Творческий проект "Сезонные изменения в природе: осенние явления". Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе Игра «Что нам осень принесла»
Абдрахманова Роза
Экологический мини-проект «Осень золотая»
Экологический мини- проект
«Осень золотая »
Аннотация
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям» , и задача педагогов развивать это «активный интерес» .
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания . В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Практическая значимость : Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.
Инновационная направленность : Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.
Степень распространения : Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)
Разработчик : Абдрахманова Р. И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»
Тип мини-проекта : познавательно-творческий.
Характер мини-проекта : краткосрочный.
Сроки проведения : сентябрь-ноябрь.
Участники мини-проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Цель мини-проекта : развитие интереса к изучению природы в осенний период времени .
Задачи мини-проекта :
Образовательные :
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности :
Познавательную;
Чтение художественной литературы;
Коммуникативную;
Исследовательскую;
Трудовую;
Игровую.
Воспитательные :
Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие :
Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Основные направления работы с детьми :
Совместная деятельность взрослых и детей;
Организованные формы обучения в процессе НОД;
Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;
Художественная деятельность.
Методический инструментарий :
Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;
Подборка детской литературы по познавательному направлению;
Методическая литература.
Этапы реализации мини – проекта .
Подготовительный этап
1 Накопление информационной базы по изучаемой проблеме : изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание» , «Ребенок в детском саду» . Сентябрь
2 Подготовка литературы для детей об осени .
Сентябрь
3 Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень » (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).
Сентябрь
Основной этап
1 Проведение занятий по теме :
НОД «Ранняя осень » , «Природа и человек» ;
НОД «Дары осени » (фрукты, овощи, «Листопад, листопад - листья желтые летят» ;
«Улетают журавли» , «Как звери готовятся к зиме» (см приложение №1) ;
Путешествие в осенний лес »
Сентябрь
2 Дидактические игры и упражнения с природными материалами : «Раз, два, три к кустику беги!» , «С какого дерева листок?» , «Детки на ветке» , «Найди такой же» ,
«Мы - осенние листочки » , «Летает – не летает» , «Найди, что опишу» Сентябрь - ноябрь
3 Наблюдение во время прогулки :
За живой и неживой природой осенью ;
За изменениями осенней погоды ;
Сентябрь - ноябрь
4 Организация выставки творческих работ детей :
«Золотая осень »
«Дары осени » (см приложение №2) Сентябрь - октябрь
5 Чтение художественной литературы по теме :
Пословицы, поговорки, загадки об осени .
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Ю. Тувим «Овощи» , А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » , А. К. Толстой «Осень , обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям : И. Соколов- Микитов «Листопадничек» Сентябрь - ноябрь
6 Экскурсия в осенний парк (см приложение №3) Октябрь
7 Сбор семян растений и их листков для поделок Октябрь
8 Слушание : П. И. Чайковский «Времена года» .
Разучивание песен об осени . Октябрь - ноябрь
Заключительный этап
1 Развлечение : праздник осени «Репка» (см приложение №4) Ноябрь
Предполагаемый результат :
Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Литература :
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград : Учитель, 2009. – 202 с.
Нищева Н. В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс» , 2013. – 304 с.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012
Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.
Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»
Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
Задачи урока:
- Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
- Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
- Воспитание любви к окружающей природе.
- Отработка навыков составления японского стиха синквейн.
Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.
ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.
Задачи урока:
- расширение знаний о листопаде;
- систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
- развитие коммуникативных умений;
- формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа
в период,многими любимый.
(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»
Кто скажет в какое время года сняли фильм?
А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе
Как описывают поэты это время года?
Учащиеся читают стихи:
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Славная осень
Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)
Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).
А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?
А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью
Демонстрация гербариев для показа
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.
К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)
II . Тма нашего урока: листопад.
1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)
Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.
Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:
2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы
Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Учитель: Почему листья падают?
Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:
-
- Лист меняет цвет.
- Лист падает.
-
- Лист отрывается.
- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист становится бурым.
III . Закрепление материала
1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.
- Лист меняет цвет.
- Лист накапливает ненужные вещества.
- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
- Лист становится бурым.
- Лист отрывается.
- Лист падает.
2. Работа с материалом.
Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа
Беседа по поставленным знакам.
Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?
Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.
Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.
IV . Защита проектов.
Творческое задание
Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Листопад
Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист
(
слайд)
Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)
Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»
Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение
Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)
Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)
V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.
Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.
Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.
Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:
- Презентация (PowerPoint), на флешке
- Документ Word, распечатанный на листах формата А4
- Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)
Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:
Загадки про осень
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
Пословицы и поговорки про осень
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенью и у кошки пирог.
Весна цветами красна, осень снопами.
Осенью и у воробья пир.
В ноябре снег надует - хлеба прибудет.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Весна дает цветы, а осень - плоды.
Осень пришла, урожай принесла.
Осень прикажет, весна свое скажет.
От осени к лету повороту нету.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень велика, зима долга.
Осень - собериха, зима - подбериха.
Осень - погод восемь.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Стихи про осень
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова
ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
Осень
В ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский
ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева
Краски осени
Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.
Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.
С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.
Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.
Олеся Лыкова
Приметы осени
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре - к теплой осени.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Сезонные изменения в жизни растений осенью.
Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.
Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.
Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.
Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.
Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.
Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.
Учебный проект
на тему:
«Жизнь растений осенью»
Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Жизнь растений осенью
Листопад – уникальное явление
Осень в литературе и живописи
Выставка творческих работ детей
Итоги проекта
Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей
Цели проекта:
-изучить признаки осени;
-дать понятие природному явлению «листопад»;
-познакомиться с художественными произведениями об осени;
-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;
- Провести конкурс загадок об осени.
Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.
Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?
Учебные вопросы:
-Чем интересна жизнь растений осенью?
- Почему листопад – уникальное явление природы?
- Почему осень любимая пора поэтов и художников?
- Какие чувства могут выражать детские рисунки?
- Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
- Какие цветы украшают осенние грядки?
- За что мы любим осень?
- Растения готовятся к зиме.
- Осенью окончательно формируются почки растений.
- Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
- Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
- Главная примета осени в наших краях – листопад.
- Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
- Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.
Жизнь растений осенью
У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.
Загадки об осени
Утром мы во двор идём-
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
Сам не утонул
И летят, летят, летят… (О …)
И воды не всколыхнул.
(О… лист)
Листья жёлтые летят,
Пришла без красок и без кисти
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
И перекрасила все листья.
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто… (Л…)
Угадай-ка!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(Иван Б…)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.
Стихи поэтов об осени
Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.
Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.
Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…
(Агния Б…)
Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)
Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»
Итоги проекта
Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.
Разделы: Начальная школа
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»
Китайская пословица
Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;
Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.
Задачи:
- способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
- способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
- способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
- способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.
Оборудование:
- Для учителя:
- магнитофон;
- аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
- репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
- И.С.Остроухов «Золотая осень»;
- И.Э.Грабарь «Рябинка»;
- аудиозапись «Лесная азбука».
- Для учеников:
- фотографии, иллюстрации об осени;
- разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
- карточки с народными приметами, загадками;
- акварель, альбомные листы чистой бумаги;
- книги об осени;
- дневник наблюдений.
Проблема урока: раскрыть тайны осени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы и задач урока
1 этап
Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.
Куда:
Урюпинская средняя
общеобразовательная школа.
Кому:
ученикам 2 класса
Обратный адрес:
Заячья поляна леса.
Здравствуйте, уважаемые второклассники!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание
зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам
менять серые шубки на белые? Получилось так, что
одна половина поляны считала, что пора, а другие
зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава
ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни
говорили, что осень уже наступила и скоро
начнётся зима, а другие думают, что осень ещё
только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам,
пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное,
сможете определить – наступила ли осень?
Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок.
Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в
лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит
представить убедительные доказательства! Ведь
менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание.
Лесная поляна.
– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?
Проблема: Раскрыть тайны осени.
III. Формирование знаний, умений, навыков
– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно
распределиться по командам.
Игра «Дружные ребята»
Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно
собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать
загадки, нарисовать отгадки, придумать название
команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).
Загадки на тему «Растения»
Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)
Загадки на тему «Животные»
По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Загадки на тему «Погода»
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)
Загадки на тему «Здоровье»
С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)
«Добро пожаловать, осень!»
Задание командам: написать письмо зайцам.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.
Работа с календарём погоды
2 этап
Остановка «Осенняя»
Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.
ПОГОДА
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
РАСТЕНИЯ
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
ЖИВОТНЫЕ
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
ЗДОРОВЬЕ
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.
Физпауза
«Рябинка»
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.
Остановка художников «Волшебное письмо»
В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!
Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.
Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.
ПОГОДА
Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
ЗДОРОВЬЕ
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
РАСТЕНИЯ
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
ЖИВОТНЫЕ
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.
«Осень»
Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
«Скворушка прощается»
Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)
Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?Припев :
Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.Припев.
«Зверобика» («Здоровье)
Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!
«Во поле берёза стояла»
Русская народная песня («Растения»)
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стоялаНекому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.
Остановка «В гостях у пернатых»
Остановка «Листопад»
Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге
нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют
газету с рисунками и рассказами об увиденном
на маршруте. Каждая команда готовит своё
сообщение.
IV. Итог урока
3 этап.
Подведение итогов
- Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
- Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
- Рефлексия «Волшебное дерево».
- Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
- Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из телефильма «Незнайка с нашего двора»)