Прогресс и регресс. Прогресс или регресс общества? Упадок природных форм у неподвижных животных
Введение
Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.
Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.
Прогресс и регресс - (лат. progressus -- движение вперед и regressus -- возвращение) -- наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс -- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).
Целями данного реферата являются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий в отношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры, социума).
Теории общественного прогресса и регресса.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй - "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.
Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.
Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".
Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы включает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии общества: обретению нового, «высшего» сопутствуют утраты, упрощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории множество.
Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальных процессах развития природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.
Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.
Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.
Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п.
К концу XX - началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.
В отношениях между людьми основополагающим остается уст - ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.
В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного обще - ства к современному может быть охарактеризована как прогрессив - ное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.
Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь неприменимо.
Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.
Принципиальная особенность нашей эпохи - развитие самосознания человечества как единого целого. Восприятие планеты
Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.
История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий - к железным, от простых ручных орудий - к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.
Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, технический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разрушительные силы. Особенно это касается военной техники, оружия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение телеэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.
Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гуманизма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, возникла идеология фашизма, предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низших рас». На рубеже XX-XXI столетий мир потрясают акты терроризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными проявлениями развития.
Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других - проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.
Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объективным показателем прогресса является уровень развития орудий труда, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и феодализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капитализм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития человечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX-XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса служит развитие производительных сил (орудий труда), развитие самого человека.
Процесс развития человечества от его возникновения до современности включает в себя прошлое и настоящее, которые органически связаны между собой. Настоящее - это итог всей предшествовавшей всемирной истории ив то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.
Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.
Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сделать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные застойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости процесса развития происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил - временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.
Одна из важнейших особенностей социального прогресса - возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участия в социальных отношениях каждого конкретного человека.
В древности такого количества людей, как сейчас, просто не существовало. В период неолита население всего земного шара едва ли превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло 250 млн и 1 млрд - в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет более 5 млрд человек.
Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения Земли. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, производительности труда, его политической сознательности. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории. Ускорение социального прогресса слагается из многих объектив - ных факторов. В первую очередь - это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализация социально-экономических, политических и культурных процессов.
В каждом последующем периоде развития появляется все больше новых открытий и изобретений, которые человечество использует в повседневной жизни. Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали использовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры - с 1980-1990-х гг.
По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного сотрудничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в. может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию - в Средневековье и в античности, к тысячелетию - в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного разви - тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению социального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того, чем он был в XX в.
Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов роста» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то не был бы возможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто «захлебнулись» бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем у них.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста выступает, скорее, объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не существовало определенных пределов человеческой памяти и физических ограничений в устном общении между людьми, то это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации. Проблема ограниченных возможностей человека производить математические операции в уме и на бумаге привела к созданию компьютеров.
Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило вза - имодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.
Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин - формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.
Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.
Вопросы и задания
1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявля ется их взаимосвязь?
2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре ния прогресса и регресса?
3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?
4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?
5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?
6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.
7. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.
8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?
9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?
10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в раз витии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.
1.8. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкосновение соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.
Со временем европейцы открыли новые, ранее им не известные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникновение культур.
В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В конце XIX - первой половине XX в. земной шар представлял собой территории нескольких развитых государств, взаимодействие которых не ограничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во много раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.
На современном этапе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств практически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды телезрителей могут увидеть события, совершающиеся в других странах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А экономический кризис в одной из развитых стран оказывает негативное воздействие на мировую экономическую систему.
Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осознали свою уязвимость перед лицом экологических, экономических проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии мирового терроризма.
Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отсталости, нищеты и голода, защита прав человека - решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосуществования государств. Для этого требуется объединение уси - лий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понимания, признания значимости общечеловеческих ценностей. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модификациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового сообщества входят народы, находящиеся на разных стадиях общественного развития. Тенденции мирового исторического процесса определяются, несомненно, самыми развитыми экономически и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных народов - в частности.
Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 находятся в Европе, 49 - в Азии, 55 - в Африке, 49 - в Америке и 26 - в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однополюсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь Других государств приводило в последнее время ко множеству локальных военных конфликтов.
V Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. "Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процессов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Организация и т.д.
С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолированно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превышает суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, собранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир. В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру - музыка, кино и т.д. Все это унифицирует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же время создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.
Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась такая мировая капиталистическая система, в которой развитые страны - ядро - строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран - периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилением влияния стран ядра на страны периферии.
Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее характерные черты глобализации:
1) формирование единого мирового экономического простран ства;
2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связан ных с соблюдением прав и свобод человека;
3) создание всемирного информационного пространства (ра дио, телевидение, Интернет);
4) принятие единого языка (английского) как средства обще ния разных народов;
5) унификация культуры;
6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;
7) реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.
В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных последствий глобализации.
Во второй половине XX -начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наиболее важных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. От решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.
Глобальными проблемами признаются:
Предотвращение мировой ядерной войны, создание безъ ядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные ус ловия для социального прогресса всех народов на основе сочета ния их жизненных интересов, взаимного доверия и общечелове ческой солидарности;
Преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономиче ского и культурного развития между развитыми индустриаль ными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмот ности;
Истощение природных ресурсов и необходимость обеспече ния ими человечества, включая продовольствие, сырье и источ ники энергии;
Преодоление экологического кризиса, связанного с загряз нением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
Прекращение стремительного роста населения в развиваю щихся странах, а с другой стороны, преодоление демографичес кого кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;
Рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и
своевременное предвидение и предотвращение ее различных отрицательных последствий;
Распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);
Борьба с международным терроризмом;
Сохранение культурного наследия человечества.
Перечень приведенных глобальных проблем не является исчерпывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабильности в этом регионе.
Возникновение глобальных проблем связано не только с колоссально возросшими техническими средствами воздействия об А щества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные проблемы порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.
Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают человечество в целом. Однако не следует понимать современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они - результат предшествовавшего общественного развития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего экономического развития человеческого общества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно решить, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента - в 5 раз, при переработке нефти - в 9 раз, в производстве бумаги - в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5- 10 % добытых природных ресурсов, что говорит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их расходованием.
Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отсталостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некоторых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обусловлен все еще сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью.
Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь - ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Земле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет экологическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».
Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных переговорных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного вооружения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно - возможность использования ядерного оружия агентами международного терроризма, которых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.
Но несмотря на сложность глобальных проблем современности, ученые убеждены в том, что человечество обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и материальными ресурсами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент - правильное определение приоритетов в решении глобальных проблем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно- следственные связи, которые диктуют определенную последовательность практического решения каждой проблемы. И самое главное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и первую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах долж - ны сыграть ведущие в экономическом и политическом отношении страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы.
Прогресс и регресс
Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. Служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для характеристики развития общества с точки зрения его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительности самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т.д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем общества. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм ) Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. общества, им всегда присущи черты Р., которые становятся преобладающим в период упадка данного общества. Однако тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлением Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. множества отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного общества, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятие “П.” и “Р.” находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико , Гердер , Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом , и историко-культурный (основоположник – рус. Ученый-славянофил Н.Я. Данилевский; сторонники Дж. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явление П. и р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизации. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в современную эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому П. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с точки зрения Тойнби, должна осуществляться на основе капиталистической культуры Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять явления истории субъективными факторами, например особенностями тех или иных “исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. Три характерные черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.
Во-первых, это идеализм, то есть попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф.Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.
Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О.Конт, Г.Спенсер).
В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.
Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.
Следовательно говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в цивилизационном срезе истории выступают основными "блоками" исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII века смотреть на средние века как на простой "перерыв" в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.!?" Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей ("программой"), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. И все-таки и марксизм и его оппоненты унаследовали от своих предшественников в области теории общественного прогресса нечто такое, что впоследствии негативно сказалось на развитии объективной социальной реальности. Речь идет о вере в беспредельные возможности общественного, и прежде всего экономического прогресса, вытекающие из безграничных-де резервов, содержащихся в природной среде. Эйфория вокруг само собой разумевшегося "беспредела" сопровождала всю историю капитализма, а затем и так называемого социализма (ибо то, что мы наблюдали в Центральной и Вьючной Европе XX века, социализмом, разумеется, не было). Между тем под прикрытием этой одурманивающей эйфорической завесы исподволь вызревала та самая кризисная экологическая ситуация, которая уже рассматривалась в главе "Экологическое бытие общества". Впервые человечество было предупреждено о нависающей над ним в связи с этим смертельной угрозе Римским клубом в книге Денниса Медоуза "Пределы роста" . В нескольких словах выводы книги можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще можно, отмечалось в книге, избежат катастрофы, приняв меры по ограничению и регулированию роста и переориентации его целей. Однако чем дальше, тем болезненнее будут эти изменения и тем меньше будет оставаться шансов на конечный успех.Как отмечал руководитель Римского клуба Аурелио Печчеи, основной вывод доклада шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на рост, ибо успехи революционных преобразований в материальной сфере сделали мировую культуру высокомерной. "Она, - писал Печчеи, - была и остается культурой, отдающей препочтение количеству перед качеством, - цивилизацией, которая не только не желает считаться с реальными возможностями жизнеобеспечения на планете, но и бездумно расточает ее ресурсы, не обеспечивая при этом полного и разумного использования человеческих возможностей". Тревожное предупреждение о пределах роста имеет в виду не только внешние по отношению к человеку пределы, но и его внутренние, проистекающие из врожденно присущих нашему существу качественных и количественных характеристик. С одной стороны, многие достижения (в кавычках и без оных) цивилизации далеко не всегда вписываются в психофизиологические возможности человека. Отсюда - избыток стрессов и приоритет нервно-психического травматизма. С другой стороны, для многих регионов земного шара характерна массовая психофизическая недоразвитость, отсутствие у людей той психофизической формы, которую требуют от нас сложности современной жизни. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, как подчеркивает Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной. Это означает, что научно-технические, цивилизационные достижения не осознаны по-настоящему, темпы и формы их внедрения еще далеки от окультуривания. Налицо антагонистический разрыв между культурным развитием человечества и его материальными достижениями. Культура при этом понимается в самом широком смысле, включая политическую культуру сосуществования членов мирового сообщества и философские основы существования этого конгломерата. Так сами реалии последней трети XX века поставили под глубочайшее сомнение традиционную прогрессистскую концепцию. Подчеркнем: речь идет не об отрицании необходимости и возможности общественного прогресса, а о замене теоретической и практической установки на безудержный рост установкой на взвешенный, учитывающий рассмотренные внутренние и внешние пределы оптимальный вариант согласованного в общепланетарном масштабе развития.
Общество и природа никогда не находились в состоянии покоя, все их элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество и природу надо в постоянном изменении. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития.
Прогресс и регресс (движение вперед и возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.
Прогресс – это развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регресс – это, наоборот, движения от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.
Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили отпечаток человеческих предпочтений. Начиная с 19 века, понятия прогресса и регресса наполняются объективным содержанием и одновременно становятся универсальными.
В философии всегда стоял вопрос, по какому пути идет общество: прогресса или регресса. Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул философ Тюрго, считавший, что исторический процесс – это путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Таким образом, возникают различные точки зрения на прогресс и регресс нашего мира. Соглашаясь с теорией прогресса, возникает вопрос о критерии прогресса. Критерием прогресса французские просветители считали развитие разума.
Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Например, прогресс общества будет достигнут, когда все люди должны относиться друг к другу, как братья.
Другие критерием прогресса считали развитие науки и техники.
Шеллинг, например, считал, что критерием прогресса может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Феномен прогресса и регресса присущ не только обществу, но и природе.
Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, то есть происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в древнейших отложениях еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы - от простого к сложному, от примитивного к более совершенному, т.е. прогресс.
Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды, происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками. Его называют биологическим прогрессом.
Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон. Биологический прогресс достигается различными путями.
Биологический регресс - явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса - отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Если условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления, это приводит к угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.
Таким образом, прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.
В отношении общества также применяется комплексный критерий.
Критериями общественного прогресса являются: 1) темпы роста производства, производительности трудах: ведущие я увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и до6ра.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? Это вечный вопрос.