Самостоятельное изучение иврита бесплатно, еврейский календарь. Еврейский календарь


Еврейский календарь

Как устроен еврейский календарь?

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наряду с общепринятым календарем, (январь-декабрь), евреи пользуются своим собственным. Месяцы в нем лунные, то есть они соответствуют фазам луны. Евреи пользуются библейским способом отсчета времени. Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь 29 или 30 дней, начало года приходится на определенные дни недели. Еврейский календарь вообще непериодический, потому что он основан на специальных вычислениях.

Месяцы еврейского календаря.

Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 29,5 дней. За это время та часть луны, которую мы видим на небосклоне, сначала увеличивается, а потом уменьшается до полного исчезновения. Ее новое появление называется новомесячьем (у евреев Рош-Ходеш). По еврейскому календарю, это и считается началом нового месяца. Еврейские месяцы продолжаются 29 или 30 дней. В году 12 месяцев, но в високосный год прибавляется еще один месяц. Таким образом, добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла.
Еще с Синая был установлен 19-летний цикл. В те времена, когда существовал Высший раввинский суд, он, в соответствие с этой пропорцией, конкретно решал про каждый год, будет ли он високосным. Когда последний Высший раввинский суд устанавливал постоянный календарь, он решил, что високосными будут постоянно 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы цикла, и по такому календарю евреи живут и сейчас.

Еврейские месяцы не совпадают с месяцами общепринятого календаря (январь-декабрь), но это смещение не очень велико. Например, еврейский Новый Год празднуется в первые два дня месяца Тишрей. Тишрей всегда приходится на осень, но еврейский Новый Год (Рош-а-Шана) может прийтись на любую дату между началом сентября и началом октября по общепринятому календарю.

Итак, двенадцать месяцев года делятся на четыре сезона:

весна: Нисан, Ияр, Сиван;
лето: Тамуз, Ав, Элул;
осень: Тишрей, Хешван, Кислев;
зима: Тевет, Шват, Адар.

Если соотнести месяцы еврейского календаря с месяцами общепринятого, то получится следующее:

1. Тишрей - Сентябрь/октябрь
2. Хешван - Октябрь/ноябрь
3. Кислев - Ноябрь/декабрь
4. Тевет - Декабрь/январь
5. Шват - Январь/февраль
6. Адар - Февраль/март
7. Нисан - Март/апрель
8. Ияр - Апрель/май
9. Сиван - Май/июнь
10. Тамуз - Июнь/июль
11. Ав - Июль/август
12. Элул - Август/сентябрь

Как было сказано несколько выше, в високосный год добавляется еще один месяц, называемый адар и длится он 30 дней.

Рош-Ходеш (первый день месяца) в давние времена.

Уже в древние времена астрономы умели рассчитывать, где и когда появится новая луна. Тем не менее, закон Торы требовал, чтобы люди, увидевшие новую луну, пришли в Бет Дин а-Гадоль - Высший раввинский суд, и объявили, что появилась новая луна. После того, как раввины, опросив свидетелей, удостоверялись, что новая луна появилась, они вставали и провозглашали: Он (новый месяц) освящен, он освящен! Затем они рассылали посланцев во все еврейские общины, чтобы сообщить народу, что следует начать отсчет нового месяца.

Раввины также должны были следить за тем, чтобы праздники приходились на соответствующее время года. Лунный год, по которому построен еврейский календарь, на десять дней короче солнечного, по которому происходит смена времен года. С каждым лунным годом каждый праздник смещался бы все дальше и дальше относительно того времени года, в которое должен отмечаться, и через десять лет Песах, который является весенним праздником, пришелся бы на середину зимы. Чтобы избежать этого, раввины время от времени добавляли месяц. Это позволяло скоординировать лунный и солнечный календари. Годы, состоящие из тринадцати месяцев, называются високосными. На каждые девятнадцать лет приходится семь високосных.

После разрушения Второго Храма стало трудно опираться на систему опроса свидетелей, и тогда был составлен постоянный календарь. Он был рассчитан на повторяющийся 19-летний цикл. Таким образом, отпала необходимость в опросе свидетелей.

В таком виде, основанном на показаниях свидетелей, календарь просуществовал с Дарования Торы на Синае в 2448 году от Сотворения (1313г. до н.э.) все время Моше, Иехошуа, Судей, Первого и Второго Храмов и до окончания деятельности последнего Сангедрина (Высший раввинский суд), т.е. около 1700 лет.

В древнем Израиле Рош-Ходеш был днем отдыха, почти таким же, как Шаббат. В средние века в разных общинах установились разные обычаи относительно того, какие виды работ можно делать, но в большинстве мест это был день отдыха для женщин. В наши дни все евреи работают в Рош-Ходеш, но в некоторых общинах женщины по-прежнему воздерживаются от выполнения определенных видов работы.

Еврейский день.

Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь. Например, когда солнце садится в четверг, для евреев начинается пятница, а когда оно заходит в пятницу, начинается суббота. Этим объясняется то, что еврейский Шаббат, приходящийся на субботу, фактически начинается вечером в пятницу. По той же причине все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

Давид Гуревич
г.Санкт-Петербург

Удивительная страна и уникальная, говорилось неоднократно. В Израиле, и только в нем, есть, чего нет в других странах. Израиль – колыбель трех мировых религий. Только в Израиле есть место, где был захоронен и воскрес Иисус Христос, место, где он родился – город Вифлеем, только в Израиле есть икона Божьей Матери, на которой она улыбается – Богоматерь Вифлеемская, ведь на всех других иконах Божья Мать изображена строгой, задумчивой. И это не полный перечень всех диковинок страны. Но, пожалуй, одной из самых отличительных черт Израиля является его календарь, то есть израильтяне живут абсолютно в другом летоисчислении в Израиле.

И если во всем мире живут по одному летосчислению, то в Израиле в одной единственной стране мира – по другому. Во всех странах, в том числе и в России и в Украине, используется григорианский календарь, в котором летоисчисление ведется от рождества Иисуса Христа.

Надо заметить, справедливости ради, что светский Израиль живет также по григорианскому календарю, а вот религиозный Израиль, то есть религиозные евреи используют в своей жизни для летосчисления календарь исторический, так называемый иудейский, по которому отсчет времени идет не от Рождества Христова, а со времен Адама и Евы.

Официальный – календарь иудейский, ведущий летоисчисление Израиля практически от времен первых людей. В по иудейскому календарю не совсем 2012 год, сегодня в Израиле 5773 год. Немного странно, правда? Однако так и есть! Мало того, согласно иудейскому календарю живет в необозримо далеком будущем, чем все остальное человечество.

Что же это за летоисчисление в Израиле? Иудейский календарь – это календарь Солнечно- Лунный. На новолуние в иудейском календаре приходится первое число каждого месяца. Число месяцев в году разное, это может быть год, в котором 12 месяцев, а может быть год, в котором будет 13 месяцев. Количество месяцев в иудейском году зависит от того, какой это год – обычный или високосный. От того, какой год, зависит и количество дней в году. Если год високосный дней в нем – 388, если год обычный, то в нем – 355 дней. Причем количество дней приблизительное и в том и в другом случае.

Начинается год по календарю в Израиле не первого января, как во всех странах мира, а осенью в Тишрей месяце. Кстати, никакой не Новый год, самый обычный, не праздничный и не выходной день. Правда в последнее время, в связи с тем, что из стран бывшего СНГ приехало в Израиль на постоянное место жительства много людей, которые привыкли отмечать новый год в январе, в Израиле появляется новая традиция – праздновать Новый год. Многие магазины и базары, фирмы устраивают новогодние и рождественские распродажи, новогодние базары, где можно купить все атрибуты обычного нового года: елку, елочные игрушки и так далее.

Месяц Тишрей в календаре летосчисления в Израиле в григорианском календаре не соответствует точно какому-либо месяцу, иногда он приходится на сентябрь, иногда на октябрь. День иудейского Нового года – Рош-а-Шана всегда разный – он каждый год вычисляется раввинами Израиля. Рош-а-Шана исчисляется исходя из числа месяцев в году, из числа дней в данном году, исходя из новолуния и других факторов.
В иудейском календаре по летоисчислению в Израиле, годы бывают правильные и не правильные. Правильным считается год, когда в нем 12 месяцев, а в каждом месяце по 29 или по 30 дней. Есть достаточные и недостаточные месяцы. В достаточном – есть один дополнительный день, а в недостаточном месяце, который называется – кислев, дней на один меньше.

Праздники по еврейскому календарю тоже очень сложно определяются и высчитываться. Ни один еврейский праздник не имеет фиксированной, четкой даты, к примеру, как в России, Украине, да и в других странах мира. Рассчитать праздничные дни в Израиле – это очень большое искусство, познать которое дано не каждому. Еще один интересный факт – еврейский день начинается не так как у всех – утром, начинается еврейский день – вечером. К примеру, вечер пятницы, это, по сути – суббота. Кстати, новые сутки, то есть начало новых суток высчитывается специально практически до секунды. В общем, все не просто, что еще раз подтверждает уникальность страны, ведь даже летосчисление в Израиле отличное от мирового!

Надо сказать, что в быту евреями используется все же григорианский обычный, вернее привычный всем календарь.

Религиозные евреи живут по календарю иудейскому, историческому. И даже работая на компьютерах, религиозные евреи настраивают их на грегорианский календарь, но называют, шутя, к примеру – «2012 не нашей эры».

Надо сказать, что до Петра 1 в России летоисчисление велось также от сотворения мира, но когда на престол в России свзошел царь Петр – все изменилось! С 1700 года с 1 января летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова. Когда в России началось летосчисление по григорианскому календарю, в России был 7208 год от сотворения мира.

Осенью 2012 года в Израиле по летоисчислению Израиля начнется 5773 год.

Арабы кстати, также живут по своему календарю. Это лунный календарь, в котором в одном месяце 28-29 дней. В арабском году соответственно меньше дней и год короче. Интересно, что в связи с этим день рождения человека в течение всей его жизни может быть в разные времена года.

Израиль также живет согласно лунному календарю, но отличается от арабского тем, что в Израиле в определенные периоды добавляется к году високосный месяц под названием Веадар.

Следовательно, в Израиле весенние месяцы – весенние, летние – летние, и так далее. И еще в Израиле имеет два года – религиозный, который начинается с марта-апреля, календарный – начинается с сентября.

Летоисчисление в Израиле – это отличительная особенность государства. Так повелось из спокон веков, благодаря сохраненным до сих пор живет по иудейскому календарю, начиная новый год в сентябре, а день с вечера!

Вконтакте

Еврейский календарь - ежегодный календарь , официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским).

Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны.

Месяцы начинаются только в новолуние, как и . - всегда в полнолуние в начале весны.

История

В истории еврейского календаря различают три главных периода:

  • библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500-450 до н. э.),
  • послебиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н. э.)
  • талмудический, до заключения (70-500).

В первый период начала месяцев и праздники определялись исключительно по «видению молодой луны» и состоянию солнца, во второй - частично по видению луны и состоянию солнца, частично по вычислениям, в третий же период - исключительно по вычислениям.

В еврейском календаре простой год состоит из 12 лунных месяцев; в високосном году прибавляется дополнительный месяц.

Как простые, так и високосные годы бывают:

  1. правильные, когда все 12 месяцев состоят попеременно из 30 и 29 дней;
  2. достаточные, когда месяц хешван, обычно имеющий 29 дней, имеет 30 дней и
  3. недостаточные, когда месяц кислев, обычно имеющий 30 дней, состоит из 29 дней.

Таким образом:

Так как праздник Песах празднуется 14-го нисана, который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных.

Номера високосных годов в 19-летнем цикле - 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей (Рош ха-Шана).

В соответствии с положениями , (10 тишрей) не может приходиться на пятницу или воскресенье (поскольку в Йом-Кипур невозможна подготовка к субботе, а в субботу - подготовка к Йом-Кипуру); соответственно, Рош ха-Шана не может быть средой или пятницей.

Хошана Раба (21 тишрей) не может приходиться на (поскольку некоторые обряды, совершаемые в этот день, рассматриваются как запрещённая в субботу работа); соответственно, Рош ха-Шана не может быть воскресеньем.

Таким образом, новый год может начаться только в понедельник, вторник, четверг или субботу.

Для того, чтобы Рош ха-Шана пришёлся на допустимый день недели, предыдущий год при необходимости удлиняют или укорачивают на один день.

В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния (новолуние мироздания), которое, по еврейским вычислениям, имело место в 3761 до н. э., в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Час в еврейской традиции делится не на минуты и секунды, а на 1080 частей (число, заимствованное из «Альмагеста» Птолемея и кратное всем однозначным делителям, кроме 7), а каждая часть - на 76 мгновений.

Теперь, через 1500 лет со времени окончательного установления еврейского календаря, вычисления его не вполне совпадают с современными астрономическими вычислениями, но ошибка не настолько значительна, чтобы возникла необходимость в исправлении календаря.

Караимы также используют еврейский календарь, с тем различием, что они делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.

Месяц (в скоб. - устар. название,

упоминаемое в Ветхом завете

Число дней Зодиакальное созвездие Вавилонское название
Нисан (Авив) 30 Овен Нисану
Ияр (Зив) 29 Телец Аяру
Сиван 30 Близнецы Симану
Тамуз / Таммуз 29 Рак Ду’узу
Ав 30 Лев Абу
Элул 29 Дева Улулу
Тишрей (Эйтаним) 30 Весы Ташриту
Хешван (Мархешван, Буль) 29 или 30 Скорпион Арахсамна
Кислев (Хислев) 29 или 30 Стрелец Кислиму
Тевет 29 Козерог Тебету
Шват 30 Водолей Шабату
Адар 29 Рыбы Адару
Адар бет 29 (только в високосном году) Адару

Фотогалерея