Биография мироненко александра алексеевича. Биография мироненко александра алексеевича Из воспоминаний А.А.Мироненко

19.04.1918 - 17.07.1999

Генерал-полковник авиации Александр Алексеевич Мироненко - командир 14-го гвардейского истребительного авиационного Клайпедского Дважды Краснознаменного ордена Ушакова II степени полка 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии ВВС КБФ. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Заслуженный военный лётчик СССР - 19 августа 1965 года. Кандидат военно-морских наук - 1967 год. Украинец.

Родился 19 апреля 1918 года в селе Яхники Лохвицкого района Полтавской области. Окончил среднюю школу в г. Краснодар. Поступил в военно-механический институт в Ленинграде, откуда 6 августа 1937 года по путевке комсомола направлен в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил с отличием 3 августа 1940 года с присвоением звания - младший лейтенант.

С декабря 1940 года летчик 5-го истребительного авиационного полка. С началом Великой Отечественной войны, принимал участие в обороне Таллина.

21 сентября 1941 года награжден орденом Красного Знамени и 24 ноября 1941 года орденом Ленина за, то что:

«С 20.8 по 21.9.41 года имеет 19 боевых вылетов, налетал 21 ч. 30 минут на штурмовые действия по автоколоннам и скоплениям войск противника.

20.8.41 года в районе деревни ВАХАСТО и САЦЕПАЛО (ЭССР) бомбардировочными и штурмовыми действиями по автоколоннам и скоплениям войск противника, несмотря на сильный огонь ЗА и ЗП, уничтожил 2 легковых автомашины, поджег склад с горючим, вывел из строя одну танкетку и расстрелял до 30 солдат.

21.8.41 года в районе ст. АЭГВИДУ штурмовыми действиями по автоколонне противника уничтожил 1 танк, 4 груженых автомашины и до взвода солдат.

23.8.41 года в районе ЯГОВАЛЬ бомба-штурмовым ударом уничтожил 3 зенитно-пулеметных точки, 5 автомашин и до 20 солдат.

17.9.41 года в районе УРИЦК штурмовыми действиями по скоплению войск противника уничтожил до 10 всадников, 1 автомашину, 30-40 солдат.

21.9.41 года в районе ГОРБУНКИ бомбо-штурмовым ударом по скоплению войск противника уничтожил 3 зенитно-пулеметные точки, 2 фургона и до 15-20 солдат.

24 и 25.9.41 года в районе дер. АЛЕКСЕЕВКА бомбо-штурмовыми действиями по скоплению войск пр-ка уничтожил 2 автомашины, 15 всадников и много живой силы.

За успешные штурмовые действия по разгрому германских полчищь имеет 5 благодарностей от командования наземных войск и ВВС КБФ.»

С марта 1942 года командир звена 5-й авиационной эскадрильи 5-го авиационного полка 61-й авиационной бригады.

С января 1943 года командир 12-й отдельной авиационной Краснознамённой эскадрильи. С 7 июня 1943 года командир 13-й отдельной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

3 ноября 1943 года Приказом Командующего КБФ № 109, лейтенант А.А. Мироненко, командир 13-го истребительного авиационного Краснознаменного полка 9-й ШАРКД ВВС КБФ награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«В Отечественной войне участвует с июня м-ца 1941 г. до ноября 1941 года произвел 201 боевой вылет на бомбо-штурмовые удары по войскам и техники противника, прикрытие баз, коммуникаций и кораблей ЛВФ. Провел воздушных боев - 23, сбил самолетов противника: лично 3 и в группе -2, за что награжден орденом Ленина и орденом «Красное Знамя».

После награждения с ноября месяца 1941 года по настоящее время произвел 401 боевой вылет, из них: на штурмовку - 32, разведку - 40, аэрофоторазведку - 61, на подавление батарей, обстреливающих город Ленинград - 22, сопровождение боевых и транспортных самолетов, прикрытие баз и военн-морских объектов - 256.

За это время произвел 13 воздушных боев, сбил лично 1 Ю-88 и в группе с товарищами - 4 самолета противника: ФД-24, Хе-113, ДО-215, Ме-109.

2 декабря 1941 года поддерживал два раза группой 6 самолетов наступление наших войск на деревню Тобино /Волховский фронт/. Смелыми штурмовыми действиями в течении 25 минут группа дважды штурмовала войска пр-ка. К исходу дня деревня была занята нашими войсками.

В течение февраля месяца летал на аэрофотосъемку бухты Андрусово, укрепрайона пр-ка Габбоново, аэродромы Каркку и Сальми. За отличные аэрофоторазедданные ему была вынесена благодарность от Командующего ЛВФ.

13.0342 года при полете на аэрофоторазведку аэродрома Олонец, был встречен на подходе к цели четырьмя самолетами противника ФД-24. В завязавшемся воздушном бою группа МИРОНЕНКО в составе трех самолетов сбила над аэродромом противника 1 ФД-24, остальные обратились в бегство, после чего группа выполнила задание.

22.10.43 г. водил АЭ 4 раза на уничтожение десантных судов пр-ка в Ладожском озере. К моменту нанесения штурмового удара была подожжена 1 баржа. 2 Ю-88 пытались бомбардировать наши корабли, но встретили отпор наших истребителей, причем в воздушном бою МИРОНЕНКО прямым попаданием бомб потопил одну баржу, вызвал большой взрыв и одну баржу потопил его ведомые летчики. В воздушном бою в этот же день с 8 Ме-109 группа МИРОНЕНКО сбила 1 Ме-109 без потерь возвратилась на свой аэродром.

За героизм, проявленный при разгроме десанта пр-ка, майор МИРОНЕНКО был представлен к званию Героя Советского Союза.

С июня м-ца 1943 г. майор т. МИРОНЕНКО командует 13 КИАП, за это время под его руководством полк произвел 1837 боевых самолетовылетов на сопровождение самолетов-штурмовиков ИЛ-2 7 Гвардейского Авиаполка, разведку кораблей пр-ка в Финском заливе и других объектов. В воздушных боях летчиками полка сбито самолетов противника: ФВ-190 - 20, Брустер - 5, Ме-109 - 4, Фиат-50 - 16, Ю-87 - 1, Ме-110 - 1, Моран - 1.

За образцовую боевую работу в борьбе с немецкими захватчиками, проявленные мужество и героизм...»

22 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за мужество и героизм, проявленные в боях, капитану А.А. Мироненко, майору 13-го истребительного авиационного Краснознаменного полка 9-й ШАРКД присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» - № 4015, за то, что:

«Участник Отечественной войны с 22 июня 1941 года. За это время совершил 629 боевых самолетовылетов, из них:

а/ на самолетах И-15бис - 567

б/ на самолетах МИГ-3 - 18

в/ на самолетах ЯК-7б - 28

г/ на самолетах ЯК-9 - 16

Из указанного количества боевых вылетов произведено:

а/ на штурмовку живой силы и техники пр-ка - 87 б/в.

б/ на патрульно-блокировочные полеты по батареям, стрелявшим по г. Ленинграду и кораблям на переходе Ленинград-Кронштад по Петровскому каналу - 31 б/в.

в/ на разведку движения войск, наличие кораблей и плавсредств противника в ФЗ и Ладожскм озере - 127 б/в.

г/ на сопровождение с-тов ИЛ-2, ПЕ-2, ДБ-3 и др. - 88 б/в.

д/ на прикрытие ВМБ Хабсалу, Таллин, Кронштадт, Ленинград, Осиновец, Новая Ладога и кораблей, питавших Ленинград в блокаду 1941-42 гг. - 193 б/в.

е/ прочие вылеты - 103

За это же время произвел 32 групповых воздушных боя с самолетами противника, в результате которых сбил: лично - 12, в группе - 4 с-та противника, из них: Ю-88 - 2, Хе-111 - 1, ДО-215 - 1, Хе-113 - 1, Ме-109 - 2, ФД-24 - 1, ФВ-190 - 4.

В итоге проведенных штурмовок живой силы и техники противника уничтожено и повреждено: танков - 2, танкеток - 5, фургонов с войсками и грузами - 20, автомашин с войсками и грузами - 49, легковых автомашин - 3, зенитно-пулеметных точек - 26, зенитных батарей - 4, полевых батарей - 1, зенитных прожекторов - 3, мотоциклов - 31, подвод с войсками и грузами - 65, разрушено домов и складов - 8, живой силы противника свыше 1400 солдат и офицеров.

Кроме того, участвовал в потоплении транспорта 1500 тон водоизмещением в Финском заливе /август 1941 г./ и в р-не Кунда одной десантной баржи и одного сторожевого катера.

07.04.1941 г. прикрывая корабли ВМБ Хабсало 2 И-15бис, ведущий МИРОНЕНКО вступил в бой с тремя Ю-88, пытавшимися бомбить наши корабли. Решительными атаками противник не был допущен к кораблям. В результате воздушного боя был сбит один Ю-88, который упал 2 км севернее о-ва Моон.

22.08.1941 г. выполняя разведку в составе двух И-15бис в р-не Таппо были атакованы 4 Ме-109. В результате 28-и минутного боя МИРОНЕНКО на лобовых атаках вогнал в землю один Ме-109 и в группе со своими летчиками сбил еще один Ме-109. Самолеты противника упали в р-не д. Конокеты.

19.10.1941 г. прикрывая корабли в составе 3 И-15бис на переходе Новая Ладога-Осиновец, к концу выполнения боевого задания 2 Ю-88, под прикрытием двух Хе-113, пытались бомбить охраняемый объект. В результате завязавшегося воздушного боя самолеты Ю-88 сбросили бомбы в воду не выполнив задачу. Огнем реактивного оружия самолета т. МИРОНЕНКО сбил одного Хе-113, который упал 5-6 км зап. мыса Марьин Нос.

22.10.1942 г. при вылете на уничтожение десанта противника у о. Сухо, возвращаясь с выполнения боевого задания, встретил одного ДО-215, пытавшегося бомбить наши корабли. В результате нескольких лобовых атак под ракурсом 1/4, 2/4 самолет противника был сначала подожжен, а затем сбит и упал в 400 метрах от наших кораблей.

03.04.1942 г. ведя разведку наличия войск противника на льду Финского залива в р-не о. Б. ТЮТЕРС с группой товарищей встретил самолет противника типа «Котка», который летел ниже на 50-100 метров. Энергичной атакой т. МИРОНЕНКО сбил самолет противника, который врезался в лед.

03.04.42 г. прикрывая свои войска на переходе маяк Шепелев-о. Сейскаари в составе 4 И-15бис и 2-х И-16 вели воздушный бой в течении 42 минут с шестью Ме-109, пытавшуюся штурмовать наши войска. В результате воздушного боя МИРОНЕНКО сбил один Ме-109, который упал 10 км зап. маяка Шепелев.

04.04.1942 г. прикрывая войска на переходе маяк Шепелев-о-в Сейскаари в составе 4 И-15бис и 4 И-16, вели бой с 8-ю Ме-109, пытавшимися штурмовать наши войска. В результате воздушного боя энергичными атаками было сбито 3 Ме-109.

21.04.42 г. вылетел по тревоге на отражение налета четырех Ю-88, под прикрытием двух Ме-109, на базу Н. Ладога, в составе два И-15бис встретил самолеты Ю-88 в лоб, огнем РС и пулеметов сбил один Ю-88, который упал 2 км севернее Новая Ладога. Самолеты Ме-109 в результате скоротечного боя не успели даже оказать сопротивление.

01.05.1942 г. при полете на свободную охоту по уничтожению живой силы противника в р-не Олонец-Видлица-Картуу в составе 9 И-15бис т. МИРОНЕНКО имел задачу фотосъемки результатов удара. К концу выполнения задачи в р-не аэродрома Олонец МИРОНЕНКО был атакован двумя ФД-24. В завязавшемся бою один против двух самолетов противника МИРОНЕНКО лобовой атакой сбил один ФД-24, который упал 7 км юго-западнее аэродрома Олонец. После сбития выполнил свою задачу по фотографированию.

02.07.42 г. один вылетел на отражение бомбардировщиков Хе-111, минировавших воды Финского залива в р-не Кронштадт. В завязавшемся бою энергичными атаками сбил один Хе-111, который упал южнее 1 км маяка Толбухин, во время падения самолета наблюдался взрыв большой силы.

18.02.1944 г. 4 ЯК-9, ведущий майор МИРОНЕНКО сопровождали самолеты ИЛ-2 на бомбоштурмовой удар по артминометным батареям противника в р-не д. Улриа. При подходе к цели два ФВ-190 пытались атаковать самолеты ИЛ-2. Майор МИРОНЕНКО отбивая атаки самолетов противника обеспечил самолетам ИЛ-2 сбросить бомбы по цели и в завязавшемся бою на встречных курсах сбил один ФВ-190, который горящий упал 5 км сев. дер. Удриа.

25.03.1944 г. 8 ЯК-7б и ЯК-9, ведущий майор МИРОНЕНКО, сопровождали ИЛ-2 на бомбоштурмовой удар по кораблям противника в р-не о. Б. ТЮТЕРС. При отходе от цели после бомбоудара, самолеты ИЛ-2 были атакованы двумя ФБ-190. Своевременно заметив атаку противника МИРОНЕНКО лобовой контратакой сил один ФВ-190, который упал в р-не кораблей противника.

16.05.44 г. при сопровождении самолетов ИЛ-2 на топмачтовое бомбометание по кораблям противника в Финском заливе в р-не о. АССЕРИ вел воздушный бой с 20-ю самолетами противника ФВ-190. Майор МИРОНЕНКО в результате воздушного боя, отражая атаки самолетов противника, лично сбил два ФВ-190, которые упали в районе кораблей противника.

При выполнении боевых заданий проявляет максиму инициативы и находчивости. Смело и самоотверженно уничтожает врага, не боясь опасности, рискуя своей жизнью.

21.03.42 года при не однократной попытке произвести фотографирование укрепленного района Габоново /вост. берег Ладожского оз./ противник оказывал сильное зенитное противодействие. По предложенной схеме фотографирования МИРОНЕНКО с одновременным бомбоударом этого объекта, указанный район сфотографировал с Н=800 мт. Пленка показала не только наличие техники, но и даже землянок расположения личного состава. Все наши самолеты с задания вернулись на свой аэродром.

05 и 06.07.1942 г. выполняя задачу ночью патрульно-блокировочным полетом по батареям, обстреливающим Ленинград и стрелявшим по кораблям на переходе Ленинград-Кронштадт, МИРОНЕНКО вылетел в специальных светофильтровых очках, поставив себе задачу - уничтожение зенитных прожекторов. В результате умелого использования качества своего самолета и личной инициативы уничтожил за две ночи три зенитных прожектора.

22.10.42 года было произведено 4 боевых вылета группы самолетов, в которых МИРОНЕНКО был ведущим. В первом вылете с рассветом была поставлена задача 4 И-15бис - обнаружить десантные суда противника и нанести по ним штурмовой удар. В условиях плохой погоды десантные суда противника в составе до 50 единиц были обнаружены в 5 км северо-восточнее острова Сухо /Ладожское озеро/. Несмотря на сильное противодействие ЗА и автоматов с кораблей противника, самолетами был нанесен удар с Н=800-1000 метров. В результате удара был уничтожен моторный катер. После операции по уничтожению десанта противника выяснилось, что на катере находился офицер, руководивший высадкой десанта. Вследствие его гибели у противника появилась паника.

Второй бомбоштурмовой удар был нанесен по отходящим кораблям противника 10-15 км сев. восточнее о. Сухо. Несмотря, на сильное противодействие ЗА и автоматов и барражирования до 8-и Ме-109, самолетами, ведущим которых был МИРОНЕНКО, был подожжен катер противника. В завязавшемся воздушном бою группой был сбит один Ме-109 без потерь со своей стороны.

Третий вылет был произведен на бомбоштурмовой удар по кораблям противника 25-30 км сев. восточнее о. Сухо. При подходе к цели противник, ощущая удары наших самолетов старался прикрыть панически отступавшие корабли значительным количеством ИА типа Ме-109, Моран и ФД-24. Несмотря на явное превосходство противника в воздухе, группа МИРОНЕНКО в составе 10-и И-15бис прорвалась к цели и произвела бомбоштурмовой удар по кораблям. В результате прямого попадания бомб был вызван пожар и взрыв на десантной барже - баржа затонула. На обратном курсе был встречен самолет противника ДО-215, который питался бомбить наши корабли. В результате смелой и энергичной атаки МИРОНЕНКО, самолет противника был сбит и упал в 400 метрах от наших кораблей.

За время командования полком с июня 1943 года по май 1944 года летчиками полка произведено 3988 боевых самолетовылетов с общим налетом 3597 часов, из них.

  1. На сопровождение самолетов штурмовиков и бомбардировщиков - 2205 с/в.
  2. На разведку плавсредств, Военно-Морских баз, живой силы и техники противника - 717 б/самолетовылетов.
  3. На штурмовку живой силы и техники противника - 254 с/в.
  4. На прикрытие своих войск, кораблей и аэродромов - 147 с/в.
  5. На отражение самолетов противника 154 с/в.
  6. Прочих боевых вылетов - 323.

В воздушных боях летчиками сбито 109 самолетов противника, из них: ФВ-190 - 57, Ме-109 - 9, Моран - 1, Фиат-50 - 23, Брустер - 10, Ме-110 - 1, Ю-87 - 2, Ю-88 - 3, ХШ-126 - 3.

За это же время полк потерял в результате воздушных боев и огня ЗА противника: 5 с-тов от ЗА противника, 11 с-тов в воздушных боях.

В результате успешных штурмовок летчиками АП уничтожено и повреждено:

  1. Автомашин с грузами - 229.
  2. Автомашин легковых - 5.
  3. Повозок с грузами - 66.
  4. Живой силы противника - свыше 1500 человек.
  5. Подавлен огонь зенитно-пулеметных и автоматных точек - 34.
  6. Автоцистерн - 4.
  7. Паровозов - 1.
  8. Вагонов - 12.
  9. Мотоциклов - 3.
  10. Полевых орудий - 1.
  11. Полевых радиостанций - 1.
  12. Минометных батарей - 1.
  13. Лошадей - 9.
  14. Домов с живой силой противника -1.

За образцовое выполнение заданий командования в Отечественной войне с немецкими захватчиками, проявленные при этом геройство и храбрость…»

22 июня 1944 года Приказом Командующего КБФ № 53, майор А.А. Мироненко, командир 13-го истребительного авиационного Краснознаменного полка ВВС КБФ награждён орденом Красного Знамени за то, что:

«В Отечественной войне участвует с 22.06.41 г.

За это время совершил 643 боевых самолето-вылетов.

За это время провел свыше 40 групповых воздушных боя с самолетами пр-ка, в результате которых сбил лично 12 и в группе 4 самолета пр-ка.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в Отечественную войну награжден орденом «Ленина» и двумя орденами «Красного Знамени». В мае м-це 1944 года представлен к званию Героя Советского Союза.

После последнего награждения - с Ноября м-ца 1943 года по 20.06.44 г. вновь произвел 39 успешных боевых вылетов на самолете ЯК-7б и ЯК-9, в воздушных боях сбил 6 с-тов пр-ка.

13 Истребительный Авиационный Краснознамённый Полк под руководством Майора МИРОНЕНКО произвел 4200 боевых вылетов на сопровождение с-тов ИЛ-2, разведку кораблей пр-ка в Финском заливе, переднего края, патрулирование и отражение самолетов пр-ка.

В групповых воздушных боях летчиками полка сбито 147 самолетов пр-ка, имея потери своих самолетов - 25.

16.05.44 г. Майор МИРОНЕНКО вылетел ведущим группы 15 с-тов истребителей прикрытия на сопровождение с-тов ИЛ-2, в р-он АЗЕРИ. В р-не цели, встретив группу ФВ-190 вступил в бой, в результате которого летчиками полка сбито 11 с-тов ФВ-190, в том числе лично Майором МИРОНЕНКО сбито два с-та противника.

За успешное выполнение 39 боевых вылетов, сбитие лично 6 самолетов противника и образцовое руководство боевой деятельностью полка…»

23 мая 1945 года Приказом Командующего КБФ № 93, гв. подполковник А.А. Мироненко, командир 14-го ГИАП награждён орденом Ушакова II степени за то, что:

«Полковник МИРОНЕНКО в Отечественной войне принимает активное участие с 22.6.41 года. Отличный летчик, в совершенстве владеет истребителем, искусно сочетая маневр и огневую мощь своего самолета.

Прекрасный офицер руководитель. Повседневно занимается с летным составом, передает молодым летчикам накопленный богатый опыт боевой работы, учит правильной тактике воздушного боя, воспитывая в летчиках смелость и умение ориентироваться в любой сложной боевой обстановке. Подполковник МИРОНЕНКО неоднократно водил в бой своих подчинённых, личным примером увлекая их на лучшее выполнение боевых заданий. При сопровождении пикировщиков, штурмовиков и торпедоносцев зорко охраняет их от нападения истребителей противника, чем обеспечивает последним успешное нанесение ударов по его кораблям и транспортам.

После последнего представления к награде подполковник МИРОНЕНКО произвел 42 успешных боевых вылета на выполнение различных боевых заданий командования, в воздушных боях сбил лично 4 истребителя ФВ-190 и в паре 1 Ю-88. За этот же период летчиками под его командованием произведено 4278 успешных боевых вылетов из которых 2874 вылета произведено н сопровождение торпедоносцев, штурмовиков, пикировщиков и 755 боевых вылетов на разведку кораблей и ВМБ противника. В воздушных боях сбито 125 самолетов противника различных типов.

За умелую организацию боевой работы полка, в результате чего летчиками полка в воздушных боях сбито 125 самолетов противника, за успешное обеспечение ударов штурмовиков и бомбардировщиков по плавсредствам и военно-морским базам, за произведение 42 успешных боевых вылета и сбитые в воздушных боях лично 4 и в паре 1 с-та противника…»

С 1950 по 1952 года помощник командующего ВВС 5-го ВМФ Тихоокеанского флота. С 1952 по 1954 года командир 106-го истребительного авиационного корпуса ВВС Тихоокеанского флота. С 1954 по 1956 помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1956 по январь 1971 командующий ВВС Черноморского флота. В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.

С января 1971 по август 1974 года начальник штаба авиации ВМФ, а с августа 1974 по июль 1982 года командующий авиацией ВМФ. С 1982 года научный консультант в Научно-техническом комитете ВМФ. С декабря 1987 года генерал-полковник авиации А.А. Мироненко в отставке.

Работал референтом в Научно-техническом комитете ВМФ. С 1967 по 1971 год Депутат Верховного Совета Украинской СССР 7-го созыва.

11 марта 1985 года, в честь празднования 40-летия Победы, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.



Мироненко Александр Алексеевич – командир 13-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ (9-я штурмовая авиационная дивизия ВВС ВМФ, ВВС Балтийского флота), майор.

Родился 19 апреля 1918 года в селе Ивахники Ивахникской волости Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне село Яхники Лохвицкого района Полтавской области, Украина). Украинец. Детство и юность провёл в городе Краснодар. В 1936 году окончил 10 классов школы, в 1937 году – 1 курс Ленинградского военно-механического института.

В ВМФ с августа 1937 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в морской авиации лётчиком истребительного авиаполка (ВВС Балтийского флота).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – командир звена 5-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в сентябре 1941 – августе 1942 – командир звена 71-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в августе 1942 – январе 1943 – командир авиаэскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. В январе-мае 1943 – командир 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС ВМФ, в июне 1943 – мае 1945 – командир 13-го (с июля 1944 – 14-го гвардейского) истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Воевал в составе ВВС Балтийского флота.

Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда, снятии блокады Ленинграда, Выборгско-Петрозаводской операции, освобождении Прибалтики, Восточно-Прусской операции и блокировании курляндской группировки противника. 7 июля 1941 года был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку.

За время войны совершил 671 боевой вылет на истребителях И-15бис (567 вылетов), МиГ-3 (18 вылетов), Як-7Б (28 вылетов) и Як-9 (58 вылетов), в 74 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 5 самолётов противника .

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года подполковнику Мироненко Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

До октября 1945 года продолжал командовать истребительным авиаполком (ВВС Балтийского флота).

В ноябре 1948 года окончил Военно-морскую академию. В феврале 1949 – апреле 1950 – командир 7-й истребительной авиационной дивизии ВВС 5-го ВМФ (на Тихом океане; посёлок Угловое, ныне в черте города Артём Приморского края). В 1950-1952 – помощник командующего ВВС 5-го ВМФ (штаб – в городе Владивосток), в сентябре 1952 – июле 1954 – командир 106-го истребительного авиационного корпуса ВВС ВМФ (ВВС Тихоокеанского флота; город Владивосток), в 1954-1956 – помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота (штаб – в городе Владивосток).

В мае 1956 – январе 1971 – командующий ВВС Черноморского флота (штаб – в городе Севастополь, Крым). В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

В январе 1971 – августе 1974 – начальник штаба авиации ВМФ, а в августе 1974 – июле 1982 – командующий авиацией Военно-Морского Флота. С 1982 года – научный консультант в Научно-техническом комитете ВМФ. С декабря 1987 года генерал-полковник авиации А.А.Мироненко – в отставке.

Работал референтом в Научно-техническом комитете ВМФ.

Депутат Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва (в 1967-1971 годах).

Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965), генерал-полковник авиации (1965), кандидат военно-морских наук (1967). Награждён 3 орденами Ленина (24.11.1942; 22.07.1944; 31.10.1967), орденом Октябрьской Революции (21.02.1978), 3 орденами Красного Знамени (29.09.1941; 3.11.1943; 22.06.1944), орденами Ушакова 2-й степени (23.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (26.02.1953; 9.03.1956), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными наградами.

В городе Севастополь (Крым) на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 6 личных и 4 групповые победы;
2) Награждён за выполнение 629 боевых вылетов и участие в 32 воздушных боях, в которых сбил лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника (на май 1944 года);

Сочинение:
Авиация Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне. М., 1986 (с В.Н.Багровым) .

Воинские звания:
Лейтенант (3.08.1940)
Старший лейтенант (10.02.1942)
Капитан (15.05.1942)
Майор (28.07.1943)
Подполковник (14.07.1944)
Полковник (22.02.1949)
Генерал-майор авиации (27.01.1951)
Генерал-лейтенант авиации (18.02.1958)
Генерал-полковник авиации (16.06.1965)

Из воспоминаний А.А.Мироненко:

Окончив в 1936 году десятилетку в Краснодаре, я поступил учиться в Военно-механический институт в Ленинграде.

Но по призыву «Комсомолец – на самолёт!» отправился навстречу неизведанному, чтобы стать военным лётчиком.

Летом 1937 года я оказался в городе Ейске в авиаучилище, которое готовило лётные кадры всех профилей для военно-морского флота. А море я очень любил. И тут-то произошло неожиданное: больше всего мне пришлись по душе истребители, хотя я и начинал теоретическое обучение на морских самолётах. Так я стал крылатым моряком, любя обе эти стихии.

После трёх лет учёбы, летом 1940 года, я получил профессию истребителя и, воспользовавшись своим лестным для курсанта правом выбора флота, оказался (а точней, остался) на Краснознамённом Балтийском флоте в составе ВВС. Летал я ещё на самолётах И-15бис.

В то время в Европе уже пылало пламя Второй мировой войны, и нам было понятно, что рано или поздно придётся воевать с немецким фашизмом. Поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы подготовить себя к будущим боям. Тем более что у нас оказались прекрасные учителя-практики, которые в 1936-1937 годах повоевали в Испании. И мы имели возможность – хотя и негласно – получить от них некоторые весьма важные, рекомендации по ведению воздушных боев с фашистскими истребителями Ме-109. К моменту нападения фашистов я, казалось, на своём истребителе готов решать любые задачи, но выяснилось, что со многими из них, к сожалению, нам пришлось встретиться впервые!.. Кроме того, за три дня, до начала войны меня назначили командиром звена, и мне пришлось заниматься вводом в строй своих лётчиков уже в ходе выполнения реальных боевых задач.

Все годы войны, с первого до последнего её дня, мне довелось провести на Ленинградском фронте, начиная с подступов к главной базе флота, которая была в Таллине, и кончая, всеми Прибалтийскими республиками, затем Восточной Пруссией, Померанией – и ещё далее на запад по ходу наступления наших войск.

7 июля 1941 года, базируясь в районе военно-морской базы Хаапсалу и прикрывая три эскадренных миноносца, я, в паре со своим ведомым лейтенантом Марковым, вступил в первый бой с тремя Ю-88, пытавшимися атаковать наши корабли. Противник, будучи выше нас на 300-500 метров и имея преимущество в скорости, заставил меня строить свой манёвр на срезании курса, используя форсированный режим мотора. В итоге мне удалось выйти на перехват ведущего и зажечь оба его мотора. Ю-88 рухнул прямо на островок Муху.

Однако и мой мотор, будучи полностью перегретым, отказал. Надо было идти на посадку к берегу. Но профиль его не обеспечивал безаварийного приземления. Посадка же самолёта И-15бис с неубирающимися шасси небезопасна. Сел я с тремя «кульбитами», разбив самолёт. Сам отделался ушибами ног.

На другой день, 8 июля, командир нашей эскадрильи, герой Финской войны, майор Анатолий Нефёдов повёл нас на первую штурмовку немецкой мотомеханизированной колонны, вышедшей из Пярну на север, и получил тяжёлое ранение в голову.

Пришлось командира эвакуировать на И-15бис за бронеспинкой в фюзеляже, а Эскадрилье улететь на регламентные работы под Ленинград. Вернулись наши ребята 12 июля, уже в Таллин – на аэродром Лагсберг. Там мы находились до сдачи города фашистам. Никогда не забуду тяжёлых сентябрьских воздушных сражений 1941 года, когда Гитлер, стремясь уничтожить корабли Балтийского флота, прислал специальную группу лётчиков-пикировщиков. Это были самолёты Ю-87, Ю-88 и Ме-110. Действия их были приурочены к первому штурму города.

Мы базировались после прилёта из Таллина на единственном аэродроме в Кронштадте – Бычье поле и вошли в состав 71-го истребительного авиационного полка на самолётах И-153 («чайка») под командованием Алексея Коронца.

8 сентября 1941 года противнику удалось захватить город Шлиссельбург. Используя этот успех, гитлеровцы первую атаку (самолётами Ю-87, Ю-88 и Ме-110) провели в течение шести суток – с 12 по 17 сентября. Но не добились ощутимых результатов.

Мы же всем составом своей группы (36 И-15бис) с подвеской на самолёте четырёх фугасных авиабомб под прикрытием 36 «чаек», где ведущим был Алексей Коронец, наносили в этот период бомбо-штурмовые удары по войскам и технике, сосредоточенным в пушкинских парках.

Особо удачными и результативными были наши удары 12 сентября, когда нам удалось разгромить руководство фашистских войск и нарушить управление ими, после чего противник в панике стал отступать и вышел на ту линию фронта, которая и продержалась 900 блокадных дней. За эти успешные и весьма эффективные действия вся наша группа лётчиков была награждена орденами Красного Знамени, а мы с Алексеем Коронцом, как ведущие групп, получили по ордену Ленина.

Но награды наградами, а проза боевой нашей жизни была очень суровой. Ещё более жестоким был второй налёт группы фашистских асов – 21, 22 и 23 сентября 1941 года.

Противнику на этот раз удалось серьёзно повредить линкоры «Марат», «Октябрьская революция», несколько других кораблей. Однако и на этот раз им не была решена главная задача: корабли Балтийского флота продолжали оказывать существенную помощь своей артиллерией советским стойко оборонявшимся войскам – буквально до конца войны.

Эскадрилья, которой мне фактически пришлось командовать с октября 1941 года, принимала активное участие в прикрытии кораблей Ладожской флотилии, снабжавших Ленинград. А с 3 декабря 1941 года, когда начала действовать дорога по льду озера, вошедшая в историю, как «Дорога жизни», наши лётчики, не щадя себя, участвовали в развернувшихся в воздухе ожесточённых сражениях. «Дорога жизни», действовавшая 144 дня, спасла Ленинград от голода и холода!

Совершив свыше 400 боевых вылетов на старой авиатехнике (И-15бис, И-16) и сбив 7 фашистских самолётов, с января 1943 года я был назначен командовать 12-й отдельной эскадрильей, оснащённой самолётами МиГ-3, а с мая 1943 года, в возрасте 25 лет и в звании капитана, пришлось принять 13-й авиаполк, вооружённый самолётами Як-7Б и ЛаГГ-3. Это было большое доверие молодому командиру. И тут ещё – новый коллектив и новые задачи.

Наиболее сложной из этих задач было прикрытие истребителями ударных самолётов Ил-2, Пе-2, торпедоносцев А-20G. Но при всех этих трудностях моя боевая работа и здесь, в 13-м авиаполку сложилась удачно. За год лётчикам моего полка удалось сбить 178 самолётов противника (преимущественно истребителей) и ко Дню Военно-Морского флота получить наименование 14-го гвардейского полка. А мне 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Три раза меня сбивали. Три раза я на посадках делал вынужденные «кульбиты». 7 раз приходилось садиться на одно шасси из-за повреждений в бою систем выпуска шасси на Як-7...

Были и другие аварийные ситуации. Но всё это осталось позади.

Родился в 1918 году в с.Яхники, Лохвицкого района, Полтавской обл., УССР. В ВМФ с 1937 года. По комсомольскому набору поступил в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. По окончании училища был оставлен в нем инструктором. С 1940 года служил летчиком в 5-ом истребительном авиаполку КБФ. С середины июня 1941 года А.А.Мироненко, сражаясь с гитлеровцами, совершал по 7-8 боевых вылетов в день на защиту города Таллина. Осенью 1941 года прикрывал корабли, сопровождал самолеты, эвакуировавшие детей из Блокадного Ленинграда.

Зимой 1941-1942 года защищал Дорогу Жизни. 1 января 1942 года А.А.Мироненко в группе 6 самолетов вел бой с 18 самолетами противника, которые пытались штурмовать движущуюся к Ленинграду автоколонну с продовольствием. Самолеты врага не были допущены к трассе, 2 из них были сбиты.

В марте 1942 Мироненко был назначен командиром звена, в августе того же года - командиром 1-й эскадрильи 11-го истребительного полка, в январе 1943 года - командиром 12 КОЭА, затем командиром 13-го истребительного Краснознаменного авиаполка, который в июле 1944 года был преобразован в 14-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк. Полк под командованием Александра Алексеевича Мироненко принимал участие в освобождении Ленинградской области и советской Прибалтики, отличился в боях за Мемель (Клайпеду), за что полку было присвоено наименование "Клайпедский". Летчики во главе с командиром участвовали в боях за освобождение Кенигсберга (Калининград), Пиллау(Балтийск) , Любаву (Лиепаю).


За образцовое выполнение заданий командования Клайпедский полк был награжден вторым Орденом Красного Знамении Орденом Ушакова II-й степени. За период военных действий А.А.Мироненко совершил 700 боевых вылетов, им сбито 16 самолетов противника лично и 5 в групповых воздушных боях. Он был награжден тремя Орденами Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Ушакова II-й степени, Орден Отечественной войны 1 степени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии майору А.А.Мироненко присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948 году А.А.Мироненко окончил ВМА. Ему присвоено звание "Заслуженный военный летчик СССР ". Кандидат военно-морских наук. В 1982 году генерал-полковник авиации А.А.Мироненко уволен в запас.




Родился 19 апреля 1918 года в селе Яхники (ныне Лохвицкий район Полтавской области Украины). Детство и юность провёл в городе Краснодаре. В 1936 году окончил 10 классов школы, в 1937 году - 1 курс Ленинградского военно-механического института. В августе 1937 года по путёвке комсомола направлен в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил в августе 1940 года. Служил лётчиком в ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

С июня 1941 года лейтенант А. А. Мироненко на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 5-го ИАП КБФ, летал на И-15бис. С августа 1941 года - командир звена 71-го ИАП КБФ. С марта 1942 года старший лейтенант А. А. Мироненко - командир эскадрильи 11-го ИАП КБФ. С января 1943 года капитан А. А. Мироненко - командир 12-й ОИАЭ КБФ, летал на МиГ-3 и Як-7. С июня 1943 года - командир 13-го ИАП (29 июля 1943 года преобразован в 14-й Гвардейский ИАП) КБФ, летал на Як-7 и Як-9. Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда, снятии блокады Ленинграда, Выборгско-Петрозаводской операции, освобождении Прибалтики, Восточно-Прусской операции и блокаде Курляндской группировки противника.

К 20 мая 1944 года командир 13-го истребительного авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, сбил лично 4 и в группе 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 4 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4015).

К маю 1945 года командир 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС КБФ) Гвардии подполковник А. А. Мироненко совершил около 750 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 4 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 16 личных и 5 групповых победах).

До октября 1945 года продолжал командовать авиаполком (ВВС Балтийского флота). В 1948 году окончил Военно-Морскую академию. В 1949-1950 гг. Гвардии полковник А. А. Мироненко командовал истребительной авиадивизией (ВВС Тихоокеанского флота). В 1950-1952 гг. - помощник командующего ВВС 5-го ВМФ (на Тихом океане), в 1952-1954 гг. - командир 106-го истребительного авиационного корпуса (ВВС Тихоокеанского флота), в 1954-1956 гг. - помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота. В мае 1956-январе 1971 гг. - командующий ВВС Черноморского флота. В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. С января 1971 года по август 1974 года - начальник штаба авиации ВМФ. С августа 1974 года по июль 1982 года - командующий авиацией ВМФ. С 1982 года - научный консультант в Научно-техническом комитете ВМФ. С декабря 1987 года генерал-полковник авиации А. А. Мироненко - в отставке.Работал референтом в Научно-Техническом комитете ВМФ. Жил в Москве. Умер 17 июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (24.11.1942, 22.07.1944, 31.10.1967), Октябрьской Революции (21.02.1978), Красного Знамени (29.09.1941, 03.11.1943, 22.06.1944), Ушакова 2-й степени (23.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (26.02.1953, 09.03.1956), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями, иностранными наградами.


* * *
Список известных воздушных побед А. А. Мироненко:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.07.1941 1 Ю-88 (в гр. 1/3) севернее остров Ворсми И-15 бис
23.08.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/3) Раазику
04.04.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/4) Маяк Шепелев - остров Сейскар
01.05.1942 1 "Фоккер" Д-21 (в гр. 1/3) Видлицы - Юксила
18.02.1944 1 ФВ-190 Удриа Як-9
26.03.1944 1 ФВ-190 северо-восточнее Азери Як-7
16.05.1944 2 ФВ-190 Нарвский залив Як-9
05.08.1944 1 ФВ-190 Харалахти
22.10.1944 1 ФВ-190 Либава

Всего сбитых самолётов - 6 + 4; боевых вылетов - около 750.

Согласно последнему наградному листу, имел боевой счёт 16 + 5, но это не подтверждается какими-либо оперативными документами.

Из материалов прессы военных лет:

Из фотоматериалов разных лет:




Родился 19 Апреля 1918 года в селе Яхники, ныне Лохвицкого района Полтавской области (Украина), в семье рабочего. Окончил среднюю школу в городе Краснодар. Поступил в военно - механический институт в Ленинграде, откуда 6 Августа 1937 года по путёвке комсомола направлен в Ейское военно - морское авиационное училище, которое окончил с отличием 3 Августа 1940 года с присвоением звания Младший лейтенант.Служил в строевых частях ВВС Балтийского флота. С Декабря 1940 года - лётчик 5-го ИАП.

С Июня 1941 года Старший лейтенант А. А. Мироненко в действующей армии. Участвовал в обороне Таллина. С Марта 1942 года командир звена, с Августа 1942 года - командир 1-й эскадрильи 11-го ИАП. С Января 1943 года - командир 12-й ОИАЭ КБФ. С 7 Июня 1943 года - командир 13-го ИАП (14-го Гвардейского ИАП) КБФ.

К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника.

22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 700 успешных боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 21 самолёт противника.

После войны продолжил службу в ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем Генерал - полковник авиации А. А. Мироненко служил на командных должностях в ВМФ. В 1974 - 1982 годах был командующим авиацией ВМФ. Заслуженный военный лётчик СССР (1965), кандидат военно - морских наук. Автор монографии по методике лётного обучения и тактике боевого применения морской авиации. Делегат 20, 21 и 22 съезда КП Украины, 23 съезда КПСС. Умер 17 Июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (трижды), Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

* * *

Всю войну А. А. Мироненко провёл на Балтике. До конца 1942 года, в составе 5-го, 71-го и 11-го ИАП, он летал на И-15бис (И-152). Перевооружение полков происходило постепенно: в разных количествах пступали Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и "Харрикейны", однако в 1943 году все они были заменены на отечественную технику. В течение всей войны полки оставались в ВВС Балтийского флота, вели многомесячные бои над полуостровом Ханко, под Ленинградом и Ладогой.

7 Июля 1941 года звено И-15бис из 5-го ИАП в составе А. А. Мироненко, С. С. Беляева и А. М. Набокина выполняло патрульный полёт в районе ВМБ Хаапсалу. При появлении 3 Ju-88 лётчики не дали нанести бомбовый удар по советским кораблям в порту Рохукюла. В воздушном бою пара Набокин и Беляев произвела 5 атак по одному из Ju-88. После атаки Ju-88 с подбитыми моторами скрылся в облачности, но вскоре упал севернее острова Вормси. Это была первая победа в воздушном бою, одержанная лётчиками 5-го ИАП.

23 Августа 1941 года 3 И-15бис из 5-го ИАП (А. А. Мироненко, В. С. Марков и И. И. Цапов) вылетели на разведку по маршруту Таллин - Тапа - Пайде. После бомбоудара по мотомехчастям и войскам противника в районе Раазику их атаковало 4 Ме-109. В течении получаса лётчики, построив оборонительный круг и снизившись до высоты 100 - 150 метров, отбивались от атаковавших их вражеских истребителей. Один "Мессер" после 4-х лобовых атак хотел пройти ниже, но врезался в землю.

4 Апреля 1942 года с раннего утра до позднего вечера лётчики 71-го ИАП, 11-го ИАП и 4-го ГвИАП производили разведку войск противника и вылетали на прикрытие своих войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар. Лётчиками 71-го ИАП было проведено 8 боёв.

Так, в районе острова Сейскар 3 И-16 и 4 И-15бис (Д. Л. Петрухин, А. А. Мироненко, Песин и Н. Ф. Докало) на высоте 1500 метров сверху со стороны солнца были атакованы парой Ме-109. Четвёрка И-15бис развернулась и прямо в лоб произвела 3 захода. Советские самолёты атаковали "Мессеров" попарно, но противник от боя уклонялся.

В 10:20 в районе маяка Шепелев 2 Ме-109 пытались повторно атаковать советские самолёты с дистанции 200 метров. После третьего захода один "Мессер" задымил, второй змейкой прикрывал подбитого, который упал в 40 кабельтовых от острова Сейскар.

1 Мая 1942 года 7 И-15бис из 1-й эскадрильи 11-го ИАП КБФ вели разведку аэродрома Видлицы и района Юксила. В 17:55 на высоте 1800 метров вели бой с двумя FD-XXI. Песин, Мироненко и Набокин после нескольких лобовых атак РСами и пулемётным огнём сбили один самолёт. Второй FD-XXI ушёл на озеро Олонец. В то же время с этого аэродрома взлетели ещё 2 FD-XXI. В районе озера Олонец наши лётчики вели с ними безрезультатный воздушный бой в течение 20 минут. Самолёты противника с набором высоты ушли.

Остров Сухо так мал, что не помечен даже на карте - двухкилометровке. Его площадь чуть больше 250 квадратных метров. И тем не менее он привлёк внимание врагов. Крошечный островок, на скалистом берегу которого ещё с далёких петровских времён стоит маяк, напоминал бессменного часового. Так оно и было. Остров Сухо стерёг Ладогу, ту её часть, по которой в летнее время осуществлялась связь Ленинграда с "Большой землёй". Маяк указывал путь нашим кораблям, а установленная на острове артиллерийская батарея мешала врагам к ним приблизиться.

Но соблазн перерезать Ладожскую трассу был очень велик. Захват скалистого островка мог действительно сорвать судоходство и лишить Ленинград подвоза продовольствия и боеприпасов: и севернее, и южнее хозяйничали враги.

22 Октября 1942 года немцы решили захватить остров Сухо, поставить здесь артиллерийские батареи и топить проходящие мимо баржи с продовольствием. На крошечный островок они бросили целую флотилию десантных судов. О сражении за Сухо узнала вся страна. В сообщении Советского информбюро говорилось:

"22 Октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожена 16 десантных судов противника и 1 судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели".

О мужестве гарнизона острова писали много. Он заслужил это. Артиллеристы во главе со своим командиром Иваном Константиновичем Гусевым сражались геройски. И всё же решили исход боя балтийцы. Разбирая эту операцию, специалисты отводят особую роль лётчикам Краснознамённого Балтийского флота. Если же спросить авиаторов, участвовавших в этой операции, кто особенно отличился, они прежде всего назовут Александра Алексеевича Мироненко и Михаила Гавриловича Клименко.

Лётчики эти служили в разных полках, летали на самолётах различного типа: Мироненко - на истребителе, Клименко - на штурмовике. Но когда речь заходит о бое 22 Октября 1942 года, их имена упоминаются рядом.

Конец Октября никогда не балует Ленинградцев хорошей погодой. На Ладоге и того хуже - штормит, не всегда отличишь, где кончается вода и начинается небо. Враги недаром выбрали такую погоду: рассчитывали на то, что авиация не сможет помешать им.

Едва начало светать, близ острова Сухо появилась группа самолётов, ведомая Александром Мироненко. Несмотря на плохую погоду, он разглядел вражеские корабли. Они были уже километрах в 5 от островка. Мироненко повёл самолёты в атаку. Начал он с того, что потопил моторный катер, активность которого показалась ему слишком подозрительной. Впоследствии выяснилось, что на катере находился старший офицер, который должен был руководить высадкой десанта.

Когда Мироненко появился в районе острова второй раз, сюда уже слетелось много истребителей противника. Несмотря на численное превосходство врага, группа Мироненко прорвалась к цели и подожгла десантную баржу. Горящее судно затонуло. На обратном пути Александр Мироненко перехватил вражеский "Дорнье", пытавшийся бомбить наши корабли, и сбил его.

Среди побед, одержанных Майором Мироненко, много и других весьма значительных.

Что же касается Капитана М. Г. Клименко, то звание Героя Советского Союза он получил за 4 месяца до этого - 14 Июня 1942 года. Уже тогда его боевой счёт был внушительным - он потопил 6 кораблей противника, уничтожил 34 танка, 60 орудий.

22 Октября Герой Советского Союза Клименко, для которого не существовало нелётной погоды, несколько раз появлялся над десатными судами противника. Он вёл группу штурмовиков. Ни плохая погода, ни заградительный огонь зениток не остановили его. Пробившись к цели, командир показал ведомым пример, потопил баржу. В этом бою группа Клименко отправила на дно Ладоги 8 самоходных десантных барж.

Отыскать цель и поразить её при плохой видимости можно только с малой высоты. Клименко, как шутили его однополчане, "летал пешком". Он проносился над самыми головами врагов. Однажды это едва не стоило ему жизни. Снаряд пробил мотор "Ила". Только большой опыт и выдержка помогли лётчику довести самолёт до своей территории и посадить его. И ещё не раз Михаил Гаврилович Клименко боевыми делами доказывал, что с честью носит "Золотую Звезду" Героя.

В Июне 1943 года Майора А. А. Мироненко поставили во главе 13-го истребительного авиаполка. Мужество и боевое мастерство командира были хорошим примером для других. Но, представляя Майора А. А. Мироненко к "Золотой Звезде" Героя, командир дивизии особенно подробно написал о том, как храбро он сражался в боях за остров Сухо.

К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного Краснознамённого полка Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов. В 32 воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Июля 1944 года Мироненко Александр Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4015).

В Июне 1944 года 13-й ИАП был преобразован в 14-й Гвардейский истребительный авиационный Краснознамённый полк. Полк под командованием А. А. Мироненко принимал активное участие в освобождении от фашистов Ленинградской области, Прибалтики, отличился в боях за Мемель (Клайпеду), за что ему было присвоено почётное наименование "Клайпедский".

Летая на "Яках", лётчики 14-го Гвардейского ИАП часто сопровождали бомбардировщики и штурмовики, атаковал немецкие конвои на Балтике.

В своей книге воспоминаний "Матросы защищали Родину" бывший корпусный комиссар Краснознамённого Балтийского флота Н. К. Смирнов пишет:

"Боевые успехи бомбардировщиков обеспечивали лётчики - истребители Гвардейской части под командованием Героя Советского Союза Подполковника А. А. Мироненко. Гвардейцев справедливо называли "мастерами прикрытия", "панцирем ударной авиации". Это исключительно верно! Десятки фашистских самолётов сбили наши истребители только под Клайпедой. Личный пример в бою своим воинам показывал командир.

Более 750 боевых вылетов совершил за время войны этот опытнейший лётчик, сбив лично 20 самолётов противника. "Воевать, как Мироненко!" - к этому стремились все авиаторы прославленной части".

Согласно данным, приведённым на сайте "Центральный Военно - Морской Портал" , за период военных действий Гвардии подполковник А. А. Мироненко совершил 687 боевых вылетов, им сбито 16 самолётов противника лично и 5 в групповых воздушных боях. По другим источникам он выполнил 752 боевых вылета, сбил 20 самолётов лично и 10 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает лишь на 6 личных и 4 групповые победы. ]

В послевоенный период продолжал службу в ВМФ. В 1948 году окончил командный факультет Военно - Морской академии имени К. Е. Ворошилова, в 1969 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил на Дальнем Востоке командиром авиационной дивизии, авиационного корпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, 4 из которых приняли участие в Корейской войне 1950 - 1953 годов.

С Мая 1956 года в течение 15 лет руководил Военно - Воздушными силами Черноморского флота. С Февраля 1971 года в Центральном аппарате ВМФ. Почти 4 года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 Августа 1974 года в течение 8 лет осуществлял руководство авиацией Военно - Морского флота. С Сентября 1982 года в течение 5 лет работал референтом в Научно - Техническом Комитете ВМФ.

* * *

Список известных побед Гвардии подполковника А. А. Мироненко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 23.08.1941 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 3) Раазику И-15бис, МиГ-3,

Як-7, Як-9.

2 01.05.1942 г. 1 "Фоккер" Д.21 (в группе - 1 / 3) Видлицы - Юксила
3 ??.02.1944 г. 1 FW-190 -
4 ??.03.1944 г. 1 FW-190 -
5 16.05.1944 г. 2 FW-190 Нарвский залив
6 ??.08.1944 г. 1 FW-190 -

Всего сбитых самолётов - 6 + 4 [ 5 + 2 ]; боевых вылетов - около 700.

[ В представлении к званию Героя Советского Союза говорится, что лётчик одержал 12 + 4 воздушных побед, но это не подтверждается архивными документами. ]