Утренние молитвы пасхальные часы. Часы святой пасхи

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы:

Часы Пасхальные

Во всю Светлую (Пасхальную) седмицу вместо утренних и вечерних молитв поются (или читаются - но, как легко убедиться, особенность этой седмицы в том, что, по возможности, все поется!) Пасхальные часы.

Сошествие Христа во ад. Икона, XIII в. Монастырь святой Екатерины на Синае

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).

Также трижды:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Разве Тебе - кроме Тебя. Се бо прииде - ибо вот, пришла.

Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем… - слова Священного Писания: Господи, разве Тебе иного не вемы; имя Твое именуем (Ис.26:13; см. также 5-ю песнь канона ко Причащению).

***

Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем…

"Этим выражается чувство совершенного упокоения в Спасителе. И как оно естественно, особенно ныне!.. В воскресшем Иисусе Христе человек - беднейший странник на земле - избавлен от греха, ада, смерти, диавола, усыновлен Богу, почтен обожением естества своего… Если уничтожено проклятие и грех, если попрана смерть, если разрушен ад и стерта глава исконного врага, - то чего еще опасаться? Если столько явлено сил, - то сократит ли после этого Господь Свою благодеющую десницу?"

Святитель Феофан Затворник

***

Читайте также по теме:

  • Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы - Толковый православный молитвослов
  • Пасха: пасхальные богослужебные тексты для общего народного пения - Нескучный сад
  • Поем вместе: Тропарь Пасхи на разных языках - Нескучный сад
  • Пасхальное евангельское чтение пролога Евангелия от Иоанна - читает и комментирует протоиерей Константин Пархоменко

***

Ипакой, глас 4-й

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Предварившия утро - пришедшие до рассвета. Яже о Марии - те, которые были с Марией (спутницы Марии). Слышаху - услышали. Тецыте - бегите, спешите. Проповедите - возвестите. Яко есть - ибо Он.

***

"Слышим в Пасхальном каноне глас Ангела женам-мироносицам: Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть. Глас Ангела в отношении к нам значит: живите так, чтобы вся ваша жизнь была единым словом: ”Христос воскресе!” и чтобы, смотря на вас, весь мир и христианский, и не христианский сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо живет в том или другом, видимо силы деются о Нем. Нужно ли объяснять еще, что в основании такой жизни лежит ревность о славе Воскресшего Господа через подражание Ему и усвоение себе силы Его воскресения".

Святитель Феофан Затворник

***

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Аще - хотя. Вещавый - сказавший.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный.

Вся исполняяй - все Собой исполняя. Неописанный - несказанный (не поддающийся описанию).

Тропарь в самых кратких словах дает поразительный образ полноты Божества - Христос, неразлучно пребывающий с Отцем и Духом, покоится телом во гробе, сходит душою во ад и изводит души праведных, и по неложным Своим словам разбойнику, ныне же пребывает с ним в раю (Лк.23:43) - и, наполняя Собою все, приводит Вселенную к полноте, исполняет дело спасения.

Апостол Павел, приводя стих псалма, говорит: Сказано: вошед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Пс.67:19). А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить все (Еф.4:8-10).

Слава:

Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Краснейший - прекраснейший. Вышняго - Всевышнего. Селение - жилище.

Яко Живоносец, яко рая краснейший… Гроб Христов предстает пред нами носителем Жизни (Живоносцем), прекраснейшим, чем рай, сверкающим более, чем любой царский чертог! (Обратите внимание: подлежащее в этом предложении - то, о чем говорится - это именно гроб Христов, "Христе" - обращение, мы говорим Христу о Его гробе)

Господи, помилуй (40 раз).

Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).

В дни Пасхальной седмицы и даже вплоть до отдания Пасхи перед трапезой поется (или читается) тропарь Пасхи, а после трапезы - задостойник Пасхи.

Задостойник (припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона):

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе трихдневен от гроба, и мертвых воздвигнувый; людие, веселитеся.

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Вопияше - возгласил. Паки реку - я повторю. Красуйся - радуйся, наслаждайся. Рождества Твоего - Рожденного Тобою.

Светится, светится, новый Иерусалиме… Под новым Иерусалимом разумеется новозаветная Церковь Христова. Ликуй ныне и веселися, Сионе… Под Сионом (гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии и горница Тайной вечери, и сошествие Святого Духа на апостолов) в Новом Завете, по толкованию блаженного Иеронима, разумеются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собою Сион, о котором сказано: Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс.86:2).

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Эта молитва читается в храме в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений (если точно следовать уставу, она также читается в некоторые дни и других многодневных постов). Великим постом (в седмичные) ее непременно следует включать в свое келейное правило; наиболее естественно - в конце утренних и вечерних молитв, а при возможности и среди дня.

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (включающего в себя утреню, пасхальные часы, литургию и вечерню).
Читаются в пасхальную седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

Тропарь:
Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои:
Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.

Кондак:
Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освеще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (cорок раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Часы пасхальные на современном русском языке

Христос воскрес из мертвых,смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.(3)

Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты - Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.(3)

Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: "Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий!"

Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный.

Слава: Носителем жизни, поистине рая прекраснейшим, и всякого чертога царского светлейшим явился гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения.

И ныне, Богородичен: Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: "Благословенна Ты между женами, всенепорочная Владычица!"

Господи помилуй (40),

Слава, и ныне: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу - Тебя величаем.

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.(3)

Еще с давних времен было известно, что пасхальные молитвы обладают неимоверной силой и энергией, помогают найти вторую половинку, обрести счастье, успех, нормализовать состояние здоровья. Причем для исцеления от тяжелого заболевания мольбы могут читать родные больного.

Священный текст можно зачитывать не только в церкви, но и дома.

Мольба

Считается, что сильная молитва на Пасху помогает верующему обрести счастье, покой, достигнуть желаемого.

Молитва на Пасху «Христос Воскрес» звучит следующим образом:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претертерпев, смертию смерть разруши. (Трижды) Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Яко живоносец, яко рая краснейший,
воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице. Господи, помилуй. (40 раз) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Господи, помилуй. (Трижды)».

Мольба означает то, что Иисус собственным примером показал — смерть не является концом. Ведь он после воскресения из мертвых подтвердил, что душа вечна, она не может умереть.

Это основная идея, которую священнослужители стараются донести до прихожан. Верующие повторяют священный текст. Такие молитвы на Пасху помогают осознать,
что после смерти физической оболочки молящегося человека ждет достаток и благодать.

Исцеление от недугов

Часто люди используют молитву на Пасху о здоровье. Причем произносить священный текст можно не только за себя, но и за ребенка, родного вам человека. Спасением от всех болезней считается церковная мольба «От трех смертей».

Такую молитву читают дома в пасхальные часы до того момента, как зазвонят колокола. Их звон символизирует о приходе праздника.

Перед едой необходимо произнести молитву, затем разбить яйцо без соли. Важное условие — не запивать ничем прием пищи. До вечера вы почувствуете небывалый прилив
жизненной энергии, организм наполнится силой, здоровьем.

Для родителей жизнь и самочувствие, состояние ребенка — главное. Если ваш малыш болеет, лучше всего использовать Пасхальный ритуал для его скорейшего выздоровления.

Наберите немного святой воды накануне проведения ритуала. Необходимо окунуть в нее нательный крестик человека, нуждающегося в исцелении от недугов. Затем произносите
мольбу на протяжении трех раз.

После окончания ритуала необходимо вынуть крестик, надеть на его обладателя. Лоб больного следует смазать с помощью святой воды, после этого сбрызнуть ею все тело.
Повторяйте процедуру по 3 раза на протяжении семидневного срока Страстной недели.

Возле иконы поставьте бутылочку со святой водой. Такой обряд помогает не только вылечить человека от болезни, но и избавить семью от постоянных заболеваний.

Замужество

Одинокие девушки мечтают найти свою вторую половинку, истинную любовь, создать вместе со своим спутником крепкую семью. Некоторые представительницы прекрасного
пола иногда не говорят открыто о желании выйти замуж, но искренне надеются на это.

Церковь поддерживает такие стремления к семейному благочестивому образу жизни. В Библии указано, что человек не должен быть одиноким, ему необходима пара.
Православная церковь ассоциирует семью с маленькой церковью, где правят мир, взаимоуважение и искренняя любовь. В такой семье обязательно найдется место для веры
в Бога.

Во время пасхальных праздников можно попросить у Высших Сил помощи. Можно выделить целый ряд икон, к кому можно обратиться с этими просьбами:

  • к Святому Николаю Чудотворцу;
  • чтобы выйти замуж обращаются к лику Святой великомученицы Екатерины;
  • можно использовать моление к Святому Апостолу Андрею Первозданному;
  • часто просят замужества у Святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Главное — ваша искренность, вера в произнесенные молитвенные строки.

Известны иконы Богородицы для незамужних девушек. Это «Неувядаемый цвет» и «Козельщанская».

Звучит молитва на пасху о замужестве так:

«О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь».

Помимо мольбы можно посетить мощи Святых, увидеть чудотворные иконы.

Великим праздником считается Пасха Христова. В это время стоит просить о встрече своей второй половинки. Следует сходить на службу, исповедоваться, причаститься. После пройденного ритуала вы откроете свое сердце, станете готовой к встрече со своим суженым. Многие девушки после этого вступали в счастливый брак.

Достаток

В ночь Пасхи помимо восхваления Воскресения Христа, его просят о помощи. Кроме здоровья, искренней любви, люди обращаются к нему с мольбой о финансовом
благополучии.

Причем можно обращаться к Иисусу Христу не только с помощью вечерних молитв, но и собственными словами. Главное при этом – это искренность человека, вера в Господа.

Следует побыть в тишине, сосредоточиться на просьбе. Лучше всего визуализировать ее в малейших деталях, затем произносить священный текст.

Чтобы богатство было в вашей семье, необходимо на третий день Пасхи повторять вслух молебен, обращенный ко всем Святым.

После такого обращения семейные отношения восстанавливаются, приходит в дом удача. В то время, как идет Великий пост, следует ежедневно откладывать небольшую сумму
денег. Утренними часами необходимо пойти в церковь на Пасху с этими сбережениями и отдать их на пожертвование.

После такого ритуала в вашу семью обязательно придет достаток, а беды и проблемы будут обходить стороной ваш дом.

Следует для большего эффекта ежедневно перед сном читать мольбу. Для того чтобы в вашей семье царил мир, гармония, необходимо прочитать мольбу на протяжении 12 раз
подряд.

Видео на тему: Христос Воскресе! Утренние и вечерние пасхальное правило

Основные правила чтения

  1. Следует уединиться. Место, где вы будете духовно общаться, должно быть тихим, спокойным. Убедитесь в том, что вам никто не помешает в это время.
  2. Необходимо перед началом мольбы положить на стол икону, чашку со священной водой.
  3. Стоит зажечь три свечи.
  4. После этого можно приступать к чтению священного текста. Во время этого необходимо смотреть на зажженные свечи.

Часто для получения желаемого люди используют отдельные продукты. Это касается заговора на пасхальное яйцо.

Для применения такого способа решения проблемы необходимо взять расписанное яйцо, тихо проговорить текст, прося об удаче, благополучии и здоровье.

Затем посоревнуйтесь с другим человеком, разбейте его яйцо. Если вы выиграете, удача будет на вашей стороне.

Выводы

С помощью молитвы можно защитить себя и родных. Искренняя мольба на Пасху способна исцелить человека, найти любовь, нормализовать финансовое состояние.

Главное — во время обращения иметь чистые намерения, верить в Господа и его силу.

Традиция празднования Пасхи в течение сорока дней установлена в память пребывания на земле Иисуса Христа после его Воскресения. Время от светлого Христова Дня до Вознесения, завершающего земное воплощение Спасителя, - совершенно особый период в богослужебном цикле православной церкви и в обыденной жизни христиан. Ритуалы, образы, символические обряды храмовой службы наполняются новым содержанием, раскрывающими перед мирянами бесконечные дали духовного совершенства. В эти светлые дни вместо мольбы о прощении грехов звучат слова о торжестве Спасителя над смертью.

Весь период от Воскресения Христова до Вознесения богослужения проходят по особым правилам, указанным в Триоди - церковной книге трёхпесенных канонов. Перечень определённых текстов, входящих в молитвослов, или молитвенное правило, в пасхальную седмицу предписывает читать часы Пасхи вместо утренних, вечерних молитв, повечерия и полунощницы.

Другие особенности молитвословия и служений первой пасхальной недели.

  1. Готовящиеся к причастию вместо покаянных канонов к Господу Иисусу Христу, пресвятой Богородице читают канон Пасхи, Последование ко святому причащению.
  2. Троекратное чтение тропаря Пасхи предшествует всем молитвам, включая благодарственные по причащению, псалтирь при этом не читают.
  3. Земные поклоны класть не следует ни в храме, ни совершая домашнюю молитву (это правило сохраняется до Троицы).

С понедельника второй седмицы возобновляется чтение:

  • обычных утренних и вечерних молитв;
  • канонов к Господу Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю;
  • последования к святому причащению.

До Вознесения продолжают трижды читать пасхальный тропарь вместо молитвы Святому Духу, припев и ирмос девятой песни пасхального канона («Ангел вопияше») - вместо «Достойно есть». По воспоминаниям все седмицы до наступления Вознесения относятся к прославлению воскресшего Христа, ниспославшего Святой Дух апостолам и последователям.

Утреннее молитвенное правило

Наступление светлого Дня Христова, меняя жизненный уклад православного мирянина, вносит отличия и в привычное ежедневное келейное, или домашнее, богослужение. Обычные молитвы, содержащие славословия, благодарения, покаяния и прошения, изменяются с тем, чтобы выразить глубочайшее благоговение перед святым праздником и своё понимание библейских событий, последовавших за Воскресением Христовым.

В православии молитвенную основу часов (краткого богослужения, установленного церковными канонами) составляют псалмы, а также соответствующие текущему дню тропари и кондаки (гимны, раскрывающие значение праздника).

Когда традиционно совершаются часы

Пасхальное утреннее правило (часы, отделяющие пасхальную заутреню от литургии) не читается, как обычно, а поётся. За основу при этом берутся не псалмы, а праздничные песнопения: трижды поют «Христос Воскресе», «Воскресение Христово видевше», затем ипакои (краткий праздничный тропарь), экзапостиларий (завершение канона на утрене), сорок раз «Господи, помилуй» и вновь «Христос Воскресе».

Утреннее правило от Пасхи до Вознесения имеет отличительные особенности только на протяжении светлой седмицы. С началом второй недели по Воскресению Христову православные возвращаются к выполнению обычного утреннего молитвенного правила, включающего в себя три текста: трижды читают «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», один раз - Символ веры.

Вечернее молитвенное правило

Согласно православной традиции келейно молиться в вечернее время нужно ежедневно. Святая церковь рекомендует читать самые необходимые славословия на грядущую ночь: «Отче наш», кондак Богородице, молитвы Ангелу Хранителю, св. Макария Великого к Богу Отцу, св. Иоанникия.

Пасхальное вечернее молитвенное правило имеет свои особенности: оно заменяется на часы Пасхи, чтобы отметить и выделить этот важнейший для верующих период. При этом текст и последовательность чтения совершенно идентичны Пасхальному утреннему правилу. По прошествии светлой седмицы возобновляют обычные моления по окончании дня.

Однако следует обратить внимание на такую особенность: в вечернее правило от Пасхи до Вознесения включено обращение ко Пресвятому Духу, в то время как «Царю Небесный» заменяется на тропарь «Христос воскресе», несмотря на то, что обе молитвы адресованы одной и той же ипостаси Бога. Объясняется это тем, что любое молитвенное правило построено на опыте церкви, к которому необходимо прислушиваться: святые отцы считают, что молитва Пресвятому Духу в качестве свободного обращения души человека к Богу имеет более личный характер, а «Царю Небесный» всегда было началом общего богослужения.

Празднование Светлого Воскресения Господня продолжается, хоть и с меньшей торжественностью, до отдания Пасхи - богослужения накануне Вознесения. В этот день в храмах при полном освещении служат вечерню и утреню, при открытых царских вратах проходит литургия, звучат стихиры, славословия и приветствия по пасхальному чину, а также песнопения, посвящённые предпразднованию Вознесения.

Традиционно накануне Вознесения проводят последний в цикле пасхальный крестный ход. Так заканчивается сорокадневный период великого праздника, чтобы через год снова явить миру символ вечной жизни.

По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило. Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода, все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.

Как причащаются в Светлую Седмицу? Какой устав Церкви?

Никакого устава Церкви, касающегося особенностей Причащения в Светлую Седмицу нет. Причащаются точно таким же порядком, каким причащаются и в другое время.

Но есть разные традиции. Есть традиция синодального периода дореволюционной Церкви. Она заключалась в том, что люди причащались достаточно редко. И, главным образом, причащались постами. Не было принято причащаться на Пасху. Еще в 70-80-е годы в Пюхтицком монастыре желание причаститься в Пасхальную ночь воспринималось как очень странное движение, казалось, что это абсолютно не нужно. Ну, в крайнем случае, в Великую Субботу, а вообще, в Великий Четверг, считалось, надо причаститься. Тоже самое касалось и Светлой Седмицы. Логика, которой в данном случае такая практика оправдывается, заключается примерно в том, что Причастие связано всегда с покаянием, с исповедью перед Причастием, а поскольку мы празднуем великий праздник и, вообще, другие великие праздники, то какое же покаяние в праздник? А нет покаяния – значит нет и Причащения.

С моей точки зрения, какой-то богословской критики это не выдерживает. И практика древней Церкви досинодального периода и в России, и вообще в древней Церкви повсюду, заключалась в том, что как раз в великие праздники обязательно люди стремились причаститься Святых Христовых Тайн. Потому что пережить полноту празднуемого события, по-настоящему соучаствовать тому событию, которое Церковь празднует, можно только в Причастии . А если мы это событие переживаем только умозрительно, то это совсем не то, что Церковь хочет и может дать нам, верующим людям. Мы должны именно приобщиться! Приобщиться физическим образом к той реальности, которая воспоминается в этот день. И это можно сделать, только во всей полноте участвуя в Таинстве Евхаристии, которая совершается в этот день.

Поэтому практика современная в большинстве храмов такова, что людям ни в коем случае не отказывают в Причастии в Светлую Седмицу. Я думаю, что разумно для тех, кто желает причаститься в эти дни, ограничиться исповедью, которая была на Страстной Седмице. Если человек приходил в Страстные дни и исповедался, и он не чувствует таких уже серьезных оснований внутренних, которые бы его отделяли от возможности причаститься, каких-то грехов вот в этот пасхальный период, то, я думаю, что совершенно возможно было бы причащаться без исповеди. Впрочем, ни в коем случае не рекомендую этого делать, не посоветовавшись с Вашим духовником, и как-то не согласовав со священником, в храме которого Вы причащаетесь. Просто для того, чтобы не было каких-то недоразумений и разномыслий.

Почему в Великую Субботу, в саму Пасху и всю Светлую Седмицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», которое поется при крещении людей?

Это означает, что этот период в древней церкви был периодом массового крещения. И если людей крестили в Великую Субботу, что практиковалось чрезвычайно широко, чтобы они уже принимали участие в Пасхальной службе как верные, а не как оглашенные, то в течение всей Светлой Седмицы эти люди безотлучно находились в храме. Они были помазаны миром, и места, помазанные миром, обвязывались специальными повязками. В таком виде люди сидели в храме, не выходя. Это было немножко похоже на то, как сейчас, когда постригают в монахи, то тоже новопостриженный постоянно находится в храме и участвует во всех службах. То же самое в течение семи дней, происходило и с новокрещенными. И, кроме того, это было время, когда с ними проводились таинствоводственные или тайноводственные беседы (по-гречески мистогогия). Мы можем читать эти беседы преподобного Максима Исповедника, других знаменитых проповедников древней Церкви, которые много делали для просвещения новокрещенных. Вот такие беседы и ежедневная молитва и Причащение в храме. А на восьмой день совершались те самые обряды, которые мы совершаем сразу же после Крещения: пострижение волос, отирание мира и так далее. Все это совершалось на восьмой день после периода посвящения человека, воцерковления по-настоящему, введения в церковную жизнь. Его отирали, снимали повязки, и он выходил настоящим опытным духовным христианином и начинал свою дальнейшую церковную жизнь. Поэтому в древней церкви такие люди, и миряне тоже вместе с ними, причащались ежедневно. Все вместе славили Бога за великие Его благодеяния.

Светлая Седмица – она сплошная, как с постом быть?

Здесь можно ссылаться на практику священников. Мы все служим в эти светлые дни, и священники совершенно не постятся. Этот пост перед Причастием связан с традицией сравнительно редкого причащения. Если люди причащаются регулярно, скажем, раз в неделю, в воскресный день приходят в храм, на Двунадесятые праздники приходят причащаться, то, я думаю, что большинство священников не требуют от этих людей специального поста перед Причастием, кроме естественных постных дней – среды и пятницы, которые для всех людей и всегда. А если в Светлую Седмицу, как мы знаем, этих дней нет, значит, в эти дни мы не постимся и причащаемся без этого специального поста перед Причастием.

Можно ли на Светлой Седмице читать акафисты, хотя бы келейно? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а Божию Матерь и святых не положено?

Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены к этому главному Событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники на отпустах не поминают, чаще всего, дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст. В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя молебен в Святую Пасху, если совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. Такого уставного правила жесткого, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет. Но такого рода богослужения как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание. И, может быть, действительно, в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.

Можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой Седмице?

По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую Седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым Пасхальным чином, а первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, это Радоница: вторник второй недели после Пасхи. Он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но, тем не менее это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают кладбища, служат панихиды. Но келейно, конечно, Вы можете поминать. На Литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых, и усопших. Можете и записки подавать, но публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.

Что читается при подготовке к Причастию в Светлую седмицу?

Здесь могут быть разные варианты. Если обычно три канона читаются: покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, то, по крайней мере, покаянный канон не столь обязателен в этом сочетании. Правило ко Святому Причащению (и молитвы) читать, безусловно, стоит. А вот каноны имеет смысл заменить чтением одного Пасхального канона.

Как соединять Двунадесятые праздники или Страстную Седмицу и мирскую работу?

Это действительно тяжелая, серьезная, наболевшая проблема. Мы живем в светском государстве, которое совершенно не ориентируется на христианские праздники. Правда, какие-то сдвиги в этом вопросе есть. Вот Рождество сделано выходным днем. Пасха у нас всегда выпадает на воскресение, но за ним не дают выходной. Хотя, скажем, в Германии и в других странах всегда за большим праздником следует выходной день. Устраивают Пасхальный понедельник, так он и называется. Тоже самое на Троицу, на другие праздники в христианских традиционных странах, где не было революции, не было безбожной власти, которая все это искореняла, выкорчевывала с корнем. Во всех странах эти праздники признаются, притом что государство носит светский характер.

У нас, к сожалению, пока такого нет. Поэтому приходится применяться к тем обстоятельствам жизни, в которых Господь нам судит жить. Если работа такая, что она не терпит возможности брать отгулы или переносить на другие дни, или по времени ее как-то более ли менее свободно сдвигать, то тут надо выбирать. Или Вы остаетесь на этой работе и сколько-то жертвуете своей потребностью бывать на церковных службах более часто, либо надо попробовать поменять работу так, чтобы там была большая свобода для того, чтобы бывать на церковных службах. Но все-таки очень часто можно договариваться при хороших отношениях о том, чтобы с работы или чуть раньше отпускали, либо предупредить, что чуть позже придете. Есть ранние службы – Литургии, скажем, в 7 часов утра. Все крупные праздники и на Страстной Седмице, в Великий Четверток, в больших храмах всегда служится две Литургии. На раннюю Литургию можно пойти, и к 9-ти часам Вы будете уже свободны, в начале 10-го. Так что к 10-ти часам Вы сможете попасть на работу, почти в любое место в городе.

Конечно, совместить работу с тем, чтобы посещать все Богослужения Страстной Седмицы и утром, и вечером, невозможно. И я думаю, что здесь нет острой необходимости порывать с нормальной, хорошей работой, если она не дает возможности быть на всех службах. Хотя бы на основных, скажем, в Великий Четверток. Вынос Плащаницы – замечательная служба, но она совершается днем, значит Вы на ней не будете, зато на чин Погребения вечером в 6 часов можете прийти. И можете опоздать немножко, тоже ничего страшного не будет. 12 Евангелий вечером совершается в четверг – тоже служба, на которой очень хорошо быть. Ну, если работа суточная или какой-то сложный график, по 12 часов надо работать, то какие-то службы Вы неминуемо будете пропускать, но Господь-то видит Ваше желание быть на этих службах, молиться, и воздаст Вам. Даже Ваше отсутствие зачтется Вам, что Вы как будто бы и были.

Важно Ваше сердечное желание, а не личное присутствие. Другое дело, что нам самим хочется быть в эти особые моменты жизни Спасителя в храме и как бы ближе к Нему, ближе пережить все то, что Ему суждено было пережить, но обстоятельства не всегда позволяют. Поэтому если Ваша работа не ограничивает Вас настолько, что уж совсем не можете в храме бывать, не стоит ее менять. Надо стараться находить такие моменты и договариваться с начальством, чтобы какие-то небольшие послабления Вам делали, зато в другое время Вы уж там постарайтесь отработать получше, побольше, чтобы не было никаких претензий.

Наша повседневная жизнь всегда ставит перед нами какие-то проблемы того, как нам сочетать жизнь в миру с нашей духовной жизнью, с нашей церковной жизнью. И здесь надо проявлять определенную гибкость. Мы не можем отказаться от работы, не можем уйти куда-то в подполье или уж тогда надо избирать монашеский путь, тогда целиком вся жизнь будет предана Богу, служению. Но если есть семья, это невозможно, и здесь надо применяться. Иногда даже не работа может ограничивать нас, а домашние дела, дети, которые требуют нашего внимания. Если мать будет постоянно в церкви, а ребенок будет постоянно один дома, тоже хорошего мало будет. Хотя мать и молится в храме, тем не менее, иногда важнее просто личное присутствие и участие в жизни своих детей. Так что, будьте «мудры, яко змии» в решении таких вопросов.