational, evolutional, constitutional). Many conceptualizations about completeness, organizations, evolutions and systems came from biology to science and culture. Here and now in more science sphere we often have questions about problems of methodology, about development of methodology and about innovations in methodology of teaching biology. In this article we have a mission which will help for teachers of biology at schools to choose the more competent, comfortable, modern, visual, simple, to understanding and learning methodology in biology. In this article was shpwn important allied science, like, philosophy, chemistry, physics, ecology, genetics, psychology to teaching biology in schools. As we know evolutional theory is basis of all abstract biology. The most difficult subject in school program is “Charles Darwin"s theory”, so here it is benchmarks of acceptable method of teaching. More time evolution save many questions, which has not answered. More than evolution is not only in biology, it is in more another sciences. Here educed meaningful methods, interrelations between sciences are shown.

Ключевые слова: биология; методика; учебное пособие; педагогика; «теория Чарльза Дарвина»; философия; психология; физика; химия.

Keywords: biology; technique; tutorial; pedagogy; “Charles Darwin"s theory”; philosophy; psychology; physics; chemistry.

Еще с древних времен можно проследить эволюцию методики обучения биологии. Это связано с овладением окружающей среды, наблюдением природы, практическими знаниями, развитием ботаники и зоологии, которые накапливались от поколения к поколению.

Первоначальное представление о природе на протяжении многих веков получали из Библии и рукописей преимущественно духовного содержания. Но по мере развития стран, цивилизации, возникновения различных революций, воин менялось и представление об образовании и содержании учебного пособия. В 1786 году выходит в свет первый школьный учебник «Начертание естественной истории» академика В.Ф. Зуева . Считается, что именно с этого момента происходит зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, как-то сказал М.И. Калинин: «Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» .

Целью работы является показать анализ развития методологии в биологии в настоящее время, связи предмета биологии с другими науками, значения учебного пособия в преподавании предмета биологии.

Как известно, биология относится к естественным наукам, а методика является частью педагогической науки. Суть биологии заключается в изучении закономерностей развития органического мира, а методика изучает закономерности педагогической работы в предмете биология.

Особенностью в преподавании биологии являются:

  • конкретные объекты (бактерии, растения, животные, человек);
  • сложные физиологические процессы живой природы (дыхание, питание, размножение, фотосинтез);
  • уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Специфика методологии в биологии заключается в том, что методика должна быть содержательной, конкретной, предметной. Учитывая вышенаписанное, для изучения биологии необходима специализированная материальная база (живой уголок, кабинет, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

В настоящее время актуальным остается вопрос об усовершенствовании методологии в биологии. Ничто не стоит на месте, все движется; даже железо, которое долго не используют, начинает ржаветь. Так и с учебным пособием и методом преподавания биологии. На сегодняшний день биология – это одна из самых быстроразвивающихся наук.

Ключевыми факторами и материалами, которые определяют выбор методов и средств обучения в биологии, являются: учебник, наглядные пособия, программа, дополнительная литература, технические средства обучения на примере слайдов и фильмов.

Методика обучения биологии основывается на многочисленных педагогических исследованиях, которые описывают разнообразные виды и типы обучения. Например, Н.В. Бордовская в книге «Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы» (СПб., 2001) выделяет семь видов (методов) обучения: 1) сократовский, 2) догматический, 3) развивающий, 4) объяснительно-иллюстративный, 5) проблемный, 6) программированный, 7) модульный. Итог: все эти методы преподавания применяются не всегда и не всеми.

Изучая учебные пособия по биологии, мы обнаружили, во-первых, устаревшие данные. Например, до сих пор дриопитек в некоторых учебниках считается предком человека, тогда как это точка зрения устарела в прошлом веке.

Во-вторых, расположения разделов по классам своеобразное. К примеру, первым почему-то идет ботаника, хотя ботаника на самом деле, довольно сложная и бывает весьма скучна, зачастую отбивая интерес у детей (школьников начальных классов) к биологии. Лучше всего биологические закономерности демонстрируются на примере зверей и человека, так как на бессознательном уровне человеку всегда хочется узнать сначала про себя и о себе подобных. (Даже включая программу «В мире животных», ребенок всегда больше интересуется животными, так как они в движении, а дети очень сильно реагируют на все, что движется).

В настоящее время с развитием новых технологий, экономическим ростом многих стран меняется и подход к преподаванию предмета. Необходимо учитывать взаимосвязь предмета биологии с философией, психологией, биологической наукой как таковой.

Теоретической основой методики является философия. Она помогает в усовершенствовании самопознания человека, дает способность связать неполные части знаний в единую научную картину мира, позволяет понять роль научных изобретений в развитии человеческой цивилизации. При изучении основ предмета биологии философия делает возможным формировать и развивать у учащихся материалистическое мировоззрение, тем самым подводя учащихся к постижению природных явлений окружающего мира.

Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с психологией, которая основывается на возрастных особенностях детей. Благодаря психологии учитываются умственные и психологические возможности ученика при изучении предмета биологии. Обучение биологии будет непродуктивным, если не учитывать возраст ребенка: оно может оказаться или непосильным, или слишком простым, поэтому по мере развития индивидуума усиливается программа учебного материала.

Во время преподавания школьникам, например, дают лишь основу биологической науки, чтобы не загружать их бесполезными сведениями, поскольку между уроком биологии и биологической наукой имеется большая разница. Основная цель биологии – это передавать учащимся сведения, добытые биологической наукой, а цель биологической науки – непрерывный поиск и новые познания о природе. Все это является неотъемлемой частью методологии преподавания биологии.

Программа школьного образования разнообразна. Во многом это объясняется тем, что отсутствует необходимость стандартизации учреждений среднего образования. Содержание учебных программ, количество лет обучения, оценка уровня знаний и преподавания дисциплин сильно отличаются между странами. Это можно наглядно увидеть в таблице о структуре школьного образования в разных государствах. (www.gradstudyabroad.ru). Очевидно, что интеллектуальный, физический и психологический уровень знания резко отличается в различных странах Европы, Евразии, Средней Азии и т. д.

Рисунок 1. Структура школьного образования

Биологические познания (предмет биологии) – это мост, связывающий человека с природой. Как известно, в мире все взаимосвязано, начиная с молекул и атомов, ядер, электронов, нейронов в человеческом организме. С ними связаны физические и химические формы движения, совершающиеся в живом организме. Все живые объекты – это часть природы, структуры живых систем из простых неорганических и органических веществ, объединенных в макромолекулы и в надмолекулярные структуры, составляющие основу белков, из которых состоят живые системы – клетки и их органеллы. Поэтому на сегодняшний день очень важен принцип соединения содержания, например, физики и биологии, химии и биологии, медицины и биологии, экологии и биологи, которые должны учитываться при разработке методики преподавания биологии. Необходимо научить учащихся применять свои знания из математики, химии, физики, философии и других наук в решении биологических задач. Например, в генетике необходимы математические расчеты, клеточная теория в биологии необходима в медицине, из основ микробиологии развивается диагностика, эпидемиология и так далее. С бурным развитием технологии и космонавтики появляются новые течения биологии, такие как космическая биология, компьютерная биология. Все это позволяет учащимся понять единство природы, взаимосвязь между ее элементами, прийти к познанию научной картины мира.

Первейшая задача школы заключается в том, чтобы достичь значительного повышения знаний, заложить фундамент подготовки будущего специалиста. Образование – это неотъемлемая часть сложной социально-культурной среды, в которой живет каждый человек. Педагогика имеет дело с формированием ребенка и признает специфические особенности, неповторимость каждой личности, интересов, потребностей, поэтому возникает принцип индивидуального подхода к учащимся.

На примере преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» можно наглядно увидеть наиболее приемлемый метод преподавания. При проведении анализа были опрошены 14 преподавателей биологии стран СНГ (пять из Казахстана и девять из Киргизии). Им был поставлен вопрос: «Как лучше усваивается тема «Теория Чарльза Дарвина» учащимися?». Были получены следующие ответы преподавателей:

  1. семь преподавателей придерживаются мнения о том, что наиболее продуктивен метод преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» с вовлечением других наук;
  2. пять преподавателей считают достаточным для изучения темы исторических данных;
  3. два преподавателя высказали мнение о том, что «Теория Чарльза Дарвина» – это нешкольная программа.

Рисунок 2 . Преподавание темы «Теория Чарльза Дарвина»

На основании вышеизложенного сформулированы следующие выводы: 50 % преподавателей высказали мнение, что успешное усвоение темы «Теория Чарльза Дарвина» будет более эффективно, когда ученики будут изучать ее с позиции трех или четырех дисциплин. С точки зрения учителей, у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, тема усваивается и запоминается более легко. Тогда как 36 % преподавателей полагают, что при изучении этой темы достаточно лишь исторических данных (учебный план), чтобы не загружать учеников, так как, по их мнению, в школьную программу входит изучение и других предметов, кроме биологии. Наконец, 14 % из опрошенных преподавателей полагают, что тема «Теория Чарльза Дарвина» не должна изучаться в школьной программе, а должна входить в программу высшего образования. По их мнению, эта тема сложная и требует большего внимания учащихся.

На наш взгляд, в преподавании предмета биологии должны использоваться методы смежных наук, но необходимо учитывать, что применение смежных предметов, таких как физика, философия, экология, химия и других, не является самоцелью, а необходимо лишь для более углубленного изучения предмета и анализа биологических феноменов (проявлений).

В заключение следует отметить, что на данный момент нет единой, общепризнанной систематизации методов преподавания и обучения биологии, что связано с тем, что при создании классификации методов разными методистами и педагогами применялись различные подходы и взгляды. Можно только добавить к этим методам что-то новое и более усовершенствованное. Из-за большого количества материалов в дидактике и методике продолжается поиск более современных методов обучения, которые влияют на развитие личности и творческие способности ребенка, что усиливает разностороннее мышление (культура, человечность).

Список литературы:

  1. Баксанский О.Е. Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) – М., 2001. – 264 с.
  2. Добаев К.Д. Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике. – М., 2010. – 127 с.
  3. Длусский Г.М. История и методология в биологии. – М., 2006. – 220 с.
  4. Карпин В.А. Основания теории патологии: философско-методологические аспекты: автореферат дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 2008. – 35 с.
  5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.,1957. – 256 с.
  6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. – М., 1975. – 176 с.
  7. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007. – 668 с.
  8. Оганов Р.Ф. Становление начальных курсов естествознания и методики их преподавания: автореферат дис. канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 176 с.
  9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.,1974. – 279 с.
  10. Северцов А. С. Теория эволюции. – М., 2005. – 380 с.
  11. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: автореферат. дис. доктор пед. наук. – Челябинск, 2000. – 421 с.
  12. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000. – 238 с.
  13. Юсупов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие. – М., 2003. – 238 с.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 2006. – 310 с.

Практическая направленность преподавания биологии /январь 2016г/

Биология занимает особое место среди естественных наук. Именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности. Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях.

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. На основе знаний биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.

Начиная с 6 класса, а по новым стандартам ФГОС с 5 класса в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии. Результатом такой работы стало поступление выпускников нашей школы в медучреждения среднего, высшего уровня, в Брянскую государственную сельхозакадемию. Чем мне учителю МБОУ Трыковской сош стоит гордится.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    и c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

Биологическое оборудование необходимое для выполнения практической части биологической дисциплины можно разделить на следующие группы:

    натуральные объекты (живые организмы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии)

    приборы, реактивы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности)

    средства на печатной основе (таблицы, дидактический материал)

    муляжи и модели

    тсо (компьютеры)

    учебно-методическая литература

Практическая работа - один из важных методов в биологии с помощью которого осуществляется передача знаний, их усвоение и закрепление. Самые достоверные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных и практических работ. Исключительное значение играют натуральные объекты. Для развития понятий, помимо натуральной наглядности, используются и различные виды изобразительной наглядности (таблицы, схемы, рисунки, фото, и т.д.) которых достаточно в полном объеме в учебниках биологии за курс основной и средней школ. При проведении практической или лабораторной работы в помощь необходимо использовать книгу (учебник, справочник, другую доп. Литературу), инструкцию по выполнению данной работы. При проведении практической части необходим инструктаж, который проводит учитель.

В учебнике биологии включены необходимые работы с темой, целью, необходимым оборудованием и ходом выполнения работы. Так в разделе «Растения, бактерии, грибы, лишайники» учебнике 6 класса включено 17 лабораторных работ и 1 практическая работа. Каждая работа должна быть эффективной и целесообразной. Это можно достичь четко поставленной целью: что надо увидеть, как увидеть, какие результаты надо получить и как их оформить. Итогом работы могут быть рисунки, заполнение таблицы по заданной форме, вопросы, которые помогут сформулировать выводы. В ходе практических работ особую роль играет самостоятельный мыслительный процесс позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты такой работы являются основным источником знаний.

Связь теории и практики, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни. А это ли не главное в обучении: научить знаниям и умениям, которые не были бы мертвым грузом, а были бы при востребовании временем восстановлены и применены.

В зависимости от целей и содержания изучаемого материала лабораторные и практические работы могут быть репродуктивного, поисково –исследовательского и исследовательского характера. Последние работы являются основой для проектной деятельности. Исследовательская работа, а она как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать возрастные особенностей учащихся их умение проводить анализ и выделять главное; сравнивать; обобщать и систематизировать; определять и объяснять понятия, конкретизировать, уметь видеть противоречия. Совершенствовать умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.

Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе на приусадебном участке.

Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, да и просто на прогулке.

В этом 2015-16 учебном году биология начинает изучаться учащимися по государственным образовательным стандартам второго поколения с 5 класса и требует деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

Придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

Существенное повышение мотивации и интереса к учению;

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Практическая направленность преподавания биологии направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.

Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах - организмах растений и животных, экосистемном уровне биосферном уровне, понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.

1.Идеи Ф. Юнге и О. Шмейля, их влияние на русскую методику биологии


Уже в начале 60-х годов, сразу же после появления «Происхождения видов» Дарвина, в Москве вышла объемистая «Зоология и зоологическая хрестоматия» проф. А. П. Богданова - ученика К. Ф. Рулье и его преемника по университетской кафедре.

В этой книге животные рассматривались в восходящем порядке зоологической системы - от низших групп до насекомых включительно (автору пришлось ограничиться только первым томом, посвященным беспозвоночным); в тексте книги были особые статьи с кратким изложением теорий Ламарка и Дарвина, а на странице 462 впервые в литературе (еще до Геккеля!) автор попытался дать графическую схему родословного древа животного мира.

На биологической основе и также в восходящем порядке были построены и учебники классика нашей отечественной методики А. Я. Г ер да, которому, однако, пришлось считаться с требованиями уже спохватившейся цензуры и только намеками, эзоповским языком, проводить идею исторического развития животного мира.

Так называемый «биологический метод» зарубежных авторов. Первые годы XX века ознаменовались крупными сдвигами в области школьного естествознания. В этот период, предшествовавший революции 1905 года, господствующее положение в практике преподавания ботаники и зоологии заняли уже учебники, построенные на биологической, или экологической, основе. Однако это биологическое направление не было единым методическим течением, а шло из двух источников, различных по своей методологической основе, и выражалось в форме так называемого «биологического метода», пришедшего к нам из Германии, и в форме биологического направления, которое самостоятельно развивалось на русской почве и о котором только что шла речь выше.

«Биологический метод» связан с именами немецкого учителя Ф. Юнге и проф. О. Шмейля. Юнге пытался заменить курсы ботаники и зоологии изучением жизненных сообществ, или биоценозов, заимствовав это понятие у проф. Мёбиуса и разработав его" на примере школьного изучения обыкновенного деревенского пруда. Увлечение этой идеей быДо недолговечным, так как воплощение ее встретило большие трудности прежде всего в климатических условиях. Гораздо более жизнеспособным оказался «биологический метод» в том виде, как он был разработан Шмейлем для курсов ботаники и зоологии. Не ломая сложившихся

учебных планов п программ. Шмейль разгрузил свои учебники от излишних и скучных морфологических детален, систематику использовал только как способ расположения материала и на первое место выдвинул аутэкологию организмов, а при отборе материала для изучения отдавал предпочтение тем формам, у которых более ярко выражены их адаптивные признаки (крот, тюлень, дятел, утка, страус и т. п.).

Преподавание по учебникам Шмейля оживило школьную биологию, однако проводимый им «биологический метод» был порочен в своей основе, так как искажал действительные взаимоотношения организма и среды. В своем методическом руководстве Шмейль не скрывал своего отрицательного отношения к дарвинизму, а в учебниках старательно обходил молчанием относительность и историчность приспособленности организмов. Нарочито подбирая яркие примеры адаптации, а в иных случаях прибегая и к явным натяжкам, Шмейль неуклонно вел учащихся к телеологическому представлению о совершенной н предустановленной целесообразности в строении организмов. И хотя, учитывая веяния времени, он и не ссылается при этом на мудрость и благость «творца», в идейном отношении его учебники остаются на уровне «Зрителя божи-их дел во вселенной». Это и обеспечило «биологическому методу» немецких авторов благосклонное отношение со стороны царского министерства просвещения.

Биологический принцип в учебниках русских авторов-дарвинистов. На иной методологической основе, совершенно независимо от Юнге и Шмейля и, как мы видели, задолго до них, развивалось биологическое направление в передовых русских учебниках XIX века. Более яркое выражение этот биологический, или экологический, принцип нашел уже в начале нашего века в учебниках московских зоологов - проф. М. А. М е н-збира и прив.-доц. В. Н. Львова; несколько позже появился написанный в том же духе учебник проф. С. И. Огне-в а. Выход в свет учебника М. А. Мензби-ра почти совпал с появлением учебника Шмейля, и поэтому автору - крупному зоологу и пропагандисту дарвинизма - пришлось отмежевываться от «биологического метода» Шмейля, который, по его словам, «впал в огромную ошибку, развив учение о связи между организацией и образом жизни в духе телеологии. ...Поэтому, - продолжает М. А. Мензбир, - если на первый взгляд мой учебник может показаться сходным с учебником немецкого автора, сходство это при ближайшем знакомстве должно исчезнуть».

Таким образом, необходимо строго различать «биологический метод» Юнге и Шмейля и биологическое направление, ведущее свое начало от К. Ф. Рулье и развитое в работах русских авторов-дарвинистов. Пользуясь привычным для биологов выражением, можно было бы сказать, что в этих двух направлениях мы встречаем пример своего рода «методической конвергенции», где за сходной внешностью скрывается глубокое различие по существу, подобно различию между акулой и дельфином.

Зоология в советской школе. Биологический (экологический) принцип был творчески воспринят и при разработке биологических курсов для советской школы.


2. В чем суть воспитывающего обучения, разработанного В.В. Половцевым. Какой метод разработал ученый и в чем его суть

преподавание обучение биология

Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика. Без учета возрастных особенностей обучение биологии будет или непосильным, или слишком элементарным, не соответствующим умственным и психическим возможностям ученика. Дети изучают биологию с 11 - 12 до 17-18 лет. Поэтому в 6 - 7 классах учитель использует на одном уроке несколько различных методов, обеспечивая смену видов деятельности учащихся, необходимую для детей данного возраста. В старших классах урок нередко проводится с использованием 1 - 2 методов для устойчивости восприятия.

Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений, распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения, препарирования и экспериментирования учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка.

Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки - получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета "Биология" - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях ее организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Предмет под названием "Физика" рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка - строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека.

Одна из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов "Физиолог" о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан во II - III вв. н. э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен "Шестоднев". В нем автор изложил библейский рассказ о сотворении мира, дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах.

В XVII в. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. "Проблемата". В этом многотомном трактате с большими искажениями излагались идеи Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником этого периода, содержащим только зоологические сведения, был трактат "Бестиарий". Характерно, что при изложении фактического материала о животных в "Бестиарий" в отличие от "Физиолога", "Толковой Палеи" нет нравоучительных сравнений и поучений. Однако, как и во всех вышеназванных трудах, предназначенных для натуралистического просвещения, в "Бестиарий" истина очень густо перемешана с вымыслом без анализа и проверки фактов, без соотнесения их с научными данными.

Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд "Зерцало естествозрительное". Сочинение представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался с позиций философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления.

Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

И вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Преобразования возникли не случайно, они были подготовлены всем ходом исторического развития России. Петровские реформы были предопределены. Петр I двинул эти преобразования последовательно и энергично. Государство испытывало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII - начале XVIII в. создаются первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучения грамоте и счету школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств.

По плану школьной реформы, в городах создавались народные училища двух типов: главные - 5-летние и малые - 2-летние. Предмет "Естествознание" вводился на двух последних годах учебы в 5-летних училищах. К работе над учебником по естествознанию был приглашен Василий Федорович Зуев.

В 1786 г. без указания имени автора вышел первый отечественный учебник естествознания под названием "Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя". Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В. Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.

Названный учебник состоит из двух частей (книг) и разделяется на три отдела: "Ископаемое царство" (неживая природа), "Прозябаемое царство" (ботаника) и "Животное царство" (зоология). Во времена Зуева растения называли "прозябениями", считалось, что они "промерзают" в зимнее время, отсюда название - "прозябаемое царство".

В первой части дается описание земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Ботаническая часть начинается кратким очерком о жизни и строении растений, здесь упоминается и об их "клеточном" строении, затем следует научное описание отдельных представителей растительного царства. Интересно, что в основу разделения растений на группы положена не господствующая в то время система К.Линнея, а группировка растений по их практической значимости для человека. Зоологическая часть также излагается в научном плане, при этом ведется очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образа жизни и повадок. В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: "По строению тела человек - подобное прочим зверям животное".

В учебнике хорошо выражен преимущественный интерес к местному материалу, хотя есть сведения и о некоторых представителях, распространенных в других регионах Земли. Этот текст читается легко, так как изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического (прикладного) материала.

Необходимо также подчеркнуть, что Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой большой фактический материал об экологии растений и животных, окружающей среде и бережном отношении к растениям и животным, т.е. сведения из области экологической науки, которая находилась в то время лишь на первоначальном этапе своего развития.

Безусловно, это было связано с направленностью собственных естественнонаучных работ и путешествий В.Ф. Зуева. Следует отметить, что в 1783 г. он задумал создать для Академии наук работу под названием "О температуре тела животных в зависимости от окружающей среды". Однако в связи с обследованием школ России и работой над учебником задуманный экологический труд не был написан, но о его содержании можно судить по программе, сохранившейся в архивах академии.

Выполняя заказ общества, Зуев в монографические описания растений и животных включает материалы практического значения. Например, описывая березу, он сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы - как приготовить из нее мочало, дает совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды и что она хороша для посадки в аллеях. Такой сильно выраженный практический материал, полезный для человека, тогда был очень важен, так как показывал большую роль естественнонаучной грамотности для человека в его повседневной и трудовой жизни.

Учебник В. Ф. Зуева "Начертание естественной истории..." стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы. Содержание учебника, стиль его изложения по праву заслужили высокую оценку ученых (современников автора) и методистов наших дней.

Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания (автор рекомендует строить уроки в виде беседы), какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц на плотной бумаге форматом в 1/2 печатного листа. Эти таблицы широко использовались в отечественной школе на протяжении более 40 лет.

Учебник Зуева переиздавался несколько раз, но им пользовались недолго. Однако его роль в образовании была очень велика, ибо он содействовал развитию научного мировоззрения, способствовал применению знаний в практической жизни (т. е. готовил

учащихся к жизни), развивал интерес к биологическим знаниям, знакомил с экологическими особенностями организмов, живущих в разных условиях, с повадками животных, убеждал в необходимости бережного отношения к натуральным объектам окружающей среды. Этими идеями В.Ф. Зуев руководствовался при подготовке учителей для народных училищ в учительской гимназии.

Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В. Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, а затем к рассмотрению животных и человека), монографическое описание изучаемых объектов, роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественно-научных знаний (связь обучения с жизнью), наконец, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.

Таким образом, академик В. Ф. Зуев положил начало отечественной методике обучения биологии и по праву считается ее основателем.

Новое слово, сказанное А. Любеном в области методики преподавания естествознания, нашло отклик среди русских педагогов-естественников. Начался активный перевод учебных книг Любена, отечественные авторы в своих изданиях использовали его методику организации образовательного процесса в школе. Однако вскоре массовая практика обучения по любеновскому типу выявила серьезные противоречия. Они выразились в несоответствии содержания методам обучения в школе. Ценные методические рекомендации по использованию наглядности наталкивались на полное отсутствие ее в школе. А обучение по методу Любена без самого объекта не давало возможности должным образом организовать учебный процесс. Кроме того, в учебниках Любена, как и прежде, основное внимание уделялось морфологии и систематике (по книгам К. Линнея), что также не удовлетворяло педагогическую общественность.

Данные обстоятельства обозначили новые методические проблемы - соответствие содержания школьного курса естествознания современному уровню развития биологической науки и соответствие методов обучения содержанию школьного предмета.

На решение этих проблем была направлена деятельность замечательного педагога-естественника Александра Яковлевича Герда (1841-1888).

Один из главных упреков Герда в адрес любеновского направления в естествознании - неудовлетворительное содержание курса естествознания.

Все внимание в то время обращалось лишь на внешние признаки живых организмов, в итоге преподавание оказывалось до того сухим, что пропадал всякий интерес к нему не только у детей, но и у учителей.

А.Я. Герд является крупнейшим методистом естествознания конца XIX в. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета и созданием учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. Главной целью изучения естествознания в школе он считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании.

В созданных Гердом книгах, методических трудах, опубликованных в журнале "Учитель", а также в его преподавательской деятельности четко прослеживаются передовые для того времени педагогические идеи развивающего обучения. Назовем основные из них:

изложение учащимся учебного материала о природе на эволюционной основе, формирование у них "правильного мировоззрения";

внедрение "восходящего порядка" в изучении живых организмов;

активное развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся в процессе обучения естествознанию;

использование объяснительного и исследовательского подходов в обучении школьников;

обучение детей с опорой на ранее приобретенные знания;

непосредственное общение с живой природой в форме экскурсий, практических работ и путем демонстрационных опытов на уроках;

овладение в начальной школе знаниями "о земле, воздухе и воде" (триада Герда);

внедрение комплексного подхода к изучению природы на начальном этапе обучения в школе (естественно-исторический комплекс знаний о живой и неживой природе);

обоснование преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе к курсам ботаники, зоологии

и другим естественно-научным курсам в старших классах (физика, химия);

внедрение экологической направленности в содержание образовательного процесса;

изменение названия курса "Анатомия и физиология человека" на более общее - "Человек" и его содержания соответственно;

Ученый считал, что реализация идей развивающего обучения будет содействовать улучшению общего образования в отечественной школе: "Конечная цель курса Естествознания в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук". Для Герда "определенное мировоззрение" - это учение Дарвина об эволюции, которое он активно пропагандировал в России. Говоря о формировании мировоззрения, ученый подчеркивал, что понимание единства природы "не должно быть навязано ученику", а может быть достигнуто особой системой изучения всего курса естествознания, способствующей развитию сознания у учащихся. Большое развивающее значение, по мнению Герда, имеют демонстрационные опыты на уроках, экскурсии и практические занятия. Ученый призывает давать учащимся правильные и по возможности цельные представления об окружающем мире и явлениях адаптации. Фактически он обосновал необходимость изучения экологического материала в курсе естествознания и показал пути и средства его преподавания в школе. Это проведение экскурсий, практических работ, наблюдений над растениями и животными, постановка опытов, использование на уроках натуральных объектов.

Находясь под влиянием идей дарвинизма и пропагандируя единство содержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания:

и 3 классы - "Неорганический мир";

класс - "Растительный мир";

класс - "Животный мир";

класс - "Человек";

класс - "История Земли".

В последнем курсе предполагалось изложение истории развития неорганического мира (происхождение Солнечной системы, образование планеты Земля) и истории развития органического мира. Заканчивался курс учением Ч. Дарвина.

Данный план представляет собой попытку построить курс естествознания на эволюционной основе. Он был воплощен в превосходно написанных А.Я.Гердом учебнике зоологии и "Кратком курсе естествознания" для школ, где изучение естествознания ограничивалось тремя годами.

Большое развивающее значение Герд придавал преподаванию начального курса естествознания в школе. При этом он подчеркивал необходимость знаний о неживой природе для последующего изучения живых организмов. Герд считал, что на начальном этапе изучение природы должно быть комплексным (в виде естественно-исторического комплекса знаний о живой и неживой природе). Свои идеи он претворил в учебнике о неживой природе. Первоначально учебник назывался "Первые уроки минералогии", а затем был издан под названием "Земля, воздух, вода, или Мир божий". К этому курсу Герд написал методическое руководство для учителей "Предметные уроки", которое явилось первым специальным методическим трудом по курсу частной методики обучения естествознанию.

Имя А.Я. Герда и его методика (кроме "Предметных уроков") так же, как и имя В.Ф.Зуева, вскоре после их кончины были забыты. Лишь в 1914 г. Борис Евгеньевич Райков опубликовал в журнале "Естествознание в школе" статью, в которой рассказал о педагоге-естественнике Александре Яковлевиче Герде - крупнейшем методисте России.

Первые годы XX в. характеризуются активной борьбой передовых педагогов естественников за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения. Глубокие изменения, происходившие в экономической и социальной жизни общества, создали новые условия для быстрого научно-технического прогресса России. Вместе с тем специфической особенностью развития страны начала XX в. было глубокое противоречие между уровнем технической мысли и возможностью ее реализовать.

Создание крупных производств, фабрик, оснащенных новой техникой, развитие железнодорожного транспорта, появление техники в сельском хозяйстве - все это требовало наличия подготовленных, квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, способствовало просвещению народных масс.

Существующие ведомственные учебные заведения, низкий уровень народного образования не удовлетворяли запросов общества. Поэтому начинают открываться различные частные гимназии, реальные и коммерческие училища, которые дают детям более широкое образование.

Под давлением общественности Министерство народного просвещения вынуждено было пересмотреть систему гимназического образования. Она была составлена не по предметам естественных наук (ботаника, зоология и др.), а по "общежитиям природы", т.е. по природным сообществам: лес, сад, луг, пруд, река. Изучение "общежитий" проводилось в трех первых классах школы. Ее заимствовали из работ немецкого педагога Ф. Юнге. Изучать природу рекомендовалось во время экскурсий, на прогулках со школьниками.

Фридрих Юнге, будучи школьным учителем, разочаровался в методе А. Любена и стал искать пути оживления преподавания естествознания. Изучение природы по "общежитиям", по мнению Юнге, было средством конкретизации идеи единства природы. Он писал, что ученики должны изучать природу, а не заучивать законы о ней, отыскивать и уяснять эти законы на том материале, который доступен детскому пониманию; таким путем дети будут познавать закономерности живой природы и возвышаться до понимания ее связей и единства. Эта идея Юнге была воспринята учеными-естественниками, которые принимали активное участие в разработке школьного естествознания, - В.В. Половцовым и Д. Н. Кайгородовым, но каждый из них взял от Юнге разные аспекты его учения. Половцов - биологическое направление, Кайгородов - группировку учебного материала, т.е. идею общежитий.

Положительные для своего времени и ориентированные на немецкие школы идеи Юнге в искаженном виде были трансформированы Кайгородовым для учебной программы природоведения. Следует помнить, что климатические условия Германии и России имеют значительные отличия. Кроме того, программа основывалась на антропоморфическом, теологическом и телеологическом толковании природных явлений. Это было значительным шагом назад для школ России с уже сложившейся естественно-научной и биологической направленностью в содержании обучения. Под напором критики Министерство народного просвещения было вынуждено пересмотреть программу Д. Н. Кайгородова. При участии ряда профессоров-биологов и педагогов-методистов программу для 1 - 3 классов переработали в 1904 г. В ее основу была положена схема, разработанная А.Я. Гердом в 1787 г.

Следует заметить, что программа Кайгородова была неудачной по содержанию, а также в методическом и методологическом отношении, поэтому педагогическая общественность заслуженно ее критиковала. Однако идея изучения организмов в их естественной обстановке, которой придерживался Кайгородов, оказалась весьма плодотворной, оживившей школьное естествознание. В связи с этим ученые-ботаники, зоологи, почвоведы издавали рекомендации для учителя по проведению экскурсий в природу. Такой материал методически обогатил изучение биологических и экологических вопросов курса, обозначил новый компонент в содержании школьного естествознания - биоценологический. В 1907 г. вышла первая отечественная общая методика естествознания Валериана Викторовича Половцова - "Основы общей методики естествознания", в которой автор изложил целостную систему знаний по методике. Ученый подробно охарактеризовал образовательное значение экскурсий и практических занятий, обосновал и развил "биологический метод" в преподавании естествознания. В отборе содержания учебного предмета Половцов предлагает руководствоваться тремя принципами (он назвал это "биологическим методом"):

Образ жизни животного или растения должен изучаться в связи со средой его обитания.

Для изучения в школе надо выбирать те организмы, которые дают богатый биологический материал.

В своей методике В. В. Половцов впервые собрал весь опыт, накопленный многими поколениями ученых и учителей в области теории преподавания естествознания, обосновал и развил ряд методических положений. Он впервые обозначил ряд вопросов, которые определили направления исследований для методистов-естественников: о различии между научной дисциплиной и учебным предметом, об идее целесообразности в школьном преподавании, о роли гипотезы в учебном предмете, об изучении эволюционной теории, о половом просвещении, о системе подготовки учителя, о том, каким должен быть учитель естествознания, и др. Как ученый-ботаник Половцов активно отстаивал материалистический подход в объяснении природных явлений. Он пишет: "

Разработанный В.В. Половцовым "биологический метод", по существу, ориентировал на экологический подход в обучении естествознанию.

В.В. Половцов считал, что материалы экологического содержания содействуют пониманию причинной зависимости природных явлений и на этой основе - формированию материалистического мировоззрения. Половцов включает вопросы экологии организмов и биогеоценологии в школьную программу.

В.В. Половцов различает материалы аутэкологического и синэкологического содержания в их педагогическом значении. Первые он рекомендует рассматривать совместно с морфологическими, физиологическими и другими данными об организмах при непременном условии ознакомления с организмами как живыми существами. Для реализации этой задачи ученый советует проводить практические работы с раздаточным материалом, опыты и наблюдения. Признавая образовательную значимость указанных экологических материалов, Половцов отмечает, что знания о сообществах представляют определенную сложность, и рекомендует изучать их в конце курса или же использовать как обобщение при повторении. То есть он показывает более правильный подход к изучению материалов об "общежитиях" по сравнению с рекомендациями Кайгородова и некоторых других методистов-естественников того времени.

Таким образом, в начале XX в. преимущественно трудами В.В. Половцова в содержании школьного естествознания начал развиваться экологический элемент как средство воспитания у детей материалистического мировоззрения.


В чем противоречивость отношений В.В. Половцева к идеям Юнге и Шмейля


В. В. Половцов испытывал известное влияние идей Ф. Юнге и весьма отрицательно относился к идеалистической трактовке органической целесообразности О. Шмейлем.

В. В. Половцов считает возможным ответ только на вопрос «почему?», приводящий к установлению причинной связи и относительности целесообразности и гармонии. Свои теоретические положения методики В. В. Половцов претворял в ряде тщательно разработанных пособий: «Программа школьной ботаники» (1894), «краткий учебник ботаники» (1914), «Практические занятия по ботанике» (1910), «Ботанические весенние прогулки и окрестностях Петербурга» (1900).

В первых программах основное внимание было уделено не столько содержанию, сколько передовым по тому времени методам обучения. Однако методы сами по себе не могут обеспечить коммунистическое воспитание подрастающих поколений. Ведущим должно быть содержание обучения, а не методы его преподнесения учащимся. К тому же обозначился серьезный разрыв между пропагандируемыми методами, например «исследовательским», и средствами их осуществления. Так, обследование школ Ленинграда (1924/25 учебный год) показало, что лишь 50% их имело отдельные кабинеты естествознания, причем полностью оборудованных для проведения лабораторных работ было только 3,2% (в 9 школах из 206). Считалось необходимым проводить наблюдения и исследования не только опытным путем в лабораториях, но и непосредственно в природе - на экскурсиях. В помощь школам в проведении экскурсий по окрестностям Петрограда было организовано 12 экскурсионных биологических станций (1919). Позднее число этих станций по экономическим причинам сократилось. В эти годы проводилось много экскурсий. Например, в V классе проводилось от 5 до 10 экскурсий в год, а в отдельных школах - до 20. Увлечение экскурсиями привело к их сокращению, поскольку много времени тратилось на переезды и переходы. Экскурсии не всегда были связаны с уроками, и учащиеся получали меньше знаний, чем на уроках..

Наряду с экскурсионными станциями были организованы педагогические биостанции в Москве В. Ф. Натали (1918) и в Ленинграде Б. Е. Райковым (1924); в 1918 году в Сокольниках (Москва) Б. В. Всесвятским была основана биостанция юных натуралистов имени К. А. Тимирязева, положившая начало юннатскому движению. Однако на начальном этапе юннатское движение не связывалось со школьным обучением биологии и даже противопоставлялось ему, так как отрицалось всякое руководство со стороны учителя. Центральное бюро юннатов призывало «отдать юннатское движение в руки самих юннатов». В это время особенно ярко выявилась диалектическая противоречивость педагогического процесса при односторонних увлечениях отдельными методами и формами.

Другим важным фактором, влияющим на целевой компонент курса методики, являются чрезвычайная вариативность и объективно существующая в данный момент нестабильность в области естественно-научного образования. В связи с этим в цели профессионально-методической подготовки включена подготовка студентов к осуществлению профессионального сравнительного анализа различных педагогических концепций авторских учебных программ, учебников, эффективных способов их реализации в условиях диверсификации процесса обучения биологии.

Наконец, курс методики (как междисциплинарный) в условиях реализации новых образовательных стандартов, существующих и активно проектируемых и внедряемых программ основного и дополнительного образования вынужден взять на себя несвойственные ему ранее функции:

коррекции и интеграции знаний и умений студентов, полученных при изучении различных блоков профессиональной образовательной программы;

помощи в составлении индивидуальной образовательной траектории студента в системе непрерывного образования.

Эти новые задачи несомненно требуют внимания и отдельного исследования в методике обучения биологии.

Однако, говоря о «новой» методике обучения биологии, нельзя ограничиться только постановкой обновленных целей. Необходима определить ведущий подход и сгруппировать цели в определенную иерархию. Таким подходом, на наш взгляд, является психолого-методический подход как наиболее соответствующий современным задачам, поставленным перед образовательными системами всестороннего развития личности.

Избранные методологические ориентиры позволяют рассматривать теорию и методику обучения биологии как особое образовательное пространство и среду для индивидуального профессионального и личностного самоопределения студентов, учебного курса развития методического творчества, а саму личность студента как абсолютную ценность, ориентированную на свободу выбора и принятия решений, самореализацию. При таком подходе содержание теряет отчужденный характер и выводится на личностный уровень.

Раскрытие субъективного опыта средствами учебной дисциплины «Методика обучения биологии» непременно должно осуществляться студентами в ситуациях учебного диалога, игровой и проектной деятельности, реального погружения в образовательную среду различных учебных учреждений, а также в решении конкретных задач, создающих, ценностно-смысловое поле межсубъектного общения, продуктивный диалог, развивающий профессиональный и личностный опыт будущих учителей биологии.

Методика подготовки учителя биологии направлена на овладение студентами педагогическими технологиями, ориентирован-ными на позиции добра, сочувствия и доверия, право школьников на ошибку, формирование внутренней личностной убежденности учителя в возможностях и способностях учащихся.

Практическая реализация комплексного психолого-методического и личностно-деятельного подходов предполагает многоуровневое проектирование и анализ учебно-воспитательного процесса в предметном обучении. Применительно к курсу методики обучения биологии многоуровневое проектирование представляет собой:

уровень моделирования и отражения объектов познания, обособление которого обусловлено спецификой объектов изучения биологии, ее принадлежностью к макро- и микромирам и огромной ролью абстрактной наглядности в обучении; этот уровень предполагает изучение студентами методических закономерностей использования в обучении биологического эксперимента, соответствующей графики и символики;

уровень внутри- и межпредметной интеграции знаний, связи теории с практикой и личностным жизненным опытом учащихся;

уровень готовности к развитию личности учащихся в предметном обучении, который предполагает освоение студентами целевых методических программ, организацию развивающего обучения субъектов учебно-воспитательного процесса, создание эмоционально-комфортной среды в обучении, развитие внутренней мотивации учения и адекватной самооценки у учащихся и др.;


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»

Педагогические чтения

«Формирование ключевых образовательных компетентностей в процессе учебной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС»

Тема доклада: «Реализация практической направленности обучения биологии в соответствии с задачами ФГОС».

Работу выполнил:

Рощина Надежда Владимировна

учитель биологии

2016

Актуальность темы выступления обусловлена преобразованиями, происходящими в последние десятилетия в экономических, политических и других сферах жизни современного общества. Эти тенденции проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры.

Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему оценки качества биологического образования, поскольку связано с модернизацией образовательного процесса, его ориентацией на компетентностный подход. Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе биологического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.

Тема актуальна также в связи с изменениями в биологической науке, усилением конструктивного (преобразовательного) характера её современных исследований. Сегодня биология предлагает пути решения многих проблем общества (экологических, демографических и др.). «Чтобы быть реально полезной людям, биология должна осуществлять контроль за состоянием и качеством окружающей среды, давать прогноз условий жизни людей и принимать участие в управлении средой». Именно поэтому современное школьное биологическое образование должно исходить из необходимости формирования действенных знаний и умений как основы в развитии ключевых компетенций учащихся.

Перед учителем биологии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и практической деятельности. Именно такая задача сформулирована в современных нормативных документах биологического образования и подтверждается требованиями к уровню подготовки выпускников .

Ориентация биологического образования на компетентностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины. Достижение педагогических целей позволяет акцентировать внимание в учебном процессе на операционной стороне его содержания, т.е. усилении внимания на формировании умений школьников. Из своего опыта работы я понимаю, что ведущее место в процессе практической подготовки учащихся принадлежит практическим работам, как в аудитории, так и на местности. Однако учитывая то, что на изучение биологии как дисциплины отводится в учебном плане 5 класса лишь один час, не возможно полностью раскрыть способности учащихся, выявить их творческий потенциал, выдать тему урока и провести практическую работу. Поэтому я решила вести кружковую работу с учащимися по исследовательской деятельности, где раскрывается практическая направленность науки биологии.

Научно-исследовательская деятельность-дело не простое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа. В противном случае мы имеем дело не с исследовательской работой, а компилятивной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей . Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской работы . Очень важно, что такую работу могут выполнять не только одарённые дети, но и слабоуспевающие, те, которых можно увлечь биологией, экологией.

Главной целью естественно-географического образования является формирование активной творческой личности. Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели естественно-географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания биологии множество: организация наблюдений за поведением животных, проведение комплексных экскурсий по изучению природы прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам охраны природы, на экологической смене «Смирновские озёра», организация наблюдений за растениями на учебно-опытном участке при проведении опытнической работы, ведение кружков «Юный биолог» (5 класс), «Юный исследователь» (6-9 классы) и элективного курса в 10-11 классах «Проектно-исследовательская деятельность» т.е. реальное осуществление экологического и краеведческого принципов обучения на уроках биологии и во внеурочной работе.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки - исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности .

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения . Она способствует воспитанию у школьников инициативы, позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся, дать им возможность приложить свои знания, и принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Такая работа воспитывает активное, добросовестное отношение к исследованию позволяет выяснить причины отклонения в здоровье, помогает задуматься о состоянии своего здоровья. Так, при изучении анатомии человека учащиеся нашей школы с помощью доступных методик исследуют состояние здоровья одноклассников, учащихся начальных классов, освещённость классов, тяжесть портфелей, определяют уровень шума в классе, на территории школы, села, соответствие парт возрасту, росту и т.д. Чтобы сделать выводы, они изучают нормы СанПиНа, обобщают, сравнивают данные с теми, которые они получили в результате исследования. При выявлении несоответствия нормам СанПиНа учащиеся выносят свои рекомендации по устранению нарушений. Результаты такого исследования позволяют сделать образовательную среду более комфортной и использовать данный материал на уроках при изучении опорно-двигательной системы и органа слуха.

Исследования по предметам сочетают в себе использование теоретических знаний и исследований или эксперимента, пробуждают интерес к решению проблем, вызывают чувство удовлетворённости полученными результатами. Исследовательский характер деятельности способствует творческой самореализации, самообразованию, самосовершенствованию, саморазвитию . В результате цели и задачи исследования становятся более глубокими, методы исследования более сложными. Так, например, один и тот же ребёнок в 6 классе занимался опытнической работой на УОУ и выполнял работу: «Сортоизучение моркови», а уже в 8 классе провёл исследование по теме: «Выявление причин роста заболеваемости туберкулёзом среди жителей села Калинино», где требовались кропотливая работа по сбору данных и их обработки, развитие коммуникативных качеств (ученик связывался с главврачом Михайловского тубдиспансера). В 9 классе провёл работу по теме «Влияние антропогенного фактора на флору и фауну Смирновских озёр», где ему потребовались глубокие знания по химии, практические умения проводить анализ в лаборатории, умение работать с определителем, а также знания по факторам загрязнения окружающей среды по экологии.

Составление отчёта о работе развивает умение анализировать, делать выводы, работать на компьютере, составляя презентацию по работе. Последний этап - литературное оформление работы, где учащиеся учатся оформлять работу по определённым требованиям, согласно положения. Обязательным условием является защита написанной работы. Выступление с докладом на школьной конференции участников НОУ «Росток», районной конференции по опытнической и исследовательской работе - это положительная мотивация, стимул для продолжения дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. При выступлении школьник учится структурировать объёмный материал, выбирать главное, учится аргументировать, отстаивать свою точку зрения и уметь «держаться на публике», что также пригодится ему в будущей жизни. На таких мероприятиях происходит творческая самореализация учащихся, повышается самооценка.

Опытно-проблемные исследования наши учащиеся проводят с растениями на пришкольном учебно-опытном участке и школьном дворе. Например: «Влияние густоты посева на урожайность свёклы», результаты данного опыта можно использовать на уроках «Абиотические факторы среды». С цветочно-декоративными растениями ставится опыт «Влияние густоты посева рассады петунии» результаты используются в теме «Борьба за существование». Такая работа на ряду с исследованиями помогает приобретать опыт по выращиванию рассады культурных растений, вызывает чувство удовлетворённости результатами своего труда.

Исследовательские работы «Влияние антропогенного фактора на Третье озеро», «Краснокнижные растения Смирновских озёр» помогают разобраться в деятельности человека по изменению окружающей среды. В процессе работы ребёнок изучает, что такое окружающая среда, факторы окружающей среды, влияние антропогенных факторов на изменение среды. Школьник видит, что уничтожаются растения, территория захламлена мусором и зарастает полынью. Но в то же время он видит, что человек своим бережным отношением и вниманием может сохранить редкие виды растений, посадив их. Так ребята нашей экологической смены посеяли семена Лотоса Комарова произраставшего на одном из Смирновских озёр на других озёрах. По результатам исследовательских работ были проведены субботники по очистки дна и берегов озёр, и территории прилегающей к ним.

В весенне-летний период, ухаживая за цветочно-декоративными растениями и проводят исследование «Использование цветочно-декоративных растений в озеленении школьного двора», учащиеся изучают экологические группы растений, сорта цветочно-декоративных растений, условия произрастания в разных частях двора, влияние почвы на развитие растений. В результате накапливается опыт обработки почвы, при этом воспитывается трудолюбие, развивается эстетический вкус, воображение.

Таким образом, исследовательская работа выполняет триединую задачу: образовательную, воспитательную и развивающую. Ученик, занимающийся исследованиями в школе, не допустит стихийного отношения к своему здоровью, к окружающей его среде жизни.

Результатами моей работы по данной теме, является следующее:

Участие детей в заочных всероссийских, региональных конкурсах;

Участие в научно-практических конференциях разного уровня;

Воспитание социально – адаптированной личности.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «пряник» вызывающий или повышающий интерес к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, Т.Г. География: теория, методика, практика: материалы I областной научно-методичекой конференции (6 ноября 2014 г.)/ под общ. Ред. Т.Г. Алексеевой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – стр. 3-4

2. Андрианова, А.А. Исследовательская деятельность как форма экологического образования и воспитания учащихся [электронный ресурс] / А.А. Андрианова//Исследователь.ru. – – режим доступа:

http://www.researcher.ru/praktice_org/praktice_eco/a_1510r8.html

3. Зильберберг, Н.И. Этапы включения школьников в исследовательскую деятельность / Н.И. Зильберберг//Школьные технологии. – 2008. - №5. - с.76-81

4. Караевский, В.В. Методические характеристики научного исследования/ В.В. Караевский//Народное образование. – 2010. - №5.-с.136-143

5. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа.-2006.-№2.-С.45-49.

6. Якушкина, Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – с. 5-6