Икона владимирской божьей матери рассказ о ней. Владимирская икона Божией Матери

В мире существует множество различных образов Девы Марии, появившихся в самое разное время. Все они почитаются христианами и считаются чудотворными. Но наиболее почитается Владимирская икона Божьей Матери, которая имеет довольно интересную историю происхождения, ей приписываются многочисленные чудесные деяния. От всех остальных она отличается не только манерой написания, но и своим значением для христиан.

Если верить истории, то первым образом Богородицы стал портрет, написанный святым Лукой на доске от стола, за которым трапезничали маленький Иисус, Дева Мария и Иосиф. Когда Матерь Божья увидела сие произведение, она благословила его и пообещала, что отныне все ее образа будут приносить в мир только небесную благодать.

Владимирская икона долгое время находилась в Иерусалиме. Но во времена правления Феодосия Младшего ее перенесли в столицу Византийского государства - Константинополь. Спустя век икона была передана в дар Юрию Долгорукому. На территории Руси она длительное время хранилась в Вышгорском женском монастыре. Именно от туда по всему свету разнеслась молва о ее чудодейственной силе.

Образ пробыл в монастыре до 1155 года, когда Андрей Боголюбский приказал перевести ее в город Владимир. Здесь для образа был воздвигнут всемирно известный Успенский собор. А сама икона с тех пор получила название Владимирской Богородицы. Именно в это время для образа был изготовлен драгоценный оклад из золота и серебра, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга.

Владимирская икона Богоматери с древних времен охраняла войска Руси во время набегов захватчиков . Основными примерами ее чудесного заступничества можно назвать победу Андрея Боголюбского над булгарами и поражение войска Тамерлана. Во время нашествия последнего, образ был принесен в один из храмов Москвы и перед ним читался акафист всеми монахами и служителями. Хан Тамерлан устрашился силы Владимирской Богородицы и отступил перед ее властью. Историки говорят, что во сне хану приснился спускающийся с горы отряд в блестящих доспехах, над которым парила Владимирская Богоматерь и осеняла войска своим благословением.

День, когда икона была привезена в Московский храм, с тех пор отмечается как праздник Сретения. Этот день обычно приходится на 8 сентября или 26 августа по старому стилю. А в память о чуде, сотворенном Богородицей, был поставлен Сретенский собор и монастырь.

В жизни каждого человека могут случиться самые разные ситуации, которые требуют немедленного решения. Если обычные и привычные способы не дают нужных результатов, то люди обращаются к Богородице, которая все слышит, видит и всегда приходит на помощь молящимся .

Владимирская Богородица сотворила очень много чудес. Но самыми известными и не поддающимися толкованию являются следующие:

Чудеса творила не только сама икона, но и многочисленные списки с нее, которые распространены по всему свету. Об этих чудесах слагают легенды, которые подтверждают силу Владимирской Богородицы.

Эта святыня стала свидетельницей множества событий в России. Она смогла пройти с войсками все военные походы, была на коронации императоров. Перед нею происходило наречение многих патриархов. Молитвы читают ей в момент, когда требуется унять злобу врагов, убрать их гнев и устранить страх тех, кто идет в военный поход.

Множество прихожан обращались к Богородице с мольбами о принятии судьбоносного решения или для того, чтобы она даровала силы в получении желаемого. Именно она помогает избавиться от многих болезней и исцелиться даже самым тяжелобольным людям. Икона Владимирской Божьей матери помогает:

  • укрепить веру и обрести силы для того, чтобы справиться с любой бедой;
  • исцелиться от слепоты и болезней сердца;
  • избавиться от греховных помыслов и дурных намерений;
  • принять важное и судьбоносное решение, когда человек не может понять, как ему поступить в той или иной ситуации.

Значение Владимирской иконы Божьей Матери всегда было велико для всех русских людей. Она помогает в самые тяжелые времена, когда ждать защиты и помощи более неоткуда. Но можно сказать, что такая икона не единственная. И здесь будет заключаться ошибка - этот образ сильно отличается от остальных с подобным контекстом.

Если исходить из типа написания, то она относится к разновидности «Ласкающая». Этот образ относится к самым лиричным из всех возможных написаний лика Богородицы. Одной рукой Богоматерь держит младенца, прижимая его к себе и защищая от всего мира. Их лица прильнули друг к другу, что открывает совершенно иную сторону общения матери и сына. На этой иконе они предстают не Богоматерью и Богомладенцем, а простыми матерью и сыном, которые бесконечно любят друг друга.

На полотне изображены только мать и младенец. Ни ангелов, ни архангелов, никого более не нет на полотне. Голова Богородицы наклонена к младенцу, а он обнимает ее за шею рукою. Отличительной чертой иконы является то, что нога младенца изогнута и видна его ступня.

Основной молитвой к лику Владимирской Богородицы является следующая:

Сегодня оригинал образа находится в Толмачах в музее при храме Святителя Николая. Но даже зная, где располагается оригинальная икона, не стоит торопиться в путь к ней на поклон. Можно обратиться с молитвой к любому из списков, которые располагаются во многих храмах России.

Для каждого русского человека имеет огромное значение Владимирская икона. Помогает она в самых неожиданных и сложных ситуациях. Поэтому во многих домах есть образ Богородицы, перед которым ставятся свечи и возносятся молитвы о ниспослании здоровья близким и родным людям.

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).


Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И кона Божией Матери "Владимирская"

В ладимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

П роезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

В о время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю - 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле

(встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

В о второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Т ретье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах - так называемое «стояние на Угре» - и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

тояние на Угре" положило конец монголо-татарскому игу. Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Р усская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) - в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) - в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) - в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .

Нашествие крымских татар

Т атарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м."Третьяковская", М. Толмачевский пер., 9).

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой,
именуемой "Владимирская"

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.

По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.

По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.
Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Во время мятежа 1175 года, когда был убит св. благ. кн. Андрей, священник Николай с клиром совершили крестный ход с иконой «Владимирской Богоматери» по улицам города – и мятеж утих. Преемники св. блгв. кн. Андрея Боголюбского -Ярополк и Мстислав – незаконно присвоили себе многие богатства, в том числе, и сокровища храмов, а икону Богородицы отдали князю Глебу Рязанскому. Возмущенные беззакониями и кощунством жители города прогнали князей, а икону вернули обратно.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь.

В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города « <…> от уного и до старца и сущего младенца <…>«. Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ «Владимирской Богоматери» лишился драгоценного оклада: «чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым…».

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м.

За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми.

В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 26 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.

Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте.

В начале XV в. для иконы было устроено два золотых оклада, один из которых, впрочем, предназначался для списка (XIV-XV вв.). К одному из окладов была присоединена часть уцелевшего басменного оклада XIII века с изображением семифигурного Деисуса. Второй оклад на икону представлял собой золотое поле, покрытое сканью (средник иконы не был закрыт). На нем были укреплены 12 килевидных пластин с чеканными изображениями двунадесятых праздников. В XVII веке все поле иконы (кроме ликов) было закрыто золотой ризой. В это же время были добавлены золотые венцы с изумрудами и рубинами и цата – подвеска, усыпанная крупным жемчугом.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте. Киот был устроен наподобие бывшего в Успенском соборе Владимира. Это достаточно глубокий футляр, в глубине которого помещалась икона. Киот венчался килевидным завершением и был украшен басменным окладом из серебра. У киота были две глухие створки, которые закрывали икону. Створки открывали только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед этой иконой. После закрытия Успенского собора в 1919 году, в 1921 году икону «Владимирской Богоматери» отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В 1993 году, в тяжелый для России период икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет), икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II с сонмом епископов, духовенства и многочисленных мирян.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в храм свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Сегодня икона не представляет собой памятника иконописи, созданного кистью одного иконописца, но является совмещением разновременных добавлений к уцелевшим фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа.

Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, но Богу было угодно сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на все жесткие испытания, которым вместе с русской государственностью и Церковью подвергалась эта икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики.

Около левого глаза Богоматери сохранился небольшой фрагмент зеленовато-синего чепца, с правой стороны – фрагмент желтой каймы мафория с золотыми штрихами, оставшимися от первоначального живописного слоя. Из первоначальных облачений Богомладенца сохранилась лишь часть около правого плеча, по характеру и отделке она характерна фрагменту мафория. Ниже идут уже поздние вставки; самая древняя из них, видимо, принадлежит XIII веку и, вероятно, вызвана была той порчей, которая была причинена иконе татарским разгромом. Здесь, на фоне рубашки темно-багряного цвета с золотым асистом уцелели еще кончики пальцев левой руки Богоматери. Фрагмент прозрачной белой рубашки на той же правой руке Младенца и несколько фрагментов фона с частью надписи дополняют наше представление о первоначальном виде и колорите иконы.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа. Существует и огромное количество списков с этой иконы, прославленных как чудотворные. Например, иконографический образ, который известен на Руси как «Умиление».

С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих столетий. Всемилостивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих.


На Владимирской иконе Божья Матерь изображена в темно-красном мафории с алой каймой. На руках - младенец Иисус, обнимающий мать за шею, крепко прислонившийся своей щекой к её щеке. На одежде Спасителя нанесен клав - зеленая полоса, символизирующая царскую власть. Фон иконы - золотой. Этот цвет - символ божественного света. По бокам видны монограммы МР ФV (сокращение от греч. «Матерь Божья») и IС ХС («Иисус Христос»).

Иконографический тип иконы - «Умиление». Подобный способ изображения Богоматери символизирует её нежность, любовь, заботу, которую передает Мария не только Сыну Господа, но и всем нам. Ведь каждый человек, можно сказать, её ребенок.

Если спросить о Владимирской иконе Божией Матери иконографиста, он кратко даст следующее описание:

  • Материалы изготовления - левкас, сусальное золото, темпера, твореное золото, дерево.
  • Размеры - 71х57 сантиметров.
  • Написана примерно в XII веке. Это утверждение расходится с приданием о происхождении святыни.
  • Линии – плавные, пропорции удлинены.
  • Одежды украшены, есть множество мелких деталей.

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф. Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода - создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде - смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался - на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

Подробное описание

Иконографическая схема, основа списка, включает фигуру Девы Марии и Младенца Иисуса. Сын прильнул к матери ликом, обнимает её за шею. Голова Марии склонена к младенцу. Владимирская икона отличается, с точки зрения иконографии, от других тем, что на ней четко видна подошва ступни Спасителя.

Многие специалисты считают, что икона изначально была двусторонней. Об этом говорит геометрия холста, нанесенных деталей изображения. В Византии нередко создавали подобные образы.

Символика иконы глубока, многогранна. Богородица - символ души, находящейся близко к Богу. То, как обнимает Марию Сын, наводит знатоков на мысль о его будущих страданиях за все человечество.

Символизм

С богословской точки зрения, икону интерпретируют как предназначение Младенца жертве во имя всего человечества. Подобное толкование вызвано тем, что на обороте изображен символ Страстей: престола со святым духом в образе голубя. За престолом - символы страданий Иисуса (крест, копие, трость с губкой). Мария, ласкающая младенца, и символ страстей вместе дают иконе следующий смысл: мать пронизана любовью к своему сыну, но добровольно отдает его на мучения, приносит свою жертву во имя человечества.

Стиль

Период написания иконы в Византийском искусстве характеризуется дематериализацией живописи. Образы размыты, практически нет точных линий. При этом присутствует множество деталей. Одежда младенца и Богоматери имеет множество линий, бессильных движков, орнаментально легших на рисунок.

Владимирская икона - практически канонический образец живописи тех времен. В ней нет нарочитой графичности, линии не противопоставляются объему. Главное средство выражения - соединение слабо наведенных линий. Это создает впечатление нерукотворности.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона быстро прославилась на Руси, как чудотворная. Она стала одной из самых значимых святынь в истории государства и церкви. Через этот образ к Божией Матери обращались как простые люди, так и высшие духовные чины, князи и монархи. Дева Мария услышала каждого, кто приходил к ней с чистыми намерениями, молился искренне, от всего сердца.

Кажется, что этот образ находится в особом внимании у самой Небесной Царицы. Не раз она сама указывала, где ему оставаться, куда перемещать. Кроме случая с князем Боголюбским, когда он не смог увезти святыню из Владимира, было засвидетельствовано ещё одно чудо. Список самовольно перемещался в храме. Это заметили трижды, после чего перед иконой помолились и забрали в Ростовский край.

Зафиксированные в летописях чудесные исцеления и спасения:

  • Жена священнослужителя, будучи беременной, молилась у образа Девы Марии. Она просила защиты ей и ребенку, женского счастья, здоровья. Как-то раз в конюшне взбесилась лошадь. Она металась, крушила все вокруг, кидалась на всех людей. Только чудом от неё убереглась женщина, находившаяся там.
  • Мария, одна из настоятельниц монастыря, была помилована - Божья Матерь избавила её от слепоты. Женщина, читая молитву, омыла глаза водой от иконы.
  • Однажды упали Золотые ворота башни, которая контролировала въезд. Под ними оказалось 12 человек. Пока собирали людей, готовились поднять конструкцию, князь Андрей Боголюбский усердно читал молитву. В итоге ни один из людей не пострадал. Они даже не получили серьезных увечий.
  • Некая Ефимия страдала от болезни сердца. Узнав о чудотворной иконе, она послала во Владимир священника с богатыми дарами (золотом, украшениями, драгоценностями). Из монастыря ей передали воду, омывавшую святыню. После того как женщина выпила её, прочла молитву, болезнь отступила и больше никогда не возвращалась.

Дни празднования и связанные с ними события

В России троекратно празднуют дни иконы. Каждый из дней почитания связан с крупным событием из истории государства.

Святыня приобрела известность не только чудесными исцелениями. Через неё Божья матерь гласила Божью волю, наказывала за грехи, даровала помилование. Три раза она услышала чистосердечные молитвы народа и правления, защитила Россию от многочисленных войск иностранных захватчиков.

Празднования происходят:

  • 3 июня (по старому стилю - 21 мая). 1521 год: Хан Мехмет Гирей собрал войско и пошел на Москву, по дороге сжигая поселения, убивая или забирая в плен жителей. Его войско было огромным - город не смог бы выстоять, пал бы при блокаде или сражении. Митрополит Варлаам собрал молитвенную службу, посвященную просьбе о прощении, отпущении грехов, защите от захватчика. Одной из инокинь приснился сон, в котором икону выносили из города. Она поняла, что этого делать ни в коем случае нельзя и рассказала о своем видении. Сделала она это вовремя: священнослужители как раз собирались покинуть Москву, спасая святыню. Их остановили Варлаам Хутынский и Сергей Радонежский. Все вместе они прочли молитву, после чего вернули список на место. В то же время хану приснился сон: Небесная Царица с огромным войском, наступающая на него. Мехмет Гирей понял, что она - заступница славян. В тот же день войска отступили.
  • 6 июля (по старому стилю - 23 июня). 1480 год: хан Ахмат собрал многочисленное войско, чтобы захватить Москву. Он остановился на берегу реки Угры, называемой тогда «Поясом Богородицы». С другой стороны собралось русское войско. Оно значительно проигрывало в численности полкам захватчика. Высшие духовные и правительственные чины, все православные люди молились Владимирской иконе о спасении. Митрополиту Геронтию явилась Божия Матерь. Она сказала, что нападение - это Божья кара за грехи. Но искренними молитвами славяне искупили свою вину. Геронтий сразу же сообщил князю о том, что он может наступать - Дева Мария поможет в битве. Но бой так и не состоялся. Русские войска не потянулись через реку, а, наоборот, отошли назад, заняв удобные позиции для обороны. Хан испугался, что его заманивают в ловушку. В ночь на 23 июня (по старому стилю) он отступил.
  • 8 сентября (26 августа) происходит торжественное поклонение святыне. 1359 год: хан Тамерлан захватил Рязань, близлежащие поселения и отправился на Москву. Огромное войско сметало все на своем пути. Русская армия смогла бы с ним справиться разве что при огромных потерях. Тогда высшим духовенством Владимира были организованы литургия, молитвенный обряд и крестный ход с иконой к Москве. По обе стороны дороги собрались христиане. Они падали ниц и просили Божью Матерь только об одном: уберечь Москву. В то же время Тамерлану приснился сон: огромная гора, с которой спускаются священники. В их руках - золотые посохи, над головами парит Божья Матерь. Жрецы хана, узнав о сне в один голос заявили, что он - вещий и посоветовали отступить.

Считается, что по сей день через Владимирскую икону Божья Матерь защищает Россию.