Биография. Схватка асов – голубев против бартлинга и лейште Морская авиация летчик голубев в ф



Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка, ныне Волховского района Ленинградской области. Окончил 7 классов. С ноября 1933 года по октябрь 1935 года служил в Красной Армии, младшим командиром зенитной артиллерийской батареи (Ленинградский военный округ). После окончания службы поступил в Дудергофскую (ныне станция Можайская в черте Санкт-Петербурга) лётно-планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором, затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил Высшую лётно-планерную школу Осоавихима в посёлке Коктебель (Крым). Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды. В октябре 1939 года поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. С августа 1940 года служил в 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрилье (ОИАЭ), был лётчиком и старшим лётчиком (с августа по ноябрь 1940 года), начальником парашютно-десантной службы (с ноября 1940 года по июнь 1941 года).

С 22 июня 1941 года лейтенант В. Ф. Голубев на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота той же 13-й ОИАЭ, летал на И-16. В начале октября 1941 года откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов вражеской авиации, в ноябре 1941 года назначен командиром звена. С февраля 1942 года сражался в составе 13-го ИАП КБФ (18 января 1942 года преобразован в 4-й Гвардейский ИАП КБФ), с марта 1942 года - командир 3-й эскадрильи. В составе этого полка служил до конца войны. Летал на И-16, Ла-5 и Ла-7.

К июню 1942 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка (61-й я истребительная авиационная бригада ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан В. Ф. Голубев совершил 339 боевых вылетов, провёл 61 воздушный бой, сбил 5 самолётов противника лично и 16 - в составе группы (в наградном листе говорится о 4 личных и 23 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

В марте 1943 года назначен помощником командира 4-го Гвардейского ИАП КБФ по лётной подготовке и воздушному бою. Летом 1943 года в полк поступили самолёты, построенные на средства горьковских колхозников ("Валерий Чкалов"). На Ла-5 с бортовым номером "33" летал Гвардии капитан В. Ф. Голубев. В августе 1943 года он принял командование полком, продолжая принимать личное участие в боевых действиях.

К 9 мая 1945 года командир 4-го Гвардейского истребительного Краснознамённого ордена Ушакова авиационного полка ВВС КБФ Гвардии подполковник В. Ф. Голубев совершил 546 боевых вылетов, провёл 133 воздушных боя, в которых сбил лично 17 и в составе группы 16 самолётов противника (в последнем наградном листе говорится о 16 личных и 23 групповой победах). Последний вылет совершил 8 мая 1945 года.

После окончания войны продолжал служить в морской авиации. С марта 1946 года командовал 3-м Гвардейским ИАП ВВС КБФ. С декабря 1948 года по декабрь 1951 года учился на авиационном факультете Военно-Морской академии. С декабря 1951 года командовал 122-й ИАД ВВС Северного флота. С января 1957 года генерал-майор авиации В. Ф. Голубев - заместитель командующего ВВС Черноморского флота по ПВО. В 1960 году переведён из ВМФ в Войска ПВО Страны, в июне 1960 года назначен первым заместителем командующего 14-й Отдельной армией ПВО. С октября 1966 года - генерал-инспектор ПВО инспекции по Военно-Воздушным силам государств - участников Варшавского Договора Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны. С августа 1968 года по сентябрь 1970 года - старший военный советник командующего ПВО Объединённой Арабской Республики. С января 1971 года по январь 1975 года - старший преподаватель кафедры ПВО Военной академии Генерального штаба. С июня 1975 года генерал-лейтенант авиации В. Ф. Голубев - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. Умер 17 апреля 2001 года, похоронен на Введенском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (16.03.1942, 23.10.1942), Красного Знамени (14.08.1941, 14.03.1944, 19.07.1945, 30.12.1956, 29.04.1957, 22.02.1968, 26.08.1970), Отечественной войны 1-й степени (19.01.1943, 06.04.1985), Красной Звезды (26.02.1953, 22.02.1955), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями, "Орденом Британской империи" 4-го класса (1943), "Орденом за военные заслуги перед Объединённой Арабской Республикой" (1970).


* * *

Список известных воздушных побед В. Ф. Голубева:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.1941 1 Ю-88 (в гр. 1/3) южнее станция Вайвара И-16
06.08.1941 2 Ю-88 (в гр. 2/10) озеро Глубокое - станция Калище
09.08.1941 1 ФВ-189 (в гр. 1/6) Брюмбель
10.08.1941 1 Ю-88 (в гр. 1/6) южнее Молосковицы
1 Ме-109 (в гр. 1/6) станция Веймарн
11.08.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Среднее Село
12.08.1941 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Веймарн
14.10.1941 1 Ю-88 (в паре) Кердля
24.10.1941 1 "Бульдог" (в паре) Ханко - Инкоо
01.11.1941 1 "Спитфайр" (в паре) южнее озеро Коэ
21.02.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/4) Карбусель
12.03.1942 1 Ме-109 северо-восточнее аэродром Выстав
1 Ме-109 (в гр. 1/4) Дусьево
19.03.1942 1 Хе-111 (в гр. 1/8) западнее Шала
31.03.1942 1 Ме-109 севернее станция Погостье
16.05.1942 1 Ме-109 западнее Лаврово
28.05.1942 1 Хе-111 (в паре) остров Зеленец
1 Ме-109
29.05.1942 1 Ю-87 ВМБ Кобона
1 Ю-87 (в гр. 1/4) севернее Липка
13.04.1943 1 ФВ-190 юго-восточнее Беззаботное Ла-5
1 ФВ-190 Прозоловское болото
18.04.1943 1 "Брюстер" маяк Шепелев
21.04.1943 2 "Фиат" остров Гогланд
02.06.1943 1 ФВ-190 остров Кирккомансаари
20.08.1943 2 "Брюстер" севернее маяк Шепелев
08.01.1944 1 Ме-110 Новая Буря
06.02.1944 1 Ме-110 Нарва
23.02.1944 1 Ме-110 Тудулинна
05.03.1944 1 ФВ-190 северо-западнее Омути

Всего сбитых самолётов - 17 + 16; боевых вылетов - 546; воздушных боёв - 133.

Из фотоматериалов разных лет:






Из материалов прессы военных лет:



Биография Героя Советского Союза, летчика генерала-лейтенанта Голубева Василия Фёдоровича

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района, Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Потом семья переехала в Старую Ладогу. В 1928 году окончил 7 классов, собрался ехать в Ленинград. Пошел поступать в военно-теоретическую школу летчиков. Но в эту школу принимали ребят постарше, пришлось возвращаться домой, но по дороге завернул к старшему брату Александру в Сясьстрой, да и остался там работать на целлюлозно-бумажном комбинате. Через год его опять не приняли в летную школу, и тогда он добровольно пошел служить в Красную Армию. В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии. Там добился перевода в воздушно-десантные войска, где овладел прыжками с парашютом, что стал инструктором парашютного спорта.

После службы поступил в планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил лётную школу Осоавихима. Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором.

В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училищес разрешением самостоятельно летать на истребителе И-15. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу заместителем командира 13-й отдельной авиационной эскадрильи парашютно-десантной службе. Летчик 13 КОАЭ КБФ с июля 1940 по 9 октября 1941 года.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В первой атаке Голубев дал длинную очередь из пулемета, но промахнулся, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский "Юнкерс". К августу имел более 100 боевых вылетов. Только за первую половину августа 1941 года в воздушных боях он в составе группы сбил двенадцать самолетов противника, в том числе пять истребителей "Ме-109". 12 августа В.Ф.Голубев принял участие в бою, где наши восемь И-16 дрались против тридцати девяти Ю-88 и Ме-109. В этом бою Василий Фёдорович прикрыл своего товарища Князева Дмитрия, а сам был ранен в обе ноги. Находился на лечении. В сентябре 1941 года при перелете с аэродрома Купля, был сбит над водами Ладожского озера, спасен задушевным другом Князевым Дмитрием.

С 10 октября 1941 по 2 декабря 1941 года в числе шести пилотов был откомандирован к 4 АЭ 13 ИАП на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Василий Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар Кожанов П.П. и заместитель командира эскадрильи Байсултанов А.Ю.

К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 - в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

Осенью 1942 года В.Ф. Голубев назначен заместителем командира 4-го гвардейского истребительного полка. В январе 1943 года полк получил новые самолеты - Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти,прикрывал военно-морскую крепость Кронштадт. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 "Валерий Чкалов". В конце 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. Голубеву был вручен именной самолет Ла-5, на борту которого было написано:"От трудящихся Волховского района-Герою Советского Союза гвардии майору В.Ф.Голубеву". В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова II-й степени.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 546 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. В 1951 году, окончив Военно-Морскую академию, он командовал авиационной дивизией на Северном флоте. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968-1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. уволился в запас по выслуге. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел.

Награждён двумя Орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), семью Орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), двумя Орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании.

Жил в Москве. Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Литература:

Аннотация издательства: Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Федорович Голубев повествует о своих однополчанах - летчиках истребительной авиации Балтийского флота. Он раскрывает яркие характеры и сложные судьбы отважных гвардейцев авиаполка, охранявшего небо Ленинграда. Его книга будит память о трудных днях Великой Отечественной войны, опаляет жарким дыханием боев и рассказывает нашим современникам, какими были те люди, перед которыми стояла одна цель - защита Родины.

  • КнигаА.Ф. Калиниченко, посвященная Голубеву В.Ф.-"Воздушный снайпер"

Книга посвящена летчику-истребителю Герою Советского Союза Василию Федоровичу Голубеву. На примере многочисленных фронтовых эпизодов автор показывает, как от боя к бою росло и оттачивалось летное мастерство В. Ф. Голубева и его боевых друзей П. П. Кожанова, М.Я.Васильева и других.
Отрывок из книги:
В часы крепкого предрассветного сна авиационный гарнизон подняли по тревоге. Надрывный вой сирены разносился над военным городком, словно раскаты грома. Василий Голубев вскочил, стал быстро одеваться.

Что же это такое? И в воскресенье не дают вдоволь поспать! - ворчала встревоженная жена.

Ты спи, Саша, я скоро вернусь, - успокаивал ее Василий, думая, что и эта тревога - обычная учебная: в тот беспокойный сорок первый их было особенно много.

Выбежав из дому, Голубев ощутил бодрящую ночную свежесть, вдохнул неповторимый аромат набравшей силу молодой листвы.

Гарнизон сразу наполнился топотом ног и возбужденными голосами. Люди спешили на аэродром. По дороге их обгоняли спецавтомашины. А со стоянки уже доносились звуки ревущих моторов: техники и младшие авиационные специалисты готовили самолеты к вылету.

У штаба Голубев увидел группу людей в летном обмундировании: общежитие холостяков находилось вблизи аэродрома, и по тревоге они прибывали сюда первыми. Вскоре к ним присоединились и другие летчики.

Часть была в сборе, но никаких распоряжений не поступало. Затянувшаяся неизвестность настораживала: прежде их давали быстро. Наконец раздалась команда "Становись!". Из домика вышел командир 13-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи Краснознаменного Балтийского флота капитан . Он был немногословен.

Самолеты рассредоточить и замаскировать! Ждать дальнейших указаний, - объявил комэск.

Люди успокоились - так было всегда при учебных тревогах. Казалось, и на этот раз все повторится, как обычно. Летчики и техники без промедлений расставили истребители на хорошо известные места. В отведенное нормативами время экипажи уложились. Над полем воцарилась тишина.

Василий сидел на самолетных чехлах. Ежась от прохлады, он, как и другие, ждал, когда же прозвучит сигнал отбоя тревоги и можно будет вернуться домой. Но не знал тогда лейтенант, что именно в эти предрассветные часы на наши пограничные посты уже наведены тысячи гитлеровских орудий, а с аэродромов уже начали взлетать сотни груженных бомбами фашистских самолетов. Не знал и того, что по решению наркома ВМФ тревога была объявлена всему Балтийскому флоту. Боевая!

Летчик бросился в кабину и запустил мотор. Подбежал адъютант отряда (В составе ВВС КБФ до конца 1941 года находилось несколько отдельных авиационных эскадрилий, состоящих из трех отрядов по три звена в каждом. (Примеч. авт.)). Взобравшись на крыло и стараясь перекричать работающий на малых оборотах двигатель, он передал:

Пойдете по маршруту номер два. Ведущий - командир отряда капитан Полторак. Таков приказ командира эскадрильи.

Ему было суждено пройти всю войну «от звонка до звонка», не прекращая летать и сбивать самолеты противника, даже находясь на руководящих должностях. В списке летчиков - балтийцев, по количеству лично сбитых самолетов, он занимал второе место, деля его с командиром эскадрильи 3 гвардейского полка Александром Шилковым.

А по общему количеству (личные + групповые) среди морских летчиков всех флотов СССР, он уступил только Герою Советского Союза Георгию Костылеву. Василий Фёдорович Голубев написал восемь книг и множество статей, которые увековечили память его однополчан лётчиков-балтийцев. Родился Василий Федорович в 1912 году в маленькой деревеньке Каменка, расположенной в Ленинградской области. Родители его были простыми крестьянами. С детства Василий не понаслышке знал о тяжелом крестьянском труде и до совершеннолетия помогал своим близким. Он был влюблён в авиацию. После семи классов средней школы Василий приходит в волховский Осоавиахим, где получает первые навыки управления самолётом. В 1933 году, уже на службе в ВМФ он подает рапорт на поступление в Ейское летное училище летчиков. В 1940-м году, окончив училище «на отлично», молодой лётчик едет служить на Балтийский флот.

22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная Война. Личный состав 13 отдельной истребительной эскадрилья, командиром звена в которой встречает войну Голубев, с первых дней активно принимает участие в боевых действиях. Самолетный парк эскадрильи состоит из истребителей «И-16». Кроме этого в эскадрильи имеется две «Чайки», которые используются для разведки. Вылеты 1941-го летчики звена под командованием Василия Федоровича осуществляют в основном на прикрытие военно-морской базы или разведку. На «Ишачке» с бортовым номером «13» Василий в июле 41-го одерживает свои первые воздушные победы. Его самолеты записывают как групповые, но в действительности они сбиты командиром звена Василием Голубевым, надежно прикрытым ведомыми. Первую официальную личную победу (данные архива ЦВМА в г. Гатчина) Василий Фёдорович одерживает 26.07.1941. В разведывательном вылете совместно со своим ведомым лейтенантом Зотовым. Это был явно неравный бой против четверки «Ме-109». После неожиданной атаки Зотов получил о серию попаданий в двигатель и попытался выйти из боя. Немецкие истребители, потеряв бдительность, устремились добить поврежденный «Ишачок», но Василий Голубев, подойдя на тридцать метров, дерзко сбил ведущего немецкой четверки. Эта атака привела остальных в замешательство. Этим и воспользовались разведчики, оторвавшись от преследования.

Уровень летного мастерства Голубева рос с каждым вылетом. Умелое использование возможностей маневренного «И-16» позволяли ему одерживать воздушные победы над бомбардировщиками и истребителями противника. Кроме этого, в эскадрильи на истребителях были установлены направляющие для реактивных снарядов, что делало возможным нападение и на крупные группы бомбардировщиков, не входя в огневую зону стрелков. В октябре 1941 года Василий, в числе шести наиболее подготовленных и закаленных в боях летчиков, откомандировывается на полуостров Ханко, героические защитники которого ведут тяжелые бои с немецко-финскими войсками. Аэродром базирования истребителей находится под постоянным артиллерийским обстрелом, который затрудняет вылеты. В перерывах между обстрелами летчики небольшими группами вылетают на перехват немецких и финских истребителей. Здесь Василий Федорович продолжает увеличивать количество сбитых самолетов: сбивает немецкий разведчик «Ю-88». Затем, в начале ноября, в составе группы сбивает два истребителя «Кертис», управляемые финскими летчиками. В списке побед и истребитель «И-153», который использовался финнами для разведывательных полетов.

В конце 1941 года Голубев В. Ф. откомандировывается в 13 истребительный полк (впоследствии 4 гв. иап), который нёс тяжелые потери в боях с немецкими асами. Появление в должности заместителя 3-ей эскадрильи Василия Голубева сказывается на подъеме морально-психологического климата. Изначально приход «варяга» воспринимается летным составом «в штыки», но Василий Федорович не из робкого десятка и сразу расставляет все на свои места. Вскоре он назначается командиром эскадрильи. Весной 1942 года аэродром базирования 4 гв. иап постоянно блокируют немецкие асы 54 истребительной эскадры, подкарауливая и сбивая самолеты, заходящие на посадку. Потери в личном составе растут. Моральное состояние молодых лётчиков уже начинало вызывать опасения. 12 марта 1942 года Голубев принимает решение «наказать» охотников. Возвращаясь из вылета на штурмовку войск противника и сохранив боезапас, он покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Ловушка сработала. Через некоторое время на горизонте появились две чёрные точки. Это были два «Ме-109». Но когда «охотники» приблизились к «добыче» «повреждённый» «И-16» вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев, вспоминал:

«…Заканчиваю боевой разворот на высоте около 500 метров, противники намного ниже меня. Они такого маневра не ждали и оказались в так не любимой ими лобовой атаке. Оба «Мессера», задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложный манёвр. Тёмные трассы от двух «Ме-109F» уже тянутся к моему мотору. Нервничают… Наконец в прицеле ведущий «охотник», дистанция примерно 500 метров, а это - полторы секунды на всё, пусть даже на жизнь. Ещё немного. Ещё…Три огненные пунктира прошивают тонкое тело ведущего «Мессершмитта», мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…»

Вспыхнувший немецкий истребитель еще падает на землю, а Василий Голубев, разворачивается вслед второму «Ме-109». Он продолжает атаку и даёт точный залп реактивными снарядами. Вражеский истребитель, попытавшийся спастись крутой горкой, получает повреждения хвостового оперения. Потеряв скорость и управление, зацепившись за макушки деревьев, он совершает вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, в шоке выскакивает из истребителя, но тут же падает и умирает через несколько минут после окончания боя на руках у медиков. Сбить в одном воздушном бою двух «охотников», да еще на глазах всего персонала аэродрома… Это в очередной раз показало всем сомневающимся, что летчик Голубев является профессионалом высокого уровня.

Памятными для Василия Голубева были и бои под Кобоной. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада насчитывала до 80 бомбардировщиков: «Ю-88», «Хе-111» в сопровождении 24 истребителей «Ме-109» и «Ме-109ф». Получалось пятикратное превосходство противника! В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя. Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков «Ю-87» под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что «юнкерсы» бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь повторных лобовых атак ушли, не выполнив задания. Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

В весенних боях 3-ая эскадрилья пол командованием Василия Голубева выходит на первое место по количеству сбитых в полку. Право выноса гвардейского знамени предоставляется именно летчикам этой эскадрильи. К концу 1942 года общий счет полка приближается к цифре 250. По количеству сбитых самолетов противника полк лидирует не только на Балтийском флоте, но и среди всех флотов СССР. В начале 1943 года летчики полка в составе двух эскадрилий (одна под командованием Героя Советского Союза Цоколаева Г. Д. продолжает нести дежурства на истребителях «И-16») направляются на переучивание. Получив, новые истребители «Ла-5ф» летчики в конце марта, начале апреля возвращаются под Ленинград в зону боевых действий. За короткое время, на самолётах изготовленных на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбивают 34 вражеских самолёта. Газета «Красный Балтийский флот» выступила с тематической полосой, озаглавленной «Слушайте, Горьковские колхозники!». Слово было предоставлено Герою Советского Союза Капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, Капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: «Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства,- в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками». Сильно досталось от Балтийцев и финским летчикам, в апреле-мае 1943 года было сбито порядка 30 истребителей, погибло шестеро финских асов. В конце 1943 года Голубева назначают командиром 4 гвардейского полка и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания и сбивать самолеты противника. С начала 1944 года Василий лично сбивает три высотных разведчика «Ме-110». Кроме этого 6 марта 1944 года в групповом бою с истребителями «Fw.190» из 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце» Василий Федорович одерживает свою 38 победу.

Войну Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. Все это большая заслуга легендарного летчика. Учил, берег, воспитывал, наказывал свой летный состав и карал противника – это слова ветеранов полка, прошедших горнило войны и встретивших победу. К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 (по другим источникам - 546) успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 19 лично и 20 в группе с товарищами. По мнению однополчан и ряда историков в области авиации, эта цифра не соответствует действительности. По их мнению Голубев В. Ф. сбил порядка 45 самолетов лично, не считая групповых побед. Ряд сбитых самолетов записывалось на его ведомых. Это делалось для поднятия боевого духа и приобретения уверенности в себе молодого летного состава. С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно - Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В. Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время, Голубев, увлекался литературным творчеством. Работу над очередной книгой он закончить не успел. 17 Апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни. Похоронен в г. Москве. Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали. Вечная память Герою!

PS. Уважаемые форумчане и посетители сайта «Расправленные крылья». Более трех лет занимаюсь сбором материалов (воспоминания, фото, характеристики, биографии, летные книжки и.т. д) по летчикам-истребителям Дважды Краснознаменного Балтийского флота (пишу книгу). Очень Вас прошу помочь указанными материалами. Отзывы, критику и материалы принимаю по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script С уважением Василий Силантьев.

Василий Фёдорович Голубев
Дата рождения 16 ноября (1912-11-16 )
Место рождения деревня Каменка ,
Новоладожский уезд ,
Санкт-Петербургская губерния
Дата смерти 17 апреля (2001-04-17 ) (88 лет)
Место смерти
Принадлежность СССР СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1933-1976
Звание
Часть 13 АЭ ВВС КБФ, 13 ИАП (4 ГвИАП)
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Василий Фёдорович Голубев на Викискладе

Довоенная биография

В октябре 1939 года добился призыва в Рабоче-Крестьянский Красный флот и направления в в городе Ейске . Причем благодаря своих успехам в планерном спорте и отличному знанию материальной части настолько успешно выполнил экзаменационные вступительные полёты, что был принят сразу на третий курс училища. В августе 1940 года окончил училище и был направлен в 13-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота . Там служил лётчиком и старшим лётчиком (с августа по ноябрь 1940 года), начальником парашютно-десантной службы (с ноября 1940 года по июнь 1941 года). Член ВКП(б) с 1941 года.

Великая Отечественная война

В феврале 1941 года переведён в 13-й истребительный авиационный полк (в том же месяце полк преобразован в 4-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня: командир звена, с марта 1942 года - командир эскадрильи, с марта 1943 года - помощник командира полка по лётной подготовке и воздушному бою, с августа 1943 года - командир полка. Василий Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

В полку претворял в жизнь собственные тактические идеи. 12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провёл бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109 , в коротком бою оба немца были сбиты.

К июню 1942 года командир эскадрильи гвардии капитан В. Ф. Голубев совершил 339 боевых вылетов, провёл 61 воздушный бой, сбил 5 самолётов противника лично и 16 в группе (в наградном листе говорится о 4 личных и 23 групповых победах).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты Ла-5 , а в 1944 году перевооружён на новейшие истребители Ла-7 . С конца 1944 года полк базировался на территории Финляндии . Последний боевой вылет совершил 8 мая 1945 года.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов, провёл 133 воздушных боя, сбил 17 вражеских самолётов лично и 15 в группе (в литературе есть большой разброс данных о числе его побед: утверждается о 39 личных и 12 групповых победах, о 16 личных и 39 групповых , о 16 личных и 23 групповых , о 19 личных и 20 групповых, о 27 личных и 12 групповых победах и т.д.).

Послевоенная служба

После войны он продолжил службу в военно-морской авиации . С марта 1946 по декабрь 1948 года - командир 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. В 1951 году окончил авиационный факультет Военно-Морской академии имени К. Е. Ворошилова . С декабря 1951 года - командир