Наталия Михальченко - История Святой Земли и христианства в преданиях и жизни других стран - История Святой Земли - Православный Поклонник на Святой Земле. Рука, крестившая Христа. Наталия Михальченко - История Святой Земли и христианства в преданиях и ж

Рука, крестившая Христа

Крупнейшим событием лета этого года для российских христиан стало пребывание ковчега с десницей святого Иоанна Крестителя. Святыне поклонились миллионы верующих. Ковчег давно вернулся в Черногорию в Цетинский монастырь, а память истинных христиан вновь и вновь возвращается к встрече с десницей, которая крестила Иисуса Христа. Наша газета не обошла вниманием это великое событие. Теперь, когда страсти улеглись, давайте ещё раз перелистаем страницы истории святыни, а также вспомним малоизвестные факты из истории России, с нею связанные.

Нетленную руку Иоанна Предтечи принес евангелист Лука из Севастии, где было погребено тело Пророка его учениками, в Антиохию, а позднее и в Халхидон. В X веке десницу перенесли в Константинополь, где она и пребывала более пяти столетий. После падения Константинополя в 1453 году святыня оказалась во владении мусульман.

В 1484 году по смерти завоевателя Константинополя Мехмеда II его сын султан Баязид II, руководствуясь политическими целями, передал в дар Мальтийскому ордену величайшую святыню христианства - правую руку святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 1799-1913 годах святыней владела российская императорская семья, после того как мальтийские рыцари передали ее в дар императору Павлу Первому. 13 октября 1919 года граф Павел Игнатьев, министр народного просвещения Российской империи, вывез их в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время она находилась там в православном соборе, а после была тайно перевезена в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины дочери - великие княгини Ксения и Ольга Александровны передали святыню главе Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию. Некоторое время святыня находилась в православном соборе Берлина, но в 1932 году, незадолго до прихода к власти в германии фашистов, епископ Тихон передал святыню королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие святыни, в том числе и десницу Иоанна Крестителя, в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. В 1951 году в монастырь прибыли сотрудники специальной службы, изъяли святыни и передали их в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В 1993 году десница Святого Иоанна Крестителя была возвращена верующим. С этого времени святыня пребывает в Цетинском мужском монастыре.

Маршрут путешествия десницы Иоанна Крестителя по России первоначально не включал город Гатчину. Но прихожане домовой церкви Гатчинского дворца настояли на изменении маршрута, и после Петербурга ковчег был перевезен в этот небольшой городок к югу от Северной столицы. К мнению этих прихожан церковные иерархи прислушались не случайно. Во-первых, приход в домовой церкви необычный. Он состоит исключительно из работников музея, которые в свободное время занимаются восстановлением храма. Во-вторых, церемония дарения христианской святыни императору Павлу Первому состоялась именно здесь, в его родовом имении, в любимой этим монархом Гатчине. Дар преподнесли рыцари католического Мальтийского ордена - суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, которым российский император предоставил политическое убежище.

Осенью 1799 года состоялась торжественная передача на вечное владение российским императорам древних христианских святынь. К этому событию Павел Первый приурочил свадьбы двух своих дочерей, Елены и Александры - 12 и 19 октября 1799 года. Павел благословил обеих дочерей мальтийскими святынями, а сам присутствовал на церемониях бракосочетаний в полном облачении Великого Магистра Мальтийского ордена. Это не было лишь знаком признательности дарителям, напротив - осознанным выбором монарха, который счел возможным объединить в своем лице несовместимые титулы православного царя и верховного руководителя католического ордена.

И если сегодня поклонение христианской святыне в православных российских храмах не вызывает удивления, несмотря на то, что первоначально святыня принадлежала рыцарям католического ордена, то принятие православным царем Павлом Первым титула Великого Магистра католического ордена святого Иоанна Иерусалимского, широко известного под сокращенным названием Мальтийский орден, стало одним из самых противоречивых событий русской истории. Это случилось 13 ноября 1798 года. Император Павел I принял этот титул после того, как получил прокламацию с просьбой возглавить орден от 27 октября 1798 года вместо еще правившего Великого Магистра фра Фердинанда фон Гомпеша, которую составили рыцари ордена. Павел предоставил мальтийским рыцарям в России политическое убежище после того, как их цитадель на острове Мальта пала под ударами наполеоновской армии.

Оставаясь православным царем, он принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена и внес его символ - восьмиконечный белый крест - в герб Российской империи. Четыре конца креста символизируют христианские добродетели, а восемь углов - добрые качества христианина. Белый крест символизирует безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны. Мальтийский крест стал также высшей наградой для российских вельмож, носивших его выше всех других орденов и знаков отличия.

Неоднозначно поступок русского царя оценила и католическая церковь. Провозглашение женатого некатолика главой католического монашеского ордена было недействительным, с точки зрения католической бюрократии, и не было признано со стороны Святого Престола, что являлось тогда необходимым условием легитимности. Однако император Павел I был признан многими рыцарями и рядом правительств Европы. В официальной истории Мальтийского ордена он рассматривается как Великий Магистр де-факто, но не де-юре.

Российский период истории Мальтийского ордена оказался недолгим и завершился вскоре после кончины Павла Первого. Ночью 12 марта 1801 года император был убит. Александр I никогда не пытался стать Великим Магистром ордена. Оба учрежденные Павлом Великие Российские Приорства (подразделения ордена в России) представили Папе Римскому Пию VII четырех кандидатов на пост Великого Магистра, и 9 февраля 1803 года новым Великим Магистром стал итальянец фра Томмази. 20 января 1817 года Александр I контрассигновал резолюцию Совета Министров, в соответствии с которой сам Суверенный орден Святого Иоанна Иерусалимского в России объявлялся несуществующим. На этом Суверенный Мальтийский орден закончил свое пребывание в России. Российские дворяне прекращают ношение мальтийских крестов выше всех других наград, а его изображение навсегда исчезает из российского герба.

Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты ведет свою историю с госпиталя в Иерусалиме, который основали несколько купцов из Амальфи, города на южном побережье Италии, между 1023 и 1040 годами, незадолго до Великой схизмы 1054 года, разделившей христиан на католиков и православных. Госпиталь состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и женщин. При нем была сооружена церковь Марии Латинской, а День поминовения Иоанна Крестителя отмечался как самый торжественный праздник. Поэтому рыцарей ордена в дальнейшем стали называть иоаннитами. Главной их заботой было создание странноприимных домов во многих городах Палестины. Нуждавшимся там раздавали хлеб, одежду, предоставляли кров. После взятия Иерусалима остатки крестоносцев на первых порах нашли приют на Кипре (с 1291-го по 1310 годы), затем орден на 214 лет обосновался на Родосе, где превратился в маленькое суверенное государство, затем рыцарям был передан во владение остров Мальта, где располагалась их штаб-квартира до той поры, пока их оттуда не выбил Наполеон. Тогда рыцари нашли покровительство в лице российского императора.

Но и 200 лет спустя следы пребывания Мальтийского ордена в России можно обнаружить то там, то тут. Самым ярким художественным символом того времени стал Приоратский дворец в Гатчине, возведенный архитектором Николаем Львовым из землебитных кирпичей. Дворец, как и сама история союза православного императора с Мальтийским орденом, таит немало загадок. На любого, кто его видит, он производит "завораживающее" впечатление.

Автор проекта реставрации дворца Ирина Любарова попыталась разгадать причину столь сильного эмоционального впечатления дворца на зрителей и доказала, что он построен с использованием пропорций "золотого" сечения. Дворец абсолютно асимметричен, однако воспринимается человеческим глазом как очень гармоничный архитектурный ансамбль. Высотная доминанта дворца - башня соответствует общей ширине постройки. Башня фокусирует напряжение, растущее от озерной глади у стен дворца к постройкам, двору, крышам, соотношения соседних элементов при этом строятся по ряду Фибоначчи. Философская составляющая архитектурного ансамбля, по мнению Ирины Любаровой, символизирует отношения между "Да" и "Нет", "башни" и "не башни", присутствия и отсутствия, высот и провалов. Приор так и не побывал в своей резиденции.

Благодаря изучению истории Мальтийского ордена в России историк и известный литературовед-пушкинист Михаил Сафонов выдвинул новую версию причины дуэли Александра Сергеевича. Ключ к новой версии Сафонов нашел в хорошо известном всему литературному сообществу пасквиле, который получил поэт незадолго до гибели, и напрямую связанном с ней. Ученый перевел французский тест иначе, чем это было принято, и обнаружил, что его автор хорошо знал тонкости терминологии мальтийцев и практику католической церкви, а кроме того, был человеком русским, так как писал французский текст по русским калькам. Эти три фактора сузили круг потенциальных авторов пасквиля, при этом исключили из него Геккерена, которого прежде было принято считать автором смертельно оскорбивших Пушкина строк. Кроме того, версия Сафонова отводит подозрения в неверности, а как следствие и причину дуэли, от жены поэта красавицы Натали. В переводе Сафонова Пушкин назван не магистром ордена Рогоносцев, а магистром ордена неверных супругов. Исследователь считает, что автор пасквиля мог подразумевать неверность самого поэта, а не его жены.

Помимо художественной культуры, религии и архитектуры история мальтийских рыцарей укоренилась в сознании любителей реалити-шоу. Возрождение традиций дореволюционной России, когда ее граждане вдруг стали вспоминать о своем княжеском и графском происхождении, повлекло и появление огромного количества самозванцев, в том числе и самозваных мальтийских рыцарей. Располагающийся ныне в Риме Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты основал "Комитет по фальшивым орденам", рассказал "Парламентской газете" полномочный посол Суверенного Мальтийского Ордена в России Петер Канизиус фон Канизиус. Он назвал 8 самозваных "орденов Святого Иоанна Иерусалимского", в настоящее время осуществляющих свою деятельность также в Российской Федерации, на Украине, в Эстонии и Молдавии. Он отметил, что "эти и другие самозваные "ордена Святого Иоанна Иерусалимского" имеют общую черту - они хотят использовать в своих собственных целях историю, доброе имя, престиж и статус субъекта международного права Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (Суверенного Мальтийского ордена). Некоторые из этих структур иногда меняют свои названия или свое местонахождение и, таким образом, вносят еще большую неразбериху в общую пеструю картину самозваных "орденов". Суверенный Мальтийский орден решительно принимает все меры, чтобы разоблачить и остановить деятельность самозваных "Великих Магистров", "Великих Приоров", "Приоров" и их самозваных "орденов Святого Иоанна" всеми законными и уместными способами.

Наталия Михальченко

В Музее Арктики и Антарктики хранится фотография проводов ледокольного парохода "Александр Сибиряков" в Архангельске 28 июля 1932 года - набережная полна народа. Это было время концентрации усилий государства на новом направлении - освоении Арктики. О полярниках рассказывали передовицы газет, на борт "Сибирякова" в легендарный рейс взяли художников Льва Канторовича и Федора Решетникова, фотографа и оператора Петра Новицкого, режиссера и оператора Марка Трояновского, журналиста Владимира Шнейдерова - будущего первого ведущего "Клуба кинопутешественников".

Решетников, известный любому школьнику по картине из букваря "Опять двойка", терпеливо выслушал два отказа Шмидта в просьбе взять его в экспедицию. Помогло лишь его упорство: до выхода в море Федор увешал целую стену в кают-компании "Сибирякова" веселыми карикатурами, возле которых останавливались члены экспедиции, включая Шмидта и руководителя научной части экспедиции Владимира Визе, и хохотали от души. Работы Решетникова и Канторовича, фильмы Трояновского, с десяток книг участников экспедиции позволяют восстановить ход экспедиции чуть ли не по минутам и почувствовать ее атмосферу.

"Александр Сибиряков" стал первым в мире судном, которое прошло Северным морским путем из Архангельска на Дальний Восток за одну навигацию. Об этом мечтали мореходы со второй половины XIX века. В 1878–79 годах совершить переход за одну навигацию попытался шведский исследователь Арктики Адольф Норденшельд на судне "Вега", но вынужден был зазимовать, немного не дойдя до Берингова пролива. Пока он собирал на одном из островов ботаническую коллекцию, льды полностью закрыли проход. Российская гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) в 1910–1915 годах на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" несколько раз пыталась пройти трассу и возвращалась, зимовала, затем снова пыталась дойти из Владивостока в Архангельск и, наконец, дошла - в 1915 году.

Решить задачу смогла советская экспедиция во главе с Отто Шмидтом в 1932 году.

Ледовая обстановка

"Рейс был сопряжен с определенным риском, тем более что "Александр Сибиряков" был пароходом достаточно слабеньким, - рассказывает Сергей Фролов, руководитель лаборатории ледового плавания Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета. - У него была всего одна паровая машина - порядка двух тысяч лошадиных сил. Для сравнения: современный атомный ледокол имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил, научно-экспедиционное судно "Академик Трешников" - 16,8 тысяч лошадиных сил. Было очень мало данных о ледовой обстановке. То, что мы сейчас называем гидрометеорологическим обеспечением, отсутствовало. Судоводители имели мало опыта проводки судов во льдах".

В составе авиагрупп ледовой разведки в то время были в основном гидросамолеты, которые базировались на судах. Самолет садился на воду, потом его краном поднимали на палубу. Гидросамолет, который должен был осуществлять ледовую разведку во время рейса, потерпел аварию, и идти приходилось исходя из собственных наблюдений с борта судна.

В 30-х годах ХХ века намечалось первое потепление - кромка льдов отходила на север, это было "что-то похожее на то, что происходит сейчас", рассказывает Сергей Фролов. Но присутствовала и межгодовая изменчивость: "Сибиряков" в 1932 году прошел трассу, а "Челюскин" в 1934 году был раздавлен льдами и потонул.

Поломка винта и дрейф

Подойдя к архипелагу Северная Земля, участники экспедиции обнаружили, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами. А к северу - открытая вода. Так "Сибиряков" впервые в истории мореплавания обогнул архипелаг с севера. Второй обход архипелага не ледоколом состоялся лишь в 1995 году, спустя 63 года. "Я участвовал в этой экспедиции. На пароходе "Кандалакша" с японцами мы обошли Северную Землю с востока на запад в рамках международной программы "Северный морской путь", - говорит Сергей Фролов.

В Чукотском море ледовая обстановка стала осложняться. "Лед - это был наш враг, и чем тяжелее становилась борьба с ним, тем сильнее мы его ненавидели", - написал Владимир Визе в книге "На "Сибирякове" - в Тихий океан". В районе Колючинской губы экспедиции стали попадаться нагромождения льдин.

"Это была полоса битого льда, - объясняет Сергей Фролов. - Тогда применялась тактика прибрежного плавания. Считалось, что чем дальше на Север, тем лед тяжелее. Потом только выяснилось, что иногда лед прижимает к берегу, а севернее есть пространство с чистой водой. У команды "Сибирякова" не было информации, где находится лед".

Пароход пытались вести малым ходом, при котором удар винта о льдину не так силен. Но при работе машины на малом ходу судно вовсе не двигалось вперед: лед был очень тяжелый. В конце концов винт был окончательно сломан об лед. Это случилось 18 сентября, когда судно прошло 3500 миль, а до Берингова пролива оставалось около сотни.

Самый драматический момент похода Владимир Визе описал так: "Раздается ужасный треск - такого мы еще не слыхали - потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного винта, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. "Сибиряков" перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров. Я сел за пианино в кают-компании и стал играть "Князя Игоря".

"Нет худа без добра"

Вопрос о направлении дрейфа стал для экипажа практически вопросом жизни и смерти. Все изменения дрейфа, ветра и состояния льдов регистрировались каждый час. В таком режиме еще никто прежде не работал. О господствующих течениях в Чукотском море к тому моменту почти ничего не было известно.

"Нет худа без добра" - записал я в тот день в свой дневник, - пишет Визе. - Наш дрейф даст интересный материал для суждения о режиме течений в Чукотском море, который мы без потери винта, конечно, не добыли бы". Гидробиологи тоже пользовались новыми возможностями и опускали специальную ловушку, которая приходила иногда с богатым уловом. Охотники бродили по льдам в поисках зверя, но почти всегда возвращались с пустыми руками. Только один раз они добыли нерпу - она стала добычей медвежонка, который был на "Сибирякове".

Вначале скорость дрейфа составляла около 0,6 мили в час. Мимо отвесных скал мыса Сердце-Камень пароход несло уже со скоростью около 5 миль в час. За трое суток "Сибиряков" продрейфовал 45 миль в сторону Берингова пролива. До мыса Дежнева оставалось еще 60 миль, когда скорость дрейфа стала уменьшаться, и с 21 сентября пароход потащило в обратную сторону. Арктика грубо нарушила расчеты сибиряковцев, которые высчитали, что дрейфовать осталось четыре дня. Встали на якорь, но это помогло ненадолго: как только на цепь якоря навалилась льдина помощней, судно стало дрейфовать со скоростью окружающего льда.

Ледокольный пароход "Александр Сибиряков"

Судно построено на английских верфях в 1909 году под именем "Беллавенчур", использовалось для промысла тюленей. В 1915 году приобретено Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море и переименовано в честь предпринимателя и исследователя Сибири Александра Сибирякова. В Великую Отечественную судно работало как снабженец, на нем установили легкое вооружение. 26 августа 1942 года судно в ходе боя с тяжелым немецким крейсером "Адмирал Шеер" загорелось и затонуло. Команда частично погибла, 13 человек были взяты в плен, кочегар Павел Вавилов спасся на острове Белуха.

Место гибели "Сибирякова" удалось обнаружить лишь в 2014 году. На корпусе ледокольного парохода была закреплена мемориальная табличка в память о погибших моряках

Продолжение

Под парусами и северным сиянием

27 сентября давление стало расти, подул северо-западный ветер и вокруг судна стали образовываться разводья. Парусов на "Сибирякове" не было, но нашлись большие брезенты, служившие для прикрытия трюмных люков. Их натянули, и пароход пошел по разводьям со скоростью полуузла. Настроение у всех стало самое бодрое, и "запсиховавшие" сразу превратились в ярых оптимистов, писал Визе. "Сибиряков" двигался хоть и медленно, но самостоятельно.

Именно этот выход под парусами запечатлен на фреске в Музее Арктики и Антарктики. Участвовавший в экспедиции художник Лев Канторович изобразил на гравюре судно с самодельным парусным вооружением в окружении северного сияния. Сергей Фролов отметил, что решение с парусами удалось осуществить еще и потому, что значительная часть команды была из Архангельска. "А у поморов умение управляться с парусами на генетическом уровне", - говорит он.

Погода переменилась 29 сентября, и пароход быстро потащило на юг. На следующий день исследователи увидели мыс Дежнева. "Вот мы огибаем последнюю льдину и выходим, наконец, на чистую воду, - писал Визе. - Мы свободны! Мы победили! Из груди сибиряковцев вырывается могучее ура и разносится по морскому простору. С бака салютуют ружейными залпами".

Первый "северо-восточный проход" в одну навигацию закончился 1 октября. В 15 часов 10 мин к пароходу подошел буксир "Уссуриец".

На буксире "Александр Сибиряков" двигался еще месяц по Тихому океану до японской Иокогамы, где встал на ремонт. При подходе к Петропавловску-на-Камчатке Отто Шмидт получил правительственную телеграмму: "Горячий привет и поздравление участникам экспедиции, успешно разрешившим историческую задачу сквозного плавания по Ледовитому океану в одну навигацию. Сталин, Молотов, Ворошилов, Янсон".

После двухнедельного пребывания в Токио участники экспедиции вернулись в Москву и Ленинград через Владивосток, а судно, получив новый винт, покинуло Японию 1 января 1933 года. Обогнув южным путем Евразию, пароход 7 марта прибыл в Мурманск. "Сибиряков" стал вторым судном, обошедшим вокруг всего материка. "Вега" Норденшельда затратила на этот путь 672 дня, "Сибиряков" - 223.

Выводы, которые сделали участники экспедиции, стали программой развития Арктики, реализованной достаточно быстро. Они состояли в том, что Северный морской путь может быть использован для практического мореплавания на всем протяжении, но необходимо создать и применять специальные суда, которые могут активно бороться со льдами. Один ледокол должен находиться в районе Таймырского полуострова, а другой в Чукотском море.

Для ледовой разведки должны быть устроены авиабазы. Небольшие самолеты должны находиться на головных судах караванов. На Северном морском пути должно быть устроено несколько топливных баз. Следует детально изучить ледовый режим арктических морей. Планирование навигации должно основываться на долгосрочных ледовых прогнозах.

Главсевморпуть

Поход "Сибирякова" стал спусковым крючком для освоения Севморпути, считает Сергей Фролов. "Дело шло к тому, но именно поход "Сибирякова" запустил процесс", - говорит ученый. По его словам, этот поход был очень наукоемким. "Командой "Сибирякова" проведен сбор первичных данных о течениях, о температурах воды и воздуха, синоптические, геологические, гидрографические исследования", - рассказывает Фролов.

Важным итогом экспедиции стало создание межведомственной структуры по развитию Арктики - Главсевморпути. С момента ее создания, 17 декабря 1932 года, структуру возглавлял руководитель экспедиции на "Александре Сибирякове" Отто Шмидт.

"Развитие познаний Арктики и потребность в перевозке грузов на момент похода "Сибирякова" достигли пиковых значений, - говорит Сергей Фролов. - Развитие Арктики отвечало геополитическим интересам государства: это была новая трасса, на которой наша страна могла устанавливать свои правила и быть монополистом. Был и чисто хозяйственный интерес - было что возить, и военный - надо было защищать свои территории с севера".

Главное управление Северного морского пути отвечало за народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. Главсевморпуть объединял все: сельское хозяйство, транспорт, промышленность, образование, и на каком-то этапе возник переизбыток функций. По мнению Фролова, это было логично, так как арктические условия приближены к армейским: это постоянная опасность, экономические риски, чувствительность северной природы к неосторожному воздействию.

Переизбыток функций Главсевморпути привел к их постепенной передаче другим ведомствам в послевоенный период и к расформированию самой структуры.

"Сейчас воссоздание Главсевморпути невозможно, - считает Сергей Фролов. - Принципы организации хозяйственной деятельности другие. Ведущие пароходства, которые работали на трассе - Мурманское, Дальневосточное - сейчас стали частными и сами решают, что им выгоднее возить и куда". По мнению ученого, некоторый опыт Главсевморпути можно вновь взять на вооружение. Элементом такого подхода он считает воссоздание единой администрации Севморпути, которая находится в Москве. Также Фролов считает, что нужно существенно усилить гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение трассы, так как на ней остается еще много неизученного.

Эксперт не согласен с часто звучащим сейчас тезисом: "Россия возвращается в Арктику". "Россия оттуда никуда не уходила, - говорит он. - В какой-то момент было присутствие чуть поменьше, проекты закрывались, но цикл наблюдений оставался непрерывным".

Наталия Михальченко, Алина Имамова

Рука, крестившая Христа

Крупнейшим событием лета этого года для российских христиан стало пребывание ковчега с десницей святого Иоанна Крестителя. Святыне поклонились миллионы верующих. Ковчег давно вернулся в Черногорию в Цетинский монастырь, а память истинных христиан вновь и вновь возвращается к встрече с десницей, которая крестила Иисуса Христа. Наша газета не обошла вниманием это великое событие. Теперь, когда страсти улеглись, давайте ещё раз перелистаем страницы истории святыни, а также вспомним малоизвестные факты из истории России, с нею связанные.

Нетленную руку Иоанна Предтечи принес евангелист Лука из Севастии, где было погребено тело Пророка его учениками, в Антиохию, а позднее и в Халхидон. В X веке десницу перенесли в Константинополь, где она и пребывала более пяти столетий. После падения Константинополя в 1453 году святыня оказалась во владении мусульман.

В 1484 году по смерти завоевателя Константинополя Мехмеда II его сын султан Баязид II, руководствуясь политическими целями, передал в дар Мальтийскому ордену величайшую святыню христианства - правую руку святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 1799-1913 годах святыней владела российская императорская семья, после того как мальтийские рыцари передали ее в дар императору Павлу Первому. 13 октября 1919 года граф Павел Игнатьев, министр народного просвещения Российской империи, вывез их в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время она находилась там в православном соборе, а после была тайно перевезена в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины дочери - великие княгини Ксения и Ольга Александровны передали святыню главе Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию. Некоторое время святыня находилась в православном соборе Берлина, но в 1932 году, незадолго до прихода к власти в германии фашистов, епископ Тихон передал святыню королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие святыни, в том числе и десницу Иоанна Крестителя, в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. В 1951 году в монастырь прибыли сотрудники специальной службы, изъяли святыни и передали их в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В 1993 году десница Святого Иоанна Крестителя была возвращена верующим. С этого времени святыня пребывает в Цетинском мужском монастыре.

Маршрут путешествия десницы Иоанна Крестителя по России первоначально не включал город Гатчину. Но прихожане домовой церкви Гатчинского дворца настояли на изменении маршрута, и после Петербурга ковчег был перевезен в этот небольшой городок к югу от Северной столицы. К мнению этих прихожан церковные иерархи прислушались не случайно. Во-первых, приход в домовой церкви необычный. Он состоит исключительно из работников музея, которые в свободное время занимаются восстановлением храма. Во-вторых, церемония дарения христианской святыни императору Павлу Первому состоялась именно здесь, в его родовом имении, в любимой этим монархом Гатчине. Дар преподнесли рыцари католического Мальтийского ордена - суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, которым российский император предоставил политическое убежище.

Осенью 1799 года состоялась торжественная передача на вечное владение российским императорам древних христианских святынь. К этому событию Павел Первый приурочил свадьбы двух своих дочерей, Елены и Александры - 12 и 19 октября 1799 года. Павел благословил обеих дочерей мальтийскими святынями, а сам присутствовал на церемониях бракосочетаний в полном облачении Великого Магистра Мальтийского ордена. Это не было лишь знаком признательности дарителям, напротив - осознанным выбором монарха, который счел возможным объединить в своем лице несовместимые титулы православного царя и верховного руководителя католического ордена.

И если сегодня поклонение христианской святыне в православных российских храмах не вызывает удивления, несмотря на то, что первоначально святыня принадлежала рыцарям католического ордена, то принятие православным царем Павлом Первым титула Великого Магистра католического ордена святого Иоанна Иерусалимского, широко известного под сокращенным названием Мальтийский орден, стало одним из самых противоречивых событий русской истории. Это случилось 13 ноября 1798 года. Император Павел I принял этот титул после того, как получил прокламацию с просьбой возглавить орден от 27 октября 1798 года вместо еще правившего Великого Магистра фра Фердинанда фон Гомпеша, которую составили рыцари ордена. Павел предоставил мальтийским рыцарям в России политическое убежище после того, как их цитадель на острове Мальта пала под ударами наполеоновской армии.

Оставаясь православным царем, он принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена и внес его символ - восьмиконечный белый крест - в герб Российской империи. Четыре конца креста символизируют христианские добродетели, а восемь углов - добрые качества христианина. Белый крест символизирует безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны. Мальтийский крест стал также высшей наградой для российских вельмож, носивших его выше всех других орденов и знаков отличия.

Неоднозначно поступок русского царя оценила и католическая церковь. Провозглашение женатого некатолика главой католического монашеского ордена было недействительным, с точки зрения католической бюрократии, и не было признано со стороны Святого Престола, что являлось тогда необходимым условием легитимности. Однако император Павел I был признан многими рыцарями и рядом правительств Европы. В официальной истории Мальтийского ордена он рассматривается как Великий Магистр де-факто, но не де-юре.

Российский период истории Мальтийского ордена оказался недолгим и завершился вскоре после кончины Павла Первого. Ночью 12 марта 1801 года император был убит. Александр I никогда не пытался стать Великим Магистром ордена. Оба учрежденные Павлом Великие Российские Приорства (подразделения ордена в России) представили Папе Римскому Пию VII четырех кандидатов на пост Великого Магистра, и 9 февраля 1803 года новым Великим Магистром стал итальянец фра Томмази. 20 января 1817 года Александр I контрассигновал резолюцию Совета Министров, в соответствии с которой сам Суверенный орден Святого Иоанна Иерусалимского в России объявлялся несуществующим. На этом Суверенный Мальтийский орден закончил свое пребывание в России. Российские дворяне прекращают ношение мальтийских крестов выше всех других наград, а его изображение навсегда исчезает из российского герба.

Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты ведет свою историю с госпиталя в Иерусалиме, который основали несколько купцов из Амальфи, города на южном побережье Италии, между 1023 и 1040 годами, незадолго до Великой схизмы 1054 года, разделившей христиан на католиков и православных. Госпиталь состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и женщин. При нем была сооружена церковь Марии Латинской, а День поминовения Иоанна Крестителя отмечался как самый торжественный праздник. Поэтому рыцарей ордена в дальнейшем стали называть иоаннитами. Главной их заботой было создание странноприимных домов во многих городах Палестины. Нуждавшимся там раздавали хлеб, одежду, предоставляли кров. После взятия Иерусалима остатки крестоносцев на первых порах нашли приют на Кипре (с 1291-го по 1310 годы), затем орден на 214 лет обосновался на Родосе, где превратился в маленькое суверенное государство, затем рыцарям был передан во владение остров Мальта, где располагалась их штаб-квартира до той поры, пока их оттуда не выбил Наполеон. Тогда рыцари нашли покровительство в лице российского императора.

Но и 200 лет спустя следы пребывания Мальтийского ордена в России можно обнаружить то там, то тут. Самым ярким художественным символом того времени стал Приоратский дворец в Гатчине, возведенный архитектором Николаем Львовым из землебитных кирпичей. Дворец, как и сама история союза православного императора с Мальтийским орденом, таит немало загадок. На любого, кто его видит, он производит "завораживающее" впечатление.

Автор проекта реставрации дворца Ирина Любарова попыталась разгадать причину столь сильного эмоционального впечатления дворца на зрителей и доказала, что он построен с использованием пропорций "золотого" сечения. Дворец абсолютно асимметричен, однако воспринимается человеческим глазом как очень гармоничный архитектурный ансамбль. Высотная доминанта дворца - башня соответствует общей ширине постройки. Башня фокусирует напряжение, растущее от озерной глади у стен дворца к постройкам, двору, крышам, соотношения соседних элементов при этом строятся по ряду Фибоначчи. Философская составляющая архитектурного ансамбля, по мнению Ирины Любаровой, символизирует отношения между "Да" и "Нет", "башни" и "не башни", присутствия и отсутствия, высот и провалов. Приор так и не побывал в своей резиденции.

Благодаря изучению истории Мальтийского ордена в России историк и известный литературовед-пушкинист Михаил Сафонов выдвинул новую версию причины дуэли Александра Сергеевича. Ключ к новой версии Сафонов нашел в хорошо известном всему литературному сообществу пасквиле, который получил поэт незадолго до гибели, и напрямую связанном с ней. Ученый перевел французский тест иначе, чем это было принято, и обнаружил, что его автор хорошо знал тонкости терминологии мальтийцев и практику католической церкви, а кроме того, был человеком русским, так как писал французский текст по русским калькам. Эти три фактора сузили круг потенциальных авторов пасквиля, при этом исключили из него Геккерена, которого прежде было принято считать автором смертельно оскорбивших Пушкина строк. Кроме того, версия Сафонова отводит подозрения в неверности, а как следствие и причину дуэли, от жены поэта красавицы Натали. В переводе Сафонова Пушкин назван не магистром ордена Рогоносцев, а магистром ордена неверных супругов. Исследователь считает, что автор пасквиля мог подразумевать неверность самого поэта, а не его жены.

Помимо художественной культуры, религии и архитектуры история мальтийских рыцарей укоренилась в сознании любителей реалити-шоу. Возрождение традиций дореволюционной России, когда ее граждане вдруг стали вспоминать о своем княжеском и графском происхождении, повлекло и появление огромного количества самозванцев, в том числе и самозваных мальтийских рыцарей. Располагающийся ныне в Риме Суверенный Военный орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты основал "Комитет по фальшивым орденам", рассказал "Парламентской газете" полномочный посол Суверенного Мальтийского Ордена в России Петер Канизиус фон Канизиус. Он назвал 8 самозваных "орденов Святого Иоанна Иерусалимского", в настоящее время осуществляющих свою деятельность также в Российской Федерации, на Украине, в Эстонии и Молдавии. Он отметил, что "эти и другие самозваные "ордена Святого Иоанна Иерусалимского" имеют общую черту - они хотят использовать в своих собственных целях историю, доброе имя, престиж и статус субъекта международного права Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (Суверенного Мальтийского ордена). Некоторые из этих структур иногда меняют свои названия или свое местонахождение и, таким образом, вносят еще большую неразбериху в общую пеструю картину самозваных "орденов". Суверенный Мальтийский орден решительно принимает все меры, чтобы разоблачить и остановить деятельность самозваных "Великих Магистров", "Великих Приоров", "Приоров" и их самозваных "орденов Святого Иоанна" всеми законными и уместными способами.

Наталия Михальченко