Как сделать самодельный прицеп к мотоблоку. Телега для мотоблока – изготавливаем надежный прицеп самостоятельно Самодельные прицепы и приставки к мотоблоку

Необходимость наличия прицепа для мотоблока в приусадебном хозяйстве сложно переоценить. Он может пригодиться для множества дел: перевозки рассады и собранного урожая, а также необходимых инструментов и даже мусора. Потратив всего несколько дней на то, чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, можно значительно облегчить себе в дальнейшем работу.

Самая простая модель прицепа

Для строительства нужной в хозяйстве конструкции необходимо подготовить:

  • Стальные трубы 60х30 мм и 25х25 мм;
  • Рессоры и колеса (можно от автомобиля «Москвич»);
  • Дюралалюминиевый лист толщиной 2 мм;
  • Отрез листовой стали толщиной 0,8 мм;
  • Швеллер №5;
  • Крепежные элементы;
  • Инструменты (электролобзик, болгарка, сварочный аппарат и шуруповерт).

Рама прицепа представляет собой цельную конструкцию, размещенную на каркасной решетке. Для ее обустройства необходимо сделать две траверсы из уголка 25х25 мм, которые будут выступать в роли передней и задней поперечин, и лонжероны из трубы 60х30 мм. Все элементы соединяют с помощью пяти поперечин так, чтоб в результате образовалась решетка.

Простая модель прицепа с откидными бортами – очень нужная в хозяйстве вещь. С его помощью можно не только перевозить ящики и мешки с собранным урожаем, но любые длинномерные грузы

При обустройстве платформы решетки нужно разместить относительно лонжеронов поперечины и траверсы так, чтоб оставались небольшие выпуски. К ним в последствие будут приварены продольные трубы.

К продольным трубам с помощь сварки прикрепляют четыре стойки, к верхней части которых приваривают обвязки из уголка 25х25 мм. Чтобы оборудовать прицеп откидными бортами, рамки конструкции делают отдельно от каркаса. Решетку платформы покрывают дюралалюминиевым листом, фиксируя его болтами. Для зашивки бортов можно применить более тонкие металлические листы, закрепляя их на обвязках и стойках при помощи сварки.

Для изготовления балки два швеллера одной длины вставляют друг в друга, оборудуя один из концов конструкции колесными осями. Готовую балку при помощи рессор соединяют с лонжеронами. Для этого концы рессор надевают на ось кронштейна и ось серьги, а центральную часть приваривают стремянками к балке.

Дышло изготавливают из прямоугольных труб 60х30 мм. Для изготовления двухлучевой конструкции передние концы труб состыковывают и приваривают к корпусу тягово-сцепного устройства агрегата, а задние с нахлестом в 200 мм приваривают к передним концам лонжеронов.

Прицеп готов. При желании его можно оборудовать стоп-сигналами, поворотниками и габаритными огнями.

Изготовление многофункционального прицепа

Планируя самостоятельно сделать прицеп, необходимо прежде всего разработать чертеж, в котором рассчитать размеры конструкции и представить ее будущий вид.

Продумывая габариты и грузоподъемность конструкции, следует рассчитывать, чтоб с помощью прицепа за одну ходку можно было перевезти в среднем 6-7 мешков овощей, общая масса которых составляет около 400-450 кг

Определившись с размерами прицепа, нужно просчитать необходимое количество метров металлопроката. Также надо просчитать количество швеллеров, которые будут выступать в роли рамы для сцепки. Уделив этому этапу достаточно внимания, можно не только сэкономить расходы, обезопасив себя от возможных затрат на приобретение лишних саморезов и уголков, но и увериться в правильности своих действий.

При изготовлении самодельного прицепа никак не обойтись без сварочного аппарата, поскольку на саморезах функциональная конструкция долго не продержится.

Также будет полезен материал о правильном хранении электроинструмента:

Для обустройства прочной рамы прицепа подойдут стальные уголки сечением 50х25 мм и 40х40 мм, а также обрезки труб прямоугольного и круглого сечения. На изготовление кузова прицепа потребуются доски толщиной 20 мм и брус размером в 50х50 мм для опорных балок.

Этап #2 – изготовление основных элементов

За основу при изготовлении можно взять готовую разработку конструктивной части.

Прицеп имеет повышенный запас прочности, что позволяет использовать его на сложных рельефных поверхностях

Конструкция имеет четыре основных узла: кузов, водило, рама и колеса. Все они соединены посредством сварки.

Для повышения прочности конструкции в области стыка дышла с корпусом поворотного узла предусмотрены четыре ребра жесткости

Кузов представляет деревянную конструкцию, собранную из 20 мм досок, углы которой оборудованы стальными уголками. Прикрепляется кузов к раме прицепа с помощью трех деревянных брусьев – опорных балок.

Рама прицепа изготавливается из набора стальных элементов: труб, уголков и прутка

Поскольку такой прицеп представляет собой одноосевую конструкцию, распределение нагрузки должно быть таким образом, чтоб центр тяжести был смещен в переднюю часть, не выходя за ось колес. Единственным недостатком такого кузова является то, что не предусмотрены откидные борта. При желании конструкцию можно немного усовершенствовать, обустроив откидные стенки. Также желательно сделать на кузове бортовые петли с лямками, которые будут необходимы для фиксирования груза в процессе перевозки.

Этап #3 – обустройство ходовой части

Ходовая часть конструкции является одной из ключевых при изготовлении самодельного прицепа для .

Колеса и рессоры можно приобрести новые, но намного проще использовать отслужившие свой срок детали отечественного автомобиля, к примеру, с «Москвича» или «Жигулей»

В нашем случае на прицеп установлены колеса, которые были сняты с мотоколяски СЗД и использованы в сборе со ступицей. Для совпадения осевого стержня с диаметром подшипников ступицы необходимо заточить его концы.

При обустройстве колесной оси достаточно использовать стальной стержень диаметром в 30 мм. Длина стержня должна быть такой, чтоб в собранном виде конструкции колеса не выступали за ободы кузова. Стержень с помощью сварки прикрепляют через косынки и уголковые опоры к лонжеронам и корпусу продольного шарнира.

Чтобы соединить прицеп с мотоблоком нужно изготовить консоль. Она будет прикрепляться к кронштейну навесного оборудования, поэтому верхняя ее часть должна повторять обводы держака . Нижняя часть консоли представляет собой ось, вокруг которой с помощью радиально-упорных подшипников в закрепленном положении свободно вращается поворотный узел водила.

Как сделать адаптер для мотоблока самостоятельно:

Дышло вставляют в трубчатый корпус продольного шарнира и закрепляют при помощи упорного кольца. Такое конструктивное решение облегчает управление агрегатом на неровных поверхностях, поскольку колеса прицепа будут работать независимо от колес самого мотоблока.

Прицеп почти готов к эксплуатации. Остается только разместить впереди кузова сидение для водителя и прикрепить в специальной рамке на дышле водила подножку, на которую можно опираться в процессе езды.

Другие варианты изготовления прицепов: видео примеры

Управление агрегатом водитель будет осуществлять с сидения, держась и манипулируя рычагами. Сидение желательно оборудовать мягкой подушкой, чтоб не превратить работу с прицепом в настоящее испытание на выносливость организма к тряске.

После покупки мотоблока и проверки его рабочих возможностей, владельцу хочется дополнить эту полезную машину грузовым прицепом.

Получив еще одну колесную ось, кузов и сиденье мотоблок превращается в универсального помощника, которым можно успешно пользоваться круглый год.

Мотоблок с прицепом успешно заменит не только мини-трактор, но и грузовик. А если у прицепа есть самосвальное устройство, то вам не придется махать лопатой, разгружая песок или щебень, чернозем или навоз.

Заводской прицеп для мотоблока может иметь грузоподъемность от 300 кг до одной тонны и разные размеры кузова. Здесь все зависит от технических характеристик мотоблока, поэтому производители прицепов приспосабливают свою продукцию под легкие, средние и тяжелые ручные трактора (мотоблоки).

Сегодня , поэтому разновидностей грузовых адаптеров для них предлагается немало. Размерный ряд кузовов таких прицепов представлен следующими вариантами.

Для легких мотоблоков обычно используют прицепы с кузовом шириной 1 и длиной 0,85-1,15 метра. Грузоподъемность таких адаптеров не превышает 300 кг. Стоимость легких тележек находится в районе 12 — 15 тыс. рублей.

У тележек, рассчитанных на работу с мотоблоками средней мощности (4,8-8 л.с.), размер кузова составляет 1,0х1,5 м или 1,1х1,4 м при грузоподъемности от 300 до 500 кг. Стоимость грузовых адаптеров данного класса зависит от комплектации и компании-производителя и может составлять от 19 до 40 тыс. руб.

Для тяжелых машин мощностью более 10 л.с. используют одноосные или двухосные прицепные тележки с кузовом шириной 1,2 и длиной от 2 до 3 м. Они способны перевозить грузы весом от 500 кг до 1 тонны. Цена таких адаптеров находится в диапазоне от 42 до 60 тыс. руб.

Высота бортов у стандартных мотоблочных прицепов составляет от 30 до 35 сантиметров. Для большегрузных тележек используют каркасные бортовые ограждения высотой 50-60 см.

Прицепы грузоподъемностью более 350 килограмм оборудуются механическим тормозом . Этого требуют правила техники безопасности. При движении вниз по крутому уклону погасить инерцию груженого прицепа одним тормозом мотоблока вам не удастся. Поэтому, подбирая прицеп для тяжелого ручного трактора, обязательно обратите внимание на наличие данной опции.

Стандартный самосвальный прицеп для легких и средних мотоблоков не имеет подъемного гидравлического цилиндра. Кузов в нем устанавливают таким образом, что центр тяжести груза находится на поворотной оси. Подобная центральная балансировка заметно облегчает процесс ручного опрокидывания.

Для повышения удобства погрузки и разгрузки некоторые модели прицепов, кроме заднего, имеют также два боковых открывающихся съемных борта.

Кузова прицепов чаще всего изготавливают из окрашенного оцинкованного листа, окрашенного черного стального листа или из ударопрочного пластика. Первый вариант является наиболее качественным и долговечным, хотя и самым дорогим.

Самостоятельное изготовление прицепа к мотоблоку

Конструкцию грузового адаптера к мотоблоку нельзя назвать архисложной. При наличии электросварки, болгарки и дрели сделать прицеп к мотоблоку своими руками сможет практически каждый владелец ручного трактора.

Основными элементами конструкции, для изготовления которых потребуется чертеж или подробная схема являются рама, водило и кузов.

1 — кронштейн навески мотоблока; 2 – поворотная консоль, 3 – водило; 4 – подножка; 5 — сиденье (доска 20мм); 6 – рама прицепа; 7 - борт кузова из доски 25 мм; 8 — опорная балка рамы (брусок 50×50мм); 9 – фиксирующий болт шарнира М8; 10 – задний шарнирный узел; 11 — колесо

Изучая представленное на рисунке устройство прицепа для мотоблока, вы заметите, что водило через поворотный узел и консоль соединяется с прицепным модулем мотоблока. Второй конец водила вставляется в центральную трубу рамы.

Конструкция «труба в трубе» образует своеобразный длинный шарнир. Он позволяет колесам прицепа менять свое положение независимо от колес мотоблока во время преодоления ям и кочек. Это решение позволяет избежать деформировании конструкции прицепа.

1 — поворотный узел; 2 – «дышло» (круглая труба 60 мм); 3 – рамка подножки (уголок 25 мм); 4 – ребра жесткости

Шарнирная сцепка мотоблока с прицепом производитсяс помощью консоли – стальной оси. Она стоит в поворотном блоке водила на подшипниках. К верхней части консоли приваривают фланец, которым она крепится к сцепке мотоблока.

Для усиления стыка дышла с корпусом поворотного узла нужно использовать 4 ребра жесткости из стальной полосы толщиной 4 мм.

Изготавливая самодельный прицеп к мотоблоку, его раму сваривают, используя несколько видов металлопроката: уголок, трубы прямоугольного и круглого сечения. Несущая рама должна быть прочной и жесткой, чтобы при движении с полной загрузкой элементы ее конструкции не деформировались.

1 - раскос (уголок 20 х20); 2 - рамка сиденья (уголок 20×20); 3 — стойки сиденья (уголок 40×40); 4,5 - подкосы передние (труба 40×20); 6 — обвязка рамы кузова (уголок 40×40); 7, 8 – стойки колесной оси (уголок 32×32); 9,10 - подкосы задние (труба 40х20); 11 — усиливающая поперечина (уголок 40×40), 12 - труба центральная 58×4; 13 — ось (пруток 30 мм), 14 — косынка (лист 4 мм).

Для фиксации трубы водила в центральной трубе рамы через них просверливают отверстие и вставляют болт с контргайкой и шпилькой. При этом в центральной трубе нужно вырезать длинное «окошко».

В нем фиксирующий болт, проходящий через трубу водила, сможет перемещаться вокруг оси прицепа, не смещаясь в продольном направлении. Это завершающая операция, необходимая для надежной работы шарнира «труба в трубе», о которым мы рассказали выше.

Для изготовления колесной оси нужно взять стержень из качественной стали диаметром 30 мм. С центральной трубой рамы, обвязкой платформы из уголка и подкосами его соединяют электросваркой.

Несъемный кузов можно изготовить из 25-миллиметровых досок или же сделать его борта из стального листа толщиной 1,5 мм, наварив его на вертикальные стойки из уголка 40х40 мм. Если же есть необходимость в открывании бортов, то к раме нужно приварить несколько петель, к которым будет крепиться рамка борта. К углам рамки необходимо приварить шпингалеты, которые будут фиксировать борта в транспортном положении.

У правильно сбалансированного прицепа для мотоблока центр тяжести груза располагается ближе к переднему борту и не заходит за ось вращения колес. Это требование нужно учесть при составлении чертежа самодельной конструкции.

В качестве колес для прицепа можно использовать легковые автомобильные, купив их в сборе со ступицами. Перед установкой колес на ось нужно аккуратно проточить ее посадочные места под внутренний диаметр подшипников колесных ступиц и снабдить контргайкой с фиксирующим шплинтом.

Полезное видео

Этот одноосный мини-трактор (одно из распространенных в обиходе названий мотоблока) универсальнее своего «сородича», культиватора. Но сферу применения мотоблока можно дополнительно расширить, укомплектовав его прицепом. В этом случае функционал агрегата не ограничивается лишь механизированной обработкой земельного надела.

Появляется возможность организовать транспортировку по участку и прилегающей территории инструмента, грунта, мусора и так далее, то есть всего того, с необходимостью перемещения чего сталкивается каждый собственник. Небольшой прицеп для мотоблока несложно изготовить своими руками, если следовать определенной инструкции и ориентироваться на типовые чертежи, размеры и рекомендации профессионалов. Эта статья подскажет, как его грамотно сделать и что учесть.

Конструкция прицепа разрабатывается исходя из модификации мотоблока. Эти механизмы классифицируются на классы в зависимости от мощности двигателя. Но даже самый слабосильный агрегат способен перевозить до 400 кг груза. Для дачного участка или небольшого приусадебного хозяйства этого, как правило, вполне достаточно.

В принципе, прицеп можно и приобрести. Но минимальная стоимость простейшей тележки с бортиками – 18 400 рублей. Да и не факт, что габариты, конструктивные особенности изделия удовлетворят пользователя. Изготовление самодельного прицепа своими силами – дело несложное. А если учесть, что можно самостоятельно разработать его индивидуальный чертеж под собственные запросы, целесообразность такого решения очевидна.

Особенности проектирования прицепа

Некоторые моменты необходимо продумать заранее, еще до составления чертежа. На какие вопросы следует обратить внимание.

  • Способы соединений. Это относится к отдельным узлам и подвижным элементам (втулкам, осям и ряду других). Что выбрать – фиксацию на болтах, клепках или при помощи сварки, решается заранее.
  • Из чего изготовить стояночные опоры (ножки) прицепа.
  • Вариант сиденья – вращающееся или стационарное. Первый – удобнее, второй – проще в изготовлении своими руками.
  • Модификация кузова. В плане универсальности эксплуатации мотоблока предпочтительнее опрокидывающаяся конструкция, но ее изготовление намного сложнее. Да и обойдется такой прицеп значительно дороже.
  • Разновидность соединительного узла (прицеп – мотоблок). Он может быть шарнирным, на втулках, подшипниках. То же есть над чем подумать.

Без учета этих нюансов приступать к разработке проекта и оформлению чертежа бессмысленно. Следует принять во внимание и такие аспекты, как собственные возможности, наличие под рукой необходимых материалов (деталей) и личный опыт в сборке чего-либо своими силами (практические навыки).

Особенности конструкции прицепа к мотоблоку

Даже для его изготовления своими руками придется выбирать из нескольких вариантов.

Но если понять, из каких основных частей состоит прицеп, то составить его чертеж, определиться с размерами «повозки» и подобрать необходимые материалы достаточно просто. Да и какой-либо пошаговой инструкции не понадобится – мастер сам, в зависимости от условий, выбирает и очередность технологических операций, и способ их реализации.

Все указанные размеры, если не оговорено отдельно, в мм.

Рама и кузов прицепа

По сути, это основа, несущая часть всей конструкции. Следовательно, для каркаса прицепа подходит только металл. Использование для сборки рамы самодельной тележки заготовок из древесины (что иногда практикуется «домашними» мастерами с небольшим опытом) нецелесообразно по нескольким причинам.

Во-первых, любое дерево содержит определенный процент влаги. Следовательно, не избежать усадки материала, скручивания и тому подобное. Как результат – прицеп будет больше ремонтироваться, чем использоваться.

Во-вторых, у древесины много «заклятых» друзей – ультрафиолет, сырость, насекомые-древоточцы. Такой прицеп для мотоблока долго не прослужит.

В-третьих, недостаточная прочность дерева на изгиб ограничивает возможности тележки по грузоподъемности.

Следовательно, в данном случае экономия на материалах более чем нецелесообразна. Проще всего смонтировать раму из труб профилированных. В плане удобства сборки для прицепа желательно использовать заготовки сечения прямоугольного или квадратного. Они жестче и менее подвержены деформации при излишней нагрузке на прицеп. Кроме того, можно большую часть соединений (если не все) сделать без сварочного аппарата, на болтах; значительно упростится и процесс обшивки каркаса прицепа выбранным материалом, будь то листовое железо, профнастил или доски.

Дышло несложно сделать из тех же труб, швеллера. Для удобства пользование оно может быть составным. Например, из отрезков 2-х труб (швеллеров) разного диаметра (номеров). Собственно, фантазия сама подскажет, как именно все изготовить.

Для небольшого прицепа к мотоблоку достаточно их следующих параметров: 50 (60) х 30 для рамы и 25 х 25 для стоек. Как вариант – швеллер малого профиля (например, №5). В качестве обшивки бортиков подойдет доска на 15 или листовое железо (дюралюминий) на 1,5. Для днища металл следует брать более толстый, не менее 2, иначе не избежать его прогибов. Чтобы придать прицепу прочность, после сборки всей рамы необходимо сделать верхнюю обвязку стоек. Для этих целей подойдет . В зависимости от размеров тележки – 15 или 25.

Колесная пара

Для крепления оси придется устанавливать в нижней части рамы специальные опоры. Они к ней (в виде косынок) привариваются, так в данном случае болтовое соединение неприемлемо. Фотография поясняет, как можно все обустроить (вариант).

Ось берется или готовая, от техники б/у, или используется металлический стержень. Минимальный диаметр – 30. Размеры всех элементов выбираются исходя из того, какими колесами будет оснащен прицеп. Для мотоблока, собираемого своими руками, подойдут и «Жигулевские» (часто берется задняя балка б/у от «девятки»), и от простой садовой тележки. Кстати, ее и можно использовать в качестве основы при конструировании прицепа. Необходима лишь небольшая доработка схемы.

Сцепка

При разработке ее конструкции нужно учитывать особенности данного узла мотоблока. У моделей разных производителей – свои отличия. Вот несколько приемлемых вариантов для изготовления своими руками.

Так как подвижность соединения обеспечивается подшипниками, их нужно защитить от попадания инородных фракций. Поэтому следует продумать, как грамотно исполнить пыльники.

В принципе, мастеровитому человеку более подробная инструкция и не нужна. Ухватив суть, несложно создать собственный вариант прицепа к мотоблоку, разработать его чертеж и произвести сборку тележки своими руками.

Такое оборудование, как мотоблоки, уже давно прижилось у дачников. Безусловно, это отличный помощник, который призван снизить трудоемкость земляных работ. Но сложно недооценить и необходимость качественного прицепа для мотоблока. Он может быть использован для самых различных целей, начиная от перевозки рассады и заканчивая урожаем или тяжелым инструментом. Давайте поговорим о том, как делается прицеп для мотоблока своими руками. Начнем с самого начала.

О характеристиках и цене прицепов

Прежде чем перейти непосредственно к теме, хотелось бы рассмотреть несколько основных характеристик, присущих любым прицепам к мотоблокам. Во-первых, это их грузоподъемность. Нецелесообразно делать прицеп, который не сможет перевезти и 300 килограммов, поэтому будем отталкиваться от данного минимума. Что же касается максимальной грузоподъемности, то она должна быть не более тонны. Вряд ли мотоблок утащит больше.

К примеру, имеющийся прицеп для легких мотоблоков грузоподъемностью 300 кг и габаритами 1 мх0,85 см стоит порядка 200 долларов. Если брать технику для средних мотоблоков, то их цена возрастает до 250, а тяжелых - до 500. Согласитесь, цифры не маленькие. Тем не менее, смастерить прицеп для мотоблока своими руками можно без особых проблем и при этом вы потратите совсем не много средств. Начинать всегда необходимо с того, что составляется чертеж. Давайте так и сделаем.

Делаем прицеп для мотоблока «Нева» своими руками: чертежи и основные моменты

Большинство современных адаптеров для мотоблоков изготовлены из оцинкованной стали. Такое решение наиболее целесообразно, так как прицеп будет служить достаточно долго. Днище тоже рекомендуется сделать металлическим, оно на порядок прочнее - следовательно, прослужит дольше. Приведенные в данной статье чертежи вовсе не обязательно использовать в таком виде, в котором они поданы. Вы можете набросать собственный эскиз с размерами и типами креплений и использовать его.

Но вот воспользоваться готовыми чертежами основных элементов все же рекомендуется. К таковым относится соединительная рама, кузов и несущее водило. Вас наверняка интересует, почему же так важен данный момент. Все дело в том, что можно без особых проблем сделать прицеп для мотоблока «Нева» своими руками. Чертежи же позволяют увидеть сложные места конструкции, способы крепления и места присоединения различных узлов. Поверьте, гораздо проще продумывать все сразу, нежели позже переделывать.

От простого к сложному

Сначала хотелось бы рассмотреть наиболее простую с точки зрения сложности изготовления модель. Для того чтобы приступить к сборочным работам, нам понадобится следующий материал:

  • стальные трубы сечением 60х30, а также 25х25 мм;
  • колеса и рессоры;
  • листовая сталь толщиной не менее 0,8 мм;
  • дюралюминиевый лист толщиной не менее 2 мм;
  • швеллер и крепежные элементы.

Не сложно догадаться, что не обойтись и без соответствующего инструмента. Вам понадобится болгарка, электролобзик, сварочный аппарат, а также шуруповерт.

Рама прицепа в нашем случае - это цельная конструкция, которая размещается на каркасной решетке. Чтобы её правильно обустроить, сначала изготавливаем две траверсы 25х25 мм, которые будут являться поперечинами. Сделать лонжероны можно из трубы 60х30 мм. Все элементы соединяются таким образом, чтобы в конечном итоге получилась решетка.

Продолжаем сборочные работы

После того как вы изготовили решетку, к ней привариваются две продольные трубы, в верхней части которых делается обвязка 25х25 мм и присоединяется посредством сварочных работ. Изготовленный прицеп для мотоблока своими руками, фото которого вы видите в данной статье, имеет откидные борта. Такое решение наиболее предпочтительно и для его реализации рамки делают отдельно от каркаса. В качестве материала для бортов можно использовать тонкие листы стали.

Теперь нам нужно сделать балку. Для этого понадобятся два швеллера, которые вставляют друг в друга. Один из концов обязательно оборудуется колесными осями. Теперь нам понадобятся заранее подготовленные рессоры, с помощью которых мы будем соединять лонжерон. Чтобы это сделать, конец рессор надевается на ось серьги и ось балки, а центральная часть приваривается стремянками к той же балке. Осталось изготовить дышло из труб 60х30 мм. Для этого трубы состыковывают и приваривают к прицепу, а задние части привариваются к лонжеронам.

Делаем многофункциональный прицеп для мотоблока «Зубр» своими руками

Мы уже разобрались, что прежде чем конструировать адаптер, необходимо составить чертеж, на котором будут указаны основные размеры и общий вид изделия. Дальше нужно позаботиться о том, чтобы все материалы были у нас в необходимом количестве. Для сцепки мы будем использовать швеллера, поэтому ими тоже стоит запастись. Именно этому этапу желательно уделить особое внимание. Дело в том, что если вы купите слишком много крепежных элементов и металлопроката, то это пустая трата денег, а недостаточное количество повлечет за собой переделки конструкции, что не есть хорошо.

Хотелось бы заметить, что прицеп, сделанный без использования сварки, то есть на саморезах, долго не проживет, вы должны это понимать. Поэтому возьмите сварочный аппарат у соседей или друзей на некоторое время. Чтобы сделать раму, можно взять стальные уголки 50х25 и 40х40 мм. Для кузова подойдут доски 20 мм и брус 50х50 мм из которого будут изготавливаться опорные балки.

Изготовление основы прицепа

Самосвальный прицеп для мотоблока своими руками можно изготовить согласно имеющейся конструктивной схеме, представленной в данной статье. Данный прицеп имеет 4 основных узла: колеса, водило, рама и кузов. Между собой они соединяются сваркой.

Кузов практически полностью деревянный, собранный из 20-мм досок, углы которых укреплены с помощью металлических уголков. Крепление кузова к раме прицепа реализуется путем 3-х опорных балок (брусьев 50х50). Так как перед нами представлена одноосевая конструкция, то крайне важно, чтобы центр тяжести был смещен к передней части, но при этом не выходил за ось колес. Недостаток данной конструкции заключается в том, что борта не откидные. Но немного усовершенствовав прицеп, данный недочет можно устранить. Желательно сделать бортовые петли. Они нужны для фиксации груза при транспортировке.

Ходовая часть прицепа

Данный этап - один из самых важных. Дело в том, что если ходовая часть будет изготовлена неверно, то рассчитывать на долговечность подобного оборудования не приходится. Поэтому уделите этому особое внимание. Что значения в нашем случае не имеет, так это колеса и рессоры. Вовсе не обязательно покупать новые. Отлично подойдут отслужившие свое колеса любого автомобиля, а рессоры можно купить б/у от «Москвича».

В целом же для сборки подойдут колеса от мотоцикла. Их желательно снимать вместе со ступицей. Если диаметр стержня и подшипника ступицы не совпадают, то конец стержня нужно заточить. Хорошая колесная ось может получиться из стального стержня диаметром не менее 30 мм. Его длина должна быть таковой, чтобы колеса не выступали за обода кузова. Соединение стержня с прицепом осуществляется методом сварки через угловые опоры к лонжеронам.

Заключительная часть сборочных работ

Осталось соединить прицеп и мотоблок между собой. Для этого используется консоль. Желательно, чтобы она прикреплялась к кронштейну навесного оборудования. При этом поворотный узел водила должен свободно вращаться в своей нижней части.

Дышло вставляется в трубчатый корпус шарнира. Фиксацию лучше всего осуществлять упорным кольцом. Данное решение является наиболее предпочтительным, так как обеспечивается независимое перемещение колес мотоблока и прицепа. Крайне актуально это при движении на неровностях.

Заключение

Вот и собрали мы прицеп-самосвал для мотоблока своими руками. Все что осталось сделать, это закрепить сиденье водителя и подножку. Управление осуществляется непосредственно с сидения. При необходимости вы можете сделать прицеп с тормозами для мотоблока своими руками. Правда не всегда это нужно, так как соединение, описанное в данной статье, не предусматривает большого продольного перемещения, поэтому при остановке мотоблока станет и прицеп. Вот, в принципе, и все по данной теме. Теперь вы знаете, как сделать прицеп. Для этого вам понадобится чертеж, необходимый материал и инструмент. Ну и, конечно же, свободное время и желание. Какими-либо механиком или конструктором для этого быть не нужно.

Предисловие

Задумав использовать мотоблок для перевозки грузов, приходится решать, какой прицеп для него подобрать. Тележку можно сделать и самому, учтя свои требования к ней и возможности ручного минитрактора.

Определяем основные характеристики прицепа – ориентируемся на заводские модели

Конструкция телеги для мотоблока не относится к сверхсложным. При наличии болгарки, электросварки и дрели сделать прицеп самостоятельно сможет практически любой владелец ручного минитрактора. Главное – перед сборкой тележки правильно составить ее чертеж или эскиз, а затем, уже строго по нему, выполнять все работы. Для этого сначала надо определиться с основными характеристиками прицепа: грузоподъемностью, габаритами и некоторыми другими. Чтобы упростить эту процедуру, рекомендуется ориентироваться на заводские, промышленного изготовления модели мотоблочных телег.

Заводские прицепы выпускают грузоподъемностью начиная от 300 кг и до 1000 кг с кузовами разных размеров. Эти параметры зависят от того, для использования с каким мотоблоком тележка предназначена, а, точнее, от его технических характеристик. В соответствии с этим различают 3 основных типа прицепов: на тяжелые, средние и легкие ручные минитрактора.

С тяжелыми, мощностью свыше 10 л.с. мотоблоками, как правило, используют одно- либо двухосные телеги с кузовом длиной 2–3 м и шириной 1,2 м. Такие прицепы рассчитаны на транспортировку грузов массой 500–1000 кг.

На средние ручные минитрактора – мощностью от 4,8 до 10 л.с. – ориентированы одноосные тележки с размером кузова 1,0×1,5 м, 1,1×1,4 и подобные. Их грузоподъемность составляет 300–500 кг.

Мощностью до 4,8 л.с., обычно используют одноосные прицепы с кузовом длиной 0,85–1,15 м и шириной 1 м. Грузоподъемность этих тележек не более 300 кг.

Высота бортов у заводских стандартных тележек для мотоблоков 30–35 см. На большегрузных прицепах устанавливают бортовые ограждения каркасной конструкции, высота которых 50–60 см.

Чтобы было легче осуществлять погрузку и выгрузку, задний борт тележек сделан откидывающимся и съемным. На некоторых моделях помимо заднего открываются и снимаются оба боковых, что повышает удобство заполнения кузова грузом и освобождения от него.

Все стандартные прицепы изготавливаются самосвальными. На моделях для средних и легких мотоблоков нет гидравлического подъемного цилиндра и эта функция реализована за счет конструкции тележки. Кузов на прицепе установлен так, что его центр тяжести и груза, находящегося в нем, расположен на поворотной оси, совмещенной с колесной парой тележки. Такая балансировка значительно облегчает ручное опрокидывание.

Тележки грузоподъемностью свыше 350 кг в соответствии с требованиями правил безопасности оснащаются механическим тормозом.

Это обусловлено тем, что при спуске по крутому уклону инерцию движения груженого прицепа погасить только 1-м тормозом ручного минитрактора невозможно. Поэтому тележки должны быть оборудованы своей системой торможения.

Как правильно спроектировать конструкцию прицепа

Итак, чтобы избежать в процессе сборки тележки многократных перекройки деталей, переделок и как следствие, порчи материала и на бесконечно затянувшегося ее изготовления, необходимо сделать подробный чертеж. Если быть точнее, их должно быть несколько: для всех узлов прицепа и, причем, по каждому из них в нескольких проекциях – видов с разных сторон. Для сложных и ответственных деталей следует сделать дополнительные отдельные чертежи. Конструкция всех узлов и их элементов должна быть тщательно прорисована. Каждую деталь следует подписать: указать ее название и все размеры.

По готовым чертежам можно будет не только наглядно представить объем и масштаб необходимых работ, но также легко и быстро составить список всех инструментов и материалов, которые понадобятся для сборки прицепа своими руками. Во время изготовления тележки может выяснится, что в подготовленных эскизах изначально упущены какие-то важные нюансы и/или отсутствуют нужные для конструкции детали, узлы. Поэтому перед началом работ чертежи следует внимательно изучить, продумывая и учитывая следующие моменты:

  • какие основные и вспомогательные узлы будут у прицепа и каким способом их надо будет соединять – сваркой, скручиванием болтами и гайками или клепанием;
  • как будет происходить движение и согласование со стационарными поворотных элементов – через шарнир, втулку, подшипник либо ось;
  • есть ли желание сделать стояночные опоры;
  • нужен ли опрокидыватель для механической разгрузки кузова;
  • и так далее.

После этого, возможно, чертежи придется дополнить какими-либо уточнениями, деталировкой или дорисовать в них недостающие, не предусмотренные изначально узлы и элементы. Зато сделав это, можно будет уже составить полную правильную опись необходимых материалов и инструментов.

Прежде чем приобретать необходимые материалы, следует посмотреть что имеется на участке или в гараже. Вполне может оказаться, что там найдется что-то пригодное для использования при сборке прицепа. Например, из любых круглых или профильных труб можно изготовить раму, другие силовые и опорные элементы конструкции.

Разработка чертежей тележки грузоподъемностью до 350 кг

Такой прицеп подойдет для любого мотоблока. Замахиваться на изготовление своими руками более грузоподъемной телеги не стоит, так как согласно выше приведенным требованиям безопасности придется решать вопрос об оснащении ее собственной тормозной системой. Сконструировать или грамотно использовать готовую, например, от легкого автомобиля, для большинства будет просто не по силам. А с другой стороны, по большому счету, сделать своими руками тормоза технически достаточно сложно, чтобы добиться от них необходимого уровня безопасности движения на мотоблоке с загруженным прицепом.

Выбор габаритов, размеров кузова и самого прицепа прежде всего зависит от требуемой грузоподъемности. При их определении надо исходить из стандартов для заводских тележек, приведенных в 1-й главе. Для изготовления своими руками прицепа грузоподъемностью 350 кг можно воспользоваться чертежами, которые следуют далее. Размеры как основные, так и деталей можно изменять в зависимости от имеющихся материалов. Также эти чертежи можно использовать в качестве наглядного примера как правильно разрабатывать конструкцию тележки, если планируется собирать другой ее вариант.

Первый чертеж – общий. На нем все основные узлы – кузов, рама, колеса, водило – и размеры.

Затем подробный чертеж рамы, которая должна быть изготовлена из прямоугольных или круглых стальных труб. Соединяют их между собой с помощью сварки.

Кузов в данном варианте тележки выполнен из досок, толщина которых 20 мм. Борта все глухие – не откидываются.

Чертеж водила. Основную нагрузку у него воспринимает стык корпуса поворотного узла с дышлом. Поэтому их соединение усилено 4-мя ребрами жесткости, которые прорисованы на разрезе Б–Б.

Для поворотного узла, как сложного ответственного элемента прицепа, разработан отдельный чертеж с подробной деталировкой его конструкции и элементов.

При использовании в конструкции этой телеги для мотоблока других материалов допустимый вес перевозимых грузов может измениться.

Какие материалы и как можно использовать для сборки прицепа своими руками

Раму проще всего сваривать из уголка, швеллеров и профильной трубы. Также подойдет двутавр и трубопрокат круглого сечения.

В качестве колесной оси следует взять стальной прут. Его диаметр должен быть не менее 30 мм, а длина – минимум 1070 мм, но чтобы колеса не выступали за габариты прицепа. Прут приваривают к продольному шарниру и угловым опорам рамы.

Колеса подойдут от какой-нибудь сельхозтехники либо мотоциклетной коляски. Под диаметр посадки подшипников в их ступицах надо будет обточить ось.

Кузов проще сделать своими руками из досок, скрепив их по углам металлическими уголками. К раме фиксируем болтами. Оптимальная толщина досок 20 мм. Чтобы облегчить погрузку и выгрузку, борта лучше сделать откидными. Днище кузова можно выполнить из обрезной доски, но прицеп будет надежнее и долговечнее, если для этого использовать листовой металл, лучше толщиной 2–3 мм. В качестве сиденья отлично подойдет автомобильное кресло.

Сцепку (поворотный узел) тележки делаем своими руками из подходящего по размерам куска стали, просверлив или проточив в нем отверстие, в которое легко заходила бы консоль. Поворотный узел желательно выполнить по схеме, предложенной в вышеприведенном чертеже – с использованием подшипников подходящего диаметра. Их наружную обойму плотно сажают в корпус сцепки или приваривают к нему, а во внутреннюю – без люфта заводят консоль.