О чем молятся варваре великомученице. Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской. Честные мощи святой великомученицы

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте.

Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство - бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: "Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного". Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: "Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую".

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира

17 декабря Святая Православная Церковь молитвенно воспоминает честные страдания невесты Христовой, славной великомученицы Варвары. Это престольный день Святогорской Лавры, один из приделов Успенского собора, которой освящён в честь угодницы Божией Варвары и мученицы Татианы. В День памяти святой предлагаем вашему вниманию слово похвалы Святогорского наместника славному подвигу невесты Христовой Варвары.

«Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная» (Тропарь, глас 8).

Так восхваляет Святая Православная Церковь ныне празднуемую память угодницы Божией, святой великомученицы Варвары, которая жила так далеко от нас по времени, но так близка к нам, когда мы молитвенно призываем её на помощь.

В начале IV века жила святая великомученица Варвара, и её мученический подвиг, это был как бы венец всему мученичеству, которое уже прекращалось, потому что заря нового христианского государства ― и Византийского, и Римского восходила над вселенной. Уже почти что перед окончанием гонений на христиан пострадала святая великомученица. И пострадала таким образом, что зачастую любящее христианское сердце с умилением взирало на её подвиг девственной чистоты и твёрдого мученического исповедания.

Город Илиополь ― местность теперешней Сирии, там находился этот город, тогда ещё населённый преимущественно язычниками. Но уже было проповедовано христианство, и множество христиан, хотя и тайно исповедовавших свою веру, жило в этом городе. Отец Варвары, который остался вдовцом, был язычником, и сама Варвара очень рано осиротела. Взирая на красоту своей дочери и ревнуя этой красоте неразумной ревностью родительской, он не хотел, чтобы красота эта была кем-то другим созерцаема. И отец соорудил для будущей великомученицы ― для своей дочери, башню, на вершине которой были её покои и комнаты, где она с одной лишь служанкой проживала.

«Она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы»

Неразумная родительская ревность и любовь сделали затворницу из великомученицы Варвары ещё с юности. Но всё это было, видимо, по промыслу Божию, потому что благодаря этому она не растлилась среди языческого общества. Пребывая в чистоте, в целомудрии, созерцая лишь красоту природы вокруг и только своего родителя, да служанку, она зачастую размышляла: «Кто же создал всю эту красоту (которая там ― за окнами, за стенами её добровольного затвора находится)? Кто же создал это прекрасное солнце, небо, эту природу?». И когда она спрашивала у служанки, та отвечала: «Боги, которых почитает твой отец». Отец же был идолопоклонник, который почитал не только идолов языческих, но и светила, сотворённые Богом: солнце, луну, воздавал им честь как богам. Но она, взирая на них, не понимала, как это медные идолы, которых почитает отец, могут создать этот мир, когда сами созданы руками художника? Как само солнце, которое подчинено определённому закону, который установил явно Тот, кто выше солнца, может быть почитаемо за Бога? Варвара зачастую задумывалась об этом, и так она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы.

В своё время преподобный Антоний Великий, который не умел читать и писать, когда к нему обращались и спрашивали: «Отче, откуда ты берёшь ту премудрость, которую проповедуешь», показывал одной рукой на небо, другой на землю, говоря: «Из красоты мироздания, из того, как всё премудро создано я познаю мудрость, величие и любовь Творца, и это есть источник моей проповеди». Так и великомученица Варвара, она сама себе проповедовала, умножая премудрость свою от видимых, сотворённых Богом, окружающих её творений.

И вот отец великомученицы Варвары решил обручить её и предложил ей избрать себе супруга для будущего замужества. Но полюбившая уединение, полюбившая размышления наедине, полюбившая девственную чистоту не хотела сочетаться браком. И даже когда отец стал настаивать, она строго сказала: «Если будешь понуждать меня к этому, то я лучше умру смертью, и не будет у тебя единственной дочери, но браком не сочетаюсь». И тогда отец пошёл на хитрость. Отъехав по делам своим на дальнее расстояние, он разрешил великомученице Варваре выходить из затвора и общаться со своими сверстницами, надеясь, что подруги, молодые девушки, говоря о молодых своих каких-то устремлениях, о своих женихах как-то и сердце Варвары расположат к этому. Уезжая, он заповедал рабочим построить баню, в которой должны были быть два окна в честь двух светил ― солнца и луны.

Принятие Святого Крещения

Но великомученица Варвара, умудрённая самим Богом, искала и подруг соответственно своей чистоте и своей премудрости. Она познакомилась с девушками-христианками, которые не только рассказали ей о Боге, но и пригласили пресвитера, который и крестил её там же, у неё дома. Выходя из купели крещения, она пальцем своим начертала на мраморной стене крест. И мрамор растопился под её пальцем как воск. А на мраморной ступени купели, из которой она выходила, отпечаталась её стопа в знамение силы Божией, которая почивала на сей избраннице Господней.

Ещё в XII веке игумен Даниил, ходивший по святым местам, пишет, что он в Илиополе видел и ту купель крещальную, видел и крест, начертанный на мраморе, расплавившийся как воск, и видел стопу великомученицы Варвары. Это впоследствии завоевания крестоносцев, сарацин, арабов разрушили эту святыню. А с IV до XII века эта святыня, знамение силы Божией, знамение святости великомученицы, пребывали во свидетельство всем.

И вот, возвращается отец и вдруг видит, что баня, которую он повелел соорудить с двумя окнами, сооружена с тремя окнами. Он призвал мастера и выговорил ему строго за нарушение его указания. И тот сказал: «Дочь твоя приказала сделать три окна». Призвал он и Варвару, со строгостью требуя отчёта, почему она нарушила родительское благословение? Она ему сказала: «Три лучше, чем два», ― и начала проповедовать о Святой Троице. Ревностный язычник вскипел от злобы и ненависти к своей родной дочери. Услышав, что она ― христианка, он в злобе и ненависти бросился на неё, но Варвара уклонилась от него и бежала от своего родного отца, который, казалось, так её любил и так ревновал, любя свою дочь. Она бежала не от того, что боялась наказания и смерти, она бежала как христианка, вооружённая премудростью. Она думала, что уклонится сейчас от истязаний отца, а он через какое-то время одумается, придёт в себя и будет опять таким же любящим отцом. Она как бы давала отцу время прийти в себя, раскаяться в мгновенной вспыльчивости, раздражительности, но не так-то было.

Гнев Диоскора был страшен. И тогда она, видя, что уже не успевает убежать от отца, взмолилась к Богу и скала, находящаяся перед ней, расступилась. Войдя в расщелину скалы, она скрылась от своего отца, и только пастух, видевший, как она скрылась, сказал догонявшему родителю на его вопрос, куда скрылась великомученица Варвара. Предание церковное и житие великомученицы говорит, что за то, что выдал Варвару отцу, пастух превратился в каменный столб. Отец же извлачил за власы свою дочь и с побоями влёк её домой. Но никакие уговоры и угрозы не могли поколебать её уверенности в истинности христианской веры.

Исповедание веры даже до крови

Тогда отец, по слову Священного Писания: « Предаст же брат брата на смерть, и отец ― детей» (Мк. 13:12) , ― отдаёт её на истязание градоначальнику. Страшные муки претерпевает великомученица Варвара. Её сначала бьют воловьими жилами так, что кровь окропляет землю, раны растирают волосами и черепками, затем привязывают на дереве, строгают когтями, бьют молотом по голове, отрезают ей девственные сосцы, и наконец обнаженную водят по городу на позор и поругание всем язычникам. Стыдясь своей обнаженной девственной чистоты, она взмолилась Богу, и Господь покрыл её, как мглою, неким облаком, скрывши её пречистое тело от нечистых взоров и от грязных помыслов. Не добившись раскаяния, видя, что её твердость и чудеса, творимые ею во время истязаний, привлекают многих сострадать ей, так что уже и люди обвиняли отца в жестокости, и одна из христианок, мученица Иулиания, воскликнула из толпы, обличая жестокость отца и градоначальника (за что тоже была мучима вместе с великомученицей Варварой, и вместе с ней и приняла мученическую смерть, только святая великомученица Варвара была влекома на казнь родным отцом), отец отсёк ей пречестную главу. А мученицу Иулианию казнил воин.

«Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею»

Но перед казнью своей великомученица Варвара испросила время для молитвы. О чём же молилась эта юная девушка? Может о том, чтобы с твёрдостью перенести страдания, или о том, чтобы Господь не лишил её Небесного Царствия, или о том, чтобы Господь естественный страх погасил ей перед страшными муками и кровавой смертью, кровавой казнью. Подумайте, о чём молилась великомученица Варвара? Она молилась о христианах, своих последователях, прося у Бога: «Господи, даруй, чтобы человек, который почитать будет моё имя, и почитать мою память сподоблялся христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин.

Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею. Помните, как Господь, на кресте вися, и терзаемый, и мучимый, говорил: «Отче, отпусти им: не вeдят бо что творят» (Лк. 23:34) ? Так и велкомученица Варвара ― её мучают, а она: «Господи, сподоби христиан скончать по-христиански житие свое, сподоби их причаститься Святых Христовых Таин». Конечно, такая молитва была услышана. И великомученице Варваре была дана Богом благодать ― избавлять от внезапной смерти, от моровых поветрий, сподоблять христиан христианской кончины, Святых Христовых Таин причастных.

Честные мощи святой великомученицы

Мощи святой великомученицы Варвары одним христианином города Илиополя были положены вместе с мощами мученицы Иулиании в драгоценные раки, над которыми, над местом их погребения, была построена церковь в честь великомученицы. Впоследствии мощи великомученицы были перевезены в Константинополь. А в XI веке князь Изяслав Киевский породнился с Византийскими императорами, взявши себе в супруги императорскую сестру ― Варвару, которая, уезжая в Киев из Константинополя, упросила своего брата, императора, дать мощи своей покровительницы, Варвары, как бы в приданое ей. И она привезла мощи святой великомученицы к нам на Святую Русь. Положены они были в Михайловском Златоверхом монастыре, который построил князь Изяслав, в крещении Михаил. Эти мощи лежали в этом монастыре до Батыева нашествия.

Когда было Батыево нашествие, и Михайловский храм был разорён, как и весь Киев, мощи великомученицы перед нашествием скрыли под ступенями лестницы, ведущей на хоры. После Батыева нашествия, после того, как Киев вновь возобновился как город из разрухи, из праха и пепла, мощи великомученицы опять обрели, и они так же возлежали в этом же Михайловском соборе Михайловского монастыря.

В XVIII веке было дивное исцеление, дивное чудо помощи великомученицы Варвары, явленное всем киевлянам. Город Киев и окрестные страны страдали от страшной моровой язвы, множество народа умирало. Ворота Михайловского монастыря были распахнуты для всех. Все люди входили, молились у мощей великомученицы Варвары, и в монастыре не умер ни один человек. И те, кто прикладывался, прося великомученицу Варвару о помощи, также не болели, а заболевшие получали исцеление. Такой же точно случай во время морового поветрия был и в 1780-м году, и во время холерного мора. И народ привык притекать к святой великомученице за помощью, зная, что она поможет, что она услышит.

«Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ»

В советский период, когда Михайловский монастырь был разрушен, мощи великомученицы перевезли в церковь святого апостола Андрея Первозванного. А когда в 1960-е годы при Хрущёве закрывали и этот храм, то мощи её перенесли во Владимирский кафедральный собор города Киева, который, к сожалению, сейчас находится в руках раскольников. И великомученица Варвара, мощи её святые, находятся в этом храме, захваченном раскольниками. Сегодня молимся великомученице Варваре, чтобы она не только моровые поветрия от нас отогнала, но самое главное, чтобы она уничтожила этот тлетворный раскол в нашем Отечестве. Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ.

А мы, братья и сестры, имеем счастье видеть перед собой икону великомученицы Варвары с частицей её святых мощей, которая была написана на святой горе Афон. Со святой горы Афон она привезена была графом Андреем Николаевичем Муравьёвым и подарена княгине Татьяне Борисовне Потёмкиной, потому что на иконе изображены святая великомученица Варвара и мученица Татьяна, покровительница Татьяны Борисовны. В изображение великомученицы Варвары были вставлены её святые мощи. А в изображение мученицы Татьяны княгиня Татьяна Потёмкина вложила фамильный потёмкинский золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Впоследствии эта икона сохранилась у стареньких монахинь, которые её передали в своё время владыке Алипию. Но уже не было мощевика у великомученицы Варвары, он был вынут. Не было креста и у мученицы Татьяны. Только ниша из-под креста находилась на иконе, вырезанная в дереве.

И вот владыка Алипий отдал эту икону на реставрацию, тогда схимонаху, сейчас схиархимандриту, Алипию в Никольское. Каково же было удивление, что когда владыка Алипий привёз эту икону, в этот самый момент одна из старых монахинь в богодельне отцу Зосиме в Никольском передала золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Когда их соединили, оказалось, что это, оказывается, тот самый крест Татьяны Борисовны Потёмкиной из этой иконы! Вложены были вновь мощи в изображение великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, и икона возвращена в нашу святую обитель…

«Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными»

Сейчас она лежит перед нами. Её писал Афонский иконописец. Держала её в своих руках Татьяна Борисовна Потёмкина, о которой святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Святая жена. Из рук она не выпускает Евангелие, а очи её всегда полны слёз покаяния». Это так отзывался о княгине великий святитель Церкви Христовой святитель Игнатий Брянчанинов. И чудом Господь, за молитвы великомученицы Варвары, сохранил эту святую икону и возвратил в нашу святую обитель, где мало-мало икон сохранено от старого монастыря. Потому что, когда обитель закрывали, то рубили иконы на дрова и топили окрестные сельсоветы и школы. А эту икону Господь сохранил. Значит, она благодатна. Сиянием небесной славы она осиявает сегодня душу и разум каждого из нас. Мощи великомученицы источают ту же силу исцелений, как и цельные её мощи, хранящиеся во Владимирском соборе. Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными.

Я знаю, братья и сестры, многих, которые почитали великомученицу Варвару и сподоблялись христианской кончины, даже день смерти был им открыт. Я знаю тех людей, которые носили имя великомученицы Варвары, и видел чудные их кончины. И один из случаев мне хочется рассказать. Когда я ещё был приходским священником, в Красном Лимане служил, однажды ночью, уже в двенадцатом часу приехали люди из села Ставки и говорят: «Там бабушка уже на «Божьей дороге», умирает, надо причастить». Но перед этим несколько случаев в епархии было, когда приезжали, забирали священников, якобы на требы, а потом избивали и даже убийства священников были, не только у нас в епархии, но и в других епархиях. Поэтому был циркуляр ― в ночное время на требы не ездить, а если ездить на требы днём, то обязательно с псаломщиком, с кем-то, не самому. И с одной стороны, ехать ночью на требу, всякие же случаи бывают, и я спросил:

Как бабушка, она до утра доживёт?

Ну, кто его знает, такая, слабенькая, ― говорят.

Ну, приедьте часа в три-четыре ночи, ― думаю, что если действительно так, то люди приедут. Но в тоже время, когда они уехали, я не мог найти себе места. Как это я, священник, пастырь, отказал в предсмертной требе душе, жаждущей этого. А если она умрёт без этого? Я не мог заснуть всю ночь, молился, просил Бога, чтобы Господь продлил время жизни этой старушки. И вот в четвертом часу утра приехали эти люди, и мы поехали с ними в Ставки.

Лежала сухонькая старушка в полной памяти. Лежала, крестилась, молилась Богу. И когда я пришёл, она говорит: «Батюшка, пока вас не было, мне явился ангел и сказал, что я два греха в своей жизни не исповедала, ― и назвала эти грехи. ― Один, как сейчас помню, что, ― говорит, ― невестка моя делала аборт, а я знала об этом и не воспрепятствовала».

И вот ангел явился, чтобы напомнить ей об этом грехе. Я её поисповедовал, сразу же причастил, потому что видел её слабость, начал соборовать, на соборовании она ещё сама поворачивала руки на помазание, но шестое и седьмое помазание уже пришлось руки ей поворачивать. После соборования начал читать канон на исход души. И на восьмой песне канона она тихонечко, как свечечка, потухла. Сразу же здесь была отслужена лития о упокоении рабы Божией. Истинно раба Божия ― в доброй памяти, исповедовав грехи свои, с любовью и стремлением к Богу, причастившись Святых Христовых Таин, пошла в вечность. А святые отцы говорят, что кто причастился в день смерти, тот мытарства проходит как молния, за честь Христовых Таин. Бесы даже не смеют прикоснуться и воспрепятствовать такому человеку, такой душе. Вот как высоко ― причастить человека, когда он при последнем издыхании на смертном одре. Недаром святая великомученица Варвара просила этой великой чести для всех нас. И как бывает, мы пренебрегаем этим великим Таинством. Бывает, призываем батюшку только тогда, когда уже человек умер, тогда считаем, что надо звать священника на погребение, а когда человек при смерти, забываем его причастить.

«Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин»

К сожалению, это так, братья и сестры. Я, когда служил на приходе, то за время служения несколько сот погребений у меня было, когда звали священника, и только по пальцам можно пересчитать сколько раз звали к умирающему, чтобы причастить его на смертном одре. Это великий дар Божий ― сподобиться причащения в день отхода в вечность, соединиться со Христом, идя ко Христу. Это великий дар, его нужно вымолить. И мы в сегодняшний день у великомученицы Варвары просим ни здоровья, ни успехов в учебе и в работе, ни благополучия в семейной жизни. Мы и так каждый день об этом просим. Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин. И молитва наша будет созвучна молитве великомученицы Варвары. И как Господь призрел на её молитву, исполнивши её, так Он в сегодняшний день призрит и на нашу молитву, и сподобит нас недостойных этой великой чести ― любви Своей, Святого Причащения. Аминь.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех

делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь

верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Святая Варвара – наша заступница на Небесах. Ее житие – пример истиной веры для всех христиан, праведной и непостыдной кончины. Православные верующие чтут святых, как заступников на Небесах, молитвенников перед Богом и пример жизни во Христе, мы обращаемся ко святым в своих молитвах. Многие, как святая великомученица Варвара, терпели страдание и мученическую кончину за свою веру. Часто можно встретить статьи о том, что святой Варваре молятся о спасении от внезапной кончины, от неожиданных бедствий, уныния и об исцелении детей. К святой Варваре часто взывают те, чьи близкие находятся в опасности, особенно, если эта опасность зависит от чьей-то злой воли.

На самом деле, Церковь считает обрядоверием молитвы святым по каким-то определенным поводам и молиться святой Варваре можно о том, чтобы она помогла приблизиться к жизни в святости и любви к Богу. Читайте в нашем материале житие святой Варвары, которая славилась своей мудростью и красотой, приняла страдание и смерть за Христа от рук идолопоклонников.

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Подробности о житии, иконах и молитвах к святой читайте в статье!

Святая великомученица Варвара: житие

Святая Великомученица Варвара

Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.

Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.

Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары

О познании Бога через рассматривание природы

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) – так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.

Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла.

Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. “Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра”. Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.

Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.

После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его.

И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.

На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия – свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.

Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа – это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда перед Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь – преклонись перед величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.

Святая Великомученица Варвара

Проповедь

Возлюбленные о Господе братия и сестры, пречестные отцы! Сердечно поздравляем вас с нашим Престольным праздником, Днем святой великомученицы Варвары, в честь которой в нашем хpaме существует придел, и частица ее честных мощей почивает Милостию Божией в нашем святом храме.

Святая великомученица Варвара жила в IV веке, родилась и выросла в знатной языческой семье и ничего не знала об истинном Боге, о духовной жизни и бессмертии души, о вере во Христа. По Божиему Промыслу мать Варвары умерла, когда ребенку было 4 года. И овдовевший отец всю свою любовь сосредоточил на дочери. Когда Варвара повзрослела и стала прекрасна собой, отец затворил ее в высоком замке. Часто взирая с высоты башни на небо, наблюдая за красотой звезд, луны и солнца, она размышляла о том, откуда взялся этот прекрасный мир, устроенный по определенным законам. Она думала: “Если бы не было Творца, то кто бы направил по разумному пути существования этот мир?” И так Варвара училась по творению познавать Творца. Однажды под видом купца в их город прибыл один священник, который открыл ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения.

Вера святой девы Варвары не была принята самым близким человеком, ее родным отцом Диоскором. И исполнились слова Священного Писания: “Враги человеку – домашние его”. Потому что там, куда приходит истина, там она обличает ложь, обличает неправоту, обличает грех. И тогда человек, выбирая путь жизни, невольно вступает в некое противоречие с миром, живущим, как сказал Апостол Павел, во грехе. Так что никакие уговоры Варвары не привели отца к вере, наоборот, сам отец предал ее на жестокие мучения. И мы знаем, что она очень многое претерпела: неимоверные пытки, тяжкие страдания за Христа. Поэтому Святой нашей Православной Церковью она наречена великомученицей. Честные останки святой великомученицы после претерпения ею мучений были перенесены в град Константинополь, а в XI веке – на Святую Русь, в город Киев, где и доныне почивают в Соборе Святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара перед своими страданиями молилась Господу, чтобы всякий человек, который будет призывать ее имя в своих молитвах, был бы избавлен от внезапной смерти. Какая благодать была испрошена великомученицей Варварой! Как нам всем это необходимо. В нашей жизни все скоротечно, нетвердо, зыбко. Поэтому единственное наше упование – только на Бога и Его святых. Господь сказал: “В чем застану, в том и сужу”. И самое главное, чтобы Господь застал нас в чистой совести, примиренными со всеми. Вот почему в монастырях существует благочестивый обычай каждый вечер просить у братии, друг у друга прощения, потому что никто не знает, что готовит наступающая ночь: сегодня уснули, а завтра, может быть, не проснулись. И нам псалмопевец Давид говорит: “Солнце да не зайдет во гневе вашем”, то есть надо стараться примириться со всеми именно в этот день, пока он еще не ушел, и страница нашей жизни перелистнулась бы чистой, без всякого отягощения от чего-либо греховного в нашей душе и в нашей совести. Святая великомученица Варвара ходатайствует о людях, которые пока далеки от веры, чтобы они пришли к познанию истины и чтобы внезапная кончина не застала бы их без покаяния, без Причащения Святых Христовых Таинств.

Когда мы с вами чествуем святых мучеников, каждый из нас должен не только переноситься мысленно в те древние времена, но каждый человек должен про себя подумать, что путь любого христианина – это путь мученика, или явного, или тайного.

Какова будет наша с вами судьба – никто не знает. Но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий на собрании духовенства Москвы и Московской области сказал такую фразу: “Мы не знаем в наше смутное и тяжелое время, как будут дальше разворачиваться события нашей с вами жизни, какие силы станут во главе государства, но Церковь в любых условиях должна стоять на одном: нести свет туда, где тьма; нести истину туда, где ложь; нести любовь туда, где разделение”.

И в то же время мы всегда должны быть готовы к тому, что сказано в Апокалипсисе: три с половиной года будет властвовать на земле антихрист. Неизвестно, доживем ли мы до этого времени, может быть, кто-то и сам встанет в ряды мучеников, поэтому уже сейчас надо помнить, что “неверный в малом неверен и во многом”. Если не Сила и Благодать Святого Духа, ни один человек не сможет перенести мучений, если когда-нибудь придется страдать за Христа. Поэтому Святая Матерь наша Церковь, зная, что все совершается от малого, готовит нас к этому всю нашу с вами жизнь. Для чего существует пост? Для того, чтобы человек мог властвовать над своими побуждениями, чтобы душа была выше тела, чтобы человек мог управлять собою, а не тело управляло человеком. Даются Святой Матерью нашей Церковью утренние и вечерние молитвы, которым мы должны уделить хотя бы 10-15 минут ежедневно. Неужели мы не можем уделить для Бога, для вечности, для души каких-то 10-15 минут! Как сказал один из святых: “Молиться – это кровь проливать”. И на самом деле, мы для себя находим тысячу разных дел и оправданий, чтобы только не встать на молитву. А это и есть стояние в вере, и именно с этого начинается мученический путь. На Новый год каждый из нас тоже будет проверен в том, верен он Христу или нет. Тоже будет дилемма – как все или как Бог велит. Только тогда не надо говорить, “где же помощь Божия”, “все из рук валится”. Да потому что мы не живем по-Божьему, хотим так: и нашим, и вашим. Но так не бывает, и поэтому Бог нас ведет к тому, чтобы каждый постоянно переступал через эгоизм, своеволие, через самолюбие, через свою гордыню, через свое пожелание греховное. И так совершенствуясь не какими-то великими делами, а изо дня в день, по мелочам, мы должны подтверждать, кто мы: Христовы или нет.

Святой преп. Варсонофий Оптинский говорил, что Колизей, – стадион, на котором десятки, сотни первохристианских мучеников были замучены и убиты, был разорен, но не уничтожен. “Может быть, – говорил он, – вы доживете до тех времен, когда он будет подновлен и возобновлен, и еще польются реки крови христианских мучеников. Дай Бог, чтобы сила и крепость была у вас перенести все то, что выпадет на вашу долю”. Так что верность Христу надо доказывать каждый день своими делами, а не только словами.

Многие думают: “почему только я один несу этот крест?” А известно, что ропотливость никогда не придавала силы в нашем житейском мученичестве (болезнях, скорбях, семейных неурядицах). Но вера и благодарность Богу за все, всегда придавали силы нести крест достойный образом. Как сказал Феофан Затворник: “Крест всем все равно придется нести – и верующим, и неверующим – но лучше нести его по-христиански – с благодарностью и преданностью Воле Божией”. И мы должны помнить слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Когда он увидел тысячи людей, мучеников, облаченных в белые одежды, он спросил у Ангела: “Скажи мне, кто это и откуда они пришли?” И тот ответил: “Эти люди пришли сюда (то есть в Царствие Божие) от великой скорби, но они убелили одежды свои кровью Агнца, и за это Бог водит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их. Там уже не будет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная”.

В IV веке воссияла из далёкого города Илиополя (нынешняя Сирия) исповедница истинного учения церкви Христовой - великомученица Варвара, святая, день памяти которой православная церковь отмечает 17 декабря. Семнадцать столетий вдохновляет нас её образ, подавая пример истинной веры и любви к Богу. Молитва святой Варваре помогает огромному числу верующих. Что же мы знаем о ее земной жизни?

Дочь язычника Диоскора

В те времена, когда появилась на свет будущая святая, жители Илиополя, одного из крупнейших городов Месопотамии, утопали во мраке язычества. Рукотворным богам поклонялись и знатные горожане, и городская беднота. Среди наиболее состоятельных и уважаемых горожан был некий Диоскор. Щедро наградила его судьба. Были у него дома, виноградники и множество слуг. Одно только несчастье посетило его дом - умерла любимая жена Диоскора. Он глубоко скорбел о ней и утешение находил только в своей единственной дочери. Это была будущая святая Варвара.

Отец нежно любил ребёнка и делал всё от него зависящее, чтобы отгородить её от неприглядных сторон жизни. Кроме того, он мечтал выдать Варвару замуж за богатого жениха, обеспечив ей таким образом счастье и достаток. Желая избавить красавицу дочь от посторонних взглядов, а кроме того, и от возможного общения с тайными христианами, которые стали появляться в городе, Диоскор построил для неё замок, в котором она жила со своими служанками и воспитательницами. Выходить из него девушка могла лишь изредка, в сопровождении отца.

Созерцание творения Божьего

Долгие часы одиночества проводила она у окна своей комнаты, погружённая в созерцание живописной природы, окружавшей замок. Однажды святая Варвара захотела узнать у своих наставниц, кто создал всё это великолепие, поражающее взор. Её воспитательницы были язычницами и поэтому творение мира приписывали тем деревянным и глиняным богам, которым поклонялись. В этом они попытались убедить и юную затворницу.

Но таким объяснением не удовлетворена была Варвара. Она им возразила, заявив, что их божества ничего создать не могли, так как сами изготовлены руками людей. Должен быть высший Творец, единый и всемогущий, имеющий собственное бытие. Только он способен, сотворив мир, принести в него подобную красоту. Так она являла пример постижения Творца через его творения.

Предложения замужества

Со временем к Диоскору стали наведываться богатые женихи, которые слышали о красоте его дочери и желали с ней брачных уз. Отец не хотел ничего решать, не узнав мнение дочери, но, обратившись к ней с подобными разговорами, встретил её решительный отказ вступать с кем-либо в брак. Это его огорчило, но Диоскор приписал подобное решение молодости и своенравному характеру дочери.

Чтобы дать ей возможность свести знакомство с другими девушками и, общаясь с ними, изменить своё решение, он позволил дочери покидать замок, когда ей будет угодно. Это было как раз то, чего так желала Варвара. Она стала часто бывать в городе, и однажды, когда отец находился в длительном отъезде, познакомилась с тайными христианами, проживавшими в Илиополе. Они поведали ей о Триедином Боге, о воплощении Иисуса Христа от Пречистой Девы, о его искупительной жертве и ещё очень о многом, чего раньше она не знала. Это учение глубоко запало в её сердце.

Крещение Варвары

Через некоторое время в городе оказался христианский священник, который под видом купца направлялся в Александрию. По просьбе девушки, он совершил над ней Кроме того, он более полно изложил ей христианское учение, которое сразу и безоговорочно приняла Варвара. Она дала обет посвятить всю свою жизнь Богу.

Желая запечатлеть образ она приказала в новой башне, строительство которой, уезжая, начал её отец, сделать не два окна, как было намечено в проекте, а три. Когда отец, вернувшись домой, спросил дочь о причине её поступка, то она, не лукавя, поведала ему учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Услышав такие речи, язычник-отец был настолько взбешён, что бросился на дочь, обнажив меч. Спастись ей удалось только бегством, укрывшись в расщелине скалы, которая перед ней чудесным образом расступилась.

Темница и мучения святой

Диоскор был до такой степени ослеплён языческим фанатизмом, что он заглушил в нём все отцовские чувства. К концу того дня ему всё же удалось поймать беглянку. Он передал её правителю города, с тем чтобы тот бросил её в темницу. Бедная девушка оказалась в руках безжалостных палачей. Но не дрогнула перед ними Варвара, так как во всём уповала на помощь Божию. Ночью, когда она усердно молилась, ей явился Господь, утешивший её и вселивший надежду на скорое обретение Царства Небесного.

Мужество Варвары удвоилось. Глядя на неё, одна тайная христианка открыто заявила о своей вере во Христа и выразила желание пострадать вместе с ней. Приняв мученический венец, обе они были обезглавлены.

Почитание святой Варвары в России

Спустя триста лет мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь, а в XII веке они оказались в Киеве. Их привезла с собой дочь вступив в брак с русским князем Михаилом Изяславичем. Там они хранятся и поныне. Со дня почитается у нас великомученица Варвара. Святая помогает всем, кто с верой обращается к ней. Особенную помощь оказывает она тем, кто просит избавить от внезапной смерти и боится уйти из земной жизни без покаяния. Кроме того, и в других случаях помогает Варвара: святая спасает от нечаянной беды. С древних времён замечено, что эпидемии чумы, которые нередко случались в России, всегда обходили стороной те храмы, в которых находились её мощи. Святая Варвара, икона которой находится почти в каждом православном храме, - одна из самых почитаемых и любимых святых в нашей стране. Очень многие, не зная историю её земной жизни, считают её русской. Кстати, и само это имя в прошлые годы было очень распространённым в России.

Много в христианском мире воздвигнуто в её честь храмов и монастырей. Есть церковь святой Варвары и в Москве. Она очень древняя. Её создание относят к XVI веку. Находится она не далеко от Кремля, на улице, которая так и называется - Варварка (от имени Варвара). Святая эта в давние времена считалась одной из Поэтому место для её церкви выбрали именно там, где были многочисленные торговые ряды.