Космическая пилотируемая программа "союз-аполлон". Космический полет по программе "Союз" — "Аполлон"

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Инициатором проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, NASA). Эту идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук (АН) СССР Мстиславом Келдышем. В октябре того же года в Москве состоялась первая встреча специалистов СССР и США. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советских и американских кораблей - "Союз" и Apollo ("Аполлон").

Реализация проекта стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Статьей номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

Программа получила название ЭПАС ("Экспериментальный полет "Аполлон" - "Союз"; другое название - "Союз" - "Аполлон"). Техническим директором с советской стороны был назначен член-корреспондент АН СССР Константин Бушуев, с американской - доктор Глен Ланни. Руководители полета - Алексей Елисеев (от СССР) и Питер Франк (от США).

Странами были созданы специальные модификации кораблей. "Союз" из трехместного корабля был переоборудован в двухместный и оснащен стыковочным узлом АПАС, разработанным конструктором Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ныне - Ракетно- космическая корпорация "Энергия" им С.П. Королева) Владимиром Сыромятниковым. Новая модификация корабля (7К-ТМ или "Союз-М") прошла летно-конструкторские испытания в двух беспилотных полетах в апреле и августе 1974 года и одном пилотируемом в декабре 1974 года (корабль получил название "Союз-16"; экипаж - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников). Apollo был дополнен стыковочно-шлюзовым переходным отсеком со стыковочным узлом советского производства. Стыковочный модуль (длина - более 3 метров, максимальный диаметр - 1,4 метра, масса - 2 тонны) был необходим для совмещения систем жизнеобеспечения кораблей, имеющих разные атмосферы. В Apollo астронавты дышали чистым кислородом под пониженным давлением (примерно 0,35 атмосферного), на "Союзе" поддерживалась атмосфера, по составу и давлению схожая с земной. Кроме того, пришлось заменить костюмы советских космонавтов, которые в атмосфере американского корабля становились пожароопасными. Их пошили из специальной ткани "Лола", для которой в СССР кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер.

Составы экипажей были объявлены в 1973 году. В основной экипаж Apollo 18 вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля); также были два запасных экипажа. Основной экипаж "Союза-19" - Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер). Кроме того, было предусмотрено три дублирующих экипажа, готовился и запасной корабль ("Союз-22").

Совместный полет по программе ЭПАС начался 15 июля 1975 года. Первым стартовал с Байконура "Союз-19", спустя 7,5 часа - с космодрома на мысе Канаверал Apollo 18.

Стыковка кораблей состоялась спустя двое суток - 17 июля. Активное маневрирование осуществлял Apollo, скорость сближения корабля при контакте с "Союзом" была приблизительно 0,25 м/с. Через три часа, после открытия люков "Союза" и Apollo, состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль, где был проведен обмен флагами СССР и США и передача американцам флага ООН, состоялось подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ; FAI) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите.

Корабли находились в состыкованном состоянии до 19 июля - 43 часа 54 минуты 11 секунд. После расстыковки Apollo удалился от "Союза" на расстояние 220 метров для проведения эксперимента "Искусственное солнечное затмение": американский корабль закрывал собой Солнце, а экипаж советского корабля вел фотосъемку. В тот же день была проведена вторая (тестовая) стыковка, при которой активным кораблем был "Союз" - в связке корабли находились 2 часа 52 минуты 33 секунды. Эта операция завершила совместный полет двух кораблей.

Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля: спускаемый аппарат "Союза-19" совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета - 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль Apollo с астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля, после проведения экспериментов по американской программе в самостоятельном полете (9 суток 1 час 28 минут).

Во время экспериментального полета "Союза" и Apollo были отработаны сближение и стыковка кораблей, выполнены взаимные переходы членов экипажей из корабля в корабль (всего четыре перехода), проведены совместные научные эксперименты, осуществлено взаимодействие экипажей и Центров управления полетами СССР и США. Это был первый опыт проведения совместной космической деятельности представителей разных стран, которая положила начало международному сотрудничеству в космосе - таким проектам, как "Интеркосмос", "Мир - НАСА", "Мир" - "Шаттл", Международная космическая станция.

В настоящее время из пяти участников советско-американского полета в живых остались трое - Алексей Леонов, Томас Стаффорд и Вэнс Бранд. Дональд Слейтон скончался в 1993 году, Валерий Кубасов - в 2014 году.


15 июля исполнилось 40 лет миссии "Союз-Аполлон", историческому полету, который часто считают окончанием космической гонки. Впервые два корабля, построенные на противоположных полушариях, встретились и состыковались в космосе. "Союз" и "Аполлон" были уже третьим поколением космических аппаратов. К этому моменту конструкторские коллективы уже "набили шишки" на первых экспериментах, и новые корабли должны были находиться в космосе долго и выполнять новые сложные задачи. Думаю, будет интересно посмотреть, к каким техническим решениям пришли коллективы конструкторов.

Введение

Любопытно, но в изначальных планах и "Союзы" и "Аполлоны" должны были стать аппаратами второго поколения. Но в США достаточно быстро осознали, что между последним полетом "Меркурия" и первым полетом "Аполлона" пройдет несколько лет, и для того, чтобы это время не пропало зря, была запущена программа "Джемини". А СССР ответил на "Джемини" своими "Восходами" .

Также, для обоих аппаратов главной целью была Луна. США не жалели денег на лунную гонку, потому что до 1966 года СССР имел приоритет во всех значимых космических достижениях. Первый спутник, первые лунные станции, первый человек на орбите и первый человек в открытом космосе - все эти достижения были советскими. Американцы изо всех сил стремились "догнать и перегнать" Советский Союз. А в СССР задача пилотируемой лунной программы на фоне космических побед затмевалась другими насущными задачами, например, надо было догонять США по количеству баллистических ракет. Пилотируемые лунные программы - это отдельный большой разговор, а здесь мы поговорим про аппараты в орбитальной конфигурации, такой, в какой они встретились на орбите 17 июля 1975 года. Также, поскольку корабль "Союз" летает много лет и претерпел множество модификаций, говоря о "Союзе", мы будем иметь в виду версии близкие по времени к полету "Союз-Аполлона".

Средства выведения

Ракета-носитель, про которую обычно редко вспоминают, выводит космический корабль на орбиту и определяет многие его параметры, главными из которых будут максимальный вес и максимальный возможный диаметр.

В СССР для вывода нового корабля на околоземную орбиту решили использовать новую модификацию ракеты семейства "Р-7". На РН "Восход" заменили двигатель третьей ступени на более мощный, что увеличило грузоподъемность с 6 до 7 тонн. Корабль не мог иметь диаметр больше 3 метров, потому что в 60-х годах аналоговые системы управления не могли стабилизировать надкалиберные обтекатели.


Слева схема РН "Союз", справа - старт корабля "Союз-19" миссии "Союз-Аполлон"

В США для орбитальных полетов использовалась специально разработанная для "Аполлонов" РН "Saturn-I" В модификации -I она могла вывести на орбиту 18 тонн, а в модификации -IB - 21 тонну. Диаметр "Сатурна" превышал 6 метров, поэтому ограничения на размер космического корабля были минимальными.


Слева Saturn-IB в разрезе, справа - старт корабля "Apollo" миссии "Союз-Аполлон"

По размерам и весу "Союз" легче, тоньше и меньше "Аполлона". "Союз" весил 6,5-6,8 т. и имел максимальный диаметр 2,72 м. "Аполлон" имел максимальную массу 28 т (в лунном варианте, для околоземных миссий топливные баки были не полностью залиты) и максимальный диаметр 3,9 м.

Внешний вид


"Союз" и "Аполлон" реализовывали ставшую уже стандартной схему деления корабля на отсеки. Оба корабля имели приборно-агрегатный отсек (в США он называется сервисным модулем), спускаемый аппарат (командный модуль). Спускаемый аппарат "Союза" получился очень тесным, поэтому на корабль был добавлен бытовой отсек, который также мог использоваться как шлюзовая камера для выхода в открытый космос. В миссии "Союз-Аполлон" американский корабль также имел третий модуль, специальную шлюзовую камеру для перехода между кораблями.

"Союз" по советской традиции запускался целиком под обтекателем. Это позволяло не заботиться об аэродинамике корабля на выведении и располагать на наружной поверхности хрупкие антенны, датчики, солнечные батареи и прочие элементы. Также, бытовой отсек и спускаемый аппарат покрыты слоем космической теплоизоляции. "Аполлоны" продолжали американскую традицию - аппарат на выведении был закрыт лишь частично, носовую часть прикрывала баллистическая крышка, выполненная конструктивно вместе с системой спасения, а с хвостовой части корабль был закрыт переходником-обтекателем.


"Союз-19" в полете, съемка с борта "Аполлона". Темно-зеленое покрытие - теплоизоляция


"Аполлон", съемка с борта "Союза". На маршевом двигателе, похоже, местами вспучилась краска


"Союз" более поздней модификации в разрезе


"Аполлон" в разрезе

Форма спускаемого аппарата и теплозащита



Спуск корабля "Союз" в атмосфере, вид с земли

Спускаемые аппараты "Союза" и "Аполлона" похожи друг на друга больше, чем это было в предыдущих поколениях космических кораблей. В СССР конструкторы отказались от сферического спускаемого аппарата - при возвращении с Луны он потребовал бы очень узкого коридора входа (максимальная и минимальная высота, между которыми нужно попасть для успешной посадки), создал бы перегрузку свыше 12 g, а район посадки измерялся бы десятками, если не сотнями, километров. Конический спускаемый аппарат создавал подъемную силу при торможении в атмосфере и, поворачиваясь, менял ее направление, управляя полетом. При возвращении с земной орбиты перегрузка снижалась с 9 до 3-5 g, а при возвращении с Луны - с 12 до 7-8 g. Управляемый спуск серьезно расширял коридор входа, повышая надежность посадки, и очень серьезно уменьшал размеры района посадки, облегчая поиск и эвакуацию космонавтов.


Расчет несимметричного обтекания конуса при торможении в атмосфере


Спускаемые аппараты "Союза" и "Аполлона"

Диаметр 4 м, выбранный для "Аполлона", позволил сделать конус с углом полураствора 33°. Такой спускаемый аппарат имеет аэродинамическое качество порядка 0,45, а его боковые стенки практически не нагреваются при торможении. Но его недостатком были две точки устойчивого равновесия - "Аполлон" должен был входить в атмосферу ориентированным дном по направлению полета, потому что в случае входа в атмосферу боком, он мог перевернуться в положение "носом вперед" и погубить астронавтов. Диаметр 2,7 м для "Союза" делал такой конус нерациональным - слишком много места пропадало впустую. Поэтому был создан спускаемый аппарат типа "фара" с углом полураствора всего 7°. Он эффективно использует пространство, имеет только одну точку устойчивого равновесия, но его аэродинамическое качество ниже, порядка 0,3, а для боковых стенок требуется теплозащита.

В качестве теплозащитного покрытия использовались уже освоенные материалы. В СССР применяли фенол-формальдегидные смолы на тканевой основе, а в США - эпоксидную смолу на матрице из стеклопластика. Механизм работы был одинаковый - теплозащита обгорала и разрушалась, создавая дополнительный слой между кораблем и атмосферой, а сгоревшие частицы принимали на себя и уносили тепловую энергию.


Материал теплозащиты "Аполлона" до и после полета

Двигательная система

И "Аполлоны" и "Союзы" имели маршевые двигатели для коррекции орбиты и двигатели ориентации для изменения положения корабля в пространстве и выполнения точных маневров по стыковке. На "Союзе" система орбитального маневрирования была установлена впервые для советских космических кораблей. По каким-то причинам конструкторы выбрали не очень удачную компоновку, когда маршевый двигатель работал от одного топлива (НДМГ+АТ), а двигатели причаливания и ориентации - от другого (перекись водорода). В сочетании с тем, что на "Союзе" баки вмещали 500 кг топлива, а на "Аполлоне" 18 тонн, это привело к разнице запаса характеристической скорости на порядок - "Аполлон" мог изменить свою скорость на 2800 м/с, а "Союз" только на 215 м/с. Больший запас характеристической скорости даже недозаправленного "Аполлона" делал его очевидным кандидатом на активную роль при сближении и стыковке.


Корма "Союза-19", хорошо видны сопла двигателей


Двигатели ориентации "Аполлона" крупным планом

Система посадки

Системы посадки развивали наработки и традиции соответствующих стран. США продолжали сажать корабли на воду. После экспериментов с системами посадки "Меркуриев" и "Джемини" был выбран простой и надежный вариант - на корабле стояли два тормозных и три основных парашюта. Основные парашюты были резервированы, и безопасная посадка обеспечивалась при отказе одного из них. Такой отказ произошел при посадке "Аполлона-15", и ничего страшного не случилось. Резервирование парашютов позволило отказаться от индивидуальных парашютов астронавтов "Меркурия" и катапультных кресел "Джемини".


Схема посадки "Аполлона"

В СССР традиционно сажали корабль на сушу. Идеологически система посадки развивает парашютно-реактивную посадку "Восходов". После сброса крышки парашютного контейнера срабатывают последовательно вытяжной, тормозной и основной парашюты (на случай отказа системы установлен запасной). Корабль спускается на одном парашюте, на высоте 5,8 км сбрасывается теплозащитный экран, а на высоте ~1 м срабатывают реактивные двигатели мягкой посадки (ДМП). Система получилась интересная - работа ДМП создает эффектные кадры, но комфортность посадки изменяется в очень широком диапазоне. Если космонавтам везет, то удар о землю практически неощутим. Если нет, то корабль может чувствительно удариться о землю, а если совсем не повезет, то еще и опрокинется на бок.


Схема посадки


Совершенно нормальная работа ДМП


Дно спускаемого аппарата. Три круга сверху - ДМП, еще три - с противоположной стороны

Система аварийного спасения

Любопытно, но, идя разными путями, СССР и США пришли к одинаковой системе спасения. В случае аварии специальный твердотопливный двигатель, стоявший на самом верху ракеты-носителя, отрывал спускаемый аппарат с космонавтами и уносил его в сторону. Посадка производилась штатными средствами спускаемого аппарата. Такая система спасения оказалась самой хорошей из всех использованных вариантов - она простая, надежная и обеспечивает спасение космонавтов на всех этапах выведения. В реальной аварии она применялась один раз и спасла жизни Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, унеся спускаемый аппарат от горящей в стартовом сооружении ракеты.


Слева направо САС "Аполлона", САС "Союза", различные версии САС "Союза"

Система терморегуляции

В обоих кораблях использовалась система терморегуляции с теплоносителем и радиаторами. Покрашенные в белый цвет для лучшего излучения тепла радиаторы стояли на сервисных модулях и даже выглядели одинаково:

Средства обеспечения ВКД

И "Аполлоны" и "Союзы" проектировали с учетом возможной необходимости внекорабельной деятельности (выхода в открытый космос). Конструкторские решения также были традиционными для стран - США разгерметизировали весь командный модуль и выходили наружу через стандартный люк, а СССР использовал бытовой отсек в качестве шлюзовой камеры.


ВКД "Аполлона-9"

Система стыковки

И "Союз" и "Аполлон" использовали стыковочное устройство типа "штырь-конус". Поскольку при стыковке активно маневрировал корабль, и на "Союзе" и на "Аполлоне" были установлены штыри. А для программы "Союз-Аполлон", чтобы никому не было обидно, разработали универсальный андрогинный стыковочный агрегат. Андрогинность означала, что могли состыковаться любые два корабля с такими узлами (а не только парные, один со штырем, другой с конусом).


Стыковочный механизм "Аполлона". Он, кстати, использовался и в программе "Союз-Аполлон", с его помощью командный модуль стыковался со шлюзовой камерой


Схема стыковочного механизма "Союза", первая версия


"Союз-19", вид спереди. Хорошо виден стыковочный узел

Кабина и оборудование

По составу оборудования "Аполлон" заметно превосходил "Союз". Прежде всего, в состав оборудования "Аполлона" конструкторы сумели добавить полноценную гиростабилизированную платформу, которая с высокой точностью хранила данные о положении и скорости корабля. Далее, командный модуль имел мощный и гибкий для своего времени компьютер, который при необходимости можно было бы перепрограммировать прямо в полете (и такие случаи известны). Интересной особенностью "Аполлона" было также отдельное рабочее место для астронавигации. Оно использовалось только в космосе и было расположено под ногами астронавтов.


Панель управления, вид с левого кресла


Панель управления. Слева расположены органы управления полетом, по центру - двигателями ориентации, сверху аварийные индикаторы, снизу связь. В правой части индикаторы топлива, водорода и кислорода и управление электропитанием

Несмотря на то, что оборудование "Союза" было проще, оно было самым продвинутым для советских кораблей. На корабле впервые появился бортовой цифровой компьютер, а в состав систем корабля входило оборудование для автоматической стыковки. Впервые в космосе использовались многофункциональные индикаторы на электронно-лучевой трубке.


Панель управления кораблей "Союз"

Система электропитания

"Аполлоны" использовали очень удобную для полетов длительностью 2-3 недели систему - топливные элементы. Водород и кислород, соединяясь, вырабатывали энергию, а полученная вода использовалась экипажем. На "Союзах" в разных версиях стояли разные источники энергии. Были варианты с топливными элементами, а для полета "Союз-Аполлон" на корабле установили солнечные батареи.

Заключение

И "Союзы" и "Аполлоны" оказались по-своему очень удачными кораблями. "Аполлоны" успешно слетали к Луне и станции "Скайлэб". А "Союзы" получили крайне долгую и успешную жизнь, став основным кораблем для полетов к орбитальным станциям, с 2011 года они возят на МКС и американских астронавтов, и будут возить их, как минимум, до 2018 года.

Но за этот успех была заплачена очень дорогая цена. И "Союз" и "Аполлон" стали первыми кораблями, в которых погибли люди. Что еще печальнее, если бы конструкторы, инженеры и рабочие меньше спешили и после первых успехов не перестали бы бояться космоса, то Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев, Гриссом, Уайт и Чеффи

Совместный полет космических кораблей двух стран - советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона». Советский корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым стартовал с космодрома Байконур, а ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном поднялась с мыса Канаверал во Флориде.

Два дня корабли маневрировали для занятия стыковочной позиции, готовились к беспрецедентной международной космической миссии. 17 июля на высоте 140 миль над Атлантикой корабли состыковались. Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда. «Привет, рад тебя видеть», - ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обнялись. Экипажи обменялись сувенирами. Для телезрителей мира русские и американские исследователи космоса провели экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга традиционными блюдами двух держав. Одновременно космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты.

Вместе экипажи космических кораблей провели два дня. Программа завершилась успешно: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в Союзе 21 июля, а «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.

Космическая пилотируемая программа «Союз-Аполлон»

26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских экспертов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На ней были сформированы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости кораблей.

В 1971 году состоялся ряд встреч, на которых были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств. Также была рассмотрена возможность проведения в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях, чтобы испытать создаваемые средства сближения и стыковки.

Генсек Леонид Брежнев от имени Советского Союза поддержал идею совместного полета, высказав основную концепцию: мы за мирное освоение космического пространства, за создание устройств, которые обеспечивают сближение и стыковку кораблей и совместную работу экипажей. Проект «Союз-Аполлон» был не только научным, но и пропагандистским. СССР и США хотели показать человечеству при помощи рукопожатия в космосе - «мы люди доброй воли», всё будет хорошо.

24 мая 1972 года в советской столице председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и американский президент Ричард Никсон подписали «Соглашение между ССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Соглашение предусматривало пилотируемые полеты советского и американского кораблей в 1975 году с проведением стыковки с взаимным переходом космонавтов.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание стыковочного аппарата; проверка техники и оборудования для обеспечения перехода людей с одного корабля на другой; создание перспективного универсального спасательного средства; накопление опыта в проведении совместных полетов космических аппаратов СССР и США. Кроме того, планировали изучить управление ориентацией состыкованных кораблей, корабельную связь, координацию действий советского и американского центров управления полётами, а также возможность спасательных операций в космосе.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз-Аполлон» (ЭПАС) были назначены со стороны СССР член-корреспондент Академии наук Константин Бушуев, а со стороны США - Глинн Ланни. Руководителями полета были назначены лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев и Питер Франк.

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Советским и американским специалистам необходимо было решить проблемы связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических аппаратов, их стыковочных средств, систем жизнеобеспечения и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полётом и т. д.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или андрогинно-периферийный. Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) стыковаться со стыковочным кольцом любого другого АПАС, так как обе стороны андрогинны. Каждый такой стыковочный агрегат может выполнять и активную, и пассивную роль, поэтому они полностью взаимозаменяемы.

Серьёзную проблему при стыковке космических кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. Американцы проектировали «Аполлон» под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба). Советские же космические аппараты летали с бортовой атмосферой, которая по составу и давлению была близка земной. Чтобы решить эту задачу, к американскому космическому кораблю приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки двух космических аппаратов параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» для этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль американского корабля с одним оставшимся там космонавтом должен был герметизироваться. Кроме того, обычные костюмы советских космонавтов были пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Чтобы решить эту проблему, в СССР в кратчайшие сроки создали полимер, который превосходил заграничные аналоги. Из этого полимера создали термостойкую ткань для костюмов советских космонавтов.

В марте 1973 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий - Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Через два месяца был определен советский экипаж: Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Во второй экипаж вошли Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвёртый - Юрий Романенко и Александр Иванченков.


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

Выбор Леонова в качестве «лица Советского Союза» был вполне понятен. Леонов был самым опытным и известным нашим космонавтом после Гагарина. Он первым совершил выход в открытый космос. При этом Леонов показал огромное самообладание, когда не смог обратно попасть в космический корабль из-за того, что скафандр раздулся и не пролезал в шлюзовой люк. Для нештатных ситуаций это была идеальная кандидатура. К тому же он отличался юмором, высокой коммуникабельностью, сразу же подружившись с астронавтами на совместных тренировках. В результате Леонов лучшим образом подходил для репортажей с борта корабля и последующих интервью на Земле.

В СССР построили для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из них четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных (под названиями «Космос-638», «Космос-672») в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года. В экипаж «Союза-16» вошли Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). Пятый корабль подготовили для возможной спасательной экспедиции. В Америке испытательных полетов и резервных кораблей не производили.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года. В этот день были запущены корабли «Союз-19» и «Аполлон». Советский корабль стартовал 15:20 по московскому времени. На «Союзе», после проверки бортовых систем, был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. Затем начали снижение давления из жилых отсеков, давление в корабле стало 520 мм рт. ст. Старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» - в 22:50.

16 июля после перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км. Затем американский корабль выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». Экипаж советского корабля провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом. Вечером был проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19». Экипаж провёл второй манёвр формирования монтажной орбиты. В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота - 222,65 км, максимальная высота - 225,4 км. Экипаж также проверил работу системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для процесса стыковки.

17 июля корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота - 165 км, максимальная высота - 186 км. Вэнс Бранд сообщил, что видит «Союз». Расстояние между кораблями составляло около 400 км, между «Союзом» и «Аполлоном» была установлена радиосвязь. В 16:30 началось построение ориентации перед стыковкой кораблей. Стыковка (касание) произошла в 19:09. После проверки герметичности и сближения параметров атмосферы в 22:19 произошло символическое рукопожатие командиров корабле. Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно про графику и наблюдалась на Земле по телевидению.

18-19 июля космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. 21 июля спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане. Советский экипаж благополучно вернулся на Землю. 25 июля командный модуль корабля «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Таким образом, в процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» были выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты. Следующий совместный пилотируемый полёт состоялся лишь через 20 лет в рамках программы «Мир» - «Шаттл».

Советско-американский космический полет

Стыковка в космосе советского и американского космических кораблей стала одним из самых важных событий в пилотируемой космонавтике 1970-х годов. Эту операцию, которую пресса образно назвала «рукопожатием на орбите», с одобрением восприняли во всем мире как символ разрядки и начало международного сотрудничества в космосе.

Но сотрудничество двух главных игроков на космической арене началось не тогда, когда было подписано соглашение об осуществлении совместного пилотируемого полета, а на десять лет раньше. Еще в июне 1962 года первый официальный документ о сотрудничестве в космосе подписали Академия наук СССР и НАСА. На основе положений этого соглашения и некоторых других ранних договоренностей удалось создать прямую линию связи между мировыми метеорологическими центрами в Москве и Вашингтоне. Также удалось провести совместные эксперименты в области связи через космос посредством пассивного спутника связи «Эхо-2» и написать научный трактат «Основы космической биологии и медицины». Были и другие достижения.

Однако все эти усилия во второй половине 1960-х годов оставались ограниченными и незначительными по сравнению с возможностями двух космических держав. Впрочем, что еще можно было ждать от стран, находившихся в состоянии холодной войны друг с другом?

К концу 1960-х годов ситуация на политической арене стала постепенно меняться к лучшему и, как следствие, СССР и США осознали наконец возможность и необходимость партнерства в космосе. Особенно там, где речь шла о безопасности пилотируемых полетов. Но одно дело осознать, а другое – реализовать. Из-за несовместимости систем стыковки советские и американские космические корабли в случае необходимости не могли бы состыковаться и выполнить спасательную миссию. Требовались унифицированные средства, которые можно было бы применить, если бы кто-то из астронавтов или космонавтов оказался «пленником орбиты»

Эмблема программы ЭПАС

(Экспериментальный полет «Аполлон» – «Союз»)

В октябре 1970 года были созданы объединенные рабочие группы, каждая из которых изучала тот или иной аспект разработки нового стыковочного оборудования. Они рассмотрели радио– и оптические системы сближения и стыковки кораблей; отличия систем связи и управления микроклиматом, используемых в космических кораблях двух стран; основные принципы функционирования и проекты предлагаемой системы стыковки; вопросы стоимости и возможность испытания новой системы стыковки. Основной вывод, который был сделан по результатам работы: создать унифицированный стыковочный узел можно и нужно, и это в интересах обоих стран.

Проект был окончательно одобрен на советско-американской встрече на высшем уровне в мае 1972 года, что нашло отражение в Соглашении о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, заключенном на срок пять лет. Совместный полет, где предполагалось испытать новое оборудование, был назначен на 1975 год. Так и появился ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» – «Союз»).

На решение всех технических проблем специалистам потребовалось около трех лет. Но до самого последнего момента не было окончательной уверенности, что испытание состоится. И основной причиной этого была не техника, а политика. Очень многие события, происшедшие за эти три года, могли повлиять на исход дела.

Отношения между СССР и США не один раз претерпевали серьезные изменения: от «дружбы» в мае 1972 года до прямой конфронтации в октябре 1973 года, когда на Ближнем Востоке вспыхнула новая война между Израилем и арабскими странами; от Уотергейтского скандала до Владивостокских договоренностей. Но, несмотря на взлеты и падения, работы по ЭПАСу двигались в нужном направлении.

В 1973 году были утверждены экипажи кораблей. Командиром основного экипажа корабля «Союз» был назначен Алексей Леонов – первый человек, совершивший выход в открытый космос. Его напарником стал Валерий Кубасов. Дублерами Леонова и Кубасова были названы Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Были сформированы и два резервных экипажа: Юрий Романенко и Александр Иванченков, Владимир Джанибеков и Борис Андреев.

Основным экипажем корабля «Аполлон» командовал Томас Стаффорд, ветеран трех космических полетов, в том числе полета к Луне на корабле «Аполлон-10». Дональд Слейтон стал пилотом стыковочного отсека корабля, а Вэнс Бранд – пилотом отсека экипажа. Дублерами для «Аполлона» были названы Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лусма. В резервный экипаж вошли Юджин Сернан, Кэрол Бобко (Karol Bobko) и Роберт Овермейер (Rober Overmyer).

Восемь космонавтов и девять астронавтов провели тренировки по всем аспектам совместного полета. В процессе тренировок советские специалисты ознакомили астронавтов США с кораблем «Союз» в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, а советские космонавты обучались на тренажере корабля «Аполлон» в Центре пилотируемых полетов в Хьюстоне.

Совместный полет начался безупречным во всех отношениях стартом корабля «Союз», запущенного 15 июля 1975 года в 12 часов 20 минут по Гринвичу. Впервые в истории запуск советского космического корабля транслировался по телевизору в прямом эфире.

Во время маневров на четвертом и семнадцатом витках Леонов сформировал круговую монтажную орбиту высотой 225 километров. Эти маневры были успешными. Максимальное отклонение монтажной орбиты от установленной совместными документами составило 250 метров при допустимой величине 1,5 километра, время достижения кораблем данной точки орбиты отличалось от расчетного на 7,5 секунды при допустимой величине отклонения 90 секунд.

Экипажи кораблей ««Аполлон» и «Союз-19»

Через 7 часов 30 минут после старта корабля «Союз» ракета-носитель «Сатурн-1Б» вывела корабль «Аполлон» на орбиту с параметрами 149 и 167 километров с тем же наклонением, что и орбита «Союза». Через час после выведения астронавты приступили к транспортным и стыковочным операциям, чтобы извлечь стыковочный отсек из ракеты-носителя, и выполнили серию фазирующих маневров для подготовки к стыковке с кораблем «Союз».

Встреча на орбите

Небольшие затруднения, которые возникли на обоих кораблях, были успешно преодолены и не смогли оказать влияния на результаты полета. Астронавтам сначала не удалось провести демонтаж стыковочного механизма на входе в стыковочный отсек. Но с этой проблемой сталкивались и раньше, во время одного из полетов на Луну, поэтому она уже не виделась такой страшной. Неполадки на борту «Союза» относились к работе телевизионных камер и также не оказывали влияния на ход полета. Другие проблемы на борту «Аполлона» – неполадки системы удаления мочи, пузырек инертного газа в одной из топливных магистралей, зацепившийся москит, совершивший полет в космос, – были еще менее существенными.

Стыковка на орбите 17 июля была самым напряженным моментом полета. Роль активного корабля выполнял «Аполлон». Стыковка состоялась на несколько минут раньше намеченного срока. Это была решающая фаза программы ЭПАС. Испытание в реальных космических условиях новой совместимой системы стыковки прошло успешно. Потом были переходы астронавтов и космонавтов из корабля в корабль, совместные застолья, обращения к участникам полета Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и президента США Джеральда Форда, совместные эксперименты.

За первой расстыковкой двух кораблей последовала повторная стыковка, в которой роли кораблей поменялись и стыковочный агрегат «Союза» стал активным. Успешной повторной стыковкой завершилась проверка андрогинной системы стыковки.

На шестые сутки полета, 21 июля, корабль «Союз» сошел с орбиты и совершил посадку в Казахстане. Через трое с половиной суток «Аполлон» приводнился в заданном районе Тихого океана. Неисправность во время посадки «Аполлона» привела к проникновению в кабину ядовитой газообразной четырехокиси азота, однако все окончилось благополучно.

В результате успешного выполнения программы ЭПАС был накоплен неоценимый опыт для будущих совместных космических полетов кораблей и станций разных стран и для проведения спасательных работ в космосе в случае необходимости. К счастью, применять на практике все наработки совместного полета никогда не пришлось.

В мае 1977 года, когда истек срок ранее принятого соглашения о сотрудничестве в космосе, Советский Союз и Соединенные Штаты заключили новое пятилетнее соглашение о совместной космической деятельности. В нем было провозглашено, что результаты, полученные при исследовании космического пространства, должны использоваться только в мирных целях, на благо всех народов Земли. Однако потребовалось еще почти 20 лет, чтобы эти слова перестали восприниматься, как декларативные, и стали нормой нашей жизни.

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Космический вызов Земной шар хрупок, как фарфоровая чашка. Тысячи и тысячи опасностей подстерегают его изо дня в день. Космос несет в себе смертельную угрозу человечеству. Достаточно одной кометы, чтобы испепелить Землю, одного, даже не слишком большого астероида – чтобы

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 6 Полет

Из книги КГБ в ООН автора Капоши Джордж

Глава четырнадцатая АМЕРИКАНСКИЙ МАТРОС, ПОПАВШИЙСЯ НА КРЮЧОК Нельсону Корнелиусу Драммонду не нравилось его прозвище Бульдог, но здесь это никого не волновало. Если кто-то хотел поговорить с ним, хотя тут таких было немного, его называли просто Драммондом. Даже в тюрьме,

Из книги Первые в космосе. Как СССР победил США автора

ГЛАВА XV Гагарин: последний полет Судьба отмерила Гагарину всего семь лет жизни после полета в космос. Но зато какие это были годы!Из обыкновенного старшего лейтенанта, каким Юрий Алексеевич пришел в отряд космонавтов, он в одночасье превратился в символ эпохи, в

Из книги Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930–1945 автора Дорнбергер Вальтер

Глава 24 Полет в космос В Хейделагере шли практические стрельбы.Вот уже несколько недель батарея 444 проводила запуски с бревенчатой платформы, расположенной на прогалине, которая углом вдавалась в лес. Раскаленные газовые струи сдирали кору с елей на высоте в несколько

Из книги Космические игры (сборник) автора Лесников Василий Сергеевич

Душ космический Напор горячей и холодной воды. Используется при преодолении стены между двумя участками на дистанции.Продолжение дистанции может быть с переодеванием и

Из книги Летим в космос (сборник) автора Лесников Василий Сергеевич

«КОСМИЧЕСКИЙ КРОСС» Космический кросс представляет собой дистанцию, с поочередным преодолением препятствий в виде устройств и упражнений, которые имитируют космический полет от старта до посадки – старт, стыковка, работа на орбите или иной планете, посадка.Длина

Из книги Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918–1945 автора Жуматий Владимир Иванович

КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ

Из книги Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос автора Железняков Александр Борисович

Глава 4 Подготовка морских десантных операций в годы Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945) Проведение десантной операции требовало четкого согласования всех сил, участвующих в ней, в интересах высадки десанта и решения десантными войсками задач на

Из книги «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе? автора Смирнов Андрей Анатольевич

Глава 5 Ведение морских десантных операций в годы Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945) Ведение десантных операций в годы Великой Отечественной войны осуществлялось в соответствии с планами фронтовых и армейских операций и учетом конкретных условий

Из книги Израиль в космосе. Двадцатилетний опыт (1988-2008) автора Ортенберг Фред

Глава 38 Последний полет «Колумбии» Вся первая половина 2003 года прошла под знаком трагедии, происшедшей 1 февраля в небе над Техасом. Катастрофа космического корабля «Колумбия» стала одним из самых значительных событий за всю историю освоения космического пространства.

Из книги Записки летчика-испытателя автора Орлов Борис Антонович

Глава I. ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ

Из книги Пилотируемый космический полет автора Лесников Василий Сергеевич

Из книги Серый волк. Бегство Адольфа Гитлера автора Данстен Саймон

7 июня 1963 года. Самолет Z-326, полетов - 1, время - 0 часов, 25 минут. Тренировочный полет в зону (последний полет в аэроклубе) На территории ЛИИ стоит небольшой двухэтажный дом, мимо которого я утром хожу на работу. Вид у дома неприглядный: краска облезла, штукатурка облупилась,

Из книги автора

24. А можно коротко и популярно рассказать о том, что такое пилотируемый космический полет? Пилотируемый космический полет это очень обширное понятие. По этому вопросу написано много умных книг. А вот коротко, да еще популярно…Во всяком случае, я попробую сузить этот

Из книги автора

Глава 6 «Полет орла» и «Огненная Земля» К лету 1943 года производственные мощности Советского Союза восстановились после опустошительной гитлеровской операции «Барбаросса», начавшейся двумя годами ранее. Перед лицом беспощадного наступления сил вермахта летом 1941 года

Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространенное название - программа «Союз» - «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».


Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Директор Центра Проекта "Союз-Апполон" сопровождает русскую делегацию

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
Дик и Вэнс на тренировках в барокамере

Во время обучения в Хьюстоне

испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
Томас Стаффорд на советском тренажере

проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
Во время тренировок в советском космическом центре

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов

Пресс-конференция

Никсон знакомится с устройством командного модуля "Апполона" после брифинга

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.
Экипажи

Американский:
Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;

Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;

Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:
Алексей Леонов и Валерий Кубасов, экипаж Союза-19

Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

Хронология событий
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»;

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»);
Ракета-носитель «Сатурн-1Б» на пусковой установке

Экипаж «Аполлона» позирует возле «Сатурна-1Б» на площадке за день до старта

За день до старта

Перед стартом

Старт

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона»;
«Аполлон» заходит на стыковку

Историческое рукопожатие

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, еще через два витка корабли окончательно расстыковались.
Во время совместного полета

Атмосфера на кораблях
В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с «Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.
Президент Джеральд Форд разговаривает с членами американского экипажа в прямом эфире

Время полета:
«Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Центр управления полетами во время совместной советско-американской экспедиции

Общее время полета в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.
Приводнение «Аполлона»

Командный модуль «Аполлона» опускается на палубу USS New Orleans после приводнения в Тихом океане, к западу от Гавайских островов

Память

Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ - „Союз“»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона - русским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.
Часы "Омега" выпущенные к данному событию

В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз - Аполлон» совместного с США производства, которые пользовались большой популярностью благодаря высокому качеству табака и были в продаже в течение нескольких лет.
Макет Союза-19 в Звездном городке

Нашивка на скафандрах участников экспедиции

Без подписи