Высшие растения конспект. Конспект общая характеристика подцарства высшие растения. б) Усвоение нового материала

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие. (слайд №1)

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите.(слайд№2)

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

(Р.Рождественский

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.

У на экране таблица и карточки с вопросами о растениях. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него. (слайд №4)

Знаем

Хотим узнать

Что такое фотосинтез?

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

Какое значение растений в природе?

Как долго растут растения? (всю жизнь)

Что такое каратиноиды растительной клетки?

Что такое фитогормоны? Для чего они нужны?

Что такое тургор?

Из чего состоит клеточная стенка растительной клетки?

У всех растений имеется стебель, листья, корень?

  1. Что такое фотосинтез? (слайд №5)

Вода, по стеблям поднимаясь,

Идёт к зелёному листу

И с СО 2 соединяясь

Даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы-

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.

  1. Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?
  1. Какой способ питания присущ растениям?

На слайде №6 две клетки растительная и животная. Определите, где какая?

Так как значение растений в природе вы отнесли в столбик знаем, то выполите следующее задание. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку.

(слайд №7 с картинками-подсказками)

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Давайте составим кластер. (где мы можем найти информацию о интересующих нас вопросах)

Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке?

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы.

На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ.

Называют определения.

Фотосинтез -процесс образования органических соединений из неорганических соединений, СО 2 и воды с помощью хлорофилла и солнечной энергии.

Участвует в фотосинтезе и придает растениям зеленый цвет.

Автотрофный - самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

  1. Клеточная стенка;
  2. Вакуоль;
  3. Пластиды;

Записывают значение растений в природе и жизни человека и объясняя, прикрепляют к магнитной доске.

На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок.

Перечисляют источники информации(учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа)

Предлагают версии.

Открытие нового знания. (12 мин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет?

Где можно в растениях встретить красный, желтый или оранжевый цвет?

(слайд №8)

Пластиды в растения делятся на три группы

1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?
2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.

(Показывает муляжи овощей и фруктов)
3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;

Где они встречаются?

(Показывает разрезанный картофель)

Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала.

ФИЗМИНУТКА (1 мин)
Работа в группах

На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их.

Чем мы воспользуемся для этой работы?

Признак растения

Его определение

Каким веществом представлены в растениях

Функция

Значение для растения

фитогормоны

Растительные гормоны

Этилен и ауксин

Регулируют процесс жизнедеятельности организма

Приводит к ветвлению побегов и корневой системы.

Клеточный сок

Продукт обмена веществ

Раствор органических соединений (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды)

Накапливаясь в цитоплазме, увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение е клеточной стенки-тургор.

Высокая прочность растения

Клеточная стенка

целлюлоза

углевод

Малая подвижность растения

Ткани растений приобретают высокую прочность

Посмотрите на экран. На слайде №9 две картинки. Что на них изображено? (водоросль и цветковое растение).

Видно, что они разные. В чем их отличия? (на одном рисунке есть стебель, листья и корень, а на другом нет)

Какой вывод можно сделать из этих картинок?

(Слайд №10 с надписью Подцарство Высшие растения и Подцарство Низшие растения с теми же картинками)

Какие растения будут относиться к подцарству высших, а какие к подцарству низших растений?

Предлагают версии.

Красно-желтый пигмент.

Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п.

Рассматривают предложенные объекты, предлагают версии на поставленные учителем вопросы.

! Вопрос о каротиноидах переносят в столбик «знаем».

Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр 43-44. Работают группами для заполнения таблица.

Комментируют ответы.

! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся в столбик «знаем».

Рассматривают, сравнивают, анализируют и делают вывод, что у одного растения есть корень, стебель, лист у другого нет.

Выдвигают версии.

Делают вывод, что есть растения тело, которых не разделено на ткани и органы.

Определяют, что Царство растений разделяется на подцарство Высшие и Низшие.

! Вопрос переносят в столбик «знаем».

Применение нового знания. (4 мин)

На столах лежат биологические лабиринты. Пройдя их, определите, достигли ли вы цели урока, которые определили в начале.

Выполняют биологические лабиринты.

Озвучивают свои ответы.

Итог урока. Рефлексия (3мин)

Урок подходит к концу. Предлагаю устно закончить следующие предложения.

Варианты на столе.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например.

растение
зеленое, ядовитое
растет, выделяет, убивает
чем yдобpяли, то и выpосло
организм.

растения
семенные, многочисленные
привлекают, опыляют, оплодотворяют
наличие цветка в качестве органа полового размножения
покрытосеменные

Рефлексируют. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Выделяют важные моменты урока.

Составляют синквейн, развивают образное мышление.

Задание на дом (1мин)

Одно из главных отличий растений от животных и грибов - способность создавать органиче­ские вещества из неорганических с помощью солнечного света (процесс фотосинтеза).

Подцарство: Низшие растения

Тело низших растений (слоевище, или таллом) не разделено на истинные листья, стебель и корень, хотя может иметь их внешние подобия. Отделы (тип) :

Подцарство: Высшие растения

У высших растений тело разделяется на настоящие листья, стебель и корень. Отделы (тип):
  1. Моховидные, мхи, бриофиты
    Наиболее примитив­ные из числа наземных растений. Встречаются в основном во влажных, затенённых местах. Мхи распространены во всех климатических поя­сах. У мхов нет настоящих проводящих тканей, вода и минеральные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Высота не более 20 см. Большинство мхов - многолетние растения, встречаются группами (подушками, куртинками). Мохообразные - единственные наземные растения, у которых преобладает половое (гаплоидное) поколение - гаметофит. Бесполое поколение (спорофит) у мхов представлено спорогоном, который прикреплён к гаметофиту и питается за его счёт.
  2. Папоротникообразные (споровые)
    В основном наземные травянистые растения, встречаются также водные и древовидные формы. Предпочитают влажные и затенённые места.
  3. Голосеменные
    Голосеменные растения - древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 370 млн. лет назад.

    Деревянистые растения.
    Главное отличие от покрытосеменных (цветковых) - отсутствие цветков и плодов, а также сосудов и древесных волокон в стебле.
    Семена лежат «голо», то есть не скрыты в завязи.
    Голосеменные включают более 1 000 видов.

  4. Покрытосеменные, цветковые
    Наиболее высокоорганизованные наземные растения, травы, кус­тарники и деревья.
    Основные отличительные признаки - наличие цветка и плода .
    Семена скрыты (покрыты) в завязи, из которой образуется плод.
    В стебле имеются сосуды и древесные волокна.
    В настоящее время цветковые являются преобладающей формой наземной растительности
    (описано свыше 250 тысяч видов).
    Класс:
    1. Двудольные
      • зародыш семени имеет две семядоли,
      • жилкование листьев - сетчатое,
      • имеется центральный стержневой корень,
      • количество лепестков и других частей цветка обычно кратно 4 или 5.
      В классе Двудольные описано 6 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 199 000 видов растений.
    2. Однодольные
      Типичные отличительные признаки:
      • зародыш семени имеет одну семядолю,
      • жилкование листьев - параллельное или дуговое,
      • корневая система - мочковатая,
      • число частей цветка кратно 3.
      В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 125 семейств, более 3000 родов и около 59 000 видов.
    Наиболее крупные по числу видов семейства цветковых растений:
    • Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - 27773 видов в составе 1765 родов;
    • Орхидные (Orchidaceae) - 27135 видов в составе 925 родов;
    • Бобовые (Fabaceae, Leguminosae) - 23535 видов в составе 917 родов.

Задачи урока:


  • познакомиться с особенностями организации высших растений;

  • рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

  • показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;

  • продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземп­ляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.

Основные положения урока.


  • Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей,
    строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).

  • Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональ­ный (послезародышевый).

* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.

* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.

* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.

* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у выс­ших растений, подчеркивающее сложность их строения и являю­щееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.

* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рас­смотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.

* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетатив­ных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и на­стоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.

* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у выс­ших растений также чередования поколений: диплоидного споро­фита и гаплоидного гаметофита.

* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схе­мами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.

2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, по­кровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?

3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших рас­тений. В чем отличия?

4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродук­тивными?

5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?

6. Перечислите основные отличительные черты споровых рас­тений.

7. Докажите, что специализация тканей семенных растений за­шла особенно далеко, по сравнению со споровыми.

Закрепление материала.

Перечислите отличительные признаки высших растений.

Перечислите отделы семенных и споро­вых растений.

Царство __________________

Подцарство Высшие растения _______________

____________Споровые _______________________Семенные ______

Отделы:___________________ Отделы:___________________
Составьте цепь питания с высшими растениями.
Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, за­пасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, споран­гии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые расте­ния, семенные растения.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших рас­тениях, повторить общую характеристику низших растений. Твор­ческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

Формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение работать по плану.

Коммуникативные УУД

Формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;

Формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

Продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;

Формировать умение формулировать выводы по результатам работы.

Личностные результаты:

Формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).

Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).

УМК Н.И. Сонин

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».

Вспоминают отделы высших растений.

Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.

Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.

Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.

Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.

Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие отделы высших растений вы знаете?

Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.

Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).

Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.

Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.

Личностные связаны со смыслообразованием

Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах

Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.

Планирование.

Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:

    Ткани высших растений.

    Органы высших растений.

    Размножение и развитие высших растений.

    Представители.

Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.

Регулятивные связаны с планированием деятельности.

Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.

Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).

Дополняют записи в таблице.

Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.

По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.

Раскладывают представителей высших растений по отделам.

Корректируются записи в таблице (графа «представители»).

Делают вывод.

Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.

Заслушивает отчеты о работе в парах.

Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.

Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.

Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.

Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.

Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.

Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.

Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.

Контроль и оценка.

Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.

Выполняют тест.

Проводят самооценку.

Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)

Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.

Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.

Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.

Приложение 1.

Признаки высших растений.

Вегетативные органы

Генеративные органы

Развитие

Представители

Приложение 2.

Инструктивная карточка.

Название ткани растения___________________________________

    Рассмотрите микропрепарат.

    Каковы особенности строения клеток в ткани?

    С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?

    Заполните таблицу:

Особенности строения клеток

Функции ткани

Что образует

Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Екатерина Александровна

Дата: ________________
Тема урока: Подцарство Высшие растения
Цели урока: Сформировать общее представления о царстве Растения

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Понятия: риниофиты.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
Структура урока:
1. Организация
2.Целевая установка
3.Актуализация опорных знаний
4.Изучение нового
5.Итоговое закрепление
6.Комментирование оценок
7.Домашнее задание

Высшие растения легко отличить по внешнему виду от водорослей. Их тело расчленено на органы в связи с воздушным (фотосинтез) и почвенным питанием в условиях наземно-воздушной среды.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИИ
анимация «Появление первых растений на суше»

В конце палеозоя на Земле происходили мощные горообразовательные процессы, площади суши значительно возросли. В результате растения стали осваивать новую среду - наземно-воздушную.

По сравнению с водной в наземно-воздушной среде условия обитания более сложные: часто возникает дефицит воды, резко изменяется температура, плотность воздуха намного ниже плотности воды.

Мягкие и хрупкие слоевища водорослей в таких условиях пересыхают и ломаются под собственной тяжестью.

В процессе эволюции от водорослей произошли первые наземные растения, среди которых естественным отбором сохранялись особи, имевшие наследственные изменения, соответствующие новой среде обитания.

Постепенно у растений сформировались ткани и органы. Выход растений на сушу - один из величайших этапов эволюции. Он был подготовлен изменениями в живой и неживой природе: появлением почвы и возникновением озонового экрана, вставшего на пути губительных для всего живого ультрафиолетовых лучей.

Дальнейшая эволюция высших растений в наземных условиях шла по пути дифференциации вегетативных органов (появление корней, листьев, более сложное ветвление стебля), развития покровных и механических тканей, проводящей системы, органов размножения. Современная классификация высших растений отражает их разнообразие и историю появления на Земле.

РИНИОФИТЫ

Первые наземные растения - риниофиты появились примерно 400 млн лет назад. Их тело состояло из зелёных веточек. Каждая веточка ветвилась, разделяясь на две части. В клетках веточек содержался хлорофилл и происходил фотосинтез.

Произрастали риниофиты в увлажнённых местах. К почве они прикреплялись ризоидами - выростами на поверхности горизонтально располагавшихся веточек. На концах веточек находились спороносные части, в которых созревали споры.

У риниофитов уже начали формироваться проводящая и механическая ткани. В процессе эволюции благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору на поверхности веточек риниофитов образовалась покровная ткань с устьицами, регулирующими испарение воды.

Риниофиты - это вымершая группа растений. Некоторые учёные считают их предками мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Другие предполагают, что риниофиты осваивали сушу одновременно со мхами.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

Высшие растения имеют хорошо развитые ткани и органы.

Покровные ткани (кожица, пробка, кора) защищают от высыхания и промерзания, обеспечивают газообмен с внешней средой.

Механические ткани позволяют стеблю выносить листья как можно выше, чтобы они не затенялись другими растениями.

По проводящим тканям (лубу и древесине) осуществляется транспорт воды, солей (восходящий ток) и органических веществ (нисходящий ток).

Наземные части высших растений (побеги) находятся в атмосфере, а подземные (корни) - в почве. Корни имеют приспособления для всасывания из почвы воды и минеральных веществ. Так, выросты клеток покровной ткани корня - корневые волоски - значительно увеличивают поверхность корней. Они всасывают воду благодаря возникающему корневому давлению и испарению воды листьями.

Размножаются высшие растения бесполым и половым путём. При этом способы размножения чередуются.

При бесполом размножении образуются споры. Из спор вырастает половое поколение, которое производит половые клетки - гаметы. С участием гамет происходит половое размножение. В результате слияния мужских и женских гамет (оплодотворения) образуется зигота. Она даёт начало бесполому поколению, которое вновь производит споры, и жизненный цикл не прерывается. Для высших растений характерен также такой тип бесполого размножения, как вегетативное, т.е. размножение вегетативными частями тела.

Домашнее задание: §12 – учить.