Почему Ленина не выносят из мавзолея? Мавзолей Ленина – усыпальница рядом с Кремлевской стеной

Православный философ Аркадий Малер размышляет о проблеме выноса тушки Ленина из мавзолея.

Столетие русской катастрофы 1917 года стало естественным поводом для публичного обсуждения последствий этого исторического события и одно из них – это появление на Красной площади в Москве целого некрополя коммунистических вождей с самым главным из них, В.И.Ульяновым, под всемирно известным псевдонимом Ленин. Но если все остальные кумиры РСДРП-ВКП (б)-КПСС похоронены либо в земле, либо в кремлевской стене, то для почитания Ленина созданная им власть установила огромный мавзолей, где его тело, а точнее, то, что осталось от этого тела, находится в качестве забальзамированной мумии, выставленной на всеобщее обозрение. Любой человек почти в любой день может прийти посмотреть на этот артефакт биохимических технологий, но только от него потребуется соблюдать мемориальную тишину и желательно держать руки поверх одежды, иначе его могут заподозрить в готовности осквернить это священное капище коммунистической религии. Данное определение мавзолея Ленина совсем не шутка и не гипербола, потому что потребность в искусственном увековечивании чьего-либо тела в качестве предмета обязательного всеобщего благоговения – это явление чисто религиозного сознания и именно языческого.

Поэтому совершенно логично, что для Православной Церкви, которой сам Ленин и его адепты сто лет назад фактически объявили войну на уничтожение, сохранение его тела на Красной площади – это просто нонсенс, кощунство и явное оскорбление, продолжающееся до сих пор. И хотя многие авторитетные церковные и общественные деятели не раз более или менее категорично высказывались за захоронение тела Ленина, этот вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, как и само это тело.

Так, уже 12 марта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, воссоединившийся с Московским Патриархатом в 2007 году, открыто заявил в своем послании: «Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».
1 апреля глава Отдела внешних церковных связей и Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия» также заметил: «У нас оценка и революционным событиям, и гонениям на Церковь, которые за ними последовали, уже была дана многократно. Я думаю, что самым ярким выражением этой оценки является канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая состоялась в 2000 году. Мы исходим из того, что в той ситуации были жертвы, а были палачи, были те, кого мы прославляем как мучеников и исповедников, а были те, о которых мы говорим, что они выполняли разного рода карательные функции. Именами палачей нельзя называть улицы и площади, имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах, памятники этим людям не должны стоять на наших площадях, мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение. Это общий принцип».
И это, действительно, общий принцип для христианства как такового, но сторонники сохранения тела Ленина в мавзолее, либо не разбираясь в самом христианстве, либо пользуясь неразборчивостью своих слушателей, с некоторых пор стали интерпретировать такие заявления церковных иерархов как некие «частные мнения», якобы не отражающие позицию большинства православных. Вообще следует заметить, что аргументация сегодняшних поклонников большевизма в защиту «светлой» памяти их вождей давно уже не имеет никакой общей логики, а преследует только одну цель – любой ценой внушить мысль о необходимости сохранить соответствующие топонимы, памятники и саму мумию Ленина в мавзолее, а то, что эти аргументы зачастую противоречат большевистской идеологии, их совсем не смущает. Поэтому в данном вопросе имеет смысл не столько спорить с самим большевизмом, сколько по отдельности разобрать все основные аргументы против захоронения Ленина, которые, к сожалению, иногда даже стали повторять благонамеренные люди, считающие себя православными.

Аргумент 1 : мумия Ленина в мавзолее на Красной площади – это уже «часть нашей истории», а мы должны помнить нашу историю и не вычеркивать из нее какие-либо значимые события и периоды.
В этом аргументе, чаще всего используемом современными коммунистами, содержится сразу три противоречия.
Во-первых, с каких пор верным сторонникам марксизма-ленинизма есть дело до сохранения «исторической памяти»? Когда Ленин захватил власть в России, то в полном соответствии со своей леворадикальной идеологией он и его партия принялись уничтожать всё, что мешало торжеству этой идеологии, и никакая «историческая память» и никакие «национальные традиции» для самих большевиков не имели никакого значения. Верные ленинцы просто создавали абсолютно новую страну, в названии которой ни одно из слов не указывало ни на ее национальную принадлежность, ни даже на ее географическое положение. Большинство неугодных памятников сносилось, множество городов и улиц переименовывалось, и никакие доводы про «историческую память» никого из коммунистов не беспокоили. Поэтому их апелляция к истории, памяти и традициям сегодня – это просто вопиющее противоречие собственной идеологии и открытое, чисто политическое лицемерие.
Во-вторых, никто не говорит о том, что мы должны «забыть» что-либо в нашей истории или что-либо «вычеркнуть» из нее – наоборот, мы должны помнить и революцию 1917 года, и все основные события советской эпохи, и ее вождей, но эта память не может быть безоценочной и индифферентной ко всему прошедшему. Если мы считаем себя православными христианами, то мы должны дать христианскую оценку всем событиям и деятелям нашего прошлого, и в частности, В.И.Ульянову (Ленину), а для этого его тем более нужно хорошо помнить и изучать во всех подробностях. Поэтому вынос тела Ленина из мавзолея, снос любого его памятника или переименование любого места, названного в честь его имени, – это не акт забвения – это акт моральной оценки. В противном случае мы не должны были бы иметь ничего против памятников Гитлеру и любому другому завоевателю нашей страны, ведь это же тоже «часть нашей истории», а тем более если бы такой памятник поставили в современной Германии, как в современной Украине ставят памятники Бандере и Шухевичу. Если же мы против этих памятников, то это означает, что сам факт заметного участия какого-либо человека в истории какой-либо страны не может быть достаточным основанием для увековечивания его имени в этой стране, потому что памятник любому человеку – это не просто напоминание о его существовании – это положительная оценка его исторической роли. И поэтому так важно, как выглядит любой памятник, какого он размера и где именно он находится, а уж забальзамированное тело политического вождя, размещенное в специально построенном для этого мавзолее в самом центре столицы свидетельствует о беспрецедентном почитании этого человека, имеющем не просто культурное, а прямо-таки религиозное значение.
В-третьих, если сам Ленин, к сожалению, действительно, является частью нашей истории, потому что он оказал на нее огромное влияние, то при чем здесь его мумия? Если же «частью истории» считать какие-либо символические предметы, то тогда, например, на кремлевских башнях должны быть восстановлены двуглавые орлы вместо красных звезд, потому что они находились там несравнимо дольше, чем эти звезды. Да и вообще тогда от любых символических артефактов советской эпохи вполне можно избавиться, потому что она продолжалась не более 74 лет, а первая звезда на кремлевской башне появилась только в 1935 году. И если так важно просто иметь в качестве музейно-научной ценности мумию Ленина, то почему она обязательно должна быть на Красной площади? Таким образом, аргумент о мумии Ленина как «части нашей истории» трижды абсурден и произносящие его просто не предполагают ответной дискуссии.

Аргумент 2 : в православной традиции есть мощи святых, часто также выставленные на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».
Нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и святости этих людей, а тело Ленина – это искусственно созданная мумия, существование которой поддерживает специально учрежденная лаборатория, с 1992 года называемая Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всесоюзном институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких особых условий, а для того, чтобы останки тела Ленина окончательно не рассыпались, их нужно каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Заметим, что столь недешевая работа , не говоря уже о средствах, выделяемых на сохранность самого мавзолея. Если нетленные мощи часто разделяют на отдельные частицы и распространяют по разным храмам именно потому, что они нетленные, то тело Ленина пытаются сохранить в том относительном внешнем единстве, которое позволяет его увидеть в мавзолее. Следовательно, нужно просто ничего не знать о том, что такое мощи святых, чтобы приводить данное обстоятельство в качестве аргумента в пользу мумии Ленина. Но если есть какая-то правда в этой аналогии, то только в том, что объявившие войну любой религии коммунисты на деле оказались не столько атеистами, сколько носителями религиозного языческого сознания и пытались более или менее осмысленно создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими «красными мощами», и Ленин в мавзолее настолько очевидно напоминал египетских фараонов в погребальных пирамидах, что это сравнение давно уже стало общим местом всех рассуждений на тему советской идеологии.

Аргумент 3 : Ленин уже похоронен, потому что его тело находится «ниже уровня земли».
Во-первых, главное возражение православных состоит не в том, что Ленина надо похоронить в какой бы то ни было земле, а в том, что его мумии не место на Красной площади и любом исторически значимом месте. Какова будет дальнейшая судьба тела Ленина после того, как оно перестанет быть предметом поклонения в центре Москвы, – это уже другой вопрос, не столь принципиальный с православной точки зрения. И все разговоры о том, что Ленина надо похоронить «по-христиански» – это подмена главной задачи, тем более что сам Ленин отрекся от христианства и относиться к нему как к христианину в любом смысле этого слова совершенно невозможно. Между прочим именно Ленин непосредственно способствовал пресечению христианской традиции погребения, в 1919 году издав декрет о необходимости кремации покойников, после чего возникла новая традиция «огненного погребения», установленная коммунистами самой правильной и прогрессивной страны. Построить первый советский крематорий планировалось непременно на месте какого-нибудь православного храма, но до его появления Ленин не дожил. Первый официальный крематорий был организован в 1927 году на месте специально перестроенного для этого храма Преподобного Серафима Саровского и Благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. Так что хоронить Ленина «по-христиански» не только абсурдно, но и кощунственно, и в самой Церкви об этом речь не идет. Если же говорить о том, как лучше похоронить Ленина, то, выбирая из вариантов оставить его мумию на всеобщее обозрение в центре Москвы или закопать в землю на каком-нибудь кладбище, Церковь всегда предпочтет второе. Во-вторых, нигде в православной традиции не сказано, что всех покойников обязательно надо хоронить ниже уровня земли – например, некоторые христиане были захоронены в склепах, оставленных на поверхности земли, и даже в помещении храмов и монастырей. Дело не в расстоянии от поверхности земли, а в сокрытии разлагающегося тела. Тело Ленина находится «ниже уровня земли», но оно не погребено, а выставлено на всеобщее обозрение, не будучи нетленными мощами.

Аргумент 4
: в других странах тоже есть мавзолеи с забальзамированными вождями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике».
Ссылка на мировую практику в данном случае не имеет никакого смысла, потому что мир бесконечен в своем разнообразии и в разных религиях, культурах и странах можно найти самые разные способы обращения с трупами политических вождей. И сами коммунисты решили мумифицировать тело своего вождя не потому, что они ориентировались на какую-либо мировую практику, а потому, что хотели любым способом поддержать его культ. Если «мировая практика» подразумевает мумии глав коммунистических режимов, Мао Цзэдуна или Ким Ир Сена, то это практика самого коммунизма, доказавшего свою религиозную природу не только в России, но и во всем мире. Если же имеются в виду мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах. Но даже если бы можно было найти некоммунистическую аналогию мумии Ленина, то само ее существование не могло бы быть основанием для дальнейшего пребывания этой мумии на Красной площади.

Аргумент 5 : если тело Ленина вынесут из мавзолея и захоронят, то в России начнется «раскол общества», будут «серьезные волнения» и «падение рейтинга» правящего Президента Путина.
Как и в случае первого аргумента о необходимости уважать историческую память, слышать из уст верных ленинцев опасения за какие-либо нестроения в обществе более чем удивительно, потому что именно их партия именно с этим вождем в ХХ веке устроила в России самые грандиозные нестроения из всех, которые только помнит наша история. Но дело не только в этом, а, прежде всего, в том, что угроза хоть сколько-нибудь реального «раскола общества» после выноса тела Ленина из мавзолея – это чисто политтехнологическая страшилка сегодняшних коммунистов, не имеющая никаких, даже самых приблизительных, оснований. Даже если обратиться к настроениям той части электората, которая неизменно голосует за КПРФ, то это в значительной степени не столько убежденные марксисты-ленинисты, сколько русские патриоты, ассоциирующие советское прошлое со стабильностью, порядком и государственным величием, как они его понимают, и мумия Ленина в этом ценностном наборе совершенно необязательна. И когда последний раз коммунистическое движение в России устраивало реальные волнения, если не считать участие красных радикалов в манифестациях «болотной» оппозиции? При этом вынос тела Ленина из мавзолея – это тот редкий вопрос, по которому безоговорочно солидарно абсолютное большинство консерваторов и либералов, как системных, так и оппозиционных, что для нашей либерально-консервативной власти должно быть хорошим поводом хоть в чем-то примирить эти политические полюса, а их суммарный вес в политике и в качественном, и в количественном отношении несравнимо больше, чем вес «ортодоксальных» коммунистов, поклоняющихся Ленину как божеству. На самом деле если наша власть примет это единственно разумное и долгожданное решение и наконец-то освободит Красную площадь от останков «вождя мировой революции», то максимум неприятностей, которые возможно ожидать от коммунистов, – это пара-тройка предсказуемо беспомощных митингов с усталой геронтократией на трибунах, каковые мы видели все последние 20 лет. И если это решение будет способствовать расколу какого-то общества, то именно оппозиции, где давно наблюдается сращение либералов и крайне левых на общей, антиконсервативной, основе.

До тех же пор, пока главный идеолог и организатор антиправославной, антидержавной и антинациональной революции в нашей стране продолжает покоиться в самом центре столицы как ее главная достопримечательность, пока его имя носят проспекты, площади и улицы, а его памятники высятся почти во всех городах, любой молодой человек может спросить – а не последовать ли примеру этого исторического «героя», раз его так уважают в нашей стране, и не повторить ли такую же революцию? Вот поэтому любое культивирование имени Ленина (так же, как имен всех остальных террористов и революционеров) чрезвычайно опасно для нашего государства именно с политической точки зрения. И вряд ли православным людям нужно объяснять, насколько это опасно с христианской точки зрения для страны, которую Господь помиловал, несмотря на ее воинствующее безбожие, инициированное и возглавленное именно этим человеком.

Что осталось от тела Ленина January 27th, 2016

Идея сохранения тела пришла не сразу. На следующий день после смерти скульптор снял гипсовые копии лица и рук покойного, а проф. Абрикосов провел обычное бальзамирование, которое должно было сохранить тело 5 дней до захоронения. Как происходила дальнейшая консервация тала Ленина, и что от него осталось через 93 года - об этом сегодняшний пост.

Итак, 22 января проф. Абрикосов через аорту ввел около шести литров спирта, формальдегида и глицерина. Но вместо 5 дней тело после этого пролежало более 3 месяцев. Лицо Ленина покрывалось трещинами на глазах у тысяч советских граждан, ежедневно приходивших в Колонный зал. По одной из версий бездействие было вызвано идеей заморозить тело с помощью специального рефрижератора, но немецкие поставщики не успевали выполнить срочный заказ. Тем временем профессора Збарский и Воробьев лоббировали идею глубокого химического бальзамирования тела. На встрече с Дзержинским проф. Збарский доложил о критическом состоянии тела, и Феликс отказался от замораживания в пользу химического бальзамирования.

В марте эксперты удалили из тела Ленина все содержимое черепа, грудной и брюшной полостей. Глаза заменили на стеклянные шарики. Изнутри тело промыли уксусной кислотой. На первом этапе его всего пропитали раствором формальдегида. Это соединение денатурирует белки организма, делая их химически более инертными, уничтожает бактерии и грибки. Главная сложность тут была в технологии пропитывания. Обычно бальзамируют, вводя жидкости через кровеносные сосуды, но в этом случае они уже были частично разрушены разложением. По всему телу были сделаны надрезы, на животе, на плечах, ногах, спине и ладонях рук, для того чтобы бальзам проникал и хорошо пропитывал все тело.

Затем тело Ленина поместили в ванну с раствором: глицерин, ацетат калия, вода и хлор-хинин. Данная процедура повторяется с тех пор каждые два года. После ванной надеваются новые белье и военный френч (с 1961 - костюм). Посетителей удивляет румянец на щеках у Ленина, блеск, контрастирующий с изможденным внешним видом вождя на последних фотографиях, когда прогрессирующий паралич уже сковал правые ногу и руку - именно этим объясняется, что одна рука у мумии сжата в кулак.

Желтоватая бледность устранена с помощью фильтров красного цвета, поставленных на источники света, освещающих кисти и лицо. Для смыкания губ, рот аккуратно сшит. Где хранятся глаза, внутренние органы, мозг и сердце Ленина - история мутная. Мозг был разделен на тысячи образцов и изучен во многих лабораториях мира, но никаких особенностей найдено в голове вождя не было.

Меня уже спрашивали, возможно ли клонировать Ленина? Если бы его тело было заморожено, вероятность успешного клонирования велика. Но формальдегид значительно денатурирует органические молекулы, в том числе и ДНК. Теперь гены невозможно даже прочесть, чтобы воссаздать геном заново. Так что все, что осталось от Ленина - совершенно уже бесполезно для науки. И лично я считаю, что его давно пора кремировать, а прах закопать. Естественно, противоположного мнения придерживается руководство Мавзолея. Например, Валерий Быков - нынешний директор лаборатории Мавзолея уверяет, что мумификация "не выходит за пределы христианских канонов", так как крипта расположена в подвале Мавзолея, "ниже уровня земли".

В прошлую годовщину смерти Ленина Путин вновь возбудил споры о захоронении тела вождя. Но, несмотря на свое мнение о том, что "Ленин заложил бомбу под Россию", Путин считает захоронение вождя опасным шагом в направлении раскола общества.

В следующий раз расскажу о том, почему замораживание смертельно больного человека в жидком азоте в надежде, что в будущем его смогут разморозить и вылечить - бесполезная трата денег. Кому как не мне - специалисту по криконсервации стволовых клеток - об этом рассказывать? Чтобы не пропустить, подписывайтесь на самый читаемый блог о медицине - это суперинтересно! Если у вас нет аккаунта в ЖЖ, подписывайтесь на обновления в

Правда ли, что Мавзолей построен по чертежам вавилонских зиккуратов? А над бальзамированием тела Ленина ученые работали с использованием оккультных наук? Бесконечные тайны, загадки и домыслы окружают этот символ советской эпохи на всем протяжении его существования.

Многих удивляет, что воинствующие атеисты из ВКП(б) решили не похоронить Владимира Ленина, а выставить на всеобщее обозрение. Но в целом их действия понятны. Отнимая у народа веру в Христа, они хотели дать ему нового бога. Николай Бухарин писал в частном письме: «Мы... вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и "низов" открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом».

А идея с мавзолеем и мумифицированием, возможно, пришла под влиянием шумихи от главной археологической сенсации той поры. В 1923 году мировая пресса взахлеб описывала найденную гробницу Тутанхамона и несметные сокровища, извлеченные из нее. Все, от мала до велика, обсуждали загадку мумии фараона, не истлевшей за 3 тысячелетия. Так что аналогии между бальзамированием фараонов и Ленина напрашиваются сами собой.

Проект в виде пирамиды действительно существовал. Его предложил выдающийся архитектор Федор Шехтель. Но в итоге вместо египетской пирамиды возвели Мавзолей, похожий на вавилонский зиккурат или ступенчатую пирамиду Южной Америки.

Зиккурат города Ур


Священное тело

Похороны Ленина его соратники начали обсуждать еще до кончины своего вождя. Народный староста Калинин сказал им: «Это страшное событие не должно нас застигнуть врасплох. Если будем хоронить Владимира Ильича, похороны должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал». С ним согласился Сталин и сказал: «Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования сохранить тело усопшего, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».

А уже после смерти Владимира Ильича в ЦК посыпались письма и телеграммы от трудящихся со всей страны с призывом сохранить тело дорогого Ильича и поместить его в саркофаг. Решение к тому времени было уже принято узким кругом. И хотя супруга вождя Надежда Крупская, его сестры Анна и Мария, а также брат Дмитрий были не согласны с этой идеей, «мнение народа» оказалось главнее. Тело Ильича превратилось в достояние партии, и над ним был произведен настоящий эксперимент по бальзамированию.

Спустя шесть дней после смерти вождя, уже ко дню похорон Ленина - 27 января 1924 года - на Красной площади был возведен первый деревянный мавзолей по проекту Алексея Щусева. Он был сооружен в форме куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Спустя несколько месяцев мавзолей перестроили, и по бокам его возвели трибуны. Это тоже был временный деревянный вариант сооружения.

В 1930 году, наконец, появился привычный и ныне знакомый Мавзолей, отделанный мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом. Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал. Также есть и некоторое количество служебных помещений. В них работает администрация Мавзолея. Одна из потайных комнат называется «правительственной» - из нее члены Политбюро поднимались на трибуну Мавзолея во время государственных праздников.


Дух Ильича

Одним из главных инициаторов возведения для Ленина величественной усыпальницы был Иосиф Сталин. А когда в 1953 году он сам покинул бренный мир, то «коммунистический бог» был уже двуедин, не случайно партию называли именами Ленина и Сталина. Закономерно, что вместе они нашли упокоение и в Мавзолее.

Он стал называться «Мавзолей В.И. Ленина и И.В. Сталина». Причем Сталин продолжал лежать там и после того, как на XX съезде КПСС развенчали его культ. Сложилась парадоксальная ситуация. На идеологическом уровне Сталина вывели из сонма «богов», приравняли к простым смертным и объявили чуть ли не еретиком. А толпы людей продолжали каждый день поклоняться его гробнице.

В 1961 году на XXII съезде КПСС сначала народу пообещали, что вскоре советские люди будут жить при коммунизме. А потом решили, что первым делом для этого надо избавиться от «рудимента прошлого». В последний день работы съезда выступила старая большевичка Дора Лазуркина. Причем выступила в совершенно мистическом ключе: «Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принес партии».

После этого последовали бурные, продолжительные аплодисменты, и слово было предоставлено первому секретарю ЦК Компартии Украины Николаю Подгорному, который внес предложение принять решение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Как водится, поднять руку «против» никто не посмел.

Под покровом ночи

Исполнение решения съезда не стали откладывать в долгий ящик, и уже на следующий день, как стемнело, Красную площадь перекрыли для репетиции парада. Возле Мавзолея выставили две роты автоматчиков и приступили к делу.

Для захоронения Сталина решением Президиума ЦК КПСС была создана специальная комиссия из пяти человек во главе с председателем Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Николаем Шверником. Работами руководили генерал Николай Захаров, возглавлявший 9-е управление КГБ, и комендант Кремля Андрей Веденин. В операции участвовало всего 30 человек, но к утру все было готово.

Макет-пирамида


Восемь офицеров через черный ход вынесли из Мавзолея гроб с телом Сталина, поднесли к могиле у Кремлевской стены, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. Не было ни воинских салютов, ни надгробных речей. На следующий день над могилой установили плиту с датой рождения и смерти Сталина. Только в 1970-м ее заменили бюстом работы скульптора Николая Томского.

Утром 1 ноября 1961 года перед Мавзолеем выстроилась традиционная очередь. Сначала люди с удивлением обнаруживали, что на плите над Мавзолеем красуется всего одна фамилия - Ленин. А потом с изумлением отмечали, что вместо двух тел в Мавзолее покоится всего одно.

Самое поразительное, что никакой протестной реакции в обществе не последовало. Народ воспринял тайное перезахоронение бывшего вождя, с именем которого поднимался в атаку на фронте, удивительно спокойно. Партия сказала «надо» - значит, так тому и быть.

Мистика или наука?

Сторонники мистики считают, что Мавзолей - зиккурат не только по форме, но и по сути. По их мнению, в каждом вавилонском зиккурате хранился терафим - мумифицированная голова человека, обладающая магическими свойствами. Функции терафима в случае Мавзолея выполняет тело Владимира Ленина.

А затеяно все для того, чтобы облучать людей некими невидимыми лучами, внушающими уважение к социалистическому строю. Антенной, передающей это излучение, якобы является ниша справа от входа. Мимо нее проходят парады во время государственных праздников, здесь же в советское время тянулась длинная очередь из желающих попасть к советской святыне.

К разочарованию апологетов таинственных версий, излучение Мавзолея не фиксируется никакими сверхточными физическими приборами. Что касается «терафима», то термин это не вавилонский, а древнеиудейский. Еще до того, как уверовать в единого Бога, иудеи держали в домах родовые идолы - грубоватые статуэтки, похожие на человека. По сути - то же самое, что античные лары и пенаты. С вавилонскими зиккуратами это понятие никак не связано. Как и с московским Мавзолеем.

Не меньше удивительных предположений вызывает и мумифицированное тело самого вождя мировой революции. Точнее, не мумифицированное, а забальзамированное. Уникальную операцию начали только в марте 1924 года, то есть спустя два месяца после смерти Ленина. Тело к тому моменту находилось уже не в лучшем состоянии. Ответственную работу поручили выдающемуся химику Борису Збарскому и его коллеге Владимиру Воробьеву.

Ученым предстояло не просто забальзамировать тело, но и для начала разработать саму методику, так как до этого ничего подобного в мире не было. Понятно, что цена ошибки была крайне высока. В итоге успех команды бальзамировщиков был объявлен «научным достижением мирового значения». Однако многие уверены, что одной наукой здесь не обошлось. Якобы Збарский в своей работе использовал труды австрийского зоолога Пауля Каммерера, который помимо биологии был не чужд и оккультизма.

Каммереру даже приписывают знакомство с тайнами магов Древнего Египта. Эти-то мистические знания австрийца якобы и помогли советским ученым сохранить тело Ленина. Увы, но Каммерер никак не тянет на фигуру, наделенную могуществом и причастностью к тайнам. Его научная биография довольно

бесславна и трагична - в 1926 году он покончил с собой, будучи уличен в грубой фальсификации экспериментов. Пытаясь доказать, что у саламандр изменяется расцветка в зависимости от цвета грунта, на котором они живут, он впрыскивал под кожу бедным земноводным чернила. В СССР, правда, его действительно привечали, так как он придерживался атеизма и антирасизма, за что даже подвергался гонениям в консервативной Европе.

Забальзамированное тело Ленина не всегда мирно покоилось в саркофаге. В начале войны его в специальном герметичном гробу, пропитанном парафином, эвакуировали в Тюмень. Но подробности о том, как хранилось тело вождя с июля 1941 по апрель 1945 года, до сих тщательно скрываются. Между тем, по непроверенной информации, следили за ним не надлежащим образом. Вплоть до того, что даже уронили в кипяток при попытке помыть.

Строгий режим, установленный академиком Збарским, требовал, чтобы забальзамированное тело раз в 18 месяцев опускалось в ванну со специальным раствором. Делалось ли это в Тюмени - неизвестно. Потому многие уверены, что сейчас в Мавзолее лежит вообще не Ленин, а восковая кукла. Другие же утверждают, что от тела настоящего Ильича сохранилось не более 10-15%.

Война с прошлым

За годы существования Мавзолея в нем самом и вокруг него произошло более десятка различных инцидентов. Недовольные советским строем стремились выместить свои эмоции на самом святом - на забальзамированном теле вождя. Первым мавзолейным террористом в марте 1934 года стал Митрофан Никитин - работник одного из совхозов, решивший отомстить мертвому Ленину за все ужасы раскулачивания и коллективизации.

Никитин дважды выстрелил в Ильича из нагана, но не попал. Третий выстрел он направил себе в сердце. В кармане у него была найдена записка, с критикой текущего положения в стране.

После этого происшествия пронести в Мавзолей оружие стало невозможно. Но это не остановило тех, кто желал выплеснуть свой гнев. В 1957 году некто Романов кинул в саркофаги двух вождей бутылку с чернилами. В 1959 году стекло одного из саркофагов разбили молотком. А в 1960 году один из посетителей вскочил на барьер и разбил стекло ногами. Осколки стекла повредили кожу тела Ленина, а Мавзолей после этого был закрыт на месяц. В 1961-м и 1962-м годах в Ленина кидали камнями.

Первое событие, приведшее к человеческим жертвам, произошло в сентябре 1967 года. Житель Каунаса по фамилии Крысанов явился на Красную площадь в поясе, начиненном взрывчаткой. Не сумев пройти внутрь, он взорвал себя перед Мавзолеем. Сам террорист и несколько человек погибли. По его стопам в 1973 году пошел другой преступник, умудрившийся проникнуть в траурный зал с самодельным взрывным устройством под пальто.

В результате взрыва погиб сам злоумышленник, а также супружеская пара, приехавшая из Астрахани. Ранения получили несколько детей. А вот саркофаг, укрытый бронестеклом после предыдущего инцидента, не пострадал, хотя именно в него, по заключению экспертизы, была направлена основная сила взрыва. Личность террориста так и осталась неустановленной. Были найдены лишь обрывки документов, из которых следовало, что ранее он был осужден на 10 лет лишения свободы.

Олег ЛОГИНОВ, Кирилл ИВАНОВ

Самые разные организации - от монархистов и националистов до байкеров и православных активистов - теперь сообща пытаются «очистить» Мавзолей на Красной площади от мумии вождя мирового пролетариата.

Тем временем историк Владимир Лавров недавно предложил разобраться и с наследием пролетарского вождя, обратившись в Следственный комитет, Генпрокуратуру, Мин­юст и МВД с просьбой проверить труды Ленина на экстремизм. И что теперь - Ленина не просто уберут из Мавзолея, но и будут судить по 282-й статье Уголовного кодекса РФ («возбуждение ненависти либо вражды»)?

Изменник Родины

«AиФ»: - Владимир Михайлович , разве это не бред - судить исторических деятелей по современным законам? Так дойдём до абсурда. Скажем, по Ивану Грозному тоже небось плачет не одна статья УК.

В.Л.: - Преступления против человечности не имеют срока давности, и таким преступлениям Ленина необходимо дать юридическую оценку. Даже в СССР разжигание социальной розни считалось уголовным преступлением, а марксизм-ленинизм есть разжигание, доведённое до абсолюта - геноцида предпринимателей и помещиков, священников и старой русской интеллигенции, казачества... уничтожила как класс трудовое крестьянст­во. Ленин предписывал расстреливать как можно больше священников и давать за это премии, распорядился вторгнуться в страны Прибалтики и повесить там «чиновников и богачей» - по законам любого времени и любой страны это государственный терроризм.

А если исходить из законов, действовавших до декабря 1917 г., - Ленин виновен в и узурпации власти. Причём в июле 1917-го был выписан ордер на его арест по обвинению в госизмене: Ленин призывал к поражению Российской армии в войне, сотрудничал с немецкими агрессорами и получал от них деньги на революцию (немцы терпели поражение в мировой войне и стремились взорвать Россию изнутри). В бывшем Центральном партархиве сохранился советский правительственный документ от 16 ноября 1917 г., свидетельствующий, что руководители Совнаркома уничтожали следы своего сотрудничества с врагом. «Были просмотрены все книги банка «Ниа» в Стокгольме, заключающие счета Ленина, Троцкого, Зиновьева и др., открытые по приказу Германского имперского банка за № 2754» (РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 226)! Это в чистом виде измена Родине, о чём, кстати, 27 июня этого года говорил Президент России в Совете Федерации.

Вы упомянули Ивана Грозного. Но он был законным главой государства в отличие от Ленина. И он всё-таки понимал, что совершил грех, даже молился за тех, с кем расправился. А у Ленина и Сталина такого понимания не было вообще! Кроме того, Иван Грозный осуждён носителем юридической власти - царём Алексеем Михайловичем, который письменно покаялся за расправу своего предшественника над святым митрополитом Филиппом, отказавшимся благословить опричнину. Православный царь понимал: чтобы с чистой совестью устремиться в будущее, требуется признать правду о прошлом.

«AиФ»: - Сколько людей погибло за период ленинского правления?

В.Л.: - Гражданская война, к развязыванию которой призывал Ленин, унесла от 12 до 14 млн жизней. Война породила разруху и голод, который погубил ещё 3-5 млн человек. Итого на совести Ленина более 15 млн загубленных душ...

«AиФ»: - На что вы рассчитывали, обращаясь в правоохранительные органы, - что власти сожгут все собрания сочинений Ленина на костре? Но это же какое-то Средневековье…

В.Л.: - Костры из книг пылали как раз при Ленине и Сталине - жгли «идеологически вредную» литературу. Работы Ленина изданы тиражом в десятки миллионов экземпляров и должны остаться в библиотеках - пусть историки и все интересующиеся изучают. Одновременно необходимо квалифицировать их как экстремистскую литературу. Это как предупреждение читателей о политической и нравственной опасности того, что они берут в руки.

Крупская: «Придётся похоронить»

«AиФ»: - Нужно ли, по-вашему, выносить тело Ленина из Мавзолея?

В.Л.: - Будет позор, если встретим 400-летие династии Романовых (в 2013 г.) с цареубийцей на Красной площади... При этом решить вопрос о Мавзолее непросто: у нас то одни, то другие выборы, и власть не хотела потерять поддержку части электората. Однако, когда в 1961 г. труп Сталина вынесли из Мавзолея, ни один сталинист не пикнул. А в августе 1991 г. 17 млн коммунистов не вышли защищать КПСС... Сегодня идею захоронения Ленина, по разным опросам, поддерживают 56-67% народа. Вдова, брат и сёстры Ленина были против того, чтобы воинствующего атеиста превратить в языческий идол. Когда проводивший бальзамирование Б. И. Збарский явился к Надежде Константиновне за ленинским нижним бельём, она сказала: «Всё равно потом придётся похоронить Владимира Ильича».

Причём возникает вопрос: насколько выставленное в Мавзолее тело является куклой? Сравните его с последними фотографиями Ильича. Перед уходом это был слабоумный безумец с выпученными глазами, который мычал, а не говорил. А лицо Ленина в Мавзолее выглядит вполне нормально. Он умер 21 января 1924 г., однако бальзамировать стали только в конце марта: труп успел сильно разложиться, особенно лицо и руки… Позже, в июле 1941 г., тело спешно перевезли в Тюмень, где 4 года хранили в Сельскохозяйственной академии, в 15-й аудитории; при этом, естественно, не могли обеспечить всего того, что делалось в столице…

По советскому и российскому законодательству эксперименты над трупом могут производиться только с письменного согласия усопшего. Однако Ленин не дал такого согласия. «Он был бы против такого обращения с собой и с кем бы то ни было: он всегда высказывался за обыкновенное захоронение или сожжение», - вспоминал В. Д. Бонч-Бруевич.

Сказано Ильичом

«Саратов, [уполномоченному Наркомпрода] Пайкесу: «…Советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» (22 августа 1918 г.).

«Насчёт иностранцев советую не спешить с высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…» (3 июня 1919 г.).

«Смилге и Орджоникидзе. Нам до зарезу нужна нефть. Обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот - даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости» (28 февраля 1920 г.).

«…Принять военные меры, т. е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100-1000 их чиновников и богачей)» (август 1920 г.).

«…Прекрасный план. Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зелёных» (мы потом на них и свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 руб. за повешенного» (конец октября - ноябрь 1920 г.).

Это памятник-усыпальница, в 1953-1961 гг. в Мавзолее также был захоронен Иосиф Сталин.

В последние годы периодически поднимается вопрос о перезахоронении тела Ленина. Однако управляющий делами президента РФ Владимир Кожин подтвердил в интервью РИА Новости, что официальных планов по переносу мавзолея Ленина с Красной площади нет, поскольку время для этого еще не пришло.

В настоящее время Мавзолей открыт для доступа каждые вторник, среду, четверг и субботу с 10 до 13 часов. Доступ в Мавзолей и к захоронениям у кремлевской стены осуществляется через контрольно-пропускной пункт у Никольской башни.

При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. При этом сотрудники камеры хранения просматривают последние фотографии в фотоаппарате, при наличии кадров с изображением огороженной площади, приглашают владельцев внутрь, с просьбой удалить их, на их глазах.

Также нельзя пронести с собой: сумки, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью. Производится проверка металлодетектором.

Доступ в Мавзолей бесплатный, однако зачастую, при подходе к нему, мошенники предлагают приезжим приобрести у них с рук билеты по цене от 300 до 1000 рублей.

Тело Ленина в мавзолее двигается

Два года назад на волнах интернета появилась видеозапись, где было видно, что тело В.И.Ленина, выставленное на всеобщее обозрение, ведет себя так, будто подает признаки жизни. То есть, лежащий в саркофаге вождь внезапно поднял руку и потянулся всем телом вперед, затем упал обратно.

Тело Ленина лежит с 1924 года. А тело Николая Ивановича Пирогова было забальзамировано в 1881 году 130 лет тому назад, Музей-усадьба М.И. Пирогова находиться в Виннице. В склепе его тело покоится в храме церкви построенной на средства его жены. Выдающийся хирург, именем которго назван один из старейших медицинских университетов Украины, сам придумал бальзам, которым его тело забальзамировали его ученики. Чтобы двигалось тело Пирогова не слыхал. Наверное, потому что он много добра сделал для людей. Поэтому нечистая сила им не ворочает.

Кто лежит в Мавзолее Ленина?

Кто лежит в Мавзолее Ленина? Многие думают, что в мавзолее Ленина лежит тело Ильича. А как же в это не верить, если об этом твердят все радио и телевидение. О том, что в мавзолее Ленина покоиться тело великого вождя нам утверждали десятки лет. Кто же лежит в мавзолее Ленина?

Не надо создавать иллюзии, что там лежит Ильич, что в Мавзолее Ленина находится непосредственно тело Ленина. По заявлению Депутата Государственной Думы от фракции Единой России Владимира Мединского, в мавзолее находится не более 10% от его тела, от тела Ильича.

Из другого источника узнается, что в мавзолее лежит обычная кукла, бутафория Ильича. Так как в то время когда умер вождь народа, а это было 21 января 1924 года, в то время мумификацией советский союз не занимался. А забальзамировать тела на столь долгий срок некто не мог. В мавзолей положили куклу похожую на Ленина, где она и пролежала до сегодняшних дней.

Еще есть предположение, что в мавзолее лежит не Ленин. Так как в то время он очень изменился в лице. В последние дни жизни Ленин сильно болел, поговаривают, что он даже тронулся умом, лишился разума. Это сильно повлияло на его внешний вид. И в мавзолей решено было положить тело Американского гражданина сильно похожего на ВЛАДИМИРА Ленина. Таким образом обмануть нас визуально.

Но кто бы там не лежал, это местонахождение идеологического артефакта в центре столицы является аморальным.

Владимир Мединский Депутат Государственной Думы так же от Единой России заявил на пресс-конференции, что он более чем уверен, что у нас и у властей есть серьезные причины для того, чтобы захоронить тело. Все это является бессмысленным с точки зрения бюджетных трат, вредным с идеологической точки зрения, а самое главное жестоким, как по отношению к родственникам Ленина, так и по отношению к людям, не разделяющим коммунистической идеологии, тело из мавзолея следует захоронить. Немедленно и денег на это не жалеть так как уже говорилась тело в мавзолее нам встает в крупную копеечку.

Владимир Лавров заместитель директора института российской истории РАН доктор исторических наук, так же считает, что некрополь на Красной площади необходимо ликвидировать немедленно. В 2006 году институтом истории РАН была сделана экспертиза, где было рекомендовано ликвидировать некрополь на Красной площади.

Обычно очередь в Мавзолей занимают в Александровском саду. Движется очередь быстро.

  • Перед посещением Мавзолея Ленина на контрольно-пропускном пункте у Никольской башни осуществляется проверка на металлоискателе.
  • Запрещается проносить фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны и фотокамеры. Смотрители мавзолея строго следят, чтобы никто не делал снимки внутри мавзолея.
  • Запрещается проносить сумки и крупные металлические предметы, а также бутылки с жидкостью. Сумки можно сдать в платную камеру хранения, находящуюся в Александровском саду.
  • Посетители входят в мавзолей и проходят рядом с саркофагом. Мужчины должны снять головной убор.

Фото Ленина в Мавзолее

Многие хотят посмотреть фото Ленина в Мавзолее, так как по правилам посещения, вы не имеете права при себе иметь фотоаппарат и видео-камеру тоже. Но начнем немного с другого.

Мавзолей является усыпальницей вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Это был великий человек, который, возможно, по настоящему изменил ход истории своей страны. Кто его знает, может все было бы иначе, если бы не он.

Это был разностороннеразвитый и очень умный человек. Однако, некоторые сейчас считают, что хранить вождя на красной площади это слишком. Мол, это труп и очень жуткое зрелище, как-никак.

Источники: sry.ucoz.ru, www.urano.ru, mistic-news.ru, msk-guide.ru, turism.ws

Невидимая преграда

Каменные могилы

Черный великан

Путешествие во времени. Факты и свидетельства

Календарь майя и Апокалипсис

В последние годы все чаще приходится слышать о том, что в соответствии с древним календарем загадочной цивилизации майя в ближайшее время...

"Сладкое" Конфетное дерево

Конфетное дерево получило такое «сладкое» название благодаря своим плодам. Они удивительным образом по внешнему виду напоминают карамельные леденцы. Удивительное зрелище: огромное...

Русский форт в Калифорнии

Проникновение русских в Калифорнию началось с промысловых экспедиций. Первым русским кораблем, достигшим в июне 1806 г. калифорнийских берегов, стала «Юнона», ...

Немного о деревянных домах

Есть всеми известная популярная фраза «мой дом – моя крепость». Это верно подмечено, дом нужен людям не только для защиты...

Интеллектуальное оружие

Войны будущего К сожалению, человечество не извлекло уроков из прошлого, поскольку военные столкновения не утихают, а угроза новых боевых действий присутствует постоянно. ...

Выбор стальной двери

В настоящее время большинство квартир и домов имеют стальные двери. Такими изделиями сейчас и обустраивают подъезды многоквартирных домов. Спектр...

Окно в потусторонний мир

Еще наши предки расценивали зеркало, как вход в потусторонний мир. Считалось, что зеркало это двойная реальность, в которой можно увидеть...