Семейное положение патриарха кирилла всея руси. Где живет патриарх кирилл

Патриарх России - известная личность. Он всегда вносит большой вклад в государственные дела. Главой православной церкви в нашей стране является Кирилл Гундяев. Именно он является ярким участником многих политических процессов в современной России. Ему принадлежит множество благотворительных проектов.

Биография

Кирилл Гундяев стал Патриархом Московским и всея Руси в 2009 году, сразу после смерти своего предшественника Алексия II. Родился он 20 ноября 1946 года в Ленинграде и при рождении назван родителями Владимиром. Детство его проходило в сложные послевоенные годы.

Семья

Согласно официальной биографии, семья Кирилла Гундяева была глубоко религиозной, даже несмотря на то, что в то время церковь подвергалась гонениям. Дед его Василий Степанович, 1879 года рождения, был обычным машинистом, но увлекся богословской литературой. Уже в 1922 году его выслали на Соловки по доносу противников. Они были из движения обновленцев - религиозного течения, оппозиционного православному. После войны его продолжала какое-то время поддерживать власть Советов. Василий им противостоял. В лагерях он продолжал проводить богослужения тайком, сохранились данные о том, что за это он единожды понес наказание - месяц жил в штрафном изоляторе. Там он пробыл до 1955 года.

Интересна биография отца Кирилла Гундяева. Это был Михаил Васильевич, мечтавший с ранних лет служить в церкви. Окончив школу, он успел поработать в храме, а в 1926 году уже учился на Высших богословских курсах в Ленинграде.

Он зарекомендовал себя в качестве прилежного ученика. Однако уже спустя 2 года курсы оказались закрыты, и он попал в армию. После службы учился в техникуме, а затем в индустриальном университете. В планах Михаила было стать врачом, но по причине того, что отметился на курсах богословия, не был к этой профессии допущен.

В 1934 году отец Кирилла Гундяева был арестован за то, что служил в храме и пел на клиросе. Это произошло за пару дней до свадьбы. Михаил был обвинен в покушении на Сталина. Его невеста, а впоследствии жена, Раиса Кучина 1909 года рождения, была преподавательницей немецкого языка. Она также была религиозной и участвовала в церковных песнопениях, в ходе которых познакомилась с Михаилом. Вместе они прожили 3 года на Колыме. Затем вернулись в Ленинград, где Михаил пошел работать на завод. В 1940 году родился их первый сын - Николай.

Во время войны Михаил укреплял осажденный город, а с 1943 года воевал на фронте. С 1945 года, уже после победы, семья жила в Ленинграде, который оправлялся от блокады. Тогда в ней появился Владимир, второй сын. В этот период времени Советская власть налаживала отношения с церковью, и Михаил с риском для всей своей семьи добился рукоположения. С 1947 года он стал дьяконом и служил в церкви Смоленской иконы Божьей Матери.

Согласно некоторым исследованиям, по национальности Гундяев Кирилл - мордвин. Все дело в том, что его фамилия происходит от имени Гундяй. Согласно официальной биографии Кирилла Гундяева, по национальности он русский.

Детство

Детская биография Кирилла Гундяева разворачивается на фоне ухудшения отношений государства с церковью. За то что служил, его отец получил невероятного размера штраф в 120 000 рублей. К примеру, новый автомобиль «Победа» в те времена стоил 15 000, и самые зажиточные люди могли несколько лет на него копить. Какие-то деньги были собраны в приходах, но своими действиями Михаил довел всю свою многодетную семью до состояния крайней нужды, которая продолжалась до их смерти. Помимо 2 сыновей, у супругов к тому моменту родилась дочка Елена 1949 года рождения.

В то время семья всегда сильно зависела от отца. И дети, и жена Гундяева жили в страшной нужде и были вынуждены принимать продукты от сжалившихся над ними прихожан.

Школьные годы

Сильно повлиял на мировоззрение младших Гундяевых вернувшийся после заключения в Соловках дед. Внукам он рассказывал о том, что никакие испытания, которые унесли множество жизней, не вызвали в нем страха. Сам патриарх Кирилл Гундяев в биографии своей подчеркивал, что для него это был «образ человека, который знал, что такое любовь Божия».

В школу Владимир начал ходить как на пытку. Он был противником коммунизма, не пошел ни в пионеры, ни в комсомольцы. Директор школы просил его надеть галстук пионера, но тот сказал, что в нем пойдет в храм. Несмотря на постоянное обсуждение на педсоветах, Владимир учился неплохо. Больше всего его интересовала физика и другие точные дисциплины.

Образование

С окончанием восьмилетки Володя решил не учиться дальше, а жить самостоятельно. В будущем патриархе Кирилле Гундяеве взыграло желание не обременять свою живущую в крайней нужде семью, которая все еще воспитывала младшую дочку.

Он устроился на вечерний факультет, и с 1962 года работал в картографии Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Однако затем биография Кирилла Гундяева развернулась в сторону его отца. Он пошел в духовную академию.

Правдивая биография патриарха Кирилла Гундяева заключалась в том, что обучение там он прошел по ускоренной программе, благодаря требованиям митрополита Н. Ротова, секретарем которого затем и стал. Это произошло в 1970 году.

Интересно то, что его брат и сестра также стали священнослужителями уже в будущем, когда он обрел влияние.

Религиозная деятельность

В 1969 году Кирилл Гундяев принимает постриг в монахи. Именно в этот момент Владимир получил имя Кирилл, стал иеродиаконом, а затем иеромонахом. Спустя год он был выпущен из академии с отличием, получил степень кандидата богословских наук.

Он параллельно был секретарем Ротова и преподавателем в той же академии, из которой был выпущен. В 1971 году стал архимандритом, а с октября был настоятелем в православном храме в Женеве, Швейцария. С этого момент пошел его рост вверх по служебной лестнице. Всего 20 лет понадобилось ему, чтобы от архимандрита пройти путь до митрополита. Митрополит Кирилл Гундяев стал председателем в комиссии в Священном Синоде. Именно она решала все задачи, стоящие перед РПЦ.

Общественная деятельность

В 1990-х годах биография Кирилла Гундяева делает поворот в сторону активной общественной деятельности. В 1994 году в телевизионный эфир выходила передача «Слово пастыря», главным действующим лицом которой он и являлся. Помимо этого, он разрабатывал социальную концепцию РПЦ. Он председательствовал в Отделе внешних связей РПЦ МП. Кирилл был активным участником отношений между государством и церковью.

В 2000 году он добился принятия «Основ социальной концепции РПЦ». Именно в ней излагалась позиция православия в отношении государства.

Совместная работа Правительства РФ и Кирилла Гундяева началась с 1995 года. Он выступал в роли консультанта по многим вопросам. С его подачи было принято множество решений, связанных с Чеченской войной. Кирилл Гундяев в молодости организовывал многочисленные культурные мероприятия.

Так, именно он устроил праздник в честь 2000-летия христианства от имени России в нескольких странах. Он был активным общественным деятелем до своей интронизации.

Помимо всего прочего, Кирилл Гундяев является автором ряда статей и книг. Он активно занимается научно-просветительской деятельностью, провозглашая всюду единство христиан. Он стал одним из почетных членов отечественных и иностранных духовных академий, вошел в состав Комиссии по государственным премиям за достижения в литературе.

Патриаршество

Когда в 2008 году умер Алексий II, Патриархом выбрали митрополита Кирилла. В 2009 году он им стал, получив на голосовании 75 % голосов. Наиболее активная его деятельность была отмечена в установлении связей с зарубежными православными церквями. Также он провел множество встреч с лидерами остальных конфессий. Все это поспособствовало укреплению положения Церкви, позволило Российской Федерации сотрудничать с большим количеством стран.

Будучи увлеченным и преданным делу, он не раз отмечал, что к радикально настроенным проповедникам стоит относиться с опаской. Подобные заявления он делал неоднократно. Как говорил Патриарх, народных лжеучителей в России все больше, и они повергают прихожан в смуту. За их прекрасными идеальными лозунгами стоит оружие, которое разрушает Церковь. Не раз был замечен Патриарх на встречах с Владимиром Путиным. Деятельность его во многом помогла политике президента.

Скандалы

Кирилл стал участником ряда прогремевших на всю страну скандалов. Первая такая история, в которой его имя было засвечено - дело о применении налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции в 1990-х годах.

Согласно данным «Новой газеты», он был лично заинтересован в совершении сделки, связанной с импортом данных товаров. Но многие религиозные деятели выступили с заявлениями, что все это было лишь провокацией врагов. Эту компанию якобы спланировали недоброжелатели, желая запятнать имя религиозного человека.

Помимо этого отмечается, что Кирилла Гундяева на фото не раз фиксировали и уличали во взаимодействии с КГБ. В 2003 году В. Путин прочитал письмо от священника Московской Хельсинской группы о том, что Патриарх - агент КГБ. Но данное действие в обществе посчитали провокацией, направленной против него. Данное действие ни в какой результат не вылилось.

С 2010 году Патриарх снова стал участником громкого скандала. Согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница и соратница патриарха нашла в его квартире большой слой пыли. Она вызвала комиссию, которая установила, что вещества оказались в квартире из-за ремонта, проводившегося внизу. Там жил священник Юрий Шевченко. Но скандал заключался в том, что экспертиза выявила в пыли наличие канцерогенных веществ. В итоге ущерб, нанесенный тогда имуществу Патриарха, был оценен в 20 млн рублей. Отсудила эту сумму от соседа снизу, согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница, и прессу заинтересовало ее наличие у Патриарха. Все стали выяснять статус женщины, очевидно проживавшей с ним в одной квартире. Затем, значительно позже, владелец квартиры рассказал, что ее подарил заместитель Ю. Лужкова по указу Б. Ельцина, но Патриарх не жил в ней дольше недели, а подарил своей троюродной сестре, которая и обнаружила слой пыли.

Следующий скандал в биографии Кирилла Гундяева - о состоянии. В 2012 году была опубликована на официальном сайте РПЦ его фотография, где на руке Кирилла присутствовали дорогие часы Brequet. Затем часы были убраны с этого фото, но остались в отражении на столе. Пресс-служба РПЦ назвала данный случай нелепостью по ошибке редактора.

Суть скандала была в том, что часы эти стоили 30 000 евро, а сам Патриарх в СМИ заявлял сперва, что наличие часов было нарисовано в фотошопе, а затем назвал их подарком. Все это вызвало бурные дискуссии в обществе о роли Церкви и о деньгах налогоплательщиков и прихожан. Сам Кирилл в проповедях призывает не стремиться к хорошей обеспеченной жизни.

Помимо этого, зарубежная пресса оценила состояние Патриарха в 4 миллиарда долларов. Ему принадлежит не один автомобиль из разряда наиболее дорогих, яхта, самолет и дорогие часы. Но сам Кирилл отбивается от нападок СМИ, подчеркивая, что все полученные церковью средства используются по назначению. Так, РПЦ открывала православные школы и благотворительные фонды. По мнению самого Патриарха, все обвинители стремятся лишь унизить РПЦ и критиковать православие в нашей стране.

Тем не менее, по данным соцопросов, Кирилла поддерживает 99 % населения, однако Всемирная сеть показывает большой градус недовольства им на фоне множества скандалов, которые и спустя годы являются предметом возмущений людей.

По большей части, людей волнует то, что он не имел права на все те предметы роскоши, которыми обладал. Ведь по церковным законам, которые он активно пропагандирует, он всего этого приобретать не вправе. Любопытно то, что главы ряда европейских государств, очевидно, имеющие возможность жить роскошно, живут гораздо проще и скромнее русского Патриарха, хотя у них закона, запрещающего роскошь, нет. Это нередко подмечается в связи с именем Кирилла. Кто же на самом деле посвящает всего себя своей работе?

Личная жизнь

В биографии Кирилла Гундяева семьи, детей никогда отмечено не было. Но после того скандала с пыльным имуществом прессе стало известно, что в его личной квартире была прописана Лидия Леонова, о которой мало что известно, несмотря на поднятую шумиху во всех СМИ. Журналистам удалось узнать, что она была дочерью повара в Ленинградском обкоме КПСС.

Пресса уличила священника в сожительстве с представительницей прекрасного пола, а он сам называл ее троюродной сестрой. Более того, в СМИ его окрестили семьянином, найдя совместную его фотографию с этой женщиной от 1988 года. Но сам Патриарх утверждает, что, так как служит Богу, отказался от любовных связей и всего себя посвящает службе. Поэтому не имеет никаких сожительниц.

Дети

Сам Кирилл считает своими детьми прихожан, слушающих его как проповедника. По христианским законам ему нельзя иметь своих биологических детей. Он нередко помогает приютам, в которых живут сироты, как и многие люди, занимающие высокое положение в обществе. Им было создано несколько благотворительных фондов в помощь инвалидам.

Подробности деятельности

С февраля 1991 года по указу Патриарха Алексия II Кирилл стал митрополитом.

В 1993 году он был сопредседателем, а уже в 1995 году - заместителем Главы Всемирного Русского Народного Собора. В 1994 году он стал почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир». В феврале 1994 года стал членом в Синодальной богословской комиссии.

В 1995-2000 годы Кирилл стал главой Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам российского социума.

В декабре 2008 года он объявил СМИ, что он категорически против реформирования православия в любой форме.

Тогда же, встретившись с обучавшимися в Сретенской духовной семинарии, он заявил, что главной задачей церкви до революции было создание верующей интеллигенции, о чем и мечтал Антоний Храповицкий (который был запрещен Московской Патриархией). Но этого сделать не удалось, что вылилось в последующие беды для православия.

Он был первым в новейшей истории, кто совершил чин умовения ног в апреле 2009 года.

Также заявлял, что Киев является для православных Константинополем и имеет свою Святую Софию, а также считается духовным центром и южной столицей православия.

В 2009 году объявлял, что главный критерий в оценке работы РПЦ - не то, насколько наполнены храмы, а духовное состояние общества.

Это проявилось в 2005 году в запрете проведения парада секс-меньшинств в Москве. Кирилл поддержал Юрия Лужкова в таком решении. С 2008 года Патриарх яростно осуждал гомосексуализм, но в то же время отметил, что люди с врожденной ориентацией могут жить, как считают нужным.

Свой вклад внес Патриарх и в дело панк-группы Pussy Riot, которая станцевала в храме Христа Спасителя. Во многом благодаря ему в августе 2012 года 3 молодым девушкам вынесли приговоры по статье о хулиганстве, после чего они были лишены свободы на 2 года и отбывали заключение в колониях общего режима.

Все это также вызвало волну негодования во Всемирной сети как в России, так и за границей. Но сама Московская Патриархия заявила, что все дело в наличии целой кампании, стремящейся опорочить имя Кирилла. Даже он сам в телепередаче «Слово пастыря» объявил, что люди, «которые критикуют церковь», «требуют духовного исцеления».

Первым его зарубежным визитом на должности Патриарха стала поездка в Стамбул к Константинопольскому Патриарху. В итоге было заявлено, что отношения с зарубежными коллегами начали теплеть.

Согласно результатам социологического опроса, проведенного в июне 2012 года ВЦИОМом, 46 % респондентов относились к Патриарху с уважением, у 27 % он вызывает надежду, доверие — у 19 %, симпатию — у 17 % опрошенных; недоверие вызывает у 4 % опрошенных, разочарование — у 2 %, безразличие — у 13 %, антипатию у 1 % участников опроса, 1 % осуждают его или воспринимают скептически.

В августе 2012 года Кирилл появился в социальной сети Facebook с учетной записью PatriarhKirill, но еще в мае того же года заместителем руководителя пресс-службы Московской Патриархии было указано, что аккаунт личной страницей Гундяева не является, но он будет официальным ресурсом патриархата. Он подметил, что напрямую связаться с Кириллом возможности не будет.

В сентябре 2012 года он был приглашен предстоятелем Польской православной церкви в Польшу, где главной религией является католичество. Эта встреча больше преследовала политические цели, став серьезным шагом к установлению контакта со Святым престолом. Данные события вызвали положительную реакцию в Ватикане.

В июне 2013 года Кирилл посетил Грецию, встретившись с понтийскими греками. Затем побывал в Приднестровье.

Интересно то, что с распадом СССР Комиссией Президиума ВС России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП был сделан вывод, что органы КГБ использовали церковь для вербовки и засылки в нее своих агентов. Таким образом, ряд церковных деятелей действительно являлись агентами этой структуры.

Сопоставив известные зарубежные поездки агента «Михайлова» и Кирилла, комиссия выработала точку зрения о том, что эти лица тождественны. Тогда же В. Путину и было направлено знаменитое письмо о том, что Патриарх являлся сотрудником КГБ.

Поездка Кирилла на Украину после получения приглашения Синода Украинской Православной Церкви в 2009 году сопровождалась массовыми беспорядками и протестами ряда церковных объединений.

На своем выступлении в Киево-Печерской лавре он критиковал "влияние на западное христианское богословие идей эпохи Просвещения и философских идей либерализма".

В августе Патриарх сделал заявление, что не отказался бы 6 месяцев проводить в Киеве, а 6 - в Москве, и мог бы стать украинским гражданином. Но через день архиепископом Митрофаном эти слова были названы шуткой.

В конце концов, согласно данным из газет, кругу силовиков не понравились действия Кирилла в ходе посещения им Украины.

В ходе своего визита в Белорусь Кирилл обращался к народу с крыльца церкви и объявил, что считает себя Патриархом народа, который вышел из киевской купели крещения. Он подчеркнул тем самым, что Патриархат не будет уменьшать границы своей деятельности в соответствии с границей, которая возникла после развала Советского Союза.

Данные слова по сути поставили под сомнение признание им суверенитета ряда государств. Он и сам заявил, что некоторые страны признали свой суверенитет, однако не способны принимать решения в соответствии с собственными интересами. Это вызвало бурную негативную реакцию в обществе.

Заключение

На данный момент Патриарх Кирилл ведет активную религиозную и общественную деятельность. Он вносит большой вклад в политику, устанавливает связи РФ с другими государствами.

О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ»
рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков.

5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха диакон Александр Волков.

Время, отведённое Богом

— Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха?

— За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве, в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация — проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу.


Так во сколько же он встаёт?

— Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов — работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает - возможности нет. Из оздоровительных мероприятий — уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха — это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее - тем более. Оно всегда торжест-венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

И в воскресенье работает? Но ведь нельзя по канонам?!

— Безусловно, воскресенье — День Господень. В этот день патриарх по большей части совершает богослужения. На воскресенье никогда, за исключением каких-то чрезвычайных обстоятельств, не назначаются встречи. Но вместе с этим он вынужден всё равно дома работать с документами.

Дар проповедника


Неужели он детально вникает во все бумаги, которые подписывает?

— Да, он очень внимательно подходит к любому печатному слову, которое исходит от него, потому что понимает ответственность, которая стоит за всеми этими текстами. Ведь каждый текст — это в любом случае обращение к конкретному человеку. В этом обращении не может быть формальности, и у человека не должно сложиться впечатление, что это бумага, подготовленная референтами, к которой не приложил личного участия подписант. Надо сказать, что свои основные, большие публичные тексты и особенно проповеди он готовит сам. Он — один из немногих людей, умеющих хорошо говорить не по бумажке. Патриарх имеет исключительный проповеднический талант. Но за каждым выступлением стоит его личная предварительная работа.

Светским людям кажется, что глава Церкви это в первую очередь хозяйственная должность столько дел, приходов, встреч. Разве нет?

— Молитва находится на первом месте для любого христианина, и в этом любой священнослужитель призван быть примером для людей, а уж предстоятель Церкви, конечно, в первую очередь. Ведь это залог того, что Церковь не превращается в межконтинентальную корпорацию типа религиозного «Газпрома». Надо понимать: всё, что делает Церковь в организационной, административной, хозяйственной областях жизни, — только для того, чтобы каждый человек мог прийти в храм и по возможности жить в соответствии с Евангелием.

Есть ли у патриарха близкие, семья, какие отношения их связывают?

— Да, у патриарха есть родст-венники в Москве, Санкт-Петербурге и Саранске. Когда патриарх был в Мордовии, то встречался с совсем дальними родственниками в доме, где жил его дедушка. К родным он относится очень по-человече-ски, поддерживает и сохраняет семейные отношения, никогда не дистанцируется.

Друзья как жертва

А друзья?

— У патриарха, и он сам об этом говорил не раз, не может быть друзей в том смысле, что главе Церкви необходимо находиться с окружающими на одинаковой, равной дистанции, для того чтобы не возникало попыток давления. И в этом смысле, конечно же, это крест патриарха. Он пожертвовал ради блага Церкви своими личными интересами, привязанностями, привычками общения. Вокруг него действительно нет приближённых людей, которые могли бы похвалиться статусом «друг патриарха».

А вне Церкви?

— То же самое. В первую очередь потому, что вообще взаимоотношения предстоятеля Церкви со светским сообществом вообще и с какими-то конкретными людьми в частно-сти — это всегда очень большая ответственность. Хотя, разумеется, это не отменяет того факта, что у патриарха есть много хороших и добрых знакомых, с которыми он на протяжении десятилетий поддерживает тёплые отношения. Они приходят по-здравить его с личными датами, с праздниками, посещают богослужения, и он всегда им очень рад, с удовольствием общается, расспрашивает о жизни, а потом тепло прощается, после чего они чаще всего на протяжении длительного времени не видятся.

Кто духовник у патриарха?

— Оптинский старец Илий, с которым он учился вместе в духовной академии в Санкт-Петербурге. Отец Илий — объективно признанный православной церковью духовник, человек, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. К нему на общение, на исповедь едут со всей России, из других стран. 5 лет назад, после интронизации, патриарх Кирилл попросил его переехать из Оптиной пустыни в Переделкино. С той поры отец Илий живёт в патриаршей резиденции. Там на территории есть отдельный домик для небольшой монашеской общины. Там отец Илий и обитает. Так как он очень известен, то к нему часто приходят посетители — обычные люди — за советом. Он постоянно принимает, совершенно доступен и вместе с этим он духовник патриарха. С моей точки зрения, такое публичное наличие духовного отца — свидетельство неких жизненных приоритетов. Это показывает: духовная составляющая в жизни для патриарха является главной. Не административные функции, не какие-то дипломатические отношения, хотя и это необходимо. Но вот рядом с ним живёт не его пресс-секретарь, а его духовник.

У народа бытует мнение: патриарх является духовным отцом президента Путина. Я понимаю, что этого не может быть, но является ли патриарх вообще чьим-то духовником?

— Это вещи, которые лежат в сфере его част-ной жизни, поэтому я тут не могу ничего сказать.

А есть ли у него какие-то увлечения книги, театр?

— Он любит классическую музыку — могу перечислить Баха, Бетховена, Рахманинова. Музыку он обычно слушает, когда работает, принимает некие важные решения. Читать он, конечно же, любит, как любой интеллигент-ный человек, но у него очень мало времени для того, чтобы предаться свободному чтению. Сотни страниц документов ежедневно нужно прочитывать. Понятно, что к концу дня, наверное, уже просто испытываешь лёгкую неприязнь к буквам алфавита. Но из отечественных авторов он любит Достоевского, Чехова, Лескова. С некоторой степенью регулярности он посещает музыкальные постановки, консерваторию, иногда - московские театры. Недавно был на одной из постановок МХАТа имени Горького, чтобы поздравить с юбилеем Татьяну Доронину.

А кино?

— Публично в кинотеатры не ходит, но несколько раз ездил на предпоказы фильмов, непосредственно связанных с Церковью.

Телевизор смотрит?

— Новостные программы — часто, и понятно, что это уже область, связанная непосредственно с его работой. Он обязан, так скажем, быть в курсе.

Родные пенаты

Как патриарх проводит отпуск?

— Отпуска, как и выходных дней, в привычном мирском понимании у него не бывает. Набирается 15-20 дней отдыха, которые он обычно распределяет по месяцам и проводит это время в уединении.

За границу отдыхать не ездит?

— Ездит с официальными визитами. За эти пять лет несколько раз выезжал за границу для лечения.

Какие места в России ему особенно близки?

— Он любит родной Санкт-Петербург, Валаам, а также Смоленск и Калининград, куда приезжает примерно раз в год, поскольку является управляющим местной епархией до сих пор, также посещает духовный и административный центр Русской православной церкви на юге России.

Повар предстоятеля

Что патриарх любит есть и кто ему готовит?

— Он совсем непривередлив в еде, любит простую пищу. Ему нравится также пробовать национальную кухню, что он и делает, посещая зарубежные страны. Понятно, что, поскольку он совершает богослужение, проводит мероприятия в самых разных местах, то со стороны помощников патриарха к еде отношение внимательное. Тем более что часто проходят различные официальные приёмы и протокольные обеды с высокими гостями. Поэтому было решено, что в патриархии должен быть постоянный повар. Он не монах, профессионал своего дела, готовит правильную с точки зрения православных традиций и канонов пищу.

Может ли патриарх позволить себе выпить рюмочку?

— Если нужно поддержать тост, поднимает обычно бокал белого вина. Может в какой-то ситуации и покрепче выпить - в Японии его угощали саке, в Греции, на Афоне, - анисовой настойкой узо. В духе православной традиции, не обижает в таких случаях тех, кто оказывает ему гостеприимство.

Вкус к старине

Патриарх монах. У него, в прин-ципе, своего имущест-ва быть не должно. Но есть ли какие-то вещи, которые доставляют ему радость?

— Патриарх как человек, воспитанный в петербургской среде, имеет очень хороший вкус, разбирается в живописи и архитектуре. Посещая те или иные епархии, внимательно оценивает новое строительство и особенно убранство церквей. Безвкусный новодел задевает его художественное чувство. Зато его очень радует, когда люди бережно сохраняют подлинное и старинное.

Какой у патриарха мобильный телефон?

— Точно не скажу — самый обычный, точно не айфон. Он мобильным почти не пользуется, относится к нему с некоторым отстранением, но с пониманием необходимости использования. Ему несколько раз дарили планшеты и ноутбуки, но как-то он не склонен ими пользоваться. Любит писать от руки, у него всегда с собой блокнот.

Но он умеет работать на компьютере, выходить в Интернет?

— Конечно, у него есть компьютер в кабинете, и он, когда нужно, им пользуется. Но, конечно, он не отвечает на электронную почту и не наполняет свой аккаунт в Фейсбуке. Слава богу, этим занимаются компетентные люди, а он тратит своё время на объективно более важные дела. Тем самым, кстати, и нам всем подаёт пример.

Какая у патриарха машина?

— На протяжении пяти лет он использовал две машины патриарха Алексия , которым уже 12 лет. Сейчас Святейший передвигается на транспорте, предоставляемом гаражом особого назначения.

Куда спешить

И ничего не коллекционирует? Книги?

— Не знаю, насколько их коллекционирует, но он любит старые книги, особенно богословскую литературу. Когда ему дарят редкие дореволюционные издания церковных авторов, он принимает их с благодарно-стью. Святейший ценит предметы, передающие атмосферу прошедших эпох, и призывает бережно относиться к тому, что пришло к нам из прошлого и что несёт в себе смыслы того времени, о котором мы можем судить в том числе и по каким-то отдельным вещам.

Наверное, это вообще тактика Русской православной церкви не спешить?

— Вы правы. Только не тактика, а главная стратегия православной церкви - сохранять и преумножать всё то доброе, что существует в нашем мире и в каждом человеке. Всё, что делает Церковь, делается на основании многовекового опыта и понимания, что Церковь не раз переживала в своей истории страшные и трагические моменты. Но, какими бы ни были внешние обстоятельства, Церковь была, есть и будет сущест-вовать и нести людям правду о Христе. И, наверное, это во многом отражается в человеческих привычках патриарха. У него глубоко воцерковленное сознание. Он с утра до вечера живёт на 100% церковной жизнью, и в этом смысле очень хочется, чтобы такая жизнь на какой-то заметный процент была и у каждого из нас.

Частная жизнь Патриарха Кирилла. Кадры, попавшие в СМИ впервые

Кадры, на которых представлен Предстоятель, сделаны не для «протокола», и раньше не публиковались в газетах и журналах - они являются частью частной жизни Святейшего. «АиФ» оказался единственной газетой, которой о.Александр Волков, пресс-секретарь Патриарха, предоставил их и рассказал, при каких обстоятельствах они были сняты.

Патриарх на Валааме, одном из любимых мест на родной земле.

Биография

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессорСанкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974—1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) – глава Русской Православной церкви, Патриарх Московский и Всея Руси. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Дружбы народов, Святого равноапостольного князя Владимира II степени, Преподобного Сергия Радонежского I и II степени. Почетный президент Академии Российской словесности и почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Автор ряда книг и публикаций в периодической печати, а также автор и ведущий телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале.
Биография Патриарха Кирилла: молодые годы:
Будущий митрополит родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Биография Кирилла и род его деятельности во многом были предопределены семейной традицией: и отец, и дед его также были священниками. Дедушка, Василий Степанович Гундяев, за церковную деятельность был репрессирован и сослан на Соловки. Отец, Михаил Васильевич Гундяев, в 1947 году был рукоположен в диакона; он также был репрессирован и по обвинению в политической нелояльности осужден на три года лагерей. Мать Кирилла, Раиса Владимировна Гундяева, преподавала в школе немецкий язык. Старший брат, Николай Гундяев, – протоиерей, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
Уже в школьные годы будущий патриарх проявлял незаурядную работоспособность и трудолюбие, совмещая успешную учебу с работой техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. После окончания школы в 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1969 году был пострижен в монашество, наречен именем Кирилл. После окончания Ленинградской духовной академии Кириллу была присуждена степень кандидата богословия.
В 70-е биография Кирилла ознаменовалась рядом важных событий. Он преподает богословие в Ленинградской духовной академии, одновременно работая личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита, становится представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в швейцарской Женеве. Там же, в Женеве, он является настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В самом конце 1974 года Кирилл назначается ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, затем – председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В 1978 году приступает к работе на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. Начиная с 70-х годов, будущего патриарха регулярно приглашают в европейские учебные заведения для чтения курса лекций: Экуменический институт в Боссэ (Швейцария), Хельсинский университет, Православная семинария в Куопио (Финляндия). Практика эта продолжится и в дальнейшем.
Знаковым для биографии Кирилла становится 1984 год: будущий глава Православной церкви назначен архиепископом Смоленским и Вяземским (в 1989 году этот титул был заменен на новый – архиепископ Смоленский и Калининградский). Во многом благодаря усилиям Кирилла в Смоленской и Калининградской областях было восстановлено и построено более 150 храмов, в Смоленске открыто первое в послевоенное время духовное училище (с 1993 года – духовная семинария).
Биография Патриарха Кирилла: зрелые годы:
В 1989 году Кирилл становится митрополитом, в 1993 – приступает к работе в качестве сопредседателя, а затем и заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора. В составе официальных делегаций Кирилл участвует в ряде миротворческих акций, способствует налаживанию межхристианских и межправославных отношений, посещает все поместные православные церкви. Деятельность будущего патриарха была отмечена почетной международной наградой – Международной Ловийской премией мира. А в 1994 году в богатой на события биографии Кирилла происходит еще одно важное событие: он становится автором и ведущим популярной у зрителей телепрограммы «Слово пастыря».
В 2000-х годах митрополит Кирилл – председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, член президиумов Межрелигиозных советов России и СНГ, председатель и сопредседатель множества международных конференций. Также он продолжает активную преподавательскую деятельность и становится почетным профессором и доктором нескольких университетов: Астраханского, Смоленского, Санкт-Петербургского политехнического, почетным доктором политологии Государственного университета Перуджи и почетным доктором богословия Христианской академии Варшавы.
Без сомнения, одним из самых важных событий в биографии Кирилла стало его избрание на патриарший престол. После кончины патриарха Алексия II в декабре 2008 году тайным голосованием Кирилла избирают Местоблюстителем патриаршего престола. 27 января 2009 года Поместным собором Русской Православной Церкви Кирилл был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Он набрал 508 голосов из 677, то есть более 70%. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха. Свои поздравления новому патриарху направили президент и председатель Правительства России, глава Римской католической церкви Папа Бенедикт XVI, а также другие религиозные и светские деятели. В течение 2009 года патриарх Кирилл посетил с официальными визитами Украину, Беларусь, а также ряд российских городов.

Смотрите все портреты

© Биография Патриарха Кирилла. Биография священослужителя Патриарха Кирилла. Биография Патриарха РПЦ Кирилла.

Отец Владимира Гундяева – Михаил Васильевич был священником, мать работала учителем немецкого языка. Старший брат – Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора, протоиерей.

Примечательна судьба родного деда Патриарха Кирилла. Иерей Василий Степанович Гундяев неоднократно преследовался советской властью за свою церковную деятельность. Василий Степанович открыто выступал против обновленчества церкви в 20-х годах прошлого века, затем в 30-х и 40-х годах его подвергали тюремным заключениям и ссылкам.

Владимир Гундяев окончил восемь классов средней школы и начал работать в качестве техника-картографа в Ленинградской геологической экспедиции. Через три года он поступает в духовную семинарию, а окончив ее - в духовную академию города Ленинграда

Служение православию

В 1969 году Владимир Гундяев принял монашеский постриг, и был наречен Кириллом.

В 1970 году Кирилл с отличием оканчивает духовную академию и становится преподавателем догматического богословия. Одновременно он также становится личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и наставником первого класса духовной семинарии.

В 1971 году Кирилл возведен в сан архимандрита. В этот же год он становится представителем Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

Кирилл начинает стремительно продвигаться по служебной лестнице. За двадцать лет служения он проходит путь от архимандрита до митрополита.

Общественная деятельность

В 90-х годах XX века Кирилл становится ведущим популярной воскресной программы на телевидении – «Слово пастыря». В этой передаче он отвечал телезрителям на вопросы, вел популярную и понятную многим духовно-просветительскую работу.

Начиная с 1995 года, Кирилл начинает тесное сотрудничество с Правительством РФ. Его неоднократно приглашали на различные консультативные мероприятия. Кирилл принимал активное участие в разрешении разногласий в Чеченской Республике, организовывал культурные мероприятия. При его активном участии было проведено празднование 2000-летия христианства.

Патриарх Кирилл

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II умер 5 декабря 2008 года. На следующий же день Митрополит Кирилл был назначен на должность Патриаршего Местоблюстителя.

25 января 2009 года Кирилл председательствовал на Архиерейском Соборе РПЦ, где и был избран одним из трех кандидатов на престол Патриарха Московского и всея Руси.

Кирилл стал Патриархом Московским и всея Руси 27 января 2009 года. На Поместном соборе РПЦ за него проголосовало 508 человек из 677.

Патриарх Кирилл сделал очень многое для объединения Русской православной церкви за рубежом. Он заметно упрочил позиции православия, и расширил границы сотрудничества между государствами.

Вокруг Патриарха Кирилла время от времени возникают разные скандалы. Имя митрополита упоминалось в деле об использовании налоговых льгот на импорт табачной и . Некоторые СМИ утверждали, что Кирилл в 90-е годы был лично заинтересован в некоторых сделках по импорту подакцизных товаров. Однако на защиту Патриарха Кирилла встало абсолютное большинство представителей РПЦ. Они назвали всю эту шумиху, поднятую в СМИ, спланированной кампанией и провокацией.

В 2003 году Патриарха Кирилла обвиняли даже в связи с КГБ. Будто бы он – агент спецслужб. Соответствующее письмо было отправлено Президенту РФ. Разумеется, подобная провокация не принесла никаких результатов.

Состояние святого отца оценивается в $4 млрд.

Для меня он — просто Кирилл


[...] Человек, который больше двадцати лет дружил с , Вадим Мельников в свое время был консулом представительства СССР в Женеве.:

— Вы не интересовались у него, почему он стал монахом?

— Кирилл говорил, что его к этому шагу подтолкнул митрополит Никодим — его учитель и наставник. Кирилл ведь с детства рос верующим мальчиком. В школе отказался вступать в пионеры, не стал и комсомольцем. Потом судьба свела его с Никодимом. Тот, в свою очередь, и посоветовал ему поступить в семинарию. А потом наставник сказал: “Если хочешь достигнуть высокого поста, значит, надо быть монахом”.

— Вы успели познакомиться с митрополитом Никодимом?

— Да, мы познакомились в Женеве. Он приезжал туда в составе делегации. Кирилл предупредил его, что я консул, но имею отношение к спецслужбам. Я боялся этой встречи, знал, что Никодим с ненавистью относился к органам. Но, как ни странно, первое, что произнес митрополит при знакомстве: “Все, Вадим Алексеевич, вы с нами, с нами!”.
...
— Отец Кирилл всегда стремился к власти?

— Да, и не скрывал. Но это естественно! Если ты офицер, почему бы тебе не быть генералом!
...
Cупруга Мельникова Тамара Константиновна.

— Он вообще-то добрый был, Кирилл. Когда мой муж разбил свою машину, он ему тысячу франков дал на ремонт. [середина 1970-х. К.Ру]. Причем когда мы пытались вернуть долг, Кирилл наотрез отказался! [...]

Ирина Боброва

Русская православная церковь выбирает себе Патриарха из бывших агентов КГБ

Женева. 1975 год.

[...] Материалы из архивов КГБ, исследовавшихся в 1992 году парламентской комиссией во главе со священником-диссидентом о. Глебом Якуниным, выявили, что большая часть церковной иерархии была связана с тайной полицией.


62-летний Кирилл, как считается, носил кодовое имя "Михайлов", а Филарет был идентифицирован как агент "Островский". Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом "Топаз".[...]

Митрополит Филарет, в 1978 году назначенный митрополитом Минским, в восьмидесятые был главой Отдела внешних церковных сношений. В 1989 году эту могущественную структуру возглавил митрополит Кирилл.

Климент, закончивший учебу в 1974 году, в восьмидесятые посещал с официальными визитами США и Канаду. Редактор парижского издания Orthodox Press Service Антуан Нивьер (Antoine Niviere) вспоминает о нем, как о "человеке из тени, человеке системы"

В 1992 году бывший офицер КГБ по фамилии Шушпанов признался, что большинство сотрудников Отдела внешних церковных связей были агентами, и были обязаны отчитываться о контактах с иностранцами, как в стране, так и за рубежом. [...]


[...] Занимающий внушительное четырехэтажное здание в Даниловом монастыре Отдел внешних церковных связей (ОВЦС), которым руководит митрополит Кирилл, называют церковным МИДом. Это ключевая структура РПЦ. Кирилл возглавил ОВЦС в 1989 году, еще при позапрошлом патриархе Пимене. Кураторы из Совета по делам религий при Совете министров СССР вполне доверяли тогда еще молодому иерарху — в оперативных кругах его знали под псевдонимом «Михайлов» (так его называли в своих отчетах сотрудники Пятого управления КГБ). Эта неприятная для иерарха подробность всплыла в начале 1990-х годов, когда на свет стали появляться итоги работы парламентской комиссии по расследованию деятельности КГБ. Работала комиссия и с архивами Пятого управления, а первым публичным итогом этой работы для церкви стала публикация в журнале «Христианский вестник» за октябрь 1992 года. Тогда-то вся заинтересованная публика и узнала о том, что церковные иерархи сплошь и рядом в советские годы были так или иначе связаны (или зависимы?) от политической полиции — КГБ. Назывались и псевдонимы, которые давали в своих отчетах сотрудники идеологической контрразведки — «Дроздов,» «Адамант», «Островский»... Свои псевдонимы были и у представителей остальных конфессий — мусульман, иудеев, католиков и так далее.

Митрополит Кирилл сделал в советские годы стремительную карьеру. Уже в 22-летнем возрасте, учась в Ленинградской духовной академии и служа секретарем могущественного митрополита Никодима, Кирилл начал регулярно выезжать за границу. Он занял крупные посты в руководстве Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, миротворческих организациях. Уже в 28 лет он ректор Ленинградской академии, а в 30 — архиепископ Выборгский.

Комиссия президиума Верховного совета России в начале 1992 года официально обратила внимание руководства РПЦ на «глубокую инфильтрацию агентуры спецслужб» в Церковь, что «представляет собой серьезную опасность для общества и государства». В том же году, встречаясь со студентами МГУ, Кирилл утверждал: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен». И действительно, этот факт скоро стал «безразличен», потому что странице под названием «Михайлов» в биографии Кирилла пришла на смену страница под названием «Табачный».

В 1996 году ОВЦС через свой Фонд «Ника» под видом гуманитарной помощи (без таможенных пошлин) , вытеснив с рынка импортеров, плативших пошлины. Первой эту историю откопала вскоре закрытая и забытая маленькая бизнес-газета, а затем был целый вал публикаций в «Московском комсомольце» и «Московских новостях».

Собственно, табачные короли и начали первую кампанию разоблачения, как они считали, недобросовестного конкурента. На никотине, утверждали тогда СМИ и злые языки в самой Церкви, Кирилл составил стартовый капитал — несколько сотен миллионов долларов, после чего финансовые скандалы полились на него, как из рога изобилия. Он был причастен к беспошлинному экспорту нефти, отлову камчатского краба, добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости. Специфические (с оттенком «пастырства») связи в политическом руководстве и бизнес-сообществе быстро вывели Кирилла на первое место по объему личных активов среди иерархов РПЦ МП. В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ. Состояние митрополита Кирилла оценивалось в этой работе в $1,5 млрд. Спустя 2 года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $4 млрд. Ни сам митрополит, ни руководство РПЦ эти данные не комментировали.

Принадлежность к элите требует . В 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости. В СМИ появилась и информация о покупке митрополитом виллы в Швейцарии. Одновременно митрополит занялся активной и во многом беспрецедентной для церковного иерарха просветительской деятельностью посредством телевидения: ведет программы на разных телеканалах, ежедневно появляется в выпусках новостей, его обслуживают несколько информагентств и журналов.[...]

Андрей Офицеров

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - Патриарший местоблюститель, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Владимир Михайлович Гундяев, шире известный как митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года.


О происхождении и детских годах будущего председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата известно со слов самого митрополита. В одном из своих интервью он рассказывает, что его дед был исповедником Российским, прошел 47 тюрем и 7 ссылок, прожив в заключении 37 лет. Трудился механиком, машинистом на железной дороге казанского направления, отправляя, по словам митрополита, все заработанные деньги в Иерусалим и на Афон. Иерарх даже нашел этому подтверждение при посещении Афона, где обнаружил имена своих родственников в монастырских учетных книгах. Зарабатывающий по 300 рублей золотом в месяц дед воспитывал восьмерых детей, на что тоже требовались немалые средства. Как рассказывает митрополит Кирилл, его дед "добровольно пошел на мученические испытания, боролся с закрытием храмов, почти всю жизнь провел в заключении. Был первым соловчанином и участником Соловецкого Собора. Знал всех русских архиереев, которые сидели на Соловках".

Отец митрополита Кирилла был ленинградским священником (рукоположен в 1947 году), но тоже не избежал участи заключенного и прошел через лагеря Магадана. Мать - школьный преподаватель немецкого языка. О своей детской поре митрополит Кирилл вспоминает достаточно скупо, но неизменно в подчеркнуто позитивном и даже морализаторском ключе. Он рассказывает, что с раннего возраста был уверен, что и ему доведется "сидеть за веру", принципиально не вступал в пионеры и в комсомол, хотя диссидентом все же не стал. Объясняя это своей любовью к советским стране и народу, митрополит Кирилл считает, что диссидентство могло разрушить единство народа, потому он и не выступал никогда против власти. Правда, тут же восклицает, что "слава Богу, что Церковь призвана говорить правду - и в царское время, и в советское, и сегодня. А провозглашение правды всегда требует мужества, некоей готовности если не в тюрьму пойти, то быть непопулярным, неизвестным, непочитаемым", что в прошлом, а тем более в наше время для владыки особой угрозы, впрочем, не представляет.

Во всяком случае, когда о человеке рассказывают анекдоты и байки, это верный признак той особой популярности, которая делает его легендой при жизни. Не избежал такой популярности и митрополит Кирилл. Один из подобных анекдотов, который приходилось слышать даже от бывших наставников митрополита, приводит в своей статье "Звезда митрополита Кирилла" журналистка Наталья Бабасян. Он "в частности, повествует о воцерковлении будущего митрополита и выглядит следующим образом: "Бежит по Невскому Вовка-кошкодер, держит в каждой руке по кошке и вдруг с разбегу утыкается в чей-то живот. "Стой, отрок", - басит, хватая Вовку за шиворот, огромная бородатая личность, которая оказывается митрополитом Никодимом (Ротовым). - "Ты кто?" - "Вовка-кошкодер", - отвечает. - "А фамилия твоя как?" - интересуетсямитрополит. - "Гундяев". - "Брось своих кошек, Вовка Гундяев. Быть тебе отныне ловцом человеков".

Впрочем, этот саркастичный текст, автор которого остался неизвестен, вряд ли имеет фактологическую подоплеку и придуман он, скорее всего, для того, чтобы в понятном для широкой аудитории виде выразить присущий митрополиту жесткий стиль работы, "ловли человеков". Кошек митрополит действительно не любит (в разных интервью он рассказывает, что у него есть собаки, которых он ежедневно выгуливает), но вряд ли сына священника "обратил к вере" митрополит Никодим. Скорее всего, юноша, выросший в традиционной церковной семье, не переживал какого-то особого момента "обращения". Однако достоверно, со слов самого митрополита Кирилла, известно, что митрополит Никодим, которого считают лидером и идеологом "либерального крыла" в РПЦ МП 1960-70-х гг., активным пропагандистом экуменического движения и сближения с католиками, убедил юного Володю Гундяева встать на путь священнического служения. В последних классах школы Владимир увлекся физикой и математикой и решил взять у митрополита Никодима благословение на поступление в университет. Однако митрополит довольно категорично ответил юноше: "Хороших физиков в СССР много, а вот хороших священников не хватает". Призыв митрополита Никодима и предопределил дальнейшую судьбу и молниеносную карьеру Владимира Гундяева, который уже в 29-летнем возрасте стал викарным епископом у своего "Аввы". Правда, вспоминая свои детские игры, председатель ОВЦС МП говорит, что "служить" он начал уже в три года, и к школьному возрасту знал последования отдельных богослужений наизусть.

Впрочем, уже в школьные годы будущий председатель ОВЦС МП был весьма уверен в себе и мог за себя постоять, даже когда учителя и директор пытались склонить его к отречению от веры: "Я всегда побеждал, - вспоминает он, - потому что в советское время наши учителя к таким диспутам [о религии] были не готовы, а я старался быть готовым". Тем не менее, некоторые из знавших его с раннего возраста, говорили, что мальчик был вполне нормальный - то есть озорной, и даже удостаивался от родителя взбучек за найденные у него папиросы.

Согласно версии самого митрополита Кирилла, 15-летним подростком он покинул родительский дом, поступил в вечернюю школу и устроился на работу. По другой версии, это произошло потому, что не вступившего в комсомол и имевшего достаточно тяжелые отношения с педагогами Володю просто не взяли в 9-й класс, и ему пришлось трудоустраиваться. Заодно он получил возможность избавиться от тягостного контроля родителей и приобщиться ко всем прелестям взрослой жизни. Набирался опыта в геологических экспедициях, в частности, в структуре Северо-Западного Геологического управления. Спустя четыре года, не попав по неизвестным причинам в Советскую армию, Владимир по протекции митрополита Никодима был принят в Ленинградскую Духовную Семинарию, после которой окончил и Академию.

Согласно существовавшему в те годы положению, в семинарию могли поступать юноши, уже прошедшие срочную военную службу, которая составляла тогда не менее трех лет. Таким образом, поступление Владимира Гундяева в семинарию в 19-летнем возрасте, а тем паче, отсрочка или освобождение от службы в армии, кроме как по причине серьезного нарушения здоровья или факта судимости, могли иметь место разве что благодаря особому попечению митрополита Никодима. Уже 3 апреля 1969 года Владимир был пострижен в монашество с наречением ему имени Кирилл, через четыре дня рукоположен во иеродиакона, а еще через пару месяцев - во иеромонаха. Далее, окончив в 1970 году Ленинградскую Духовную Академию, иеромонах Кирилл стал профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора. Одновременно он представлял РПЦ МП в международной православной молодежной организации "Синдесмос", по линии которой начал выезжать за рубеж. Первую зарубежную поездку он совершил в 23 года, посетив в свите митрополита Никодима Прагу. К этому времени относят и вербовку о. Кирилла советскими спецслужбами, в документах которых он проходит под оперативным агентурным псевдонимом "Михайлов".

С 30 августа 1970 года иеромонах Кирилл числится личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. 12 сентября 1971 года, в 24 года (!), он становится архимандритом, а чуть позже - представителем РПЦ МП при Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) в Женеве. 26 декабря 1974 года, в 28 лет, архимандрит Кирилл назначается ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В июне следующего года возглавляет Епархиальный совет Ленинградской митрополии, а с декабря 1975 года работает членом Центрального комитета и исполкома ВСЦ. В том же 1975 году будущий митрополит входит в комиссию "Вера и устройство" ВСЦ, с 3 марта 1976 г. - в Синодальную комиссию РПЦ МП по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

Уже будучи членом Синодальной комиссии, 14 марта 1976 года, архимандрит Кирилл становится епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии, а через год - заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы с возведением в сан архиепископа. С 1978 года архиепископ Кирилл управляет Патриаршими приходами в Финляндии и становится заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. С 1983 года преподает в аспирантуре при МДА, с 26 декабря 1984 года - архиепископ Смоленский и Вяземский, с 1988 года - архиепископ Смоленский и Калининградский. И, наконец, в 1989 году, сменив на этой должности митрополита Филарета (Вахромеева), назначается председателем ОВЦС МП, постоянным членом Священного Синода РПЦ МП. В 1990 г. возглавляет также комиссию Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности и становится членом Синодальной Библейской комиссии.

В нынешнем сане митрополит Кирилл находится с 25 февраля 1991 года - это награждение он получил от , когда тот впервые в патриаршем сане праздновал день своего тезоименитства. Будучи уже митрополитом, Кирилл становится сопредседателем (с 1993-го) и заместителем (с 1995-го) главы Всемирного Русского Народного Собора - Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

За последние 10-15 лет, в связи с ростом политической активности Московской патриархии, ведомство митрополита Кирилла обретает особую актуальность, а шефа ОВСЦ начинают именовать "министром иностранных дел", а иногда даже и "премьер-министром" Русской Церкви. Именно ОВЦС представляет РПЦ МП в наиболее представительных светских российских и международных организациях и форумах. С 1994 года митрополит Кирилл становится почетным президентом Всемирной конференции "Религия и мир", членом Синодальной богословской комиссии. В период с 1995-го по 2000 год он председательствует в Синодальной рабочей группе по выработке концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества. Эта концепция, названная позже "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принята в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП и отражает "неоконсервативную" идеологию ее главного создателя. На протяжении нескольких лет после принятия "Основ" митрополит Кирилл активно выступал в разных городах России и за рубежом, в научных и университетских аудиториях, с пропагандой основных идей этого документа.

Кроме того, митрополит Кирилл - автор нескольких книг и более полутысячи публикаций в российской и зарубежной прессе. Телеведущий и почетный член нескольких зарубежный богословских академий, действительный член Академии российской словесности и Академии социальных и гуманитарных наук. Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, преп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, орденами иных Поместных Православных Церквей, государственными орденами "Дружбы народов", "Дружбы", "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалями "50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов", "300 лет Российскому флоту", "В память 850-летия Москвы" и другими.

Среди хобби митрополита попадаются и нетипичные для иерарха и монаха занятия: горнолыжный спорт, водные лыжи, скоростное вождение автомобиля и любовь к собакам.

Такова официальная часть биографии этого во многих смыслах неординарного иерарха РПЦ МП, который рассматривается в церковной среде как один из возможных наследников патриаршего престола в РПЦ МП.

Однако журналистские повествования о митрополите Кирилле не всегда ограничиваются фактами его официальной биографии и цитатами из его парадных речей. В середине 90-х годов большинство публикаций о митрополите Кирилле носили скандальный и "разоблачительный" характер, в начале 3-го тысячелетия, с наступлением "путинской эпохи", процент таких публикаций снизился прямо пропорционально сужению общего пространства свободы слова в российских СМИ по мере их возвращения в "вертикаль власти", в ее пропагандистский пул. Однако и сегодня периодически можно встретить новые обвинения и "разоблачения" митрополита Кирилла, в основном связанные с его коммерческой деятельностью или межконфессиональными контактами. Мы не будем входить в оценку достоверности этих сведений, а также подробно воспроизводить каждое из обвинений. Ограничимся лишь беглым и поверхностным их обзором.

1. Частная жизнь. Эта сторона неофициальной биографии митрополита Кирилла наименее исследована - фрагментарные сведения о ней появлялись преимущественно в зарубежной прессе и почти не публиковались на русском языке. Сам митрополит, рассказывая о своих увлечениях, предпочитает ограничиваться приведенным выше перечнем хобби, большинство из которых носит достаточно аристократический характер и требует высокого уровня доходов. Известно, в частности, что, удовлетворяя свое увлечение горнолыжным спортом, председатель ОВЦС МП останавливается в собственном доме в Швейцарии. Есть предположения, что он имеет недвижимость и в других странах, но в большинстве случаев она не зарегистрирована непосредственно на митрополита. В Москве, по собственному признанию, иерарх живет в просторной квартире в одной из "сталинских" высоток, но часто останавливается на даче ОВЦС в Серебряном бору - живописном дачном поселке в черте города.

Пару раз в прессу просачивались туманные намеки на "семейную" жизнь главы ОВЦС. Сначала один немецкий журнал назвал его "примерным семьянином", потом одно российское издание попыталось предположить, что стоит за подобными слухами, циркулирующими в церковной среде, в том числе - внутри Отдела, которым руководит митрополит Кирилл. Согласно версии "Огонька", речь может идти о давнем знакомстве митрополита Кирилла с Лидией Михайловной Леоновой, дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. "Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения", - говорилось в журнальной статье. В настоящее время Лидия Михайловна проживает в Смоленске и по ее домашнему адресу зарегистрирован ряд коммерческих предприятий.

Одновременно среди недоброжелателей митрополита Кирилла в РПЦ МП и за ее пределами, в основном представляющих радикально-консервативные церковные течения, распространено мнение о том, что глава ОВЦС МП неслучайно покровительствует церковным активистам "нетрадиционной ориентации", в том числе бывшим сотрудникам ОВЦС, в настоящее время занимающим различные епископские кафедры. Но, несмотря на обилие слухов о "голубом лобби" в епископате РПЦ МП, практически ни одно обвинение подобного рода не было подкреплено документально и зафиксировано в судебном приговоре. Многим экспертам кажутся достаточно убедительными и косвенные признаки существования этого феномена - например, история с отзывом из Парижа епископа Гурия (Шалимова), которого обвинили в "сексуальных домогательствах" собственные иподиаконы (один из них ныне в сане митрополита возглавляет непризнанную Белорусскую Автокефальную Православную Церковь) и прихожане. Прислушавшись к этим обвинениям и наказав епископа, ОВЦС и Священный Синод РПЦ МП дали основания говорить об их справедливости и обоснованности.

2. Коммерческая деятельность. Первые попытки митрополита Кирилла заниматься бизнесом через подведомственные Смоленской епархии кооперативы имели место еще в конце 1980-х годов, но они не приносили сколько-нибудь существенных доходов. Серьезных оборотов бизнес ОВЦС МП, который не всегда представляется возможным отделить от частного бизнеса митрополита Кирилла, достиг к 1994 году. Пользуясь налоговыми льготами, предусмотренными для бизнес-структур, учрежденных религиозными организациями или отчисляющих часть своей прибыли на деятельность религиозных организаций, ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка "Пересвет", благотворительного фонда "Ника", АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС), АО "Свободное народное телевидение" (СНТ) и ряда других структур. Фонд "Ника" оказался ключевым звеном знаменитого "табачного скандала", который до сих пор припоминают митрополиту его наиболее непримиримые оппоненты, пытающиеся закрепить за председателем ОВЦС МП кличку "Табачный". "Ника" осуществляла основную часть оптовых продаж сигарет, ввозившихся в Россию ОВЦС МП под видом гуманитарной помощи и потому освобождавшихся от таможенных пошлин. Количество ввезенной структурами митрополита Кирилла табачной продукции исчислялось миллиардами сигарет, а чистая прибыль - сотнями миллионов долларов США. Захватив значительную часть рынка, структуры митрополита Кирилла нанесли серьезный ущерб бизнесу других импортеров табака, которые вынуждены были платить таможенные пошлины и потому не могли на равных конкурировать с церковными торговцами сигаретами. Вероятнее всего, что именно конкуренты обеспечили утечку в прессу информации о табачном бизнесе митрополита Кирилла, который стал темой журналистских расследований в десятках российских и зарубежных изданий, изрядно подорвав репутацию председателя ОВЦС МП. Однако, невзирая на скандал, обороты табачного бизнеса ОВЦС МП продолжали нарастать: лишь за 8 месяцев 1996 года ОВЦС МП ввез в Россию примерно 8 млрд. беспошлинных сигарет (эти данные были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи), что составило 10 % отечественного рынка табачной продукции. Пикантность этому скандалу придавало то обстоятельство, что традиционно в церковной среде, особенно русской, табакокурение осуждается как грех, а от заболеваний, вызванных этой вредной привычкой, в России ежегодно погибают сотни тысяч человек. Вместе с тем, каждая десятая выкуренная россиянами в 1994-96 гг. сигарета была ввезена в страну по "гуманитарному" коридору ОВЦС МП. Непосредственно "растаможивание" и реализацию "гуманитарной помощи" курировали заместители председателя ОВЦС МП (ныне управляющий делами РПЦ МП, член Общественной палаты РФ) и протоиерей Владимир Верига - своего рода коммерческий директор в команде митрополита Кирилла.

Когда "табачный скандал" разразился на полную мощность, митрополит Кирилл попытался переложить ответственность на правительство РФ. В одном из интервью он заявил: "Люди, которые этим занимались (то есть сам митрополит Кирилл, архиепископ Климент и протоиерей Владимир Верига), не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать". Источники в правительстве РФ категорически опровергли эту информацию, из-за чего у Патриарха Алексия II возникли некоторые сложности в отношениях с властью. В результате была создана Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Священном Синоде, которую возглавил викарий Патриарха епископ Алексий (Фролов) и которой было предоставлено эксклюзивное право контактов с правительством на предмет гуманитарной помощи.

Другим, еще более доходным бизнесом, с которым был связан митрополит Кирилл, стал экспорт нефти. Бизнес-партнер митрополита епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США, входил в Совет директоров АО МЭС, которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн нефти в год. Ежегодный оборот компании составлял около $ 2 млрд. Под ходатайствами МЭС в правительство РФ об освобождении от пошлин очередных сотен тысяч тонн экспортной нефти, нередко стояла подпись самого Патриарха, который, таким образом, принимал свое участие в этом бизнесе. Объем и степень участия митрополита Кирилла в нефтяном бизнесе в настоящее время неизвестны, потому что подобная информация в "путинской" России перестала быть доступной для журналистов. Однако вояжи партнеров митрополита Кирилла по бизнесу (например, епископа Феофана (Ашуркова)) в Ирак накануне операции США и их союзников против режима Хусейна дают некоторые основания для предположений, что этот бизнес вышел на более широкий, чем в середине 90-х, международный уровень.

В 2000 году в прессе появились сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) - соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО "Регион") квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем - более 4 тысяч тонн). Прибыль от этого предприятия оценивается в 17 млн. долларов. Крабовое мясо уходило преимущественно в США, поскольку половина акций фирмы принадлежала американским партнерам. Несколько лет назад в своих интервью митрополит Кирилл с иронической усмешкой говорит о том, как его недоброжелатели настолько обезумели, что даже попытались обвинить его в попытке уничтожить несколько ценных видов краба. Трудно не согласиться с тем, что на фоне финансовых поступлений из других источников прибыль от торговли крабом выглядит смехотворно низкой.

Журналисты также выяснили, что митрополит как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном СП в Калининграде. В бизнес-команду митрополита помимо уже упоминавшихся архиепископа Климента и протоиерея Владимира входят и другие люди: например, бывший генерал КГБ, который лично возглавляет ряд аффелированных коммерческих структур.

ОВЦС МП является учредителем ряда СМИ, однако это преимущественно малотиражные церковные издания. В середине 90-х митрополит Кирилл учредил "Свободное народное телевидение", которое претендовало на 11-й дециметровый канал в Москве, но так и не появившись в эфире. При участии главы ОВЦС МП создано "Православное информационное телеагентство", позже преобразованное в ИА РПЦ, которое выпускает на Первом канале программу "Слово пастыря". Ведомство митрополита Кирилла контролирует основную часть официальной информации РПЦ МП через Службу коммуникации ОВЦС МП, которая регулярно выпускает пресс-релизы и бюллетени, производит аккредитацию журналистов на церковные мероприятия, устраивает пресс-конференции и интервью митрополита Кирилла, поддерживает наиболее активный из официальных интернет-сайтов РПЦ МП. Председатель ОВЦС МП охотно участвует в рейтинговых ток-шоу на популярных телеканалах и дает интервью крупным российским и зарубежными СМИ.

3. Политическая деятельность митрополита Кирилла может быть условно разделена на две части: церковно-политическая (отношения с другими Церквами и кадровая политика внутри РПЦ МП) и светская политическая (контакты с высшими российскими чиновниками, влияние на политических лидеров страны). По обоим направлениям можно выделить как успехи, так и неудачи.

Основными достижениями митрополита Кирилла в сфере церковной политики можно считать "воссоединение" с РПЦЗ(Л) на условиях, сформулированных ОВЦС МП, бурный рост количества приходов РПЦ МП в дальнем зарубежьи, включая экзотические КНДР, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Иран, Ирак, ОАЭ, ЮАР, Исландию и т.д., предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии (Великобритания) в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата, относительную стабилизацию отношений РПЦ МП с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II. Определенным успехом для митрополита Кирилла является и сохранение членства РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей, на выходе из которого еще три-четыре года назад настаивали РПЦЗ(Л) и некоторые консервативные епископы в самой РПЦ МП. Членство это важно как в плане удержания общих геополитических позиций РПЦ МП, так и с чисто практической точки зрения - по линии ВСЦ осуществляется основная часть гуманитарных программ по поддержке РПЦ МП из-за рубежа. Безусловно, главным направлением внешней политики РПЦ МП при митрополите Кирилле является борьба с "проамериканским" Константинопольским патриархатом за лидерство в православном мире, где позиции Москвы стали ослабевать после развала социалистического блока (в границах которого действовали 8 поместных православных Церквей) и после масштабного церковного раскола в Украине. Можно признать, что тактический перевес в этом соревновании пока имеет РПЦ МП, но стратегические позиции выглядят более предпочтительными у Константинополя. Последний одержал за время руководства митрополита Кирилла внешними связями Московского патриархата ряд мелких, но символически важных побед: признание двух "параллельных" юрисдикций в Эстонии (из-за спора о юрисдикции над приходами в этой стране Москва и Константинополь даже разрывали каноническое общение в 1996 году), принятие в юрисдикцию Вселенского патриархата "беглого" епископа РПЦ МП Василия (Осборна) вместе с группой приходов в Великобритании, начало признания Украинской Автокефальной Церкви через принятие в юрисдикцию Константинополя иерархии этой Церкви в диаспоре. Очевидно, Украина станет главным полем для борьбы двух патриархатов в ближайшие годы, поскольку юрисдикция над этой страной обеспечивает тому или другому патриархату численное лидерство в православном мире.

Внутри РПЦ МП митрополит Кирилл значительно укрепил свои позиции за последние четыре года. Во-первых, продолжает усиливаться роль, которую играет в церковной жизни его Отдел - наиболее организованное и профессиональное подразделение РПЦ МП. Отдел курирует вообще все контакты РПЦ МП с внешним (для Церкви) миром: политические, экономические, культурные. Во-вторых, в высшем руководстве РПЦ МП произошла в 2003 году, на фоне длительной тяжелой болезни Патриарха, "кадровая революция", которая значительно усилила позиции митрополита Кирилла. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве достаточно равновесных конкурентов митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол. Управляющим делами РПЦ МП стал бывший первый заместитель митрополита Кирилла митрополит Климент (Капалин), который, впрочем, занял на новой должности относительно самостоятельную позицию. Наряду с улучшением имиджа митрополита Кирилла внутри РПЦ МП за счет радикализации его консервативной риторики, эти факторы делают его наиболее вероятным кандидатом в Патриархи в случае возникновения необходимости избрания нового предстоятеля Московского патриархата.

Контакты главы ОВЦС МП с высшими органами власти в России носят двоякий характер: с одной стороны, они поддерживают бизнес "церковного олигарха", а с другой - идеологически поддерживают чиновников, снабжают их концепциями, обслуживающими политику "консервативного синтеза" и имперского реванша в современной России. Ярким примером последней функции этих контактов является популяризация среди высших чиновников разработанных под руководством митрополита "Основ социальной концепции" РПЦ МП. По мере превращения российской Конституции в декоративную декларацию все более востребованными становятся явно антиконституционные высказывания председателя ОВЦС МП, наподобие этого: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: "многоконфессиональная страна". Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". Хотя, при возникновении чрезмерного межконфессионального и межнационального напряжения в России, митрополит Кирилл охотно смягчает подобные формулировки. Поддерживая радикальные церковно-общественные движения (типа "Союза православных граждан" или "Евразийского движения"), глава ОВЦС МП нередко выступает с весьма радикальными призывами: произвести реституцию церковной собственности, ввести изучение православия в светских школах, институт военного духовенства, церковный налог и т.п. Часто идеи митрополита Кирилла формулирует или озвучивает его заместитель, отвечающий за связи с общественностью, протоиерей Всеволод Чаплин.

Председатель ОВЦС МП имеет немалые политические амбиции - по его настоянию, в "Основы социальной концепции" было внесено положение о возможности гражданского неповиновения православных власти, разработаны православные концепции прав человека и хозяйственной деятельности, а недавно митрополит признался, что раздумывал о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента РФ в 1996 году. Однако осенью 2005 года наблюдатели отметили некоторое охлаждение в отношениях митрополита Кирилла с Кремлем, что наиболее ярко выразилось в отказе включить его в состав Общественной палаты РФ. Впрочем, в последние месяцы эти отношения нормализовались и даже активизировались.