Святой неофит кипрский о чем молятся. Неофит Затворник, Кипрский, прп. Икона Божией Матери «Ключ разумения»

Ιερά Βασιλική και Σταυροπηγιακή Μονή Αγίου Νεοφύτου , также Монастырь Энклистра , греч. Μονή τῆς Ἁγίας Ἐγκλείστρας ) - ставропигиальный мужской монастырь Кипрской православной церкви , расположенный близ деревни Тала.
Монастырь
Монастырь Святого Неофита
Ιερά Μονή Αγίου Νεοφύτου
34°50′48″ с. ш. 32°26′46″ в. д. H G Я O L
Страна Кипр Кипр
Посёлок Тала
Конфессия Кипрская православная церковь
Епархия ставропигиальный монастырь
Тип мужской
Основатель монах Неофит Затворник
Дата основания XII век
Статус действующий монастырь Кипрской православной церкви
Монастырь Святого Неофита на Викискладе

Монастырь Святого Неофита был основан в XII веке монахом Неофитом Затворником . Монастырь находится на высоте 412 м над уровнем моря, в 10 км к западу от города Пафос .

История

Сведения об основателе монастыря, святом Неофите, носят скорее легендарный характер. В молодости Неофит стал послушником монастыря Святого Иоанна Златоуста на севере острова, стремился стать отшельником, но не получал у настоятеля монастыря разрешения на это из-за своего молодого возраста, совершал паломничества. Получив откровение, монах Неофит вернулся на Кипр и начал жить в горах возле источника реки в 9 км от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он впервые зашёл в пещеру Энклистра, которую выбрал для своего подвижничества .

На протяжении долгого времени монах Неофит без устали работал, вручную увеличивая пещеру, разбивая камень за камнем. В 1160 году работы закончились. Монах-отшельник закрыл все входы в пещеру, оставив только вход со стороны юга. В пещере монах сделал стену, разделив пространство на 2 части. В глубине пещеры Неофитос сделал келью с приготовленной для себя могилой, а возле выхода из пещеры сделал из мраморной плиты святой престол. своё отшельническое жилище он посвятил Святому Кресту .

В начале 1166 года епископ Пафский Василий (Киннамос) предложил Неофиту принять священнический сан и взять себе в помощники учеников. Четыре года Неофит не давал согласия, но в конце концов «сдался». Начиная с 1170 года, его жилище постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем и в монастырь, живущий идеалами отшельничества. В результате в скале появились новые монашеские кельи. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря .

Но жизнь всё более разраставшегося монастыря казалась ему слишком суетной, и в 1197 году он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион», там он и поселился. Наконец он высек в скале собственную могилу и завещал не трогать её до наступления

Сильная молитва об учащихся перед началом учебного года

Учеба - самое важное занятие школьников и студентов. Поэтому ежегодно 1 сентября в праздник Дня Знаний - начала учебного года, во всех православных храмах совершается молебен с призыванием Божиего благословения.

Помимо молебна, Церковью совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума, о понимании детьми учения Слова Божиего.

Как заказать молебен? Каким святым возносится молитва об учащихся?

Сергий Радонежский

Святой помогает достойно учиться, получать хорошие оценки, по окончании школы поступить в ВУЗ.

Варфоломею, так звали будущего инока, тяжко давалось учение, даже при чтении Священного Писания он совершал множество ошибок. Понимая трудности, мальчик всей душой просил Бога помочь ему в учении. И однажды пред ним явился ангел в образе монаха, пообещавший мальчику в скором времени стать самым образованным ребенком в окружении.

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к Тебе с любовию притекающия.Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Родительская молитва и личные молитвословия учащихся

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.

Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих.

И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты - Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Икона Божией Матери «Ключ разумения»

Пред иконой молятся об успехе отроков, при их умственной отсталости.

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва Пророку Науму

Один из пророков, живших в VII веке до Рождества Христова.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва Праведному Иоанну Кронштадтскому

Маленькому Иоанну тяжело давалась учеба и он горячо молился Богу о даровании помощи. Однажды произошло чудо и раскрылся его умственный талант, после чего мальчик успешно понимал и принимал знания, запоминал, читал и писал.

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе -любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе -Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе -Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Собор-ней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва Мученику Неофиту

Чудотворцу Неофиту молятся о просветлении разума.

Мученик Твой, Господи, Неофите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские

Воин Мефодий, познав житейскую суету, ушел в иноки и с усердием исполнял монашеские обеты. Его брат Константин успешно обучался наукам, был воздержанным юношей.

Вскоре он стал священником при одном из Константинопольских храмов, защищал православие в спорах с еретиками и неверными. Позже он ушел к брату на гору Олимп, жил в постничестве, проводя все время в молитве и за чтением книг, затем принял иночество с именем Кирилл.

Вскоре братьям Свыше была открыта славянская азбука. Через некоторое время после изнурительного недуга Кирилл преставился ко Господу, а Мефодий был посвящен в епископы.

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.

Внешний вид входящего в храм

Одежда прихожанина должна быть скромной и чистой. Тон облачения следует выбирать спокойных цветов, «кричащая» одежда в церкви ни к чему. Иногда рекомендуется надевать одежду определенных тонов, к примеру: светлое облачение и красный платок (женщинам) на Пасху, темную одежду в дни Великого поста.

К исповеди и причастию дамам нужно надеть юбку, но ее длина должна быть не выше колена. На кофте или блузе следует избегать декольте и прозрачной ткани. Обувь должна быть удобной, ведь на богослужениях приходится долго стоять.

Мужчинам возбраняется приходить в шортах, майках, спортивных костюмах.

Поведение в храме

В Доме Божием не принято:

  • вести беседы - это отвлекает прихожан от молитвы;
  • молиться и петь вслух, подпевать хору - мешает «соседям» следить за ходом богослужения;
  • возжигать свечи на подсвечнике во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии.

Покупать свечи, заказывать молебны и сорокоусты, приобретать литературу следует накануне Божественной службы, а не во время ее.

Во время соборной молитвы, когда прихожане преклоняют колени, нужно принять ту же позу.

Нельзя держать руки в карманах, жевать жвачку.

Придя в храм с детьми, следует следить за их поведением, не допускать баловства. Нельзя приводить в храм животных и птиц.

Уходить из церкви ранее окончания богослужения неуместно, это могут сделать лишь больные люди и те, кому ранний уход слишком необходим.

Обращение с иконами

При входе в зал церкви следует приложиться к иконе, лежащей в центре на аналое. Обычно это икона праздника или святого, чья память почитается в этот день.

Предварительно следует наложить на себя дважды крестное знамение, поклониться, поцеловать икону и снова перекреститься.

Прихожанину не следует обходить с целованием все иконы храма и иконостаса, это должен делать лишь архиерей.

Добровольные пожертвования

Так называемую жертву (или десятину) прихожане приносят в основном деньгами, продуктами для священнической трапезы и любыми вещами, которые необходимы для жизнедеятельности церкви (вино, ткань, лампадное масло и т.д.).

Среди верующих принято совершать пожертвования как на храм, так и на милостыню нуждающимся, находящимся на паперти.

Сумма пожертвования зависит от достатка прихожанина, никаких строгих правил, определенных сумм и прейскурантов не существует.

Каждому чаду требуется забота. Ему необходимо прививать желание учиться и познавать обычаи и традиции общества. Над этой темой должны трудиться все семьи, особенно православные, и конечно же, не забывать благодарить Господа за помощь и поданные щедроты.

Молитва святому мученику Неофиту.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благо­дать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учите­ли, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их бого­угодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Тропарь святому мученику Неофиту

Мученик Твой, Господи Неофите, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Неофите, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.

Величаем тя, страстотерпче святый Неофите, и чтем честная страдания твоя, иже за Христа претерпел еси.

Популярные молитвы:

Молитва преподобной княгине Евфросинии Московской

Молитва Святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца

Молитвы святому великомученику Никите

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Молитвы преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

Молитва апостолу Фоме

Молитвы святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константина града

Молитва Пресвятой Богородице Знамение

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

Молитва святому мученику Полиевкту

Молитва Святому преподобному Паисию Великому

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

преподобный Неофит, затворник Кипрский

преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134–1219)

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166–1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным – в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, – эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197–1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитва преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оценка 4.5 проголосовавших: 102

Жители Кипра бережно хранят древнейшие православные сооружения, расположенные на их земле, многие из которых и сегодня являются действующими. Одним из них, бесспорно, является монастырь Святого Неофита Затворника. Он имеет огромное социальное и историко-культурное значение для христиан всего мира.

Монастырь Святого Неофита является достопримечательностью, расположенной в округе Пафос, в десяти километрах от одноименного города, которую посещают не только туристы, но и паломники со всего мира.

Святой Неофит

Это один из наиболее почитаемых святых на Кипре. В 1134 году в небольшой деревеньке Като Дрис родился в бедной семье мальчик, который был наречен Неофитом. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, родители задумались о его женитьбе, но юноша не планировал создание семьи. Он хотел посвятить себя служению Богу и мечтал стать монахом.

Молодой человек тайно покинул родительский дом и отправился в монастырь Иоанна Златоуста, расположенный на севере острова. Поскольку Неофит был не обучен грамоте, настоятель доверил ему лишь уход за монастырскими виноградниками. В течение пяти лет юноша совмещал этот тяжелый труд с учебой и, надо сказать, преуспел в обучении. Однако он мечтал о еще более аскетической жизни в удалении от людей.

Однажды он обратился к настоятелю с просьбой разрешить ему стать отшельником, но получил довольно резкий отказ. Мудрый настоятель посчитал, что послушник слишком молод для этого, и порекомендовал отправиться на Святую землю в качестве паломника, где Неофит и провел полгода. Вернувшись в монастырь, Неофит снова заговорил с настоятелем об отшельничестве. И вновь получил отказ.

Окончательно разуверившись в том, что когда-то он получит благословение, Неофит принял решение покинуть монастырь, присоединившись в Малой Азии к монахам-отшельникам. Но и этим планам не суждено было сбыться. Пограничники Пафоса задержали беглеца в порту и заключили его под стражу. К счастью, у Неофита нашлись довольно влиятельные друзья. Они-то и высвободили молодого человека из тюрьмы. С этого самого момента он стал искать уединения на Кипре.

История обители

История монастыря Святого Неофита-Затворника на Кипре началась в 1159 году, когда ищущий уединения молодой монах Неофит выбрал для этого живописнейшее место в окрестностях Пафоса и собственноручно прорубил пещеру в скале. В ней он прожил до конца своих дней. Здесь он жил жизнью затворника: молился, описывал важнейшие исторические события, писал религиозные тексты, которые в дальнейшем сделали его известным во всем христианском мире.

Вскоре появились сторонники его идеи уединения от мирской суеты: к нему стали приходить местные жители, и вскоре он стал их учителем и наставником. Несмотря на то что Неофит до конца жизни проповедовал одиночество, по соседству с его жилищем со временем были возведены храм и монастырь. Нынешний облик обитель обрела в XV веке, а пещера-келья Неофита сохранилась до наших дней.

Храм, расположенный на территории монастыря, был возведен в XVI веке и освящен в честь Богородицы. Сегодня здесь можно увидеть древний деревянный иконостас, который украшает изысканная ручная резьба. Сохранились и фрагменты росписи сводов. Кроме того, великолепные мозаики и фрески, выполненные в элегантном византийском стиле, и в наши дни являются украшением храма.

Монастырь Святого Неофита был разорен турками в 1570 году и долгое время (до середины XVIII века) находился в упадке. Постепенное его возрождение началось лишь в 1611 году, когда ее настоятелем был Леонтий. В это же время монастырь Святого Неофита получил статус ставропигиального - он подчинялся только архиепископу Кипра.

Мощи Неофита были обнаружены в 1756 году. Их перенесли в где и сегодня к ним могут прикоснуться паломники. При монастыре работает музей. В его пяти залах представлена уникальная экспозиция икон, датируемых XII—XIX веками, бесценные рукописи (в том числе и Неофита), книги, списки евангелий и античная керамика.

Монастырь в наши дни

Сегодня в монастыре Святого Неофита на Кипре живут десять монахов. В состав братии входит несколько выходцев из России. Это иноки, решившие посвятить свою жизнь служению Богу на земле Кипра. Нынешний Леонтий проводит огромную работу по изданию трудов Неофита. Часть их переведена на русский язык.

Скит Святого Неофита

Монастырь Святого Неофита в Пафосе с запада, востока и с севера окружают высокие холмы. На восточной стороне самого крупного из них находится скит Неофита, состоящий из церкви Святого Креста с притвором, кельи Неофита и трапезной. Пройти к скиту можно через узенький мостик, который был построен в 1877 году. Келья святого и церковь были расписаны по благословению Неофита в 1183 году. История сохранила имя иконописца. Это Феодор Апсевдис - живописец из Константинополя, что подтверждает автограф, оставленный мастером на северной стене кельи.

Церковные фрески

Самая известная и привлекающая всеобщее внимание фреска церкви расположена над алтарем, который находится в северной части пещеры. На ней изображен Неофит в ангельских одеждах со скрещенными в молитве руками. Он просит архангелов о помощи в том, чтобы быть достойным встречи с Господом.

Еще одна очень выразительная фреска располагается в келье. На ней святой преклонил колени перед Христом, сидящем на троне. С двух сторон от Неофита с молитвой обращаются к Иисусу Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица.

Притвор церкви в древности украшали многочисленные фрески, но до нашего времени из них хорошо сохранилась только «Благовещение Пресвятой Богородицы». В трапезной, которая находится севернее кельи святого, росписи были изготовлены после 1124 года. Сегодня здесь можно увидеть лишь малую часть поврежденных и чудом уцелевших фресок.

Монастырский храм

Католикон является главным Неофата, который был возведен в начале XVI века. Это строение представляет собой базилику, выполненную в венецианском стиле. Боковые приделы отделяют две колоннады, состоящие из четырех колонн. Их украшают псевдокоринфские капителии, характерные для венецианского ренессанса.

До наших дней в храме довольно хорошо сохранились росписи сводов, которые выполнялись в 1544 году. Из росписи свода южного нефа, которая посвящена событиям из жизни Богородицы, уцелели фрески «Рождество Христа», «Молитва Иокима» и «Поклонение Волхвов». В нише апсиды полукруглой формы под изображением св. Сильвестра можно увидеть фреску с изображением ангела, держащего багровую плащаницу. Изображение Святой Троицы в иконографическом западном варианте, привлекает внимание на восточной стороне северного придела.

Иконостас

Это великолепный, один из немногих сохранившихся на острове образцов тончайшей резьбы по дереву, датированный XVI веком. Иконы Богородицы, Христа, двенадцати апостолов, Иоанна Крестителя и архангелов Михаила и Гавриила были написаны в начале XIX века. Иконы небольших размеров, посвященные церковным праздникам, были написаны раньше (1544 г.). Икону Неофита писал известный кипрский мастер Иоанис Коронарос (1806 г.).

Монастырский музей

В восточном корпусе монастыря сегодня можно посетить необыкновенный музей. В его залах представлены иконы, датируемые XII - XIX веками. Необходимо особо выделить среди них лики Богородицы и Христа (1183 г.) работы Апсевдиса, иконы и Михаила (1544 г.) выполненные знаменитым иконописцем Иосифом Хуриса.

У русских паломников вызывает большой интерес среди экспонатов музея поминальный синодик, свидетельствующий о пожертвованиях, которые были собраны в России (1863) на монастырь, изумительная, расшитая золотыми нитями плащаница и малоизвестные иконы.

Ежегодно 15 августа прихожане, братия и паломники отмечают престольный праздник монастыря - Успение Пресвятой Богородицы, а 28 сентября и 24 января являются днями памяти св. Неофита.

Монастырь Святого Неофита: как добраться?

Если вам доведется побывать на Кипре, обязательно посетите эту древнюю обитель. Необходимо объяснить, как попасть в монастырь Святого Неофита. Тала, Емпа, Месоги, Тримитуса (деревни) и город Пафос - ближайшие к нему населенные пункты. Добраться до обители можно по двум дорогам. Одна проходит через Емпу и Тала. Вторая - через Месоги и Тримитуса. Обе дороги неподалеку от монастыря соединяются.

Самостоятельно, не в составе экскурсионной группы, доехать можно на такси или арендованном автомобиле из Пафоса. Следует двигаться по шоссе в сторону деревни Месоги, затем свернуть по указателю налево к деревне Тремитуса. Главная дорога приведет вас к монастырю.

Мы рассказали вам об удивительном месте, в котором хранятся ценнейшие реликвии христиан всего мира. Надеемся, что находясь на Кипре, вы обязательно посетите обитель, чтобы почувствовать атмосферу покоя и умиротворения, царящую здесь, поклониться мощам Святого Неофита.

Одна из самых ярких достопримечательностей Кипра, которую непременно стоит посетить, – монастырь Святого Неофитоса. Сейчас он представляет собой комплекс монастырских построек, расположенных в живописнейшем месте на высоте более 400 м над уровнем моря. Со скалы, на склонах которой расположен утопающий в зелени монастырь, открывается замечательный вид на Средиземное море.

Но туристов сюда привлекают не только красоты, но и желание почтить память великого кипрского святого – Неофитоса. Два раза в год – в день упокоения святого, 24 января, и в день обретения его мощей, 28 сентября, – на территории монастыря проходят торжественные литургии и устраиваются народные ярмарки.

История монастыря началась в XII веке. К юному Неофитосу, родившемуся в 1134 году в деревне Лефкара в 11 км от Ларнаки, пришло осознание, что его предназначение – поиск пути к Богу. И несмотря на то, что родители его обручили с местной девушкой, он тайно покинул дом и ушел в монастырь. Его вернули домой, но он таки убедил мать и отца, что должен посвятить свою жизнь Богу.

Неофитус принял постриг и совершил паломничество к святым местам Кипра и на Святую землю, в Иерусалим. Он хотел стать аскетом-отшельником где-нибудь в Малой Азии, вдали от мирской суеты, и закалял свои волю и тело.

Но покинуть Кипр ему не удалось, и 25-летний Неофитос уединился в пещере на краю скалы, где устроил себе келью и из мраморной плиты возвел святой престол. В пещере, посвященной им Святому Кресту, он молился и работал.

В народе Неофитоса прозвали Затворником. В желанном одиночестве он провел 11 лет. Но епископ Пафоса рукоположил его в сан священника и уговорил взять учеников. В скале были вырублены еще несколько келий, и жилье Неофитоса превратилось в скит монахов-отшельников. Здесь же была обустроена и церковь Честного Креста, ставшая основой монастыря. Временем основания монастыря называют 1170 год.

Неофитос разработал монастырский устав и занялся написанием сочинений. Чтобы пополнить свои знания, он изучал книги, взятые у епископов. Поскольку Неофитос не владел церковным стилем того времени, его творения написаны на кипрском диалекте греческого разговорного языка.

Благодаря большому писательскому наследию, оставленному Неофитосом, он стал одним из величайших греческих авторов средневекового Кипра. Большую часть своих произведений Неофитос написал в другой пещере, которую он вырубил в 1197 г. над церковью, чтобы опять-таки остаться в одиночестве. Он выходил лишь по воскресеньям для бесед со своими учениками. Из пещеры он следил за тем, как возводят и расписывают монастырь.

В 1214 г. он в последний раз отредактировал свой устав «Завещание», а после 1220 г.

Монастырь Святого Неофита

о Неофитосе уже нет никаких упоминаний. Есть свидетельства, что он умер в 1219 г. или в 1224 г. и был похоронен в могиле, которую подготовил себе сам. С веками могила затерялась, и лишь счастливый случай помог ее обнаружить в 1756 г. Останки Неофитуса были перенесены в монастырскую церковь.

Святого Неофитоса почитают как одну из самых выдающихся личностей среди кипрских монахов XII в. Ныне монастырь Святого Неофитоса – действующий мужской монастырь Православной Церкви Кипра. Возрождение монастыря относят к середине XVIII в. – после того, как сюда были перенесены мощи Неофитоса. С 1570 года – со времени, когда монастырь был разорен турками, он находился в упадке.

Сейчас в одном из монастырских корпусов устроен музей, в котором хранятся рукописи Неофитоса, собрание старинных икон, религиозных книг, керамики. Стоит обратить внимание на фрески, выполненные на стенах пещер еще при жизни Нефитоса.

Полезная информация

Где находится монастырь св. Неофита Затворника

Адрес монастыря св. Неофита Затворника (оригинальное название - Saint Neophytos Monastery) следующий: Saint Neophytos Monastery, Tala Village, Пафос, Кипр.

Как добраться до монастыря св. Неофита Затворника

Монастырь находится в 10 км от Пафоса. К монастырю привезет автобус № 604, который отправляется от станции Каравелла.

Режим работы монастыря св. Неофита Затворника

С мая по октябрь музей открыт с 9:00 до 18:00. С ноября по апрель – с 9:00 до 16:00. С 13:00 до 14:00 перерыв.

Стоимость входного билета

На территорию монастыря вход бесплатный. Вход в монастырь и музей стоит 2 евро.

Монастырь Святого Неофитоса на карте Пафоса

Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.

Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».

Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.

Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика. В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамом (1166-1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника. Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем - в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.

Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря.

Монастырь преподобного Неофита Затворника, Пафос

Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий - Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений.

Но так как образование его не было законченным - в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, - эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.

Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.

Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста - Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава - «Завещание».

После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств.

Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.

Молитва преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому

О великий угодниче Божий, преподобне отче наш Неофите, славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление от нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Всеблагомощным предстательством твоим укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти алчущих, напой жаждущих, воодушеви юношей к светлым подвигом стремящихся, вразуми родителей в воспитании детей своих, сохрани младенцев от всяких бед и утверди в духовной правде мужей и воинов. К тебе убо припадаем и тебе просим: молися, преблаженне Неофите, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, да в покаянии невозбранно прейдем от земли на небо, мытарств горьких и вечныя муки избавльшеся, и Небеснаго Царствия наследники стати возможем со всеми преподобными от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 1

Земли Кипрския затворниче и чудотворче явился еси, Богоносне Неофите, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Неофиту, затворнику Кипрскому, глас 3

Земных и тленных наслаждений презревше яве, преблаженне отче Неофите, пустыни Кипрския явился еси ангел непорочен, молитвою, постом и покаянием Небесныя обители достиг, и с лики преподобных веселишися, темже чтуще память твою, вопием ти прилежно: от бед нас избави, отче преподобне.

Монастырь Святого Неофита Затворника

Остров Кипр славится и гордится своими монастырями. Это исторические и культурные памятники, места паломничества многих христиан. Один из интереснейших монастырей – монастырь Святого Неофита Затворника – не был построен как большинство сооружений: его изначально выдалбливали в скале.

История монастыря

Затворник Неофит считается самой известной и уважаемой фигурой средневекового монашества Кипра. Он с 18 лет был учеником в монастыре Иоанна Златоуста, а позднее стал паломником и основал монастырь в 1159 году. Изначально, он поселился в местах Пафоса отшельником и вырубил себе пещеру и алтарь. Через 11 лет к нему стали приходить ученики, их становилось все больше, так в 1187 году появилась первая обитель. Неофит сам написал устав монастыря, а позднее решил вернуться к уединенному образу жизни и создал себе новую келью – Новый Сеон, еще выше над общиной.

Более существенное строительство монастыря развернулось лишь в XV веке, появились арочные галереи и большой внутренний двор. В этот период была построена основная церковь, которую назвали в честь Девы Марии. В монастыре сохранили маленький сад, по преданию первые деревья посадил сам Святой Неофит.

Монастырь Святого Неофита затворника на Кипре

В помещениях монастыря, кельях и галереях вы увидите красивые фрески: часть из них очень красочная, а часть – в строгом христианском стиле.

Монастырь сегодня

Монастырь ежедневно принимает туристов и паломников со всех концов света. Но особыми днями в монастыре Святого Неофита Затворника считаются 24 января и 28 сентября, когда отмечают дни поминовения святого. В эти дни на обозрение приехавших посетителей выставляют мощи Святого Неофита Затворника.

В монастыре очень много келий, украшенных резными дверями и сундуком у входа в каждую. В саду уже в наши дни посажены розы, а в большой клетке живут различные птицы.

Как попасть в монастырь Святого Неофита Затворника?

Монастырь расположен в 10 км от города Пафос, у скалы высотой 412 метров над уровнем моря. От Пафоса туда ежедневно направляется рейсовый маршрутный автобус № 604. Посетив монастырь, вы совершите для себя две экскурсии: сможете побывать в самих пещерах, где жил Неофит и побываете в действующем монастыре.

Также можно доехать на автомобиле, монастырь расположен недалеко от деревни Тала. В зимнее время экскурсии по монастырю проводят ежедневно с 9 утра и до 16:00. Летом – с 9:00 до 18:00, причем, с часу до двух законный обед. Стоимость посещения символическая: всего €1. Учитывайте, один билетик дает вам право входа и в монастырь, и в верхние пещеры, не выкидывайте его.

Любая фото- и видеосъемка на территории монастырского комплекса запрещена.

  • Адрес: Paphos, Cyprus
  • Сайт: stneophytos.org.cy
  • Конфессия: Кипрская православная церковь
  • Епархия: ставропигиальный монастырь
  • Тип: мужской
  • Основатель: монах Неофит Затворник
  • Дата основания: XII век
  • Статус: действующий монастырь Кипрской Православной Церкви

Пафос — достопримечательности:Все достопримечательности Пафос

Председатель кипрского отделения ИППО Буланов Л. А. отправил свою статью о Неофите Затворнике в журнал «Наука и Религия» и газету «Вестник Кипра» и на сайт ippoinfo.ru ippo.ru. Данная статья с фото и иконой купленной в монастыре святого Неофита Затворника.

Монастырь святого Неофита Затворника
Главная паломническая достопримечательность округа Пафос — монастырь св. Неофита Затворника (Agios Neofytos) — находится в 10 километрах к северо-западу от города Пафос. Добратся до монастыря св. Неофита из Пафоса можно двумя дорогами. Первая проходит через селение Емпа (Empa) и Тала (Tala) . Вторая — через деревни Месоги (Mesogi) и Тримитуса (Tremitxousa) . Обе эти дороги соединяются недалеко от монастыря. Из монастыря, расположенного на высоте 412 метров над уровнем моря, открывается великолепный вид на водный простор и город Пафос.
Святой Неофит Затворник
Св. Неофит — один из почитаемых и любимых святых на Кипре. Житиё его подтверждает, что это был дествительно великий человек. Неграмотный юноша из деревни стал не только основателем одного из самых известных монастырей на острове, но плодовитым писателем средневизантийского периуда. Св. Неофит родился в 1134 году в маленькой деревне Като Дрис недалеко от Лефкары на севере округа Ларнака в большой и бедной крестьянской семье. Уже с ранних лет он избрал монашенское поприще. Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили его женить. Юноша тайно покинул отчий дом и стал послушником монастыря св. Иоанна Златоуста на севере острова у горы Кутсовенди. Поскольку Неофит был неграмотен, настоятель монастыря Максим дал ему послушание возделовать монастырские виноградники. В течение пяти лет он совмещал тяжёлый труд с учением. За эти годы он овладел грамотой и письмом, изучил Священное Писание и наизусть выучил Псалтырь.
Упорство и преданность вере Неофита были замечены, его назначили помошником ризничего, и два года он исполнял это послушание. Проживание в монастыре укрепило его стремление к аскетической жизни, и он просил у настоятеля разрешения стать отшельником. Неофит был ешё молод, и настоятель отказал ему. Тогда с благословения настоятеля он совершил поломничество на святую землю, где провёл в скитаниях полгода, безуспешно пытаясь найти отшельника, который взял бы его в ученики. После возвращения в монастырь св. Иоанна Златоуста он снова просил настоятеля разрешения стать аскетом, и снова получил отказ. Тогда Неофит решил покинуть монастырь и отправиться в Малую Азию на гору Латрос, где жили монахи — отшельники. В порту Пафоса Неофита арестовали как беглеца и посадили в тюрьму. После ходатайства влиятельных знакомых он был вскоре отпущен и решил искать уединения на Кипре.
В 1159 году недалеко от пафоса он нашёл небольшую пещеру. За год упорных трудов Неофит устроил в ней небольшую церковь — скит Энклестра и келью, в которой вырыл для себя могилу. Позднее он вырубил в скале рядом с кельей трапезную и освятил весь скит во имя Святого Креста. Семь лет провёл Неофит в одиночестве, молитве и аскетических подвигах.
Постепенно слухи о праведном затворнике распространились по окрестным деревням, и дошли до епископа Пафоса Василия Киннамоса. В начале 1166 года Василий Киннамос предложил Неофиту принять священнический сан и взять к себе в помощники учеников. После четырёхлетнего сопротивления отшельник, наконец, согласился. Монастырь начал расти, число монахов увеличивалось, в скале появились кельи. Постоянный приток посетителей в скит мешал уединённой жизни Неофита, и в 1197 году он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион». Чтобы участвовать в богослужениях, он устроил над церковью скита ещё одну келью — «Святилеще», которая соединялась с церковью прямоугольным лазом. С тех пор он приходил к своим ученикам для беседы и наставления только по воскресеньям, проводя жизнь в постах, писательском труде и молитвах в затворе.
Дата смерти святого неизвестна. Произошло это после 1214 года, когда он закончил свой знаменитый «Ритуал таинства», котоый хранится в библиотеке Эдинбурга в Шотландии. Согласно воле святого, он бы похоронен в могиле, которую сам себе приготовил, а отверстие, сделанное для того чтобы поместить гроб в могилу, перекрыли стеной, чтобы её небыло видно. Со временем точное место погребения святого было забыто.
История монастыря
Дальнейшая история монастыря св. Неофита во много схожа с историей других кипрских обителей. В 1503 году усилиями настоятеля был возведён новый храм монастыря в 100 метрах от скита св. Неофита. В 1570 году монастырь разграбили турки. После выхода фирма (указа) турецкого султана Мурата монастырь св. Неофита, как и некоторые другие обители острова, был продан, и монахи покинули его. Возрождение обители началось в 1611 году при настоятеле Леонтии. Тогда же монастырь получил статус ставропигиального (подчиняющегося только архиепископу Кипра).
В 1735 году монастырь посетил русский монах В. Григорович — Барский. Он составил описание монастыря и сделал очень подробные рисунки, которые в наши дни были использованы для востановления обители. Монастырь тогда переживал не лутшие времена: «Имеет келий около десяти, лепотного (красивого) художества, из твёрдого и крепкого камня, иноки же весьма малочисленны, только два или три там находятся, и те не могут ни чина иноческого, как подобает хранить, ни больше числом умнножитьсяя, из — за многих насилий и нестерпимых деяний турецких».
В 1746 году при настоятеле Афанасии монастырь вновь стал возраждаться, а в 1756 году при этом же настоятеле были найдены мощи святого, которые были перенесены в главный храм монастыря.
Во время террора, который устроили турки на Кипре в 1821 году в ответ на поддержку частью духовенства острова освободительного востания в Греции, настоятель монастыря Иоаким, многосделавший для преумножения имущества обители, был подвёргнут пыткам, а затем казнён.
В настоящее время в монастыре св. Неофита 10 монахов. В состав здешней монастырской братии входят несколько иноков из России, решивших посвятиь себя служению Церкви на кипрской земле. Усилиями сегодняшнего настоятеля монастыря Леонтия издаются труды св. Неофита, а часть из них переводится на русский язык.
Как уже говорилось выше, св. Неофит был одним из плодовитых писателей средневизантийского периуда и одним из первых историков Кипра. Он написал больше десятка сочинений, из которых кроме «Ритуала таинства» наиболее известны «О бедствиях в Кипрской стране» и «Слово на шестоднёв». Св. Неофит — автор проповедей и коментариях к Библии, а также других работ, содержащих ценные сведения о житиях святых и истории острова.
Скит святого Неофита
С севера, запада и востока монастырь окружён высокими холмами. На восточной стороне самого большого холма находится скит св. Неофита. «Там на отвале, снеудобным всходом, как ластовичное гнездо, находится пещера св. Неофита, где ныне есть церковь во имя преподобного, весьма мала, исписана вся иконописанием, умиляющим каждого благочестивого поклонника», — писал о нём В. Григорович — Барский.
К скиту можно пройти через узкий мост, построенный в 1877 оду, Скит св. Неофита состоит из церкви Святого Креста, её притвора, кельи св. Неофита и трапезной.
Кельи Святого Креста и келья святого были полностью расписаны по благославению самого Неофита в 1183 и 1196 годах. Сохранилось имя иконописца Феодора Апсевдиса, живописца из константинополя. Об этом свидетельствует автограф живописца на северной стене кельи. В 1503 году фрескицеркви были обновлены и дополнены. Росписи церкви и кельи святого до сих пор порожают взор посетителя.
Из росписей церкви скита наиболее выразительны сцены Страстей Господних на верхней части южной и заподной стен. Хорошо сохранились фрески «Тайная Вечерня», «Омовение ног», «Молитва в Гефсиманском саду», «Предательство Иуды», «Иисус перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие и Снятие с Креста». В нижней части западной стены церкви возле двенадцати изображений египетских монахов — основателей первых монастырей находится интересная фреска св. Стафана Нового, мученически погибшего от рук иконоборцев в VIII веке. Он держит в руке икону Пресвятой Богородицы Элеусы (Милостивой). На восточной стороне церкви сохранилась большая часть фрески свв. Константина и Елены, держащих Крест Господень.
Самая впечатляющая фреска церкви находится над алтарём, который расположен в северной части из-за морфологии пещеры. На ней св. Неофит в ангельском одеянии со скрещёнными руками молитвенно просит архангелов помочь ему оказаться достойноым встречи с Богом.
Другая выразительная фреска находится в келье. На ней св. Неофит коленоприклонённо молит Христа, сидящего на троне. По обеим сторонам от святого в молении обращаются к Христу Пресвятая Богородица и Иоан Креститель.
Притвор церкви был украшен фресками в начале XVI века, из них хорошо сохранилась только «Благовещение Пресвятой Богородице». Росписи в трапезной, которая расположена к северу от кельи святого, были выполнены после 1124 года. До наших дней дошла лишь небольшая часть сильно повреждённых фресок.
Главный храм монастыря святого Неофита
Главный храм монастыря (католикон) был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Он представляет собой купольную базилику, в облике которого прослеживается влияние венецианского стиля. Боковые приделы храма отделены двумя колоннадами по четыре колонны в каждой. Колонны украшены псевдокоринфскими капителями, характерными для венецианского Ренессанса.
В 1735 году В. Григорович — Барский увидел главный монастырский храм таким: «Храм Пресвятой Богородицы, внутри монастыря стоящий, расположением не велик, ни мал, но одинаков, в долготу же и широту и высоту равен; светел, со многими окнами, и сверху с лепозрачным (красивым) куполом. С наружи и внутри создан из чистого и резного камня, и двое врат велеколепных имеет, от запада и юга…»
В храме частично сохранились росписи сводов, выполненные 1544 году. Из росписей свода южного нефа, посвещённых событиям из жизни Пресвятой Богородицы, до нас дошли фрески «Молитва Иокима», «Рождество Христа», и «Поклонение Волхвов». В росписях апсиды выделяются две фрески – «Причастие апостолов» и изображение святых отцов церкви: Афанасия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирила Александрийского и св. Иоанна Милостивого. В полукруглой нише апсиды под изображением св. Сильвестра сохранилась живописная фреска с ангелом, держащим багровую плащаницу. На восточной стороне северного придела храма обоащает на себя внимание изображение Святой Троицы в западном иконографическом варианте, то есть в своде небес Бог Отец, Христос и Святой Дух в виде голубя вместо обычного изображения ветхозаветной Троицы в византийской иконописи.
Иконастас храма — один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. Иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и архангела Михаила и Гавриила относятся к XIX веку. Небольшие иконы, посвящённые двунадесятым праздникам, выполнены в 1544 году в византийском стиле, характерной для эпохи Палеологов. Икона св. Неофита написана известным кипрским мастером Иоанисом Коронаросом в 1806 году. Серебряня рака, в которой хранится честная глава св. Неофита, изготовлена 1802 году.
Музей монастыря
В восточном корпусе обители расположен музей монастыря. В пяти его залах представлены собрание икон XII — XIX веков, евангелий, рукописей, в том числе рукопись св. Неофита, печатных книг и античной керамики. Стоит особо выделить лики Христа и Богородицы (1183 г.) работы Феодора Апсевдиса, расписавшего церковь скита св. Неофита, и иконы архангелов Михаила и Гавриила (1544 г.) иконописца Иосифа Хуриса. Русскому паломнику среди экспонатов музея будут особенно интересны поминальный синодик о пожертвованиях, которые собирались на монастырь в 1863 году в России, великолепная шитая золотом плащаница и икона Венчание Богородицы на царство русского письма.
Престольный праздник монастыря — 15 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Память св. Неофита празднуется дважды — 24 января и 28 сентября.
Эмпа. Церковь Пресвятой Богородицы

По дороге из монастыря св. Неофита можно сделать остановку в деревне Эмпа (Empa) , чтобы осмотреть церковь Пресвятой Богородицы Элеусы (Panagia Chryseleousa). Эта значительная по кипрским масштабам церковь построена в XII веке и представляет классическую, византийскую, крестово-купольную базелику. Росписи церкви относятся к XV столетию. Нартекс (притвор) храма с восьмигранным куполом пристроен в 1744 году. Среди хорошо сохранившихся фресок стоит отметить лик Христа Вседержателя в окружении Сил Небесных, сцену Страшного Суда на южном своде и цикл из двенадцати фресок, посвящённых основным событиям из жизни Христа. В иконастасе работы XVI века особо стоит отметить иконы Пресвятой Богородицы Элеусы, Христа и Иоанна Крестителя.