Традиционный костюм коми

10:09 — REGNUM Ромаданов Константин Юрьевич

Руководитель Службы Республики Коми по тарифам. Родился в 1970 году. В 1994-1998 гг. - заместитель Председателя Правления Коми банка Сбербанка России (г. Сыктывкар). В 1998-1998 гг. - финансовый директор ОАО "Кондитерская фабрика "Юбилейная".

В 1998-2001 гг. - заместитель генерального директора по финансовым вопросам ОАО "АЭК "Комиэнерго". В 2001-2004 гг. - первый заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам ОАО "АЭК "Комиэнерго". 7 декабря 2004 г. Указом главы Коми Владимира Торлопова назначен на должность руководителя Службы Республики Коми по тарифам.

Струтинская Нелли Леонидовна

Министр образования и высшей школы Коми. Родилась 3 июня 1956 года в селе А-Иваново А-Ивановского района Одесской области. По ациональности украинка. Образование высшее. В 1978 г. окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности филолог, преподаватель русского языка и литературы. С августа 1978 по сентябрь 1986 гг. - учитель русского языка и литературы средней школы №16 г.Сыктывкара.

С сентября 1986 по сентябрь 1990 гг. - организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы №16 г.Сыктывкара. С сентября 1990 по сентябрь 1991 гг. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №16 г.Сыктывкара. С сентября 1991 по апрель 2002 гг. - директор средней школы №16 г.Сыктывкара. С апреля 2002 по июнь 2004 гг. - заместитель министра образования и высшей школы Республики Коми. С июня 2004 по март 2006 гг. - первый заместитель министра образования и высшей школы Республики Коми.

Кравчук Светлана Георгиевна

Исполняющая обязанности министра здравоохранения и социального развития Республики Коми. Родилась 4 января 1964 года в поселке Иоссер Княжпогостского района Республики Коми. По национальности русская. Образование высшее. В 1985 г. окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности экономист. В 2000 г. окончила Северо-Западную академию госслужбы по специальности юриспруденция. С 1985 по 1987 гг. - экономист производственного мебельного объединения "Север".

С 1987 по 1990 гг. - экономист Статистического управления Коми АССР. С 1990 по 1993 гг. - старший экономист планово-финансового отдела Минздрава Коми АССР. С 1993 по 2001 гг. - начальник планово-финансового отдела Минздрава Республики Коми. С 2001 по 2003 гг. - заместитель министра здравоохранения Республики Коми. С 2003 по 2004 гг. - директор Фонда обязательного медицинского страхования. С 2004 по 2006 гг. - министр здравоохранения и социального развития Республики Коми.

Усачев Сергей Анатольевич

Руководитель Службы Республики Коми по лицензированию. Родился 15 августа 1960 года в Сыктывкаре. По национальности русский. Образование высшее. В 1983 г. окончил Сыктывкарский государственный университет по специальности преподаватель физики. В 2001 г. окончила Академию госслужбы при Главе РК по специальности юриспруденция. С октября 1977 по июнь 1978 гг. - Горпрофтехучилища №1. С сентября1978 по июль 1983гг.- учеба в Сыктывкарском государственном университете.

С июль по октябрь 1983 г. - инженер в Сыктывкарском государственном университете. С октября 1983 по июнь 1985 гг.- служба в рядах Советской армии. С августа по сентябрь1985 г. - рабочий Сыктывкарского лесопильно-деревообрабатывающего комбината. С сентября 1985 по ноябрь 1986 гг. - преподаватель Техникума советской торговли. С ноября 1986 по май 1999 гг. - работа в органах госбезопасности. С мая по сентябрь 1999 гг. исполнительный директор Коми региональной общественной политической организации "Ассоциация работников правоохранительных органов РФ".

С сентября 1999 по январь 2002 гг. - заместитель руководителя Лицензионной палаты РК. С января 2002 по ноябрь 2004 гг. - руководитель Лицензионной палаты РК. С ноября 2004 г по настоящее время - руководитель Службы Республики Коми по лицензированию.

Бурнадзе Татьяна Петровна

Руководитель Службы Республики Коми по ветеринарному надзору.

Родилась 22 ноября 1957 года в г. Осинники Кемеровской области, по национальности русская. Образование высшее. Окончила Ивановский сельскохозяйственный институт (1982 г.) по специальности - ветеринарный врач. 1973-1975 гг. - съемщица прядильно-ткацкой фабрики имени Красина (Иваново). 1978-1979 гг. - заведующая клубом учхоза Ивановского сельскохозяйственного института. 1982-1989 гг. - главный ветеринарный врач совхоза "Летский", главный ветеринарный врач Прилузского РАПО, ПО "Объячевское" (Прилузский район). 1989-1996 гг. - начальник Прилузской станции по борьбе с болезнями животных. 1996-2002 гг. - начальник Государственного учреждения Республики Коми "Республиканская ветеринарная лаборатория". 2002-2004 гг. - начальник Управления ветеринарии Республики Коми. 2004 г. - настоящее время - Руководитель Службы Республики Коми по ветеринарному надзору.

Нуйкин Анатолий Федорович

Образование высшее военное. В 1971 г. Окончил Саратовское высшее военно-химическое командное училище, в 1982 г. - Военную академию химической защиты. Кандидат политических наук. Почетное звание "Заслуженный работник Республики Коми". Воинское звание - генерал-майор. 1967 - 1968 гг. - Служба в Вооруженных силах; 1968 - 1971 гг. - Курсант Саратовского высшего военно-химического командного училища;

в ноябре 1971 г. - Зачислен в распоряжение командующего Центральной группы войск; с ноября 1971 - 1974 гг. - командир взвода специальной обработки роты химической защиты 164 гвардейский мотострелковый полк 80 гвардейской мотострелковой дивизии 27 АК ЦГВ; 1974 - 1976 гг. - Командир роты химической защиты 164 гвардейский мотострелковый полк 80 гвардейской мотострелковой дивизии 27 АК ЦГВ; 1976-1977 гг. - командир роты химзащиты 131 гвардейский мотострелковый полк 45 гвардейской мотострелковой дивизии; 1977-1978 гг. - командир роты химзащиты 75 гвардейского танкового полка 45 гвардейской мотострелковой дивизии; 1978-1982 гг. - Слушатель инженерного факультета Военной Академии химической защиты; 1982-1987 гг. - Начальник отдела противорадиационной и противохимической защиты штаба ГО Коми АССР;

1987-1989 гг. - Заместитель начальника штаба ГО Коми АССР - начальник штаба ГО г.Сыктывкара; 1989-1990 гг. - Начальник штаба - заместитель начальника гражданской обороны г.Сыктывкара; 1990-1993 гг. - Начальник штаба - заместитель начальника гражданской обороны Коми АССР; 1993-1997 гг. - Начальник штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - заместитель начальника гражданской обороны Республики Коми;

1997-2005 гг. - Председатель Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Коми; январь 2005 - сентябрь 2005 гг. - ВрИД Начальника Главного управления МЧС России по Республике Коми; сентябрь 2005 - февраль 2006 гг. - Начальник Главного управления МЧС России по Республике Коми.

Боброва Надежда Александровна

Родилась 14 мая 1956 года в селе Сторожевск Коми АССР. Образование высшее. В 1979 году окончила Ленинградский государственный университет, факультет журналистики, в 1993 году - Санкт-Петербургский институт государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управление". 1973-1974 гг. - Выпускающая студии телевидения Комитета Коми АССР по телевидению и радиовещанию;

1974-1979 гг. - учеба на факультете журналистики Ленинградского государственного университета; 1979-1983 гг. - Младший редактор студии телевидения; 1983-1986 гг. - Старший редактор студии телевидения; май 1986 - октябрь 1986 гг. - И.о. главного редактора телевидения;

1986-1988 гг. - Главный редактор телевидения; 1988-1989 гг. - Зав. Отделом телевидения; май 1989 - июнь 1989 гг. - Старший редактор отдела общественно-политических передач; 1989-1990 гг. - Инструктор Горкома КПСС; 1989-1994 гг. - Председатель постоянной комиссии Верховного Совета Коми АССР по культуре; 1994-2002 гг. - Председатель государственной телерадиовещательной компании "Коми гор";

2002 - январь 2005 гг. - Первый заместитель руководителя Комитета Республики Коми по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; январь 2005 - март 2006 гг. - Руководитель Агентства Республики Коми по печати, и массовым коммуникациям; март 2006 года - назначена на должность Министра культуры и национальной политики Республики Коми.

Боровинских Александр Павлович

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Родился 13 декабря 1948 года в деревне Осиповка Троицкого района Челябинской области, русский. Окончил Миасский геологоразведочный техникум в 1968 году, Пермский государственный университет по специальности "Гидрогеология и инженерная геология" в 1978 году. Кандидат геолого-минералогических наук. Трудовой путь начал в 1968 году техником гидрогеологической партии в Киргизии. После службы в рядах Советской Армии (1968-1970 гг.) работал помощником бурового мастера, техником-гидрогеологом Челябинской гидрогеологической экспедиции. С 1974 года работает в Республике Коми. В 1974-1983 годах - в Полярно-Уральском производственном геологическом объединении г. Воркуты в должностях техника, геолога, начальника отряда, старшего геолога. В 1983 году был принят на работу в аппарат Коми обкома КПСС в должности инструктора отдела угольной промышленности. С 1986 по 1989 год - начальник Интинской геологоразведочной экспедиции. В 1989 году был избран председателем исполкома Интинского городского Совета народных депутатов, в 1990 году - председателем Интинского горсовета. В 1992 году был назначен на должность Председателя Госкомитета РК по геологии и использованию недр. В 1994 году в результате реорганизации органов госуправления был назначен министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. В должности министра вновь был утвержден Указом главы Республики Коми от 18.02.2002 года № 90. Избирался депутатом Верховного Совета Коми АССР двенадцатого созыва (1990-1995 гг.). Член Правительства Республики Коми с 1992 года.

Герасимов Николай Николаевич

Министр промышленности и энергетики Республики Коми. Родился 19 мая 1956 года в д.Ключи Костромской области. В 1978 году с отличием окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности "Геология и разведка месторождений полезных ископаемых". Кандидат геолого-минералогических наук. После окончания университета работал в объединении "Полярноуралгеология" геологом, начальником отряда, начальником геологосъемочной партии, главным геологом геологопоисковой партии. В период 1980-1982 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. С 1985г. по 1990г. - секретарь парткома объединения "Полярноуралгеология". 1992-1994 гг. - директор ТОО "Родонит". Осуществлял руководство опытно-промышленной добычей на Парнокском железомарганцевом месторождении. С 1994 г. - генеральный директор Полярно-Уральского государственного геологического предприятия "Полярноуралгеология", с 1995г. - открытого акционерного общества "Полярноуралгеология". Указом Главы Республики Коми от 15 июля 2002 г. назначен руководителем Администрации Программы развития экономики Республики Коми. С сентября 2003 года по настоящее время - министр промышленности и энергетики Республики Коми.

Сичкарь Дина Константиновна

Начальник Управления ЗАГС Республики Коми. Родилась 6 июля 1951 года в д.Кривое Удорского района Коми АССР, коми. Образование высшее. Окончила Коми государственный педагогический институт (1973 г.). Специальность по образованию - учитель математики.

В 1973 - 1975 гг. работала учителем Глотовской школы (Удорский район). В 1975 - 1976 гг. избиралась секретарем Удорского РК ВЛКСМ. В 1976 - 1981 гг. работала заведующей учебной частью, преподавателем ГПТУ №7 г. Сыктывкара. В 1981 - 1983 гг. являлась секретарем исполкома Верхнемаксаковского поселкового Совета народных депутатов, в 1983-1986 гг. - заведующей организационно-инстукторским отделом исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Сыктывкара. В 1986-1988 гг. находилась в заграничной командировке (Нигерия). В1989-1995 гг. работала в Комитете по управлению имуществом. В 1995-1999 гг. работала заведующая отделом ЗАГС администрации г. Сыктывкара. В 1999-2000 гг. - заместитель начальника протокольно-правового отдела министерства внешних связей Республики Коми. С 2000 г. по 2002 г. замещала должность консультанта орготдела аппарата Государственного Совета Республики Коми. Указом Главы Республики Коми от 14 февраля 2002 г. № 89 назначена начальником Управления загса Республики Коми.

Романович Владимир Викторович

Руководитель Архивного агентства Республики Коми. Родился 5 апреля 1950 года в Ухте, русский. Образование высшее. Окончил Академию МВД СССР (1979 г.), Ордена трудового красного знамени Академию МВД СССР (1987 г.) Специальность - правоведение. 1967 г. - водитель самоходных механизмов отдела перевозок Сыктывкарского объединенного АО. 1968-1970 гг. - служба в Советской Армии. 1970-2003 гг. - служба в органах внутренних дел. 2003-2004 гг. - начальник Архивного управления РК. 2004 - настоящее время - руководитель Архивного агентства Республики Коми.

Попов Владимир Иванович

Начальник Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей. Родился 17 июля 1956 г. в селе Объячево Прилузского района Республики Коми. Образование - высшее профессиональное. Окончил Рижское летно-техническое училище гражданской авиации (1976 г.); Сыктывкарский государственный университет, специальность - экономист (1983 г.), Санкт-Петербургская Высшая школа МВД РФ, специальность - юрист (1994 г.). 1973-1976 гг. - курсант Рижского летно-технического училища гражданский авиации. 1976-1978 гг. - радиотехник Ухтинского объединенного авиаотряда.

1978-1983 гг. - радиотехник Сыктывкарского объединенного авиаотряда. 1983-1984 гг. - главный инженер Сыктывдинского райпотребсоюза. 1984-2005 гг. - служба в ОВД МВД РК. 2005 г. - по настоящее время - начальник Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

Сажин Константин Анатольевич

Руководитель Агентства Республики Коми по социальному развитию. Родился 27 июля 1970 года в Сыктывкаре. Образование высшее. Окончил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище (1991 г.), Северо-Западную академию государственной службы и управления (1997 г.) Специальность - социальный психолог, педагог. 1994 г. - специалист по социальной работе Управления социальной защиты населения Сыктывкара. 1994-1999 гг. - заместитель начальника Управления социальной защиты населения Сыктывкара. 1999-2003 гг. - заместитель начальника Управления по социальным вопросам администрации МО "Эжвинский район г.Сыктывкара". 2003-2005 гг. - заместитель министра труда и социального развития Республики Коми. 2005-2006 гг. - заместитель руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Дружинин Алексей Александрович

Руководитель Агентства Республики Коми по физической культуре, спорту и туризму. Родился 20 мая 1956 года в с. Малый Сарыкуль Етжульского района Челябинской области. По национальности русский. Образование высшее. В 1984 г. окончил Киевский государственный институт физкультуры по специальности "физическая культура и спорт". Сентябрь 1973 - июль 1974 гг. - ученик слесаря, слесарь 2 разряда, водитель 3-го класса, управления автотранспортного хозяйства комбината "Воркутауголь". Ноябрь 1974 - декабрь 1976 гг. - служба в Советской Армии в г. Белогорске Амурской области. Январь 1977 - май 1982 гг. - водитель 3 класса, слесарь по ремонту автомобилей 6 разряда, инструктор-методист автобазы "Печоршахтострой". Май 1982 - ноябрь 1986 гг. - директор спорткомплекса "Юбилейный" Воркутинского спорткомитета г. Воркуты. Ноябрь 1986 - июль 1988 гг. - директор Универсального спортивно-зрелищного комплекса профсоюзного комитета комбината "Печоршахтострой". Июль 1988 - октябрь 1990 гг. - директор строящегося Универсального спортивно-зрелищного комплекса Воркутинского горисполкома. Октябрь 1990 - декабрь 1997 гг. - директор Универсального спортивно-зрелищного комплекса ОАО "Воркутауголь".

Декабрь 1997 - август 1998 гг. - коммерческий директор индивидуального частного предприятия "Театр Евдокимова" г. Москвы. Сентябрь 1998 - август 2003 гг. - директор Универсального спортивно-зрелищного комплекса "Олимп" ФОАО "Воркутауголь". Сентябрь 2003 - июнь 2004 гг. - директор ДЮСШ по зимним видам спорта (г. Белгород). С июня по ноябрь 2004 г. - министр физической культуры, спорта и туризма Республики Коми.

10 ноября 2004 г. распоряжением Главы Республики Коми назначен на должность руководителя Агентства Республики Коми по физической культуре, спорту и туризму. Награжден Знаком "Трудовой Славы" III степени в 1992 г., Знаком "Трудовой Славы" II степени в 1995 г., Почетной грамотой Республики Коми в 2000 г., Знаком "Трудовой Славы" I степени в 2001 г.

Аликин Валерий Сергеевич

Руководитель Дорожного агентства Республики Коми Родился 17 января 1964 года в г. Кизел Пермской области. По национальности русский. Образование высшее. В 1986 г. окончил Пермский политехнический институт, по квалификации инженер-строитель автомобильных дорог; в 1998 г. - Ухтинский индустриальный институт, по специальности "экономика и управление на предприятиях в отраслях ТЭК". Кандидат технических наук (2002 г.). Акакдемик Международной Академии Реальной Экономики, г. Москва (2003 г.). В 1986-1994 гг. - инженер, мастер, прораб, начальник участка ПСКП "Усинск" треста "Коминефтедорстройремонт". В 1994-1997 гг. - начальник управления автомобильных дорог г. Усинска. В 1997-2000 гг. - директор ООО "Дорожно-ремонтно-строительного управление", г. Усинск. В 2000-2001 гг. - директор Усинского филиала ЗАО "ЛУКОЙЛ-Транс-Строй". В 2001-2003 гг. - генеральный директор ЗАО "КомиНефтеСпецСтрой". С 2003 г. - председатель Комитета Республики Коми по управлению дорожным хозяйством. В 1999-2003 гг. - депутат, председатель Совета Совета МО "Город Усинск" на неосвобожденной основе. 2 марта 2003 г. был вновь избран депутатом и председателем Совета МО "Город Усинск" С 1 августа 2003 по ноябрь 2004 гг. согласно Указу Главы Республики Коми - председатель комитета Республики Коми по управлению дорожным хозяйством. С 10 ноября 2004 г. - назначен на должность руководителя Дорожного агентства Республики Коми.

Рябова Лидия Иосифовна

Руководитель Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Родилась 15 мая 1956 г. в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми. Образование - высшее. Окончила Коми государственный педагогический институт (1978 г.), специальность - учитель французского и немецкого языков. 1978-1981 гг. - учитель французского языка средней школы №1 г.Сыктывкара. 1981-1985 гг. - секретарь ГК ВЛКСМ Сыктывкара.

1985-1986 гг. - методист отдела образования. 1986-1991 гг. - инспектор школ отдела образования. 1991-1998 гг. - директор средней школы № 41 г.Сыктывкара. 1998 г. - главный специалист управления образования администрации г.Сыктывкара. 1998-2002 гг. - председатель Комитета по делам молодежи Республики Коми. 2002-2003 гг. - заместитель министра культуры РК. 2003-2005 гг. - заместитель министра культуры и национальной политики РК. 2005-2006 гг. - и.о. министра культуры и национальной политики РК.

Виктор Савин Нёбдинса Виттор – коми драматург, коми советский писатель, поэт и общественный деятель.

Виктор Алексеевич Савин биография

  • Родился В. А. Савин в 21 ноября 1888 селе Нёбдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (теперь это Корткеросский район РК) в бедной крестьянской семье. Был старшим сыном в семье, после него родилось еще семеро сестер и братьев. До школы Виктор научился немного читать и писать благодаря азбуке (русскую азбуку отец привез с уральских заводов, куда он ездил на заработки). В 1895 Виктор поступил в Нёбдинское земское начальное училище. Учился старательно «ни осенняя грязь, ни зимний мороз не мешали ходить в школу за 3 версты». Закончив училище в 1899 году, Виктор поступил в Деревянскую школу 2-й ступени куда «за хорошую учебу приняли на казенный счет», закончив его в 1904 с отличием. Во время учебы в школе Виктор был певчим и впервые познакомился с нотной грамотой.

    После школы В. А. Савин работал писарем в Усть-Куломе и в Усть-Щугоре, дровосеком, письмоводителем на Рудниках, что в окрестностях Богословского завода (там женился), затем семь лет служил конторщиком на Украине. В 1914 году, после объявления Россией всеобщей мобилизации, его поначалу взяли на военную службу, но вскоре демобилизовали по состоянию здоровья (близорукость).

    В июне 1918 Виктор Савин с семьей переезжает обратно на родину, в село Нёбдино. Затем в поисках работы он отправился в Усть-Сысольск, где устроился работать делопроизводителем в уездную ЧК по борьбе с контрреволюцией. С работой справлялся, за что в августе 1918 его повысили - назначили секретарем Чрезвычайной комиссии. Осенью того же года В. Савин вступил в партию большевиков.

    Первое свое стихотворение «Горд звон» (Красный звон) Виктор Савин написал 17 августа 1918. Его напечатали в местной газете «Зырянская жизнь» под псевдонимом Нёбдинса Виттор.

    В декабре 1918 В. Савина избирают председателем уездной ЧК, включают в редколлегию газеты «Зырянская жизнь». Савин тогда входил в первый эшелон уездного руководства.

    Он продолжал писать стихи, песни («Мый керны» – Что делать 1918, «Том войтыр садьмой» – Молодежь проснись 1919). В 1919 появилась его песня «Югыд кодзув» (Светлая звездочка). 24 октября 1919 в Усть-Сысольске группой любителей искусств была поставлена первая оригинальная драма В. Савина «Ыджыд мыж» (Большая вина). Этим же коллективом в «Народном доме » поставлена другая крупная пьеса «Шондi петiгон дзоридз косьмис» (При восходе солнца цветок завял), написанная в романтическом ключе. Эта савинская пьеса - критическое осмысление дореволюционного прошлого коми народа и одновременное утверждение ростков новой жизни. Главную роль в ней сыграл сам Нёбдинса Виттор.

    Участники постановки «Ыджыд мыж» под руководством В.Савина, 1918

  • Реальность, условность и гротекст соединились в иронико-юмористических стихотворениях Виктора Савина «Губерниятом губернатор» (Без губернии губернатор), 1920, Зеленецкая коровушка, 1922.

    В 1921 году под его началом оформилось усть-сысольское коми театральное объединение «Сыкомтевчук» (Сыктывса коми театрын ворсысь чукор).

    В начале двадцатых годов он постепенно отошел от партийной работы, за что в 1923 г. получил выговор, а в 1925 - строгий выговор «за отрыв от партии».

    В 1930-м возник Коми инструктивно-передвижной показательный театр (КИППТ). Возглавил его Виктор Савин, обладавший самобытным талантом актера. За 5 лет своей деятельности театр подготовил около семидесяти премьер, поставил 664 спектакля, дал сотни концертов, наладил работу 117 кружков художественной самодеятельности. В его репертуаре выделялись спектакль, поставленный по пьесе В. Савина «Куломдинса бунт» (Усть-Куломское восстание 1842 года) и оратория «Красная Армия».

    Группа коми писателей, 1930 год. Нёбдинса Виттор - третий слева в первом ряду


  • 2 июня 1937 г. в газете «Ворлэдзысь» (Лесозаготовитель) была опубликована одна из последних статей Савина «Коми АССР», посвященная новой Конституции и образованию Коми АССР. Все хуже становилось со здоровьем. Летом 1937 Савин ездил на лечение в город-курорт Кисловодск.

    В октябре 1937 Виктор Савин был оклеветан и осужден как якобы участник мифической «контрреволюционной буржуазно-националистической организации» (впоследствии некоторые лица, дававшие ложные показания от них отказались). Умер писатель в заключении в лагпункте Прикулька близь станции Итатка Томской ж.д. 11 августа 1943 года. Ему было 54 года. Реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда Коми АССР от 4.11.1955 года. В селе Итатка на месте предпологаемого погребения поэта в 2007 году установлен мемориальный камень из красного гранита.

    Его именем назван Республиканский Академического театр драмы. Открыт литературный музей и установлен бюст В. Савину в его родном селе Небдино (скульптор Ю. Борисов). В 1994 году установлен памятник в Сыктывкаре на пересечении улиц Первомайской и Бабушкина, возле театра драмы им В. Савина (скульптор В. Безумов, архитекторы Тюлюкова, Толмачова, Шахов). На открытии памятника присутствовала младшая дочь поэта - Инесса Викторовна Макарова.


  • Многие его стихи стали народными песнями. Строки его стихов, поэм, пьес стали пословицами и поговорками. Популярны и любимы его песни «Светлая звездочка», «Иду по зеленому лугу», «Тувсов вой» (Весенняя ночь), «Отчыд овло» (Однажды бывает), «Варыш поз», «Тутуруту Семо», «Сыктывкар» и другие.

    Ты взойди, взойди скорей
    Звездочка на небо,
    Засверкай ка светлей
    После поздней зорьки летней.
    Выйди, выйди поскорей
    Свет мой на крылечко
    Прогони мою печаль
    Выйди после зорьки летней.
    Вышла б звездочка на небо
    После зорьки поздней,
    Только ночка хмурая
    Тучи закрывает.
    Вышла девушка бы к другу
    После зорьки поздней,
    Да бранится матушка
    Двери запирает.

  • Мы поэты . Место встечи талантов и поклонников Времена года .
    Где можно написать заметки о поэзии - поэтах прошлого или современных. Или опубликовать свои стихи и рецензии на них.

Сюжет о Юрке известен по литературной обработке поэта М. Лебедева, а также в записи писателя-фольклориста П. Доронина.

Центральные ситуации сюжета:

Мирная жизнь Юрки до болезни на маджинском косогоре возле реки Вычегды: «Понадобится, скажем, Юрке в лес по дрова, возьмет он свой большущий топор, вырубит шестивершковую сухостойную конду во всю длину дерева, положит на плечо, несет домой. Понадобится рыбы наудить – вырубит в лесу семисаженную жердь для удилища. коса у Юрки саженная. А жил он холостой – для такого богатыря не находилось жены ни в Мадже, ни по всей верхней Эжве. Так жил юрка, трудился честно, промышлял охотой, своей силой не злоупотреблял…».

Болезнь и порча Юрки, причины порчи – соседи не помогают больному и голодному Юрке, тот вынужден красть чужой скот, чтобы не умереть с голоду. «Вышел у юрки весь хлеб, других запасов тоже не оставалось… Пошел Юрка из своей избы, прихрамывая, доплелся кое-как до поскотины, ухватил в стаде одну овечку и унес к себе домой».

Легкая добыча увлекла Юрку, он все больше привыкает к краже чужого скота: «Принялся он сначала воровать у своих соседей мелкий скот, а в скорости дошел и до крупного».

Возмущенные соседи-община порешили расправиться с юркой, избавиться от него, если не силой, то хотя бы хитростью: «Уговорили старика-крестного позвать Юрку в гости, напоить, связать веревками руки-ноги и известить соседей, а там видно будет. Крестный долго не соглашался, он хорошо знал силу Юрки, знал, что в случае неудачи Юрка одним щелчком может размозжить ему череп…».

Расправа с Юркой: «Принесли тогда соседи новые веревки, снова связали Юрку, да так крепко, что только одно лицо ему и оставили, всего укутали веревками… Решили утопить его в Маджинском озере. Притащили к озеру два жернова, перевезли к нему Юрку, вывезли на самую середину и привязали жернова к ногам.. Опрокинули мадженцы лодку с Юркой, а сами поскорее поплыли к берегу. Заволновалось озеро, приняв в свою пасть богатыря маджинского кэрэса».

Отрезвев от холодной воды. Юрка легко разорвал веревки и поплыл к берегу. Но, согласно одним вариантам, дочь Водяного-Васы увлекает богатыря в подводный мир, согласно другим – сам Юрка при виде крестного смиряется с участью.

«Если бы не крестный, не видать вам моей погибели!» – говорит он маджинца на прощание.

Ритуальное обрядовое пиршество маджинцев после гибели Юрки: чтобы избежать мести умервщленного Юрки, маджинцы собирают с каждого двора по горсти муки, на берегу озера разводят большой священный костер и в большом священном котле варят обрядовую кашу, сообща поедают ее, произнося заклинание: «Не сердись на нас, могучий Юрка, мы на тебя тоже не сердимся!».

Лебедев М. Н. Бöрйöм гижöдъяс / М. Н. Лебедев; ред. И. Подоров; серпасалic М. Безносов. – Сыктывкар: Коми госиздат, 1940. – 318, л. б. – На коми яз. – Избранные произведения. Взять книгу в библиотеке

Из содерж.: Юрка. 225-231 лист бокъяс.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.) Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Раньше земля древнего коми народа была известна как Зырянский край, а еще раньше – Пермь вычегодская. Народ коми (коми-зыряне) вместе с коми-пермяками и удмуртами, языки которых относятся к финно-угорской языковой семье, ученые называют пермскими финнами.

Коми-зырянский язык имеет диалекты соответствующие основным этнографическим группам коми проживающих в бассейнах рек Вычегды, Сысолы, Выми, Вашки и Мезени, Летки и Лузы, Печоры. Одни из этих групп - вымичи, нижневычегодцы, прилузцы, сысольцы, удорцы - сложились уже в XVI-XVIII вв., а другие - позже, в результате дальнейшего расселения коми-зырян на территории края - ижемцы, верхневычегодцы, печорцы.

По вероисповеданию коми-зыряне – православные. Обращение в христианскую веру произошло в последней четверти XIV в. в результате миссионерской деятельности св. Стефана Пермского. Он изобрел азбуку и перевел на богослужебные книги. Памятники древнекоми письменности занимают третье место по древности среди финно-угорских языков – вслед за венгерскими и карельскими.

Где живут коми

Границы расселения коми неоднократно изменялись: этот этнос постоянно осваивал новые территории, устанавливал новые культурно-экономические связи с соседними народами.

Своя появилась у коми только в ХХ веке. 22 августа 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет РСФСР принял декрет "Об автономной области Коми (Зырян)". В 1936 году Коми область была преобразована в Коми автономную советскую социалистическую республику. С 1992 года существует Республика Коми.

Местное население сформировалось с участием вепсов , древних марийцев , предков обских угров , восточных славян и других этнических общностей. О сложности коми этноса свидетельствуют и разные антропологические (расовые) типы, которые встречаются у этого народа. У сысольских и прилузских коми преобладает сублапоноидный (вятско-камский) антропологический тип, характерный также для удмуртов и коми-пермяков - "скуластое" лицо, низкое и широкое переносье, темные волосы и глаза. У нижневычегодских и вымских коми распространен беломорский тип - высокий рост, узкое лицо, светлые волосы и глаза.

Занятия коми

Традиционно южные коми (прилузцы, сысольцы) занимались земледелием и животноводством, а более северные коми (удорцы, верхневычегодцы, печорцы) - рыболовством и охотой. Но у самых северных коми-ижемцев - главное . Ему они научились у соседей ненцев . Отличительная черта ижемского оленеводства - высокая товарность и хорошо поставленная селекционная работа. К концу XIX в. коми-ижемцы считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера, а ижемская система стала основной формой оленеводства в тундрах Восточной Европы.

Древнейшими занятиями коми-зырян были охота и рыболовство. Охотились нередко на расстоянии сотен километров от дома, поэтому зимой самым надежным средством передвижения были лыжи. Известны коми-лыжи двух типов: обшитые камусом – шкурой с ног лося или оленя – лызь – и голицы, лямпы. Брали с собой охотничий посох – койбедь, верхний конец которого представлял собой лопатку, а нижний – железный копьевидный наконечник. В настоящее время коми охотники продолжают пользоваться практичными и удобными лыжами традиционного типа. Не так давно в Республике Коми стали проводиться особые лыжные соревнования на лямпах – Лямпиады.

В Коми археологи нашли фрагмент самой древней в мире лыжи – её возраст восемь тысяч лет!

Традиционные жилища коми

Традиционные коми избы это целые жилищно-хозяйственные комплексы, где в одно целое связаны изба, сени, клеть (или вторая изба), двор, хлева, поветь. Удорские, сысольские и прилузские коми стоили многоизбные дома, которые состояли из четного количества отдельных изб (срубов). Они были рассчитаны на неразделенные семьи близких родственников: родителей, взрослых женатых сыновей, а иногда и замужних дочерей с мужьями и детьми.

Традиционный костюм коми

Одежда коми-зырян, которая изготавливалась преимущественно из тканей домашнего производства, по форме и стилистике наиболее близка к одежде северных русских. Например, в состав женской одежды входили рубаха и сарафан, различавшиеся как по материалу, так и по технике кроя и декоративному решению. Верхней одеждой служили шабур, кафтан, зипун, сукман, изготавливаемые из холста, домашнего сукна, в зимнее время – овчинная шуба.

Северные коми носили одежду и обувь из оленьего меха: малица и пимы. Малица – это глухая одежда прямого покроя из оленьего меха (мехом внутрь); имела пришитые к рукавам рукавицы и двойной капюшон: мехом внутрь и мехом наружу.

Пища коми

Коми очень любят супы (шыд), но особой популярностью пользовались кислые супы с перловой крупой (азя шыд). Распространенным блюдом была каша (рок). Особое место в рационе коми занимает рыба. Её коми едят в соленом, вяленом, мороженом, вареном виде, запекают в хлебе.

Сам хлеб и всевозможная выпечка – тоже издавна в чести у коми. Использовали в основном ржаную и ячменную муку. Традиционными напитками были хлебный квас (ырoш, сюкoсъ), сусло (чужва), пиво (сур), березовый сок (зарава).

Пас – родовая метка

У коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, на орудиях труда, утвари, лодках, вырезали на деревьях, отмечая, таким образом, границы охотничьих угодий. Такие родовые знаки встречаются и на деревянных намогильных сооружениях.

Духовная культура коми-зырян ярко представлена в образцах народного искусства, верованиях и обрядах. У коми сохранялись древние представления о множественности душ, рудименты развитого в прошлом культа предков; распространена была вера в колдовство, порчу, заговоры. Народные верования связаны с поклонением силам природы, деревьям, зверям и птицам. Наиболее почитаема из птиц утка, резное изображение утки выступает в роли оберега. Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми-зырян: народный календарь, метрология, традиционная медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Коми. «Своя тропа», 2009


Общие сведения

К‘ОМИ (самоназвание), коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"), зыряне (устаревшее русское название), народ в России. Численность 336,3 тыс. человек, коренное население Коми (292 тыс. человек), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. В царской России коми именовались зырянами, теперь это название считается устаревшим. Общая численность в бывшем СССР 344,5 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность коми-зырян, проживающих на территории России, составляет293 тысячи человек, по переписи 2010 года в России проживают - 228 тыс 235 человек. В том числе в Республике Коми - 202 тыс. 348 человек.

Родственны коми-пермякам и удмуртам. Основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Говорят на коми (-зырянском) языке финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузсколетский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесысольский, удорский. Письменность на основе русского алфавита. Б‘ольшая часть верующих Коми - православные, есть старообрядцы.

Непосредственные предки Коми - этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 веках на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании Коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. В конце 14 века Коми были христианизированы.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства. В 16-17 веках происходило изменение границ расселения Коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, Коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходило сложение основных этнографических групп Коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В 17-18 веках в результате дальнейшего расселения Коми сформировались этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформилась восточная граница этнической территории Коми вдоль Уральского хребта. Шёл активный процесс формирования Коми как этноса. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца 19 века, но чёткой этнической границы не сложилось. Северные Коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать на одной территории с ненцами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.


В 1921 была образована Автономная область Коми, которая в 1936 преобразована в Коми АССР, с 1991 Коми ССР, с 1992 Республика Коми. Были созданы условия для завершения консолидации народа Коми. В 1918 было принято решение о создании национальной школы. В основу литературного языка положен приустьсысольский (присыктывкарский) говор. Утверждён оригинальный алфавит коми языка, составленный В.А. Молодцовым. На короткий срок (1932-35) письменность Коми переводили на латинскую графическую основу. В конце 30-х годов был принят современный алфавит на русской основе. В 20-30-е годы были заложены основы профессиональной национальной культуры Коми.

Традиции земледелия связаны у Коми, по археологическим данным, с культурой перми вычегодской. Первоначально в 10-11 веках оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с 12 века. Деревянная соха (гор) в это время оснащается железными сошниками. С 15 века постепенно внедрилось трёхпольное земледелие, однако даже в 19 - начале 20 века у Коми применялись все три системы земледелия: трёхполье, перелог и подсека.

Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, второе место по значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лён и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук, с конца 19 века картофель, который в начале 20 века распространился повсеместно.

На давние традиции скотоводства у Коми указывают языковые данные, основная его терминология в коми языке относится к древне-иранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные остатки коров, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве Коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рекам Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Наилучшим считался печорский скот.

Специфической отраслью скотоводства у северных Коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские Коми стали не ранее конца 17 века, по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные Коми внесли в него ряд усовершенствований.

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских Коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со 2-й половины 19 века товарное значение приобрела также добыча боровой дичи.

Основные объекты добычи: боровая дичь (рябчик, тетерев, глухарь, куропатка); из водоплавающих: утка, гусь; дикие копытные (лось и олень); пушные звери: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка, песец и белая куропатка.

Давние традиции у Коми имело рыболовство. Рыба ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у северных Коми (ижемцев и печорцев). В Печорском уезде Архангельской губернии в начале 20 века ежегодный доход от продажи рыбы в 2 раза превышал доход от охоты.


Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса Коми имело собирательство (брусника, клюква, голубика, черника, морошка, земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха). У печорских Коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали берёзовый сок (зарава). У всех этнографических групп Коми (кроме северных Коми-оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением).

Традиционные ремёсла у Коми в 19 - начале 20 века в значительной мере оставались ещё в рамках домашней промышленности как подсобные занятия. Проникновение в деревню товарно-денежных отношений в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Распространённое у Коми прядение и ткачество и в начале 20 века не поставляло продукцию на рынок, в то же время крашение домотканых холстов и сукон уже вышло из рамок домашней промышленности. К началу 20 века в Усть-Сысольском уезде было около 20 красилен, по 2-3 в каждой волости. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале 20 века по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу и на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. Некоторые ремёсла (например, шитьё одежды) получили характер отхожих промыслов. К местной специфике относились: техника ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды; традиционный геометрический орнамент, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильные изделия; оригинальные зооморфные сюжеты росписей по дереву и меховая мозаика у северных Коми. Преимущественно для себя изготовлялись лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения.

Основные типы поселений: деревня (сикт, грезд) и село (погост), расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни были мелкими, с разбросанной планировкой. В 18-19 веках распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В 19 веке в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные сёла, растянувшиеся на несколько км вдоль рек. Правильная уличная планировка появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище - наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть - из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор: внизу хлев (карта), вверху поветь (стын). Характерная черта жилища - односкатность крыши, крытой тёсом. Для южных районов характерны одноэтажные жилища, у северных Коми в конце 19 века распространились двухэтажные многокомнатные дома. Из украшений жилища распространена резьба, ею украшают фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшают наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент - геометрический. На охлупне (князевое бревно) - резные фигурки коней и птиц, в виде птиц - курицы (крюки) водосточного желоба. У северных Коми на охлупне часто укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.


Традиционная одежда Коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных Коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана - короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой - овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту - прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор - очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы Коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой - шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом. Северные Коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы (меховые сапоги) и др.

Традиционная пища - растительная, мясные и рыбные продукты. Общераспространены кислые супы, летом - холодные похлёбки на основе хлебного кваса, каша из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушёном, жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог обязателен и в праздники. Мясо чаще было на столе у северных Коми - оленеводов и у охотников. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, на праздничном столе домашнее пиво (сур).

Многообразная духовная культура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы Коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды Коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

В 1989 создано республиканское общество "Коми котыр", ставящее перед собой прежде всего культурно-просветительские задачи. В различных районах и городах в 1990-91 организованы региональные общества "Изьватас", "Эжватас" и др.

Н.Д. Конаков


Очерки

Ен и Омöль - братья-демиурги

Разговор о народе коми, который в настоящее время живет в Республике Коми, а также в Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и других областях Российской Федерации, лучше всего начать издалека - с сотворения мира.

У этого народа, сформировавшегося в X-XIV веках, существует много версий о том, как был создан мир. Одна другой интереснее. Если в христианской мифологии, миротворческой деятельностью занимался один-единственный бог (бог-отец), то у народа коми в миротворении участвовали два бога-демиурга: Ен и Омöль (Куль). Ен и Омоль были не просто богами, они были еще и братьями. Короче говоря, один ум для сотворения мира - хорошо, а два лучше.

Как выглядел мир до того, как братья-демиурги приступили к созидательной работе? Он был в виде первобытного хаоса. Сам же хаос являл собою безбрежную водную стихию, по поверхности которой плавали боги-творцы, но не в человечьем виде, а в птичьем. Бог Ен был лебедем или уткой, а Омöль (Куль) - гагарой.

По одной из версий мифа Землю (ил и песчинки) со дна водной пучины достает гагара.

В других вариациях этого мифа первичный хаос выглядит иначе: как мрак и туман. В этом мраке каким-то образом встретились два голубя. Они назвались братьями и достали из глубины мрака землю.

Есть в мифологии коми народа версия, когда демиург работает в одиночку. Не менее любопытной представляется и вариант, в котором сотворение мира происходит само по себе, без целенаправленной деятельности творца. Ветер приносит откуда-то пыль. Она падает в воду. Из пыли, попавшей в воду, образуется земля. Просто, как все гениальное.

Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту. Вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Братья-демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не по воле демиургов. Точнее говоря, Ен создал камни, но они обрели способность к росту и тянулись к небу до тех пор, пока Ен не остановил их рост. Так появились горы. Интересна (и в то же время красива) версия возникновения рек. Реки появились на месте тех тропинок, по которым ходили мамонты.

Есть вариант космогонического мифа, в котором творческой деятельностью занимается огромный медведь. Он пришел на землю, которая была плоской, и всю ее расцарапал. Собственно говоря, из «рельефной расцарапанности» и появились болота и горы.

Когда же земля была сотворена, братья-демиурги занялись созданием небесных светил. Ен создал солнце, а Омöль - луну. По одной версии, светила были сотворены практически одновременно в самом начале акта творения. По другой, Омöль создал луну, когда на земле уже жили люди. У них стал вымерзать хлеб, и тогда Ен сотворил солнце.

Чем завершилось сотворение мира? Тем, что Ен соорудил небо. Туда он и удалился жить после победы над Омöлем (Кулем) в борьбе за космическое главенство. А что стал делать Омöль (Куль)? Он ушел жить под землю. По одной версии, добровольно, по другой - помещён туда Еном, заманившим его обманом в глиняный горшок. И что мы имеем в итоге? Братья-демиурги создали, играючи, трехмерную (и вертикальную) модель космоса: мир верхний, мир средний и мир нижний.


Звери и птицы их слушались…

Что же касается животных, то в их сотворении принимали участие оба демиурга. Этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омöлем. Так, например, Ен создал белку, чтобы человек мог на нее охотиться. Тогда Омöль, как бы в противовес, сотворил куницу, чтобы она ловила белку.

В ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску. Опять же любопытная подробность в столь масштабном мифе: утку-широконоску Ен сделал последней. На ее нос и окраску перьев пошел весь оставшийся материал и краска. Поэтому у этой утки такой большой нос и разноцветные перья.

В противовес деятельности брата Омöль создал ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и так далее. Кроме того, Ен сотворил лягушку. А Омöль - лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых. Короче говоря, братья-демиурги соперничали не на шутку.

Убедившись, что Омöль творит значительно активнее, Ен стал вносить в его создания некоторые изменения. Например, зайцу окрасил кончики ушей черным цветом. Ершу дал колючки. Спрашивается, для чего? Наверное, для творческой радости. После таких изменений лось, олень, заяц и все рыбы стали считаться творениями Ена. Творением Ена считается и кошка. Ей демиург дал теплую шерсть, разрешил жить в доме у людей, а за это обязал ее ловить мышей и крыс. Брат Омöль, в свою очередь, дал шерсть собаке. После этой утепляющей добавки ей было запрещено находиться в доме.


Кому-то - ружье, а кому-то - веретено

В трудовых процессах у коми соблюдалось строгое половое нормирование производственных сфер деятельности. Сразу же после рождения ребенка маркировались его будущие профессиональные ориентиры: пуповину у мальчика перерезали на топорище или прикладе ружья. Затем ее привязывали к плугу или к ружью. У девочки пуповину резали на прялке или веретене. Затем привязывали ее к прялке, прятали в ящик швейной машинки или же клали в кудель.

Мужское занятие охотой и женские занятия прядением и ткачеством представляли у коми своеобразную поло-профессиональную оппозицию. Достаточно было женщине наступить на типично мужское орудие лова, как оно «портилось», и в него переставала попадать добыча. Считалось, что мужчина, передавший женщине из рук в руки веретено, навсегда утрачивал способность быть хорошим охотником. Согласно коми-зырянским мифам, мужскую прерогативу заниматься охотой установил еще в мифическое время верховный бог-демиург Ен.

Сугубо мужским занятием у народов коми было кузнечество. К традиционно женским занятиям относилось животноводство, исключая уход за лошадьми. Согласно коми-зырянской мифологической легенде, некогда у древних коми была белая корова. Однажды она пошла в лес и пропала. Всей семьей ее искали семь суток, но не нашли.

На девятый день в лес пошла хозяйка и стала вслух жаловаться на потерю кормилицы. Внезапно где-то в стороне раздался чей-то голос: «Не плачь, хозяйка, твоя корова жива, она вернется. Это я рассердилась на вас, что вы молоко пьете, не цедя в подойник. Это я рассердилась, что твои мужики одну соску оторвали у коровы. Доить будешь с этого дня ты одна и также раздавать молоко мужьям и сыновьям. Иди домой! Твоя корова уже дома!»

На вопрос хозяйки, кто она такая, голос ответил: «Ме сюра-пеляысь мöс видзысь!» (Я от рогатого-ушастого коров охраняющая!»). Хозяйка вернулась домой и увидела, что корова стоит у крыльца, а мужики по очереди доят ее одной рукой себе на ладонь и пьют молоко. При этом много ценного продукта разбрызгивается. Хозяйка рассказала, что с ней приключилось в лесу. И с тех пор уход за коровой и дойка стали сугубо женским делом.


Люди наказывают, духи - тоже

У коми народа были четкие правовые нормы.Охотничье право собственности на промысловую добычу было зафиксировано у коми в старинных верованиях и фольклоре. В несказочной прозе в роли блюстителя исполнения общепринятых норм мог выступить и вожак артели, используя при этом свои колдовские способности. У коми сохранялись универсальные для многих народов представления о том, что особо выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности можно достичь лишь с помощью тайных сил. Поэтому наиболее опытные и удачливые охотники, которых выбирали вожаками артелей, зачастую считались сильными колдунами.

В одной из быличек говорится: «Один член артели не отличал при дневном обходе своих угодий от чужих и приносил домой часто чужой промысел. Свои товарищи не раз уговаривали его оставить эту привычку, но тот не отставал. Тогда главарь артели пригрозил ему. На другой день этот охотник вышел на охоту и все время кружился вблизи своей баньки (промысловой избушки), совершенно потеряв возможность ориентироваться. Так продолжалось изо дня в день. Дальше он уже не стал ходить на охоту. Однажды он заметил, что в его сторону начала двигаться туча, потом полил такой проливной дождь, что возникла угроза затопления всей окрестности. Тогда он поднялся «на дерево». Между тем вода все прибывала. Наконец, он стал кричать, звать о помощи. Подоспевшие товарищи сняли его с крыши избушки». Обращаем внимание на тот факт, что и в верованиях, и в фольклоре наказание за нарушение права собственности на добычу представлено менее суровым, чем оно было в реальной жизни.

У коми-зырян считалось, что наиболее действенным способом наказания вора является жалоба на него колдуну. Существовал целый ряд магических приемов. Например, вор украл клубок ниток. Колдун брал кусочек нитки, оставшийся от этого клубка, и сжигал его. После этого вор возвращал украденный им клубок, поскольку у него начинало жечь сердце.


Коми - народ в меняющемся мире

Изучение народа коми началось сравнительно недавно. Два с половиной века тому назад. Вплоть до второй половины Х века территория расселения народов коми не привлекала внимания исследователей и путешественников.

В 1771 году на территории Европейского Северо-Востока России побывала первая научная экспедиция во главе с Иваном Лепёхиным, известным русским учёным-натуралистом, академиком Петербургской академии наук. Экспедиция, предпринятая в 1768-1772 гг., обследовала обширную территорию России. По ее окончании ученым были опубликованы подробные дневниковые записки об этом путешествии. Так, именно им впервые была записана коми-пермяцкая легенда о Пере-богатыре и высказано предположение о том, что от этого имени произошло название народа.

В ХХ веке на традиционную культуру коми-зырян обратили внимание некоторые русские литераторы. С конца июля 1837 года по начало января 1838 года в Усть-Сысольске находился в ссылке один из деятелей русской литературы того времени Николай Надеждин. Из этого города он прислал в различные издания около ста статей по различной тематике, в том числе опубликовал в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара статью о древнем коми божестве Войпеле.

И, конечно, самый большой вклад в изучение культуры коми народа внесли те люди, которые сами были представителями этого народа. Например, Каллистрат Жаков и Василий Налимов. А самый известный представитель коми народа Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Жешартской волости Яренского уезда Вологодской губернии. В 1909 году он поступил в Петербургский психоневрологический институт, из которого перевелся на юридический факультет Петербургского университета. Существенную поддержку в получении образования Питириму Сорокину оказал его земляк, к тому времени уже известный ученый и литератор Каллистрат Жаков. По всей видимости, именно под его влиянием Питирим Сорокин в студенческие годы активно занялся изучением традиционной культуры народа коми. В 1910-1911 годах им были опубликованы в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статьи «Пережитки анимизма у зырян», «Современные зыряне» и «К вопросу о эволюции брака у зырян». В 1916 году в «Известиях Вологодского общества изучения Северного края» вышла в свет статья Питирима Сорокина «К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян». Но на весь мир Питирим Сорокин стал известен не своими этнографическими исследованиями, а социологическим (четырехтомным) трудом «Социокультурная динамика». Он был создан далеко за пределами России, в то время, когда ученый успешно работал в одном из американских университетов.

Питирим Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) - это когда преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности, идеациональный (ideational) - это когда господствует рациональное мышление, идеалистический (idealistic) - преобладает интуитивный вид познания. Кризис чувственной культуры ХХ века Питирим Сорокин связывал с развитием материализма и науки. И в то же время ученый был уверен в будущей победе идеалистической, интуитивистской культуры. А это значит, что изменится отношение к мифам, легендам, сказкам. Вообще к фольклору. Сейчас многие из нас воспринимают мифы как забавные, порою чудаковатые, сказочки, сочиненные неизвестно кем и непонятно для чего. Но именно в мифах, легендах и сказка содержится золотой запас интуиции. Мифология коми народа очень разнообразна и очень интересна. Ее золотого запаса хватит на многие поколения.


К‘ОМИ-ПЕРМЯК‘И, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До 20 века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. По данным Переписи населения 2002 года численность коми-пермяков, проживающих на территории России, составляет 125 тысяч человек.

Основная часть Коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы Коми-пермяков - язьвинские и зюздинские Коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские Коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские Коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах 20 века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско - камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Б‘ольшая часть верующих Коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу 12 века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец 14 века). Известно также, что в 15 веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли Коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские Коми-пермяки.

Традиционные занятия Коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Б‘ольшая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в 19 - 1-й половине 20 века были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть Коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений Коми-пермяков. Традиционное жилище Коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у Коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи Коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня Коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Праздники Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди Коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".

Ю.П. Шабаев