Формы противодействия коррупции. Современные формы коррупционных проявлений. Преступления в государственном аппарате

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Виды проявления коррупции

2. Формы коррупционных проявлений

Заключение

Введение

Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер - это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.

Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.

Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.

1. Виды проявления коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

Административную и как ее разновидность бытовую;

Деловую;

Коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

Политическую.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др. инфляция нарушение уголовный конституционный

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

Формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

Выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

Неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

Незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

- "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

2.Формы коррупционных проявлений

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

Многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;

Оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;

Использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;

Передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

Учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

Неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

Лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;

Протекционизм малоспособных работников;

Установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

Подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. -- они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:

Сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;

Подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;

Снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;

Создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;

Необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;

Ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

Обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;

Прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;

Назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);

Повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции -- в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.

Заключение

Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ (редакция от 22.10.2014).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).

Учебная литература:

6. Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.

7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.

8. Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование состояния и основных тенденций коррупционной преступности в России. Анализ причин совершения коррупционных преступлений. Обзор правовых и организационных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных проявлений.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2013

    Понятие и признаки коррупционных проявлений. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями данной сферы. Методы прокурорского реагирования в сфере противодействия коррупции в образовании, существующие проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2017

    Взяточничество в системе коррупционных преступлений. Взяточничество как подсистема коррупционных преступлений, формы его проявления, нашедшие отражение в уголовном законодательстве Российской Федерации. Уголовно-правовая характеристика основного состава.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2014

    Общее понятие, главные признаки и субъекты коррупционных правонарушений согласно законодательной базе Республики Беларусь. Правонарушения, создающие условия для коррупции. Краткая характеристика наиболее распространенных коррупционных преступлений.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Методологические принципы изучения коррупционных преступлений в системе ГИБДД. Криминалистические признаки взяточничества, отграничение от смежных составов. Личность сотрудника, совершившего преступление. Меры профилактики коррупционных преступлений.

    диссертация , добавлен 09.02.2012

    Четыре разновидности проявлений правовой культуры. Формы реализации права: исполнение и соблюдение. Понятие и виды обязательств, права сторон договора. Уголовная ответственность: понятие, пределы основания. Характеристика основных форм ответственности.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Понятие государственной службы, ее сущность и особенности, основные принципы функционирования и значение в структуре государства. Классификация государственной службы, ее разновидности и характеристика, отличительные черты, порядок реформирования.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2009

    Критерии отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности в системе государственной службы. Направления политики государства в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти по предупреждению коррупции.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации, предмет ее основных функций и различные виды и формы. Государственная служба как один из видов социальной деятельности. Классификация и характеристика функций государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Особенности и сущность конституционных основ государственной службы как механизма государственного управления. Характеристика подготовки и организации прохождения государственной службы в департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Воронин С. А.

13.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В

РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

Воронин Сергей Анатольевич, магистр по направлению Юриспруденция, профиль Гражданское право. Должность: генеральный директор

Место работы: Автономная некоммерческая организация Консалтинговый центр «Независимая экспертиза»

Аннотация: Предметом исследования стал комплекс факторов, обуславливающих проявления коррупции в российской полиции, на основе анализа которых сделаны выводы о мерах и формах противодействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты как причины коррумпированности правоохранительных органов, составы коррупционных преступлений. Дан критический анализ попыткам формулировки определения «коррупционной преступности в полиции». Особое внимание уделено декларативности российского антикоррупционного законодательства. Сделан вывод о том, что причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Ключевые слова: полиция, коррупция, противодействие коррупции, закон «О полиции», правоохранительные органы, злоупотребление служебным положением.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE

Voronin Sergey A., master"s degree in Law profile Civil law. Position: General Director

Place of employment: Autonomous non-commercial organization Consulting center "Nezavisimaya Ekspertiza"

Abstract: The study focused on the complex factors that contribute to corruption in the Russian police, on the basis of the analysis conclusions are made about the measures and forms of resistance. The author considers in detail aspects such as the causes of the corruption of law enforcement agencies, the compositions of corruption crimes. The critical analysis of the attempts of definition of "crimes of corruption in the police". Special attention is paid to the declarative character of the Russian anti-corruption legislation. It is concluded that the causes of corruption in the Russian police force known as society, modern science and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Practical forms and methods of counteraction of corruption in the Russian police is enshrined in a reformed police regulations, and departmental orders. Objective and subjective factors of police corruption extensively studied and summarized by numerous researchers. The prevention of this negative phenomenon lies in the field of law enforcement and integrated use of a wide Arsenal of available funds.

Keywords: police, corruption, prevention of corruption, the law On police, law enforcement, abuse of official position.

Современные исследования показывают, что из всех правоохранительных органов сильнее всего подвержена коррупции полиция, что представляет собой повышенную общественную опасность, так как именно полицейские призваны вести борьбу с данным явлением. Ситуация с нарушением законов в полиции неизбежно ведет к деградации полиции и, в конечном счете, государства, которое она представляет, снижает эффективность обеспечения правопорядка.

К коррупционным следует отнести преступления, предусмотренные УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292), фальсификация доказательств (ст. 303). Особое выделение коррупционных преступлений не требуется.

В литературе предпринимались попытки формулировки определения коррупционной преступности в полиции, под которой понимается совокупность общественно-опасных виновных противоправных деяний сотрудников полиции, выражающихся в незаконном получении любых благ материального или нематериального характера, в нарушение интересов службы. В

плане совершенствования законодательства отраслевая спецификация коррупционных проявлений представляется излишней, способной лишь вносить путаницу в существующие легальные понятия, закрепленные в федеральном законе о противодействии коррупции и соответствующих статьях УК РФ.

Важнейшей задачей противодействия коррупции является предупреждение и устранение причин. Российское антикоррупционное законодательство в этом плане содержит ряд явно декларативных положений, указывая, например, на то, что одним из основных направлений деятельности государства по противодействию коррупции является повышение ответственности должностных лиц разного уровня за «непринятие мер по устранению причин коррупции» (п. 20 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Из приведенного положения непонятно ни что значит «повышение ответственности», ни что отнесено к причинам.

В Национальной стратегии противодействия корруп-ции также ставится задача искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, но сами причины не названы. В литературе они определяются на основе экспертных оценок и социологических исследований. В частности, Всероссийский центр исследования обще-

Социально-политические науки

ственного мнения (ВЦИОМ) называет основными причинами коррупции «жадность и аморальность» государственных/муниципальных служащих и предпринимателей (39% респондентов), а также несовершенство законодательства (35%). Следует согласиться с тем, что коррупция - «лишь в последствиях правовая и экономическая проблема, а изначально - чисто психологическая и общечеловеческая». В криминологической литературе основными причинами коррупции считается её фактическая институализация, превращение в «норму жизни», при которой участники делового оборота убеждены, что законные пути не дают возможность вести предпринимательскую деятельность и, в этой связи коррупция - неизбежное зло «во благо» бизнеса. В литературе причины дифференцированы на экономические, связанные с нестабильностью, теневой экономикой; политические - непрозрачность и высокая степень усмотрения в действиях бюрократии, неуязвимой для правосудия; коррупция в правоохранительной системе.

Полиция, как относительно замкнутая корпорация, формирует некоторые условия живучести коррупции в её рядах. Показателен рост интенсивности коррупционной деятельности по мере роста служебного стажа с преобладанием в корыстной мотивации мотива личного обо-гащения. В частности, нет ещё принципиального неприятия коррупции во всех проявлениях, бытует ложное представление о некоей служебной солидарности в части сокрытия фактов коррупции, сотрудники не проходят достаточного отбора, и на службу принимаются лица, которые не в состоянии противостоять соблазну подкупа, а нередко и намеренно идущие в правоохранительные органы с целью обогащения.

К традиционным формам противодействия коррупции в полиции в мировой и российской практике относятся: предоставление социальных благ и гарантий во время службы и по выходу на пенсию, политика повышения престижа полицейской службы в СМИ, строгий отбор претендентов на поступление на службу, контроль институтов гражданского общества за дельностью полиции, четкая регламентация службы, неотвратимость наказания за коррупционные проявления, искоренение служебных кланов, ротация кадров.

В России предлагается полностью запретить «дарение подарков государственным служащим», вернуть в УК РФ статью об укрывательстве преступлений (недонесении), ввести в УПК РФ уголовно-правовой компромисс для изобличения коррупционеров, а также внести в Закон о полиции и Положение о службе в ОВД положения об обязательном донесении полицейскими своему руководству ставших им известных фактов о коррупционной деятельности коллег и начальни-ков. Это помимо общих сентенций о «повышении ответственности» сотрудников полиции. Перечисленные меры не оригинальны и, так или иначе, уже применялись для различных целей, как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве и не имели решающего эффекта, на который были направлены. Полагаем, что в случае с коррупцией, причины которой многогранны, её полное искоренение (также, например, как и теневой экономики) невозможно. В связи с этим правильнее вести речь о предельно возможной минимизации, как предлагает М.В. Костенников, «комплексном применении всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции».

Традиционной для современного общества антикоррупционной политикой является широкое привлечение

институтов гражданского общества к контролю деятельности полиции. Большая «включенность» граждан в деятельность полиции наблюдается в ряде стран. Традиционным методом противодействия коррупции в полиции в странах Запада всегда были жесткий отбор кандидатов на службу и высокая степень социальной защиты. Аналогичные нормы, особенно по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-! «О милиции», предусмотрены и российским Законом о полиции. В то же время в плане антикоррупционной практики данные нововведения не всегда эффективны. Например, не дало должного эффекта нововведение закона «О полиции» - представление при поступлении на службу личного поручительства сотрудника ОВД со стажем службы от трех лет, в том числе и в связи с отсутствием (и невозможностью установления) ответственности поручителя. В литературе как на коррупционный фактор принято ссылаться на относительно низкое (по отношению к развитым странам) денежное содержание полицейских. Существенное его повышение в 2012-2015 годах пока не привело к исчезновению коррупции. Отмечая на Коллегии МВД РФ в марте 2015 г. результативность в целом принимаемых мер и тенденцию к снижению уровня коррупции, Президент России подчеркнул, что «факты говорят и о том, что проблема ещё далеко не решена, в том числе и в самой системе МВД». По данным Президента, в 2014 г. около тысячи сотрудников ОВД нарушили нормы антикоррупционного законодательства.

Реформа органов внутренних дел после принятия Закона «О полиции» заложила правовую базу превенции коррупции в ОВД, были сформированы механизмы повышения доверия населения, обеспечения большей прозрачности, ужесточения критериев отбора кадров, усиления государственного и общественного контроля.

Одним из традиционных инструментов противодействия коррупции в полиции считается ротация, применяемая во многих странах. Принцип ротации состоит в перемещении служащих (чиновников, полицейских) до того, как они успеют наладить друг с другом, а также с местным бизнесом, группами влияния и т.п. тесные доверительные отношения, переходящие в проявления коррупции. Систематическая ротация кадров полиции также способствует отбору и привлечению новых кадров.

В западной практике эффективной мерой противодействия коррупции считается выборность шерифов. В России неоднократно высказывались предложения и проводились эксперименты по избранию участковых инспекторов населением обслуживаемой ими территории. Предполагалось, что это будет способствовать более тесным контактам с населением, росту доверия к полиции, так как участковый будет отчитываться перед избирателями, как шериф в США.

К экзотическим и более чем странным следует отнести попытки введения специального термина, обозначающего коррумпированного полицейского. В частности, М. А. Багмет отмечает укоренение в обществе «определения полицейского, перешедшего еще с названия милиционера - мент». Автор не учел, что понятие «мент» существовало ещё в российском блатном жаргоне XIX в. и обозначало сыщика или борзую, идущую по следу. Также автор почему-то полагает, что это «соответствует определению полицейских в США - коп» (хотя этимология этого жаргонизма совершенно иная). М.А. Багмет синтезирует «негативное восприятие населением полицейских», проявляемое в жаргонизме «мент» с «официальным» наимено-

Воронин С. А.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

ванием лица, «совершившего коррупционное правонарушение и преступление» - коррупционером. В итоге автор предлагает: «введение в оборот названия полицейского, совершающего правонарушения и преступления коррупционной направленности, - кор-рупмент». Таким образом, впервые в научный юридический оборот вводится понятие, образованное путем синтеза воровского жаргона (фени) и легального понятия, определенного в федеральном законе.

В целом, причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000. 96 с.

2. Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): автореф. дисс... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014. 22 с.

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт http://wciom.ru/

4. Гравина А.А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования// Журнал российского права. 2013. № 5. С. 79 - 89.

5. Колонтаевский Д.В. Противодействие коррупции в полиции за рубежом// Альманах современной науки и образования. 2010. № 1-2. С. 53-56.

6. Костенников М.В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции// Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 49-50.

7. Лебедев В.И. Справочный указатель для чинов полиции. Фотографии профессиональных преступников по категориям с очерком антропометрии и приложением краткого словаря воровского языка. М.: Типография Н.И. Пастухова, Воздвиженка, Ваганьковский пер., соб. дом. 1903. 286 с.

8. Национальная стратегия противодействия коррупции. Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 4602.

9. Путин В.В. выступление на расширенном заседании коллегии МВД 4 марта 2015 года// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/events/president/news/47776

10. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб., 2008. 128 с.

11. Симонова Л. М., Гиблер И. П., Киселева А. С. Коррупция в институционально-правовой и инновационной системах общества специфика России// Вестник ТюмГУ. 2013. №3. С. 34-40.

Коррупция в современном мире настолько многолика, а формы ее выражения настолько разнообразны, что практический интерес вызывает потребность в распознании и классификации этих практик. Ведь знание форм коррупции дает возможность выявлять и применять адекватные средства противодействия ей, соответствующие природе каждой формы.

Под формой коррупции (от лат. forma - внешнее выражение) понимается способ существования и внешнего выражения содержания коррупционных проявлений. Кроме того, понятие «форма коррупции» используется для обозначения внутренней организации содержания коррупционных отношений, их структуры, строения, связей и способов взаимодействия субъектов коррупционных взаимодействий по поводу объекта (благ, статусов, привилегий).

Формы выражения коррупции зависят от содержания самого явления. Однако формы коррупционных проявлений обладают относительной самостоятельностью. Более того, они могут оказывать существенное влияние на содержание коррупционных связей, их последующую квалификацию и меру ответственности (уголовную, административную, дисциплинарную, имущественную). Самое широкое понятие - «коррупционное правонарушение» включает все составы общественно вредных и общественно опасных деяний, имеющих признаки коррупции: 1) преступлений коррупционной направленности - все составы общественно опасных деяний, имеющие признаки коррупции и запрещенных УК РФ ; 2) административные правонарушения - все составы общественно вредных деяний, имеющие признаки коррупции и запрещенных административным законодательством; 3) гражданско-правовые деликты;

4) дисциплинарные проступки, имеющие признаки коррупции.

Обобщая современные коррупционные практики, можно классифицировать их исходя из учета диалектики формы и содержания. Поскольку коррупция представляет собой действие, которое имеет мотив, цель, предполагаемый результат и выраженное вовне проявление этого действия, условно современные формы коррупции могут ранжироваться по двум основаниям:

  • 1) субъективной стороне коррупционных отношений (т.е. по устремлениям и направленности действий участников коррупционных связей либо на материальные, либо нематериальные блага) ;
  • 2) объективной стороне (т.е. по форме внешнего выражения коррупционных связей, проявляющегося либо в действии или бездействии ).

Виды материальной коррупции (рис. 1.1) достаточно разнообразны - это и служебный подкуп, и хищение, и откат, и казнокрадство независимо от формы проявления: деньги, борзые щенки, автомобили, бюджетные средства и т.п. Однако общее между ними состоит в субъективной направленности действий подкупаемого (чиновника) коррупционных отношений на получение материальных ценностей в обмен на влияние для подкупающего.

Рис. 1.1.

Наиболее распространенным видом материальной коррупции выступает служебный подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в государственном органе, материальных ценностей или оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие), связанные со служебным положением подкупаемого и совершаемые в интересах подкупающего. Причем предметом купли-продажи, как правило, выступает влияние. Подкуп существует в активной и в пассивной формах. Подкуп в активной форме - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в частной организации или в государственном и муниципальном органе, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Пассивный подкуп - незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в частной организации или в государственном и муниципальном органе, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Подкуп государственного служащего может проявляться в виде взятки и отката. Взяткой признаются передаваемые взяткополучателю деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера за действия (бездействие), совершенные в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, которое взяткополучатель мог или должен был совершить в силу своего служебного положения (по смыслу ст. 290 и 291 УК РФ). Взяточничество включает три состава преступлений: 1) дача взятки; 2) получение взятки; 3) посредничество во взяточничестве. Все эти составы связаны с наличием специального субъекта преступления - должностного лица. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами». Таким образом, понятие «подкуп» шире понятия «взятка», поскольку, кроме описанных составов, включает коммерческий подкуп, подкуп организаторов и участников спортивных соревнований.

По времени совершения коррупционного деяния выделяют взятку-подкуп и взятку-вознаграждение 1 . Взятка-подкуп - это взятка, которая получена (передана) до совершения (уклонения от совершения) в интересах взяткодателя того или иного действия. Взятка-вознаграждение - это взятка, полученная (переданная) после совершения в пользу взяткодателя определенных действий (акта бездействия). Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» законодатели закре-

Уголовное право России: Практический курс: учебно-практ. пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, А.В. Боков 1и дрф М.: Волтере Клувер, 2004.

пили уголовную ответственность за посредничество в даче и получении взяток.

Откат - вид материальной коррупции, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определенное предложение и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента суммы сделки. Основное отличие отката от взятки состоит в том, что при откате оплата производится из средств контракта, тогда как при взятке - из личных средств. Если взяточничество и подкуп закреплены как отдельные составы преступлений, то откат является исключительно научной разновидностью коррупции.

Другой разновидностью материальной коррупции является казнокрадство. В широком смысле казнокрадство понимается как хищение государственных денежных средств или иного государственного имущества должностными лицами. Эта разновидность коррупции наносит огромный вред государству, поскольку наряду с исчезновением бюджетных денег снижается эффективность государственного управления и, как следствие, растет недоверие населения к органам государственного управления.

К видам нематериальной коррупции (рис. 1.2) относятся незаконные действия по оказанию чиновником тех или иных услуг (служебное покровительство, опека, представительство интересов) друзьям, родственникам, связанных с использованием своего служеб-


Рис. 1.2.

ного положения. Такая коррупция более латентна (скрыта), чем материальная, а потому определить ее объемы, как и наносимый ею вред государству и обществу, крайне затруднительно. Нематериальная коррупция может проявляться в виде непотизма, трайбализма, протекционизма, кронизма, фаворитизма, лоббизма.

Достаточно распространенным видом нематериальной коррупции является непотизм - покровительство по службе, в основе которого лежат родственные отношения. Ряд экспертов определяют непотизм как «служебное покровительство своим близким и дальним родственникам и друзьям в ущерб делу, назначение или продвижение по службе на основе родственных связей, предоставление родственникам приоритета при распределении должностей, несмотря на то, что другие кандидаты обладают более высокой квалификацией» 1 . При этом заметим, что достаточно тонкая грань отличает служебное покровительство друзьям от кумовства или семейственности, также относящихся к видам нематериальной коррупции. Примыкает к непотизму и другая разновидность нематериальной коррупции - трайбализм, который выражается в предоставлении привилегий при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате выходцам из одной этнической группы, при этом дискриминации подвергаются представители других этнических групп. Данный вид нематериальной коррупции связан с проявлениями национализма, которые порождают этнические конфликты и угрожают целостности государства.

Среди видов нематериальной коррупции весьма спорным является институт лоббизма. Лоббизм представляет собой продвижение групповых интересов, противоречащих общественным и государственным интересам (принятие «нужного» закона, вынесение «полезного» судебного решения), в целях извлечения личной выгоды имущественного и неимущественного характера, совершаемое должностными лицами. В целом ряде стран лоббизм законодательно легализован и представляет собой канал коммуникации заинтересованных групп с органами государственной власти. Так, например, подобная практика очень развита в США и Канаде. Ряд отечественных экспертов отрицают необходимость легализации лоббизма в России 2 . Возможно, подобная позиция вытекает из непонимания функции лоббизма в качестве легального канала коммуникации власти и заинтересованных групп. Задача власти состоит в том, чтобы сделать процесс продвижения интересов групп

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. С. 25.

См.: Грибков М.Л. Государственное антикоррупционное управление.

в публичном пространстве максимально прозрачным. Лоббизм призван выявлять эти интересы, доносить их до власти и легально интегрировать в управленческие решения. Страхи, связанные с легализацией лоббизма, которая приведет к односторонним привилегиям крупного бизнеса на представительство своих интересов во властных структурах, сильно преувеличены. Гораздо хуже, что сегодня лоббисты в кулуарах решают свои вопросы с властью.

Еще одной формой служебного покровительства выступает кронизм, предполагающий назначение на должность или выбор в качестве партнеров не по деловым качествам и экономическим ресурсам, а на основе дружеских связей (по знакомству). Нематериальной разновидностью коррупции является протекционизм (франц. protectionnisme от лат. ptotectio - защита, покровительство), который выражается в противоправных действиях, направленных на незаслуженное поощрение или внеочередное необоснованное повышение в должности. Близкий по значению вид нематериальной коррупции - фаворитизм, который выражается в пристрастном покровительстве любимцев, не обладающих заслугами, для их служебного продвижения.

По объективной стороне коррупционных практик (т.е. выраженному вовне действию или бездействию) выделяются следующие основные формы коррупционных проявлений:

  • коммерческий подкуп, который складывается: из передачи денег, ценных бумаг, иного имущества; либо оказания услуг за совершение действий (бездействия) в интересах дающего; условий незаконности передачи имущества или оказания услуг; связи действий (бездействия) и ожидаемых от подкупаемого лица деяний, основанных на его служебном положении;
  • злоупотребление должностными полномочиями состоит из использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; наступивших последствий в виде нарушенных прав и интересов граждан, организаций, общества или государства; причинной связи между деянием и последствиями;
  • злоупотребление полномочиями - деяние с использованием лицом своих полномочий, несоответствие деяния законным интересам организации, преступные последствия в виде существенного вреда;
  • получение взятки состоит из получения должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера; получения взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых ими лиц;
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности - учреждение организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, лично должностным лицом или через подставное лицо; участие в управлении такого рода организациями;
  • служебный подлог - внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание.

Подводя итог анализа современных форм коррупционных практик, в целях практического использования теоретических знаний по курсу «Государственная антикоррупционная политика» (дабы воздерживаться от совершения преступных деяний) важно знать, что основные виды коррупционных преступлений закреплены в Уголовном кодексе РФ и условно их можно подразделить на публичные и непубличные.

К публичным коррупционным преступлениям относят:

  • а) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • б) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  • в) получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ);
  • г) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • д) провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);
  • е) подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ);
  • ж) воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенного с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ).

При наличии корыстной или иной личной заинтересованности - превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). К непубличным коррупционным преступлениям относят:

  • а) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);
  • б) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • в) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);
  • г) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);
  • д) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

К преступлениям коррупционного характера относят в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

  • 1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
  • 2) фальсификация избирательных документов, документов референдума, соединенная с подкупом;
  • 3) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
  • 4) подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
  • 5) коммерческий подкуп;
  • 6) получение взятки;
  • 7) дача взятки;
  • 8) провокация взятки либо коммерческого подкупа;
  • 9) подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера, совершенные должностным либо иным лицом с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц:

  • а) невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
  • б) регистрация незаконных сделок с землей;
  • в) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • г) злоупотребление должностными и служебными полномочиями;
  • д) служебный подлог;
  • е) незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понималось под коррупцией в государствах Древнего Востока?
  • 2. Существовали ли различия в квалификации коррупции в Древней Месопотамии и Китае?
  • 3. Укажите причины возникновения коррупции в Древней Греции.
  • 4. Назовите отличия в квалификации коррупции в Древнем Риме и в полисах Древней Греции.
  • 5. Являются ли коррупцией отношения патрона и клиента в Древнем Риме?
  • 6. В чем заключается специфика определения коррупции в Средневековье?
  • 7. Ранжируйте коррупционные деяния в странах Древнего Востока по общественной опасности.
  • 8. Как соотносятся, на ваш взгляд, понятия «взяточничество» и «коррупция»?
  • 9. Что общего между составами преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий в УК РФ?
  • 10. Назовите отличия архаичной коррупции от системной.
  • 11. Укажите факторы, обусловившие системный характер коррупции в национальном государстве.
  • 12. С чем связано превращение коррупции в ряде стран в социальный институт?
  • 13. Чем обусловлено различие между формами материальной и нематериальной коррупции?
  • 14. Какие формы коррупционных практик, на ваш взгляд, преобладают в современной России?
  • 15. В какой мере научно-технический прогресс повлиял на трансформацию форм коррупционных практик? Приведите примеры.
  • 16. Какая из форм коррупционных практик, по вашему мнению, более разрушительна для общества? Приведите аргументы.
  • 17. Какова ваша позиция по отношению к коррупции: а) позиция нулевой терпимости или б) избирательной допустимости? Обоснуйте свой выбор.
  • 18. Как вы думаете, коррупция - это форма криминального поведения или девиантного поведения? Приведите аргументы.
  • 19. Почему коррупция превратилась в разновидность социальных практик?
  • 20. Решите кроссворд.

По вертикали.

  • 1. Его преступает каждый коррупционер.
  • 9. Синоним взяточника.
  • 10. Часто он вымогает взятки посредством волшебной палочки.
  • 11. Она плачет по каждому коррупционеру.
  • 12. Рейдер с точки зрения Уголовного кодекса.
  • 13. Их можно купить в Госавтоинспекции, их могут лишить и нарушить.
  • 14. Она бывает и с недвижимостью, и с совестью.
  • 15. Коррупционеры не считаются ни с уголовным, ни с... чести.
  • 16. Взяточничество с точки зрения религии.

По горизонтали.

  • 2. Когда берут не только то, что плохо лежит, но и то, что хорошенько припрятано.
  • 3. Если коррумпированный чиновник требует взятку, запугивая вас различными санкциями, то он... .
  • 4. Он есть у государства, у организации, у семьи и исчисляется в денежном эквиваленте.
  • 5. Их много не бывает.
  • 6. Совершают... должностных лиц, чтобы провернуть свои грязные делишки.
  • 7. Одна из форм взяток при государственных закупках.
  • 8. В этот госорган нужно обращаться при обнаружении фактов несоблюдения законодательства РФ.
  • 14. И людской, и Божий, и конституционный, и Страшный....
  • 17. Самый банальный вид коррупции.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. 1ЖЬ: http://base.garant.ru/10108000
  • Типология по предметному признаку см.: Грибков М.А. Государственное антикоррупционное управление: учеб, пособие. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. С. 12.
  • Типология по объективной стороне см.: Гриб В.Г., ОксЛ.Е. Противодействие коррупции: учеб, пособие. М.: Изд-во МФПА, 2011. С. 42.

Н.Яковлева. Научный руководитель: А.А.Ходусов

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы понимания коррупции в современной юридической науке, изучены формы и виды коррупции.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, подкуп, правонарушения, преступления.

Проблема коррупции в наше время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. В данной статье раскрываются понятия, формы и виды коррупции.

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России наблюдается преобладание неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. Поэтому необходимость исследования коррупции очевидна.

О серьезности этой угрозы наглядно свидетельствуют статданные Генпрокуратуры РФ. Так, если в 2014 г. совокупный размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составлял 39 млрд. руб., то в 2015 г. — уже 43 млрд. руб. В первом полугодии 2016 г. этот показатель достиг 28,5 млрд. руб. По данным ГИАЦ МВД России, в прошлом году было зарегистрировано более 32,4 тыс. коррупционных преступлений (+0,8 % к 2014 г.). Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ «Получение взятки», увеличилось на 8,6 % (с 5,9 тыс. до 6,4 тыс.), а по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» — на 15,3 % (с 5,9 тыс. до 6,8 тыс.). При этом нельзя забывать о высокой латентности таких преступлений, которая может достигать порядка 90 %. Аналогичная тенденция сохранилась и в текущем году Уже в первом полугодии выявлено 21,3 тыс. коррупционных преступлений, что на 5 % превышает аналогичный показатель прошлого года. В свою очередь, количество фактов получения взяток увеличилось почти на треть (с 3,8 тыс. до 5 тыс.), а дачи взяток — на 4,4 % (с 4 тыс. до 4,1 тыс.). Наибольшее число коррупционных преступлений регистрируется в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее — в Крымском и Дальневосточном.

В ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» нормативно закреплено казуистическое определение коррупции. В трактовке Закона, коррупция — противоправная деятельность (действие или бездействие), связанная со злоупотреблением служебным положением и заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных ему полномочий в целях получения выгод имущественного или неимущественного характера вопреки стратегическим интересам общества, государства и его граждан. Международные конвенции по коррупции не дают единого понимания коррупции, определяя ее путем перечисления деяний, относимых к разряду коррупционных. Так, например, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. к коррупционным деяниям относит пассивный и активный подкуп: государственных национальных должностных лиц; членов государственных иностранных и национальных собраний; государственных иностранных должностных лиц; в частном секторе; должностных лиц организаций на международном уровне; членов парламентских международных собраний; должностных лиц международных судов и судей; применение служебного положения в корыстолюбивых целях; отмывание доходов от преступлений, которые связаны с коррупцией; преступления, которые касаются операций со счетами; третейских национальных судей (арбитров); третейских иностранных судей (арбитров); иностранных и национальных присяжных заседателей. В ст. 15 Конвенции ООН против коррупции коррупция определяется как умышленные уголовно- наказуемые деяния, не включает в себя гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, по формам проявления ограничивается активным и пассивным подкупом; подкупом собственно должностных лиц или приравненных к ним категорий лиц, предоставляющих публичные услуги.

Исходя из вышесказанного следует, что коррупция — это противоправное, устойчивое антигосударственное аморальное социальное явление, порождающее непримиримый конфликт интересов между общенациональными (государственными) и частными интересами, между общественным долгом и личной (групповой, корпоративной) выгодой, между конституционными интересами демократического правового социального государства и реальной практикой распределения и потребления общественного достояния.

Современная коррупция ориентирована на максимальное личное обогащение чиновников за счет ошибок, допущенных при реформировании общества. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего аппарата извлечь значительные выгоды. К примеру, ход аукционов контролировался по простой и эффективной схеме: отторжение действительных покупателей путем планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по заниженной цене.

Подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки по-прежнему является одним из наиболее распространенных правонарушений. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

Коррупция государственного аппарата — нарушение функционирования государственных органов, реализации государственной власти, а также установленных процедур и порядка государственной службы. Указанное определение коррупции государственного аппарата определяет объективное состояние нарушения институтов власти, причины которого могут заключаться в организационной, правовой деформации этих институтов.

Коррупция в государственной службе будет существовать, пока у служащих будет возможность распоряжаться не принадлежащими им ресурсами, принимая или воздерживаясь от решений. К таким ресурсам, как правило, относятся бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или квоты и т.д.

Суть коррупции в области управления выражается и в злоупотреблении ресурсами и использовании государственных полномочий для достижения личной прибыли. В этой ситуации к причинам коррупции относится не только недостаточный уровень оплаты труда должностных лиц, но и монополизация услуг общественного пользования, расширенная свобода действий служащих при низкой системе контроля за ними, излишнего государственного регулирования общественных отношений, особенно в экономической сфере, избытка бюрократических процедур, а также неудач в формировании стабильной внутренней культуры и этических правил государственной службы.

В настоящее время меры по борьбе с коррупцией в сфере государственной службы, как правило, сводятся к таким направлениям, как:

1. Во-первых, усиление требований к государственным и муниципальным служащим, в том числе по предоставлению дополнительных сведений о доходах и имуществе принадлежащих им и членам их семей;

2. Во-вторых, повышение требований к действиям государственных и муниципальных служащих в соответствии с установленными правилами поведения на службе. Нарушение указанных правил влечет дисциплинарную, а в некоторых случаях административную и уголовную ответственность;

3. В-третьих, применение мер уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях;

4. В-четвертых, введение административной ответственности юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

Специфической характеристикой российской коррупции является формирование устойчивой сети доверительных отношений, связывающей должностных лиц и граждан, которые создают социальные предпосылки для установления коррупционных отношений. В ситуации отсутствия эффективного противодействия предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей. Это стало сопровождаться частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел в целях активного наступления на права граждан и бизнеса и, прежде всего, на права собственности.

Основные составляющие коррупционных проявлений — коррупционные правонарушения, влекущие привлечение к гражданско- правовой, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также действия, способствующие их совершению, в число которых входит:

1. Использование служебных полномочий при решении разных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

2. Обеспечение не предусмотренных законом преимуществ при поступлении на государственную или муниципальную службу, а также продвижении по «карьерной лестнице»;

3. Содействие различного вида субъектам в предпринимательской деятельности путем оказания предпочтений в предоставлении публичных услуг;

4. Применение информации, не подлежащей официальному распространению, полученной при выполнении служебных обязанностей служащим;

5. Получение от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законом;

6. Нарушение процедур рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

7. Передача подарков и предоставление неслужебных услуг должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.

Кроме того, к ним могут относиться, например, подготовка и принятие нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные нормы, которые способствуют при определенных условиях совершению коррупционных правонарушений со стороны государственных служащих.

1) получение взятки, дача взятки — наиболее опасный, высокого уровня латентности и наиболее распространенный вид коррупционных преступлений;

2) коммерческий подкуп;

3) сокрытие, неправомерное присвоение, удержание или иное нецелевое использование средств или имущества, если соответствующему лицу известно, что эти средства или имущество получено незаконным путем;

4) мошенничество — противоправное корыстное поведение посредством преступной манипуляции информацией по прямому умыслу и с использованием служебного положения: обман, предоставление заведомо ложных или неполных сведений, злоупотребление доверием, сокрытие обстоятельств;

5) служебный подлог — искажение истины в корыстных интересах, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих смысл документа, изготовление фиктивного (поддельного) документа, изменение содержания подлинного документа.

Переходя к анализу видов коррупции, стоит отметить, что в настоящее время ее рассматривают, не ограничиваясь только рамками совершения уголовно наказуемых преступлений. Коррупция в широком понимании включает в себя действия коррупционного характера, не содержащие состава преступления.

H. В. Селихов в собственном диссертационном исследовании выделяет несколько классификаций коррупции:

1. Исходя из характера воздействия на право: правонарушения и злоупотребления публичным правом. Автор отмечает, что к числу коррупционных правонарушений следует относить коррупционные преступления, административные проступки, гражданско-правовые правонарушения и дисциплинарные проступки, которым свойственны признаки коррупции. Все другие нарушения, не относящиеся к правонарушениям, считаются злоупотреблениями публичным правом и связаны с нарушением предписаний юридических норм;

2. По субъективному признаку: элитарная (политическая) коррупция и коррупция должностных лиц;

3. По объекту воздействия в структуре государственного механизма: коррупция в органах законодательной власти, коррупция в органах исполнительной власти и коррупция в судебной власти;

4. По национальному составу участников коррупционных отношений: транснациональная (международная) и внутригосударственная коррупция.

Следует также выделить классификацию коррупции, предложенную Л.В. Сердюком. Автор осуществляет классификацию по следующим критериям:

1. По статусу субъектов: коррупция в органах власти, коррупция в частном секторе, политическая коррупция;

2. По уровням: низовая, верхушечная, вертикальная;

3. По степени общественной опасности: коррупция-проступок, коррупция-преступление.

На базе анализа российского законодательства и мнений отечественных научных деятелей, изучающих сущность и виды коррупции, С.В. Сапронов проводит классификацию коррупции, исходя из степени ее общественно опасных последствий:

1. Коррупционные уголовные преступления — предусмотренные УК РФ общественно-опасные деяния, посягающие на интересы госвласти, государственной и муниципальной службы и выражающиеся в противоправном получении служащим определенных благ имущественного характера или в предоставлении последним этих благ;

2. Коррупционные правонарушения, в состав которых входят коррупционные гражданско-правовые деликты, коррупционные дисциплинарные проступки, коррупционные административные правонарушения.

Обобщая вышесказанное, следует, что коррупция — различного рода обстоятельства, когда государственный или муниципальный служащий принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а сам служащий получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Для такой ситуации характерны ряд признаков: наличие решения, нарушающего закон или общественные нормы, действие сторон по обоюдному согласию, с получением при этом противозаконной выгоды или преимущества, а также сокрытие своих действий. Формы проявления коррупции достаточно многообразны, и приведенные выше формы лишь частично отражают наиболее часто встречающиеся в современный период. Более того, их разнообразие зависит от конкретных социально-экономических условий жизни определенного периода.

Библиографический список

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228; СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4169.
2. Буравлев Ю.М. Коррупция в государственном аппарате как системное явление. Проблемы противодействия // Юридический мир. 2012. № 12.
3. Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. 2014. № 6.
4. Гостева С.Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. 2013. № 1.
5. Евстифеев В.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2011. № 4.
6. Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2013. № 4.
7. Коваль А.В. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. 2014. № 10.
8. Короткова О.И. Коррупция как кризис управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5.
9. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понимании коррупции // Современное право. 2012. № 6.
10. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. 2012. № 24.
11. Максимов В.К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.
12. Марьян А.В. Административно-правовые аспекты предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. 2012. № 2.
13. Пиджаков А.Ю. Классификация коррупции и ее исследование // Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты: Межведомственный научный сборник. Т. 2. — М., 2010.
14. Поляков М.М. Научно-теоретический анализ видов и форм деяний, имеющих коррупционное содержание // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1.
15. Попов М.Ю. Коррупция как форма элитной девиации // Общество и право. 2011. № 5.
16. Проява С.М. Экономическая коррупция. Механизм противодействия: Монография. — М.: ЮНИТИ, 2008.
17. Сапронов С.В. Исследование особенностей и классификации видов коррупции в органах государственной власти // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 1.
18. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001.
19. Сердюк Л.В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. 2013. № 2.
20. Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX-XIX вв.: исторически-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 7.
21. Сухаренко А. Коррупция вне закона // ЭЖ-Юрист. 2016. № 32.
22. Шевелевич А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.