Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации

Тест Струпа

Ниже приведем простой и быстрый тест Струпа, который пробуждает творческое мышление, развивает внимание. Участникам своего эксперимента Струпе предлагал просто-напросто назвать цвета. Рассматривалось три варианта:

Первый вариант

Черным цветом написаны слова обозначающие цвета. Цветов всего пять: зеленый, синий, красный, коричневый, фиолетовый.

Второй вариант

Слова, обозначающие цвета, написаны разными, несоответствующими им цветами (например, слово «синий» – написано красным цветом, слово «зеленый» – написано «желтым» цветом и т. д.). Требовалось назвать цвет шрифта, а не то, что им было написано, т. е. сказать «красный», «желтый»). Перечислите вслух цвета, написанные на карточке ниже, игнорируя значения самих слов. Затем сделайте то же самое только в обратном порядке.

Тест Струпа – это хорошая разминка для головы, перед серьезной мыслительной нагрузкой. Регулярная работа с усложненными вариантами теста, очень быстро научит вас отфильтровывать ненужную информацию.

Третий вариант

Взять картинку с квадратиками, нарисованными различными цветами (зеленым, синим, красный, коричневый, фиолетовый. Надо назвать цвет квадратика.

Прочитать текст или назвать цвет квадрата – это не сложно (первый и третий вариант). Участники эксперимента справлялись с этим легко и быстро. А вот когда доходило дело до второго варианта, на выполнение его требовалось гораздо больше времени.

Д. Струп предположил, что такая задержка во времени происходит потому, что при чтении слова, написанного цветом шрифта, не соответствующим названию цвета, в мозгу человека решаются сразу две задачи: первая – чтение, вторая – распознание цвета и его называние. Восприятие цвета и текста происходит по– разному, они воспринимаются разными отделами полушарий головного мозга. Регулярная работа с тестами Струпе помогает развивать навыки восприятия и оказывает положительный эффект.

Позже эксперимент провели с детьми, не умеющими читать (вариант два и вариант три). Как оказалось, для детей время распознания цвета для квадратиков и для слов, практически не различалось. А получается это потому, что для детей буквы слов – это просто символы, которые не несут никакого смысла.Тест Струпе показал, что одни и те же тесты можно использовать как для оценки устойчивости внимания, так и для его тренировки.

Тест Струпе, как упражнение

Для этого пригодится только второй вариант, где все слова написаны не своим цветом шрифта. Тренироваться не следует слишком много. Два раза в неделю вполне достаточно. Выполнение этого простого упражнения дает великолепные результаты: повышение осознанности при чтении, «конфликт» двух систем мозга человека – чтения и распознавания цвета. Именно второе и помогает развить внимание (надо держать в голове задание), для чего в мозгу образуются новые нейронные связи под поставленную задачу. А чтобы нейронные связи не были задействованы только под конкретную узкую задачу, тест не стоит выполнять более двух раз в неделю.

Таблица Шульте

Одно из самых лучших упражнений на развитие внимания и тренировки воли. Суть его в том, чтобы показать указкой в таблице все цифры от единицы до самой большой. Затем показать цифры в обратном порядке.

Укажите для начала все цифры от единицы до 36. Засеките время.

Обратный счет

Усложните себе задачу и сделайте квадраты больше

Обратный счет

Чтобы научиться сосредотачивать свое внимание, надо не лениться и выполнять специальные упражнения. Со временем сосредоточение внимания не будет требовать от вас дополнительных усилий и будет происходить чисто автоматически. Полученные навыки будут автоматически применяться без какого-то либо усилия с вашей стороны.

Упражнение 10 «Шкатулка»

1. Зайдите на кухню, откройте ящик, где находится кухонная утварь.

2. Постарайтесь запомнить предметы, которые там находятся.

3. Через 30–40 минут попробуйте ответить на вопрос: «Что я видел в кухонном шкафчике?» «Сколько там было предметов?»

4. Запишите свои ответы на бумажку.

5. Через 30–40 минут опять зайдите на кухню и посмотрите на предметы.

6. Сверьте предметы, записанные на бумажке и находящиеся в кухонном ящике.

7. Повторяйте упражнение несколько раз в день.

8. Через некоторое время вы сможете без труда запоминать предметы, находящиеся в ящике письменного стола, в портфеле своей дочери, в маминой шкатулке.

9. Перед вашим взором будут возникать четкие изображения, которые будут абсолютно точно производить увиденное там.

Упражнение 11 «Посмотри на друга»

1. Посмотрите внимательно на своего коллегу по работе, которого вы видите каждый день

2. На следующий день попробуйте найти отличие в его внешности (маникюр на руках, новая прическа, новый цвет волос, другая одежда, жесты, выражение лица).

3. Вначале будет казаться, что ничего не меняется, особенно если коллега мужчина. Один и тот же вид, один и тот же костюм, одна и таже прическа.

4. С течением 2–3 недель вы заметите видимые результаты. Вы начнете замечать мелочи, на которые раньше не обращали внимания.

5. Упражнение надо делать легко и свободно и не навязчиво, без напряжения, не привлекая к себе внимание коллеги.

Упражнение 12 «Вспомни»

1. Перед тем как лечь спать, мысленно представьте всех людей, с которыми встречались за день.

2. Вспомните, как они выглядели.

3. Подумайте, какое зрительное впечатление вы получили.

4. Если вспомнить всех не получается, то попробуйте вспомнить 5–6 человек.

В первый раз вы будете удивлены, насколько мало вы запомнили. Но с течением времени количество людей, которых вы вспомните, будет увеличиваться. Картина будет создаваться с каждым разом все более отчетливая. Просто вы не старались запомнить, поэтому, несмотря на вашу команду, ваш мозг не может вспомнить. Идет сильная нагрузка на мозг. В будущем, чтобы не испытывать дополнительную нагрузку и избежать ее, мозг начнет давать команду на запоминание.

Тренировки зрительной памяти дает ошеломляющие результаты. Мозг постепенно включается в работу и с каждым разом все больше запоминает.

Упражнение 13 «Четыре круга»

Упражнение взято из статьи Станиславского «Сценическое внимание», который считал способность управлять вниманием одним из главных элементов актерского мастерства. Станиславский считал, что внимание – это проводник чувств, оно зависит от характера человека и бывает внешнее внимание (вне самого человека) и внутреннее внимание (мысли, чувства, ощущения). Его упражнение использовали для обучения курсантов в спецшколах. Система Станиславского – это не просто руководство для актеров и режиссеров, но и стройная психологическая концепция. Автора этой концепции можно отнести к самым выдающимся психологам двадцатого столетия.

Эффектом Струпа называют возникающую задержку в реакции при прочтении слова, значение которого не соответствует фактическому цвету (например, слово «Синий» написано красным). Первые исследования данного феномена было проведено в 1929 году в Германии. Однако автором и главным экспериментатором считается Джон Ридли Струп, опубликовавший свою работу в 1935 году. Сервис сайт включил этот знаменитый тест в перечень тренажеров для диагностики и развития внимания. Каждый желающий может определить свои субъективные способности или склонности, отслеживать изменение реакции после проведения регулярных тренировок. Еще Джон Струп выявил зависимость между практическими занятиями и скоростью генерации правильных ответов.

Как работает?

Попадая в ситуацию, когда теоретическое значение противоречит практическому, некоторые могут испытывать трудности восприятия и реакции на внешние раздражители. Упражнения помогут добиться автоматизации процесса идентификации цвета, перехода от вербальных функций к сенсорно-персептивным. Эта игра, по сути, вводит в заблуждение лобные доли мозга, которые отвечают за принятие решения. Интересно, что практически со 100 % верных ответов этот тест проходит ребенок, но с возрастом и развитием абстрактного мышления могут возникнуть проблемы не только со скоростью реакции, но и с правильностью ответов. Подобное поведение можно объяснить лишь тем, что для ребенка приоритетным является фактическое состояние, а для взрослого – ассоциации и абстрактное мышление.

Что дает?

Первоначально, тест Струпа активно использовался для диагностирования проблем с вниманием, депрессивными расстройствами и болезнью Паркинсона. Мы включили задачу Струпа в нашу систему фитнеса для мозга благодаря доказанной реабилитационной практике и эффективности при развитии познавательных способностей. Регулярные тренировки и результаты по итогам их завершения помогут определить динамику развития вашей когнитивной сферы. Вы научитесь лучше концентрировать внимание не на абстрактном восприятии, а смотреть «в суть» проблемы, искать фактическое, а не теоретическое значение. Улучшение произвольного внимание повысит продуктивность, гарантирует принятие оптимальных решений в различных ситуациях.

Правила игры Задача Струпа

Классическая задача Струпа несколько отличается от предложенной в сервисе сайт. Вместо выбора карточек со словами и определением цвета, на экране появляются слова. Задача игрока клавиатурой или мышкой выбрать цвет шрифта, которым написаны буквы. В распоряжении игрока право на три ошибки. За каждый правильный ответ вы получаете начисление баллов. Чем выше скорость дачи правильных ответов, тем выше будет сложность игры. Сравнить свои результаты вы сможете в личном кабинете, где помимо прочих параметров можно обнаружить Индекс производительности, пропорцию распределения игр исходя из навыков. Приобретение Премиум-аккаунта откроет дополнительные возможности статистики.

Как придумали?

Классический вариант теста, придуманный еще в 1935 году, включает в себя три стимульные игры:
  • Игра со словами, напечатанными черными чернилами;
  • Использование цветовых карт в форме квадратных закрашенных областей;
  • Игра с картами, на которых были написаны слова, суть которых противоречила фактическому цвету шрифта.
Игрокам предстояло называть цвета, читать слова, с правильным и неправильным значением. Была выявлена значительная интерференция (задержка) при ответе на вопросы при несоответствии значения слова и его фактического цвета. Более того, регулярные занятия снизили эту задержку и позволили исключить неправильные ответы.

Тест Струпа

Ниже приведем простой и быстрый тест Струпа, который пробуждает творческое мышление, развивает внимание. Участникам своего эксперимента Струпе предлагал просто-напросто назвать цвета. Рассматривалось три варианта:

Из книги Тайм-менеджмент за 30 минут автора Азарова Ольга Николаевна

ТЕСТ 1 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела служебные. Обработка результатовЧисло ответов «Всегда» умножьте на 4, «Иногда» – умножьте на 2. Сложите полученный результат.81 -100 Вы прекрасно управляете своим временем и держите ситуацию под

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

ТЕСТ 2 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела личные. Обработка результатовВопросы 1-10Если большинство ответов на вопросы 1 -10 положительные, это значит, что у Вас большие проблемы со временем. Вы лихорадочно пытаетесь сделать что-то, впадаете в больший

Из книги Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить автора Мэдсон Патрисия

ТЕСТ 5 «Страдаете ли Вы перфекционизмом?» Обработка результатовОтветьте на вопросы «Да» или «Нет». Подсчитайте результат.Если ответов «Да» от 7 до 12, нужно честно сказать, что, к сожалению, Вы очень склонны к перфекционизму. Внимательно изучите материал данного раздела,

Из книги Мастерство коммуникации автора Любимов Александр Юрьевич

ТЕСТ 6 «Жаворонок или Сова?» Обработка результатовПодсчитайте, сколько «А» и «В» ответов Вы получили.Если большинство ответов «А», то Вы – Жаворонок. Вы без труда встаете утром и наиболее продуктивно работаете в первую половину дня. Для этого Вам для сохранения

Из книги Как работает Google автора Шмидт Эрик

Тест ИнструкцияПрочитайте текст и постарайтесь его запомнить с одного раза (еще лучше, если кто-то вам его прочитает). Затем вам дается несколько фраз, если фраза полностью соответствует содержанию, т. е. смыслу текста, то вы ставите +, если не соответствует, то -. Сверьте

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Тест Как зовут героев в импровизированном скетче про будущую мать и врачей, о котором вы читали ранее? Кто из них доктор? Как зовут его ассистента? Как зовут будущую мать? Проверьте ваши

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Тест ВопросыЕсли до этого мы получали знания, то сейчас мы будем заниматься проверкой того, насколько хорошо мы все усвоили. А что может помочь сделать это лучше экзамена! Экзамена в первую очередь в том смысле, что вы сможете получить обратную связь относительно своих

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

LAX-тест Таким образом, внутренняя страсть играет ключевую роль при найме сотрудников, так же как интеллект и мышление, характерное для обучаемых животных. Еще один важный момент – это характер. Мы имеем в виду не столько доброжелательного человека, которому можно

Из книги Суперключ для развития мозга! автора Могучий Антон

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Струп-тест 5 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 7 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 8 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 9 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 10 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Или эффект Струпа , или задача Струпа , – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Наверняка, многие сталкивались с этим необычным тестом (ведь он – один из самых известных в экспериментальной психологии и широко распространен во Всемирной паутине), но мало что знали о нем. Мы предлагаем восполнить этот информационный пробел. Также мы предлагаем попробовать себя и пройти тест Струпа онлайн .

В чем заключается тест Струпа

Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной , доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита.
Тот же эффект был бы, если бы слова были написаны на незнакомом вам языке (и к этому мы вернемся чуть позже).

Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»

Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет . То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен , так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.

Эффект Струпа как психологический тест

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления . Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.

Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.

Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга , так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).

Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.

Тест Струпа: немного истории

Американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал статью об эффекте, названном в его честь, в 1935 году. Также аналогичные исследования были описаны в немецком журнале 6 годами ранее, а первые подобные наработки были известны еще с XIX века. Струп провел следующий эксперимент . Он давал испытуемым три списка: в первом названия цветов были напечатаны черными чернилами; во втором цвет слова и его значение не совпадали (как в нашем примере); в третьем были просто группы квадратов разных цветов.

Сначала участников просили назвать цвета, которые обозначают слова первого и второго списка, а также назвать цвета геометрических фигур. С этим практически ни у кого не было проблем. А вот обратная задача – назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова, – в случае со вторым списком вызывала явные затруднения. Испытуемые выдавали ответы с задержкой, часто путали написанные и фактические цвета. Этот эксперимент и стал основой для написания статьи, затем теста и вообще дальнейшего изучения данного вопроса.

Модифицированный онлайн-тест Струпа

Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.

Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов . Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.

Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорноперцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

Классический тест Струпа

Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:
карту слов, напечатанных черной краской;
карту цветов (они были представлены в форме квадратов);
карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.

При этом использовались пять цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из пяти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из четырех остальных цветов (например, слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:
чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);
называние цветов (НЦ);
чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);
называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).

Инструкция испытуемому состояла в том, чтобы он называл вслух цвета шрифта или читал слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) - она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)-t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Модификации теста Струпа

В дальнейшем классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Объяснения эффекта Струпа
Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название». Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).

Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.

Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r
Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что, во-первых, использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и что, во-вторых, задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме, как это делалось в прежних работах.

Процедура проведения

Испытуемому последовательно предъявляются три карты:
На первой - сто слов, обозначающих названия четырех основных цветов (инструкция: как можно быстрее прочитать слова).

На второй - сто разноцветных звездочек тех же основных четырех цветов (инструкция: как можно быстрее назвать цвет звездочек).


На третьей - сто названий цветов, не соответствующих цвету чернил, которыми написано данное слово. Например, слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» - зелеными и т. д. (инструкция: как можно быстрее назвать цвет, которым написано каждое слово).

Обработка и интерпретация

Показатель ригидности/гибкости контроля: разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт в виде Т3 - Т2. Чем больше эта разница, тем больше выражен эффект интерференции и, соответственно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результатом конфликта словесно-речевых (вербальных) и сенсорно-перцептивных функций: испытуемый должен игнорировать (подавлять) значение слова и назвать цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета, высокая - о том, что испытуемый с трудом освобождается от влияния значения слова при его несоответствии наглядному впечатлению.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вербальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотношение времени выполнения второй (цвет) и первой (слова) карт в виде Т2/Т1. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о преобладании словесного способа переработки информации, низкие - сенсорно-перцептивного. Показатель интерференции Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных функций (степень их независимого функционирования).

Таким образом, один полюс этого когнитивного стиля характеризует гибкий контроль и сильную автоматизацию познавательных функций, другой - ригидный (жесткий) контроль и слабую автоматизацию познавательных функций.