Загрязнение воздуха полезно для детей? Экологические игры. Охрана природы

Светлана Садырева

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды »

Зеленые долы, леса и поля

Большой вред окружающей природе наносят выхлопные газы от автомобиля

Отходы производства загрязняют водоемы

Дерево, трава и птица ни всегда умеют защититься.

В загрязненной воде гибнет рыба.

Прекрасна, прекрасна родная земля. Прекраснее мне не найти никогда!

Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой.

Проектная деятельность – охрана окружающей среды .

Тип – исследовательско - творческий.

Вид проекта- долгосрочный .

Проблема- защита окружающей среды .

Цель : Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Уточнить и систематизировать знания детей об охране окружающей среды .

Задачи :

1. Закрепить полученные дошкольниками знания по охране окружающей среды .

2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды .

3. Вызвать у дошкольников желание охранять окружающий мир .

4. Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний.

5. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

6. Формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите .

В лесу чистота была не всегда,

В лес я пошла и мусор нашла.

Мусор хочу весь я собрать,

Всем людям Земли я хочу рассказать.

Не надо бумагу под кустик бросать,

На надо бутылки в лесу оставлять,

Не стоит костер в лесу разжигать,

И музыку громко не надо включать!

Давайте природу свою охранять !

Серия мероприятий

Занятие «Как вести себя в природе» . Книга «Экологические праздники» Л. Молодова

Чтение стихотворения «Прогулка» С. Михалкова, при чтении решение проблемных ситуаций.

Посадка цветов на участок детского сада

Викторина

Выставка рисунков

Литературно- музыкальная композиция с использованием стихов и песен М. Пляцковский, Е. Птичкин «Не дразните собак» , Р. Рождественский «Земля-наш дом» , «Большой хоровод» , М. Пляцковский «Не рвите цветы»

Презентация «Сбережем планету вместе»

В ходе реализации проекта «Охрана окружающей среды педагоги планируют достичь следующих результатов :

1. Развитие навыков сотрудничества

2. Повышение познавательной активности у детей

1. Повышение педагогической компетентности по охране окружающей среды

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Это грозит тяжелыми последствиями и человечеству и природе.

В наш Век научно- технического прогресса человек все больше вторгается в природу, раскрываются новые земли, уничтожаются леса, строятся гидроэлектростанции.

Все это приводит к тому, что нарушается нормальная жизнь животных и растений, они вытесняются человеком из своих родных мест и гибнут. Природа сама пытается бороться с загрязнениями, например, растения очищают воздух от пыли и грязи.

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности, мы все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях, во время походов и прогулок, не ломайте ветки деревьев и кустарников , растение- это живое существо и ветки вместе с листочками помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, там, где много растений- свежий воздух и легко дышится.

Не повреждайте кору деревьев, необходимо понять, что им больно, они долго и мучительно умрают, но не могут об этом сказать.

Не рви цветов в лесу и на лугу, именно давняя привычка – рвать цветы, привела к исчезновению многих видов цветов.

В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не вытаптывать траву и почву, народная мудрость гласит : «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек- тропу, а 1000 человек- пустыню».

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, растаптывать норы и тревожить лесных жителей, ведь это мы приходим к ним в гости, это их дом.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости, кострище – это раны на почвенном покрове леса, костер может стать причиной лесного пожара.

Не сбивайте грибы, даже если они не съедобны. Сшибая шляпку мухомора, люди проявляют неуважение к лесу- ведь мухоморами питаются белки, лоси и сороки, они помогают расти деревьям.

В лесу запрещается включать слишком громко магнитофоны, поднимать крик и шум, от этого птицы и звери покидают свои домики. Нужно ценить и охранять тишину уметь слушать волшебные звуки леса.

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок, помните- брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, т. к. нет на земле бактерий, способных его разрушить. А осколок стекла может на солнышке сыграть роль линзы и стать причиной лесного пожара.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они, на Планете мы останемся одни.

Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу это значит охранять Родину , свой ДОМ!


22 октября группой «Колокольчик» нашего сада состоялась экскурсия в лес, к старичку- Лесовичку .

Цель : Расширить представление детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнять представление об изменениях, происходящих осенью в жизни растений и животных, обогатить свои сведения о лесе, его жителях,- о лесе, как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; воспитывать познавательный интерес, бережное эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Воспитатель :

Давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей ) .

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем (Лес)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

Шапочка да ножка. -

Вот и весь Ермошка. (гриб)

Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены. (мох)

А какие же изменения происходят осенью (ответы детей )

Какие молодцы! Так хорошо знакомы с признаками осени.

А что за шелест в листочках мы слышим (Это Ёжик, готовится к зиме, укутывается в листочки) .


Посетив лес, и побывав в гостях у Лесовичка, понаблюдав за изменениями в природе, дети обратили внимание на мусор, который был в лесу повсюду. Конечно, мы не могли оставить без внимания все эти вопросы, решили начать долгосрочный проект по охране окружающей среды «Чистый лес нашим детям» .

На зиму мы планируем родительское собрание, где обсудим с родителями добровольный субботник, где родители вместе с детьми (по желанию) смогут своим примером показать отношение к нашему лесу.

В рамках проекта мы планируем обращение к главе нашего поселения Дзугкоевой Анне Владимировне, с вопросом о предоставлении нам инвентаря для уборки, и последующим вывозом мусора.

Наши дети уже придумали плакат и как они сами понимают данные проблемы. Но такие плакаты мы еще и еще будем делать, но уже крепить их в лесу, наблюдая за изменениями, за тем, «услышат» ли нас люди, сами живущие в этом поселке, люди, которых окружает наш загрязненный лес.

Раньше нам говорили, что нужно давать детям лизать грязные пустышки для выработки иммунитета, теперь нам говорят, что полезно вдыхать грязный воздух…


В течение многих лет ученые заявляли, а СМИ писали, что загрязнение воздуха вредно. В последнее время здравомыслящее общество особенно беспокоят частицы тяжелых металлов в воздухе, но новоназначенный советник главы EPA Скотта Прюитта, Роберт Фален, заявляет, что дышать грязным вздохом не вредно. Фален пишет статьи на тему «Борьба с загрязнением воздуха» и является основателем лаборатории по изучению влияния тяжелых частиц в воздухе на человека.
Все мы знаем, что человеческая деятельность, как и природные явления, порождает загрязнение воздуха. Но по мнению Фалена, большая часть вреда, который нашей атмосфере наносит промышленность, компенсируется положительными эффектами. Так, дизельные двигатели запускают грузовики и сельскохозяйственную технику, а угольные электростанции дают нам электричество, благодаря которому человечество живет… И совершенно не важно, какой процент выбросов в атмосферу дают подобные предприятия! Фален уверен, что «по сути, вся деятельность человека будет изменять окружающую среду и будет негативно влиять на нашу экологию, а также на здоровье некоторых людей». Но плюсов, якобы, больше, так зачем же регулировать что-нибудь? Этой же мысли придерживается и Скотт Прюитт, который взял Роберта на позицию своего советника…
Примечательна позиция нового советника главы Агентства по охране окружающей среды США в отношении, например, курения. Вот что он думает: «Я встречал многих людей, которые курят, и я действительно чувствую, что у тех, кто отказывается от курения могут возникать проблемы с нервами – им свойственно повышенная тревожность, беспокойство, гнев»… Фален сказал, что курит трубку, чтобы концентрироваться и думать, якобы это помогает («Интеллигенты, такие как Эйнштейн, настаивали на том, чтобы их даже на фотографии они курили трубку», - отметил он).
Но самая интересная часть его исследований - это вывод о том, что небольшие загрязнения воздуха тяжелыми частицами полезны для человека, как, например, микробы на пустышке. Фелана цитирует журнал Американской ассоциации содействия развитию науки, и вот что ученый говорит о Калифорнийском воздухе: «Воздух слишком чист. Я уверен, что это не хорошо для детей, чьи легкие нуждаются в нескольких раздражителях, потому что это необходимо, чтобы детский организм мог развиваться. Современный воздух слишком чиста для оптимального здоровья».
Фелан опасается, что установление более высоких стандартов для контроля загрязнения воздуха может привести к тому, что, например, ископаемые виды топлива будут запрещены, а водители грузовиков не будут работать… По его мнению, «наука оправдывает таким образом свой страх перед изменением климата», но не думает о детях.
Подобные заявления звучат по меньшей мере странно и неестественно! Мы должны разрешить нашим детям никогда не мыть руки, есть продукты с пола, кататься в грязи и дышать выхлопными газами для здоровья… А может быть Агентство по охране окружающей среды США просто пытается противостоять внедрению возобновляемых источников энергии и таким образом отстаивает свои интересы?

Экологические игры. Охрана природы.

Не вредить, а дружить надо с природой!
Не брать сколько хочешь,
а сколько она может дать!
Убьешь природу, убьешь себя!

КРАСНАЯ КНИГА

Подготовительная работа ведущего: из учебников или справочников перекопируются на лист бумаги изображения различных животных и растений из Красной книги. Полезнее всего отбирать изображения тех животных и растений, которые имеются в вашем районе. Затем этот лист бумаги с картинками и названиями животных и растений из Красной книги разрезается на 20-30 частей и складывается в отдельный конверт. Количество таких заранее заготовленных конвертов должно соответствовать количеству участвующих в игре игроков или команд.

После раздачи конвертов ведущий дает команду начать игру.

Побеждает тот, кто быстрее сложит картину с изображением животных и растений из Красной книги.

Игру можно проводить раздельно для различных классов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ НАЗВАНИЙ ЦВЕТОВ

Игрокам показывается плакат (или фотография) вначале с одним цветком, затем двумя, тремя и более цветами.

Правила игры такие же, как и в подобной игре с рисунками (фотографиями) деревьев и кустарников.

Показывать можно вначале любые хорошо известные цветы (розы, гвоздики, ромашки, васильки...), а затем постепенно вводить все больше и больше цветов из Красной книги, а также ядовитых и лекарственных трав.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Игроки делятся на две команды. Сначала одна команда задает вопросы другой (1 0 -1 5 вопросов): «Внесено ли это растение в Красную книгу?». При этом называются как растения, внесенные в Красную книгу, так и не внесенные. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

Затем все повторяется, но вопросы задает другая команда.

Очередность выступления команд определяется в результате жеребьевки.

После подсчета правильных ответов, ведущий объявляет команду-победителя.

ПО ЗАПОВЕДНИКАМ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 игрока. Каждая команда выбирает себе наиболее интересный заповедник и за несколько дней до начала игры тщательно изучает животный и растительный мир заповедника, его ландшафты. В период подготовки к игре, из книг делаются необходимые записи, рисунки, фотографии, а если заповедник рядом, то и видеофильмы.

После такой предварительной подготовки команды собираются для игры. Из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинается поочередное выступление команд. Каждая команда по очереди рассказывает о заповеднике, демонстрируя фотографии (рисунки) животных, растений и наиболее интересных пейзажей. На выступление команды дается 5 -7 минут.

При выборе победителя жюри учитывает знание и оригинальность излагаемого материала, его познавательное значение, а также энтузиазм и активность всех членов команды.

ДОЖДЬ

Игроки делятся на четыре одинаковые по количеству участников команды: дождь, почва, семена пшеницы, деревья. Каждая команда делает для себя из цветной бумаги пилотки: команда «Дождь» - голубого (или синего) цвета, «Почва» - светло-коричневого цвета, «Семена» - желтого цвета, «Деревья» - ярко-зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют три команды: «Дождь», «Почва», «Семена». Команды «Почва» и «Семена» составляют одну смешанную группу, которая занимает безопасную позицию с тем, чтобы мимо нее можно было пробежать без риска. Команда «Дождь» стоит в стороне от этой группы.

Правила игры,: по команде ведущего «Начинается сильный дождь» игроки команды «Дождь» поочередно быстро пробегают мимо команд «Почва» и «Семена» и пытаются их осалить. Осаленные игроки бегут вслед за дождем. Чем дождь больше осалит почвы и семян, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам. «Почва» и «Семена» перемешались. Начинается сильный дождь. Дождь побежал друг за другом. Веселее, веселее! Сальте, сальте «Почву» и «Семена». Больше, больше и все это на бегу. Осаленные «Почва» и «Семена» бегите вслед за дождем. Быстрее, быстрее! Стоп. Дождь прошел.

Ведущий комментирует: Прошел сильный дождь. Почву и семена унесло водой. Надо защитить почву и семена от сильного дождя,- и далее командует: «Дождь», «Почва», «Семена», встаньте на свои прежние места. Команда «Деревья» займи место перед почвой и семенами, защити их. Шире, шире становитесь, чтобы сильный дождь не достал почву и семена. Встаньте в шахматном порядке. Встали? Молодцы! Игра продолжается. Снова пошел сильный дождь! «Дождь», «Дождь» бегом через деревья к почве. «Деревья» задерживайте «Дождь», сальте его. Осаленный «Дождь»
медленно просачивается в «Почву» и «Семена». Так, «Деревья», весь «Дождь» осалили? Прекрасно. «Семена пшеницы», вы смочены захваченным «Дождем», начинайте прорастать.

Становитесь на стулья и медленно вытягивайтесь, вытягивайтесь вверх. Подняли вверх руки, радостно вздохнули и весело зашевелили руками-ветками. «Почва» поддержи стулья с прорастающими семенами.

Дождь прекратился, из семян выросла прекрасная пшеница,

Спасибо игрокам, вы прекрасно показали, как деревья спасают почву и семена от смыва, как они задерживают влагу и питают водой семена и как хорошо поэтому прорастают семена и дают богатый урожай пшеницы. Деревья - это защитники и друзья почвы и семян. Их надо беречь и сажать вокруг полей и огородов, чтобы они не давали сильному дождю уносить почву и семена. Спасибо всем. Игра окончена».

ВЕТЕР

Игроки делятся на четыре команды: дождь, почва, деревья, семена деревьев. Команды «Ветер», «Деревья» и «Семена» одинаковые по численности, а команда «Почва» в два раза больше.

Команды делают для себя пилотки из цветной бумаги: «Почва - светло-коричневого цвета, «Ветер» - голубого (синего) цвета, «Семена» - желтого, «Деревья» - зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют две команды: «Ветер» и «Почва». Команда «Почва» занимает безопасную позицию, чтобы можно было мимо нее пробежать без риска. Команда «Ветер» стоит в стороне от нее.

Задачи команд: по команде ведущего: «Начинает дуть сильный ветер» игроки команды «Ветер» поочередно быстро пробегают мимо почвы и пытаются осалить игроков этой команды. Осаленные игроки «Почва» бегут вслед за ветром. Чем ветер больше осалит почвы, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам! «Почва» в центре, «Ветер» сбоку, «Деревья» и «Семена» на запасных местах. Начали! «Ветер» побежал. Сальте, сальте «Почву». «Ветер», «ветер», уноси, уноси «Почву». Ветер прекратился. Стоп. Как видите, сильный ветер почти полностью унес почву.

Почву надо защитить от ветра. «Лес» с «Семенами», встаньте перед «Почвой». Пошире, пошире, в шахматном порядке. «Деревья» и «Семена» перемешайтесь, вот так! Снова подул ветер. «Ветер» побежал через «Деревья». «Деревья», задерживайте «Ветер», не давайте ему так быстро бежать. «Ветер», сбавь скорость, захватывай «Семена» и проноси их сквозь «Деревья», подальше от них. Прекрасно! Весь ослабленный «Ветер» просочился сквозь «Деревья» и унес с собой «Семена». Почва осталась нетронутой. Ура! Она спасена. Семена далеко унесены от деревьев. «Семена», прорастайте, прорастайте на новом месте! Вставайте на стулья и вытягивайтесь, вытягивайтесь. «Ветер», поддержи стулья и ростки новых деревьев.

Вот и вырос на новом месте могучий лес, который защитит почву на новом месте от разрушения ветром и водой. Ветер из врага почвы превратился в ее друга. И все это благодаря деревьям. Деревья защитили почву от разрушения сильным ветром, а сильный ветер далеко унес семена и посадил там новые леса. Как говорится: «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Спасибо всем. Игра окончена».

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ РЕК ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Для игры необходимы: пластмассовые ящики (можно цветочные или фотованночки) с дыркой для слива воды, емкость (банки, ведра) для сбора воды, детские лейки, цветная пластмассовая крошка, пластилин, спички с оторванными головками.

В игре участвуют 2 или более команд в зависимости от количества ящиков. В каждой команде 2 -3 игрока.

Задача команд - из пластилина сделать защитные валики, а из спичек - защитные лесопосадки, которые задержали бы как можно больше загрязнений - цветную крошку на склонах, не дав им попасть в сливные сосуды - реки.

Выигрывает та команда, которая достигла высокого эффекта задержания загрязнений, при меньшей высоте и количестве пластилиновых валиков и меньшем количестве рядов лесопосадок.

Правила игры: одинаковый у всех команд наклон ящиков, одинаковая интенсивность и место вытекания воды из леек, одинаковое количество высыпанной цветной пластмассовой крошки, одинаковое время игры.

За выполнение всех этих обязательных условий следит жюри, которое с учетом достигнутых командами результатов и соблюдения ими правил игры объявляет победителя.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК

Для проведения игры необходим специально сделанный рельефный макет местности, на котором имеются русла рек и склоны, распаханные и застроенными жилыми и заводскими постройками.

Кроме того, нужны лейка с водой и цветная мелкая пластмассовая крошка, имитирующая загрязнения - навоз, минеральные удобрения, загрязняющие выбросы автомашин и заводов.

Цветная крошка рассыпается на полях, автодорогах, заводских и жилых территориях. Загрязненные площади попиваются из лейки, имитирующей дождь. Потоки воды смывают загрязнения в реки. На макете хорошо видно, как в руслах рек собираются и текут загрязненные потоки. Вода через отверстия, проделанные в нижней части макета, стекает в бачок.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СМЫВА (ЭРОЗИИ) ПОЧВЫ

Для проведения игры необходим наклоненный на подставке ящик (ширина 1 м, длина 1,5 м.), заполненный легкой и мелкой пластиковой крошкой или промытым чистым песком. В верхней части ящика имеется водопроводный кран с надетым на него шлангом.

В нижней части ящика имеются отверстия,- через которые воды стекает в бак.

Из шланга вода вытекает в верхней части ящика. Потом воды подхватывают и уносят крошку, образуя овраги и русла рек. Чем сильнее поток воды, тем большая скорость образования оврагов и русел рек.

ФАНТАЗИЯ

Игрокам предлагается из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок или других видов упаковок - сделать животных, сказочных героев или других каких-либо фантастических существ.

При определении победителей учитывается оригинальность, юмор и фантазия игроков.

УМЕЛЫЕ РУКИ

Игрокам предлагается изобрести и изготовить полезные для хозяйства предметы из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок и других.

Игру можно организовать в виде домашнего задания.

При определении победителей учитывается мастерство игрока и полезность изготовленных предметов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Игроки разбиваются на 2 -3 команды. Каждой команде предлагается какое-нибудь ключевое слово, например, турист, браконьер или грибник. Первый член команды его повторяет. Каждый следующий член команды повторяет данное его команде ключевое слово и добавляет к нему любое, обязательно существительное, каким-то образом связанное с первым, например, охотник, ружье, пес, пожар и т.д.

Игра проходит в 2 -3 тура в каждой команде. После этого каждая команда по этим ключевым словам придумывает свою историю и рассказывает ее. Выигрывает тот, чья история оказалась интереснее и поучительнее с экологических позиций.

РАССМЕШИТЬ ПАРТНЕРА

Игроки разбиваются на группы по 5 -6 человек. Задача каждого игрока - рассмешить игроков остальных групп каким-либо рассказом, сказкой или небылицей на экологическую тему, о том например, как «Турист развел вечером костер в лесу, лег около него спать, а так как костер не был обложен дерном и землей, то пока турист спал, загорелась трава около костра, затем его ботинки, потом палатка, а потом и сам турист - вот весело было». Или вот начало другой истории: «Закинул дед в море сеть и думает: сейчас поймаю золотую рыбку...».

В каждой группе должно остаться по одному игроку, которого не удалось рассмешить. Эти игроки собираются в одну команду и начинают смешить друг друга. Весь класс, окружив их тесным кольцом, дружно помогают им в этом.

Победителем становится тот, кого не удалось рассмешить.

Возможно, в этой игре вообще не будет победителя, так как все участники игры в конце концов дружно рассмеются.

ВЕЧЕР ИНТЕРЕСНЫХ ИСТОРИЙ

Участники делятся на команды по 4 -5 человек. Учитель ставит задачу: «Через 20 минут каждая команда должна подготовить увлекательную и смешную историю на любую экологическую тему, длительностью не более 4 -5 минут. Рассказ должен быть не прочитан, а показан. Текст же самого рассказа вы отдаете жюри для оценки. Возьмите карандаши, ручки, бумагу, ножницы и клей для составления рисунков и изготовления необходимого вам реквизита. Начали!»

В состав жюри входят учитель и по одному представителю от каждой команды. Жюри оценивает увлекательность, экологичность и полезность рассказанной истории, а также соответствие текста и пантомимы.

СТРАХОВОЙ АГЕНТ

Из игроков по жеребьевке или на договорных началах выбираются страховые агенты из расчета 1 агент на 5 человек. Задача агента - уговорить других игроков застраховаться от экологического несчастья и бедствия, приводя различные доводы в необходимости и большой выгоде подобного страхования. Из игроков или гостей выбирается жюри.

Побеждает тот, кто застрахует больше участников игры. Но прежде, чем объявить победителя, застрахованные игроки должны рассказать о том. почему они поддались на уговоры страхового агента и решили застраховаться от экологического несчастья и бедствия. Если эти доводы членам жюри и присутствующим покажутся убедительными, то страхование признается действительным.

Лишь после подобного опроса всех застрахованных объявляется победитель.

ОБУЧАЯ - УЧИСЬ

Участникам игры предлагается в течение трех-пяти минут провести урок на любую экологическую тему по собственному выбору.

«Преподаватели» по очереди ведут уроки, а остальные играют роль учеников.

Основная задача преподавателей - в кратчайшее время раскрыть содержание затронутой экологической проблемы и вызвать максимальный интерес у учеников. Одним из показателей такого интереса является количество вопросов, заданных учениками «Преподавателю».

Жюри, состоящее из ведущего и зрителей, оценивает работу «Преподавателя» и объявляет победителя.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Каждая команда разрабатывает свой маршрут путешествия по местам, где человек оказал наибольшее влияние на природу (горнопромышленные и газонефтедобывающие районы, заводы-гиганты химической, нефтехимической, машиностроительной и целлюлозно- бумажной промышленности, крупнейшие гидроэлектростанции, теплоэлектростанции и атомные электростанции и другие подобные гигантские сооружения и новостройки), или в места, которые еще сохранили свою экологическую чистоту, но которым грозит опасность быть загубленными (оз. Байкал, районы предполагаемых гигантов-новостроек и другие).

К путешествию необходима серьезная подготовка. Команды предварительно выбирают наиболее интересный для себя район (или объект), подбирают в библиотеке необходимую литературу и тщательно изучают его.

После такой тщательной предварительной подготовки команды составляют маршрут своего путешествия, проходящий по наиболее интересным в экологическом отношении местам (объектам), которые могли бы с полной очевидностью показать, насколько сильно воздействие человека на природу (на экосистемы) и насколько сильно природа (экосистема) изменяется под этим воздействием.

Кроме описания маршрутов, команды готовят необходимые демонстрационные плакаты и макеты.

После того, как выбраны и изучены маршруты путешествий и подготовлены соответствующие демонстрационные материалы, начинается игра.

Для подведения итогов игры из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинаются выступления команд. Члены команды по очереди рассказывают о своем районе (объекте) и на отдельных примерах демонстрируют связанные с ним изменения в природе (экосистеме), а также рассказывают о предпринимаемых и предполагаемых природоохранных мероприятиях, нацеленных на защиту окружающей среды.

На выступление команд дается 5-10 минут. После этого жюри подводит итоги и объявляет победителя. При выборе победителя учитывается знание затронутой проблемы, оригинальность ее изложения и активность всех членов команды.

ЧТО ДЫМИТ?

Игроки встают в круг, лицом к центру. Эта игра на внимание.

Выяснить, какие из предприятий или аппаратов дымят, загрязняя воздух, а какие нет.

В центр круга встает один из игроков. Берет мяч в руки и, задав вопрос, быстро кидает кому-нибудь из игроков. Тот должен быстро ответить «Да» или «Нет» и вернуть мяч обратно в центр круга. Центральный в круге игрок задает 3 -5 вопросов, затем встает в круг, а его место занимает кто-нибудь из круга, который еще не вылетел из игры. Если играющий думает более полуминуты, то он также выбывает из игры, а мяч передается другому. Игра тем интереснее, чем быстрее перебрасывается мяч, не давая много времени на раздумье.

Задаваемые вопросы все стандартные, подобные следующим: «Дымит ли пароход?» «Дымит ли береза?» «Дымит ли автомашина?» «Дымит ли стиральная машина?» и т. п. Выигрывает тот, кто последним остается в круге.

ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ

Предлагается всем игрокам представить себе, что произойдет, если, например, в лесу на берегу реки построить завод и поселок при нем.

На осмысление и обсуждение проблемы дается 5 минут.

Затем все встают в круг, а ведущий в центр круга, ведущий начинает: «Представьте себе, что в живописном лесу на берегу небольшой чистой реки построили гигантский завод и поселок для рабочих. Что произойдет?» и показывает на кого-либо из игроков.

Игрок, например, говорит: «Лес вырубят». И все игроки по кругу должны далее по очереди добавлять к этому рассказу одну фразу. Например, следующий игрок добавляет: «На его месте бульдозером расчистят площадку» и т. д. Если кто-то из игроков не успел придумать фразу, то он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто дольше всех остается в кругу.

АВТОМОБИЛИ

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача команд - найти самое оживленное место и время на дороге, когда больше всего проезжает автомобилей. Побеждает та команда, которая быстрее всех устанавливает это место.

Задачу можно усложнить, дав задание командам подсчитать, сколько машин проезжает по дороге за сутки и сколько вредных веществ за это время они выбрасывают в воздух. Количество вредных веществ, выбрасываемых машинами разных типов и марок, ведущий сообщает командам заранее, используя для этого соответствующий справочный материал.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Участникам игры предлагается изобрести прибор, аппарат, машину, приспособление, средство народной медицины, блюдо и другие технические средства, предметы быта и средства жизнеобеспечения, которые способствуют сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.

Каждый участник игры сам выбирает предмет изобретения.

Игроки могут объединятся в творческие группы и совместно разрабатывать какое-нибудь изобретение.

На разработку изобретения дается 10-15 минут. Затем изобретатели рассказывают об основной идее своего изобретения, все остальные участники игры и зрители задают вопросы.

Жюри, состоящее из экспертов (приглашенных или выбранных из числа зрителей) решает, какое изобретение наиболее эко36 логично, эффективно, доступно и оригинально и объявляет его победителем.

СОРТИРОВКА МУСОРА

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача каждой команды - подсчитать, сколько и какого мусора выбрасывается в школе за 1 день и выработать предложения по его утилизации.

На это командам дается 1 5 -2 0 минут, так как им надо рассортировать выбрасываемый мусор не только в классах, но и в целом в школе и во дворе школы.

После этого команды докладывают о результатах своих исследований мусора и свои предложения по его утилизации.

Жюри оценивает оригинальность, степень выполнимости и целесообразности предлагаемых командами мероприятий и объявляет победителя.

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОМА

Игроки разбиваются на команды по 3 -4 человека. Задача команд - создать проект (схему, рисунок) такого сельского дома, который бы требовал меньшего искусственного отопления и освещения за счет большего использования солнечной энергии, природных материалов, естественных искусственных утеплителей.

На игру отводится 10-15 минут. Побеждает та команда, которая создает проект сельского дома, который требует меньше искусственной энергии для обогрева и освещения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Игроки разбиваются на команды по 4 -5 человек. В течение 20 минут по команде Ведущего они делают зарисовки и макеты сооружений, машин, окружающей нас дома техники и аппаратуры, а также любых других вещей и предметов, которые вредят экологии и поэтому им место только в музее, в качестве экспонатов «дикого периода развития технической цивилизации XIX -XX вв», которым нет места в будущем, когда человек научится уважать природу и жить в гармонии с ней.

К каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда, который он наносит природе и человеку.

Жюри составляется из ведущего и одного представителя из каждой команды. Побеждает команда, сделавшая наиболее интересные экспонаты, которые могут занять достойное место в экологическом музее.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Игроки разбиваются на две команды: одна команда - корреспонденты, другая - экологи. Экологи располагаются в одной стороне комнаты (желательно на сцене), а корреспонденты в другой.

По сигналу ведущего корреспонденты начинают задавать вопросы экологам по различным глобальным и местным экологическим проблемам. Экологи отвечают.

Через 10 минут команды меняются местами и игра продолжается еще 10 минут.

Побеждает та команда, которая в своих вопросах и ответах- проявит лучшее знание глобальных и местных экологических проблем.

ЭКСПЕДИЦИЯ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждая команда должна составить экологическую схему (карту) маршрута своей экспедиции по своему району учебы и проживания, отметив на ней:

1. Все места нарушения экологической обстановки: свалки, вырубки леса, дикие места отдыха, дымящие трубы, скопление автотранспорта (на перекрестках, перед светофорами, перед шлагбаумами, на паромах и т. д.), сброса промышленных вод и сельскохозяйственных стоков в водоемы и другие очаги, места загрязнения и порчи окружающей среды.

2. Все места и объекты, отвечающие экологическим требованиям и нацеленные на охрану и сохранение здоровой окружающей среды: парки, скверы, сады, водоемы (искусственные и естественные), организованные места отдыха, защитные лесополосы, канавы и валы, отстойники, молодые лесопосадки, кормушки и домики для птиц и лесных зверей, наиболее ценные объекты природы (самые старые и могучие деревья, пещеры, скалы, родники и ключи, места гнездовий прилетающих и местных птиц) и другие места и объекты, украшающие природу и способствующие ее сохранению.

На выполнение экологической схемы (карты) и написания к ней пояснительного текста дается 20-30 минут. После этого все материалы передаются жюри, которое анализирует карты и пояснительные тексты команд, выявляет, какая команда наиболее полно отобразила экологическую обстановку в районе и проявила большую наблюдательность, остроумие и знания.

ПРОЕКТ

В данной игре могут быть использованы экологические схемы (карты), составленные командами в игре «Экспедиция».

Участники игры - те же команды. Задача команд - на основе экологической схемы (карты) составить природоохранную схему (карту) необходимых мероприятий, нацеленных на улучшение экологической обстановки и охраны природы в районе школы и местожительства. К карте необходимо составить пояснительный текст, в котором обосновывается необходимость того или иного мероприятия, а также указывается, кто будет осуществлять это мероприятие и какие мероприятия могут осуществить сами ученики.

На подготовку проекта командам отводится 20-30 минут.

После этого природоохранная схема (карта) вместе с пояснительным текстом передается жюри, которое после обсуждения представленных материалов объявляет команду-победителя. При выборе победителя учитываются комплексность мероприятий и реальность их осуществления, а также экологическая грамотность, смекалка, находчивость и оригинальность принятых решений.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАЙОНА

Игроки разбиваются на команды по 3 - 4 человека. По сигналу ведущего команды в течение 15-20 минут разрабатывают экологический проект организации жизни в месте своего проживания: микрорайоне, поселке, деревне, ферме и т. д. Обязательной составной частью проекта являются рисунки и картосхемы.

Победителем объявляется та команда, которая сумела организовать комфортабельную жизнь людей в своем районе без особого ущерба для природы и даже улучшила при этом экологическую обстановку за счет создания дополнительных зон озеленения и водных бассейнов, специальных мест отдыха и сбора мусора, сооружения кормушек и домиков для птиц и т. д.

ГОРОД БУДУЩЕГО

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов команд или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя.

При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Участники игры разбиваются на команды по 3 - 4 игрока. Каждая команда должна сотворить свой идеальный мир - каким бы она хотела его видеть, кто из растений и животных должен его населять, в каких условиях они должны жить, каково место человека в этом мире, как люди относятся к своим меньшим братьям и себе подобным. На подготовку игры отводится 15 минут.

Затем каждая команда излагает свой проект сотворения мира.

При определении победителя жюри учитывает гармонию сотворенного мира, его красоту, разнообразие, взаимозависимость растений, животных и людей и динамичность установленных между ними связей, а также оригинальность и целесообразность предложенных идей.

КВН

Все игроки разбиваются на команды по 5 -7 человек. Выбирается капитан, ведущий. Жюри состоит из представителей команд, не участвующих в данный момент в игре. Соперник и очередность выступления команд определяется по жребию.

На сцену выходят две команды, за ними следующая пара и т. д., соответственно жеребьевке.

Четыре команды-победители выходят в полуфинал, а две команды - победители полуфинала - в финал.

Встречи всех команд проходят по сценарию: «Приветствие команд», «Вопрос-ответ», «Экологическая песня», «Экологический конкурс капитанов», «Домашнее задание».

В «Приветствии» команды обыгрывает такие темы, как «Отношение товарищей, учителей, администрации к экологии», «Экология - это надежда человечества», «Экологи - друзья природы», «Экологи - санитары природы» и т. п.

Во втором конкурсе «Вопрос-ответ» задаются вопросы на любые экологические темы, задача ответчика - проявить массу юмора и экологических знаний в своих ответах.

В третьем конкурсе «Экологическая песня» команды исполняют попурри из известных песен, заимствуя из них отдельные фразы экологического содержания, не возбраняется добавлять свои личные строчки и куплеты.

В «Конкурсе капитанов» вопросы готовятся заранее ведущим и членами жюри. Вопросы записываются на бумажках, которые скатываются в трубочку и опускаются в какую-нибудь ярко разукрашенную коробку. Капитаны по очереди достают бумажки с вопросами и отвечают на них.

В конкурсе «Домашнее задание» участвуют все члены команды.

В качестве домашнего задания отрабатываются такие темы, как «Мы - друзья птиц», «Мы - друзья леса», «Мы - друзья рыб», «Мы - экологи», «Чистота воды, воздуха, почвы в нашем районе», и т. д.

При показе домашнего задания команды демонстрируют свои придуманные лозунги, плакаты, девизы, значки; показывают фотографии, слайды и видеофильмы о проведенных во время выполнения домашнего задания экологических мероприятиях - уборке мусора, посадке деревьев, обустройстве мест отдыха туристов, охране лесов и животных, озеленении класса и школы и т. д.

Длительность каждого конкурса, количество заданных вопросов, а также общая продолжительность всей игры обговаривается заранее между учениками или задается учителем перед началом игры.

Как и в любом КВН в экологическом КВН жюри оценивает не только знания, но также остроумие, оригинальность, юмор и находчивость участников игры.

Сценарий праздника по экологии для младших школьников

Сценарий по охране окружающей среды «ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!»

Сценарий тематического театрализованного представления по охране окружающей среды.



Описание материала: Предлагаю вам сценарий внеклассного мероприятия по охране окружающей среды. Думаю, что данный материал будет полезен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов образовательных учреждений, методистам.
Цель: воспитание у детей любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам.
Задачи:
- познакомить с приемами бережного отношения к окружающей среде;
- воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

Ход представления:

Песня «Вот такое лето»
Лиса: Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете…
Медведь: Лев и журавль, попугай и лисица.
Бабочка: Волк и медведь, стрекоза и куница.
Божья коровка: Розы, ромашки жарки и тюльпаны.
Стрекоза: Кактусы, ландыши и, конечно же, травы.
Волк: Белые лилии, душистый медок.
Медведь: Все доверяют тебе человек.
Бабочка: Ты самый умный, а, значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
На экране демонстрируется мультфильм «Планета – наш общий дом».
Утро. Выходит Котенок. Лучик танцует и играет с Котенком.
Котенок: Какое доброе утро! Ой, кто ты?
Лучик: Я лучик солнца золотой пришел к тебе с небес прекрасных увидеть землю, но постой, а нет ли здесь врагов опасных.
Котенок: О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь. нет на земле врагов ужасных земля нам дарит мир, покой, попутешествуй же со мной. Мы с тобой отправимся в путешествие по зеленой планете, где нас окружают деревья, травы, реки, поля, горы и, конечно же, луга с прекрасными цветами. Все это – ПРИРОДА. Жизнь наша неотъемлема от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Природа вечный источник здоровья, бодрости и красоты. Пойдем, поздороваемся с природой.
Лучик: А разве она живая?
Котенок: Конечно!
Природа не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Лучик: Я рад, что мы с тобой вдвоем большую землю обойдем.
Муз. Номер: песня на мотив «Красной шапочки»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Смотри, какое большое дерево. Здесь кто-то живет. Подойдем поближе и посмотрим.
Угадай, что за птица
Света яркого боится.
Нос крюком,
Глаза пяточком.
Дети: Филин.
Котенок: Правильно, здесь сидит мудрый дядюшка Филин. Он охраняет вход в волшебное лесное царство. Чтобы в это царство попасть, нужно с ними вежливо поздороваться, и он проснется.
Филин: Здравствуйте! Я не сплю,
Лесное царство сторожу!
Зачем ко мне пожаловали?
Котенок: Дядюшка Филин пропусти нас в волшебное царство.
Филин: Я пропущу вас в свое волшебное царство, но сначала проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы с вами поиграем в игру. Если мы вам скажем верно, говорите «ДА» в ответ, но, а если вдруг неверно, отвечайте смело «НЕТ»!
Лучик: Ребята, вы нам поможете справиться с этим заданием?
Лиса: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Медведь: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Заяц: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Волк: Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Лиса: Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Медведь: Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Заяц: Если мусор уберу, банку накопаю? (да)
Волк: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Филин: Молодцы, ребята! Еще вы должны запомнить правила поведения, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ.
Котенок: Умных правил не забудем,
Охранять природу будем.
Филин: Тогда можете дальше идти в лес.
Лучик: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Здесь так красиво.
Филин: Пойдемте, я вам покажу всю красоту нашего леса!
Звучит громкая музыка, слышен шум. Выходят туристы.
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо луг рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2 турист: Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки - лес большой он всё вместит.
3 турист: Лес – ведь он ничей! Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают, жги и лей, всё рви и не жалей.
1 турист: Урны нет! Неси в цветы!
Мы с природою на «ты»!
Тревожный крик птиц.
2 турист: Цыц, птица! Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Музыка. Туристы располагаются.
3 турист: Ой, что это мне больно.
Белка: Мне тоже больно.
2 турист: Кто ты какая?
1 турист: И от чего тебе больно?
Белка: Угадайте, кто я:
Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет?
Дети: Белка.
Белка: Нас было много на Земле,
Любили мы резвиться вволю,
Но появился человек,
И стало много нас в неволе.
Мой брат стал «Белкой в колесе»
И шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Птица: Это правда. Что лукавить!
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера!
2 турист: Подожди, подожди. О какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Птица: Верить, что мы нужны. Без нас плохо на Земле.
2 турист: Ну, вот еще, как бы ни так,
Учить меня тут будет всяк!
Появляются Филин, Котенок, Лучик.
Филин: Что за шум в лесу моем?
Лучик: Что случилось, не поймем.
Котенок: Кто-то все переломал
Разбросал и ободрал.
Филин: Все так изранено смотри, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти ни ромашки, ни сосны.
От этой черствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я!
Котенок: Что же странные замашки появились у ребят
Ведь цветы с корнями вместе рвут ребята все подряд.
Филин: Посмотрите, что вы натворили, вы же здесь всё загубили.
Лучик: Мне стыдно за тех людей, которые губят природу.
Филин: За такое поведенье – вас судить – мое решенье.
3 турист: Что ты, что ты мы не знали, пожалей.
1 турист: Больше мы природу губить не будем.
2 турист: А только лишь беречь и любить ее будем.
Филин: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Волк: А также не ломай ветви деревьев и кустарников.
Медведь: Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Лиса: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Котенок: Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
Филин: Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
Лучик: Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.
Волк: Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Лучик: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Котенок: Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Филин: Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Лиса: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Все: Такая планета нужна нам с вами.
1 турист: Спасибо вам!
Умных правил не забудем,
Охранять природу будем!
2 турист: Друзья, давайте приведем в порядок лесную поляну.
Звучит песня из м/ф «Маша и Медведь» «Солнечные зайчики».
Все прибирают лесную поляну.
Лучик: Как хорошо стало вокруг. Чисто.
Раздается шум, птичий крик, писк. На поляну выбегают звери.
Филин: Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
Лиса: Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
Волк: Как мы только ни старались,
Только больше запыхались!
Кто родителям поможет,
Кто птенца в гнездо положит!?
3 турист: Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Где гнездо и где птенец,
Ну, ведите ж, наконец!
Все подходят к дереву с гнездом. Турист сажает птенчика в гнездо.
3 турист: Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Филин: Спасибо, как ты выручил нас
И наше потомство от гибели спас!
Котенок: Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Пение птиц.
1 турист: Да! Поешь ты прекрасно.
2 турист: Душа радуется!
3 турист: И белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.
Березка: И нас становится все меньше и меньшё. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли...
Люди, мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? Зачём вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой.
Муз. Номер: песня «Природы красота»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Стой. Посмотри здесь как красиво.
Котенок: Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И желт. И синь, и ал.
Божья коровка: Угадай, кто я:
И жучок я, и коровка,
В черный усиках головка
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные в горошек. Правильно ребята, Божья коровка.
Пчелка: А у меня хорошо идут дела,
Я присела на цветок
И нектара набрала. Конечно же, Пчелка!
Колокольчик: Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. Верно, колокольчик.
Лучик: Как пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят.
Котенок: Вы догадались, ребята, куда мы попали? Правильно, на луг.
Лучик: Здесь, наверное, проблем нет.
Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки потёрлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях. Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не ловите нас. Лучше рисуйте и фотографируйте.
Ромашка: Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Все знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Имена давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?
Лучик: Пчелки, пчелки что грустите?
На луг зеленый не летите?
Ведь цветочный сладкий мед
Каждый к чаю очень ждёт!
Пчелка 1: Ах, друзья, мы сож - ж - ж- алеем!
Нектар собрать мы не сумели.
Пчелка 2: Луж – ж – ж - ок теперь, что автодром.
Цветы помяты все кругом.
Котенок: Не беда, исправим дело!
Пчелки нам доверьтесь смело!
Вот машинам наш привет!
Теперь на луг проезда нет! (Ставит знак «Стоп! »)
Лучик: Эй, ромашка полевая! Ну-ка нам ты улыбнись!
И чудесным сладким соком с пчелкой нашей поделись.
Котенок: Колокольчик луговой
Посмотри-ка мы с тобой.
Больше нет врагов вокруг
Поднимись прекрасный друг.
Колокольчик: Динь-динь, дон-дон!
Каждый слышит этот звон!
Всем спасибо, всем привет
Колокольчик синий цвет!
Звучит красивая музыка
Лучик: Чудесная музыка. Это кузнечик наполняет всё прекрасной музыкой. Ребята давайте беречь бабочек, кузнечиков, эти прекрасные цветы и всё, что нас окружает.
Муз. Заставка
Котенок: Лучик, посмотри!
Лучик: Что это?
Котенок: Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!
Лучик: Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Котенок: Не пей, Лучик. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.
Лучик: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером птицы!
Котенок: Плачет воздух, речка, поле,
Гибнут звери, птицы, море,
Стонут лес, земля и луг
Всё, что видим мы вокруг.
Лучик: Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждёт сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
Нет в природе в нас тепла,
Нет душевного добра.
Бабочка: Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
Ромашка: Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
Филин: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
Лучик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
На экране демонстрируется мультфильм «Сохраним природу вместе».
Лучик: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Котенок: В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
1 турист. Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Лиса: Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!
Береза: Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Лучик: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Лучик: Молодцы, ребята!
Пчелка 1: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Котенок: В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Филин: Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Филин: Ребята, что нужно запомнить, чтобы сохранить природу?
Ответы детей.
Филин: Вижу, вы ребята молодцы, все запомнили.
Волк: А также запомните, что воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Бабочка: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Лиса: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
1 турист: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
2 турист: Теперь мы постараемся никогда не обижать природу.
Котенок: Вы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Лучик: Давайте сейчас, вместе с вами попросим прощение у природы.
1 турист: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
2 турист: Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
3 турист: Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Филин: Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Котенок: Будем, надеется, что природа нас простит.
Лучик: А мы идём, шагаем по Земле,
И долго нам по ней идти.
Котенок: А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
3 турист: Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше жизнь была.
Волк: И всех друзей с собой мы позовём
Зверей и птиц всех вместе соберём,
Вместе: Природу сохраним.
Муз. Номер: песня «Добрые лучи»

Елена Мусина
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»

Проектная деятельность

«Охрана окружающей среды »

Методический паспорт проекта .

Тип проекта - исследовательско - творческий.

По составу - участников - детско-взрослый.

Вид проекта - межгрупповой , долгосрочный.

Проблема - защита окружающей среды .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей об охране окружающей среды .

Задачи :

1. Закрепить полученные дошкольниками знания по охране окружающей среды .

2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды .

3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир .

4. Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний.

Серия мероприятий.

o Занятие : «Как вести себя в природе» книга «Экологические праздники» Л. Молодова стр. 62;

o Чтение стихотворения «Прогулка» С. Михалков : чтение, решение проблемной ситуации.

o Посадка цветов на участок детского сада.

o Викторина

o Выставка рисунков.

o Литературно-музыкальная композиция с использованием стихов и песен

М. Пляцковский, Е. Птичкин «Не дразните собак» ,

Р. Рождественский»Земля наш дом», «Большой хоровод» ,

И. Мазнин «Давайте дружить»

М. Пляцковский «Не рвите цветы»

В Викторов, Д. Львов-Компанеец «Шире круг»

o Кукольный спектакль «О незадачливом мальчике и верных друзьях леса» стр. 73

o Презентация «Давайте будем беречь планету»

Конкретные ожидаемые результаты :

В ходе реализации проекта «Охрана окружающей среды » педагоги планируют достичь следующих результатов :

Ребенок :

1. Развитие активной речи детей .

2. Развитие навыков сотрудничества, партнерского общения.

3. Повышение познавательной активности у детей .

Педагог :

1. Повышение педагогической компетентности по охране окружающей среды .

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.

3. Создание в ДОУ условий для развития у детей знаний об охране окружающей среды .

Участники : педагоги и дети логопедической группы №4

Литература :

Л. П. Молодова «Экологические приздники для детей

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы»

Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году»

Презентация «Земля –наш общий дом»

Земля наш родной дом и каждый отвечает за порядок в нем.

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Это грозит тяжелыми последствиями и человечеству и природе.

В наш век научно технического прогресса человек все больше и больше вторгается в природу : распахиваются новые земли, уничтожаются в леса, строятся Гидроэлектростанции.

Все это приводит к тому, что нарушается нормальная жизнь животных и растений, они вытесняются человеком из своих родных мест и гибнут, большой урон животному миру нанесла химическая охота, уничтожение лесов, поэтому сейчас очень остро стоит вопрос об охране природы , создании заповедников.

Природа сама пытается бороться с загрязнениями, например, растения очищают воздух от вредных газов и пыли. Одно единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его требуется для 64 человек и так по своим возможностям, каждая травинка, лопух, крапива, кустарник , дерево

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности, все должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе

На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников , растение - живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, там где много растений -легко дышится

Не повреждайте кору деревьев, поймите им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут

Не рви цветов в лесу и на лугу, ведь цветок в вазе- это пленник, приговоренный к смерти, пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех кто придет следом за нами, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов цветов

В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не вытаптывать траву и почву, народная мудрость гласит : «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек тропу, а 1000 пустыню

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости, кострище это раны на почвенном покрове леса, для их заживления требуется 15-20 лет, от костра может возникнуть пожар

Не сбивайте грибы, даже не съедобные, тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес не понимает его, мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум, от этого птицы и звери покидают свои норы, гнезда, нужно ценить и охранять тишину , уметь слушать волшебные звуки леса

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок помните, брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго т. к. нет на земле бактерий, способных его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар

Нас много ребята пусть каждый из нас хоть кустик для сада посадит сейчас

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы . В лесах, степях, горах разные звери, будем охранять наши леса , степи, горы

Рыбе- вода, птице- воздух, зверю-лес степь и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу значит охранять Родину .