Машиностроительный комплекс и отрасли машиностроения. Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии


Машиностроение - ведущая отрасль народного хозяйства; высокоразвитое машиностроение является основным звеном материально-технической базы современного народного хозяйства, условием его интенсивного развития. Машиностроение всегда считалось отраслью, определяющей научно-технический прогресс, а потому по уровню развития этой отрасли судят о степени развитости того или иного государства.

Машиностроение включает в свой состав:

Машиностроения - своеобразная отрасль. Она не зависит в своем размещении от природных условий и природных ресурсов, но зато зависит от социально-экономических факторов, т.е. от уровня развития социальной сферы, науки, уровня квалификации населения, условий транспорта и т.д.

К особенностям машиностроения относят:

1. Машиностроение – отрасль высочайшей специализации, т.к. любое, даже простое изделие состоит из множества деталей, которые невозможно произвести на одном предприятии. Поэтому ведущей формой организации производства является специализация производства, а, следовательно, кооперирование. Этой отрасли также свойственны концентрация и комбинирование.

2. Вся продукция машиностроения отличается высокой точностью изготовления и на производство какого-либо изделия требуется большое количество научных разработок, поэтому машиностроение является отраслью наукоемкой и трудоемкой.

3. Ряд отраслей машиностроения требует при размещении большого количества металла, а потому производства располагаются вблизи металлургических баз.

Обобщая вышесказанное, отраслям машиностроения для успешного своего развития необходимо выполнение следующих условий:

1. наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

2. наличие развитой научной базы и научного потенциала;

3. наличие развитой и надежной транспортной сети;

4. наличие крупных металлургических баз;

5. наличие потребителя.

Машиностроение является самой многочисленной отраслью народного хозяйства, а потому существует много вариантов размещения. Однако по степени потребления металла и уровню трудоемкости и энергоемкости все отрасли машиностроения условно можно разделить на три группы:

1. отрасли тяжелого машиностроения;

2. отрасли общего машиностроения;

3. отрасли среднего машиностроения.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей отличается большим потреблением металла, относительно невысокой трудоемкостью и энергоемкостью. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку, так и заводы, сочетающие эти отрасли с монтажом привозного оборудования в результате кооперирования. В отрасли имеются узкоспециализированные заводы (гидротурбинные, судостроительные), так и универсальные, выпускающие различные виды продукции («Уралмашзавод» в Екатеринбурге).

К отраслям тяжелого машиностроения относят следующие:

Производство металлургического оборудования;

Производство энергетического оборудования;

Производство горношахтного оборудования;

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования;

Морское и речное судостроение;

Железнодорожное машиностроение.

Производство металлургического оборудования включает в себя производство оборудования для добычи руды, доменного, сталеплавильного, прокатного производств. Отрасль является крупным потребителем металла, а потому развивается вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции. Центры: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре; Краматорск, Мариуполь; Алма-Ата.

Производство энергетического оборудования . Эта отрасль занята производством паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов для отраслей топливно-энергетического комплекса. Исторически эта отрасль возникла и развивалась в крупных центрах машиностроительных баз при наличии высококвалифицированных кадров. Центры:

1. Санкт-Петербург (производство гидротурбин для ГЭС, газовых турбин, атомных реакторов для АЭС – «Ижорские заводы»);

2. Екатеринбург (производство газовых турбин);

3. Сызрань (производство гидротурбин);

4. Таганрог, Подольск, Белгород, Бийск, Барнаул (производство паровых котлов);

5. Хабаровск (производство паровых турбин);

6. Волгодонск (завод атомного энергетического машиностроения).

Крупной подотраслью является дизелестроение , представляющее собой производство дизелей и дизель-генераторов для автомобилей, тракторов, локомотивов, морских и речных судов. Центры: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пенза, Саратов, Балаково, Троицк, Екатеринбург, Барнаул, Хабаровск, Харьков, Рига.

Производство горношахтного оборудования (производство машин для разведки, открытого и подземного способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых для предприятий черной и цветной металлургии, химической, угольной промышленностей, а также промышленности строительных материалов). Предприятия данной отрасли размещаются в крупнейших угольных базах страны:

1. производство экскаваторов: Екатеринбург, Красноярск, Краматорск

2. производство угольных комбайнов: Шахты, Горловка, Караганда

3. производство подъемных машин и лебедок для работы в шахтах: Екатеринбург, Донецк, Краматорск

4. производство шахтных электровозов: Кыштым, Ясногорск (Тульская область)

5. производство шахтных вагонеток: Пермь

Тяжелое станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования. Продукция данной отрасли выпускается небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий. Центры: Коломна, Воронеж, Новосибирск.

Судостроение. Современное судостроение России представлено выпуском судов определенного назначения – танкеров, сухогрузов, пассажирских, рыболовных, лесовозных судов, контейнеровозов, паромов и т.д. - с разными типами судовых двигателей (теплоходы, паротурбоходы, атомоходы и т.д.). Сложность современных судов предполагает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно велика роль кооперированных связей между предприятиями-смежниками, которые поставляют не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Продукция данной отрасли нетранспортабельна, ее невозможно перевозить, а потому главными условиями для размещения судостроительных предприятий являются:

1. наличие потребителя (т.е. близость речных, морских и океанических побережий)

2. наличие высококвалифицированных кадров

3. наличие крупных машиностроительных баз

Морское судостроение

Самый крупный центр морского судостроения в России сложился на Балтийском море в Санкт-Петербурге (заводы «Северная верфь», Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Здесь выпускаются первоклассные пассажирские лайнеры, грузопассажирские, наливные суда, ледоколы-атомоходы, научные суда. Другим крупным центром балтийского судостроения выступает Калининград, судоремонт основан в Выборге. В странах Балтии судостроение и судоремонт находятся в Таллинне и Клайпеде.

Вторым важным районом судостроения является Черноморский. Ведущие здесь центры – Николаев, Керчь, Херсон – которые полностью отошли к территории Украины, производят сухогрузные и наливные суда, рыболовные суда, контейнеровозы. Судоремонтные заводы расположены в Поти, Новороссийске, Батуми, Одессе, Севастополе.

Крупными центрами судостроения в России также являются Архангельск на Белом море, Мурманск – на Баренцевом море. В этих центрах производят лесовозы. Морские суда для Каспийского моря сооружаются в Астрахани. На Дальнем Востоке центрами судостроения и судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение

Представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Городец, Бор), Двине (Великий Устюг), Печоре (Щельяюр), Оби (Тюмень), Енисее, Лене (Киренск, Усть-Кут, Качуг), Амуре (Благовещенск).

Железнодорожное машиностроение . Эта отрасль отличается высокой металлоемкостью, а потому размещается вблизи крупных металлургических баз.

Ведущим центром железнодорожного машиностроения является Центральный экономический район: Коломна, Муром, Людиново (тепловозостроение), Брянск (производство изотермических вагонов), Тверь (пассажирское вагоностроение), Мытищи (электропоезда для метро). На размещение предприятий в этом районе оказали влияние исторические факторы. Именно с этого района начала складываться железнодорожная сеть страны и вследствие этого в районе появились первые локомотивостроительные заводы.

Другие центры:

Санкт-Петербург, Тбилиси (электропоезда для метро)

Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Абакан, Луганск (производство грузовых вагонов)

Усть-Катав (производство трамваев)

Новочеркасск (производство электровозов)

Рига (производство электропоездов)

Общее машиностроение

Включает в свой состав отрасли, отличающиеся средними нормами потребления металла и энергии. Общее машиностроение объединяет отрасли, специализирующиеся на производстве технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, целлюлозно-бумажной, легкой, пищевой, строительной отраслей хозяйства, сельскохозяйственных машин. Предприятия общего машиностроения размещены на территории России практически повсеместно, но в зависимости от народнохозяйственной специализации данного экономического района.

Сельскохозяйственное машиностроение

Размещение предприятий сельскохозяйственного и тракторного машиностроения в целом соответствует размещению и специализации сельского хозяйства, региональным условиям возделывания культур. Поэтому предприятия размещены практически во всех экономических районах страны, но основные мощности располагаются в Северо-Кавказском, Поволжье, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском.

Центры: Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск (производство зерноуборочных комбайнов), Днепропетровск, Тернополь (производство свеклоуборочных комбайнов), Рязань (картофелеуборочные комбайны), Бежецк (льноуборочные комбайны), Ташкент (хлопкоуборочные комбайны), Воронеж, Сызрань, Новосибирск, Омск, Курган (разные отрасли сельскохозяйственного машиностроения).

Тракторостроение: Владимир, Липецк, С.-Петербург, Волгоград, Рубцовск, Барнаул, Челябинск, Брянск, Чебоксары; Харьков, Днепропетровск, Ташкент, Павлодар.

Среднее машиностроение

Эта отрасль объединяет предприятия малой металлоемкости, повышенной энергоемкости и трудоемкости. В состав этой группы включают следующие отрасли:

Автомобилестроение

Авиационную и ракетно-космическую промышленность

Электротехническую промышленность

Приборостроение и радиотехническую промышленность

Станкоинструментальную промышленность

Производство ЭВМ, робототехники, электроники и т.д.

Предприятия этой группы отраслей узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи с другими машиностроительными предприятиями. Отрасли потребляют большое количество цветных металлов, резины, стекла. В своем размещении эта группа отраслей требует наличия высокоразвитой транспортной сети, научных кадров и разработок.

Автомобилестроение .

По объему производства, а также по стоимости основных фондов автомобилестроение является крупнейшей отраслью машиностроения, представленной 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов. Именно в этой отрасли наиболее ярко выражена специализация заводов и прослеживаются обширные связи по кооперации.

Отрасли отличается высокой наукоемкостью и трудоемкостью. Учитывая эти особенности, современные предприятия отрасли сосредоточены в старопромышленных районах европейской части, которые отличаются высококвалифицированными кадрами, сетью научно-исследовательских институтов, высоким уровнем автоперевозок (потребительский фактор), а также крупными транспортными узлами, на путях массовых потоков сырья, материалов, комплектующих изделий. К таким районам относятся Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы.

Центры автомобилестроения:

Центральный район:

Москва (производство грузовых (ЗИЛ) и легковых «Москвич», автомобилей)

Ликино (производство автобусов)

Серпухов (производство микролитражных автомобилей)

Волго-Вятский район:

Нижний Новгород (производство грузовых и легковых автомобилей)

Павлово (производство автобусов)

Саранск (производство автосамосвалов)

Поволжье:

Набережные Челны (производство грузовых «КамАЗ», микролитражных автомобилей)

Тольятти (производство легковых автомобилей «ЛАДА»)

Ульяновск (производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности)

Энгельс (производство троллейбусов)

Миасс (производство грузовых автомобилей)

Ижевск (производство легковых автомобилей)

Курган (производство автобусов)

Украина: Кременчуг (грузовые автомобили), Запорожье (микролитражные автомобили), Львов (производство автобусов), Беларусь: Минск, Жодино (грузовые автомобили), Балтия: Рига (производство микроавтобусов), Армения: Ереван (производство автобусов, грузовых автомобилей), Грузия: Кутаиси.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность

В этой отрасли кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, поставляющие разные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование.

Предприятия отличаются исключительно высоким уровнем квалификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где есть опытные кадры, специализированные НИИ и КБ, а также предприятия-смежники. Центры:

Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М)

Смоленск (Як-42)

Воронеж (Ил-86, Ил-96-300)

Таганрог (Ту-334)

Казань (Ил-62)

Ульяновск (Ту-204, Ан-124)

Самара (Ту-154, Ан-70)

Саратов (Як-42)

Омск (Ан-74)

Новосибирск (Ан-38)

Киев, Харьков, Ташкент.

Вертолеты производят в Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ.

Ракетно-космическая промышленность выпускает различного типа орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников, космические корабли многоразового использования. Центры: Москва, Омск, Красноярск, Калининград. На долю России приходится 85% мощностей авиакосмического комплекса бывшего СССР.

Электротехническая промышленность

Эта отрасль машиностроения производит генераторы к паровым, газовым, гидравлическим турбинам, электродвигатели различной мощности переменного и постоянного тока, силовые трансформаторы и преобразователи, светотехническое и электротермическое оборудование. Производство отличается высокой науко- и трудоемкостью, а потому требует при размещении квалифицированных кадров, специализированных НИИ и проектных организаций. Центры: Москва, С.-Петербург, Чебоксары, Саранск, Екатеринбург, Новосибирск, Минусинск, Харьков.

Станко-инструментальная промышленность

Включает производство металлорежущих станков, металлообрабатывающего инструмента, производство станков с программным управлением. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных центрах страны: Москва, С.-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.



Введение……………………………………………………………………2 стр.

1. Структура машиностроительного комплекса…………………..3 стр.

2. Проблемы машиностроительного комплекса…………………...6 стр.

3. Перспективы машиностроительного комплекса………………..7 стр.

4. Машиностроительный комплекс…………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………….12 стр.

Список литературы…………………………………………………………14 стр.

Введение

Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции промышленности РФ.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика состояния комплекса и перспектив.

Структура машиностроительного комплекса

Условно машиностроение делится на три группы:

- тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов

- общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

- среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

- отрасли по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции) группа наукоемких отраслей электроника, приборостроение, вычислительная техника.

В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 25%, хотя в последние годы она практически перестала расти. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Необходимо заняться оздоровлением экономики с упором на важнейшие и наукоемкие отрасли машиностроения, при одновременном постепенном отказе от преимущественного развития отраслей добывающей промышленности. Для этого необходимы новые концептуальные подходы к формированию и управлению крупными научно-техническими проектами и целевыми комплексными программами, обеспечивающими максимальную гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям на мировом рынке и перспективам развития техники. Разработка программно-ориентированных комплексов с учетом конструктивно-технологических особенностей проектов, их экономической обоснованности и эффективности, особенно актуальна для таких наукоемких отраслей, как атомная, авиационно-космическая, радиоэлектронная, энергетическая и судостроительная промышленность.

Следует обеспечить развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов, чтобы проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств. Эта стратегия должна непременно сочетаться с развитием фундаментальных научных исследований, как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

Необходимо создание современной инфраструктуры машиностроительного производства, с целью существенного повышения его технологического уровня на всех этапах, включая высокий уровень специализации групп предприятий, их обеспечение широкой номенклатурой высококачественных комплектующих и полуфабрикатов и комплексную автоматизацию с использованием интеллектуальных производственных систем нового поколения, с соответствующим программно-методическим обеспечением и рынком информационных услуг. Осуществление такой структурной перестройки возможно, в частности, за счет экономии средств при внедрении ресурсосберегающей политики во всех отраслях экономики.

Следует стимулировать перераспределение ресурсов из слабых отраслей в сильные, а не наоборот, поддерживая неконкурентоспособные отрасли за счет конкурентоспособных, в связи, с чем наша промышленная политика по существу носила ярко выраженный импортозаменяющий характер. Для конкурентоспособности необходимо обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат.

В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,5 трлн. долларов, а доля России в нем 1,8%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 107-110 млрд. долларов.

Ведь роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

Проблемы машиностроительного комплекса

На уровне машиностроительных предприятий к числу основных проблем следует отнести:

Критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

Острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем

Дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг

Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодностъ и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание

Морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логисгика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

Морально устаревшую систему управления предприятаем;

Слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

Недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

Реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п. (в настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники - дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечесгвенного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях);

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная промышленность - самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США, Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры.

Вторая по значению отрасль современного машиностроения - производство наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония.

Авиаракетно-космическая промышленность - очень наукоемкая и включает в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали США, Россия, Франция, Великобритания, Германия.

По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.

1. Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс включает машиностроение и металлообработку. В этом комплексе создаются различные машины и оборудование. Машиностроение и металлообработка играют исключительно важную роль в экономике страны. В машиностроительном комплексе действует треть всех предприятий промышленности, в нем сосредоточены десятая часть основных промышленно-производственных фондов, более трети численности промышленно-производственного персонала, создается почти пятая часть стоимости произведенной промышленной продукции в стране. В то же время этот комплекс испытал значительный спад производства в начале 1990-х гг. согласно имеющимся оценкам, объем выпуска продукции машиностроения к середине 2000-х гг. сократился по сравнению с 1990 г. на 40%. Положение в нем начало улучшаться только с 1999 г., когда впервые после снижения выпуск продукции машиностроения превысил уровень предшествующего года и составил 111%.

В машиностроительном комплексе до 80% выпускаемой продукции приходится на машиностроение.

Машиностроение имеет сложную структуру. Оно включает свыше 130 отраслей и подотраслей. В отечественной экономической статистике в машиностроении выделяют 18 основных производств. Это машиностроение: 1) энергетическое; 2) металлургическое; 3) горно-шахтное и горнорудное; 4) подъемно-транспортное; 5) электротехническое; 6) химическое; 7) производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования; 8) производство нефтегазоперерабатывающего оборудования; 9) станкостроительная и инструментальная промышленность; 10) радиоэлектронная и приборостроительная промышленность; 11) транспортное машиностроение (авиа-, судо-, автомобилестроение и железнодорожное машиностроение); 12) тракторостроение; 13)сельскохозяйственное машиностроение; 14) машиностроение для животноводства и кормопроизводства; 15) строительно-дорожное машиностроение; 16) производство оборудования для легкой и пищевой промышленности; 17) производство сантехнического и газового оборудования; 18) промышленность межотраслевых производств.

Характерные черты современного состояния машиностроительного комплекса в России таковы:

  • 1. После стабильного увеличения объемов выпуска машиностроительной продукции в советский период, в 1990-е гг. ее производство резко сократилось, сократилась и число занятых в отрасли. Не вполне корректно проводимые реформы и огрехи в конверсии военно-промышленного комплекса (ВПК) способствовали созданию кризисного положения в отрасли. В 1990-е гг. возник, и год от года увеличивался дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим выпуском продукции в этом комплексе. Недостаточно высокое качество многих видов производимой продукции (по сравнению с зарубежными аналогами) сочетались с высокими ценами на нее, ограниченными материальными возможностями или даже неплатежеспособностью потребителей.
  • 2. Современный машиностроительный комплекс России является наследником машиностроения и металлообработки распавшегося СССР, со всеми их немногочисленными плюсами и большим числом недостатков.

В России сосредоточены наиболее многочисленные и квалифицированные кадры машиностроительного профиля. Однако износ основных производственных фондов достигает 50%. В отрасли только около четверти новых технологий соответствовали мировому уровню. Продукция выделялась громоздкостью, эстетическим несовершенством, чрезмерным весом. В СССР высокая степень милитаризации машиностроительного комплекса неизбежно урезала его возможности в удовлетворение потребностей гражданского населения в продукции.

  • 3. Сохраняется отсталость отечественного машиностроения в наиболее передовых производствах, определяющих уровень НТП. Россия существенно отстает в производстве промышленных роботов, в выпуске электронно-вычислительного оборудования, бытовой электроники (в середине 1990-х гг. 90% телевизоров и практически вся видео- и аудиотехника, купленные на российском рынке, были импортными).
  • 4. Неконкурентоспособность многих видов российской машиностроительной продукции на внутреннем и мировом рынках способствует снижению экономического престижа страны, определяет ограниченные размеры машиностроительной продукции в структуре экспорта (менее 10%, тогда как в большинстве развитых стран - более 50%)

Таблица 1 Производство отдельных видов продукции машиностроения

Вид продукции

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение

Турбины, млн. кВт

Дизели и дизель-генераторы, тыс. шт.

Комбайны проходческие, шт.

Тепловозы магистральные, секций

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Линии автоматические и полуавтоматические для машиностроения и металлообработки, комплектов

Приборостроение

Персональные ЭВМ, тыс. шт.

Фотоаппараты, млн. шт.

Часы бытовые, млн. шт.

Автомобильная промышленность

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Легковые автомобили, млн. шт.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Тракторы, тыс. шт.

Минитракторы, тыс. шт.

Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.

Итог -- в развитии машиностроения имеются существенные недостатки: 1) отечественное машиностроение до сих пор не обеспечивает хозяйства и индивидуальных потребителей необходимым количеством машин и запасных частей к ним; 2) не удовлетворяют требованиям потребителей качественные показатели машиностроения: надежность, ремонтопригодность, экологическая чистота, комфортность обслуживания, эстетичность; 3) относительно высокая себестоимость производства и цена продукции машиностроения (что влияет на снижение ее конкурентоспособности на мировом рынке); 4) еще сильна традиция выпуска отдельных машин, а не комплектов (систем) взаимосвязанных машин, силовых устройств и средств автоматизированного управления; 5) допущены просчеты в территориальной организации производства: 9/10 продукции машиностроения выпускалось в европейской части страны, причем неоправданно повышалась ее доля в производстве металло- и энергоемких машин и оборудования, а в восточных районах -- сложных и трудоемких производств, тогда как в них целесообразно размещать, прежде всего, материале- и энергоемкие, а также малотрудоемкие подотрасли машиностроения; 6) монополизм и глубокая специализация предприятий в машиностроении обусловили нередко чрезмерно большую длину перевозок заготовок, полуфабрикатов, необходимых для производства конечной (готовой) продукции.

На территориальную организацию машиностроительного комплекса оказывает влияние ряд факторов:

  • 1. Историко-географический фактор: основная часть крупных и средних предприятий машиностроения и металлообработки размещается в европейской части России, в процессе кризиса отрасли они особенно остро ощутили его результаты и негативные последствия. В наибольшей степени это коснулось многочисленных предприятий, связанных с производством вооружений и военной техники.
  • 2. Высокий уровень специализации производства (предметной, технологической, подетальной), что ведет к обособлению как отдельных отраслей, так и к четкому разделению труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли.
  • 3. Широкое развитие производственного кооперирования. Так, Волжский автозавод (г. Тольятти) имеет кооперационные поставки от более чем 300 смежников, поставляющих ему свыше 100 комплектующих изделий; на их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
  • 4. Высокая степень концентрации и монополизации производства. В машиностроении и металлообработке на долю 113 предприятий - монополистов, составляющих менее 1% от общего числа предприятий этой отрасли приходится почти четвертая часть общего объема производимой в ней продукции. Из почти 500 предприятий-монополистов в промышленности России около 3/5 относится к машиностроению и металлообработке.
  • 5. Размещение предприятий машиностроительного комплекса практически не зависит от природных факторов (наличия ресурсов полезных ископаемых, воды, климатических условий и др.), и фактически определяется исключительно экономическими факторами, текущими как трудоемкость, материалоемкость, наукоемкость и потребительский фактор.

Тяжелое и энергетическое машиностроение производит оборудование для добывающей промышленности, электроэнергетики, подъемно-транспортное оборудование. Продукция отличается большой металлоемкостью, выпускается, как правило, в единичных экземплярах. Поэтому предприятия этой подотрасли тяготеют к местонахождению сырья, т. е. к районам черной металлургии. На территории России это, прежде всего, Урал (Екатеринбург, Челябинск и другие центры), район Кузбасса (Новокузнецк, Новосибирск, Красноярск, Барнаул и др.). Кроме того, возникновение некоторых центров тяжелого и энергетического машиностроения имеет исторические причины (близость к центрам инноваций в тот период, когда это была новейшая подотрасль машиностроения): Санкт-Петербург, Электросталь и Подольск под Москвой. Крупнейшее предприятие подотрасли -- завод «Уралмаш» в Екатеринбурге.

Общее машиностроение производит технологическое оборудование для различных отраслей промышленности (химической, машиностроения, легкой, пищевой), для строительства, сельского хозяйства (кроме тракторов), транспорта (кроме авиастроения и автомобильной промышленности). Продукция этой подотрасли отличается сравнительно небольшой металлоемкостью, значительной массовостью, относительно малой транспортабельностью. Поэтому предприятия тяготеют к районам потребления продукции. Так, в сельскохозяйственном машиностроении производство зерноуборочной техники приурочено к основным зерновым районам (Ростов-на-Дону, Таганрог, Тула, Омск, Красноярск), картофелеуборочная техника производится в Рязани, льноуборочная -- в Бежецке, силосоуборочная -- в Люберцах. Производство оборудования для химической промышленности приурочено к районам химической промышленности (Центр, Поволжье, Урал), оборудования для пищевой промышленности -- к районам пищевой промышленности (Северный Кавказ, Поволжье) и т.д.

Несколько отличается принципами размещения транспортное машиностроение -- продукция его транспортабельна, поэтому предприятия находятся или в исторически возникших центрах, или тяготеют к сырьевым районам (т. е. к районам металлургии). В соответствии с первым принципом размещены локомотивостроительные предприятия в Калуге, Мытищах, Брянске, Муроме, вагоностроительные -- в Твери, Мытищах, Брянске, Калининграде, Санкт-Петербурге, в соответствии со вторым -- крупнейшее производство электровозов в Новочеркасске, вагоностроительные -- в Нижнем Тагиле, Новоалтайске, Абакане и др.

Предприятия судостроения размещаются, естественно, в районах судоходства. Морское судостроение развито в Санкт-Петербурге (здесь производятся практически все типы надводных судов), Мурманске, Астрахани, Владивостоке, Северодвинске, Комсомольске-на-Амуре, Калининграде. Предприятия речного судостроения приурочены к тем или иным речным бассейнам, при этом в каждом бассейне имеется свой центр судостроения, обслуживающий данный бассейн. Крупнейшим центром является Нижний Новгород на Волге. Также крупным центрами являются на Волге -- Казань, Самара, Волгоград, в Обском бассейне -- Тюмень, Тобольск, на Амуре -- Благовещенск.

Среднее машиностроение производит автомобили, авиационную технику, тракторы, станки. Продукция отличается небольшой металлоемкостью, в то же время значительной сложностью, состоит из очень большого количества разнообразных деталей и узлов, что вызывает необходимость кооперации с большим числом смежников, является массовой и необходимой повсеместно. Поэтому главными факторами при размещении предприятий этой отрасли являются транспортный (должна быть хорошая транспортная связь с различными предприятиями в разных районах страны), потребительский, а также необходимо наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

Автомобилестроение выделяется среди других отраслей машиностроения особенно интенсивными связями по линии кооперации. Главный автомобильный цех России -- Поволжский район. Особую притягательность именно этого района для размещения предприятий автомобилестроения определили следующие факторы: 1) плотная транспортная сеть (водный, железнодорожный, автомобильный транспорт); 2) значительная плотность населения и наличие большого числа квалифицированных кадров; 3) соседство с крупными научными центрами -- флагманами научно-технического прогресса в автомобилестроении (Москва, Нижний Новгород и другие); 4) развитая химическая промышленность (все большее число узлов и деталей машин изготовляют из искусственных материалов).

Здесь были созданы крупнейшие в стране центры производства легковых (г. Тольятти в Самарской области) и грузовых (г. Набережные Челны в Республике Татарстан) автомобилей. Сегодня на долю расположенных здесь предприятий -- ОАО «АвтоВАЗ» мощностью 800 тыс. легковых автомобилей в год и ОАО «КамАЗ» с газовой мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей приходится соответственно 2/3 выпуска легковых и 1/5 -- грузовых автомобилей в России.

Производство грузовых автомобилей расположено также в Брянске, Нижнем Новгороде, Москве, Мытищах, Ульяновске, Миассе, Новоуральске. Выпуск легковых автомобилей находится в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ижевске, Москве, Серпухове. Производство автобусов размещается в Ликино-Дулево, Голицыне, Павлово, Кургане. Основные моторные заводы расположены в Ярославле, Заволжье.

В последние годы в России появляется все больше автосборочных заводов (Москва, Всеволожск, Калининград, Таганрог, Елабуга и др.) -- филиалов зарубежных фирм («Форд», «Дженерал моторе», «Рено» и др.), которые быстро наращивают объемы производства, составляя все больше острую конкуренцию «старым» отечественным заводам.

Отечественная тракторная промышленность возникла в первые советские пятилетки в основных сельскохозяйственных районах страны и вблизи металлургических баз. Основные тракторостроительные предприятия расположены в Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске, Петрозаводске, Чебоксарах (самый новый тракторостроительный завод по производству промышленных тракторов).

Авиа- и ракетостроение являлось в советский период ведущим машиностроительным производством (тогда как в других развитых странах таковым является автомобилестроение), составляя ядро ВПК страны. Первоначально авиационные предприятия размещались вблизи конструкторских бюро в ведущих научных центрах (в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге), но в годы Великой Отечественной войны эти предприятия были эвакуированы в восточный районы страны, где остались и в послевоенные годы (хотя производства в старых центрах также были восстановлены), там же были построены и новые заводы. В итоге предприятия авиаракетного машиностроения имеются практически во всех крупных городах России. Это Казань, Ульяновск, Самара и Саратов в Поволжье, Нижний Новгород и Киров в Волго-Вятском районе, Воронеж в Центральном Черноземье, Таганрог и Ростов-на-Дону на Северном Кавказе, Уфа, Пермь, Воткинск, Иркутск, Улан Удэ -- в Восточной Сибири, Комсомольск-на-Амуре и Арсеньев -- на Дальнем Востоке.

В большой мере фактор наличия высококвалифицированных кадров определяет размещение предприятий станкостроения. Производство станков приурочено к районам развитого машиностроения. Это Москва и Подмосковье (Егорьевск, Дмитров), Санкт-Петербург, Нижний Новгород, промышленные центры Урала. В последние десятилетия появились станкостроительные предприятия и в других районах с хорошей транспортной обеспеченностью и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.

Точное машиностроение является самой новой подотраслью машиностроения. Оно производит различные приборы, электротехнику и электронное оборудование. Продукция отличается наименьшей металлоемкостью, большой транспортабельностью, но высокой трудоемкостью. Поэтому размещение предприятий точного машиностроения ориентируется на наличие высококвалифицированных кадров и близость научных центров. Характерным является размещение предприятий, производящих телевизоры: Москва, Александров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Новгород. Предприятия точного машиностроения имеются также в Поволжье, на Северном Кавказе. Крупнейшим центром электронной промышленности является подмосковный Зеленоград.

Металлообработка и металлоремонт размещены повсеместно, ориентируясь на потребителя. В основном это средние и мелкие предприятия, обслуживающие потребности различных отраслей хозяйства (ремонт сельскохозяйственных машин в аграрных районах, ремонт горной техники в районах добывающей промышленности и т.д.).

В конечном итоге для каждого экономического района можно выделить группы характерных машиностроительных производств, отражающие сложившуюся рыночную специализацию региональных машиностроительных комплексов.

При этом наиболее развито и разнообразно машиностроение в Центральных районах, в Поволжье, на Урале, на Северо-Западе, т. е. в старопромышленных районах страны. Сравнительно слабо развито машиностроение на Северном Кавказе, в Северном экономическом района и в азиатской части России.

машиностроительный производственный неконкурентоспособность

Таблица 2 Специализация машиностроительных комплексов по экономическим районам Российской Федерации

Экономические районы

Специализация машиностроительных комплексов

Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский

Автостроение с многочисленными «смежниками»; локомотиво- и вагоностроение; речное судостроение; производство станков, подшипников, инструмента; производство точных машин и приборов; энергетическое машиностроение (моторы, трансформаторы) и электротехника; сельскохозяйственное машиностроение (тракторы и комбайны); выпуск машин и оборудования средних габаритов для промышленности и других отраслей хозяйства

Северо-Западный и Северный

Энергетическое машиностроение (турбины и генераторы); электротехника; морское судостроение и судоремонт; вагоностроение; автостроение; станкостроение; производство промышленного оборудования (в том числе для добычи топлива, металлургии и химии)

Уральский

Тяжелое машиностроение (горное, металлургическое и химическое оборудование); вагоностроение; производство тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования; производство строительно-дорожных машин; тракторостроение; энергетическое машиностроение (турбины, моторы); электротехника; автостроение; станко-инструментальная промышленность

Поволжский

Автостроение; станкостроение и приборостроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение

Северо-Кавказский

Сельскохозяйственное машиностроение (комбайны); локомотивостроение (электровозы); производство энергетического оборудования (котлы)

Западно-Сибирский и

Восточно-Сибирский

Тяжелое машиностроение (горное и металлургическое оборудование); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы и комбайны); производство энергетического оборудования (котлов, турбин); станкостроение (в том числе изготовление тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин); электротехника и приборостроение; вагоностроение; речное судостроение

Дальневосточный

Морское и речное судостроение и судоремонт; производство станков и промышленного оборудования

Литература

  • 1. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Уч. пособие в 2-х частях (томах). СГЭА. Самара, 2011, 352 + 280с.
  • 2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2010 - 752с.: ил.
  • 3. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебник для вузов 3 -е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.
  • 4. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов 3 -е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 526 с.
  • 5. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. -- М.: ИНФРА-М, 2012. Российская экономическая академия.

Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.