Поэтапное рисование человека в детском саду. Конспект занятия по рисованию «Узор для платья

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 19. Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его, выделить характерные особенности: слитная, обтекаемая фигурка. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: сначала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины раскатать прямыми движениями ладоней в столбик, согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы, вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать ее сверху столбика над передними ногами и, работая пальцами, сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки, выбрать наиболее красивые. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра.

Материалы. Глина, доска для лепки, стеки (на каждого ребенка).

Рассматривать дымковские игрушки, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Занятие 20. Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2–3 дома, 3–4 барышни и более мелкие фигурки).

Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Занятие 21. Рисование «Девочка в нарядном платье»

Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Методика проведения занятия. Выбрать из числа детей девочку в простом красивом платье. Рассмотреть ее с ребятами. Уточнить, спрашивая детей, форму платья, головы, рук, ног; их расположение и величину. Предложить детям определить последовательность рисования (все части рисуются простым карандашом, начиная с головы или с платья, а затем раскрашиваются краской). В процессе занятия следить за правильной передачей величины и формы частей. Напоминать приемы рисования простым карандашом и акварелью; добиваться создания крупного изображения.

Материалы. Простой графитный карандаш, краски акварель, альбомные листы, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание девочек в разных платьицах. Организация игр с куклами. Во время игр, самостоятельной художественной деятельности предлагать детям составлять изображение человека из прямоугольников и узких полос, изменяя положение фигуры и отдельных ее частей. Дидактическая игра «Одень куклу».

Занятие 22. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков – его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Методика проведения занятия. Показать детям изделия городецких мастеров, спрашивая, как эти вещи украшены. Обратить внимание на красоту изделий: на золотистом фоне – яркие, нарядные цветы. Обратить внимание на цвета росписи (не яркие цвета, а мягкие оттенки), на элементы узора. Предложить показать их в воздухе пальчиком. Предложить детям прорисовать некоторые элементы, показав им последовательность создания цвета. Каждый ребенок рисует, используя элементы и цвета городецкой росписи. Вызвать нескольких детей к доске, предложив каждому показать, как он будет рисовать тот или иной элемент узора.

В конце занятия полюбоваться всеми рисунками.

Материалы. Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов (впоследствии учить детей составлять нужные оттенки), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание изделий городецкой росписи, использование их в интерьере групповой комнаты. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству. При возможности совершить экскурсию в музей народного декоративно-прикладного искусства (краеведческий музей).

Занятие 23. Рисование «Городецкая роспись»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми городецкие изделия. Спросить, на каком материале создается роспись (на дереве). Рассмотреть городецкий большой цветок. Он может быть любого светлого оттенка красного, синего, фиолетового цвета. Спросить, как можно приготовить такой оттенок. Уточнить ответы детей. Объяснить и показать, как нарисовать цветок. Если требуется дополнительный показ, осуществить его надо на отдельном листочке. Можно ограничиться частичным показом.

По окончании работы все рисунки собрать для просмотра. Предложить детям выбрать самые красивые цветы. Объяснить, почему цветы получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка и его частей, не спешили; ждали, когда высохнут краски и т.п.

Материалы. Изделия городецких мастеров; краски гуашь разных цветов, в том числе и белая; банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева размером 8х8 см, кисти №№ 6, 8 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с народным декоративным искусством. Рассматривание изделий городецких мастеров, альбомов по декоративно-прикладному искусству.

Занятие 24. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»

Программное содержание. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки). Вызывать радость от созданных образов игры.

Методика проведения занятия. Собрать детей перед началом занятия и спросить, любят ли они играть в подвижные игры, какие игры им особенно нравятся. Если среди названных ребятами подвижных игр нет игры «Медведь и пчелы», напомнить о ней, спросив: «А в какую игру мы играли вчера на прогулке (на физкультурном занятии)?» Предложить детям нарисовать картинки про эту игру; спросить, кто действует в игре и какое животное и каких насекомых нужно нарисовать; как нарисовать медведя, пчел. Показать иллюстрации с изображением животных.

Объяснить детям, что сегодня они будут рисовать сангиной. Сангина – это небольшая хрупкая палочка. Рисовать ей надо легко, чуть касаясь бумаги и совсем не нажимая, иначе она сломается. Держать палочку сангины нужно так же, как держат карандаш.

По окончании работы рассмотреть с детьми все готовые рисунки, обратить внимание ребят на то, как выразительно, красиво выглядит рисунок сангиной: пчелы кажутся пушистыми, мех медведя – настоящим.

Материалы. Альбомные листы, сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

«Подвижная игра „Кот и мыши“»

Ксюша Н., старшая группа

Занятие 25. Рисование «Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»

Программное содержание. Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр. Вызывать чувство радости от приобретенного умения создавать дидиктическую игру.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что в группе много разных игрушек и игр, которые сделали взрослые на фабриках. Но дети и сами могут сделать игру «Что нам осень принесла». Для этого надо на карточках нарисовать разные дары осени. В настольной игре должны быть большие м маленькие карточки. Показать для примера какую-либо похожую игру. Затем спросить, какие дары осени дети знают, как их можно нарисовать.

На маленьких карточках дети рисуют по одному предмету. Большие карты, где надо нарисовать два предмета, лучше дать тем детям, которые более успешно овладели рисованием. Каждый ребенок может успеть нарисовать 2–3 маленькие карточки. Предмет надо нарисовать, легко нажимая простым карандашом, а потом закрасить красками.

По окончании похвалить детей за создание игры, в которую они могут играть сами, а если захотят – подарить такую игру младшим детям.

Материалы. Квадраты белой бумаги больше 20х20 см и маленькие 5х5 см (можно увеличить размер карточки – 24х24 и 6х6 см, простые (графитные) карандаши, краски гуашь, кисть №8, салфетка, банка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в различные настольно-печатные игры. Рассматривание, как они сделаны. Создание изображений грибов, овощей, фруктов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Занятие 26. Аппликация «Троллейбус»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей. Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).

Материалы. Игрушка или картинка – троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.

Занятие 27. Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

Программное содержание. Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других ребят.

Методика проведения занятия. Вместе с детьми обследовать игрушечный автобус с включением движения руки по контуру предмета. Предложить одному ребенку показать у доски, как он будет рисовать автобус. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части (вагон, колеса), потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы автобусы были красивые.

Материалы. Простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций, аппликаций, созданных детьми.


«Осень»

Андрей К., старшая группа

Занятие 28. Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.

Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.


«Сказочный домик»

Лена С., старшая группа

Занятие 29. Рисование «Сказочные домики»

Программное содержание. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать и выбрать, чем он будет рисовать. Направлять внимание детей на передачу формы, частей выбранного домика, украшений. В случае необходимости напоминать приемы рисования и закрашивания.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

Материалы. Фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, краски гуашь, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Рассматривание домов, украшенных к празднику.

«Теремок»

Женя Д., старшая группа

Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»

Программное содержание. Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, более низких и узких, одноэтажных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях; показать иллюстрации с изображением сельских старых и новых домов. Уточнить, спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки путем различного нажима на карандаш.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы разные дома.

Материалы. Цветные восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона формата А4 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия по улицам села (по возможности). Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры.

Занятие 30. Лепка «Олешек»

Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую глиняную игрушку – олешка, обвести ее рукой по контуру, обратить внимание на слитность основной формы и частей. Затем показать, как можно вылепить олешка из целого куска глины, предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).

В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались правильными приемами лепки. Рассмотреть все готовые работы.

Материалы. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание дымковских расписных игрушек. Лепка козлика.

«Городец»

Катя Ш., старшая группа

Занятие 31. Рисование «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Методика проведения занятия. Показать детям предметы, оформленные городецкой росписью. Рассмотреть, из чего состоит узор, как он расположен, какие цвета использовали мастера. Объяснить, как можно нарисовать такие цветы, бутоны, листья. Рассмотреть образец узора на полосе. Показать детям приемы рисования. Напомнить приемы смешивания красок для получения разных оттенков.

Рассмотреть все готовые рисунки. Отметить удачно выполненные работы.

Материалы. Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь красного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи.

Рисование в детском саду - это совершенно особый вид творческой деятельности, который сопровождает изучение большинства тем обучающего компонента образовательного процесса. Именно в связи с тем, что этой форме изобразительного искусства уделяется так много времени, задача воспитателя максимально дельно и интересно подготовить занятия. Рассмотрим процесс работы над конспектом занятия по рисованию в старшей группе на тему «Девочка в нарядном платье».


Занятиям рисованием отдаётся большее предпочтение по сравнению с занятиями другими видами изобразительной деятельности

Стадия разработки плана занятия, формулировка целей и задач - эти позиции многие методисты считают даже более значимыми, чем сам процесс рисования. Так как успех последнего зависит именно от соблюдения всех требований к подготовке.

Материалы

В старшей группе основная цель занятий по рисованию - научить малышей располагать изображение на весь лист, то есть масштабировать образ. В связи с чем удобнее использовать

  • карандаши (для прорисовки контура, заполнения фона, раскрашивания);
  • краски - акварель или гуашь (для раскрашивания);
  • восковые мелки (для заполнения фона).

Отдельно стоит остановиться на применении фломастеров. В старшей группе их использование обычно ограничивается обрисовкой контура после закрашивания. А вот для заполнения всей картинки брать фломастеры не стоит, так как дети не могут в полной мере передать элементы тени и оттенки рисунка.

Это интересно. Для выполнения рисунка «Девочка в нарядном платье» фломастеры также можно использовать для прорисовки отдельных деталей наряда, чтобы показать их яркость.


Бумага для рисования должна быть довольно плотной, а карандаши мягкими

В качестве основы обычно используется бумага для рисования, то есть обычная, для принтера. Если речь идёт о выполнении открытки, например, к празднику 8 Марта, то можно взять тонкий картон. А вот формат лучше использовать стандартный - А4, если речь идёт о задании нарисовать иллюстрацию к сказке и пр., или половину А4, если перед детьми поставлена задача нарисовать открытку. Для коллективных рисунков возможно также расположение готовых картинок на формате А1 (но при условии, что общий фон делает взрослый, а дети лишь дополняют подложку своими работами) или А3 (если задание предполагает работу в паре).

Это интересно. Если платье предполагает наличие большого количества оборок, замысловатый узор, то рисовать будет удобно на листе в клеточку.

Техники рисования

Современные детские образовательные учреждения в целях повышения интереса детей к изобразительной деятельности активно внедряют практику рисования в нетрадиционных техниках. Так, особого внимания в работе с 5–6-летними детьми заслужила техника кляксографии: прорисовка контура на хаотично нанесённые кляксы краски. Это, безусловно, имеет свои положительные стороны (например, развивается образное мышление), однако нельзя забывать и о том, что именно традиционное рисование помогает правильно развивать мелкую моторику, тренировать руку к письму, прививать чувство пропорции в изображении и меры в творческом процессе. Для рисунка в традиционной технике применяются следующие приёмы:

  • раскрашивание чёрно-белых картинок;
  • дополнение рисунка деталями (например, платьем для девочки);
  • перерисовывание (обычно с иллюстраций к сказкам);
  • рисунок с натуры (рисунок куклы, которая пришла в гости к ребятам на занятие);
  • обведение трафаретов и их дополнение необходимыми деталями (так, например, ребята могут обвести трафарет девочки в платье, а затем дополнить его прорисовкой черт лица, узора на наряде, туфельками и пр.).

Таким образом, для создания картинки «Девочка в нарядном платье» можно применять все техники рисования, с которыми знакомы ребята в старшей группе.

Фотогалерея рисунков в нетрадиционных техниках

Тело и наряд девочки выполнены с помощью отпечатка ладошки Наряд матрёшки раскрашен ватными палочками, смоченными красками разных цветов Рисунок выполняется широкими мазками кисточки без предварительной прорисовки контура

Приёмы

Как уже отмечалось, в старшей группе дети учатся распределять элементы композиции на весь лист, поэтому наиболее подходящими будут следующие приёмы рисования:

  • закрашивание (при этом неплохо было бы вводить элементы теней);
  • прорисовка линий разной ширины - тонких, широких в разных направлениях (прямо, перпендикулярно, влево и вправо);
  • вертикальное удержание кисточки для изображения тонких линий и под наклоном для толстых;
  • смешение основных цветов палитры для получения нужных оттенков (красного и жёлтого для оранжевого, жёлтого и зелёного для салатового и т.д.);
  • закрашивание карандашами в разных направлениях для получения сплошного или неоднородного заполнения подложки.


В старшей группе вводитяся элементы приёма примакивания, который будет отрабатываться уже в подготовительной группе

Для темы «Девочка в нарядном платье» воспитатель подбирает те приёмы, которые наиболее полно помогут ребятам реализовать задачу занятия.

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Тема «Девочка в нарядном платье» в той или иной форме довольно часто встречается в календарно-тематическом планировании. Перед воспитателем встаёт задача: как сделать задание непохожим на предыдущее. И на помощь приходят дополнительные виды изобразительной деятельности, в частности

  • аппликация (например, платье, туфельки могут быть из цветной или гофрированной бумаги);
  • лепка (детали наряда девочки, к примеру, сумочка, могут быть сделаны из солёного теста или пластилина);
  • конструирование (например, украшение может быть сделано в виде объёмных бумажных колечек - как для гирлянды).

Индивидуальный подход

Даже если задание у всех одно, рисунки будут разные. И это связано не только с тем, что у всех детей разные способности к изобразительной деятельности. Различия могут носить более тонкий характер: формы, выражения лица, отделка платья, цветовые решения могут различаться. Воспитатель должен помочь карапузам реализовать своё видение образа при выполнении поставленной для всех задачи. Прежде всего, этот подход должен найти своё отражение в создании ситуации успеха для каждого малыша в группе. Другими словами, ребёнок, не обладающий талантами художника, может просто дорисовать наряд для куклы-шаблона, или раскрасить готовую картинку, добавив 2–3 элемента по сюжету композиции.


Воспитатель должен организовать работу так, чтобы у него хватило времени помочь каждому малышу

«Девочка в нарядном платье» предполагает прорисовку лица, что иногда непросто даже для взрослых людей. Так что если у малыша возникают сложности, воспитатель должен помочь ему справиться с этой частью картинки. Те дети, которые владеют навыками рисования на высоком уровне, могут рисовать с разного ракурса (например, сбоку), дополнять подложку (например, зАмком, интерьером комнаты) или рисовать девочку с разного приближения (крупным планом или в удалении).

Место занятия в плане работы

Мы уже упоминали, что тема «Девочка в нарядном платье» встречается в разных интерпретациях на протяжении всего учебного года в старшей группе. Варианты формулировки темы могут варьироваться в зависимости от места занятия в календарно-тематическом планировании:

  • «Девочка в нарядном платье» (при изучении оттенков цветов, их получения при смешивании тонов палитры красок);
  • «У нас в гостях кукла Маша» (при изучении сказки «Маша и медведь»);
  • «Золушка» (в процессе работы над одноимённой сказкой, можно организовать работу в парах, где один создаёт Золушку, а партнёр - антураж);
  • «Открытка на 8 Марта» (при создании рисунка к празднику);
  • «Всякой одежде своё применение» (при рассмотрении темы применения одежды в зависимости от сезона и ситуации, можно проводить в форме коллективной изобразительной деятельности, где каждый предлагает свой набор одежды на определённый сезон);
  • «Моя мама в детстве», «Моя мама была как я» (при изучении темы, связанной с семейными отношениями, родственными связями) и т.д.

Это интересно. Рисунок девочки в нарядном платье может быть интерпретирован и при изучении традиций народного промысла, например, для создания рисунка дымковской игрушки - барыни.

Как мотивировать детей?

Даже если ребёнок хорошо рисует, ему нужно быть заинтересованным в выполнении задания, чтобы сосредоточиться на выполнении задания в течение всего занятия. А что уж говорить о тех ребятах, для которых изобразительная деятельность не является сильной стороной образовательного маршрута. Чтобы мотивировать обе категории малышей, воспитателю следует очень тщательно выбрать комбинацию приёмов для создания благоприятных условий для занятий творческой деятельностью.


Костюмированная постановка - один из самых удачных способов мотивировать ребят к выполнению рисунка

Сказки

Некоторые темы напрямую связаны с изучением сказок. В качестве мотивационного приёма в этом случае можно использовать

  • чтение (пересказ) отрывков произведения;
  • ролевую игру по мотивам изученного сюжета;
  • просмотр мультфильмов.

Материалом для мотивации служат такие сказки:

  • «Маша и медведь»;
  • «Золушка»;
  • «Принцесса на горошине»;
  • «Белоснежка и 7 гномов» и т.д.

Стихи

Это приём обычно используется в том случае, если дети рисуют куклу. Например, заглянувшую в гости к ним в группу. В этом случае подойдут стихотворения о девочках, желательно с описанием их одежды:

  • Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Пройди, Маша, по дорожке, Топни Маша, ножкой.
  • Так одета наша Майя, Как цветок весенний в мае. Роза в рыжих волосах, Платье в бантиках-цветах.
  • Вся сверкает, как Венера, В жёлтом платье кукла Вера. - Ах, какой на ней наряд, - Все подруги говорят.

Наглядность и беседа

Эти приёмы неразрывно связаны на занятиях рисованием, так как воспитатель не только рассказывает ребятам о том, что они будут изображать, но и показывает образцы, демонстрирует иллюстрации к теме. Так, при определении назначения одежды по внешнему виду важно, чтобы все искомые наряды были изображены не только надетыми на людях, но и отдельно, например, висящими в шкафу. В зависимости от темы взрослый выстраивает беседу с детьми, цель которой настроить карапузов на работу и проверить качество усвоенного материала. Приведём пример вопросов беседы на тему «У нас в гостях кукла Маша».

  • «Из какой сказки к нам пришла Маша?»
  • «Как она познакомилась с медведем?»
  • «В какое время года происходит действие сказки?»
  • «Какая одежда на Маше?»

Затем воспитатель может предложить ребятам соотнести части тела куклы со знакомыми геометрическими фигурами (например, голова - круг, туловище - овал и т.д.).

Поэтапная схема конспекта занятия

Вначале статьи мы упоминали о том, что одним из важнейших пунктов подготовки занятия в детском саду является формулировка целей и задач. Для плана проведения занятия на тему «Девочка в нарядном платье» цели можно обозначить так:

  • учить изображать на бумаге человеческую фигуру;
  • показать важность соблюдения пропорций при изображении человека;
  • продолжить развивать навык изображать фигуру крупно;
  • отрабатывать навык создания рисунка карандашами и красками;
  • развивать конкретно-образное мышление;
  • развивать речь;
  • воспитывать эстетический вкус.

В качестве формулировок задач можно предложить следующие:

  • учить определять назначение предметов одежды по внешнему виду;
  • обучать выделять составные части образа;
  • развивать зрительное восприятие в процессе анализа образца;
  • закрепить пространственную ориентацию предмета на листе;
  • работать над развитием умения располагать предмет в центре листа;
  • развивать умение сравнивать собственный продукт творческой деятельности с другими;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Следующей стадией работы над конспектом является расчёт времени на каждый этап работы.


Физкультминутка и гимнастика для пальчиков - обязательные элементы основного этапа занятия

Это интересно. Занятие в детском саду длится 30 минут, из которых около 5 уходит на обязательные этапы: пальчиковую гимнастику и физкультминутку (как правило, в основной части урока).

Занятие состоит из 3 этапов:

  • вводная часть - 5–7 минут (мотивация ребят на работу);
  • основная часть - 18–20 минут (работа над рисунком);
  • заключительный этап - 3–5 минут (составление выставки работ, оценка рисунков воспитателем, рефлексия – «Тебе понравилось задание? Как ты оцениваешь свой рисунок? Чей рисунок, на твой взгляд, самый удачный? Почему?»)

Образец составления конспекта

Черепанова Светлана «Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по рисованию «Девочка в нарядном платье» (фрагменты)

<…Как один мы дружно встали,
Солнышку привет сказали.
Все друг другу улыбнулись
И на стульчики вернулись.
За дверью раздаётся плач
Что это за шум? Кто плачет за дверью? Пойду, посмотрю.
Заношу кукол в группу
Что случилось? Почему вы плачете?
Кукла-девочка: Здравствуйте, дети. Я - кукла Катя. Мы с братишкой собрались идти к бабушке в гости, но у нас нет красивой и нарядной одежды.
Не плачь, Катя. Мы поможем и тебе, и твоему братишке. Верно, ребята?..>
<…Прежде чем приступать к рисованию одежды для Кати и её братишки, давайте вспомним, какие виды одежды мы знаем.
Загадываю загадки
Домики для пальчиков
Девочек и мальчиков.
Ответ: (Перчатки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Ответ: (Шарф)
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка -
Держит две косички.
Ответ: (Бантик)…>
<…Молодцы! Теперь, пожалуйста, посмотрите на образцы, лежащие у вас на столах.
Акцентирую внимание детей на образцах, поэтапно разъясняю схему выполнения рисунка.
Прежде чем приступить к работе, разомнём пальчики…>
<…Приступаем к рисованию.
Самостоятельная деятельность детей. Затрудняющимся оказывается помощь. Даю устные советы, оказываю практическую помощь
Молодцы! Очень красивые рисунки у вас получились!..>

Этапы работы над рисунком

«Девочка с бантиком»

Этот рисунок предполагает отработку изображения пропорциональной фигуры, созданной на основе геометрических форм.


Основой фигуры девочки и её платья являются геометрические фигуры

Инструкция:

  1. «Рисуем круг для головы».
  2. «Ниже круга делаем квадрат и соединяем его двумя линями с кругом - это шея, соединяющая голову и туловище в платье».
  3. «Дорисовываем рукава с руками - дорисовываем по треугольнику слева и справа от квадрата».
  4. «Дорисовываем к квадрату трапецию – «юбочку».
  5. «Проводим по две прямые из низа трапеции - это ноги девочки».
  6. «Внизу на руках рисуем небольшие кружочки - ладошки».
  7. «На ножках делаем по овалу внизу - ступни».
  8. «Слева на голове рисуем бантик».
  9. «Делаем вырез на платье».
  10. «Штрихами показываем волосы».
  11. «Точками обозначаем глаза, полукругом нос и рот».
  12. «Раскрашиваем на своё усмотрение».

«Принцесса в нарядном платье»

Особенность этого рисунка в том, что его можно начинать не с фигуры девочки, а с платья, так как наряд длинный, закрывающий туловище и ноги.


Рисунок девочки можно начинать не с прорисовки тела, а с нанесения контуров платья

Инструкция:

  1. «Рисуем квадрат для верха платья».
  2. «Дорисовываем длинную юбку».
  3. «На середине верхней линии квадрата делаем две короткие линии - это шея девочки».
  4. «К шее пририсовываем круг - голову принцессы».
  5. «К верхним углам квадрата пририсовываем руки и показываем полукругами рукава платья».
  6. «В руке рисуем овал на петельке - девочка держит сумочку».
  7. «Приступаем к лицу, показываем глаза, профиль носа, рот, брови и румянец».
  8. «Дорисовываем волосы волнистыми линиями».
  9. «Добавляем шляпку».
  10. «Раскрашиваем рисунок и дорисовываем солнце и облака (без контура)».

Фотогалерея готовых работ

Использование карандашей позволяет прорисовывать все детали фигуры, делая линии более точными Создавать рисунок не по наглядному образу сложнее, поэтому обычно подобные задания касаются создания рисунка мамы или сестры (чтобы образ был хорошо знаком малышу) Создание нарядных платьев без фигуры девочки позволяет отработать приём комбинирования разных видов изобразительной деятельности Рисунки по мотивам любимых сказок и мультфильмов - это наиболее продуктивное задание для отработки навыка создания картинки в масштабе

Полезные видео

Видео. Рисуем девочку Флору пастелью

Видео. Как нарисовать маленькую фею в нарядном платье гуашью

Видео. Как нарисовать яркое платье на листе в клеточку

Рисование в старшей группе призвано не только развить эстетический вкус у детей, но и показать важность соблюдения пропорций в рисунке, умение сочетать оттенки в изображённой композиции, работать карандашами, красками и комбинировать эти материалы в зависимости от яркости элемента. Кроме того, дети учатся создавать симметричные детали (например, черты лица). Тема занятия настолько всеобъемлюща, что может обыгрываться на нескольких этапах выполнения календарно-тематического планирования образовательной деятельности в детском саду. При этом воспитатель должен тщательно продумывать все этапы реализации поставленных целей и задач, находя новые приёмы мотивации и способы разнообразить изобразительную деятельность.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для старшей группы «Бабочка»

Образовательные области: Творчество

Раздел: Рисование

Тема: «Девочка в нарядном платье»

Цель: Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков красками. Развивать умение оценивать свои результаты с изображаемым предметом. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. уточнять и расширять знания детей видах ткани, узорах. Учить определять назначение одежды по внешнему виду. Развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, учить выделять его составные части, сравнивать их, закреплять пространственную ориентировку, учить располагать предмет в центре листа;

Билингвальный компонент: девочка – қыз бала, мальчик – ұл бала, одежда – киім

Круг радости

Как один мы дружно встали,

Солнышку привет сказали.

Все друг другу улыбнулись

И на стульчики вернулись.

За дверью раздается плач

Что это за шум? Кто плачет за дверью? Пойду, посмотрю.

Заношу кукол в группу

Что случилось? Почему вы плачете?

Кукла-девочка: Здравствуйте, дети. Я – кукла Катя. Мы с братишкой собрались идти к бабушке в гости, но у нас нет красивой и нарядной одежды.

Не плачь, Катя. Мы поможем и тебе, и твоему братишке. Верно, ребята?

Дети выполняют упражнение «Круг радости»

Слышат плач

Слушают куклу

Решают помочь кукле

Организационно-поисковый

Прежде чем приступать к рисованию одежды для Кати и её братишки, давайте вспомним, какие виды одежды мы знаем.

Загадываю загадки

Домики для пальчиков

Девочек и мальчиков.

Ответ: (Перчатки)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

Ответ: (Шарф)

У маленькой Катюши

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка -

Держит две косички.

Ответ: (Бантик)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

Ответ: (Шапка)

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги.

Ответ: (Сапоги)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

Ответ: (Штаны)

Широка да тонка,

Надувает бока,

Весь день на мне ездит.

Не слезая сидит,

А ночь придёт –

Свернётся и спит.

Ответ: (Рубашка)

Молодцы! Теперь, пожалуйста, посмотрите на образцы, лежащие у вас на столах.

Акцентирую внимание детей на образцах, поэтапно разъясняю схему выполнения рисунка.


Прежде чем приступить к работе, разомнем пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дружная семейка»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз)

Приступаем к рисованию.

Самостоятельная деятельность детей. Затрудняющимся оказывается помощь. Даю устные советы, оказываю практическую помощь

Молодцы! Очень красивые рисунки у вас получились! Теперь у Кати и её братишки есть красивая, нарядная одежда.

ФИЗМИНУТКА

«Мы не будет торопиться»

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

(Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда – ходьба на месте.

(Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть.

(Дети садятся)

Отгадывают загадки

Выслушивают пояснения воспитателя, запоминают схему выполнения рисунка

Выполняют пальчиковую гимнастику

Приступают к рисованию

Выполняют физминутку

Рефлексивно-корригирующий

Ребята, что мы сегодня рисовали на занятии? Для кого предназначены наши рисунки?

Дети обсуждают получившиеся у них рисунки, устраивается выставка работ, из которых выбирается лучшая

Отвечают на вопросы воспитателя

Обсуждают рисунки, устраивают выставку работ, из которых выбирается лучшая

Ожидаемый результат:

Знать: Билингвальный компонент, соответствующий занятию. Основные виды одежды.

Иметь: Навыки поэтапного выполнения рисунка. Навыки закрашивания предмета по форме. Навыки работы с бумагой, цветными карандашами, фломастерами и пр. навыки соотнесения получившегося рисунка в предложенным образцом.

Уметь: Рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине как можно более точно. Учить рисовать крупно во весь лист. Определять назначение одежды по внешнему виду. В ыделять его составные части, сравнивать их, закреплять пространственную ориентировку.

Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушке (кукле), стремление сделать ей приятное. Учить проявлять внимание и заботу о кукле, желание украсить для нее платье. Закрепить умение пользоваться фломастерами 2-х цветов (по выбору), развивать эстетическое восприятие, любоваться сочетанием контрастных цветов. Поощрять самостоятельные действия детей. Вызвать интерес к процессу и результату рисования. Продолжать учить правильно держать фломастер.

Материал к занятию: с илуэты платьев, фломастеры.

Ход занятия:

Дети играют. Вдруг за дверью раздается плач.

Воспитатель: Что это за шум? Кто плачет за дверью? Пойду, посмотрю. (Заносит в группу куклу)

Воспитатель: Что случилось с тобой? Почему ты плачешь?

Кукла: Здравствуйте, дети. Я – кукла Катя. Собралась идти в гости. Хочу своим подружкам подарить платье, а они все некрасивые (достает из сумочки платья и показывает детям).

Воспитатель: Не плачь, Катя, сейчас наши дети раскрасят эти платья (обращается к детям). Поможем кукле Кате?

Дети: Да!

Воспитатель: Садитесь, ребята, за столы. Я вам раздам платья. Куклу Катю мы тоже посадим на стульчик. Украшать платье мы будем разноцветными фломастерами. Посмотрите, как я украсила платье (показ образца). Что я нарисовала на платье?

Дети: Колечки.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Красного и синего цвета.

Воспитатель: А где я нарисовала колечки?

Дети: Везде.

Воспитатель: Да. Я нарисовала колечки на рукавах, сверху, посередине, внизу платья. Я нарисовала везде. А какого они цвета?

Дети: Красного и синего цвета.

Воспитатель: Чем вы будете рисовать?

Дети: Фломастерами.

Воспитатель: Вы сейчас тоже возьмете фломастеры в руку и нарисуете в воздухе колечки. Чтобы платье было красивее, нарисуйте колечки двух цветов. А теперь начинайте раскрашивать платья. Кукла Катя будет смотреть, как вы будете рисовать (по ходу рисования воспитатель с куклой подходит к детям, помогает затрудняющимся).

По окончании рисования кукла хвалит детей.

Воспитатель: Молодцы, дети. Кате очень понравились платья. Они стали красивыми и нарядными. Вы нарисовали колечки разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. Подружки куклы будут довольны такими нарядными платьями. А вам самим понравились?

Воспитатель: А что это у куклы Кати еще в сумочке? (достает из сумочки бублики) Это Катя угощает вас гостинцами. Посмотрите, бублики такие же круглые, как колечки на ваших платьях.

Вместе с куклой собирает платья, убирает в сумочку. Кукла прощается, уходит из группы.

Используемая литература:

1. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»

2. Москва «Просвещение» 1985год.

Занятие 11. Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать»
Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Занятие 12. Рисование «Осенний лес» («Степь»)
Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Октябрь

Занятие 13. Лепка «Красивые птички» (По мотивам народных дымковских игрушек)
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

Занятие 14. Рисование «Идет дождь»
Программное содержание. Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).

Занятие 15. Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами» (Коллективная работа)
Вариант. Аппликация «Осенний ковер» (Коллективная работа)
Программное содержание. Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Занятие 16. Рисование «Веселые игрушки»
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал для рисования по своему желанию.

Занятие 17. Лепка «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»
Программное содержание. Учить детей создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать воображение.

Занятие 18. Аппликация «Наш любимый мишка и его друзья»
Программное содержание. Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции.

Занятие 19. Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 20. Рисование «Дымковская слобода» (деревня)» (Коллективная композиция)
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Занятие 21. Рисование «Девочка в нарядном платье»
Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Занятие 22. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»
Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Занятие 23.
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Занятие 24. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»
Программное содержание. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки).

Ноябрь

Занятие 25. Рисование «Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»
Программное содержание. Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр.

Занятие 26. Аппликация «Троллейбус»
Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги).

Занятие 27. Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»
Программное содержание. Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Развивать умение оценивать рисунки.

Занятие 28. Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Занятие 29. Рисование «Сказочные домики»
Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»
Программное содержание. Учить создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

Занятие 30. Лепка «Олешек»
Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Занятие 31. Рисование «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)
Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Занятие 32. Лепка «Вылепи свою любимую игрушку»
Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Занятие 33. Рисование «Моя любимая сказка»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.

Занятие 34. Рисование «Грузовая машина»
Программное содержание. Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор – прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

Занятие 35. Аппликация «Машины едут по улице» (Коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Занятие 36. Рисование «Роспись олешка»
Программное содержание. Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.

Занятие 37. Рисование по замыслу
Программное содержание. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

Декабрь

Занятие 38. Рисование «Зима»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Занятие 39. Лепка «Котенок»
Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котенка.

Занятие 40. Рисование «Большие и маленькие ели»
Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.

Занятие 41. Рисование «Птицы синие и красные»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.

Занятие 42. Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски»
Программное содержание. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Занятие 43. Аппликация «Большой и маленький бокальчики»
Программное содержание. Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями.

Занятие 44. Рисование по замыслу
Программное содержание. Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

Занятие 45. Лепка «Девочка в зимней шубке»
Программное содержание. Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления.

Занятие 46. Рисование «Снежинка»
Программное содержание. Учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.

Занятие 47. Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка»
Программное содержание. Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Занятие 48. Рисование «Наша нарядная елка»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Занятие 49. Рисование «Усатый-полосатый»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Январь

Занятие 50. Лепка «Снегурочка»
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

Занятие 51. Рисование «Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»
Программное содержание. Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение, творчество.

Занятие 52. Аппликация «Петрушка на елке» (Коллективная работа)
Программное содержание. Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции.

Занятие 53. Рисование «Дети гуляют зимой на участке»
Программное содержание. Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).

Занятие 54. Лепка «Зайчик»
Программное содержание. Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность.

Занятие 55. Рисование «Городецкая роспись»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

Занятие 56. Лепка «Наши гости на новогоднем празднике»
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить людей и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Учить передавать в лепке образы гостей на новогоднем празднике. Развивать память, воображение. Развивать умение рассматривать созданные фигурки.

Занятие 57. Рисование «Машины нашего города (села)»
Программное содержание. Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами.

Занятие 58. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“»
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами. Развивать художественное творчество.
Занятие 59. Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция)
Программное содержание. Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.

Занятие 60. Рисование «По мотивам городецкой росписи»
Программное содержание. Продолжать развивать представления детей о городецкой росписи, умение создавать узор по ее мотивам, используя составляющие ее элементы и колорит. Закреплять приемы рисования кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.

Занятие 61. Рисование «Нарисуй своих любимых животных»
Программное содержание. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Февраль

Занятие 62. Рисование «Красивое развесистое дерево зимой»
Программное содержание. Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение (одно дерево на листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок, сангина, угольный карандаш) для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 63. Лепка «Щенок»
Вариант. Лепка «Собака со щенком»
Программное содержание. Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Занятие 64. Рисование «По мотивам хохломской росписи»
Программное содержание. Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

Занятие 65. Аппликация «Матрос с сигнальными флажками»
Программное содержание. Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверх, одна рука вверху, другая внизу и т.п.). Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво располагать изображение на листе.

Занятие 66. Рисование «Солдат на посту»
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.

Занятие 67. Рисование «Деревья в инее»
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. Упражнять в рисовании сангиной, в рисовании гуашью (всей кистью и ее концом). Вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями.

Занятие 68. Аппликация «Пароход»
Программное содержание. Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение.

Занятие 69. Рисование «Золотая хохлома»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

Занятие 70. Рисование «Пограничник с собакой»
Программное содержание. Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и ее частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками).

Занятие 71. Рисование «Домики трех поросят»
Программное содержание. Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства (цветные карандаши, сангину), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать сангиной. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.